Научная статья на тему 'Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу'

Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
53
Поделиться
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ENVIRONMENTAL PSYCHOLOGY / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN ECOLOGY / ЭКОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ECOLOGY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / THE DESIGN OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МОНИТОРИНГ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков П.А.

В статье актуализируется проблема экологии человека в современных условиях. Обобщены основные подходы экологической психологии к исследованию «человек-средовых» отношений. В качестве объекта анализа выступает образовательная среда как совокупность пространственно-предметных, социальных, информационных, психолого-педагогических влияний и условий формирования личности. Обобщены факторы риска, негативно сказывающиеся на развитии и здоровье обучающихся. Раскрыты функции образовательной среды: адаптивная, формирующая, образовательная. Описаны подходы к мониторингу экологии образовательной среды: экспертиза и диагностика. Представлены результаты эмпирического исследования экологии образовательной среды вуза, проведенного с помощью анкетирования и позволившего выявить риски образовательной среды вуза, а также степень ее комфортности. Описаны экопсихологические модели (сегменты), концептуализирующие взаимосвязь субъектов образования и образовательной среды: здоровьесберегающая среда, толерантная среда, психологически безопасная среда, безопасная информационно-виртуальная среда, конструктивное коммуникативное (вербальное) пространство, креативная среда, экологическая среда. Делается вывод о том, что экопсихологическое проектирование образовательной среды позволит минимизировать факторы социального риска, отрицательные психофизические влияния и обеспечит обучаемому адекватные условия его развития, удовлетворения потребности в безопасности, идентичности, самоактуализации.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ECOPSYCHOlOGY OF EDUCATIONAl ENVIRONMENT: DESIGN AND MONITORING APPROACHES

In the article actualized the problem of human ecology in modern conditions. The main study approaches of environmental psychology "man-environment" relationship have been generalized. Educational environment as a set of spatially-objective, social, information, psychological and pedagogical influences and conditions of personality formation serves as an object of the analysis. The risk factors that negatively affect the development and health of students have been generalized. Functions of educational environment: adaptive, formative, educational have been discovered. The approaches to education environment monitoring: expertise and diagnostics have been described. The results of empirical study of the ecology of the university educational environment, conducted via questionnaires have been presented. The study revealed the risks of the educational environment of the university, as well as its comfort degree. Ecopsychological models (segments) which conceptualizes the relationship of the subjects of education and educational environment: health-saving environment, tolerant environment, psychologically safe environment, safe information-virtual environment, constructive communicative (verbal) space, creative environment, ecological environment have been described. The eco-psychological designing of educational environment will allow to minimize social risk factors, negative psychophysical impact and provide students with adequate conditions for development, safety, identity, self-actualization.

Текст научной работы на тему «Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу»

УДК 159.9:504.75

ЭКОПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И МОНИТОРИНГУ

© 2017 г. П. А. Кисляков

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье актуализируется проблема экологии человека в современных условиях. Обобщены основные подходы экологической психологии к исследованию «человек-средовых» отношений. В качестве объекта анализа выступает образовательная среда как совокупность пространственно-предметных, социальных, информационных, психолого-педагогических влияний и условий формирования личности. Обобщены факторы риска, негативно сказывающиеся на развитии и здоровье обучающихся. Раскрыты функции образовательной среды: адаптивная, формирующая, образовательная. Описаны подходы к мониторингу экологии образовательной среды: экспертиза и диагностика. Представлены результаты эмпирического исследования экологии образовательной среды вуза, проведенного с помощью анкетирования и позволившего выявить риски образовательной среды вуза, а также степень ее комфортности. Описаны экопсихологические модели (сегменты), концептуализирующие взаимосвязь субъектов образования и образовательной среды: здоровьесберегающая среда, толерантная среда, психологически безопасная среда, безопасная информационно-виртуальная среда, конструктивное коммуникативное (вербальное) пространство, креативная среда, экологическая среда. Делается вывод о том, что экопсихологическое проектирование образовательной среды позволит минимизировать факторы социального риска, отрицательные психофизические влияния и обеспечит обучаемому адекватные условия его развития, удовлетворения потребности в безопасности, идентичности, самоактуализации.

Ключевые слова: экологическая психология, экология человека, экология образовательной среды, психологическая безопасность, проектирование образовательной среды, мониторинг среды

ECOPSYCHOLOGY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT: DESIGN AND MONITORING APPROACHES

P. A. Kislyakov

Russian State Social University, Moscow, Russia

In the article actualized the problem of human ecology in modern conditions. The main study approaches of environmental psychology "man-environment" relationship have been generalized. Educational environment as a set of spatially-objective, social, information, psychological and pedagogical influences and conditions of personality formation serves as an object of the analysis. The risk factors that negatively affect the development and health of students have been generalized. Functions of educational environment: adaptive, formative, educational have been discovered. The approaches to education environment monitoring: expertise and diagnostics have been described. The results of empirical study of the ecology of the university educational environment, conducted via questionnaires have been presented. The study revealed the risks of the educational environment of the university, as well as its comfort degree. Ecopsychological models (segments) which conceptualizes the relationship of the subjects of education and educational environment: health-saving environment, tolerant environment, psychologically safe environment, safe information-virtual environment, constructive communicative (verbal) space, creative environment, ecological environment have been described. The eco-psychological designing of educational environment will allow to minimize social risk factors, negative psychophysical impact and provide students with adequate conditions for development, safety, identity, self-actualization.

