УДК 378.172
Volzhakova V.V., senior teacher, State agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: volzhakova.valya@mail.ru
PHYSICAL CULTURE AND HEALTH ACTIVITIES AND PHYSICAL ACTIVITY OF AGRARIAN UNIVERSITY STUDENTS AS A CONSTITUENT HEALTHY LIFE STYLE. The article reveals the problem of quality of life and level of health of students, their physical culture that includes recreational activities, physical activity and attitude to a healthy lifestyle. The main task of the system of physical education in universities is the preservation and strengthening of students' health. At the same time, in the mass practice of physical education in universities, there is a lack of physical fitness and fitness activities and physical activity of students, there is a lack of knowledge about the system of preventive measures, which indicates a low level of health culture of students. The paper presents a study, in which the author analyzes the attitude of students of the Agrarian University to the healthy lifestyle, their fitness and recreation activities and physical activity, as well as the influence of some socio-psychological factors on the attitude of students to their own health.
Key words: students, health, healthy lifestyle, health and physical culture, recreational activities, physical activity.
В.В. Волжакова, ст. преп. Государственного аграрного университета Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: volzhakova.valya@mail.ru
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В статье раскрывается проблема качества жизни и уровня здоровья студенческой молодёжи, их физкультурно-оздоровительная деятельность, физическая активность и отношению к здоровому образу жизни. Главной задачей системы физического воспитания в вузах, является сохранение и укрепление здоровья студентов. В то же время в массовой практике физического воспитания в вузах, прослеживается недостаточная физкультурно-оздоровительная деятельность и физическая активность студентов, наблюдается дефицит знаний о системе профилактических мероприятий, что указывает на низкий уровень культуры здоровья студентов. Нами было проведено исследование, в результате которого, мы проанализировали отношение студенческой молодёжи аграрного университета к здоровому образу жизни, их физкультурно-оздоровительной деятельности и физической активности, а также влияние некоторых социально-психологических факторов на отношение студентов к собственному здоровью.
Ключевые слова: студенты, здоровье, здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность, физическая активность.
Оздоровительная функция образования была во все времена одной из главных, ныне же ее роль и ценность существенно возрастают в силу развития и возрастания соматического, физиологического и психологического статуса студенческой молодёжи. Особую тревогу вызывает отношение к своему здоровью подрастающего поколения, образ жизни которого будет определять качество трудовых и социальных ресурсов общества, а значит и его социально-экономический и политический потенциал, научно-технический прогресс.
Развитие у студентов здоровьесберегающих профессионально значимых качеств и формирование навыков конструктивного поведения дает возможность будущему специалисту действовать эффективно в процессе решения профессиональных задач и сохранять работоспособность. В тоже время, ограниченно годные по психофизиологическим показателям специалисты производственного труда, компенсируя свои недостаточно развитые профессионально значимые качества, перегружают другие функциональные системы организма, что приводит к их повышенному износу и порождает хронические заболевания, снижает эффективность профессиональной деятельности. Кроме того, данная категория молодых специалистов - выпускников вузов, испытывают серьезные трудности адаптации в период освоения своей трудовой деятельности.
Одним из основных направлений в решении проблемы сохранения и развития здоровья, будущих специалистов является воспитание у них определенных ценностных технологий учебной и профессиональной деятельности, формирование у студентов здорового образа жизни, т. е. культуры здоровой жизнедеятельности.
В связи с ухудшением состояния здоровья населения и ухудшением экологической ситуации, интенсивным реформированием образования, специалисты стали серьезное внимание уделять вопросам профилактики болезней и роли самого человека в этом процессе.
Физическая активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к работникам всех сфер труда.
Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия - стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры и т. п. - количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко не последнюю роль. Однако общеизвестно, что главной и самой серьезной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях [1].
Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как физическая активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.
Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена
жизнью - «... человек умирает не от определённой болезни, а от своего образа жизни» [2].
Здоровый образ жизни на этапе студенчества является важнейшим социальным фактором, проходящим все уровни современного социума, влияя на основные сферы жизнедеятельности общества. Хотелось бы отметить, что сегодня - это главный социальный фактор, который ограждает от негативных последствий при переходе от этапа молодости к взрослой жизни.
Ввиду недостаточности исследований взаимосвязи здорового образа жизни и социальных позиций студенческой молодёжи, эти вопросы продолжают оставаться актуальными на сегодняшний день.
