Научная статья на тему 'Стратегические установки по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций'

Стратегические установки по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна, Андрюхина Татьяна Владимировна, Кетриш Евгения Валерьевна

Представлены результаты по разработке стратегических установок по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, системообразующим фактором которой является научно обоснованная идея преобразования существующей системы управления здоровьесбережением, нацеленная на формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности. Показаны целевые, организационные и технологические преобразования в управлении качеством здоровьесберегающей деятельности. Сформулированы принципы управления, построенные на основе положений стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна, Андрюхина Татьяна Владимировна, Кетриш Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические установки по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций»

_HEALTH-SAFETY ACTIVITIES_

УДК 371.7

Третьякова Наталия Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Российский государственный профессионально-педагогический университет, tretjakovnat@mail.ru, Екатеринбург

Андрюхина Татьяна Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Российский государственный профессионально-педагогический университет, sd-rgppu@mail.ru, Екатеринбург

Кетриш Евгения Валерьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Российский государственный профессионально-педагогический университет, evgeniya.ketrish@rambler.ru, Екатеринбург

стратегические установки по управлению качеством

здоровьесберегающей деятельности образовательных

организаций1

Аннотация. Представлены результаты по разработке стратегических установок по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, системообразующим фактором которой является научно обоснованная идея преобразования существующей системы управления здоровьесбережением, нацеленная на формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности. Показаны целевые, организационные и технологические преобразования в управлении качеством здоровьесберегающей деятельности. Сформулированы принципы управления, построенные на основе положений стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

Ключевые слова: качество здоровьесберегающей деятельности, готовность обучающихся к здоровьеориентированной деятельности, служба здоровья, принципы управления качеством здоровьесберегающей деятельности.

Проблема качества здоровьесберегающей деятельности, с одной стороны, как сложного процесса, с другой - как системы, обеспечивающей его эффективную реализацию, является на современном этапе общей для всех видов образовательных организаций. Выдвижение данной проблемы обусловлено сохраняющейся тенденцией снижения уровня здоровья обучающихся [1; 4; 5; 6; 8]. Учитывая, что качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов, для предупреждения влияния которых необходима соответствующая система управления, нужны не отдельные эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс здоро-вьесбережения.

Анализ результатов научных исследований, изучение имеющегося опыта здоро-вьесберегающей деятельности и управления ею позволили выявить противоречие, заключающееся в необходимости эффективно-

го осуществления образовательными организациями деятельности по охране здоровья обучающихся и неразработанностью системы эффективного управления качеством данной деятельности. Данное противоречие может быть снято за счет разработки соответствующих концептуальных установок по управлению качеством здоровьесберегаю-щей деятельности, предопределяющих изменения в целевой, организационной и технологической ее подсистемах.

Исходя из понимания качества как степени соответствия совокупности присущих характеристик установленным требованиям (межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011), качество здоровьесберега-ющей деятельности образовательных организаций рассматривается нами как степень способности образовательной организации выполнять на требуемом уровне свои функции по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Данное качество комплексно

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта N° 14-16-66019 «Разработка модели управления качеством здоровьесберегающей деятельности».

отражает в себе, во-первых, достижения в личностном развитии обучающихся, связанные с формированием их готовности к здоровьеориентированной деятельности; во-вторых, объем, структуру и полноту реализации организацией кадровых, материально-технических, научно-методических и иных внутренних ресурсов, необходимых в здоровьесберегающей деятельности; в-третьих, динамику процессов развития здоровьесберегающей деятельности образовательной организации (целевого, нормативного, критериального, организационного, содержательного, мотивационного); в-четвертых, уровень совершенствования подходов и технологий повышения качества здоровьесберегающей деятельности образовательной организации и ее результатов. Соответственно, обеспечение качества здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций заключается в создании в рамках существующего образовательного процесса и ресурсных возможностей организации условий, гарантированно способствующих эффективному осуществлению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Деятельность в области обеспечения качества, как правило, происходит согласно требованиям российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) и принципам всеобщего менеджмента качества [7; 11]. В связи с этим основная цель управления качеством в образовательной организации заключается в постоянном системном учете интересов потребителей, улучшении работы учреждения при лидирующей роли управления и включения в сферу качества всех участников образовательного процесса [2; 7-9; 11]. Внося уточнение в цель (системообразующий фактор качества), возможно избежать расплывчатости. В частности, заявляя целью управления качеством здоровьесберегаю-щей деятельности (как подсистемы качества образования в образовательных организациях) создание необходимых условий не только для сохранения здоровья обучающихся, как традиционно это установлено, но, прежде всего, для формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности (субъективному состоянию, означающему желание и способность со-

хранять и укреплять здоровье), мы направляем управление качеством на превращение образования в процесс развития личности и определяем условия, средства и формы его организации, обеспечивающие данное развитие в рамках здоровьесберегающей деятельности.