Keywords: environmental psychology, human ecology, ecology of educational environment, psychological safety, the design of educational environment, environmental monitoring

Библиографическая ссылка:

Кисляков П. А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 3. С. 42-50.

Kislyakov P. A. Ecopsychology of Educational Environment: Design and Monitoring Approaches. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2017, 3, pp. 42-50.

В настоящее время экологические проблемы занимают одно из ведущих мест в науке и экономике. Науки о жизни и проблемы охраны окружающей среды входят в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Начиная с 2000-х годов предметное поле классической экологии, связанное с охраной биологической среды, расширяется, появляются гуманитарные аспекты экологии: социальная эко-

логия, экология культуры, экология образования, экология религии, экология информации, экология сознания, экология души и пр. Понятие экологии как универсальной категории связано с безопасным, ресурсосберегающим существованием не только материального мира, но и мира социального. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий

в системе «человек — общество — природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии человека. Экология человека направлена на выявление закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр. Основная, или стратегическая, задача экологии человека — способствовать обществу в деле оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях [22, 31]. Многочисленные исследования и реальная практика жизни и деятельности показывают: для того чтобы человек жил и позитивно развивался, должны быть созданы условия, при которых он чувствовал бы себя комфортно и безопасно.

Современная геополитическая, экономическая, социокультурная, социально-психологическая ситуация в мире и в России характеризуется чрезвычайной остротой. Происходящие изменения в обществе, с одной стороны, создают качественно новые возможности для жизни и деятельности, с другой — оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению здоровья нации. Угрозы и риски социального характера в современном обществе актуализируют идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической и политической жизни страны. Очевидно, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Особое внимание необходимо уделить исследованию экопсихологии (экологической психологии) жизненного пространства (городской среды, трудовой, образовательной, семейной и пр.), включающей в себя систему знаний по проектированию безопасной, здоровьесберегающей, комфортной среды; по анализу современных факторов риска, способных дестабилизировать социальную сферу, подорвать главную движущую силу общества — человеческий потенциал.

Экологическая психология или психология среды (энвайронментология — enviromental psychology) как направление исследований возникло в Европе и США в 1960-е годы. Экологическая психология является той областью психологии, которая изучает отношения между людьми, психологическими процессами и социофизической действительностью естественного и искусственного происхождения в интересах сохранения благополучия человека и укрепления «человек-средовых» отношений [41]. Согласно экопсихологическому пониманию человека развитие психики и личности происходит в диалектическом взаимопереходе «субъект — среда»: окружающая среда влияет на человеческое переживание и поведение, и

эти же переживания и поведение воздействуют на эту же среду [44]. В работах Альтмана [35], Баркера [36], Крейка [37], Иттельсона [39], Муса [42], Ньюмена [43], Прошански [45], Сагерта [46], Соммера [48] и других сформулированы основополагающие принципы экопсихологии, в научный оборот введены такие понятия, как личное пространство, территориальность, психология среды, поведенческая среда, социальный климат, защищающее пространство, идентичность места и пр. Иными словами, экопсихологические исследования укладываются в формулу «поведение — среда». Психологи изучали особенности восприятия окружающей среды, формирование средовых (экопсихологических) установок, социальное взаимодействие, процесс изменения поведенческих программ человека и влияющие на них ситуационно-средовые и внутрипсихические детерминанты [49]. Экопсихология касается как микро-, так и макроповедения и имеет дело как с психологическим окружением (жизненное пространство в терминах К. Левина; мир как его воспринимает конкретный человек и одновременно воздействующий на него), так и с экологическим, средовым окружением (объективным, определяющим условия поведения; реальное жизненное окружение, в котором человек действует)» [36]. При этом объекты экопсихологии переплетаются с объектами таких исследовательских областей, как медицина, геронтология, социальная экология, социология города, девиантология и пр.

В отечественной психологии исследования в данном направлении выделились в отдельное направление в конце 1990-х годов. С. Д. Дерябо, В. И. Панов, В. А. Ясвин и другие в своих работах указывают, что, несмотря на известные различия и разноликость экопсихологических исследований, их объединяет такая общеметодологическая установка, как постулирование в качестве исходного логического основания системы «Человек — Природа» [11, 24, 32]. Причем «Человек» как компонент системы может конкретизироваться широко в зависимости от содержания, вкладываемого в это понятие: от индивида до сообщества; «Природа» также может рассматриваться широко: как природа вокруг человека, т. е. «средовые условия» его развития: среда семейная, образовательная, информационная, экстремальная, этническая, культурная, бытовая, городская и т. п.; как природа в человеке, т. е. природа бытия человека и природа психического как его формы [4].

В. А. Ясвин определяет экологическую психологию как междисциплинарную область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Среда рассматривается как комплекс условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на человека. При этом характеристики среды следует подвергать анализу в той же мере, что и

личностные переменные, определяя их взаимосвязи и взаимовлияния [29, 30]. Человек для другого человека также выступает как элемент среды. Межчеловеческие отношения могут складываться в отношения взаимной терпимости и сотрудничества; превосходства и эксплуатации; подавления и подчинения или же заботы и поддержки. Во всех этих случаях личность будет находиться в различной социальной среде, соответственно по-разному будет проходить и процесс ее развития и становления [32].