С самого начала обучения в вузе, необходимо помочь студентам, будущим специалистам, выбрать жизненные ценности, чтобы определить вектор личност-но-профессионального развития.
Целью нашего исследования стало: узнать отношение сегодняшней студенческой молодёжи к здоровому образу жизни, также определить уровень их физической активности и физкультурно-оздоровительной деятельности. Основным методом исследования, нами была выбрана анкетная форма опроса, результаты прохождения медицинского осмотра студентов и анализ полученных данных.
В результате анализа медицинского осмотра в университете, мы наблюдали следующее, 74,8% студентов, приступая к обучению в вузе, имеют проблемы со здоровьем. На наш взгляд, одной из причин такой ситуации является отсутствие потребности в здоровом образе жизни.
С целью изучить уровень физической активности, физкультурно-оздоровительной деятельности и потребность в поддержании здорового образа жизни, как составляющих физического и психического здоровья, нами был проведен анкетный опрос, в котором приняло участие 500 студентов агротехнологического института.
Студенты оценивали здоровый образ жизни как многофакторный показатель: отрицательные факторыi E-mail: отказ от вредных привычек (наркотики, алкоголь, курение) - 82%; загрязнение окружающей среды - 98%; недостаточная физическая активность и физкультурно-оздоровительная деятельность - 88%; положительные факторыi, влияющие на здоровый образ жизни - правильное питание - 85%; закаливание, посещение бассейна, сауны - 48%; индивидуальная ответственность за здоровье, регулярное прохождение медосмотра - 67%; здоровье как самая главная ценность в жизни - 98,8%.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что студенты чаще на лидирующие позиции при ранжировании ценностей личности ставят здоровье. Но при этом, к сожалению, мы констатируем факт, что студенты здоровее не становятся. Причиной этого нередко является слабое проявление таких важных, для здорового образа жизни позиций, как регулярная физическая и двигательная активность, полноценный отдых, удовлетворенность предстоящей работой, активная жизненная позиция и др.
Повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью. Физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность необходимо рассматривать как важнейшую из видов деятельности,
имеющих социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека [3].
На вопрос «Удовлетворены ли Вы уровнем состояния своего здоровья?» ответы студентов распределились следующим образом: только шестая часть (15,8%) респондентов специальной медицинской группы ответили «Да, вполне», тогда как большая часть (63,8%) студентов основной группы ответила положительно на данный вопрос; каждый третий (32,8%)студент специальной медицинской группы скорее удовлетворен, чем нет, в сравнении с 24,7% студентами основной группы; вопрос «Затрудняюсь ответить» выбрали четверть респондентов специальной медицинской группы (26,5%) и 5,8% студентов основного отделения; «Скорее не удовлетворены» - 15,8% студентов специальной медицинской группы в сравнении с 3,8% студентов основной группы; и вариант «Нет, совсем не удовлетворен» был отмечен 9,1% опрошенных специальной медицинской группой в сравнении 1,9% студентов основной группы.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что при сопоставлении данных категорий студентов (специальной медицинской и основной учебной групп) наблюдается значительная разница уровня удовлетворенности состояния их здоровья. А именно, большая часть студентов специальной медицинской группы отмечала варианты «Трудно сказать», «Нет, совсем не удовлетворен», «Скорее удовлетворен, чем нет» в то время, как студенты основной учебной группы выбирали ответ «Да, вполне удовлетворен» и «Скорее да, чем нет».
Здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности: искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда и отдыха, питания и др., хотя все они отражают те или иные его стороны.
Студентам было предложено оценить свои действия, соответствующие основам здорового образа жизни по пятибалльной шкале. Полученные результаты свидетельствуют о значительной разнице в ответах между студентами основной учебной группы и специальной медицинской группы. Сравнивая ответы двух рассматриваемых групп, мы увидели следующее: 4,8% студентов специальной медицинской группы оценили свои действия на «1» балл, но никто из респондентов основной учебной группы не дал такую оценку; «2» балла - 9,4% студентов специальной медицинской группы в сравнении со студентами основной группы - 1,8%; на «3» балла - 48,8% специально медицинская группа, основная группа - 8% студентов; на «4» балла - 33,8% специальная медицинская группа в сравнении со студентами основной группы 75,8%; на «5» баллов -3,2% специальная медицинская группа, против 14,4% основной группы.
