Научная статья на тему 'К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов'

К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / THE MOBILE LEARNING RESOURCES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFE-LONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Финогентова Лариса Анатольевна

В работе проанализировано отношение студенток 1-х курсов к занятиям физической культурой в вузе, а также обосновывается необходимость использования мобильных образовательных ресурсов на занятиях физической культурой и для организации самостоятельных занятий. Авторами показаны преимущества организации самостоятельной работы с помощью обучающих мобильных приложений. Приводятся статистические данные проведенного среди студенток анкетирования, раскрывающего психологическую и техническую готовность обучающихся к применению мобильных устройств в образовательном процессе, а также динамика показателей физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Финогентова Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of using the mobile learning resources at physical culture lessons in the lifelong learning system

In present article we were analyzed attitude of the 1 st year female students to occupations by physical culture in higher education institutions and also were substantiated the necessity of using the mobile learning resources at physical culture lessons and organization of independent physical activity. The authors were showed advantages of independent work organization by means of the mobile educational applications. The research focuses on the female students’ technical and psychological readiness to effectively implement mobile applications and tools in learning environment and dynamics of the indicators of physical readiness.

Текст научной работы на тему «К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов»

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

А.Д. ЛИФАНОВ, Л.А. ФИНОГЕНТОВА,

КНИТУ, г. Казань

Аннотация

В работе проанализировано отношение студенток 1-х курсов к занятиям физической культурой в вузе, а также обосновывается необходимость использования мобильных образовательных ресурсов на занятиях физической культурой и для организации самостоятельных занятий. Авторами показаны преимущества организации самостоятельной работы с помощью обучающих мобильных приложений. Приводятся статистические данные проведенного среди студенток анкетирования, раскрывающего психологическую и техническую готовность обучающихся к применению мобильных устройств в образовательном процессе, а также динамика показателей физической подготовленности.

Ключевые слова: мобильные образовательные ресурсы, студенты, физическая культура, непрерывное образование.

Abstract

In present article we were analyzed attitude of the 1st year female students to occupations by physical culture in higher education institutions and also were substantiated the necessity of using the mobile learning resources at physical culture lessons and organization of independent physical activity. The authors were showed advantages of independent work organization by means of the mobile educational applications. The research focuses on the female students' technical and psychological readiness to effectively implement mobile applications and tools in learning environment and dynamics of the indicators of physical readiness.

Key words: the mobile learning resources, students, physical culture, the life-long learning.

Введение

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» социальные требования к системе образования сформулированы в следующем виде: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, также обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1].

В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-Ф3 от 4.12.2007 г. образовательные учреждения «имеют право самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определять формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, методы и продолжительность учебных занятий на основе государственных образовательных стандартов» [2].

Отличительным признаком современной системы образования является глубокое проникновение информационно-коммуникационных технологий в различные виды учебной деятельности. Последней тенденцией в образовании является мобильное обучение, сочетающее в себе различные виды обучения, что позволяет сделать его более эффективным и интересным [2]. Для мобильного обучения используются следующие мобильные средства связи [3]:

1) телефоны: сотовые телефоны, смартфоны (типа Blackberry), коммуникаторы (iPhone);

2) различные портативные мобильные устройства: MP3/4 плееры, неткниги, устройства для электронных игр (Nintendo DS), устройства для прослушивания под-кастов (IPod), GPS-навигаторы и т.д.,

3) портативные компьютеры - портативный карманный компьютер (ПКП), планшетный компьютер (IPad).

Под термином «мобильный образовательный ресурс» мы понимаем учебные и справочные материалы, доступ к которым осуществляется с любого портативного устройства (гаджет, телефон, планшет, аудиоплеер и т.п.). Специально разработанное программное обеспечение, представляющее собой систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, практические рекомендации обеспечивают овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствующей области. При этом наличие или отсутствие доступа к сети Интернет не является определяющим фактором, поскольку современные мобильные телефоны включают в себя весь набор технических устройств, обеспечивающих фиксацию, передачу и воспроизведение соответствующих данных - цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, диктофон, цифровой дисплей, медиаплеер [4].

