Научная статья на тему 'Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы'

Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Медико-педагогический подход / здоровье / культура здоровья / здоровьесберегающая деятельность / сельский социум / Medically-pedagogical approach / health / health culture / healthsaving activity / rural area

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимиров Федор Федорович

В работе представлены теоретические основы организации здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы. Определены экономические, социальные, демографические, психолого-педагогические и социокультурные факторы реализации медико-педагогического подхода к формированию у сельских школьников культуры здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимиров Федор Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medically-Pedagogical Approach to Health-Saving Activity Organization in a Rural Area School

This work presents theoretical foundations of health-saving activity organization in a rural area school. Economic, social, demographic, psychologicalpedagogical and social-cultural factors of realization of medically-pedagogical approach to developing health culture of rural area school children are determined.

Текст научной работы на тему «Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы»

УДК 37.89 ББК 74.9

Тимиров Федор Федорович

преподаватель г. Нижний Тагил Timirov Fyodor Fyodorovich

Lecturer Nizniy Tagil

Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы Medically-Pedagogical Approach to Health-Saving Activity Organization in a

Rural Area School

В работе представлены теоретические основы организации здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы. Определены экономические, социальные, демографические, психолого-педагогические и социокультурные факторы реализации медико-педагогического подхода к формированию у сельских школьников культуры здоровья.

This work presents theoretical foundations of health-saving activity organization in a rural area school. Economic, social, demographic, psychological-pedagogical and social-cultural factors of realization of medically-pedagogical approach to developing health culture of rural area school children are determined.

Ключевые слова: Медико-педагогический подход, здоровье, культура здоровья, здоровьесберегающая деятельность, сельский социум.

Key words: Medically-pedagogical approach, health, health culture, health-saving activity, rural area.

Состояние здоровья детей в условиях сельского социума в последние годы вызывает острую тревогу нашего общества. Согласно научным исследованиям, проведенным в различных регионах России, по числу больных детей лидируют именно сельские школьники за счет самой высокой заболеваемости органов пищеварения, нервно-психических болезней, патологии костно-мышечной системы, ЛОР-органов (2; 3). Распространенность хронических заболеваний среди сельских школьников в настоящее время становится заметной и педагогам. Среди них 88,4% из числа опрошенных указало на наличие в их школах от 15 до 50% детей-

хроников. По данным опроса, наиболее часто встречаются острые респираторно-вирусные инфекции (в 62,3%), нарушения зрения (в 30,1%), нарушения осанки и сколиозы (в 19,9%), заболевания органов пищеварения (18,6%), органов дыхания (11,9%) (5).

Поскольку в стенах образовательного учреждения дети проводят не менее одной трети суток, и именно в начальной школе закладывается фундамент здоровья и полноценного развития ребенка, здоровьесберегающее направление деятельности педагогического коллектива школы является не только целесообразным, но и необходимым.

Каждая сельская школа России функционирует в неповторимых региональных социально-экономических и социально-культурных условиях. Однако все эти школы объединяет наличие проблем, обусловленных действием общеизвестных факторов риска (устаревшая материально-техническая база, несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса, неудовлетворительное медицинское обслуживание и т. д.), которые на селе еще более обострены в силу низкого уровня финансового снабжения, недостаточной кадровой обеспеченности и т. п. В связи с чем, возможность реализации медико-педагогического подхода к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях сельской школы будет зависеть от следующих факторов:

1. Экономических (уровень экономического развития региона и района, в котором функционирует сельская школа; бюджет муниципальных образований; уровень доходов населения; хозяйственные традиции региона; финансовозатратность медицинского обслуживания населения и проведения медико-профилактических мероприятий).

2. Социальных (социальные условия функционирования сельских школ, работы сельских учителей и медицинских работников; обеспеченность медико-педагогическими кадрами; уровень медицинского обслуживания на селе; условия проживания сельских жителей; социокультурные, образовательные и медицинские возможности сельского социума).

3. Демографических (уровень рождаемости, перспективы развития и функционирования сельского социума, миграционные процессы в регионе).

