ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ: МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...» 28 НОЯБРЯ 2013 г.
УДК 37.061
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования в контексте потребностей сельского социума
Статья посвящена исследованию проблемы модернизации педагогического образования в контексте потребностей сельского социума. Изложены концептуальные подходы к модернизации педагогического образования, связанные со спецификой подготовки педагогических кадров к работе в сельских образовательных учреждениях.
Ключевые слова: сельский социум, сельские поселения, образование в сельском социуме, кризис сельской школы, модернизация педагогического образования.
\
I
М.П. Гурьянова
Педагогическое образование стало в последнее время предметом острых дискуссий на различных уровнях. Высказываются мысли о том, что подготовка педагогических кадров является дорогостоящей и мало продуктивной сферой, что будущему учителю «массовой» школы достаточно лишь основательной знани-евой, предметной подготовки, которую вполне можно осуществить в классических или даже технических университетах. Подобный взгляд на педагогическое образование является, с нашей точки зрения, отходом от лучших достижений профессионального образования в России, что не исключает, а, наоборот, усиливает потребность в модернизации педагогического образования.
Современная система образования в сельском социуме (предмет нашего внимания в данной статье) должна обеспечить себя специалистами, которые могут помочь миллионам людей найти свое место в жизни, тем самым обеспечить прогресс общества. Для решения этой задачи нужны новые педагогические кадры, способные управлять современными школьными системами, обучать и воспитывать детей, проживающих в непростых социально-экономических условиях сельских поселений, на качественно новом уровне. Отсюда следует вывод, что без модернизации педагогического образования кризис сельской школы, все признаки которого налицо, будет неуклонно углубляться.
© Гурьянова М.П., 2014
77
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования...
Подготовка нового поколения управленческих педагогических кадров, педагогических кадров для образовательных учреждений села рассматривается нами как важнейшее социально-педагогическое условие модернизации образования в сельском социуме, приоритетное направление модернизации страны.
В соответствии со сложившейся традицией в российском образовании управленческие кадры (начальники районных отделов образования, специалисты, директора школ) набираются из учительской среды. В начальных, основных и средних (полных) школах главное административное лицо, как правило, в прошлом учитель, получивший профессиональную подготовку в педагогическом вузе. В результате создается относительно замкнутая система как с точки зрения взглядов, так и с точки зрения практической деятельности. Бесспорно, нельзя говорить о том, что из учительской среды не могут выйти хорошие административные кадры. Могут, и это случается довольно часто.
И здесь уместно вспомнить слова известного ученого Ф.Г. Кумбса, который в своей книге писал: «В условиях рыночной экономики, когда школа на селе начинает представлять собой все более сложную структуру образования, одновременно являясь субъектом экономической деятельности, нужны специалисты, наделенные административным талантом, аналитическими способностями, навыками исследовательской работы» [4, 143].
Необходимо, чтобы сельские школы были обеспечены специально подготовленными руководителями, имеющими знания в области психологии управления, предпринимательской деятельности, правового обеспечения хозяйственно-экономической и административной работы, вооруженные новейшей информацией, средствами анализа, проведения исследований и расчетов и имеющие возможность пользоваться советами и поддержкой сведущих специалистов.
Безусловно, на рынке труда образование как отрасль, особенно на селе, находится в невыгодном положении. Чтобы соответствовать требованиям времени, сельская школа вынуждена работать в режиме активного функционирования. Сельские школы, имеющие контингент от 300 учащихся и более, встали перед необходимостью расширяться структурно за счет открытия на своей базе других образовательных, культурных и социальных, трудовых подразделений. Малочисленные школы вынуждены объединяться в более крупные образовательные структуры при сохранении юридической самостоятельности (или без ее сохранения) под началом талантливого администратора. Любой вариант свидетельствует о возрастающей значимости предпринимательских способностей руководителя общеобразовательного учреждения. Кроме того, в его руках находится будущее самого ценного достояния общества — детей. Такая ответственность, естественно, требует не только административного таланта, но и соизмеримого с ним вознаграждения.
78
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования...
Главная фигура всех изменений в школе — учитель. Педагогические кадры представляют собой ключевое звено модернизации образования. Обеспечение сельских школ преподавательскими кадрами — это не только проблема количества, но прежде всего проблема качества. Задача заключается в том, чтобы в условиях постоянного сокращения рабочих мест педагогов в силу неблагоприятной демографической ситуации сохранить достаточное число высококвалифицированных специалистов и подготовить им на смену специалистов, способных обеспечить качественно новый уровень системы образования.