Сегодня, в соответствии с мировой тенденцией, гарантией качества образования выступает наличие в образовательном учреждении соответствующих систем управления качеством, построенных на основе требований международных стандартов серии ИСО 9000 [3; 7-11]. Соответственно, современные представления об управлении базируются на том, что деятельность учреждений необходимо точно определять, измерять, анализировать и улучшать. В данной связи все чаще в управлении учебными заведениями применяется процессный подход, в основе которого лежит выделение ключевых процессов (основных видов деятельности) и управление ими.

Используя комплексный подход к характеристике и применению процессного подхода в здоровьесберегающей деятельности, начнем с того, что стандарт ГОСТ Р ИСО 90002008 призывает рассматривать любую деятельность или комплекс деятельности как процесс (соответственно здоровьесбереже-ние следует рассматривать именно в таком качестве), в котором используются ресурсы для преобразования входов и выходов [3]. Входы представляют собой документацию и информацию, инструменты и оборудование, условия окружающей среды и т. п., а выходы -продукцию, услугу, информацию и т. п. [3; 7].

Руководствуясь определением, приведенным в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 [3], будем понимать процесс здоровьесбере-жения как устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности по охране и укреплению здоровья обучающихся, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для своих внутренних и внешних потребителей. Основными потребителями здоровьесберегающей деятельности с внешней стороны выступают государство и общество в целом, с внутренней - обучающиеся, их родители (законные представители), а также педагогические и иные работники образовательного учреж-

дения, результат деятельности которых во многом зависит от уровня состояния здоровья обучающихся.

Необходимым условием в достижении качества здоровьесберегающей деятельности является установление потребностей и ожиданий ее потребителей [1-3; 7; 8; 10]. Выявить ожидания и требования внешних потребителей возможно посредством изучения и анализа нормативно-законодательных документов различного уровня и современных направлений научных исследований в данной области, а требования внутренних потребителей - анкетно-опросными способами с подключением методик по установлению причинно-следственных связей, позволяющих конкретизировать расплывчатые высказывания респондентов. Установленные требования следует рассматривать как основные направления деятельности, в соответствии с которыми, в последующем, будут формироваться основные процессы здоровьесбережения, обязательное описание и детализация которых позволит избежать нечеткости как в формулировках, так и в измерителях.

В частности, ключевыми процессами здо-ровьесберегающей деятельности, образующими ее сеть (систему), нами выделены: 1) медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение; 2) формирование здоро-вьеориентированной личностной позиции обучающихся педагогическими средствами; 3) физкультурно-оздоровительное сопровождение; 4) психолого-педагогическое сопровождение; 5) мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья обучающихся [8].

Каждый процесс имеет свои цели и обеспечивается соответствующими ресурсами (кадровыми, материально-техническими и методическими). Построение процессов является сугубо специфичным для каждой образовательной организации (учитываются направленность, стратегические цели и ресурсные возможности учреждения). Общим является алгоритм, лежащий в основе моделирования процессов, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2008, и позволяющий определить организационно-педагогические условия их функционирования. К числу таких условий мы относим выделение за счет внутрен-

них резервов образовательной организации структурного подразделения (службы здоровья или координационного совета), обеспечивающего реализацию данной деятельности и включающего в свою структуру ряд специализированных подразделений, соответствующих направлениям здоровьесбере-гающей деятельности (медико-санитарно-гигиеническое, валеолого-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, психолого-педагогическое, мониторинговое) [8]. Работа подразделений ориентирована на соответствующие их специфике направления деятельности, в описании которых наиболее полно представлены все аспекты здоровьес-берегающей деятельности с учетом межведомственного социального партнерства.

