УДК 378
И.Б. БИЧЕВА1, О.М. ФИЛАТОВА2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 2 Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
«БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация. Цель публикации - обоснование компонентного состава безопасной образовательной среды образовательной организации.
Методологической основой статьи являются теория безопасности жизнедеятельности человека и гуманизации образования. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений понятий «среда», «образовательная среда», «безопасная образовательная среда» в системе современного профессионально-педагогического знания. Результаты. Контент-анализ авторских дефиниций исследуемых понятий позволил выделить некоторые обобщенные представления, характеризующие образовательную среду как педагогический феномен.
Авторами установлено, что безопасная образовательная среда представляет собой совокупность компонентов, встроенных в общую систему управления образовательной организацией. Определен компонентный состав безопасной образовательной среды образовательной организации, включающий: нормативно-правовые; эмоционально-комфортные; культурно и социально ориентированные; здоровьесохраняющие и защищающие; познавательно-творческие и развивающие; процессуально-технологические компоненты.
Сделан вывод, что безопасная образовательная среда, моделируемая как рационально, динамично организованное и защищающее пространство образовательной организации, в котором протекает развитие, воспитание и деятельность субъектов образования, является важным условием обеспечения безопасности личности (обучаемых, преподавателей); гарантированно обеспечивает демократические начала, гуманно-личностные взаимоотношения участников образовательного процесса.
Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории безопасности жизнедеятельности и гуманизации образования, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: среда, безопасность, образовательная среда, образовательная организация, обеспечение безопасности; безопасность образовательной среды.
I.B. BICHEVA1, O.M. FILATOVA2
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Federal State Government-financed Establishment «Penza State University», Penza, Russian Federation
SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CATEGORY OF MODERN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL KNOWLEDGE
Abstract. The purpose of the publication is to describe the complex composition of the safe educational environment of the educational organization.
The methodological basis of the article is human life safety theory and humanization of education. Throughout the research scientific and theoretical concepts like "environment", "educational environment", "safe educational environment" in the system of modern professional and pedagogical knowledge were analyzed.
Results. Content - analysis of author's definitions of the concepts allowed to single out some generalized ideas that characterize the educational environment as a pedagogical phenomenon. The authors have specified a safe educational environment as a set of components in the general management system of an educational organization. The component composition of the safe educational environment of the educational organization is determined. It includes: regulatory, emotionally comfortable, culturally and socially oriented, health and protective, cognitive-creative, developing, process and technological components.
It is concluded that a safe educational environment, modeled as rationally, dynamically organized and protecting space of the educational organization in which the development, education and activity of subjects of education takes place, is an important condition for ensuring the safety of individuals (trainees as well as their teachers); guarantees to ensure democratic principles, humanpersonal relationships of participants in the educational process.
The theoretical propositions presented in the work supplement the main provisions of the theory of safety of life and humanization of education, enriching the theory and methodology of continuing vocational education.
Keywords: environment, security, educational environment, educational organization, security providing; safety of the educational environment.
Интенсивность и динамичность современных социально-экономических процессов, возрастающие в условиях глобальных проблем общественного развития, актуализируют преобразование образовательной сферы деятельности в решении комплекса задач, связанных с достижением безопасности образовательных организаций и субъектов образовательной деятельности, в том числе посредством организации безопасной образовательной среды.
Требования к организации безопасной образовательной среды законодательно закреплены Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», международными документами «Конвенция о правах ребенка, др. В ФЗ «О безопасности» (от 28.12.2010г. №390-ФЗ) отмечено, что обеспечение безопасности в организациях образования должно быть основано на принципах соблюдения, защиты прав и свобод человека и гражданина; законности; системности; комплексности и предполагает применение политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, а также взаимодействие различных сторон для обеспечения безопасности. Поэтому образовательные организации как
субъекты безопасности общества призваны обеспечить безопасность самой образовательной организации и безопасность образовательной среды.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности личности обуславливает цель публикации: обосновать компонентный состав безопасной образовательной среды образовательной организации.
Объект исследования - безопасность образовательной среды. Предмет исследования -структура безопасной образовательной среды образовательной организации.
