Научная статья на тему 'Моделирование системы физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов'

Моделирование системы физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SPORTS HEALTH IMPROVING MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Геннадий Викторович

Представлены результаты исследования, целью которого была разработка системы физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов вуза. В качестве теоретических основ системы охарактеризованы выявленные взаимосвязи между показателями здоровья и компонентами конкурентоспособности личности. В данном аспекте также описан ресурсный потенциал физического воспитания в достижении цели разработки системы. Методологические основания моделирования представлены принципами и условиями организации физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов в вузе. В содержательном плане систему описывают дидактические характеристики процесса физического воспитания. Организационно она представлена составляющими физкультурно-оздоровительного сопровождения как специфического педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF SYSTEM OF SPORTS - HEALTH IMPROVING MAINTENANCE TO FORM BASES OF STUDENTS’ COMPETITIVENESS

The paper describes the results of a research aimed at a development of the system of sports health improving maintenance to form bases of university students’ competitiveness. Theoretical bases of the system are presented by the revealed interrelations between indicators of health and components of competitiveness of the personality. In this aspect the resource potential of physical training in achievement of the goal of system development is also described. The methodological bases of modeling are presented by the principles and conditions of the organization of sports health improving maintenance to form bases for competitiveness of students at the university. In the substantial plan the system is described by didactic characteristics of process of physical training. Organizationally it is presented by components of sports health improving maintenance as specific pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов»

УДК 378.172

ББК 74.480.0

Л 98

Г.В. Лях

Преподаватель кафедры физической культуры Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Представлены результаты исследования, целью которого была разработка системы физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов вуза. В качестве теоретических основ системы охарактеризованы выявленные взаимосвязи между показателями здоровья и компонентами конкурентоспособности личности. В данном аспекте также описан ресурсный потенциал физического воспитания в достижении цели разработки системы. Методологические основания моделирования представлены принципами и условиями организации физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов в вузе. В содержательном плане систему описывают дидактические характеристики процесса физического воспитания. Организационно она представлена составляющими физкультурно-оздоровительного сопровождения как специфического педагогического процесса.

Ключевые слова: конкурентоспособность, здоровье, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительное сопровождение.

G.V. Lyakh

Teacher of Department of Physical Culture, the Kuban State University; E-mail:

snkhazova@gmail.com

MODELLING OF SYSTEM OF SPORTS-HEALTH IMPROVING MAINTENANCE TO FORM BASES OF STUDENTS' COMPETITIVENESS

Abstract. The paper describes the results of a research aimed at a development of the system of sports - health improving maintenance to form bases of university students' competitiveness. Theoretical bases of the system are presented by the revealed interrelations between indicators of health and components of competitiveness of the personality. In this aspect the resource potential of physical training in achievement of the goal of system development is also described. The methodological bases of modeling are presented by the principles and conditions of the organization of sports- health improving maintenance to form bases for competitiveness of students at the university. In the substantial plan the system is described by didactic characteristics of process of physical training. Organizationally it is presented by components of sports-health improving maintenance as specific pedagogical process.

Keywords: competitiveness, health, physical training, sports-health improving maintenance.

Среди ключевых задач, поставленных государством перед современной системой профессионального образования, можно выделить две, на наш взгляд, ведущих: подготовку конкурентоспособных специалистов и обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов [1, 2, 3 и др.]. Необходимость комплексного решения указанных задач определяется несколькими моментами. Во-первых, среди внутренних факторов конкурентоспособности личности важное место занимают показатели физического (физическая работоспособность, физическая активность, хорошее самочувствие и внешний вид и пр.) [4, 5, 6 и др.] и социально-психологического (познавательная активность, позитивное самоотношение и адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, психологическая независимость, нацеленность на успех, коммуникабельность и способность к компромиссу, толерантность и терпимость и т.п.) [4, 7, 8, 9, 10 и др.] здоровья человека.

Во-вторых, явление конкуренции характеризуется соревновательностью, борьбой за лидерство, деятельностью в условиях неопределенности и риска, что нередко наносит ущерб здоровью участников конкурентных взаимодействий и в дальнейшем снижает их конкурентоспособность. Поэтому целенаправленное, поддерживающее и развивающее воздействие на вышеназванные внутренние факторы в процессе образования, обеспечивая сохранение и совершенствование здоровья субъектов, будет способствовать и подготовке конкурентоспособных специалистов [11 и др.].

