МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЗДОРОВЬЕОБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
QUALITY MANAGEMENT MODEL OF HEALH SAVING ACTIVITY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Н.В. Третьякова N.V. Tretyakova
Управление качеством здоровьесберегающей деятельности, мониторинг, структура компонентов качества, модель управления качеством здоровьесберегающей деятельности, этапы внедрения системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности.
В статье представлены основные аспекты управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. Описана авторская модель управления, разработанная на основе принципа системного подхода и нацеленная на формирование готовности выпускников учебных заведений к здравотворческой деятельности. Раскрыты особенности организации и проведения мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности и всей системы, его обеспечивающей. Представлены этапы разработки и непосредственного внедрения системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательное учреждение.
Quality management of health saving activity, monitoring, structure of quality components, quality management model of health saving activity, stages of implementation of quality management system of health saving activity.
The paper presents the key aspects of the quality management of health saving activity in educational institutions. The author proposes a model of management. The model is based on the principle of a system approach and aimed at forming the readiness of graduates to health caring activity. The peculiarities of organizing and conducting the monitoring of the quality of health saving activity and the whole system providing it are revealed. The author presents the stages of the development and implementation of the quality management system of health saving activity in an educational institution.
На современном этапе проблема качества здоровьесберегающей деятельности (как сложного процесса, с одной стороны, и системы, обеспечивающей успешную его реализацию, -с другой) является общей для всех видов образовательных учреждений, поскольку тенденция к снижению уровня здоровья обучающихся сохраняется, несмотря на широкий диапазон деятельности учреждений в данном направлении. Совершенно очевидно, что для обеспечения качества представленного вида деятельности от учебных заведений требуется выполнение системной специфической работы, которая должна быть определенным образом организована и управляема. Один из этапов решения данной задачи предполагает разработку соответствующей управленческой модели - модели управления качеством здоровьесберегающей деятельности как некоего образа, вы-
ступающего ориентиром и дающего возможность предвидеть конкретные пути, средства, методы и критерии управления качеством здоровьесберегающей деятельности. На разработку данной модели направлено наше исследование.
Основным назначением разрабатываемой нами модели является реализация принципа системного подхода в управлении качеством здоровьесберегающей деятельности, нацеленного на формирование готовности обучающихся и выпускников образовательного учреждения к здравотворческой деятельности (осознанной познавательной, деятельностной, поведенческой и др. активности человека по сохранению и формированию здоровья) [Маджуга, 2011].
Внедрение модели управления качеством здоровьесберегающей деятельности позволяет решить ряд задач: 1) обеспечение интеграции це-
лей здоровьесберегающей деятельности с целями образовательной деятельности учреждения;
2) обеспечение систематизации усилий органов управления, всего коллектива учреждения в решении вопросов качества здоровьесберегающей деятельности; 3) обеспечение необходимой и достоверной информацией за счёт адекватной оценки качества здоровьесберегающей деятельности;
4) раскрытие потенциала управления в повышении качества здоровьесберегающей деятельности посредством переноса акцента с борьбы с недостатками на использование инновационных возможностей.
В обосновании модели управления качеством здоровьесберегающей деятельности за исходную позицию было принято то, что управление качеством подразумевает наличие «входа» системы и ее «выхода», а также управляющее воздействие на объект управления на основе обратной связи [Федоров, 1999]. Важным моментом в управлении качеством является то, что управленческие решения должны приниматься на основе объективной и достоверной информации, что предполагает обязательный мониторинг. Применительно к нашему исследованию мониторинг выступает системой сбора и анализа информации, необходимой для изучения и оценки состояния качества здоровьесберегающей деятельности, а также всей системы, его обеспечивающей, с позиции соответствия уровня готовности выпускников образовательного учреждения к здравотворческой деятельности требованиям потребителей данного процесса. Имея характер системного исследования, а не эмпирического сбора материала, мониторинг призван создать условия для планирования здоровьесберегающей деятельности в целом и составляющих ее отдельных процессов.
Важным условием эффективности мониторинга является соответствие его процедур требованиям культуры оценивания, которою, прежде всего, характеризуют: 1) наличие четких критериев; 2) разработка процедур оценивания; 3) наличие квалифицированных экспертов; 4) разработка форм фиксации информации входе мониторинга;
5) разработка временных характеристик; 6) связь полученной в ходе мониторинга информации с системой принятия управленческих решений [Булат, 2009].
При оценке систем качества в соответствии с требованиями ГОСТР ИСО 9000-2001 следует задаться четырьмя основными вопросами в отношении каждого оцениваемого процесса в здоровьесберегающей деятельности: 1) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс; 2) распределена ли ответственность; 3) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры; 4) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов. Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания.