Методологической основой исследования являются теория безопасности жизнедеятельности человека и гуманизации образования. Это предопределяет построение образовательной среды на следующих позициях:
- во-первых, в соответствии с представлениями о безопасности как норме и жизненно важной ценности и признанием человека субъектом собственной безопасности, необходимости удовлетворения и реализации прав личности на защиту и полноценное существование, не ущемляющего ее свободы;
- во-вторых, как условия, обеспечивающего необходимые и достаточные возможности для уважения прав и свобод личности на свободное развитие, формирование и проявление своей индивидуальности в контексте социокультурного развития в процессе взаимодействия с динамично развивающейся окружающей действительностью.
При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений понятий «среда», «образовательная среда», «безопасная образовательная среда» как области современного профессионально-педагогического знания.
Состояние научной разработанности исследуемой проблемы показывает ее актуальность и высокую значимость.
Осмысление понятия «среда» свидетельствует о неоднозначности ее определения в разных источниках, относящихся к области философских, социальных, общественных и психолого-педагогических наук (жилище, действительность, окружение, обстановка, пространство, средоточие, место, средство, условие, обстоятельства, др.). Европейское экономическое сообщество чаще использует термин «окружение» (среда), подразумевая совокупность элементов, при сложении своих отношений составляющих пространство и условия жизни человека. В психологическом контексте среда раскрывается как социальная, в которой человека окружают общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности; с социальной точки зрения данное понятие трактуется как совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. В широком смысле среда (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. В узком смысле социальная среда (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы [1, 8, 9, 12, 13, 14].
Многообразие смысловых оттенков исследуемого понятия позволяет определить среду как комплекс условий (общественных, социальных, материальных, духовных, др.), окружающих человека и объединяющих различных людей в едином пространстве существования (личном, профессиональном, общественном, др.), а также влияющих на формирование сознания, культуры, поведение в реализации совместной деятельности.
Среда и ее предметно-развивающий характер, по мнению ученых, обуславливают особенности личностного развития и воспитания посредством использования широких
возможностей окружающего мира и внешних обстоятельств. Подобные подходы берут свое начало в теории классической педагогики (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Дистервег, К.Д. Ушинский, др.); практике исследований неклассической педагогики (Дж. Дьюи, В.П. Вахтеров, Р. Штейнер, др.).
Контент-анализ научных источников, отражающих содержание понятия «образовательная среда», позволяет выявить некоторые обобщенные представления, характеризующие исследуемую категорию как педагогический феномен. Прежде всего, образовательная среда:
- в широком смысле характеризуется как пространство, в котором осуществляются все образовательные воздействия и реалии, внешние по отношению к личности. В данном контексте личность выступает объектом этих воздействий и субъектом образовательных отношений. Являясь органичной составляющей более широкого социального пространства, образовательная среда выступает целостно организуемым условием и средством обучения, воспитания и развития личности как обучающихся, так и педагогов;
- исследуется как феномен, имеющий определенные параметры, системно воздействующие на процессы развития личности, и связывается с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу;
- включает различные факторы (природные, пространственно-предметные, материальные, межличностные, социокультурные, технологические, содержательные и т.д.), свойства и сочетание которых определяют вероятность их осуществления, а также особенности индивидуальных проявлений, взаимоотношений и поведения субъектов образовательного процесса (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, др.);
- основана на ключевых принципах развивающего образования (В.И. Слободчиков) и тех образовательных возможностях, которые детерминируют активность личности и приобретение ею новых свойств, способов поведения и общения, способствуя эффективному личностному саморазвитию. Развивающие возможности образовательной среды определяются профессионально-деятельностными ресурсами и характеризуют позицию управления по их формированию, обогащению и распределению (В.П. Лебедева, В.И. Панов, В.А. Орлов, В.В. Рубцов, др.);
- характеризуется структурированностью, позволяя устанавливать нормы (содержательные, информационные, поведенческие, культурные, др.), единые для всех участников образовательной деятельности; придавать устойчивость и динамический характер взаимоотношениям между субъектами и средой с помощью разнообразных форм и методов учебной и внеучебной деятельности.