В настоящее время экопсихологический подход чаще всего рассматривается в качестве основного к исследованию безопасности образовательной среды и факторов здоровьесбережения обучающихся и педагогов. Образовательная среда — социальная система. Ее ядро — это люди и их потребности, мотивы, направленность, интересы, действия, отношения (образовательные и трудовые, формальные и неформальные). Функционирование данной системы осуществляется в соответствии с законами социального взаимодействия. Ее цель и функции социально детерминированы. Психолого-педагогическая наука всегда была озабочена вопросом, как организовать здоровьесберегающий образовательный процесс, создать в образовательных организациях такую материальную, социальную, культурную и педагогическую среду, которая в наибольшей степени способствовала бы оптимальному развитию личности обучающегося. Принцип «экологичности» или «природосообразности», неоднократно встречающийся в педагогических системах 18, 19, 20 веков (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский), указывает на то, что обучение должно основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека, а также формировать у человека ответственность за свое развитие и за состояние окружающей среды.

В экологической психологии образования образовательная среда понимается как территориально и событийно ограниченная совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, возникающих при взаимодействии личности со своим социальным и пространственно-предметным окружением [33]. Обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы образовательной среды и тем самым конструирует ее для себя. При этом у него формируется некий «психический образ» среды (по Виллемсу [50]), который дает ему возможность действовать определенным образом. Индивид может воспринимать образовательную среду как удобную, расслабляющую, вызывающую удовольствие или, наоборот, тревожную, опасную, неконтролируемую. Восприятие среды обязательно и диалектически связано с действием в этой среде. Разная среда побуждает к неодинаковым действиям, связанным со структурой и функциями среды. Творческая среда побуждает к творчеству; развивающая — к

развитию; агрессивная — к агрессии; здоровая — к оздоровлению; опасная — к защите, стрессу и пр.

В современных нормативных документах в области образования декларируется, что образовательная организация должна создавать стабильные условия и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда личности, создавать условия для раскрытия и развития личностного потенциала. Вместе с тем экология образовательной среды далека от благополучия. К факторам риска, которые негативно сказываются на развитии и здоровье обучающихся, можно отнести следующие:

— макрофакторы (социальная нестабильность и криминализация общества, социальное расслоение, обострение социально-экономической и социально-политической подсистем общества);

— специфика функционирования социальных институтов (агрессивность информационной среды, девальвация духовно-нравственных ценностей и лояльность общества по отношению к асоциальному поведению);

— факторы социального риска образовательной среды (дегуманизация и рост насилия в образовательной среде, интенсификация учебного процесса, педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у обучающихся);

— групповые факторы, обусловленные пребыванием обучающегося в группе социального риска (неформальные молодежные группировки, деструктивные религиозные организации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— негативные поведенческие особенности детей и молодежи (девиантное, аддиктивное, виктимное, асоциальное поведение и пр.), вследствие усвоенных в процессе социализации асоциальных норм, ценностей и мировоззренческих установок [18, 47].

Управление названными рисками требует создания в образовательной организации целостной экопси-хологической системы. Экопсихологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее субъектов, создания безопасных условий труда и учебы, защиты от всех форм насилия и дискриминации может выступать альтернативой агрессивной образовательной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Как показывают многочисленные исследования, организация образовательного процесса в соответствии с требованиями экопсихологического подхода обеспечивает эффективное достижение образовательных результатов [17, 38].

В число задач экопсихологии входит проектирование «оптимальной среды» для формирования и функционирования психики человека [6, 8, 11, 23]. Целесообразность применения экопсихологического подхода к проектированию образовательной среды объясняется следующими причинами: во-первых, образовательная организация не может оградить детей и молодежь от негативных влияний социальной среды, но в состоянии включить их деятельность по противодействию социальным угрозам личности и обществу,

превращаясь тем самым в институт социализации личности, формирования самостоятельной, зрелой, социально активной личности, воспитывая общечеловеческие, общенациональные и государственные ценности и идеалы; во-вторых, совершенствование внутренней среды образовательной организации является действенным фактором сохранения и укрепления здоровья обучающихся, подготовки их к безопасной жизни в социуме.

Образовательная среда, спроектированная на основе экопсихологического подхода, призвана выполнять следующие функции:

— адаптивная — обеспечивает обучаемому адекватные условия его развития, а также обеспечивает чувство психосоциального благополучия, «базового удовлетворения» [4], в том числе удовлетворения потребности в безопасности. В соответствии с подходами Ю. С. Мануйлова методология проектирования образовательной среды заключается в действиях по созданию позитивных, с социально-психологической точки зрения, «ниш» [21], обеспечивающих стабильные условия для адаптации обучающегося как индивида определенного возраста и реализации социальных и образовательных технологий, содержащих минимальный риск по нанесению ему вреда, обеспечивающих его сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды;

— формирующая — формирует здоровый и безопасный образ жизни ребенка, задавая те или иные стереотипы, модели, «коридоры» движения по жизни [21]. Среда типизирует личность и тем самым позволяет обществу через воспитание реализовывать в широкой практике те или иные идеалы, получать тот или иной тип личности, например, личность безопасного типа;

— образовательная — выступает в качестве психолого-педагогической методологии, определяя систему профессиональных действий педагога; оказывает организационное, учебно-воспитательное влияние на деятельность обучающихся как субъектов образования.

Таким образом, система действий с образовательной средой должна превращать её в средство комплексного экопсихологического воздействия на обучающегося, как индивида (адаптивная функция), личность (формирующая функция) и субъекта образовательной деятельности (образовательная функция).