Являясь важной составляющей управления качеством здоровьесберегающей деятельности, мониторинг оказывает опосредованное и непосредственное влияние на качество здоровьесберегающей деятельности. Опосредованное влияние связано с обеспечением информацией, необходимой для принятия решений, а непосредственное влияние связано уже с осуществлением этих решений. Непосредственное влияние обеспечивают процедуры мониторинга. Например, непосредственно систематическая оценка организации здоровьесберегающего образовательного процесса обеспечивает управленческое влияние: преподаватели начинают корректировать свою деятельность соответственно критериям, по которым проводится мониторинг.
Основными направлениями мониторинга следует выделить:
1) мониторинг внешней среды (анализ законодательной базы РФ, нормативных актов Министерства образования и науки РФ, изучение запросов и отзывов потребителей здоровьесберегающей деятельности и т. д.);
2) мониторинг ресурсов здоровьесберегающей деятельности (материально-техническое, кадровое, учебно-методическое, научное обеспечение);
3) мониторинг здоровьесберегающего образовательного процесса (качество здоровьесберегающей деятельности преподавателей, качество управления здоровьесберегающей деятельностью и т. д.);
4) мониторинг состояния образовательной среды учебного заведения с акцентом на выявлении факторов риска для здоровья;
5) мониторинг результатов здоровьесберега-
ющей деятельности (определение уровня готовности выпускников к здравотворческой деятельности).
Выделенные направления соответствуют структуре компонентов качества здоровьесберегающей деятельности: 1) качество субъекта получения услуг по здоровьесберегающей деятельности (прежде всего обучающегося); 2) качество объекта предоставления услуг по здоровьесберегающей деятельности (качество управления, качество проекта предоставления услуг, качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг);
3) качество процесса предоставления услуг по здоровьесберегающей деятельности, в том числе: качество организации и реализации применяемых технологий предоставления услуг (структура взаимодействия субъектов здоровьесберегающей деятельности, форма и содержание процесса здоровьесберегающей деятельности, мотивационные факторы); качество контроля над процессом предоставления услуг по здоровьесберегающей деятельности; качество контроля результатов предоставления данных услуг.
На основании полученных входе мониторинга результатов вырабатываются и внедряются управленческие решения. В дальнейшем проводится оценка результатов данных внедрений путем проведения последующего контроля, анализа сопоставимости достигнутых результатов с запланированными, разработка новых управленческих решений и т. д. Соответственно, состояние каждого элемента системы зависит от организации обратной связи. При этом управленческие решения (обратная связь по контуру «управляющие воздействия- информация» в системе управления качеством здоровьесберегающей деятельности) должны приниматься только на основе интеграции и анализа всей информации из приведенного перечня источников, который должен постоянно и систематически расширяться и дополняться.
На рис. представлена модель системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности, построенная на основе готовности выпускников образовательного учреждения к здравотворческой деятельности.
Разработка и непосредственное внедрение системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности включает несколько этапов.
Рис. Модель системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности на основе
готовности выпускников образовательного учреждения к здравотворческой деятельности
1. Анализ и самооценка здоровьесберегающей деятельности; определение стратегического направления ее развития; выявление необходимых ресурсов; обеспечение нормативной документацией всех областей данной деятельности.
2. Цель системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности должна быть осознана на всех уровнях управления. Органом управления в нашем случае является служба здоровья образовательного учреждения, включающая в свой состав ряд специализированных структурных подразделений [Третьякова, 2012]. В связи с этим ответственность за внедрение и функционирование системы управления качеством должна быть отражена в должностных инструкциях организатора здоровьесберегающей деятельности (возглавляющего работу службы здоровья) и руководителей ее структурных подразделений, которые координируют деятельность по внедрению элементов системы качества здоровьесберегающей деятельности и определяют методы по ее совершенствованию [Осипов и др., 2012, с. 115].
3. Любые инновационные процессы не являются линейными. В сложной системе большинство связей представляют собой петли причинно-
Запросы
потребителем
СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ
Качество субъекте
Центр мониторинге качества здоровьесбере гакнцем деятельности -подразделение обработки информации
Качество объекта здоровьесберегающем деятельности
Потребности
заказчиков
Потребители услуг здоровьесберегающей деятельности
вход
СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЗДОРОВЬЕСВЕРЕГАЮЩЕІ _______________ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЦЕСС формирования готовности выпускников к здравотворческой деятельности
Объекты управления -компоненты системы качества здоровьесберегающей деятельности
Сбор, обобщение и оценка информации о внешней среде
Внутренняя оценка результата здоровьесберегаю щей деятельности
Результат здоровьесберегающем
сти, являясь циклическими. Обратная связь сточки зрения системных принципов обозначает все виды взаимного влияния. При этом всякое влияние может быть и причиной, и результатом. Для оценки эффективности функционирования системы необходимо проводить регулярный контроль ключевых процессов и своевременно производить устранение несоответствий [Булат, 2009],
Основные процессы в здоровьесберегающей деятельности соответствуют основным функциям деятельности службы здоровья в целом, ее подразделений и конкретныхисполнителей: диагностикопрогностическая, коррекционная, профилактическая, образовательно-просветительская и функция научного и информационного обеспечения [Третьякова, 2012].
