Научная статья на тему 'Оценка эффективности здоровьесберегающей педагогической системы сельской школы'

Оценка эффективности здоровьесберегающей педагогической системы сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замалядинова Оксана Владиславовна

Статья посвящена процессу здоровьесбережения в сельской школе. Описана здоровьесберегающая педагогическая система сельской школы. На основе математической модели дана оценка эффективности реализации такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замалядинова Оксана Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности здоровьесберегающей педагогической системы сельской школы»

УДК 371.72(1-22)

Замалядинова Оксана Владиславовна

Заместитель директора по Вр МБОУ СОШ№ 27 села Львовского Северского района Краснодарского края, соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета (КубГУ), oksana-gaas@mail.ru, Краснодарский край

оценка эффективности здоровьесберегающей

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СЕЛьСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена процессу здоровьесбережения в сельской школе. Описана здоровьесберегающая педагогическая система сельской школы. На основе математической модели дана оценка эффективности реализации такой системы.

Ключевые слова: системный подход к здоровьесбережению в общеобразовательном учреждении, здоровьесберегающая педагогическая система и оценка эффективности.

Zamalyadinova Oksana Vladislavovna

He applicant of chair of social work, psychology and pedagogic of high educati of the Kuban State University (KubSU), oksana-gaas@mail.ru, Kuban

THE PERFORMANCE INDICATOR OF PEDAGOGICAL HEALTH SAVING SYSTEM OF RURAL SCHOOL

Abstract. The article is devoted to the process of health saving in rural school.The system of pedagogical health saving of rural school is described here. According to the mathematical model, the performance indicator of realization of such system is also given in the article.

Keywords: The system approach to health saving in General school, the pedagogical health saving system and performance indicator.

В настоящее время возможности сельских населенных пунктов в предоставлении разнообразных образовательных услуг весьма ограничены. В связи с этим следует существенно менять подходы к организации деятельности образовательных учреждений на селе с целью сохранения села как социокультурного феномена и обеспечить сельским детям полноценное образование, которое бы позволило им стать конкурентоспособными в будущей жизни. Следовательно, становится актуальной задача создания принципиально новой модели образовательной системы на селе, которая была бы способна обеспечить оптимальные условия для образования, разностороннего развития и сохранения здоровья учащихся сельской школы, а также соответствовала требованиям новых ФГОС [4].

Сохранение и формирование здоровья учащихся, создание условий для полной реализации их возможностей предполагает учет большого количества взаимообусловленных

факторов, что представляется возможным лишь с позиций системного подхода [1; 2].

Здоровьесберегающая система образования представляется нам как совокупность разнонаправленных здоровьесберегающих технологий и основных ее составляющих в целом, научно и инструментально обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, их социальный, психический, физический и духовный комфорт.

Мы пришли к выводу, что прилагательное «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической системы, показывающей, насколько при реализации данной педагогической системы решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели педагогической системы, и таким образом фиксирует со-

ответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.

Под здоровьесберегающей педагогической системой мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания управляемого, организованного, планомерного и целенаправленного педагогического влияния на формирование у учащихся мотивации здорового образа жизни, укрепления и сохранения их здоровья собственными силами.

Сельская школа как педагогическая система - это самостоятельная развивающаяся и управляемая целостность, состоящая из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование здоровьесбе-регающей педагогической системы сельской школы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями сельского социума. Цели определяют содержание педагогической системы сельской школы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации.

Компоненты здоровьесберегающей педагогической системы сельской школы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании сельская школа как здоровьесберегающая педагогическая система представлена нами совокупностью системообразующих факторов, условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами. Системообразующие факторы представлены целями и результатами; условиями функционирования - социально-педагогическими и временными условиями; структурными компонентами - управляющей (педагогическим коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональными компонентами - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Предложенная нами здоровьесберегаю-щая педагогическая система сельской школы имеет 6 компонентов целевой, содержательный, деятельностный, организационно-вос-

питательный, учебно-процессуальный, оценочно-диагностический (рис.).

Здоровьесберегающая педагогическая система сельской школы предусматривает формирование у учащихся определенной суммы знаний, умений и навыков по вопросам здорового образа жизни, в том числе практических навыков и умений сохранения и формирования здоровья.

