Научная статья на тему 'Концептуальные основы реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза'

Концептуальные основы реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / SPORTS HEALTH-IMPROVING ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / HEALTH SAVING POTENTIAL / METHODOLOGICAL APPROACHES AND PRINCIPLES / HEALTH OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эбзеев Шамиль Кемалович, Хатуаев Темирлан Азрет-алиевич

Изложены основные положения авторской концепции реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза, методологические основы которой определяются совокупностью методологических подходов и четырёх групп принципов. Установлено, что стратегической целью реализации здоровьесберегающего потенциала физической культуры в образовательной среде вуза является формирование культуры здоровья личности студента, а тактической формирование у студентов здоровьесберегающих компетенций. Определены задачи организации учебно-воспитательного процесса, связаные с актуализацией у студентов потребностей в здоровом образе жизни и принятием ценностей здоровья; развитием профессионально-значимых качеств личности, обогащением опыта оздоровления посредством активного включения в физкультурно-оздоровительную деятельность. Показано, что функционирование здоровьесберегающего потенциала физкультурнооздоровительной среды вуза достигается реализацией содержания учебно-воспитательной деятельности и продуктивностью использования возможностей целевого, процессуально-технологического, коммуникативного, пространственно-временного и материально-предметного компонентов физкультурно-оздоровительной среды, которые в совокупности обеспечивают эффективность процесса формирования здоровья студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эбзеев Шамиль Кемалович, Хатуаев Темирлан Азрет-алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF IMPLEMENTATION OF HEALTH SAVING POTENTIAL OF THE SPORTS HEALTH-IMPROVING ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The paper presents basic provisions of the author's concept of implementation of health saving potential of sports health-improving environments of higher education institution, methodological bases of which are defined by a set of methodological approaches and four groups of the principles. A strategic objective of realization of health saving potential of physical culture in the educational environment of higher education institution is formation of culture of health of the personality of the student, and tactical, formation at students of health saving competences. The tasks of the organization of teaching and educational process include updating at students of needs for a healthy lifestyle and acceptance of values of health; development of professional and significant qualities of the personality, enrichment of experience of health improvement by means of active inclusion in a sports health-improving activity. Functioning of health saving potential of sports health-improving environment of higher education institution is reached by implementation of the contents of teaching and educational activity and efficiency of use of opportunities of target, procedural and technological, communicative, spatial-temporal, material and subject components of sports health-improving environment, which in total provide efficiency of process of the student’s health formation.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза»

УДК 378.172 ББК 74.480 Э13

Ш.К. Эбзеев

Аспирант кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@ mail.ru

Т.А. Хатуаев

Аспирант кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@ mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

( Рецензирована )

Аннотация. Изложены основные положения авторской концепции реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза, методологические основы которой определяются совокупностью методологических подходов и четырёх групп принципов. Установлено, что стратегической целью реализации здоровьесберегающего потенциала физической культуры в образовательной среде вуза является формирование культуры здоровья личности студента, а тактической - формирование у студентов здоровьесберегающих компетенций. Определены задачи организации учебно-воспитательного процесса, связаные с актуализацией у студентов потребностей в здоровом образе жизни и принятием ценностей здоровья; развитием профессионально-значимых качеств личности, обогащением опыта оздоровления посредством активного включения в физкультурно-оздоровительную деятельность. Показано, что функционирование здоровьесберегающего потенциала физкультурно- оздоровительной среды вуза достигается реализацией содержания учебно-воспитательной деятельности и продуктивностью использования возможностей целевого, процессуально-технологического, коммуникативного, пространственно-временного и материально-предметного компонентов физкультурно-оздоровительной среды, которые в совокупности обеспечивают эффективность процесса формирования здоровья студента.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная среда вуза, здоровьесбере-гающий потенциал, методологические подходы и принципы, здоровье студента.

Sh.K. Ebzeev

Post-graduate student of Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected] T.A. Khatuaev

Post-graduate student of Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]

CONCEPTUAL BASES OF IMPLEMENTATION OF HEALTH SAVING POTENTIAL OF THE SPORTS HEALTH-IMPROVING ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. The paper presents basic provisions of the author's concept of implementation of health saving potential of sports health-improving environments of

higher education institution, methodological bases of which are defined by a set of methodological approaches and four groups of the principles. A strategic objective of realization of health saving potential of physical culture in the educational environment of higher education institution is formation of culture of health of the personality of the student, and tactical, formation at students of health saving competences. The tasks of the organization of teaching and educational process include updating at students of needs for a healthy lifestyle and acceptance of values of health; development of professional and significant qualities of the personality, enrichment of experience of health improvement by means of active inclusion in a sports health-improving activity. Functioning of health saving potential of sports health-improving environment of higher education institution is reached by implementation of the contents of teaching and educational activity and efficiency of use of opportunities of target, procedural and technological, communicative, spatial-temporal, material and subject components of sports health-improving environment, which in total provide efficiency of process of the student's health formation.

Keywords: sports health-improving environment of higher education institution, health saving potential, methodological approaches and principles, health of the student.