Следовательно, важное значение для формирования конкурентоспособности студентов имеет эффективная организация в вузе процесса физического воспитания. Образование в области физической культуры и спорта обеспечивает ценностное и активное отношение личности к своему физическому здоровью, формирование мотивов, установок и

навыков здорового образа жизни, прямо и опосредованно способствует сохранению и совершенствованию социально-психологического здоровья человека. Таким образом, оно выступает теоретической, методологической и методической основой становления ряда важных, базовых качеств и характеристик человека, обеспечивающих личностную конкурентоспособность. В связи с этим важным представляется организация педагогического процесса по физкультурно-оздоровительному сопровождению развития конкурентоспособности студентов, в связи с чем целью проведенного исследования стало моделирование системы физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов. Для достижения цели исследования:

- определена взаимосвязь показателей физического, психического, психологического и социального здоровья и конкурентоспособности личности посредством последовательного применения методов теоретического анализа научной литературы, экспертной оценки и корреляционного анализа;

- выявлен и теоретически обоснован ресурсный потенциал физического воспитания в формировании основ конкурентоспособности студентов посредством положительного воздействия на показатели здоровья;

- выявлена и обоснована совокупность принципов и условий организации физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов в вузе посредством систематизации и конкретизации результатов теоретического анализа научной литературы, их экстраполирования в предметную область исследования, экспертного оценивания;

- разработана педагогическая система физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов в вузе.

Анализ и интерпретация результатов исследования позволяет констатировать следующее.

Здоровье человека (физическое, психическое, психологическое, социальное) является и одним из критериев конкурентоспособности современных специалистов, и важнейшим фактором ее достижения. Это обусловлено взаимосвязью ведущих показателей здоровья (физического: устойчивая работоспособность, хорошее самочувствие, нормальное физическое развитие и должный уровень физической подготовленности, устойчивость к болезням; психического: эмоциональная позитивность, познавательная активность, адекватная самооценка, контроль эмоций и поведения; психологического: эмоциональная устойчивость, субъективное благополучие, ориентация на самоактуализацию, ориентация на саморазвитие; социального: коммуникативность, творчество, социальная активность, социальные качества (ответственность, надежность, порядочность, доброжелательность, вежливость)) и конкурентоспособности (установка на участие в конкуренции, эмоционально-позитивное отношение к конкуренции, готовность к оправданному риску, мотивация достижения успеха, готовность к мобилизации и проявлению личностных ресурсов, опыт участия в конкуренции).

Физическое воспитание обладает существенным потенциалом положительного влияния на показатели здоровья человека, выступающие факторами личностной конкурентоспособности, а также непосредственного совершенствования ряда сущностных конкурентных качеств. Ресурсность физического воспитания для подготовки здоровых конкурентоспособных специалистов обеспечивается его сущностью (цели и задачи, функции физической культуры, физического воспитания; традиционно сложившиеся специфичные характеристики

взаимодействия участников физ-культурно-спортивной деятельности), содержанием (виды физической культуры, направления и формы, разделы физического воспитания в вузе) с используемыми средствами и методами физического воспитания.

Принципы организации образовательного процесса вуза, учет которых обеспечивает создание условий, способствующих и развитию основ конкурентоспособности студентов, и поддержанию, и укреплению их здоровья, включают:

- природосообразность и вариативность: учет индивидуальных особенностей личности студентов (в том числе их здоровья) при определении направлений, средств и методов педагогических конкуренторазви-вающих воздействий; воплощается в индивидуальных (индивидуально-дифференцированных) образовательных маршрутах студентов;

- андрагогичность: учет имеющегося у студентов жизненного, образовательного, профессионального опыта, опыта участия в конкурентных взаимодействиях, опора на его позитивное содержание, нивелирование негативного и направленность на обогащение;

- контекстность и практикоори-ентированность: моделирование в образовательной среде содержания профессионального и социального конкурентного взаимодействия как основы первичного накопления студентами соответствующих видов опыта и когнитивного, мотиваци-онного и практического обеспечения овладения обучающимися этим содержанием;

- соревновательность: создание в вузе условий / ситуаций, при / в которых студенты будут в относительно мало-стрессовых условиях осваивать способы и средства конкурентного взаимодействия и которые будут стимулировать у обучающихся соревновательную направленность;

- аксиологичность, предполагающая ориентацию на

общегуманистические и специфические профессиональные нравственные ценности, обеспечение их интериоризации студентами и реализацию в условиях конкуренции;

- активность и деятельность: симулирование конкурентной активности студентов в реальных и специально создаваемых ситуациях учебного (в т.ч. физкультурно-спортивного), социального, профессионального взаимодействия, овладение студентами «эффективными стратегиями социального / профессионального общения, поведения, деятельности» (я-диссер);