Суть здоровьесбережения в образовании заключается в самой педагогической системе, которая обеспечивает психофизический и социально-духовный комфорт субъектам образовательного процесса, интеллектуальную и физическую работоспособность, пробуждает активность, интересы и потребности к познанию.

К здоровьесберегающим педагогическим системам можно отнести многие известные сегодня инновационные педагогические системы (например, О.В. Заславской [3]), основанные на принципах гуманизации, демократизации и сотрудничества.

Эффективной реализации здоровьесбере-гающей педагогической системы сельской школы способствует создание следующих условий:

- учет социокультурных особенностей села при моделировании здоровьесберегаю-щей педагогической системы сельской школы;

- формирование у учащихся отношения к здоровью как основополагающей ценности;

- опора в образовательном процессе на здоровый образ жизни его участников;

- стимулирование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении и осознания участниками образовательного процесса личной ответственности за собственное здоровье;

- разработка и реализация в образовательном процессе здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса, включение элементов здоровьесбережения и здорового образа жизни в общеобразовательные предметы;

- организация службы здоровья, объединяющей субъектов образовательного процесса, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения и управляющая здоровьесберегающей деятельностью в образовательном учреждении;

- создание диагностического инстру-

Целевой компонент

Социальные цели: Сохранение и по возможности укрепление здоровья участников образовательного процесса с учетом реальных социокультурных условий села Психолого-педагогические цели: Повышение эффективности образовательного процесса посредством здоровьесберегающей работы, формирование ценностного отношение к собственному здоровью и устойчивой мотивации ЗОЖ, охрана и укрепление физического и психического здоровья участников образовательного процесса Методические цели: Организация новых способов действия, сотрудничества педагога и учащихся, реализация оптимального комплекса форм, методов, средств обучения, приобщение всех участников образовательного процесса к здоровьсбережению

Содержательный компонент

Психолого-педагогический блок: Программа «Здоровый образ жизни», «Школа здоровья для родителей», диагностирование, тестирование, анкетирование Гигиенический блок: гигиеническое обеспечение образовательного процесса, конструирование образовательного оздоровительного пространства школы Оздоровительный блок: практикумы здоровья, дополнительные уроки ФЗК и ОБЖ, динамические паузы, фитобар, зона психологической разгрузки, игровые зоны

Деятельностный компонент

Педагогические Формы: Урочные

методы: (урок, практикум),

Формирование внеурочные (часы

сознания здоровья, декады,

(убеждения), праздники здоровья,

организации спортивные

деятельности и соревнования, секции

формирования по видам спорта,

опыта поведения, кружки «Здоровая

стимулирования и пища», «Основы

мотивации медицинских знаний»

Учебно-

процессуальный компонент

Интеграция здоровьесберегающих знаний у учебный дисциплины школы, междисциплинарная связь

Воспитательно-оздоровительны й компонент

Целесообразные взаимоотношения педагогов, учащихся и родителей, их взаимодействие

Оценочно-диагностический компонент

Педагогический мониторинг здоровья: медицинское наблюдение, психолого-педагогическое тестирование, анкетирование, формуляры здоровья учащихся. Повышение успеваемости в связи с улучшением состояния их здоровья

Рисунок - Здоровьсберегающая педагогическая система сельской школы

ментария для отслеживания изменений состояния здоровья учащихся, ценностного отношения к ЗОЖ, а также выявление корреляционной зависимости между состоянием здоровья учащихся и результатами их учебной деятельности;

- определение критериев оценки эффек-

тивности качества здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, созданные нами психолого-педагогические условия способствовали реализации здоровьесберегающей педагогической системы в практике работы сельской школы. Но как оценить ее эффективность?

Многочисленные и разрозненные критерии оценки эффективности здоро-вьесберегающей педагогической системы сельской школы были скомпонованы нами в 5 основных критериев (таблица 1): 1) медико-профилактический; 2) учебно-процессуальный; 3) воспитательно-оздоровительный; 4) физкультурно-оздоровительный; 5) оценочно-рефлексивный.

Для оценки эффективности реализованной модели здоровьесберегающей педагогической системы сельской школы по указанным критериям необходима была методика математических измерений эффективности здоровьесберегающей образовательной модели. За основу расчета эффективности мы взяли математическую модель системы мониторинга здоровьесберегающей деятельно-

сти образовательного учреждения [4].