Важно подчеркнуть, что особым свойством образовательной среды является система возможностей (Дж. Гибсон), обеспечивающих удовлетворение тех или иных потребностей конкретных субъектов и включенной в нее личности, присваивающей эту потребность в процессе взаимовлияния и взаимодействия и рассматриваемая как «интегративный критерий качества образовательной среды» (В.А. Ясвин). Личности педагога и обучающихся выступают активными элементами образовательной среды через отношения, поведение, общение, действия, оказывая взаимовлияние на процессы развития/саморазвития, обучения/самообучения, воспитания/самовоспитания. Как отмечается во Введении к Стокгольмской декларации ООН (1972 г.), человек «является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и
предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития» [18]. Поэтому перспектива развития образовательной среды как сложно организованной системы связывается с вариативностью образования, внедрением образовательных программ инновационной, личностно ориентированной и развивающей направленности.
Проведенный логико-содержательный анализ понятия «образовательная среда» характеризует объективные представления, в которых отражаются общие свойства, важные при создании образовательной среды в образовательной организации. В то же время ориентация на принципы безопасной жизнедеятельности и гуманизации личности обуславливает необходимость учитывать дополнительные возможности при ее построении.
В этой связи особо выделяется теория экологического комплекса (О. Дункан, Л. Шнор), раскрывающая функциональное единство человеческого сообщества и среды, на которой основывается эколого-психологический подход проектирования образовательной среды (А.А. Бодалев С.Д. Дерябо, Т.М. Марютина, В.И. Панов, И.В. Равич-Щербо, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин, др.). По мнению В.А. Ясвина, эколого-психологическое построение образовательной среды включает четыре компонента: «субъекты образовательного процесса (Р); социальный компонент образовательной среды (О); пространственно-предметный компонент образовательной среды (Е); технологический (или психодидактический) компонент образовательной среды (Т)» [15].
Важными представляются исследования, в которых обосновываются особенности педагогической организации образовательной среды в рамках проекта «Образование будущего» (В.В. Давыдов, В.П. Лебедева, В.И. Панов, В.А. Орлов), в котором «будущее» представлено как вариативная среда обитания человека, целенаправленно формирующая экологическое равновесие в системе взаимоотношений «человек - окружающая среда»; развивающая творческое мышление для установления баланса отношений «человек -технология», понимание вариативности взаимоотношений «общество - экономика», «человек - общечеловеческая культура». Моделирование такой среды основывается на универсальности гуманистических перспектив развития, организуется как гибкая, легко адаптируемая организационная структура, оптимальная в использовании учебного пространства и времени, эффективная в измерении полученного результата. Основной целью организации образовательной среды является стремление «так построить, смоделировать процесс обучения, чтобы каждый школьник оказался в благоприятных для его развития условиях, чувствовал комфортное влияние всей образовательной среды, а образовательная среда в свою очередь выступала бы основным гарантом личной успешности в реализации поставленных школьником задач, успешности его развития по различным аспектам (физическим, интеллектуальным, нравственным и т.д.)» [10, с. 16-17].
Гуманистические тенденции широко освещаются в исследованиях психологических аспектов безопасности образовательной среды в целях формирования психологически здоровой, социально адаптированной личности (В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Р.Б. Гительмахер, Г.В. Грачев, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, В.И. Панов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан, Э.Э. Сыманюк, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, В.А. Ясвин, др.).
Психологизация образовательной среды выступает, по мнению ученых, альтернативой агрессивности социальной среды; опирается на принципы развивающего
образования; направлена на сохранение и укрепление здоровья её участников; обеспечение психологической защищенности личности; развитие социально-психологической умелости и снижение числа стрессовых ситуаций в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса; создание в образовательной организации безопасных условий труда и обучения. Психологическая безопасность образовательной среды - это «состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [1, с. 12]. В «Концепции психологической безопасности образовательной среды» (И.А. Баева) разработана методика, определяющая индекс психологической безопасности образовательной среды, интегральным показателем которой выступает защищенность: от публичного унижения, оскорбления, высмеивания, угроз, обидного обзывания, от того, что заставляет делать что-либо против желания, от игнорирования, неуважительного и недоброжелательного отношения.
Разнообразие научно-теоретических подходов к категории «безопасность образовательной среды», а также возможностям ее моделирования свидетельствует о неоднозначности авторских позиций, что связано с методологическими основаниями исследований.