Общественное здоровье выступает как показатель и результат качества жизни населения и эффективности социальной политики государства. Изучению различных аспектов проблемы формирования здоровья личности и общества посвящены многочисленные научные труды в зарубежной и отечественной педагогике, психологии и медицине. Поиск эффективных подходов к формированию здоровья предполагает использование ресурсов и совершенствование образовательной системы с целью повышения её здоровьесбе-регающих возможностей [1, 2].

Анализ программно-нормативных документов позволил сделать вывод о том, что на современном этапе развития высшего образования в России сохранение и укрепление здоровья студента становится одной из приоритетых задач организации учебно-воспитательной деятельности вуза.

Проблеме формирования здоровья личности студента посвящено значительное количество научных трудов (И.И. Брехман, A.A. Дубровский, В.П. Казначеев, В.В. Колба-нов, Г.М. Соловьёв, К.Д. Чермит и др.), однако особенности проектирования физкультурно-оздоровительных технологий, обеспечивающих формирование у студентов

представлений о здоровье как ценности, устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, готовности к использованию средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, раскрыты еще не в полной мере [3, 4].

Необходимость решения этой проблемы связана с потребностями общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих высоким уровнем здоровья. Современные вузы обладают значительным материальным, учебно-методическим и кадровым потенциалом для разработки здоровьесберегающей среды, однако сложившаяся консервативная образовательная среда учреждений профессионального образования не позволяет в полной мере удовлетворить потребности будущих специалистов различного профиля в продуктивной жизнедеятельности, определяющейся уровнем общего и профессионального здоровья личности [5].

Наиболее эффективным направлением деятельности по сохранению и укреплению здоровья студентов в условиях образовательного пространства вуза многие отечественные учёные (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Г.М. Соловьёв и др.) считают использование потенциальных возможностей дисциплины «Физическая культура».

Идеи этих учёных были заложены в разработку авторской концепции реализации здоровьесберегаю-щего потенциала образовательной среды вуза, методологические основы которой определяются совокупностью следующих подходов:

- антропологического, в котором здоровьесберегающая деятельность, основанная на педагогических, психологических, медицинских знаниях о человеке и его деятельности, направлена на воспитание и развития личности студентов;

- акмеологического, позволяющего рассматривать здоровьесбере-гающую деятельность как средство развития индивидуально-творческого потенциала студента как будущего профессионала;

- средового, обеспечивающего формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды;

- субъектного-деятельностного, рассматривающего студента и преподавателя в качестве активных субъектов здоровьесберегающей деятельности;

- компетентностного, отражающего особенности развития здоро-вьесберегающих и физкультурно-спортивных компетенций студента;

- мотивационно-ценностного, предполагающего осознание субъектами образовательного процесса вуза здоровья как ценности, актуализации ценностного отношения к собственному здоровью и мотивации обучающихся к этому виду деятельности;

- проектно-технологического, раскрывающего содержание деятельности по педагогическому проектированию здоровьесберегающей деятельности в вузе.

Основу разработанной концепции реализации здоровьесберегающего потенциала образовательной среды вуза составляют идеи организации педагогического взаимодействия личности с физкультурно-оздрови-тельной средой, субъектами которой являются преподаватель и студент.

Построение процесса формирования здоровья студентов вуза на основе реализации потенциала физ-культурно-оздровительной среды предполагает соблюдение четырёх групп принципов.

Первая группа отражает особенности организации здоровьесберегающего процесса и включает принципы непрерывности и преемственности, систематичности, вариативности, развивающего обучения и воспитания, культуросообразности, междисци-плинарности, профессиональной направленности.

Вторая группа обусловливает специфику педагогического взаимодействия субъектов физ-культурно-оздровительной деятельности и включает принципы толерантности, корпоративности, продуктивности;

Третья группа принципов раскрывает способы организации и функционирования пространственно-временного и предметного компонентов физкультурно-оздрови-тельной среды вуза и включает принципы аутентичности, гетерогенности, взаимосвязи и взаимообусловленности, вариативности.

Четвёртая группа разъясняет механизмы реализации потенциальных возможностей физкультурно-оздровительной среды и включает принципы опережающего развития, доступности, координации, компенсации и кумулятивности.

Идеальная физкультурно-оздро-вительная среда вуза в связи с широким диапазоном уровней индивидуальных различий и возможностей студентов, а также разнообразием развивающих и воспитательных задач представляет собой сложное, многоуровневое интегративно -динамическое образование, структурные компоненты которой обладают специфическими свойствами и качествами, реализуемым в соответствии с логикой развития образовательной среды вуза и степенью активности её субъектов.

Здоровьесберегающий потенциал физкультурно-оздровительной среды вуза в зависимости от наличия и качественного соотношения в ней природных, социальных и культурных компонентов а также условий для развития активности личности студентов может иметь адаптационный, формирующий, развивающий и творческо-деятельностный характер в соответствии со специфической решаемых задач.