- креативность: инновацион-ность и творческая ориентированность содержания образования, в том числе в области физической культуры, а также содержания всех форм и видов учебной и внеучебной (в том числе физкультурно-спортив-ной) деятельности студентов;

- системность: воздействие образовательного процесса на все структуры и сферы личности (когнитивно-интеллектуальную, мо-тивационно-эмоциональную, дея-тельностно-волевую; физическое, психическое, психологическое, социальное здоровье);

- физкультурно-спортивная ориентированность: повышение двигательной активности и формирование установок и навыков здорового образа жизни как ключевых факторов сохранения и укрепления здоровья;

- организация физкультурно-оздоровительного сопровождения развития основ личностной конкурентоспособности студентов: комплексное развитие конкурентоспособности студентов, прежде всего, посредством позитивного воздействия на их физическое, психическое, психологическое и социальное здоровье.

Содержательно-процессуальным компонентом физкультурно-оздоровительного сопровождения развития основ личностной конкурентоспособности студентов является физическое воспитание. Его организация

предполагает опору на следующие принципы:

- нацеленность на комплексное развитие конкурентоспособности студентов, прежде всего, посредством позитивного воздействия на их физическое, психическое, психологическое и социальное здоровье;

- недирективность, рекомендательный характер психолого-педагогических воздействий на студентов в процессе физического воспитания, обеспечивающая активизацию механизмов саморазвития личности;

- множественная дифференциация содержания и форм физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с потребностями, возможностями и интересами студентов с разными уровнями двигательной активности и здоровья;

- свобода выбора студентами элективных видов, форм, содержания физкультурно-спортивной деятельности как условие их саморазвития; добровольность участия студентов в элективных видах, формах, содержании физкультурно-спортивной деятельности;

- актуализация (когнитивная, мотивационно-ценностная, поведенческая) значимости для студентов физического воспитания (включая все формы и виды физ-культурно-спортивной деятельности) как фактора здоровья и конкурентоспособности;

- сотрудничество и взаимодействие студентов и педагогов в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности;

- индивидуально-дифференцированная вариативность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, обеспечивающая приоритет интересов студента;

- вариативность средств и методов, форм и содержания физического воспитания;

- спортивно-массовая ориентированность учебного процесса физического воспитания;

- комплексное включение студентов в физкультурно-спортивную

деятельность оздоровительного, до-сугового, развивающего, образовательного характера;

- использование основных видов здоровьесберегающих технологий: физкультурно-спортивные мероприятия, физкультурно-рекре-ационные мероприятия, физкультурно-оздоровительное и психолого-физиологическое просвещение, психологическое и методическое сопровождение.

Физкультурно-оздоровительное сопровождение формирования основ конкурентоспособности студентов представляется как непрерывный процесс создания для обучающихся пролонгированных конкуренто-развивающих возможностей средствами физического воспитания в совокупности физкультурно-спор-тивных мероприятий (в широком смысле) (учебных и внеучебных; развивающих, оздоровительных, воспитательных, досуговых и т.д.; просветительских, мотивацион-ных, организационных, контрольно-корректирующих и пр.) и непосредственных и опосредованных психолого-педагогических воздействий. Критериями эффективности его функционирования выступают: увеличение количества двигатель-но-активных студентов, в том числе студентов, сочетающих неорганизованные и организованные формы физкультурно-спортивной деятельности; повышение уровня здоровья студентов по выделенным показателям; повышение уровня конкурентоспособности студентов по выделенным показателям.

Система физкультурно-оздоровительного сопровождения формирования основ конкурентоспособности студентов включает:

- организационное ядро - студенческий спортивный клуб;

- организационные формы - спортивные секции, группы оздоровительной физической культуры, группы активного досуга, вузовские физкультурно-спортивные мероприятия;

- содержательно-методическую базу - физические упражнения как ведущие средства достижения цели, реализуемые через организацию и проведение физкультурно-спортив-ных мероприятий, в совокупности составляющих систему ситуаций развития конкурентоспособности с сохранением / укреплением здоровья студентов;

- ведущий инструмент - методические и практические рекомендации студентам / преподавателям относительно содержания и режимов самостоятельной и организованной двигательной активности, форм и методов ее организации и контроля;

- ведущий способ - индивидуальная / групповая консультация (устная / письменная, по субъективному запросу / по объективной необходимости);

- сопровождаемых - студенты, отнесенные к разным группам, дифференцированным по состоянию здоровья (основная, специальная медицинские группы) и по уровню (а также специфике, содержанию) двигательной активности;