Основываясь на концепции теории безопасности жизнедеятельности и гуманизации образования, мы рассматриваем безопасную образовательную среду как совокупность компонентов, встроенных в общую систему управления образовательной организацией. Это обеспечивает функциональные взаимосвязи участников образовательного процесса, изменение установок и мировоззренческой позиции в области содержания знаний, информации, представлений, субъект-субъектных отношений, способов осуществления учебно-воспитательной деятельности. К компонентам безопасной образовательной среды мы относим: нормативно-правовые, эмоционально-комфортные, культурно и социально ориентированные; здоровьесохраняющие и защищающие; познавательно-творческие и развивающие; процессуально-технологические.
Нормативно-правовые компоненты основаны на нормах безопасности образовательной организации; предполагают защиту личных, общественных и профессиональных интересов; учитывают нормы охраны труда, техники безопасности и санитарно-гигиенические требования к содержанию здания, помещений (освещенности, распределения учебной нагрузки в течение дня, оптимальный режим дня, др.); формируют единство прав-обязанностей в соответствии с общечеловеческими нормами развития и демократическими основами организации образовательного процесса; включают информационно-наглядные средства в виде локальных документов, правил, приказов, рекламы, видеоматериалов и т.п.
Эмоционально-комфортные компоненты направлены на развитие положительных эмоций и состояния эмоционального благополучия; создание благоприятного морально-психологического микроклимата; обеспечение личностно-доверительного общения; предполагают необходимую консультативную помощь, возможность создания персонального и межличностного пространства и атмосферу доброжелательного настроя и уверенности в своих силах.
Культурно и социально ориентированные компоненты обеспечивают освоение культурных, нравственно-этических способов поведения, создавая состояние причастности к общечеловеческой культуре; направлены на предоставление равных возможностей в получении качественного образования, развитие личностной культуры и формирование социально ориентированных потребностей, социальной значимости каждого обучающегося; учитывают межкультурные различия обучающихся, обуславливающие особенности социального поведения; поддерживают необходимое межличностное и групповое взаимопонимание и положительное оценивание.
Здоровьесохраняющие и защищающие компоненты учитывают индивидуальные и возрастные особенности обучающихся; направлены на овладение способами безопасного поведения; содержат комплекс оздоровительных, профилактических мероприятий и тренировочных упражнений, обеспечивающих хорошее здоровье и благополучие, развитие адаптационных механизмов; предполагают применение здоровьесберегающих технологий обучения, формирующих культуру здорового образа жизни и противостояние вредным привычкам, атмосферу нетерпимости к любым формам насилия.
Познавательно-творческие и развивающие компоненты обеспечивают «радость познания» (Ш.А. Амонашвили); возможность учиться, делая, решая проблемы, критически анализируя разнообразные точки зрения; основаны на системном освоении необходимых знаний, «науки выживания»; формируют самостоятельность, инициативность, творческое созидание и самопознание; учитывают индивидуальные достижения и успехи, индивидуальные траектории развития.
Процессуально-технологические компоненты направлены на организацию учебно-воспитательного процесса как единого, целостного и целесообразного, сочетающего различные виды и формы учебной и внеучебной работы; предполагают управление и самоуправление отношениями; применение активных форм и методов, основанных на современных инновационных педагогических технологиях и формирующих осознание персональной ответственности в достижении безопасности любого уровня (личного, регионального, глобального), а также стереотипы правильного поведения в различных ситуациях, в том числе опасных, исходя из причины их возникновения и возможных последствий.
Таким образом, безопасная образовательная среда, моделируемая как рационально, динамично организованное и защищающее пространство образовательной организации, в котором протекает развитие, воспитание и деятельность субъектов образования, является важным условием обеспечения безопасности личности (обучаемых, преподавателей); гарантированно обеспечивает демократические начала, гуманно-личностные взаимоотношения участников образовательного процесса.
Целенаправленная деятельность по проектированию безопасной образовательной среды позволит образовательной организации:
- структурировать различные условия как систему образовательных сред, транслирующих социокультурный и индивидуальный опыт субъектов образования с позиции осознания гармоничных отношений личности и окружающей среды, оптимальных способов защиты от внешних и внутренних угроз с целью системного решения проблем безопасности;
- организовать комплекс условий, основанных на анализе индивидуально-личностных проявлений; направленных на безопасное и комфортное развитие/саморазвитие
обучающихся и формирующих толерантное сознание, ответственное поведение, творческое познание общечеловеческой культуры в условиях поликультурности образования с помощью многообразных форм деятельности, системы связей и взаимодействия в разнообразных средовых пространствах;
- добиться состояния, при котором педагоги, обучающиеся и родители чувствуют свою защищенность, эмоциональную удовлетворенность; осознают, что их жизни и здоровью не угрожают опасности; проявляют разумную осторожность и рассчитывают вероятность возможных рисков; понимают объективность и закономерность отношений между явлениями; управляют своим поведением, взаимоотношениями, выполняя нормативные правила и нормы;
- улучшить качество жизнедеятельности, основанной на принципах здорового и безопасного образа жизни; повысить продуктивность и работоспособность субъектов воспитательно-образовательной деятельности с целью достижения более эффективных результатов.