Другой методологической задачей экологической психологии является выявление и систематизация критериев и показателей, служащих основанием для системного экопсихологического мониторинга окружающей среды, с разработкой соответствующих технологий и методов. Выделяют два подхода к мониторингу образовательной среды — экспертный и диагностический. Экспертиза образовательной среды основана на использовании определенного набора оценочных суждений экспертов, в качестве которых могут выступать как участники образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся и их

родители), так и независимые специалисты [4]. Одна из наиболее известных методик — программа психолого-педагогической экспертизы образовательной среды, разработанная В. А. Ясвиным. Автор выделяет следующие параметры образовательной среды, служащие основанием для экспертной оценки: 1) широта (какие субъекты, объекты, процессы и явления в нее включены); 2) интенсивность (степень насыщенности условиями, влияниями и возможностями); 3) осозна-ваемость (сознательная включенность субъектов); 4) эмоциональность (соотношение эмоциональных и рациональных компонентов); 5) доминантность (ее значимость в системе ценностей субъектов образования); 6) когерентность (степень интегрированности среды обитания личности с образовательной средой); 7) социальная активность; 8) мобильность (способность к изменениям); 9) устойчивость (стабильность); 10) обобщенность (координация всех субъектов) [34]. Данная экспертная оценка в большей степени определяет уровень функционирования и управления образовательной организацией. Психолого-педагогические же показатели в ней практически не представлены. Решить данное противоречие позволяет диагностический инструментарий.

Диагностика образовательной среды опирается на использование пакета психодиагностических методик, адресованного участникам образовательного процесса, и позволяет судить о состоянии среды (выяснение значений среды, господствующих в ней стихий и переменных образа жизни) и личности в ней (тип личности, образ жизни, состояние здоровья и пр.). Так, программа диагностики образовательной среды, разработанная С. Д. Дерябо, включает три показателя: состояние соматического здоровья учащихся, уровень развития у них познавательной и личностной сфер [10]. В. Р. Зарубин с соавт. в качестве критерия эффективности образовательной среды рассматривает социальную комфортность, которая включает такие показатели, как самооценка участия в жизни школьного коллектива, оценка взаимоотношений учащихся и педагогов, а также учащихся друг с другом [15]. И. А. Баева в число диагностических показателей психологической безопасности образовательной среды включает уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный, негативный), уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии [4]. Е. Б. Лактионова в психологическую экспертизу образовательной среды включает диагностику следующих личностных характеристик субъектов образования: толерантность, субъектность, направленность личности в общении, смысложизненные ориентации, волевой потенциал и креативность, стратегии совладающего поведения с трудными ситуациями (последний показатель только для учеников) [19]. О. И. Леоновой эмпирически выявлены две интегральные характеристики, определяющие состояние психологической безопасности образовательной среды: напряженность образовательной среды

и враждебность образовательной среды, которые, в свою очередь, выражаются следующими параметрами эмоционально-аффективной сферы личности обучающихся: страх самовыражения; тревожность, гнев, личностная дезадаптация, страх не соответствовать требованиям окружающих и другое (прямая корреляция); познавательная активность, мотивация достижения, уверенность в себе и другое (обратная корреляция) [20]. Разработанная нами программа психологического мониторинга социально безопасной среды вуза включает диагностику субъективного благополучия, социальной толерантности, креативности, коммуникативных навыков студентов [40].

Мониторинг образовательной среды также призван ответить на вопросы: Какие риски содержит образовательная среда? Насколько она комфортна для субъектов образования? С этой целью нами разработана анкета «Экология образовательной среды вуза». Проведенное на базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета анкетирование (приняло участие около 300 студентов) позволило выявить следующие тенденции: по мнению большинства (80 %) студентов, учебная нагрузка соответствует возможностям здоровья; оставшиеся 20 % считают, что организация учебного процесса в вузе не позволяет сохранить здоровье; среди негативных социальных явлений в образовательной среде, выступающих в качестве факторов социального риска, студенты назвали употребление алкоголя (46 %), конфликты и ссоры с однокурсниками (50 %), конфликты с преподавателями (27 %), проявление ксенофобии, национализма (43 %), сетемания, ин-тернетзависимость (65 %), использование студентами ненормативной лексики (80 %), распространение в вузе или вблизи него наркотиков (16 %). При этом результаты ответов относительно проявления тех или иных опасностей поведенческого характера статистически трактовались нами не в отношении их количества. Результаты анкетирования позволили выявить уровень информированности студентов о тех или иных негативных явлениях, выяснить меру допустимости рисков в данной образовательной организации. Следует отметить, что выявленные социальные опасности имеют место не только в образовательной среде, но в целом распространены в современном обществе. Таким образом, образовательная организация как микросоциум не изолирована от общества, от его проблем, девиаций.

Выявленные факторы риска дают возможность определить направления для проектирования новой среды (или ее сегментов) с заданными свойствами и определенным «набором деятельностей» (по Баркеру [36]). В современной психолого-педагогической теории рассматриваются различные экопсихологические модели (стратегии), концептуализирующие взаимосвязь субъектов образования и образовательной среды: здоровьесберегающая среда, толерантная среда, психологически безопасная среда, безопасная информационно-виртуальная среда, конструктивное

коммуникативное (вербальное) пространство, креативная среда, экологическая среда.