Некоторые специалисты ошибочно рассматривают мобильное обучение (m-learning) как сокращенный курс электронного обучения (e-learning). Несмотря на некоторые сходства, они имеют ряд принципиальных различий. М. Бренсфорд и Дж. Дуглас [5], подчеркивая различие между мобильным обучением и e-learning, отмечает, что уникальность мобильного обучения заключается прежде всего в том, что обучающийся не привязан к определенному времени и месту [5, с. 112].

Несмотря на очевидные преимущества использования средств мобильного обучения, в настоящее время недостаточно внимания уделяется психологическому и организационно-методическому аспектам проблемы внедрения мобильных образовательных ресурсов в организацию процесса физического воспитания студенток, что и послужило целью нашей работы.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее - КНИТУ) в 2013-2014 гг. В анкетировании, посвященном исследованию психологической и технической готовности к внедрению средств мобильного обучения, приняли участие 216 студенток первого курса различных направлений в возрасте 17-18 лет. В исследованиях эффективности средств мобильного обучения в процессе физического воспитания приняли участие 119 студенток. Из совокупной выборки нами сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ -52 девушки) и контрольная (КГ - 67 девушек). В ЭГ студенткам помимо посещения занятий физической культурой рекомендовались мобильные приложения для организации самостоятельной тренировки. Студентки КГ занимались по утвержденной на кафедре физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «КНИТУ» учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы для вузов по дисциплине «Физическая культура» (2000).

Для диагностики мотивации к занятиям физической культурой мы использовали опросник А.А. Касаткина [6], который содержит универсальные фразы об отношениях к физической культуре (например: «Дополнительные занятия по физическому воспитанию полезны для моего здоровья, так как обязательных недостаточно»). Преимуществом данной методики являлась возможность анонимного опроса, выявление мотивации по 16 факторам (по каждому из факторов можно набрать от -15 до + 15 баллов) и определение общего уровня мотивации в баллах (от -240 до +240 баллов).

Для диагностики уровня физической подготовленности нами выбраны следующие тесты: бег 60 м, бег 2000 м, челночный бег 4x9 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, наклон вперед из положения стоя. Тестирование физической подготовленности осуществлялось в начале и в конце семестра. Засчитывалось максимальное количество технически правильно выполненных повторений тестового упражнения.

Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «Sta-tistica 7.0». Для сравнения результатов использовался t-критерий Стьюдента, различия считались значимыми при p < 0,05.

Результаты и их обсуждение

В рамках компетентностного подхода в соответствии с ФГОС третьего поколения процесс освоения основной образовательной программы (ООП) высшего образова-

ния, а также среднего профессионального образования представлен в виде набора соответствующих компетенций, а не как процесс личностного развития, принятие субъектом этических ценностей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дисциплина Б4 «Физическая культура» является одной из наиболее трудоемких в учебном плане подготовки бакалавров (не менее 400 часов), из которых 40 часов отводится на лекционные занятия (теоретическую подготовку) и 360 часов - на практические занятия. Учебный предмет преподается студентам в течение первых трех лет обучения по 2 раза в неделю.

Согласно утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования (ФГОС СПО) раздел «Физическая культура» при очной форме обучения реализуется, как правило, в объеме 516 часов, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 258 часов. Содержание дисциплины «Физическая культура» для студентов 1-го курса включает в себя программный материал старших классов средней общеобразовательной школы (10-й и 11-й классы).

В настоящее время предметом исследования большинства специалистов становится методическая система обучения: цели, методы, формы и средства обучения. В то же время проблема преемственности в основном рассматривается как соотнесенность содержания образования на каждой предшествующей и последующих ступенях, например, школа - колледж, либо при переходе на следующую ступень в рамках образовательной системы одного уровня (с первого на последующие курсы и т.д.). Однако применительно к дисциплине «Физическая культура» данный принцип практически не выполняется, о чем свидетельствуют не изменяющиеся на протяжении нескольких лет обучения контрольные и зачетные нормативы, необходимые для получения зачета. В то же время изучение нового учебного материала должно всегда опираться на ранее изученный и сопровождаться текущим и итоговым видами контроля. Для этого прежде всего необходимо изменение целевой установки процесса обучения. Задачей образования на современном этапе является формирование у студентов системы знаний, сложившегося мировоззрения и компетентности в вопросах сохранения здоровья в условиях образовательной среды современного информационного общества.

