Научная статья на тему 'Влияние здоровьесберегающих технологий на экологическую образовательную среду вуза'

Влияние здоровьесберегающих технологий на экологическую образовательную среду вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / СИСТЕМНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна

Мероприятия по созданию экологической образовательной среды предусматривают разработку новых образовательных технологий, более здоровьесберегающих и экологичных. Качество жизни студента при обучении в вузе определяется его средой обитания, т. е. экологической образовательной средой вуза. Для студента состояние здоровья является важным показателем его физического и духовного развития в учебе, быте, отдыхе, представлений о своей будущей профессии. Оптимальный эффект в воспитании здорового человека достигается экологическим обучением и воспитанием, проводимым в определенной экологической образовательной среде, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий экологического и педагогического характера. Экологизация образовательной среды включает в себя контроль применения на практике приобретенных знаний и умений по экологии человека, привлечение студентов к участию в проведении мероприятий по экологии, охране здоровья (день здоровья и т.д.), а также диагностику среды и здоровья студентов с последующим мониторингом. Здоровьесберегающие технологии и экологическая образовательная среда вуза направлены на создание условий формирования и укрепления здоровья студентов, а именно на физкультурно-оздоровительные мероприятия, психолого-социальные, социально-нравственные и экологические мероприятия, которые характеризуются критериями эффективности, системности, управляемости, результативности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the health saving technologies on the ecological educational environment of university

Actions for creation of the ecological educational environment provide development of the new educational technologies, more health saving and eco-friendly. Quality of life of the student when training in higher education institution is defined by its habitat, i.e. the ecological educational environment of the higher education institution. For the student the state of health is an important indicator of its physical and spiritual development in the study, life, rest, ideas of the future profession. The optimum effect in education of the healthy person is reached with the ecological training and education, which is carried out in a certain ecological educational environment that represents set of the interconnected and complementary influences of the ecological and pedagogical character. Greening of the educational environment includes the control of practical application of the acquired knowledge and abilities on ecology of the person, involvement of students to participation in carrying out actions for ecology, health protection (day of health, etc.), and also diagnostics of the environment and health of students with the subsequent monitoring. Health saving technologies and ecological educational environment of higher education institution are directed on creation of the conditions of formation and strengthening of health of the students, namely on sports and health-improving actions, psychologic-social, social and moral and ecological actions which are characterized by criteria of efficiency, systemacity, controllability, productivity

Текст научной работы на тему «Влияние здоровьесберегающих технологий на экологическую образовательную среду вуза»

5. Gravitskaya, E.G. and Chitaykina, N.B. (1994), "Comparative characteristics of recovery of motor response after static load under the influence of training", Man, health, physical culture and sports in a Changing World: abstracts of scientific IV practical conference on problems of physical education students, publishing house "Kolomna State Pedagogical Institute", Kolomna, pp. 21-27.

6. Guseva, A.M. (2015), "Age changes of parameters H-reflex during rhythmic stimulation", Almanac of modern science and education, No 5(95), pp. 38-41.

7. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscle power and performance in ontogenesis, LIBROKOM, Moscow.

8. Sysoev, A.V. and Popova, I.E (2014), "Neuromuscular Apparatus of Female Basketball Players in View of Their Age Features", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 69-73.

9. Chelnokov, A.A, (2012), "Functional features and motor reflex response of skeletal muscle at rest in people of different ages", New investigations, No 4, Vol. 33, pp. 13-22.

Контактная информация: gravitskaya@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 378

ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА

Валентина Анатольевна Даниленкова, кандидат педагогических наук, доцент, Калининградский государственный технический университет (ФГБОУ ВПО «КГТУ»),

г. Калининград

Аннотация

Мероприятия по созданию экологической образовательной среды предусматривают разработку новых образовательных технологий, более здоровьесберегающих и экологичных. Качество жизни студента при обучении в вузе определяется его средой обитания, т. е. экологической образовательной средой вуза. Для студента состояние здоровья является важным показателем его физического и духовного развития в учебе, быте, отдыхе, представлений о своей будущей профессии. Оптимальный эффект в воспитании здорового человека достигается экологическим обучением и воспитанием, проводимым в определенной экологической образовательной среде, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий экологического и педагогического характера. Экологизация образовательной среды включает в себя контроль применения на практике приобретенных знаний и умений по экологии человека, привлечение студентов к участию в проведении мероприятий по экологии, охране здоровья (день здоровья и т.д.), а также диагностику среды и здоровья студентов с последующим мониторингом. Здоровьесберегающие технологии и экологическая образовательная среда вуза направлены на создание условий формирования и укрепления здоровья студентов, а именно на физкультурно-оздоровительные мероприятия, психолого-социальные, социально-нравственные и экологические мероприятия, которые характеризуются критериями эффективности, системности, управляемости, результативности

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, экологическая образовательная среда, эффективность, критерии, системность, результативность, управляемость.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p63-67

INFLUENCE OF THE HEALTH SAVING TECHNOLOGIES ON THE ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

Valentina Anatolyevna Danilenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad

Annotation

Actions for creation of the ecological educational environment provide development of the new educational technologies, more health saving and eco-friendly. Quality of life of the student when training in higher education institution is defined by its habitat, i.e. the ecological educational environment of the

higher education institution. For the student the state of health is an important indicator of its physical and spiritual development in the study, life, rest, ideas of the future profession. The optimum effect in education of the healthy person is reached with the ecological training and education, which is carried out in a certain ecological educational environment that represents set of the interconnected and complementary influences of the ecological and pedagogical character. Greening of the educational environment includes the control of practical application of the acquired knowledge and abilities on ecology of the person, involvement of students to participation in carrying out actions for ecology, health protection (day of health, etc.), and also diagnostics of the environment and health of students with the subsequent monitoring. Health saving technologies and ecological educational environment of higher education institution are directed on creation of the conditions of formation and strengthening of health of the students, namely on sports and health-improving actions, psychologic-social, social and moral and ecological actions which are characterized by criteria of efficiency, systemacity, controllability, productivity

Keywords: health saving technologies, ecological educational environment, efficiency, criteria of systemacity, productivity, controllability.

Мероприятия по созданию экологической образовательной среды предусматривают разработку новых образовательных технологий, более здоровьесберегающих и экологичных. Для решения проблем здоровья студентов необходимы новые подходы, в ориентации образовательного процесса, направленные на образовательную среду, связанную с комплексом факторов, характеризующих условия создания здоровьесберегающей экологической образовательной среды, обучения и воспитания студентов [2].

В наибольшей степени в период обучения в вузе у студентов снижены показатели качества жизни, обусловленное эмоциональным состоянием, психическим и общим состоянием здоровья, что согласуется с интенсивной учебной нагрузкой и общей заболеваемостью студентов в период обучения [1].

В период обучения в вузе на первых курсах студенты не понимают сложного материала и не могут усваивать большие объемы информации, быстро отвлекаются из-за «скучности» изложения, у них не развиты коммуникативные навыки, не умеют взаимодействовать с новым студенческим коллективом.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, качество жизни студента при обучении в вузе определяется его средой обитания, т. е. экологической образовательной средой вуза.

Экологическая образовательная среда вуза на основе здоровьесберегающих технологий направлена на охрану здоровья, на экологию человека.

По современным представлениям здоровьесберегающие технологии делятся на группы:

1. Физкультурно-оздоровительные - направлены на физическое развитие студента, на исследование его резервных возможностей, обеспечивающих ему оптимальную адаптированность к изменениям образовательной среды;

2. Психоэмоциональные - характеризуются состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием, отражающие систему ценностей и мотивов поведения студента в его взаимоотношениях с образовательной средой проявляющиеся в уважении к другим точкам зрения, активной жизненной позицией;

3. Экологические - направлены на создание экологически оптимальных условий образовательной среды, гармоничных взаимоотношений с окружением.

Здоровье студента зависит от его образа жизни, привычек, питания, условий труда, то есть от факторов здоровьесберегающих технологий.

Основными факторами, определяющими здоровьесберегающие технологии являются:

- экологическая образовательная среда;

- социальная среда;

- природно-климатические условия.

На формирование здоровьесберегающей технологии, системы экологических знаний и умений, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывает экологическая образовательная среда вуза.

Рассмотрим применение здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде на двух уровнях - на уровне вуза и на уровне образовательного процесса. На уровне вуза с помощью здоровьесберегающих технологий реализуются следующие задачи:

- создание гигиенических и экологических условий для образовательного процесса;

- обеспечение физкультурно-оздоровительного комплекса;

- обеспечение питанием и медицинским обслуживанием;

- создание санитарно-гигиенических условий в местах общего пользования и в общежитиях;

- проведение мониторинга состояния здоровья студентов и профилактики вредных привычек.

На уровне образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий необходимо решить следующее: включить в учебные планы инженерных специальностей специальные курсы по сохранению и укреплению здоровья в экологической образовательной среде; сформировать у них четкое понятие «экологическая образовательная среда»; «экология образовательного процесса», определить их место в воспитании, стремлении студентов к здоровому образу жизни. На каждом занятии обеспечивать решение задач по экологии качества жизни и здоровьесбережения, формировать у студентов интерес к своей дисциплине, предотвращать возникновение стрессовых ситуаций, повышать результативность экологических знаний и умений.

Здоровьесберегающие технологии и экологическая образовательная среда вуза направлены на создание условий формирования и укрепления здоровья студентов, а именно на физкультурно-оздоровительные мероприятия, психолого-эмоциональные, социально-нравственные и экологические, которые характеризуются критериями эффективности, системности, управляемости, результативности.

В ходе исследования, были установлены показатели и критерии эффективности комплекса здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде вуза, способствующих развитию физического здоровья студентов, воспитания у них здорового образа жизни.