Проектирование экологически безопасной образовательной среды должно способствовать гармонизации процесса взаимодействия личности и окружающего мира природы [2]. Психоэмоциональный комфорт субъектов образования обеспечивается видеоэкологической составляющей физического окружения — степень открытости-закрытости конструкций дизайна, размер и пространственная структура учебных кабинетов и других помещений в здании. Зрительные образы образовательной среды воздействуют на психику, а через нее — на телесную организацию человека и его здоровье. Как известно, однообразные по геометрическим формам архитектурные конструкции оказывают негативное, угнетающее воздействие на человека. Наоборот, разнообразие форм и линий, комбинации различных геометрических фигур способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению. Сходные закономерности отмечены в отношении цветовой гаммы [28]. Психоэмоциональный комфорт также обеспечивается с помощью комнатных растений, которые, кроме того, обогащают аудиторию кислородом, поглощают вредные вещества.

Здоровьесберегающая среда образовательной организации включает следующие компоненты: здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения, питания, проживания обучающихся; здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебно-воспитательного процесса, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания; организация физкультурно-оздоровительной работы; система комплексного профилактического медицинского обслуживания; организация агитационно-просветительской и консультационной работы; система профилактики курения и употребления алкоголя, наркотических средств [14, 16, 27, 28].

Психологически безопасная среда образовательной организации характеризуется атмосферой ненасилия, поддержкой и конструктивным взаимодействием, отсутствием принуждения, взаимного недоверия, конфликтов; укреплением психического здоровья педагогов и обучающихся [4, 13]. Одной из приоритетных задач психологической безопасности является обеспечение безопасности на уровне личностного общения. На микроуровне потенциальные угрозы психологической безопасности личности возникают при непосредственном общении с другими людьми. К таким угрозам можно отнести оскорбления, манипулирование, неустойчивые социальные связи. Психологическая безопасность человека, актуализируясь в ходе общения и профессиональной (учебной) деятельности, обеспечивается развитием коммуникативных навыков. И. А. Баева, определяя безопасное состояние образовательной среды, указы-

вает на необходимость проектирования такой системы межличностных отношений субъектов образования, при которой удовлетворялась бы потребность в личностно-доверительном общении [4]. В целях обеспечения в образовательной среде психологической безопасности личности педагогом должен использоваться диалогический стиль, в рамках которого между субъектами образования происходит взаимодействие на межличностном уровне, что создает условия для принятия детьми нравственных, культурных ценностей, обретения «личностного смысла» [4]. Однако не только речь педагога оказывает влияние на обучающихся, но общение их между собой, их культура речи может отрицательно влиять на их психическое здоровье. В связи с этим в образовательной организации необходимо вести работу по проектированию позитивной вербальной (коммуникативной) среды, направленной на экологию речи, а также повышение речевой культуры личности, исключение ненормативной лексики, слов-паразитов, жаргона.

Образовательная среда, функционирующая на основе экопсихологического подхода, определяется успешностью развитости следующих личностных компетенций, касающихся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий [9, 26]. Важным в этом направлении является гармонизация межэтнических и культурных отношений, профилактика проявлений ксенофобии и национализма, укрепление социальной толерантности в образовательной среде. При этом считаем целесообразным рассматривать толерантность в контексте историко-эволюционного подхода как универсальную норму поддержки разнообразия в развитии сложных (биологических, социальных) систем; как потенциал устойчивости и развития многочисленных форм симбиоза, сосуществования, социального взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных национальностей, религий и мировоззрений отдельных личностей, больших и малых социальных групп [3]. Толерантная (социокультурная) среда образовательной организации характеризуется принятием субъектами друг друга независимо от различий и предусматривает формирование у обучающихся эмпатии, идентичности (этнической, религиозной, гражданской), морально-правовой культуры, социальной активности, духовности [1, 4, 7].

Особого внимания заслуживает экология информационно-виртуальной среды субъектов образования. Проектирование безопасной информационно-виртуальной среды образовательной организации нацелено на осуществление дидактической поддержки информационно-коммуникационной деятельности обучающихся, ориентацию их на ценность не любой информации, а только имеющей определенные свойства, на предупреждение манипулирования сознанием, на улучшение экологии информационного пространства за счет избавления от значительного количества информационного «мусора» (шума) [5, 25].

Многочисленные исследования показали, что формирование психологически здоровой, социально адекватной личности должно происходить в творческой среде и способствовать развитию ее творческого потенциала и креативности. Каждый человек является творцом своего жизненного пути, т. е. многое зависит от способности бережно относиться к своему здоровью, быть созидателем конструктивной жизнедеятельности. Продукт образовательной системы — духовный, состоящий в психических новообразованиях личности, деятельности, индивидуальности [1, 12]. Эти новообразования и обеспечивают развитие творческой готовности обучающихся к продуктивному решению жизненных задач, включая задачи природосбереже-ния и здоровьесбережения. Продуктивный духовный продукт педагога созидается в нем и в свойствах учащихся при их творческом взаимодействии. Термин «созидание», равно как и «творение», сопряжен с самоактуализацией и формированием природоцен-тричной, здоровьесозидающей личностной позиции.

Творческая среда образовательной среды характеризуется В. А. Ясвиным как среда, отличающаяся высокой внутренней мотивированностью деятельности, эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроем, уважением к человеческой мысли [32]. Такая среда влияет на активность и ответственность в освоении и преобразовании окружающего мира, открытость, свободу суждений и поступков, ориентации личности на саморазвитие, самореализацию. В этой связи творческая среда, определяющая характер взаимодействия субъектов образования, является необходимым компонентом безопасной образовательной среды. При этом не столько особые способности, сколько активная позиция субъекта образования определяет возможность творческих достижений.