Очевидно, что формирование физической культуры как части воспитательной системы должно осуществляться не изолированно, а как целостный процесс интеграции интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности. В современных условиях личность может сформироваться при любом типе воспитания [7, 8]. Вместе с тем «прогностические проблемы развития образования не могут решаться старыми, изжившими или изживающими себя способами» [9, с. 320].

Необходимыми условиями реализации целенаправленной социально-педагогической поддержки каждого субъекта образовательного процесса, удовлетворяющего духовно-нравственные потребности студентов, являются не только учет индивидуальных особенностей занимаю-

щихся [10], но и организация единой образовательной среды. Поэтому рекомендуемые преподавателями мобильные приложения целесообразно размещать на сервере учебного заведения, доступ к которому должен осуществляться с любого портативного устройства, имеющего доступ в Интернет. Помимо этого, необходимо оснащение аудитории вуза портативными техническими средствами обучения с выходом в Интернет (оборудование Wi-Fi или Bluetooth).

На констатирующем этапе эксперимента нами проведено анонимное анкетирование, результаты которого показывают, что 55,1% студентов имеют смартфон, 34,3% - мобильный телефон, 73,5% опрошенных обладают другими более продвинутыми мобильными устройствами - МР3-плеером, планшетным компьютером или нетбуком.

Несмотря на то что большинство представленных мобильных приложений являются бесплатными, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что к мобильным образовательным ресурсам студенты обращаются довольно редко (21% ответов). К сожалению, лишь 10,6% студентов посещают сайты категории «Здоровье и фитнес». Вместе с тем 77% опрошенных студентов используют свои ноутбуки и/или планшетные компьютеры вне дома. Как уже отмечалось выше, к несомненным преимуществам таких ресурсов следует отнести возможность пользоваться ими не только стационарно (дома, в компьютерном классе, интернет-кафе), но и во время пути следования к месту учебы, на переменах, то есть в отсутствии доступа к стационарному компьютеру и возможности постоянного доступа к сети Интернет.

Большинство студентов используют телефон непосредственно для общения или общения в социальных сетях, несмотря на то что знакомы с обучающими возможностями портативных устройств. Общение в социальных сетях само по себе не является отрицательным явлением, поскольку, например, информацию о предстоящих физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях можно размещать в специально созданных группах в социальной сети «Вконтакте».

Рассматривая обучающее программное обеспечение для формирования физической культуры личности студентов, мы рекомендовали студентам использование следующих модулей, классификация которых представлена авторами [11]:

- программное обеспечение для организации режима дня обучающегося (умный будильник Smart Alarm Clock, Timer Flo от Kian Tan);

- программное обеспечение справочного характера (20+ Lite от Michael Heinz, Virtual Trainer от Gravity Moves Pty Ltd);

- программное обеспечение для оценки физических параметров обучающихся (бесплатное приложение ИМТ+жира калькулятор, Michael Heinz позволяет осуществлять документирование веса, индекса массы тела и доли жира в организме с соответствующей аналитической проверкой и калькулятором для расчета идеальных параметров);

- программное обеспечение, моделирующее работу преподавателя-тренера (например, iHealth BPM

от ANDON HEALTH Co., LTD позволяет измерять, анализировать динамику систолического и диастоличе-ского артериального давления САД и ДАД, ЧСС и время измерения).

К средствам мобильного обучения следует относить и электронные учебно-методические пособия (ЭУМП), предназначенные для преподавания баскетбола, волейбола, футбола, легкой атлетики, аэробики, атлетической гимнастики, спортивно-оздоровительного туризма [12]. Использование ЭУМП на занятиях физической культурой, разработанных Гродненским государственным университетом, позволяют с использованием соответствующего мультимедийного оборудования (ноутбук, нетбук) осуществлять подачу учебного материала в максимально доступной форме, включая показ и объяснение техники двигательных действий, рассмотрение основных ошибок, анализ причин их возникновения, объяснение домашнего задания. Однако для создания качественного видеоизображения с использованием даже высокопроизводительной компьютерной техники необходимо искусственно подбирать освещение спортивного зала.