Библиографический список
Также анализ тестирования указывает на тенденцию ежегодного снижения двигательной активности студентов. Так, на 1-ом курсе активно тренируются в спортивных секциях университета и самостоятельно занимаются физкультурой 75% студентов, на 2-ом - 41%, на 3-ем - 20%. Объясняется это: повышением объема учебной нагрузки, необходимостью самостоятельно зарабатывать средства к существованию.
Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. На наш взгляд, показателем личного успеха должно стать здоровье человека, а не количество заработанных им денег И если у молодёжи появится привычка к занятиям физической культурой и спортом, то будут и разрешаться такие проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность [4].
Современные социальные реалии требуют качественного осмысления места и роли здоровья в системе ценностей, анализа ценностных ориентаций и жизненных практик студенческой молодёжи, как фактора социальных изменений. Исследования социальных установок молодёжи на здоровый образ жизни требуют учитывать неоднородность данной страты, включающей в себя группы со своеобразной структурой мотивации. Такой взгляд на проблему откроет возможности для более глубокого осмысления наиболее значимых детерминант различий и сходств в повседневном поведении данной социальной группы, а это в свою очередь, может отразиться на социальном статусе.
Специфическая особенность социального статуса студенчества, его устремленность в будущее обуславливает особую его социальную значимость. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала, тем самым осуществляя, как развитие молодёжи, так и общества в целом [5].
В результате проведенного исследования была установлена связь основ здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студенческой молодёжи. Эту связь мы наблюдали при сравнивании студентов специальной медицинской группы со студентами основной учебной группы. Также реально просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью и соблюдение основ здорового образа жизни вне университета, занимаются далеко не все студенты специальной медицинской группы. Тем самым уровень удовлетворенности состоянием здоровья студентов основной учебной группы, значительно выше, что в свою очередь, повышает самооценку социального статуса и является немаловажным для молодых людей.
1. Железняков А.Г, Панкратьева О.В. Основы здорового образа жизни студентов. Актуальные вопросы инновационного развития агропромышленного комплекса. Материалы Международной научно-практической конференции. Курск. ГСХа, 2016: 115 - 119.
2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Москва: КНОРУС, 2012.
3. Чешихина В.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи в современном российском обществе. Вестник социальной работы. 2015; 1: 90 - 95.
4. Тарасенко И.Р, Марченко А.А., Тарасов П.В. Научно-практические аспекты организации физического воспитания студентов на основе элективных курсов. Вестник АПК Стаераполья. 2014; 3(15): 332 - 335.
5. Кувалдин В.А. Модель формирования качества жизни и образовательной деятельности студентов ВУЗа. Агропродовольстеенная политика России. 2014; 12: 16. References
1. Zheleznyakov A.G., Pankrat'eva O.V. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studentov. Aktual'nye voprosy innovacionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. Kursk. GSHA, 2016: 115 - 119.
2. Vilenskij M.Ya. Fizicheskaya kul'tura izdorovyj obraz zhizni studenta. Moskva: KNORUS, 2012.
3. Cheshihina V.V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve. Vestnik social'nojraboty. 2015; 1: 90 - 95.
4. Tarasenko I.R., Marchenko A.A., Tarasov P.V. Nauchno-prakticheskie aspekty organizacii fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove 'elektivnyh kursov. Vestnik APK Stavrapol'ya. 2014; 3(15): 332 - 335.
5. Kuvaldin V.A. Model' formirovaniya kachestva zhizni i obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov VUZa. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; 12: 16.
Статья поступила е редакцию 21.11.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru
Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: patimat.kamus@mail.ru
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF CIVIL AND LEGAL EDUCATION OF LEARNING YOUTH. The article deals with topical issues of civil law education and upbringing in the modern conditions of a developing rule of law state and civil society. It analyzes the practical activities of general educational organizations, on the example of a profile school with a legal slant, on the formation of legal awareness, legal culture and legitimate behavior among students. The article shows that under the civil law system one has to understand the educational upbringing and educational activities aimed at helping students respect for law; one's own intentions and performances based on modern legal society's values; a legal culture based on basic legal literacy; competencies, sufficient to protect the rights, freedoms and interests of the individual; positive experiences in socio-legal sphere.
Key words: civil law education, legal education, citizenship, legal culture, legal education.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический
университет», г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru
Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: patimat.kamus@mail.ru