Можно заключить, что в условиях социальной нестабильности и кризисных явлений образуется круг самовоспроизводства угроз, поэтому односторонний подход — проектирование одного из сегментов экологии образовательной среды — практически бесполезен. Необходимо комплексное воздействие на все указанные экоповеденческие факторы риска. Т. е. необходимо говорить об интегративной образовательной среде, построенной на основе экопсихологического подхода. Для проектирования жизненной среды на основе экопсихологического подхода обязательно требуется и соответствующая гуманитарная, психологическая, информационная подготовленность человека, позволяющая ему адекватно действовать в кризисных ситуациях и в нормальных условиях жизнедеятельности. Собственно весь процесс обучения человека с его первых шагов и до ухода из жизни — есть непрерывный процесс проектирования окружающей среды (домашней, профессиональной, виртуальной и пр.) с предупреждением и преодолением всевозможных угроз и рисков до достижения наивысшего уровня ее организации — экоакмеологической среды (по А. В. Гагарину [31]).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что экопсихологическое проектирование образовательной среды позволит минимизировать факторы социального риска, отрицательные социальные, социально-психологические, психолого-педагогические, информационные, биоритмологические, биомеханические влияния и выполнять функции: социализации личности, профилактики, коррекции, ориентации в социальных условиях жизни, социально-психолого-педагогической поддержки и гуманизации отношений. Внедрение данных идей в реальную педагогическую практику может и должно обеспечивать обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворения его потребности в безопасности, идентичности, самоактуализации.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социально-психологическое обеспечение безопасности детей и подростков с нарушениями интеллекта в условиях мегаполиса» № 16-36-01088.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. Экология души: система образования и воспитания // Экология человека. 2012. № 8. С. 15—18.

2. Алисов Е. А. Формирование экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Курск : Изд-во РОСИ, 2010. 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Асмолов А. Г. Школа жизни с непохожими людьми // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 1-3.

4. Баева И. А., Тарасов С. В., Лактионова Е. Б., Га-язова Л. А., Шахова Л. И. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки : монография / под научной ред. И. А. Баевой и С. В. Тарасова. СПб. : ЛОИРО, 2014. 269 с.

5. Бояров Е. Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3. С. 78-84.

6. Васильева Е. Ю. Компонентный механизм проектирования образовательной среды вуза // Экология человека. 2009. № 9. С. 24-31.

7. Волкова И. В., Климова М. В. Проектирование социокультурной среды развития толерантности у подростков // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=4980 (дата обращения 30.1 1.2015).

8. Гагарин А. В. Экологоориентированная профессионально-образовательная среда вуза: социально-экологическое проектирование и моделирование // Вестник МГГУ им М. А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2011. № 1. С. 33-41.

9. Гаряев Н. В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 169 с.

10. Дерябо С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М. : Молодая гвардия, 1997. 222 с.

11. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 126 с.

12. Джига Н. Д. Психолого-акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2014. 68 с.

13. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б. Параметры образовательной среды в формате психологии безопасности // Человеческий капитал. 2014. № 7. С. 4-7.

14. Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. Экологическая психология: проблемы экологического здоровья // Психология в экономике и управлении. 2012. № 1. С. 17-20.

15. Зарубин В. Г., Макаридина В. А., Алмазова Н. И. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб. : Речь, 1998. С. 34-41.

16. Здоровьесберегающая среда учреждения профессионального образования: Научно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже и вузе для обеспечения качества непрерывного профессионального образования / под общ. ред. Т. С. Ивановой, Т. Н. Ле-ван. М. : МГПИ, 2009. 152 с.

17. Калашников В. Г. Образовательная среда контекстного типа как экопсихологический проект // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 92-97.

18. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Толстов С. Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46-55.

19. Лактионова Е. Б. Содержание психологической экспертизы образовательной среды и определение ее эмпирических показателей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 42-52.

20. Леонова О. И. Интегральные характеристики психологической безопасности образовательной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 88-91.

21. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. Изд. 2-е, перераб. М. ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.

22. Мовчан В. Н. Экология человека : учебное пособие. СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 292 с.

23. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. 352 с.

24. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М. : Наука, 2004. 197 с.

25. Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность : учебное пособие. М. : Русский журнал, 201 1. 327 С.

26. Россова Ю. И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=23777 (дата обращения 30.1 1.2015).

27. Сидорова Л. З. Пути формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа // Материалы всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/ articles/312855 (дата обращения 30.1 1.2015).

28. Смирнов Н. К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. : АРКТИ, 2005. 320 с

29. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой // Экология человека. 2007 № 6. С. 30-33

30. Штейнбах Х., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. СПб. : Речь, 2004. 239 с.

31. Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / под общ. ред. А. В. Гагарина, А. В. Иващенко. М. : Изд-во РУДН, 2011. 226 с.

32. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Ясвин В. А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки // Вестник МПГУ. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 42-49.

34. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М. : Сентябрь, 2000. 125 с.

35. Altman I. Environment and social behavior. Privacy, personal space, territory and crowding Moberaty, CA Brooks/ Cole. 1975.

36. Barker R. G. Ecological psychology: Concept and methods for studying the environment of human behavior. Stanford University Press, 1968.

37. Craik K. H. Environmental psychology // Annual Review of psychology. 1973. Vol. 24, P. 403-422.

38. Glew G. M, Fan M-Y, Katon W., & Rivara F. P. Bulling and school safety // The Journal of Pediatrics. 2008. Vol. 152 (1). P. 123-128.

