REFERENCES
1. Atamanov, V.V., Chechelnitskaya, S.M. and Chirkova, O.Yu. (1999), "Age dynamics of indicators of variability of a cordial rhythm at healthy boys and girls", Computer electrocardiography at a turn of centuries: Theses report international workshop, Moscow, pp. 144-145.
2. Gordeeva, N.V. (2015), Complex characteristic of disturbances of health at children early age with the cerebral palsies spastic forms and their forecasting, dissertation, Ivanovo.
3. Dogadkina, S.B. (2007), "Property of an autonomous nervous regulation of a cordial rhythm and adaptation reserves of an organism of children of 7-10 years", New researches, Vol. 1, No. 13, pp. 134-144.
4. Kiamova, N.I., Sitdikov F.G. and Samigullina M.S. (2005), "Functional condition of cardiovascular system of children with a cerebral palsy", New researches, No. 2 (9), pp. 99-104.
5. Klendar, V.A. and Gross, N.A. (2015), "Research of a functional condition of a nervous regulation at children with NODA, method of variability of a cordial rhythm", Messenger of sports science, No. 5, pp. 40-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2017
УДК 796.011
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МОТИВОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК, ПОЛУЧАЮЩИХ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ
Александр Владимирович Ключников, старший преподаватель, Вадим Харисович Хиса-мутдинов, старший преподаватель, Артем Владимирович Фадеев, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань; Владислав Эдуардович Лихачев, старший преподаватель, Александр Евгеньевич Петров,
старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
Аннотация
В данной работе анализируется структура и динамика мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза. Показано, что вовлечение обучающихся в различные формы физической культуры, занятия в спортивных секциях в соответствии с избранным видом спорта, улучшение материально-технической базы проведения занятий, способствуют формированию у студентов положительной мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности. Представлены эмпирические результаты оценки уровней сформированности физической культуры личности и сформулированы перспективные направления совершенствования процесса физического воспитания в вузе.
Ключевые слова физическая культура, физкультурно-оздоровительная деятельность, мотивация, среднее профессиональное образование.
STRUCTURE AND DYNAMICS OF MOTIVES OF SPORTS AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY OF STUDENTS GETTING THE PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alexander Vladimirovich Klyuchnikov, the senior teacher, Vadim Kharisovich Khisamutdinov,
the senior teacher, Artem Vladimirovich Fadeev, the senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan; Vladislav Eduardovich Likhachev, the senior teacher, Alexander Evgenyevich Petrov, the senior teacher, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan
Annotation
The aim of the present study is considering the problem of technological ensuring of the reflective and prognostic component of the physical culture development in higher education institutions. We have shown that involvement of the students in various forms of physical culture, sports clubs according to the selected sports, improving of material-technical resources of training contribute to the formation of the
students ' positive motivation to sports and health-improving activity. The empirical results of developmental levels for the physical culture of the personality are presented for future optimizations of physical training educational process.
Keywords: physical culture, health-improving activity, motivation, secondary professional education.
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование отечественной системы физкультурного образования в вузах, в том числе системы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта обусловливает необходимость модернизации содержания занятий физической культурой. Неблагоприятные условия окружающей среды, гиподинамия, низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом, способствуют увеличению числа студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных учреждениях необходимо создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Работами отечественных (М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова, В.В. Пономарева) и зарубежных (R.V. Havighurst, E. Kunzendorf, D.E. Sherwod) специалистов разработаны содержательные и программно-методические основания рациональной организации занятий физической культурой со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В то же время, до настоящего времени не получили своего должного научно-практического обоснования вопросы проектирования содержания занятий физической культурой в вузе, подходы к организации и оценке эффективности процесса физического воспитания студентов, отнесенных по результатам ежегодных медицинских осмотров к специальной медицинской группе (СМГ).