Применение системы взаимосвязанных процессов уже может считаться процессным подходом и стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 дает описание шагам, выполнение которых обеспечивает внедрение системы процессного управления в организации [2]: 1) определить процессы; 2) определить последовательность и взаимодействие этих процессов; 3) определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; 4) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; 5) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; 6) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Кроме всего перечисленного организация должна осуществлять менеджмент процессов.

П. П. Долгих указывает, что реальность менеджмента процессов достигается путем привязки сети (системы) процессов к функциональным подразделениям организации [3, с. 21]. В нашем случае - к структурным подразделениям службы здоровья.

Ряд исследователей, раскрывая механизмы управления качеством деятельности, вводят понятия «владелец процесса». Под владельцем процесса понимается должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для его выполнения. В нашем случае владельцами ключевых про-

цессов здоровьесберегающей деятельности могут выступать руководители структурных подразделений службы здоровья, а при отсутствии данной структуры - наиболее компетентные специалисты, отвечающие за то или иное направление здоровьесберегаю-щей деятельности.

Исходя из переосмысления цели, предложенных организационных инноваций, нами выделены принципы управления качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, отражающие сущность основных принципов стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2008 [2; 7-9].

1. Соотнесение интересов образовательной организации и заказчиков ее услуг в вопросах здоровьесберегающей деятельности. Потребители заявляют о своих требованиях к результату здоровьесберегающей деятельности, соответственно, образовательные организации должны понимать текущие и будущие нужды заказчиков, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Уровень удовлетворенности потребителей необходимо измерять и оценивать, соответственно, управление качеством здоровьесбе-регающей деятельности образовательных организаций должно располагать механизмом выработки корректирующих действий.

2. Соотнесение единоначалия и творческих инициатив. Ответственность в создании обстановки, при которой сотрудники организации полностью вовлекаются в здо-ровьесберегающую деятельность, принадлежит руководителю образовательной организации. Соответственно, руководителю важно своим личным примером демонстрировать приверженность качеству здоровьес-берегающей деятельности.

3. Соотнесение цели образовательной организации и целей сотрудников. Успех управления качеством здоровьесберегаю-щей деятельности образовательных организаций напрямую зависит от вовлеченности всего коллектива организации в ее реализацию. Каждый сотрудник образовательной организации должен стать членом команды, где будет определен его конкретный вклад, поскольку эффективность внедрения инноваций в значительной мере зависит от уровня корпоративной культуры.

4. Соотнесение целей образовательной организации и целей обучающихся.

Обучающийся, как нетипичный «исходный продукт», должен играть исключительно активную роль в повышении качества здоровьесберегающей деятельности, сам «делать себя» в интеллектуально-материальных условиях, созданных педагогическим коллективом. В этой связи важно создавать соответствующую образовательную атмосферу, активизирующую его самосознание.

5. Соотнесение ориентации на процесс и на результат здоровьесберегающей деятельности. Поскольку любая деятельность, получающая воздействие на входе и преобразующая его в результаты на выходе, может рассматриваться как процесс, следовательно, в управлении качеством здоровьесбере-гающей деятельности важно рассматривать каждый элемент любого процесса здоро-вьесбережения одновременно и как процесс, и как систему, имеющие своих потребителей и поставщиков, свои входы и выходы.

6. Соотнесение подходов к управлению качеством здоровьесберегающей деятельности. В управлении качеством тесно связаны процессный и системный подходы. Поэтому каждый процесс здоровьесберега-ющей деятельности важно рассматривать как систему взаимосвязанных процессов. В данной системе входы и выходы (результаты) процесса необходимо отчетливо определять и измерять; определять поставщиков и потребителей каждого процесса, идентифицировать их требования, изучать их удовлетворенность результатами процесса; устанавливать взаимодействие процессов друг с другом; устанавливать полномочия, права и ответственность за управление процессом; определять ресурсное обеспечение процесса при его проектировании.

7. Соотнесение подходов к мониторингу качества здоровьесберегающей деятельности. Мониторинг должен включать элементы основных подходов к оценке качества: репутационного (экспертного), связанного с оценкой внутренних характеристик здо-ровьесберегающей деятельности; результа-ционного (внешнего), ориентированного на измерение конечных результатов; общего, ориентированного на непрерывное усовершенствование качества здоровьесбереже-ния. Важно привести в систему элементы внешне-внутренней оценки.