Используемые мобильные образовательные ресурсы должны удовлетворять требованиям, обусловленным особенностями дисциплины «Физическая культура». К ним относятся прежде всего требования, связанные с обеспечением необходимого минимума для организации всех этапов самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, а также для упрощения усвоения теоретического и практического материалов учебной программы. Перегруженность мобильных приложений затрудняет выбор конкретного ресурса в зависимости от его назначения (самостоятельное изучение теоретического материала, контроль и самоконтроль освоения учебного материала). Вместе с тем благодаря вариативности предоставляемого материала в мобильных приложениях студенты имеют возможность самостоятельного выбора элементов и модулей изучаемой программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Большинство мобильных приложений предоставляют пользователям возможность сохранять результаты своей работы в электронном виде и экспортировать для дальнейшего перевода в «бумажные носители», осуществлять анализ достигнутых результатов. Это способствует активизации рефлексивной позиции, являющейся важнейшей составляющей саморазвития. Очевидно, что без рефлексии любая деятельность превращается в механическое движение. Поскольку рефлексивные процессы зачастую могут не осознаваться, влияние рефлексии на становление личности определяется ее опосредованным воздействием. Важнейшим компонентом развития рефлексии является режим диалога (или «обратной связи»), причем это может быть как непосредственное общение, так и с использованием технологий мобильной связи.

Внедрение средств мобильного обучения для повышения двигательной активности студенток в процессе их самостоятельной работы осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов:

- подготовительный этап, в процессе которого на теоретических занятиях физической культурой сту-

денты получали информацию о наиболее эффективных средствах мобильного обучения для организации самостоятельных занятий;

- этап активного взаимодействия, предполагающий совместный анализ в конце учебных занятий преподавателями и студентами результатов использования средств мобильного обучения, а также рекомендации относительно двигательной активности;

- этап интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами по принципу «обратной связи» (обмен информацией о результатах самостоятельных занятий с использованием средств мобильного обучения в свободное от учебы время).

Организация самостоятельной работы студентами осуществлялась по индивидуально разработанным программам, с учетом функционального состояния организма студентов, уровня физической подготовленности.

Как видно из табл. 1, у девушек обеих групп имеет фактор «Игры и развлечения» (ЭГ - 7,26±3,67 баллов, КГ - 7,16±3,85 баллов), а в конце нашего эксперимента -

в ЭГ на первое место выдвигается фактор «Двигательная активность» (7,04±2,71 баллов), а в КГ - фактор «Игры и развлечения» (5,78±5,50 баллов). В целом по всем факторам в КГ наблюдается отрицательная динамика. К положительным моментам следует отнести значительное уменьшение такого негативного фактора, как «Подражание» (с -2,78±6,23 в начале и до -3,43±6,31 баллов в конце педагогического эксперимента). Механическое копирование и следование инструкциям мобильного приложения не будет способствовать формированию у личности собственной рефлексивной позиции, готовности к самостоятельному поиску с применением полученных знаний, умений и навыков.

Примечательно, что в группе студенток, активно применяющих мобильные приложения для организации самостоятельной работы, наблюдается положительная динамика в группе мотивов, значимых при занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.

В табл. 2 представлены результаты физической подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп.

№ п/п Содержание мотивации к оздоровительной деятельности Контрольная группа Экспериментальная группа

Х<з±ш Р t Х<з±ш Р t

1. Самосохранение здоровья 3,36±4,18 2,15±5,59 0,024 0,037 2,670 2,180 3,30±5,77 5,82±1,71 0,001 0,297 4,029 1,101

2. Совершенствование 5,39±4,59 4,38±5,58 0,001 0,007 4,439 3,420 5,72±3,72 6,18±2,78 0,001 0,001 7,244 8,883

3. Двигательная активность 7,05±2,82 5,54±3,59 0,001 0,001 10,63 8,634 6,65±2,93 7,04±2,71 0,001 0,001 10,87 10,34