Особое внимание требуют разработки программно-методического содержания учебного материала со студентами факультета среднего профессионального образования (СПО). В работах А.Д. Лифанова [5, 6] показано, что большая часть студентов, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, проявляют негативное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Среди негативных факторов отрицательной мотивации студенток к занятиям физической культурой и спортом для студенток СПО является недоступность некоторых секций по интересующим видам спорта, учебно-спортивных комплексов, а для студентов колледжей - отсутствие необходимой материально-технической базы. Наследие Всемирных студенческих игр закреплено за вузами, в то же время образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования (лицеи, колледжи) не только не обладают современной материально-технической базы проведения занятий физической культурой, но и средняя обеспеченность спортивными сооружениями в расчете на одного студента ниже нормы. Вместе с тем, нами предположено, что эффективность занятий со студентами СПО по дисциплине «Физическая культура» зависит также от их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и личных склонностей студентов, уровня и характера мотивации студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности. В связи с этим, целью настоящей работы являлось исследование структуры мотивов студенток факультета среднего профессионального образования к физкультурно-оздоровительной деятельности и их динамики в процессе физического воспитания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании, проводившемся на кафедре физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в 2013-2016 г. приняли участие 59 студентов, обучающихся по программам СПО. Детальная информация о выборке исследования и группы сравнения представлена в таб-
лице 1. Для диагностики мотивации студенток к оздоровительной деятельности нами апробирован тест-опросник А. А. Касаткина [3].
Таблица 1 - Данные о выборке исследования 2013-2014 учебный год_
Специальность Курс Количество Ср. возраст
240138 «Аналитический контроль качества химических соединений 1 11 15,7
3 12 18,8
260807 «Технология продуктов общественного питания» 1 16 15,8
3 12 18,9
260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» 1 22 16,2
3 20 19,6
260203 «Технология мяса и мясных продуктов» 1 10 15,5
3 15 19,0
Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «^аЙБЙса 7.0». Для сравнения результатов использовался 1-критерий Сть-юдента, различия считались значимыми при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Комплектование учебных групп студентов по физическому воспитанию осуществляется по результатам ежегодных медицинских осмотров в ФГАОУ «Студенческая поликлиника». Однако студенты факультета СПО получили возможность обращения в данное лечебно-профилактическое учреждение лишь с марта 2015 г.
До этого времени, распределение студентов осуществлялось на основании медицинских справок из лечебных учреждений по месту жительства. Предварительный анализ медицинских справок студенток обследуемых групп показал, что многие из них являлись временно освобожденными от практических занятий физической культурой в вузе, либо им рекомендовались занятия под руководством специалиста по адаптивной физической культуре.
В настоящее время [9, 11] ежегодно в вузы поступает до 30% студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Многие авторы связывают это с неблагоприятными экологическими и социально-экономическими условиями, нарушением норм и принципов здорового образа жизни, недостаточной эффективностью физического воспитания во время обучения в общеобразовательной школе. Однако, имеющиеся научные данные, касающиеся анализа структуры контингента занимающихся, выполнены на студентах, обучающихся по программам высшего образования. Вместе с тем, отсутствуют данные, посвященные анализу распределения студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в вузе.
По нашим данным, в Казанском национальном исследовательском технологическом университете в 2013/14 учебном году физической культурой в составе основного учебного отделения занимались 47,5% студентов первых курсов; в 2014/15 учебном году - 44,4%; в 2015/16 - 32,5%; в 2013/14 учебном году 28,1% студентов относились к СМГ; в 2014/15 - 24,5%; в 2015/16 - 28,75%.
Как следует из таблицы 2, ведущим мотивом студенток СПО, является внешнее долженствование. Такие студентки посещают занятия физической культурой в вузе с целью получения зачёта по дисциплине и нежелание иметь академические задолженности. Это согласуется с результатами предыдущих исследований, которые свидетельствуют о низкой познавательной активности студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза и об отсутствии должной мотивации студенток к физкультурно-оздоровительной деятельности. Следующие по значимости мотивы: двигательной активности (6,46±4,43, р<0,001, 1=15,48), самосохранения здоровья (3,91±4,94, р<0,001, 1=5,326) и игр и развлечений (7,26±4,30, р<0,001, 1=15,57); наименьшей значимостью обладает мотив подражания (в начале педагогического эксперимента - 1,62±5,21, р=0,0027, 1=3,081; в конце педагогического эксперимента - 2,06±4,92, р<0,001, 1=4,602). Значимых
статистических различий в структуре мотивации студенток СПО нами не выявлено (таблица 2).