Стоит вспомнить вневременные слова того же Ф.Г. Кумбса: «Образование в отличие от других отраслей является одновременно и производителем, и потребителем высококвалифицированной рабочей силы. Если оно ставит своей целью хорошо обслуживать всех остальных квалифицированной рабочей силой и совершенствоваться с каждым поколением, оно должно постоянно удерживать часть своей собственной лучшей продукции для расширения воспроизводства. Однако система образования — непривлекательная в материальном плане сфера профессиональной деятельности. Поэтому привлечение в нее высококвалифицированных специалистов — серьезная проблема» [4, 45]. Нужны дополнительные меры, стимулирующие труд молодых специалистов. В их числе могут быть следующие: повышение заработной платы, выделение ссуд на строительство жилья, улучшение социально-бытовых условий жизни, дифференцированная оплата труда, профессиональный рост, другие меры социальной защиты.
Определяя стратегию модернизации сельской школы, важно исходить из того, что школа — это совокупность различных видов педагогической деятельности, каждый из которых социально значим и требует своего кадрового обеспечения. Результативность процесса развития личности сельского школьника во многом зависит от обеспеченности сельских школ педагогическими кадрами: учителями-предметниками, специалистами по трудовому обучению, социальными педагогами, психологами, старшими вожатыми, педагогами дополнительного образования.
В районах, где преобладают малочисленные школы и имеет место дефицит предметников и других специалистов, возможны гибкие варианты кадрового обеспечения. К примеру, создание поселковой (сельской) или единой районной социально-педагогической, медико-психологической службы помощи детям и их семьям, в составе психологов, дефектологов, психиатра, логопедов, социальных педагогов, юриста.
Общественная потребность в качественно новом общем образовании требует модернизации педагогического образования на основе его приближения к реалиям сельской жизни, углубления представлений выпускников вузов о той среде, в которой им предстоит работать.
Остановимся на концептуальных подходах к модернизации педагогического образования, связанных со спецификой подготовки педагогических кадров к работе в образовательных учреждениях сельского социума.
79
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования...
Опережающий характер педагогического образования рассматривается как важный принцип модернизации педагогического образования. Социальная эффективность педагогического образования определяется тем, насколько оно соответствует изменившимся требованиям социума к сельской школе, образовательным потребностям учащихся, их родителей, аграрного сектора страны; обновившейся законодательной и нормативной базе, определяющей развитие современного образования; научным достижениям в сфере развития образования в сельском социуме; достижениям массовой образовательной практики, инновационных общеобразовательных учреждений. Речь идет о педагогическом образовании, опережающем развитие практики.
По мнению академика А.М. Новикова, уровень образования участников материального и духовного производства должен опережать уровень развития самого производства. Не образование должно обеспечивать производство, а, наоборот, производство должно пытаться достигнуть уровня образования его участников. Не производство должно диктовать свои условия системе образования, а работники образования должны задавать тон производству.
Социальная эффективность педагогического образования определяется подготовкой не только знающего, но прежде всего действующего профессионала. Способность к применению знаний на практике является одним из главных образовательных результатов педагогического образования.
Соответствие педагогического образования новому социальному заказу сельской школы и ее окружения рассматривается как важный компонент модернизации профессионального педагогического образования. В основе профессиональной подготовки педагогических кадров (учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов) к работе в общеобразовательных учреждениях села лежит своеобразный социальный заказ сельской школы и ее окружения на выпускника педагогического вуза, колледжа. Основные требования, предъявляемые обновляющейся системой образования на селе к выпускнику вуза, лежат в сфере личностных качеств, ценностных ориентаций, профессиональных компетентностей, базовых знаний, межпредметной и многофункциональной педагогической деятельности. Ориентация на эти требования будет способствовать естественной и эффективной интеграции молодого специалиста в жизнь школы и социокультурную жизнь села.
Реализация в педагогическом образовании личностно-развивающей функции педагогической деятельности. Ведущей тенденцией развития современного педагогического образования является переход от доминанты только знаниевой к знаниевой и личностной парадигме педагогической деятельности. Речь идет об обучении студентов технологиям практической деятельности, предполагающим последовательное создание в воспитательном и образовательном процессе педагогических ситуаций, востребующих и развивающих личностное начало в ребенке, способствующих развитию
80
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования...