- сопровождающих - педагоги по физической культуре, тренеры-преподаватели, инструкторы по ЛФК, студенческий спортивный актив, студенческий академический актив;

- сферы сопровождения - формы (учебные, внеучебные) и части (теоретическая, практическая, контрольно-оценочная) физического воспитания, виды физкультурно-спортивной деятельности;

- направления сопровождения - (а) целевые (первый уровень дифференциации - противорисковое и развивающее; второй уровень дифференциации - по направленности на совершенствование конкретных показателей конкурентоспособности и здоровья с учетом их взаимосвязей), (б) содержательные (по типу используемых ресурсов организационных форм физического воспитания (ФкСД); по степени обязательности - инвариантные, вариативные),

(в) организационно-методические (диагностическое, просветительское, стимулирующее, деятель-ностно-поведенческое, контрольно-рефлексивное), (г) субъктные (по группам сопровождаемых);

- этапы сопровождения - диагностический (этап входной диагностики), организационный (этап подготовки), деятельностный (этап непосредственного сопровождения), рефлексивно-коррекционный (этап промежуточной проверки и корректив), контрольный (этап итоговой диагностики).

Мы предполагаем, что организация в вузе физкультурно-оздоровительного сопровождения, ориентированного на повышение уровня

и расширение сферы двигательной активности студентов с учетом их интересов и потребностей, становление установок и навыков здорового образа жизни, повышение уровня их образованности в области физической культуры и спорта, обеспечит эффективное формирование основ конкурентоспособности будущих специалистов вследствие развития у них ряда личностных качеств и способностей, выступающих показателями физического, психического, психологического и социального здоровья и детерминантами конкурентоспособности. Экспериментальная проверка выдвинутого предположения составляет содержание дальнейшего исследования.

Примечания:

1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2002. 400 с.

2. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография. URL: http://adygnet.ru /sites /default /files /hazova_reg.ipg

3. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента. URL: http://www.neuch.ru/referat/65489.html

4. Галузо Е.А. Развитие конкурентоспособности персонала строительных организаций: автореф. Дис. ... канд. Экон. Наук. М., 2008. 24 с.

5. Герниченко А.А. Подготовка конкурентоспособных выпускников среднего профессионального образования для энергетики: автореф. Дис. .канд. Пед. наук. Новокузнецк, 2006. 24 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М: Эксмо, 2005. 544 с.

7. Андреев В.И. Конкурентология. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2004.

8. Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета: автореф. Дис. . д-ра пед. наук. Елец, 2009. 48 с.

9. Шувалов А.В. Гуманитарно-психологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

10. Дёмкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса всшего учебного заведения // Общественные науки. 2012. № 5. С. 56-65.

11. Хазова С.А., Тугуз Ф.К., Карягина Н.В. Развитие конкурентоспособности студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды как исследовательская проблема теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 46-49.

References:

1. Mitina L.M. Psychology of development of competitiveness of the person. M.; Voronezh: Moscow Psychological and Social Institute: MODEK, 2002. 400 pp.

2. Khazova S.A. Development of competitiveness of specialists in physical culture and sports in the process of professional training: a monograph. URL: http://adygnet. ru/sites/default/files/hazova_reg.ipg

3. Shapovalov V.I. Competitiveness of a person in the paradigm of innovative pedagogical management. URL: http://www.neuch.ru/referat/65489.html

4. Galuzo E.A. Development of competitiveness of the personnel of construction organizations: Diss. abstract for the Cand. of Economy degree. M., 2008. 24 pp.

5. Gernichenko A.A. Training of competitive graduates of secondary vocational education for power engineering: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Novokuznetsk, 2006. 24 pp.

6. Fatkhutdinov R.A. Management of competitiveness of an organization. M: Eksmo, 2005. 544 pp.

7. Andreev V.I. Studies on competitiveness. Kazan: Publishing house of Kazan University, 2004.

8. Mezinov V.N. Formation of competitiveness of the future teacher in the educational process of the university: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Yelets, 2009. 48 pp.

9. Shuvalov A.V. Humanitarian and psychological foundations of the theory of psychological health // Problems of Psychology. 2004. No. 6. P. 18-33.

10. Dyomkina E.V. Pedagogical potential of the educational process of the higher educational institution // Social Sciences. 2012. No. 5. P. 56-65.

11. Khazova S.A., Tuguz F.K., Karyagina N.V. The development of competitiveness of students in conditions of the health-saving educational environment as a research problem in the theory of physical culture // Theory and practice of physical culture. 2014. No. 11. P. 46-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.