4. Психолого-педагогических (профессиональный уровень сельских учителей, возможность повышения квалификации в рамках избранного направления реализации здоровьесберегающих стратегий, актуализации медико-педагогического потенциала современного образовательного процесса; потребность в повышении у сельских школьников уровня культуры здоровья; соответствие программно-методического обеспечения образовательного процесса специфике села и ценностям сельского образа жизни; структура и содержание национально-регионального и школьного компонентов учебного плана школы; выбор медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий, воспитательных форм учебной и внеучебной деятельности, дополнительного образования с учетом наполняемости классов, состояния здоровья учащихся).

5. Социокультурных (возможности сохранения и развития на селе традиций здорового образа жизни; уровень взаимодействия и взаимосотрудничества всех субъектов сельского социума; наличие общих целей и установок в формировании у сельских жителей культуры здоровья; вхождение сельского социума в единое информационное пространство; влияние средств массовой информации на ценностные ориентации сельских школьников).

Среди различных факторов особое значение занимают факторы школьной среды и образа жизни, которые напрямую определяет уровень здоровья сельских школьников. Результаты исследований Г.И. Сидоренко, Е.Н. Кутепова, В.Р. Кучмы свидетельствуют о том, что вклад факторов внутришкольной среды в формирование здоровья детей составляет от 20 до 30% (4).

Начало школьного обучения всегда рассматривалось физиологами, гигиенистами, педагогами и психологами как один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Поступление в школу приносит с собой целый комплекс новых воздействий на детский организм, адаптация к которым сопряжена

нередко со значительным напряжением. От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его дальнейшего обучения. Младший школьный возраст - это период интенсивного морфо-функционального созревания детского организма, специфическими особенностями которого остаются пластичность и высокая чувствительность к факторам окружающей среды. Не случайно внимание многих ведущих педагогов и психологов (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьев и др.) приковано к начальному звену образования, так как именно в этом возрасте складывается и проявляется до 70-80% личностных качеств ребенка. К особенностям функционирования сельской начальной школы относятся также безальтернативность образовательного пространства, региональная специфика устройства и функционирования школы, сочетание общеобразовательной подготовки с подготовкой учащихся к сельскохозяйственному труду.

Указанные особенности организации учебного процесса в сельской школе имеют, однако, свои преимущества. Опытный педагог, например, может извлечь из малочисленности класса возможность максимально индивидуализировать обучение. Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка, декларируется документами по модернизации образования. Личностно-ориентированное обучение - это то, в чем остро нуждается современная школа, построенная преимущественно на фронтальных методах работы, и что является одним из самых главных здоровьесберегающих факторов пребывания детей в школе.

В современных условиях школа часто является единственным культурно-образовательным учреждением на селе. Поэтому в начальной школе учителю необходимо не только максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (в том числе и в отношении здоровья), но и использовать доступные средства для коррекции отставания в развитии и нарушений их здоровья.

Вышевысказанные позиции реализуются в последнее десятилетие в идее создания школ, содействующих укреплению здоровья. Работа таких школ

направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, именно здесь полноценно и эффективно, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Активно участвуя в культурно-просветительской деятельности населения, организуя на своей базе досуг для детей, молодежи, взрослых жителей села, выдвигая культурные инициативы, сельская школа, с одной стороны, наполняет социокультурным содержанием окружающую среду, а с другой стороны, обогащая свою жизнь духовными ценностями среды, обеспечивает саморазвитие. Исходя из ограниченных ресурсов современного сельского социума, целесообразно (с экономической, культурно-просветительской, учебно-воспитательной, профилактической точек зрения) сохранение и расширение на селе сети интегрированных моделей школ (например, «детский сад - школа - сельский клуб - медицинский пункт»), проектирование и реализацию вариативных блочно-модульных моделей образования сельских школьников на основе внедрения здоровьесберегающих технологий.

С учетом вышесказанного здоровьесберегающая деятельность в условиях сельской школы должна отвечать следующим характеристикам:

- Ориентированность на здоровый образ жизни, здоровье как основную жизненную ценность человека, составляющую общую культуру личности;

- Вариативность и гибкость разработанных технологий и методик;

- Открытость для инноваций и развиваемость предложенных здоровьесберегающих технологий;

- Возможность педагога максимально использовать свой личностный потенциал в медико-педагогической деятельности, умение выйти из круга педагогических стереотипов на новую систему оценки результатов по формированию культуры здоровья учащихся и самосовершенствование в профессиональной деятельности;

- Использование индивидуального подхода к личности;

- Сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;

- Ориентация на осуществление права на выбор;

- Сочетание медико-педагогических требований педагога, возможностей и потенциала ребенка.