личности, ставящих учащегося в позицию, когда он самостоятельно принимает решения, излагает свою точку зрения, берет на себя ответственность за то или иное решение.
Профессиональная социализация педагога ориентирована на знание трех составляющих: знание ребенка, знание предмета, знание методики обучения. Современная педагогическая деятельность сегодня утрачивает черты спонтанно-ритуального поведения учителей и воспитателей. Последние все больше стремятся к рефлексии процесса и результатов педагогического действия, к выявлению оснований для его исполнения. В современной педагогической деятельности сочетаются, хотя и не без противоречий, тенденции к возрастанию ее наукоемкости (диагностика целей и результатов, модульность, информационная поддержка, стандартизация), к усилению субъектно-авторской позиции педагога. Противоречия между этими двумя аспектами профессиональной социализации педагога отражают традиционное для педагогического образования расхождение между собственно педагогическим, профессиональным (ориентированным на развитие личности ребенка) развитием педагога и его подготовкой к деятельности в сфере определенного предмета (специализации). Вузы по-прежнему обучают будущих учителей преимущественно предметному компоненту педагогической деятельности и некоторым простейшим механизмам психологической поддержки учения школьников — стимулированию, мотивированию, обучению их некоторым способам учебной деятельности. В результате учитель готов работать с ребенком главным образом на индивидном, а не на личностном уровне, то есть в поле его зрения оказывается главным образом интеллект, операциональная успешность, исполнение предписанных функций, а не личностная самоорганизация, личностные функции ребенка.
Подготовленность к целенаправленной социализации учащихся в условиях школы и открытой социальной среды рассматривается как важная составляющая педагогического образования, целевая ориентация учебных дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов. Педагогическое образование предполагает формирование специалиста, профессионально подготовленного к решению задач по целенаправленной социализации личности учащихся в условиях школы и открытой социальной среды, то есть обучение технологиям организации социально-педагогической деятельности в социуме, в процессе которой специалист реализует себя как воспитатель, общественный деятель, социальный педагог. Педагогическое образование будущего учителя сельской школы должно быть ориентировано на многопрофильность его деятельности, подготовку его как учителя-предметника, воспитателя, общественника.
Подготовленность к различным дифференциациям в сфере образования. Педагогическое образование предполагает психолого-педагогическую подготовленность специалистов к различным дифференциациям в сфере об-
81
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования...
разования: по профессиональной квалификации учителей, по различным социально-экономическим и социокультурным условиям функционирования школы; по типам и видам общеобразовательных учреждений; по социокультурным, национально-региональным, природоклиматическим особенностям региона.
Психологическая подготовленность к работе в сложных социальных условиях села. Педагогическое образование предполагает формирование специалиста, обладающего психологической готовностью к работе в сложных социально-психологических, (оценивается «всем миром»), социокультурных (ограниченность культурной жизни), социально-педагогических, социально-бытовых условиях жизни села.
Сформированность определенных личностных качеств, ценностных ориентаций. В качестве базового компонента профессионального образования рассматривается сформированность определенных личностных качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих успешную социально-психологическую и профессионально-ролевую адаптацию в сельском социуме, интеграцию в социокультурное пространство села.
Осознание роли школы в жизни села. Педагогическое образование нацелено на осознание выпускниками вуза исключительно важной роли школы в жизни села, понимание социальных функций учителя на селе, осознание специфических задач сельской школы и овладение умениями решать их средствами своего предмета, дополнительного образования.
Формирование знаний и умений профессионально работать с растущей личностью и со средой. Главнейшая особенность профессиональной подготовки специалиста — психолого-педагогическая готовность работать не только с учащимися, но и с их родителями, семьями и в целом — с жителями села. Речь идет о том, что одним из базовых компонентов профессионального педагогического образования является обучение умению профессионально работать с растущей личностью (оказывать поддержку личностной социализации ребенка на всех этапах его социального взросления) и с окружающей средой (содействовать процессу гуманизации, окультуривания окружающей среды).
Знание социально-психологических особенностей сельского ребенка. В основе профессиональной готовности специалиста, ориентированного на личностную парадигму (когда в поле его деятельности оказываются проблемы личностной самоорганизации индивида, а не только интеллект, исполнение предписанных функций), должно быть знание социально-психологических особенностей сельского ребенка, осознание социально-педагогических условий, влияющих на социальное формирование личности.