39. Ittelson W. H. Environmental and cognition. New York : Seminar Press, 1973.

40. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Karaseva T. V., Silaeva O. A. Monitoring of education environment according to the social-psychological safety criterion // Asian Social Science. 2014. Vol. 10, N 17. P. 285-291.

41. Miller R. Umweltpsychologie. EineEinfuehrung. Kohlhammer, Stuttgart, 1998.

42. Moos R. H. The human context: Environmental determinants of behavior. New York : Wiley & Sons, 1976.

43. Newman O. Defensible space: Crime prevention through urban desing. New York : Macmillan, 1973.

44. Pawlik K., Stapf K. Ökologische Psychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992. P. 9-24.

45. Proshansky H. M. The city and self identity // Environment and Behavior. 1978. Vol. 10. P. 147-169.

46. Saegert S., Winkel G. H. Environmental psychology // Annual Review of psychology. 1990. Vol. 41. P. 441-477.

47. Shmeleva E. A., Kislyakov P. A., Maltseva L. D., Luneva L. F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8, N 1. P. 74-85.

48. Sommer R. Personal space: The behavioral basis of desing. Englewood Cliffs, NJ : Prentice Hall, 1969.

49. Stokols D. The paradox of environmental psychology // Amer. psychologist. 1995. Vol. 50, N 10. P. 821-837.

50. Willems E. P. Naturalistic viewpoints in psychological research. N. Y., 1969.

References

1. Agadzhanyan N. A. Ecology of the soul: the system of education and training. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2012, 8, pp. 15-18. [in Russian]

2. Alisov E. A. Formirovanie ekologicheski bezopasnoi raznourovnevoi obrazovatel'noi sredy [Formation of environmentally friendly multi-level educational environment]. Kursk, Publishing House of the ROSI, 2010, 168 p.

3. Asmolov A. G. School life with unlike people. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National psychological Journal]. 2011, 2, pp. 1-3. [in Russian]

4. Baeva I. A., Tarasov S. V., Laktionova E. B., Gayazova L. A., Shakhova L. I. Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya, soprovozhdeniya i otsenki [Safe Learning Environment:

psycho-pedagogical bases of formation, maintenance and evaluation]. Saint Petersburg, 2014, 269 p.

5. Boyarov E. N. Environmental information educational environment. Astrakhanskii vestnik ekologicheskogo obrazovaniya [Astrakhan Gazette of environmental education]. 2012, 3, pp. 78-84. [in Russian]

6. Vasil'eva E. Yu. Component mechanism design of the educational environment of high school. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2009, 9, pp. 24-31. [in Russian]

7. Volkova I. V., Klimova M. V. Design of social and cultural environment of tolerance development in adolescents. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2011, 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4980 (accessed 30.1 1.2015). [in Russian]

8. Gagarin A. V. Ecology-oriented vocational and educational environment of high school: the socio-environmental design and modeling. Vestnik MGGU im M.A. Sholokhova. Sotsial'no-ekologicheskie tekhnologii [Herald MGGU them MA Sholokhov. Socio-environmental technology]. 2011, 1, pp. 33-41. [in Russian]

9. Garyaev N. V. Formirovanie u studencheskoi molodezhi tolerantnogo soznaniya kak osnovy sotsial'noi bezopasnosti (kand. diss.) [Formation on students the tolerant consciousness as a social security framework. Cand. Diss.]. Yekaterinburg, 2007, 169 p.

10. Deryabo S. D. Uchitelyu o diagnostike effektivnosti obrazovatel'noi sredy [Master diagnostic efficiency of the educational environment]. Moscow, 1997, 222 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Ekologicheskaya pedagogika i psikhologiya [Environmental education and psychology]. Rostov-on-Don, 1996, 126 p.

12. Dzhiga N. D. Psikhologo-akmeologicheskaya kontseptsiya sozidaniya produktivnogo sub"ekta obrazovaniya (dock. diss.) [Psycho-akmeologic the concept of building a productive subject of education. Doct. Diss.]. Kostroma, 2014, 68 p.

13. Dontsov A. I., Perelygina E. B. The parameters of the educational environment in psychological security format. Chelovecheskii capital [Human Capital]. 2014, 7, pp. 4-7. [in Russian]

14. Zalevskii G. V., Kuz'mina Yu. V. Environmental psychology: problems of environmental health. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii [Psychology in economics and management]. 2012, 1, pp. 17-20. [in Russian]

15. Zarubin V. G., Makaridina V. A., Almazova N. I. Social comfort as a means to optimize the educational environment. In: Obrazovanie XXI veka: problemy, prognozy, modeli, proekty [Education of the XXI century: problems, forecasts, models, projects]. Saint Petersburg, Rech Publ., 1998, pp. 34-41.

16. Zdorov'esberegayushchaya sreda uchrezhdeniya professional'nogo obrazovaniya: Nauchno-metodicheskie rekomendatsiipo organizatsii zdorov'esberegayushchei sredy v pedagogicheskom kolledzhe i vuze dlya obespecheniya kachestva nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [The health-professional education environment: Science and guidelines for the organization of health-environment in the pedagogical college and university to ensure the quality of continuing professional education]. Total. ed. T. S. Ivanova, T. N. Le-van. Moscow, Moscow State Pedagogical Institute Publ., 2009, 152 p.