Практические результаты эффективной организации

здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях (1) определяют значимость следующих элементов в реализации медико-педагогического подхода в условиях сельской школы: руководство, содействие здоровью и образованию в области здоровья, школьная служба здоровья, здоровая и сохранная среда, интеграция школьных и социальных программ, специализированные службы для учащихся со специальными потребностями. Отличительными характеристиками данного подхода являются: определение руководства как важного элемента в координации и интеграции других элементов и внимание на учащихся со специальными потребностями.

На основе работ И.В. Кузнецовой, Х. Хайвиса были выявлены следующие аспекты для реализации медико-педагогического подхода в организации здоровьесберегающей деятельности в сельской школе:

1. Базисное руководство. Сельские школьники должны получить специальные медицинские знания, приемлемые для их возраста. Само обучение при этом должно вестись по методике, способствующей развитию жизненно необходимых навыков.

2. Навыки здоровья, обучение которым предусмотрено в учебном плане. Учителям школы рекомендуется в преподавании разных предметов использовать примеры, связанные со здоровьем, что позволит заинтересовать сельских школьников и приблизить различные предметы к его реальной жизни.

3. Проблема здоровья в школе. Данный аспект раскрывается как превращение сельской школы в место, где особое внимание уделяется здоровью, включая соблюдение норм гигиены и использование оборудований, отвечающего гигиеническим стандартам.

4. Медицинские услуги в школе. Указывается, что школа должна тесно взаимодействовать с медицинскими работниками для совместного решения таких задач как:

- организация профилактических мероприятий: профилактика заболеваний школьников, членов их семей;

- просветительская работа, включающая обеспечение школьников необходимой информацией о здоровье (гигиене и питании);

- предоставление квалифицированной помощи учителям и школьникам в медицинских вопросах;

- предоставление медицинской помощи школьникам с различными проблемами.

Являясь центром социокультурной сферы села, школа обладает большим здороровьесберегающим потенциалом, возможностью функционирования в качестве «школы здоровья». Полифункциональность деятельности сельского учителя в сельской школе должна выражаться не только в «многопредметности» его профессиональной подготовки, но и в роли педагога, способствующего формированию здоровой среды обитания ребенка и высокой медицинской активности учащихся и родителей.

Библиографический список

1. Кузнецова И.В. Психолого-педагогические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... психол. мед. наук. М., 2003. 45 с.

2. Никитин С.В., Мубаракшин Р.Р. Проблемы управления здоровьем детей в сельской местности // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: материалы науч.-практ. конф. М.: ГУНЦЗД РАМН, 2002. С. 260-261.

3. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале XXI века: монография. М.: Центр образовательной литературы, 2003. 502 с.

4. Современная сельская начальная малочисленная школа: проблемы гигиены и охраны здоровья учащихся : методические рекомендации / Под ред. М.И. Степановой. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2003. 100 с.

5. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г. Охрана здоровья и физическое развитие детей в условиях современного сельского социума. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2006. 93 с.

Bibliography

1. Kuznezova I.V. Psychological-Pedagogical Reasons for Health-saving Technologies in Educational Organizations: Abstract of Doctor Medical-Psychological Science. M., 2003. - 45 p.

2. Nikitin S.V. Mubarakshin R.R. The management Problems of Children's Health in a Rural Area // Education and Upbringing of Children and Teenagers: Hygienical Problems: Materials of Scientific-Practictical Conference. M.: RHSA, 2002. - P. 260-261.

3. Sillaste G.G. Rural School and Russian Village at the Beginning of XXI Century: Monograph. M.: The Center of Education Literature, 2003. - 502 p.

4. Modern Rural Basic Scanty School: Problems of Hygiene and Children's health-Saving: methodical recommendation / red. M.I. Stepanova. M.: publishing house REA, 2003. - 100 p.

5. Sonkin V.D., Zaytseva V.V., Makeeva A.G. Health-Saving and Physical Development of Children in a Modern Rural Area. M.: REA Publishing Centre, 2006. - 93 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.