В соответствии с требованиями ГОС Р ИСО 9000-2001 принцип «постоянного улучшения» является одним из основных моментов деятельности системы [ГОСТ..., 2001; Федоров, 1999]. Так как целью является формирование готовности выпускника, то все связи взаимодействия должны быстро приводиться в соответствие с изменением ситуации и полученной информацией о состоянии готовности обучающегося. Постоянное улучшение качества должно пониматься всеми сотрудниками как неизменно актуальная цель. Согласно этой основной идее, деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа: наблюдение, сбор информации; разработка мероприятий по улучшению качества; внедрение; анализ.
4. Выявление роли подразделений службы здоровья в рамках системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности, оценка процессов и порядок определения требующих улучшения областей должны быть отражены в соответствующих документах: документы, описывающие ключевые процессы здоровьесберегающей деятельности, нормативные, организационные и методические предписания, должностные инструкции. На рабочих местах определяются обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках здоровьесберегающей деятельности. Создание эффективной системы документооборота позволит оперативно отслеживать основные условия реализации системного подхода к управлению формированием готовности выпуск-
ников к здравотворческой деятельности в системе качества здоровьесберегающей деятельности.
5. Информационное обеспечение руководства образовательного учреждения о соответствии результатов формирования готовности выпускников к здравотворческой деятельности как основной цели здоровьесберегающей деятельности позволяет осуществлять постоянный анализ эффективности системы управления качеством данной деятельности, принимать решения по корректировке процессов. Проведение мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности позволяет оценить эффективность всех видов данной деятельности, обеспечивающих качество, в том числе вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер.
6. Если система оказывает сопротивление даже самому лучшему новшеству, то, скорее всего, в ней действует уравновешивающая обратная связь. Необходимо выявить факторы стабилизации и пути циркуляции обратной связи, а затем постепенными шагами начать изменения. Одним из важнейших факторов возможного сопротивления внедрению инноваций является мотивация персонала. Необходимо своевременно информировать сотрудников о намерениях в области управления качеством здоровьесберегающей деятельности. Обсуждение в коллективе основных процессов здоровьесберегающей деятельности позволит выявить области эффективно функционирующих элементов системы и области, где возможны улучшения. Для адаптации инноваций целесообразно организовать обучение сотрудников и проверить эффективность обучения.
7. Система управления качеством здоровьесберегающей деятельности должна формировать в образовательном учреждении образовательную атмосферу, направленную на достижение требуемого результата - готовности выпускников к здравотворческой деятельности. Для этого необходимо: 1) непрерывно изучать и прогнозировать требования заинтересованных сторон к качеству здоровьесберегающей деятельности; 2) постоянно совершенствовать процессы здоровьесберегающей деятельности, обеспечения ре-
сурсами и измерений; 3) постоянно оценивать собственные возможности и достигнутые результаты по удовлетворению требований заинтересованных в здоровьесберегающей деятельности; 4) развивать и повышать профессионализм сотрудников и их компетентность в области здоровьесберегающей деятельности и вопросах обеспечения его качества; 5) создавать условия для продуктивной творческой работы таким образом, чтобы ответственность за качество здоровьесберегающей деятельности и совершенствование собственных методов работы нес каждый сотрудник.
Таким образом, внедрение системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательное учреждение, нацеленное на формирование готовности выпускников к здравотворческой деятельности позволяет: 1) повысить адаптивность образовательного учреждения к корректировке целей и планируемых результатов здоровьесберегающей деятельности, обусловливаемой динамикой внешней и внутренней среды; 2) создать предпосылки для перехода к сотрудничеству и сотворчеству во взаимоотношениях между руководством и педагогами в совместной здоровьесберегающей деятельности; 3) предотвратить нежелательные разрушительные воздействия инноваций в области здоровьесберегающей деятельности за счет прогнозирования изменений во внешней и внутренней среде; 4) обеспечить конструктивное разрешение противоречий в рамках саморазви-вающейся системы управления качеством здоровьесберегающей деятельности; 5) обеспечить
объективность оценки качества здоровьесберегающей деятельности, выявить слабые моменты деятельности. Тем самым создаются условия для обеспечения качества здоровьесберегающей деятельности, ее эффективности в достижении цели - формирования готовности выпускников образовательного учреждения к здравотворческой деятельности.
Библиографический список
1. Булат Р.Е. Организационный аспект управления качеством военно-профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 3-9.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с.
3. Маджуга А.Г. Научное обоснование процесса проектирования здоровьесозидающего потенциала личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10 (80). С. 129-134.
4. Осипов А.Ю., Вапаева А.В., Антонова А.В., Чи-жов А.Ю. Двигательная активность как основное средство формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3.
5. Третьякова Н.В. Управление здоровьесберегающей деятельностью в учебных заведениях // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1 (38). С. 108-114.
6. Федоров В.А. Качество профессиональнопедагогического образования // Образование и наука. 1999. № 2 (2). С. 189-198.
X
н
и
ш