Представленные в работе теоретические положения дополняют основные положения теории безопасности жизнедеятельности и гуманизации образования, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования, и обуславливают дальнейшие исследования, связанные с разработкой критериев оценки качества в соответствии с предлагаемым компонентным составом безопасной образовательной среды образовательной организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12. С. 7-19.
2. Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. №9(61). С. 154-157.
3. Бичева И.Б., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Социокультурный подход в профессиональной подготовке педагога // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. №9. С. 98-100.
4. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-4. С. 16-22.
5. Вишневская М.Б., Филатова О.М. Проблемные аспекты образования в области безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: VI Межрегиональная научно-практическая конференция учителей, посвященная 75-летию Педагогического института имени В.Г. Белинского / под общей редакцией М.А. Родионова. Пенза, 2015. С. 300-303.
6. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №4(9). С. 19.
7. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. 2016. №1 -1(13). С. 21.
8. Козлова О.В. Психология безопасности образовательной среды в некоторых зарубежных исследованиях начала XXI века // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. №3. С. 62-70.
9. Лактионова Е.Б.Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128.
10. Лебедева В.П., Панов В.И., Орлов В.А. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования. Черноголовка, 1996.
11. Марфина О.В., Пономарёва О.Н., Филатова О.М. Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов - будущих учителей // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 880-883.
12. Родионов М.А. Модельные представления мотивационно ориентированной образовательной среды и их педагогическая интерпретация // Вестник ННГУ. 2011. №3-3 С.101-105.
13. Самерханова Э.К. Логико-содержательная характеристика образовательного пространства как педагогического понятия // Образование и наука. 2006. №4. С. 20-26.
14. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001, 365 с.
16. Aceves M.J., Hinshaw S.P., Mendoza-Denton R., Page-Gould E. Seek Help from Teachers or Fight Back? Student Perceptions of Teachers' Actions during Conflicts and Responses to Peer Victimization [Electronic resource] // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39, №6. June. P. 658-669. Available at: http://search.proquest.com/doc-view/204522510?accountid=35419 (accessed 15.10.2016).
17. Baeten M., Kyndt E., Struyven K., Dochy F. Using student-centred learning environments to stimulate deep approaches to learning [Electronic resource]: Factors encouraging or discouraging their effectiveness // Educational Research Review. 2010. Vol. 5. № 3. P. 243-260. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 1747938X10000370 (accessed 15.10.2016).
18. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment (Stockholm 1972) [Electronic resource]. Available at: http://www.unep.org/Documents.multilingual/Default.asp?DocumentID=97&ArticleID (accessed 15.10.2016).
19. Scott W., Gough S. Sustainable Development within UK Higher Education: Revealing Tendencies and Tensions // Journal of Geography in Higher Education. 2006. Vol. 2. №2.
REFERENCES
1. Baeva I.A., Semikin V.V. The security of educational environment, psychological culture, and psychical health of schoolchildren. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena, 2005, no. 12, pp. 7-19 (in Russian).
2. Bicheva I.B. Culture of health of the personality: scientific-theoretical context. Gumanitarnye nauchnye issledovanija, 2016, no. 9 (61), pp. 154-157 (in Russian).
3. Bicheva I.B., Sulimova I.D., Terehina A.E. Sociocultural approach in vocational training of the teacher. Uspehi sovremennoj nauki [Modern science success], 2016, vol. 1, no. 9, pp.98-100. (In Russian)
4. Bicheva I.B., Chelnokova E.A., Judakova O.V., Careva I.A. Professional development of the identity of the teacher in modern condition. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2017, no. 54-4, pp. 16-22 (in Russian).