Таблица 2 - Структура мотивации студенток к физкультурно-оздоровительной деятель-
№ п/п Мотивы к физкультурно-оздоровительной деятельности 2013/2014 уч.г. (п=104) 2015/2016 уч.г. (п=112)
XX ±т P 1 XX ±т P 1
1 Самосохранение здоровья 3,91±4,94 <0,001 5,32 2,10±4,82 <0,001 4,78
2 Совершенствование 5,85±5,13 <0,001 9,00 3,28±5,49 <0,001 6,55
3 Двигательная активность 6,46±4,43 <0,001 15,4 5,32±4,07 <0,001 14,3
4 Долженствование (внутренний аспект) 3,67±4,28 <0,001 6,52 1,40±4,14 0,0003 3,73
5 Долженствование (внешний аспект) 3,23±4,69 <0,001 7,21 4,68±4,79 <0,001 10,70
6 Долженствование (воспитательный аспект) 3,36±4,75 <0,001 2,88 1,60±5,05 0,0007 3,47
7 Общение 5,82±4,63 <0,001 8,307 3,80±4,59 <0,0001 9,06
8 Доминирование 4,56±6,41 <0,001 6,74 2,65±6,29 <0,001 4,63
9 Физкультурно-спортивные интересы 6,32±4,24 <0,001 12,4 3,58±5,17 <0,0001 7,58
10 Соперничество 3,18±6,37 <0,001 4,41 0,28±6,17 0,6161 0,50
11 Удовольствие от движений 5,14±4,48 <0,001 9,41 2,15±4,81 <0,0001 4,89
12 Игры и развлечение 7,26±4,30 <0,001 15,5 3,43±5,45 <0,0001 6,90
13 Подражание -1,62±5,21 0,0027 3,08 -2,06±4,92 <0,0001 4,60
14 Привычки 1,65±5,47 0,0086 2,68 1,08±5,55 0,0344 2,14
15 Положительные эмоции 5,24±4,75 <0,001 10,9 2,72±5,49 <0,0001 5,41
16 Интерес к противоположному полу 3,88±6,58 <0,001 4,75 3,16±6,80 <,0001 5,10
Как следует из таблицы 2, наибольшей значимостью у студенток СПО в начале эксперимента был мотив двигательной активности (1 место), характеризующий актуальную потребность в увеличении суточной двигательной активности. Сравнивая исходные и конечные данных результатов анкетирования, характеризующих иерархию мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности, мы приходим к выводу о положительных изменениях, поскольку к завершению эксперимента на первое место вышел мотив физ-культурно-спортивных интересов. Второе место по значимости студентки отводили мотиву положительные эмоции (5,24±4,75, р<0,001, 1=10,93), свидетельствующий об их стремлении к получению удовольствия от движений, от включенности в физкультурно-спортивную деятельность, а также любых форм двигательной активности. Третье место (3,91±4,94, р<0,001, 1=5,326) занимает мотив самосохранения здоровья, которому соответствует следующее утверждения: «Занятия физической культурой мне нужны, поскольку они полезны для моего здоровья». Таким образом, мотивы, которые напрямую или опосредованно связанны со здоровьем, занимают первые места в структуре мотивации (личностных смыслов) студенток к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Исследование динамики мотивации студенток СПО к занятиям физической культуры показывает, что:
- в структуре мотивации посещения занятий физической культурой студентками повышается значимость как положительных мотивов, связанных, например, с сохранением и укреплением здоровья, приобретением силы и красоты и др., так и отрицательных - получение зачета, соперничество, привычки.
- повышается значимость мотива сохранения здоровья, игр и развлечений, общения, физкультурно-спортивных интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булавкина, Т.А., Критерии оценки физической культуры студентов с точки зрения их личностной значимости / Т.А. Булавкина // Новые исследования. - 2011. - Т. 1, № 2-6. - С. 83-96.
2. Гурин, Я.В. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста в современных исследованиях / Я.В. Гурин, К.И. Братков, Д.П. Антонов // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 5. - С. 53-57.
3. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
4. Кондаков, В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Кондаков Виктор Леонидович. - СПб., 2013. - 50 с.
5. Лифанов, А.Д. Компоненты физической культуры студентов в контексте акмеологического подхода / А.Д. Лифанов, Е.И. Симонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 117-121.
6. Лифанов, А.Д. Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В. Д. Лифанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 7679.
7. Наговицын, Р.С. Инновационный подход к формированию физической культуры личности [Электронный ресурс] / Р.С. Наговицын // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 3. - URL : http://human.snauka.ru/2014/03/5869 (дата обращения: 01.05.2017).
8. Павлова, А.С. Модернизация занятий физической культурой в вузе на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И. А. Зенуков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2 (30). - С. 51-54.
9. Румба, О.Г. Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток СМГ с помощью дозированной оздоровительной ходьбы / О.Г. Румба, А.А. Горелов, Н.В. Балышева // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 42-48.
10. Туренков, А.Н. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Туренков, Л.Н. Скотникова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 3 (39). - С. 90-94.