Авторы методики взяли за основу положение, что система мониторинга здоро-вьесберегающейдеятельности образовательного учреждения включает секторы в,, где I = 1, 2, ..., п. В свою очередь, ьый сектор представляет набор критериев ¥',, где ] = 1, 2, ... т. Для каждого сектора I количество критериев т1 может быть различным. В данной системе мониторинга присутствуют квалиметрические и качественные критерии. По каждому критерию ¥ исследуемый объект должен получить оценку Ь...

Таким образом, для мониторинга здоро-вьесберегающей деятельности школы необходимо было провести исследование по каждому ьому сектору и получить оценку Ьц по каждому критерию. Представление данных

Таблица 1 - Критерии эффективности здоровьесберегающей педагогической системы

Критерий Показатели Методика определения

1. Медико-профилактический - число дней, пропущенных по болезни на 1 ученика (в полугодие, год) - распределение учащихся по группам здоровья - распространенность заболеваний - физическое развитие Классный журнал Данные профилактических медицинских осмотров

2. Учебно-процессуальный - успеваемость, - качество обученности - результаты ЕГЭ Классный журнал Тестирование Наблюдение

3. Воспитательно-оздоровительный - реализация в жизнедеятельности принципов ЗОЖ, осуществление педагогами деятельности по сохранению и укреплению здоровья, ценностное отношение к здоровью, владение здоровьесберегаю-шими технологиями, методиками анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье, методикой экспертизы учебного процесса Наблюдение, опрос, тестирование

4. Физкультурно-оздоровительный Уровень физической подготовленности Тестирование: бег на 30 м; бег на 1000 м; подтягивание на перекладине, (юноши); подъём туловища за 30 сек., (девушки); прыжок в длину с места.

5. Оценочно-рефлексивный - здравоведческая компетентность педагога; - здравоведческая компетентность учащегося; - здравоведческая компетентность родителей учащихся. Анкетирование

Таблица 2 - Уровни эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Диапазон Уровень

90 < 0* <100 высший уровень, соответствующий высшему уровню здоровьесберегающей деятельности школы

75<£*<89 высокий уровень, соответствующий высокому уровню здоровьесберегающей деятельности школы

60 < ¡2* <74 средний уровень, соответствующий среднему уровню здоровьесберегающей деятельности школы

45<£*<59 репродуктивный уровень соответствует достаточному уровню здоровьесберегающей деятельности школы

25 < 0* <44 непродуктивный уровень, соответствующий низкому уровню здоровьесберегающей деятельности школы

0*0**24 несоответствие деятельности школы стандартам здоровьесберегающего образования

в абсолютных величинах стало начальным этапом накопления данных по состоянию здоровьесберегающей работы.

Поскольку в пределах каждого сектора имелось различное количество критериев здоровьесберегающей деятельности, для возможности сопоставления реализации различных секторов необходимо вычисление процентных оценок по каждому из п секторов. Для получения процентной оценки по ьому сектору требовалось предварительно вычислить максимальное количество баллов Ытах в абсолютных величинах, которое может быть получено в результате исследования по ьому сектору, а затем отыскать процентную оценку. Таким образом, мы получали представление данных в относительных величинах, а затем рассчитывали процентный коэффициент

Уровень эффективности здоровьесбере-гающей деятельности школы оценивался по шкале (таблица 2).

В рамках использованной нами здоро-вьесберегающей модели предполагалась от-

дельная квалиметрическая оценка каждого мониторируемого сектора, составляющего здоровьесберегающую педагогическую систему, и итоговая оценка совокупной эффективности здоровьесберегающей деятельности по комплексу секторов.

Применив математический алгоритм, мы получили возможность оценить эффективность здоровьесберегающей педагогической системы (таблица 3).

Так, в 2008/2009 учебном году (констатирующий этап) по медико-профилактическому критерию показатель эффективности составлял 16,31%, что не соответствовало стандартам здоровьесберегающего образования. Этот же показатель в 2009/2010 учебном году составил уже 73,52%, что соответствовало среднему уровню здоро-вьесберегающей деятельности школы; и наконец, в результате проведения формирующего эксперимента, в 2010/2011 учебном году показатель достиг 84,51%, что соответствовало высокому уровню здоровьесбере-гающей деятельности школы.