17. Kalashnikov V. G. Educational environment as the context type ecopsychological project. Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of

Moscow State Mining University them. M. A. Sholokhov. Pedagogy and psychology]. 2014, 2, pp. 92-97. [in Russian]

18. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Tolstov S. N. Providing social and psychological safety of the subjects of education. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2015, 5, pp. 46-55. [in Russian]

19. Laktionova E. B. The content of the psychological evaluation of the educational environment and the determination of its empirical indicators. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University A. I. Herzen]. 2011, 142, pp. 42-52. [in Russian]

20. Leonova O. I. Integral characteristics of the psychological security of the educational environment of educational organizations. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. [Psychological Science and Education]. 2013, 6, pp. 88-91. [in Russian]

21. Manuilov Yu. S. Sredovoi podkhod v vospitanii [Environmental approach in education]. Moscow, N. Novgorod, Publishing House of the Volga-Vyatka Academy of Public Administration, 2002, 157 p.

22. Movchan V N. Ekologiya cheloveka: uchebnoeposobie [Human Ecology: a tutorial]. Saint Petersburg: Publishing House St. Petersburg University Press, 2004, 292 p.

23. Panov V. I. Psikhodidaktika obrazovatel'nykh sistem: teoriya i praktika [Psihodidaktika educational systems theory and practice]. Saint Petersburg, 2007, 352 p.

24. Panov V. I. Ekologicheskaya psikhologiya: Opyt postroeniya metodologii [Environmental Psychology: Experience in methodology]. Moscow, Nauka, 2004, 197 p.

25. Petrov S. V., Kislyakov P. A. Informatsionnaya bezopasnost'. Uchebnoe posobie [Information Security. Tutorial]. Moscow, Russian Journal Publ., 2011, 327 p.

26. Rossova Yu. I. Environmental problem of the soul in the contemporary education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=23777 (accessed 30.1 1.2015). [in Russian]

27. Sidorova L. Z. Ways of formation of pedagogical college safe educational environment. In: Materialy vserossiiskogo festivalya pedagogicheskikh idei «Otkrytyi urok» [Proceedings of the All-Russian Festival of pedagogical ideas of the "Open Lesson"]. Available at: http://festival.1september. ru/articles/312855 (accessed 30.1 1.2015).

28. Smirnov N. K. Zdorov'esbetegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii i psikhologiya zdorov'ya v shkole [Health saving educational technology and health psychology at the school]. Moscow, 2005, 320 p.

29. Smolova L. V. Psychology of interaction with the environment. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2007, 6, pp. 30-33. [in Russian]

30. Shteinbakh Kh., Elenskii V I. Psikhologiya zhiznennogo prostranstva [Psychology of living space]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2004, 239 p.

31. Ekopsikhologiya, ekopedagogika, ekoakmeologiya: Uchebno-metodicheskii kompleks: Ch. 2: Uchebnoe posobie [Eco-psychology, eco-pedagogy, eco-akmeology: Educational-methodical complex: Pt. 2]. Total. ed. A. V. Gagarina, A. V. Ivashchenko. Moscow, 2011, 226 p.

32. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya

k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, 2001, 365 p.

33. Yasvin V. A. Environmental psychology of education as the direction of psychological-pedagogical science. Vestnik MPGU. Seriya Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. A series of Pedagogy and Psychology]. 2013, 4, pp. 42-49. [in Russian]

34. Yasvin V. A. Ekspertiza shkol'noi obrazovatel'noi sredy [Examination of the educational environment of the school]. Moscow, September Publ., 2000, 125 p.

35. Altman I. Environment and social behavior. Privacy, personal space, territory and crowding Moberaty, CA Brooks/ Cole. 1975.

36. Barker R. G. Ecological psychology: Concept and methods for studying the environment of human behavior. Stanford University Press, 1968.

37. Craik K. H. Environmental psychology. Annual Review of psychology. 1973, 24, pp. 403-422.

38. Glew G. M., Fan M-Y, Katon W., & Rivara F. P. Bulling and school safety. The Journal of Pediatrics. 2008, 152 (1), pp. 123-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Ittelson W H. Environmental and cognition. New York, Seminar Press. 1973

40. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Karaseva T. V., Silaeva O. A. Monitoring of education environment according to the social-psychological safety criterion. Asian Social Science. 2014, 10 (17), pp. 285-291.

41. Miller R. Umweltpsychologie. EineEinfuehrung. Kohlhammer, Stuttgart, 1998.

42. Moos R. H. The human context: Environmental determinants of behavior. New York, Wiley & Sons, 1976.

43. Newman O. Defensible space: Crime prevention through urban desing. New York, Macmillan, 1973.

44. Pawlik K., Stapf K. Ökologische Psychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms. In: Umwelt und Verhalten. Bern, 1992, pp. 9-24.

45. Proshansky H. M. The city and self identity. Environment and Behavior. 1978, 10, pp. 147-169.

46. Saegert S., Winkel G. H. Environmental psychology. Annual Review of psychology. 1990, 41, pp. 441-477.

47. Shmeleva E. A., Kislyakov P. A., Maltseva L. D., Luneva L. F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment. Psychology in Russia: State of the Art. 2015, 8 (1), pp. 74-85.

48. Sommer R. Personal space: The behavioral basis of desing. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1969.

49. Stokols D. The paradox of environmental psychology. Amer. psychologist. 1995, 50 (10), pp. 821-837.

50. Willems E. P. Naturalistic viewpoints in psychological research. N. Y., 1969.

Контактная информация:

Кисляков Павел Александрович — доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Министерства образования и науки Российской Федерации

Адрес: 107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 40, стр. 1, к. 106

E-mail: pack.81@mail.ru