Стратегической целью реализации здоровьесберегающего потенциала физической культуры в образовательной среде вуза является формирование культуры здоровья личности студента, а тактической - формирование у студентов здоро-вьесберегающих компетенций. В этой связи задачи организации учебно-воспитательного процесса связаны с актуализацией у студентов потребностей в здоровом образе жизни и принятии ценностей здоровья; развитием общекультурных, психофизических, волевых, двигательных и коммуникативных качеств личности, обогащением опыта оздоровления посредством активного включения в физкультурно-оздрови-тельную деятельность.

Полноценное функционирование здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздровительной среды вуза достигается реализацией содержания учебно-воспитательной деятельности и продуктивностью использования возможностей целевого, процессуально-техно-логического, коммуникативного, пространственно-временного и материально-предметного компонентов физкультурно-оздровительной среды, которые в совокупности обеспечивают эффективность процесса формирования здоровья студента.

Процессуально-технологический компонент физкультурно-оздоровительной среды вуза раскрывает особенности реализации воспитательно-образовательного процесса по физической культуре на основе использования современных форм,

методов, средств физкультурно-спортивной, рекреационной и оз-дровительной деятельности.

Коммуникативный компонент физкультурно-оздоровительной среды вуза характеризует специфику социального и педагогического взаимодействия её субъектов (представителей администрации, преподавателей, тренеров, инструкторов ЛФК, студентов) в совместной деятельности по согласованию целей и задач учебно-воспитательной и оздоровительной работы.

Пространственно-временнной и материально-предметный компоненты физкультурно-оздровительной среды вуза характеризует социокультурное пространство вуза, группы студентов и отдельной личности, продолжительность протекания по времени педагогического процесса и различных мероприятий, а также материально-предметного обеспечения (физкультуно-спортив-ной базы, оборудования, пособий, инвентаря и др.).

Успешная реализация потенциала физкультурно-оздровительной среды вуза невозможна без владения преподавателем необходимым «педагогическим минимумом», включающим технологические умения и навыки организации здоровьесбере-жения обучающихся.

Профессиональные функции преподавателя физической культуры вуза при такой организации образовательного процесса заключаются в координации совместной деятельности участников физкультурно-оздоровительного процесса, обеспечении и контроле эффективности формирования основ здорового образа жизни.

При разработке критериев готовности педагогов физической культуры вуза к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе вуза необходимо учитывать:

1) уровень профессионально-педагогических знаний, умений и опыта организации здоровьесбережения обучающихся;

2) использование педагогических инноваций в практике здо-ровьесбережения;

3) наличие творческого потенциала субъектов процесса здоро-вьесбережения;

4) умения организовать личност-но-ориентированную направленность здоровьесберегающего процесса.

Установлено, что критериями эффективности использования здоровьесберегающего потенциала физ-культурно-оздровительной среды вуза могут служить:

1) сформированность у студентов потребностей и мотиваций к здоровьесберегающей деятельности;

2) степень овладения студентами приемами здоровьесбережения в образовательной деятельности;

3) субъективная оценка навыков здоровьесбережения и здорового образа жизни.

Анализ результатов эксперимента, проведённого на базе факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета в 2016-2018 гг., показал, что успешность овладения студентами знаниями из сферы здоровьесбережения, приобретение опыта проведения разнообразных здоровьесберегающих мероприятий

в процессе проведения специально организованных занятий в рамках непрерывной профессиональной подготовки педагогов физической культуры значительно повышает уровень их профессионально-педагогической готовности к здоровьесберегающей деятельности. Педагогические срезы, выполненные до начала экспериментальной работы, показали, что число студентов, которых по результатам диагностики можно было отнести к группе с высоким уровнем готовности к проведению здоровьесберегающей работы со школьниками, составляло 27,1%, на завершающем этапе экспериментальной работы эта группа студентов увеличилась до 68,9%.

Таким образом, рассмотренные авторами концептуальные основы реализации здоровьесберегающего потенциала образовательной среды вуза нашли своё подтверждение в практической деятельности по подготовке педагогов физической культуры. Их использование создает условия для повышения качества профессиональной подготовки студентов посредством формирования и саморазвития профессионального здоровья и успешной самореализации в трудовой деятельности.

Примечания:

1. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы // Теория и практика физической культуры. 2006. № 12. С. 45-47.

2. Physical fitness and all-cause mortality / S.N. Blair [et all.] // Jornal of American Medical Association. 1989. P. 262.

3. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю. А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г. А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 94-99.

4. Демкина Е.В. Ментальные характеристики современного российского студенчества. Новосибирск, 2013.

5. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: АГРАФ, 1996. 159 с.

References:

1. Volkov V.K. Modern and traditional health-improving systems // Theory and practice of physical culture. 2006. No. 12. P. 45-47.

2. Physical fitness and all-cause mortality / S.N. Blair [et all.] // Jornal of American Medical Association. 1989. P. 262.

3. Technology of design of the recreational and health improving activity in an educational institution / Yu.A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. Lundina [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.

4. Demkina E.V. Mental characteristics of modern Russian students. Novosibirsk, 2013.

5. Weisman N.P. Rehabilitation pedagogy. M.: AGRAF, 1996. 159 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.