Таблица 3 - Оценка уровня эффективности здоровьесберегающей деятельности (2008/2011гг., в %)

Критерий 2008/2009 2009/2010 2010/2011

Медико-профилактический 16,31 73,52 84,51

Учебно-процессуальный 28,34 47,86 88,33

Воспитательно-оздоровительный 9,17 42,81 91,67

Физкультурно-оздоровительный 26,41 61,78 87,86

Оценочно-рефлексивный 29,44 66,44 88,12

Средний показатель 21,93 58,482 88,098

Показатели эффективности здоровьес-берегающей деятельности образовательного учреждения по учебно-процессуальному критерию составили соответственно: 2009г. - 28,34% (непродуктивный уровень, соответствующий низкому уровню здо-ровьесберегающей деятельности школы), 2010г. - 47,86% (репродуктивный уровень соответствует достаточному уровню здоро-вьесберегающей деятельности школы), и в 2011г. - 88,33% (высокий уровень, соответствующий высокому уровню здоровьесбере-гающей деятельности школы).

Показатели эффективности здоровьесбе-регающей деятельности образовательного учреждения по воспитательно-оздоровительному критерию составили соответственно: 2009г. - 9,17% (несоответствие деятельности школы стандартам здоровье сбережения); 2010г. - 48,21% (репродуктивный уровень соответствует достаточному уровню здоро-вьесберегающей деятельности школы), и в 2011г. - 91,67% (высший уровень, соответствующий высшему уровню здоровьесбере-гающей деятельности школы).

Показатели эффективности здоровьесбе-регающей деятельности образовательного учреждения по физкультурно-оздоровительному критерию составили: 2009г. - 26,41% (непродуктивный уровень соответствует низкому уровню здоровьесберегающей деятельности школы), 2010г. - 61,78% (средний уровень, соответствующий среднему уровню здоровьесберегающей деятельности школы), и в 2011г. - 87,86% (высокий уровень, соответствующий высокому уровню здоровьесбе-регающей деятельности школы).

Показатели эффективности здоровьесбе-регающей деятельности образовательного учреждения по оценочно-рефлексивному критерию составили: 2009г. - 29,44% (непродуктивный уровень соответствует низкому уровню здоровьесберегающей деятельности школы), 2010г. - 66,44% (средний уровень, соответствующий среднему уровню здоро-вьесберегающей деятельности школы), и в 2011г. - 88,12% (высокий уровень, соответствующий высокому уровню здоровьесбере-гающей деятельности школы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно первичным показателям, по-

лученным в ходе констатирующего эксперимента, уровень здоровьесберегающей деятельности школы в 2008/2009 годах не соответствовал стандартам образования (21,93%), в 2009/2010 уровень был репродуктивным и соответствующим достаточному уровню здоровьесберегающей деятельности школы (58,48%), а в 2010/2011 году уровень был высоким - 88,1%, соответствующим высокому уровню здоровьесберегаю-щей деятельности школы.

Таким образом, мы получили положительную динамику всех показателей по каждому критерию эффективности, что свидетельствует о том, что разработанная нами здоровьесберегающая педагогическая система сельской школы эффективна и может применяться в адаптированном виде (с учетом условий конкретного образовательного учреждения) в здоровьесберегаю-щей деятельности сельских школ.

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-ВУЗ»: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - 325с.

2. абаскалова Н. П. Проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогов // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи. - Новосибирск, 2009. - С. 6-9

3. Заславская О. В. Здоровьесберегающая педагогика как основа современной системы воспитания детей // Территориальные проблемы социальной профилактики: Сб. научн. трудов ЦНИИ ОИЗ Росздрава - Вып.1. - М., 2009. - С. 5-15.

4. Зверкова а. Ю., абаскаловаН. П. Формирование ключевой компетенции «Быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения //Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск, 2012. - №9. - С. 25-29.

5. Пожарский Д. А., Пожарская Е. Н., Молчанов А. А. Математическая модель системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Современные научные исследования и инновации. -Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3185 (дата обращения 15.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.