5. Vishnevskaja M.B., Filatova O.M. Problem aspects of education in the field of health and safety. Sbornik statey po materialam VI Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii uchitelej, posvjashhennoj 75-letiju Pedagogicheskogo instituta imeni V. G. Belinskogo «Aktual'nye problemy obuchenija fiziko-matematicheskim i estestvennonauchnym disciplinam v shkole i vuze». [The collection of articles on materials The VI Interregional scientific and practical conference of teachers devoted to the 75 anniversary of Teacher training college of V. G. Belinsky «Urgent problems of training in physical and mathematical and natural-science disciplines at school and higher education institution»]. Penza, 2015, pp. 300-303. (In Russian)
6. Kartavykh M.A., Bicheva I.B., Popova L.V., Varivoda V.S., Filatova O.M. Pedagogical conditions of formation personality type of conductsafe in the educational process of the university. VestnikMininskogo universiteta, 2015, no. 4, p. 19 (in Russian).
7. Kartavykh M.A., Bicheva I.B., Popova L.V. Education in the field safety of human life and the sustainable development. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1-1 (13), p. 21 (in Russian).
8. Kozlova O.V. Psychological safety of educational environment in studies of foreign scholars at the beginning of the 21st century. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia [Journal of Modern Foreign Psychology], 2012, vol. 1, no. 3, pp. 62-70. (In Russian)
9. Laktionova E.B. Educational environment as the development condition persons of its subjects. Izvestija RGPU of A.I. Herzen, 2010, no. 128. (In Russian)
10. Lebedeva V.P., Panov V.I., Orlov V.A. Modeling of educational environments in the framework of developing education. Chernogolovka, 1996. (In Russian)
11. Marphina O.V., Ponomariova O.N., Filatova O.M. The educational environment of a university as a factor of professionally valuable orientations formation of students - future teachers. Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo, 2012, no. 28, pp. 880-883 (in Russian).
12. Rodionov M.A. Model representations of motivationally oriented educational environment and their pedagogical interpretation. Vestnik of Lobchevski state university of Nizhnij Novgorod, 2011, no. 3-3, pp. 101-105 (in Russian).
13. Samerhanova Je.K. Logiko-soderzhatelnaya characteristic of educational space as pedagogical concept. Obrazovanie i nauka, 2006, no. 4, pp. 20-26 (in Russian).
14. Slobodchikov V.I. About a concept of the educational environment of the concept of the developing education. Vtoraja Rossijskaja konferencija po jekologicheskoj psihologii. Tezisy. (Moskva, 12-14 aprelja 2000 g.) [The Second Russian Conference on Environmental Psychology. Theses. (Moscow, 12-14 April 2000)]. Moscow, Ekopsitsentr ROSS, 2000. (In Russian)
15. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. Moscow, 2001, 365 р. (In Russian)
16. Aceves M.J., Hinshaw S.P., Mendoza-Denton R., Page-Gould E. Seek Help from Teachers or Fight Back? Student Perceptions of Teachers' Actions during Conflicts and Responses to Peer Victimization [Electronic resource] // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39, №6. June.
P. 658-669. Available at: http://search.proquest.com/doc-view/204522510?accountid=35419 (accessed 15.10.2016).
17. Baeten M., Kyndt E., Struyven K., Dochy F. Using student-centred learning environments to stimulate deep approaches to learning [Electronic resource]: Factors encouraging or discouraging their effectiveness // Educational Research Review. 2010. Vol. 5. № 3. P. 243-260. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 1747938X10000370 (accessed 15.10.2016).
18. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment (Stockholm 1972) [Electronic resource]. Available at: http://www.unep.org/Documents.multilingual/Default.asp?DocumentID=97&ArticleID (accessed 15.10.2016).
19. Scott W., Gough S. Sustainable Development within UK Higher Education: Revealing Tendencies and Tensions // Journal of Geography in Higher Education. 2006. Vol. 2. №2.
© Бичева И.Б., Филатова О.М., 2017.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бичева Ирина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: iri [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Bicheva Irina Borisovna - candidate of pedagogical sciences, an assistant professor of of psychology and pedagogics of preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: iri [email protected]
Филатова Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Filatova Ol'ga Mihajlovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Federal State Government-financed Establishment «Penza State University», Penza, Russian Federation, e-mail: [email protected]