4. Долженствование (внутренний аспект) 3,45±4,34 2,87±5,49 0,038 0,006 2,385 2,957 3,04±5,42 3,43±4,62 0,013 0,009 2,692 2,977

5. Долженствование (внешний аспект) 3,27±5,63 3,88±4,67 0,024 0,001 2,482 4,696 4,69±4,93 4,19±5,14 0,001 0,005 4,593 3,258

6. Долженствование (воспитательный аспект) 3,06±3,94 2,63±4,43 0,003 0,002 3,422 3,354 2,56±4,48 2,84±4,36 0,012 0,018 2,746 2,653

7. Общение 4,45±5,12 4,38±5,05 0,002 0,001 3,696 4,898 4,35±5,15 6,15±4,47 0,005 0,001 4,050 5,481

8. Доминирование 0,68±7,41 2,53±6,24 0,707 0,029 0,382 2,294 1,96±6,69 1,32±6,95 0,175 0,462 1,401 0,756

9. Физкультурно-спортивные интересы 4,39±3,96 4,05±4,62 0,002 0,001 4,687 4,966 4,34±4,61 4,83±3,49 0,002 0,001 4,481 5,520

10. Соперничество 0,84±7,08 1,59±7,07 0,624 0,223 0,493 1,246 1,78±6,96 0,93±7,45 0,236 0,622 1,219 0,503

11. Удовольствие от движений 3,17±4,13 2,81±3,75 0,005 0,002 3,250 4,162 3,30±3,72 3,81±4,18 0,003 0,002 4,257 3,646

Таблица 1

Динамика факторов мотивации студенток к занятиям физической культурой в вузе

(независимые выборки)

Окончание табл. 1

№ Содержание мотивации Контрольная группа Экспериментальная группа

п/п к оздоровительной деятельности X<з±m P t X<з±m P t

12. Игры и развлечения 7,16±3,85 5,78±5,50 0,001 0,001 7,841 5,846 7,25±3,67 6,84±4,06 0,001 0,001 9,486 6,822

13. Подражание -2,89±6,16 -2,14±5,86 0,063 0,052 1,989 2,022 -2,78±6,23 -3,43±6,31 0,044 0,046 2,142 2,178

14. Привычки 1,72±4,85 1,97±5,11 0,152 0,040 1,507 2,145 2,52±5,34 1,56±4,82 0,033 0,213 2,271 1,301

15. Положительные эмоции 6,45±3,62 4,48±5,63 0,001 0,001 7,560 4,432 4,61±5,56 6,13±3,42 0,006 0,001 3,977 7,158

16. Интерес к противоположному полу 6,22±5,54 3,61±6,84 0,002 0,006 4,786 2,939 3,74±7,53 6,00±5,54 0,026 0,006 2,382 4,334

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности студенток

№ п/п Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа

в начале в конце в начале в конце

1. Бег 60 м, с 10,94±0,21 10,63±0,18 10,75±0,24 10,68±0,21

2. Бег 2000 м, с 675,2±8,4 654,0±7,2 712,8±7,6 707,1±7,4

3. Челночный бег 4x9, с 10,94±0,16 10,28±0,15 10,54±0,32 10,45±0,21

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 11,25±0,78 12,28±0,80 9,93±0,41 10,14±0,36

5. Подъем туловища из положения лежа на спине, кол-во раз 53,47±2,14 56,29±1,75 54,35±2,05 55,74±1,69

6. Прыжок в длину с места, см 171,94±2,15 173,4±1,98 169,15±1,89 169,63±1,91

Анализируя результаты проведенного исследования, мы приходим к выводу, что студентки экспериментальной группы, использующие средства мобильного обучения, показывают более высокий прирост показателей физической подготовленности по сравнению со студентками контрольной группы. На практике студентки, как правило, имеют слабые представления о положительном влиянии занятий физической культурой на организм занимающихся, что приводит к низким показателям физической подготовленности, посещению занятий «не по интересам», а по необходимости. Во многом это объясняется не меняющимися на протяжении последних десятилетий подходами к организации и проведению занятий физической культурой в образовательных учреждениях различного уровня. Исполь-

зование средств мобильного обучения способствует преодолению неравномерности и гетерохронности темпов физического, духовного и индивидуального развития.