Для определения критерия эффективности здоровьесберегающих технологий в нашем исследовании проводился мониторинг физкультурно-оздоровительных мероприятий вуза в 2011, 2012, 2013 годах по следующим показателям:

- доля студентов, участвующих в спортивно-оздоровительных мероприятиях;

- число спортивных и физкультурных мероприятий;

- число студентов, занимающихся в спортивных секциях, группах, клубах;

- количество педагогов, включенных в программу реализации здоровьесберега-ющих технологий в образовательной среде вуза;

- динамика уровня здоровья студентов;

- динамика уровня заболеваемости студентов.

Основным инструментом проведения мониторинга является тестирование и анкетирование студентов и преподавателей.

Критерий эффективности мы определяли по следующей формуле:

К _ Количество показателей, с применением здоровьесберегающих технологий

э Общее количество показателей в образовательной среде

Использовалась следующая градация: Кэ<0,3 - критический уровень эффективности; 0,5<Кэ<0,3 - низкий уровень эффективности; 0,8<Кэ <0,5 - средний уровень эффективности; 0,8<Кэ <1,0 - выше среднего уровень эффективности; Кэ >1,0 - высокий уровень эффективности.

В эксперименте участвовали студенты и преподаватели. Критерии эффективности определялись в контрольных и экспериментальных группах.

В мероприятиях контрольных групп не применялись здоровьесберегающие технологии, а в экспериментальных группах использовались различные здоровьесберегающие технологии.

На основании анализа результатов тестирования и анкетирования нами построена диаграмма критериев эффективности применения здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде вуза в 2011, 2012, 2013 гг. Как видно из рисунка, критерий эффективности здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде выше, чем в образовательной среде вуза.

2 1

1,5--¡=j---

1--- - -

0,5---------

0 -I----1----1----

2011 2012 2013

□ образовательная среда в контрольных группах

□ экологическая образовательная среда в экспериментальныхгруппах

Рис. 1. Критерии эффективности применения здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде вуза

Результатами исследования установлено, что применение здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде вуза можно считать эффективными, если будут достигнуты следующие качественные показатели:

- студентами освоены навыки здорового образа жизни;

- преподаватели овладели методами и приемами использования здоровьесбере-гающих технологий в экологической образовательной среде вуза;

- повышен уровень здоровья всех участников образовательной среды;

- возникла у студентов постоянная необходимость занятий физкультурой и спортом;

- обеспечена экологическая образовательная среда вуза материально-технической базой, кадрами, информационными средствами и т.д.

Критерии результативности, системности и управляемости здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде вуза взаимосвязаны между собой и непосредственно связаны с критериями эффективности. Таким образом, в результате исследования определены критерии эффективности здоровьесберегающих технологий по формированию экологической образовательной среды технического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даниленкова, В. А. Экологизация образования и экологическая образовательная среда вуза / В.А. Даниленкова // Инновационные педагогические технологии : материалы междунар. науч. конф. - Казань : Бук, 2014. - С. 285-286.

2. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учебное пособие / А.М. Митяева. - М. : Академия, 2008. - 192 с.

REFERENCES

1. Danilenkova, V.A. (2014), "Greening of education and ecological educational environment of higher education institution", Innovative pedagogical technologies: materials International scientific conference, Buk, Kazan, pp. 285-286.

2. Mityaeva, A.M. (2008), Health saving pedagogical technologies: manual, Academy, Moscow.

Контактная информация: bugakova@klgtu.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА

Фатима Даутовна Джирикова, кандидат педагогических наук, доцент, Рашид Султа-нович Джириков, старший преподаватель, Абрек-Заур Хаджи-Муратович Узденов,

старший преподаватель, Ольга Викторовна Мащенко, преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск;

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи между физической культурой личности и индивидуальным социальным опытом обучающихся. Успешность формирования физической культуры личности студентов (и сопряжённых с ней иных качеств) в решающей мере детерминирована сформированным у них индивидуальным социальным опытом. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физкультурного образования студентов, методы теории множеств и отношений, моделирование. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает физическую культуру личности как сложную систему, входящую в систему более высокого порядка - социально-профессиональную компетентность), компетентностный подход (рассматривает личностно-профессиональные качества и компетенции как ресурсы жизнедеятельности, в единстве соответствующих знаний, умений, мотивов, ценностей и опыта деятельности). Нормативно-методическая база исследования - Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (2012).

Ключевые слова: физическая культура личности, индивидуальный социальный опыт, физкультурное образование, взаимосвязь.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p67-71

PERSONAL PHYSICAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF THE INDIVIDUAL

SOCIAL EXPERIENCE OF STUDENTS Fatima Dautovna Dzhirikova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Rashid Sul-tanovich Dzhirikov, the senior teacher, Abreck-Zaur Khadzhi-Muratovich Uzdenov, the senior teacher, Olga Victorovna Maschenko, the teacher, Karachaevo-Cherkessk State University named after K. U. Aliev, Karachaevsk;

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Research objective - interrelation identification between the students' personal physical culture and individual social experience. The authors sure that the personal physical culture inculcates efficiency among the students (and interrelated with it abilities, such as discipline) being determined by level of individual social experience. The methods of investigation: scientific-methodical literature and students physical education practice analysis, sets and relations theory methods, modeling. The methodological base of the investigation: system approach (considered the personal physical culture as complex system involved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.