8. Соотнесение документационного

обеспечения с управлением качеством здо-ровьесберегающей деятельности. Результативность управления во многом определяется степенью проработки документов, регламентирующих деятельность. Отслеживать в управлении качеством здоровьесбере-гающей деятельности обратную связь при внедрении инноваций позволит создание системы документооборота. При документировании процессов здоровьесберегающей деятельности необходимо проводить их ранжирование по степени влияния на достижение целей здоровьесбережения.

Соблюдение обозначенных принципов позволяет обеспечить возникновение новых связей между элементами здоровьесберега-ющей деятельности и объединить их в систему. Это обусловит появление эмерджент-ности - новых свойств системы, отличных от старой системы до предлагаемого соотнесения элементов, т. е. приведет к появлению нового качества в управлении здоровьесбе-регающей деятельностью.

Таким образом, рассматривая качество здоровьесбережения как интегральную характеристику деятельности образовательного учреждения в области охраны и укрепления здоровья, личностного развития и формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности, мы относим его к категории качества образования, что отражает адекватность содержания образования потребностям социума и личности. Оно представляет собой сложную многоуровневую, динамическую систему качеств, которые в интегральной форме ориентированы на обеспечение итогового качества - готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности. В контексте процессного подхода, достижение желаемого результата возможно в том случае, если разными видами здоровьесбе-режения и соответствующими ресурсами управлять как процессом. Что в свою очередь приводит к необходимости определения всех ключевых процессов здоровьес-берегающей деятельности, установления целей процессов, назначения лиц, ответственных за эти процессы. В содержании представленных процессов интегрированы все аспекты работы образовательной организации в области сохранения и укрепления здоровья с учетом межведомственного соци-

ального партнерства. Более того, предложенная структура службы здоровья позволяет развести сферы компетентности специалистов различных областей (образования, физической культуры, здравоохранения и др.), не предполагая при этом разобщенности их усилий, обеспечивая сохранение стратегически единого вектора, центрированного на достижении цели.

Библиографический список

1. Айзман Р. И., Абаскалова Н. П. Организация системы здоровьесбережения студенческой молодежи в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 182-188.

2. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - Т. 4. - С. 32-34.

3. Долгих П. П. Проектирование системы менеджмента качества продукции. Управление процессами. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 96 с.

4. Зверкова А. Ю. Ресурсный центр, содействующий укреплению здоровья, поддерживающий реализацию компетенции «быть здоровым» в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 170-176.

5. Леван Т. Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиций анализа современной нормативно-правовой базы // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 224-232.

6. Малярчук Н. Н. Реальные пути преодоления факторов, негативно влияющих на детей и подростков в образовательных учреждениях // Образование и наука. - 2014. - № 1 (110). - С. 116-131.

7. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. -М.: Изд-во стандартов, 2008. - 26 с.

8. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технология обеспечения: монография. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. - 198 с.

9. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. - 2008. - № 9. -С. 127-135.

10. European report on the quality of school education. Sixteen quality indicators. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2001. - 82 p.

11. Ralf G., Douglas, H. Smith Total Quality in Higher Education. - St. Lucie Press, 1994. - 330 p.

_ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_

Tretjakova Natalya Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of theory and methodology of physical education, Russian State vocational-pedagogical University, tretjakovnat@mail.ru, Ekaterinburg

Andruchina Tatiana Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of theory and methodology of physical education, Russian State vocational-pedagogical University, sd-rgppu@mail.ru, Ekaterinburg

Ketrish Evgeniya Valeryevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of theory and methodology of physical education, Russian State vocational-pedagogical University, evgeniya.ketrish@rambler.ru, Ekaterinburg

strategic guidance on quality management of educational organizations student health1

Abstract. The results of the strategic guidelines on quality management of educational organizations, student health. One factor is the scientific idea about converting an existing management system, its focus on building students readiness to health. Showing trust, institutional and technological changes in quality management of health. Management principles are formulated, developed on the basis of the provisions of the standards GOST R ISO 9000-2008.

Keywords: the quality of health care, the willingness of students to health, health service, principles of quality management of health.

Поступила в редакцию 17.04.2015

1 The study was funded by the Russian State scientific Foundation and the Government of the Sverdlovsk region in the framework of the project № 14-16-66019 "Development of model of quality management of educational organizations of health".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.