11. Фазлеева, Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е.В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 87-88.
REFERENCES
1. Bulavkina, T.A. (2011), "Evaluation criteria of physical training of students according to their personal significance", New Research, Vol. 1, No. 26, pp. 83-96.
2. Gurin, Ya.V., Bratkov, K.I. and Antonov, D.P. (2014), Actual issues of healthy lifestyle among school-age children in modern studies, Vestnik Sportivnoy nauki, No. 5, pp. 53-57.
3. Kasatkin, A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.
4. Kondakov, V.L. (2013), Systemic mechanisms for the design of sports and health technologies in educational space at modern higher education institution, dissertation, St. Petersburg.
5. Lifanov, A.D. and Simonova, E.I. (2015), "Components of physical culture of students in the context of acmeological approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 117-121.
6. Lifanov, A.D., Finogentova, L.A. and Lifanova, V.D. (2014), "Attitude of the female student getting the secondary professional education to occupations by physical culture in the conditions of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 76-79.
7. Nagovitsyn R.S. (2014), "Innovative approach to the formation of the physical culture of the person", Humanities scientific researches, Vol. 31, No. 3., available at: http://human.snauka.ru/2014/03/5869.
8. Pavlova, A.S., Lifanov, A.D., and Zenukov, I.A. (2014), "Modernization of the lessons by physical culture in high school based on personally oriented content of education process", Vestnik Sportivnoy nauki, No. 2, pp. 51-54.
9. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Balisheva, N.V. (2010), "Correction of functional condition of cardiovascular system of SMG female students with help of dosed healthy walking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 42-48.
10. Turenkov, A.N. and Skotnikova, L.N. (2009), "To the question of improving the motivation level of students of higher educational institutions to studies of physical culture and sport", Vestnik Ke-merovskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 39, No. 3, pp. 90-94.
11. Fazleeva, E.V. (2009), "Basic tendencies in dynamics of parameters of health and physical preparedness of TSHPU students for the last five years", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 87-88.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2017
УДК 796.412
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТОЧНОСТЬ ПОСТРОЕНИЙ И
СИНХРОННОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ В ДИСЦИПЛИНЕ «ФОРМЕЙШН» В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ
Анастасия Александровна Корбакова, преподаватель,
Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются факторы, определяющие точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «Формейшн» в танцевальном спорте, выявляются взаимосвязи между уровнем развития координационных способностей и экспертными оценками точности построений и синхронность исполнения. Выявлено, что основными критериями оценки соревновательной композиции в дисциплине «Формейшн» в танцевальном спорте являются точность построений (ровные линии в построении и дистанции в линиях) и синхронность исполнения (единая амплитуда движений команды и одновременность исполнения). В данной статье определено, что одними из факторов, определяющих точность построений и синхронность исполнения, являются способности к воспроизведению пространственных и временных параметров движения.
Ключевые слова: танцевальный спорт, дисциплина «Формейшн», синхронность исполнения, точность построений, пространственные параметры движения, временные параметры движения.
SPATIAL AND TIME PARAMETERS OF MOVEMENTS AS FACTORS DEFINING
FORMATIONS ACCURACY AND SYNCHRONIZATION IN COMPETITIVE COMPOSITION PERFORMANCE IN "FORMATION" DISCIPLINE IN DANCE
SPORT
Anastasia Aleksandrovna Korbakova, the teacher,
Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article discusses some factors defining the formations accuracy and synchronization in competitive composition performance in "Formation" discipline in Dance Sport, it identifies the interrelationships between the level of development of coordination abilities and expert assessments of formations accuracy and synchronization. It has been found that the main evaluation criteria in the competitive composition performance in the "Formation" discipline in Dance Sport are formations accuracy (the clean lines in formations and distances in lines) and synchronization (the uniform amplitude of team movements and simultaneity in performance). In this article the authors have determined that some of the factors that define the formations accuracy and synchronization are the skills to reproduce spatial and time parameters of movements.
Keywords: Dance Sport, "Formation" discipline, synchronization, formations accuracy, spatial parameters of movements, time parameters of movements.
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на то, что мировая история чемпионатов насчитывает более 40 лет, в отечественной литературе танцевальный спорт рассматривается лишь в аспекте парного танца. Существует необходимость полного и объективного определения ведущих физических способностей, сенсорных систем и уровня их развития у спортсменов в дисциплине «Формейшн» в танцевальном спорте с целью выявления взаимосвязей между