Вооружение специалиста образовательными и воспитательными, социально-педагогическими технологиями, адекватными условиям малочисленных классов. Педагогическое образование, ориентированное на потребности сельского социума, предполагает вооружение специалиста образовательны-
82
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования...
ми и воспитательными социально-педагогическими технологиями, адекватными условиям малочисленных классов и позволяющими ему добиваться значительных образовательных и воспитательных результатов.
Взгляд на сельскую школу как открытый социально-педагогический институт. В процессе профессионального педагогического образования у специалиста должен быть сформирован взгляд на сельскую школу как на открытый социально-педагогический институт, который одновременно является и общеобразовательным учреждением, и культурным центром села и организатором социально-педагогической работы с населением, и инициатором работы с детьми и молодежью на селе, и организатором социальной помощи и поддержки нуждающимся.
Включение в педагогическое образование модели личностно ориентированной социально-педагогической деятельности. Подготовка педагогических кадров, способных к реализации идей модернизации сельской школы, предполагает и такую трансформацию в сфере педагогического образования, как включение в его структуру модели (различных моделей) личностно ориентированной социально-педагогической деятельности как ориентировочных основ его профессионального саморазвития, отражения указанных основ в стандартах педагогического образования. Понятие социально-педагогической деятельности в данном контексте трактуется широко и включает подготовку не столько к предметной деятельности, сколько к решению широкого круга проблем, связанных с охраной и укреплением физического здоровья детей, решением социально-педагогических проблем семьи, организацией педагогической работы в открытой социальной среде. Это и подготовка к работе с родителями, жителями деревни, взаимодействию с местной властью, представителями предприятий, работниками клуба, библиотеки, ветеранами, мастерами-умельцами, то есть подготовка к выполнению разных социальных ролей, что характерно для учителя сельской школы.
Личностно ориентированная исследовательская деятельность в сфере историко-культурного наследия российского села. Для профессиональной специализации будущего учителя сельской школы важной составляющей содержания педагогического образования является личностно ориентированная исследовательская деятельность в сфере историко-культурного наследия российского села. Будущий учитель сельской школы должен иметь представление об истории развития деревни, о народной культуре, литературном наследии о крестьянстве и судьбе деревни, сельском хозяйстве. Большую значимость имеет ориентация выпускника вуза на творческую деятельность в образовании, основная задача которой поиск нестандартных подходов к решению той или иной проблемы, способность создавать новый опыт, новую практику воспитания и образования. В целом выпускник вуза должен обладать высоким уровнем общекультурного развития, что позволит ему успешно адаптироваться в сельской среде.
83
Проблемные аспекты модернизации педагогического образования...
Изложенные подходы следует дополнить идеями, предложенными коллективом Шуйского педагогического университета. В их числе:
— целевая ориентация профессиональной подготовки на потребности сельских районов региона, что может определить ориентацию вуза на интегрированные и многопрофильные учительские специальности, требующие новых образовательно-профессиональных и учебных программ;
— многоплановая профилизация будущего учителя сельской школы;
— усиление межпредметной интеграции путем сокращения общего числа образовательных предметов за счет интеграции близкородственных курсов;
— единство общеобразовательной, общекультурной и профессиональной подготовки специалистов;
— интеграция научных и методических знаний учителя;
— выделение «сельского аспекта» в учебно-тематических планах, образовательно-профессиональных программах вуза.
Модернизация педагогического образования должна базироваться на таких подходах, как опережающий характер образования; соответствие педагогического образования новому социальному заказу сельской школы и ее окружения; реализация в педагогическом образовании личностно развивающей функции педагогической деятельности; подготовка студентов к целенаправленной социализации учащихся в условиях школы и открытой сельской социальной среды; подготовленность студентов к различным дифференциациям в сфере образования в сельском социуме; осознание особой роли школы в жизни села, ее специфических задач и предназначения; знание социально-психологических особенностей сельского ребенка и др.
Литература
1. Гуртовой ЕС., Добродеева И.Ю. Контрактная система подготовки кадров: теория, технология, опыт. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004. 152 с.
2. Гурьянова М.П. Активно-созидательная миссия социальной педагогики в сельских поселениях. Курган; Москва: Изд-во ИСПС РАО, 2011. 473 с.
3. Гурьянова М.П, Пальчикова Т.В. Кадры сельской школы России. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2003. 176 с.
4. Кумбс Г. Ф. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. 261 с.
5. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.