В заключение стоит отметить, что развитие мобильного обучения является экономически оправданным, поэтому можно прогнозировать дальнейшее повышение интереса к инновационной системе обучения с использованием современных информационных технологий, включая средства мобильной связи. Анализируя полученные данные, следует констатировать перспективность использования мобильного обучения в учебном процессе для эффективного формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой в вузе.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - № 6. -

C.12-38.

2. Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. - 2007. - № 12. - С. 26.

3. Ballantyne N. Are Smartphones Useful for Vocabulary Learning? An Appraisal. // Learning Solutions Magazine. June 13, 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.learningsolutionsmag.com /articles/693/ are-smartphones-useful-for-vocabulary-learning-an-ap-praisal.

4. Тиунова О.В. Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии / О.В. Тиунова, А.Е. Злобин // Вестник спортивной науки. 2008. - № 3. - С. 16-20.

5. Bransford M. How People Learn: Brain, mind, experience, and school / M. Brandsford, J. Douglas. - Washington:

D.C., 2000. - P. 12-18.

6. Касаткин А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. -№ 6. - С. 10-13.

7. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. -С. 65-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: «Питер Пресс», 2006. - 607 c.

9. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - С. 58.

10. Павлова А.С. Модернизация занятий физической культурой в вузе на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И. А. Зенуков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 51-54.

11. Камалов Р.Р. Реализация мобильного обучения на самостоятельных занятиях физической культурой в вузе / Р.Р. Камалов, К.А. Касаткин, Р.С. Наговицын // Вестник развития науки и образования. - 2013. -№ 5. - С. 162-168.

12. е-Спорт: электронные средства обучения для физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.e-sportedu.grsu.by (дата обращения 20.11.2014).

References

1. The conception of the Federal Target Programme for the development of education in 2006-2010 years // Telecommunication and informatization of education. 2005. - No. 6. - P. 12-38.

2. The collection of official documents and materials Russian Federal Physical culture and sport. - 2007. -No. 12. - P. 26.

3. Ballantyne N. Are Smartphones Useful for Vocabulary Learning? An Appraisal // Learning Solutions Magazine. June 13, 2011. [Electronic resourses]. - Access mode: http://www.learningsolutionsmag.com /articles/693/are-smartphones-useful-for-vocabulary-learning-an-appraisal.

4. Tiunova O.V., Zlobin A.E. Marketing of technologies of mobile communication with reference to problems of sports psychology. - Vestnik sportivnoi nauki. - 2008. -No. 3. - P. 16-20.

5. Bransford M. How People Learn: Brain, mind, experience, and school / M. Brandsford, J. Douglas. - Washington: D.C., 2000. - P. 12-18.

6. Kasatkin A.A. Motives of health-improving activity of female students within university education // Theory and practice of physical culture. - 2012. - No. 9. - P. 10-13.

7. Asmolov A.G. The strategy of social and cultural modernization of education: towards overcoming the crisis of identity and build a civil society // Education. -2008. - No. 1. - P. 65-87.

8. KhjellL, Ziegler D. Theories of Personality / L. Khjell, D. Ziegler. - SPb.: "Peter Press", 2006. - 607 p.

9. Gershunsky B.S. Philosophy of Education / B.S. Ger-shunsky. - Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, Flint, 1998. - P. 58.

10. Pavlova A.S., Lifanov A.D., Zenukov I.A. Modernization of the lessons by physical culture in high school based on personally oriented content of education process // Vestnik sportivnoi nauki. - 2014. - No. 2. - P. 51-54.

11. Kamalov R.R., Kasatkin K.A., Nagovitsyn R.S. Implementation of mobile learning at the independent lessons by physical culture in the higher education institutions // Vestnik razvitiya nauli i obrazovaniya. - 2013. - No. 5. -P.162-168.

12. E-sports: electronic tutorials for physical culture and sport, available at: www.e-sportedu.grsu.by (date of access 20.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.