Научная статья на тему 'Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст'

Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1108
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПЕДАГОГ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Варивода Валентина Сергеевна

Цель публикации обоснование педагогических условий развития профессиональной этики будущих педагогов образовательной организации как актуального направления подготовки будущего специалиста, базирующегося на фундаментальных принципах общечеловеческой морали, этико-гуманистических идеалах и специфических принципах профессии. Обоснована профессиональная этика педагога образовательной организации как научное направление, изучающее проявления нравственности и принципов профессиональной этики в области педагогического труда, закономерности поведения и взаимоотношения в системе: «педагог»-«педагог»-«обучающийся», обеспечивающее содержание правил и норм педагогической деятельности, выраженных в форме этических кодексов. Показано, что профессиональная деятельность педагога образовательной организации с позиции этичности представляет собой систему, основанную на принципах всемирной, профессионально-педагогической и персонально-личностной этики. Определена структура профессиональной этики будущего педагога образовательной организации, представленная этико-мировоззренческим, профессионально-образовательным, культурно-поведенческим, рефлексивно-оценочным компонентами. Педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной этики, раскрываются в соответствии с логикой предлагаемой структуры. Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения профессиональной этики и концепций нравственно-профессионального развития личности, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ETHICS OF FUTURE TEACHER: TEORETIKO-OBRAZOVATELNYY CONTEXT

The publication purpose justification of pedagogical conditions of development of professional ethics of future teachers of the educational organization, as actual direction of training of future expert who is based on the fundamental principles of universal morals, ethic and humanistic ideals and the specific principles of a profession. The professional ethics of the teacher of the educational organization as the scientific direction studying manifestations of morality and the principles of professional ethics in the field of pedagogical work, regularity of behavior and relationship in system is proved: the "teacher" "teacher" who is "trained" the providing contents of the rules and norms of pedagogical activity expressed in the form of ethical codes. It is shown that professional activity of the teacher of the educational organization from a position of ethics represents the system based on the principles of the world, professional and pedagogical and personal and personal ethics. The structure of professional ethics of future teacher of the educational organization presented ethic and world outlook, professional and educational, cultural and behavioural, reflexive and estimated by components is defined. The pedagogical conditions providing formation of professional ethics reveal according to logic of the offered structure. The theoretical provisions submitted in work supplement basic provisions of professional ethics and concepts of moral and professional development of the personality, enriching the theory and a technique of continuous professional education.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст»

УДК 378

И.Б. БИЧЕВА1, В.С. ВАРИВОДА2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ТЕОРЕТИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Аннотация. Цель публикации - обоснование педагогических условий развития профессиональной этики будущих педагогов образовательной организации как актуального направления подготовки будущего специалиста, базирующегося на фундаментальных принципах общечеловеческой морали, этико-гуманистических идеалах и специфических принципах профессии.

Обоснована профессиональная этика педагога образовательной организации как научное направление, изучающее проявления нравственности и принципов профессиональной этики в области педагогического труда, закономерности поведения и взаимоотношения в системе: «педагог»-«педагог»-«обучающийся», обеспечивающее содержание правил и норм педагогической деятельности, выраженных в форме этических кодексов. Показано, что профессиональная деятельность педагога образовательной организации с позиции этичности представляет собой систему, основанную на принципах всемирной, профессионально-педагогической и персонально-личностной этики.

Определена структура профессиональной этики будущего педагога образовательной организации, представленная этико-мировоззренческим, профессионально-образовательным, культурно-поведенческим, рефлексивно-оценочным компонентами. Педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной этики, раскрываются в соответствии с логикой предлагаемой структуры.

Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения профессиональной этики и концепций нравственно-профессионального развития личности, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования. Ключевые слова: этика, профессия, профессиональная этика, педагог, нравственность, мораль, кодекс профессиональной этики.

I.B. BICHEVA1, V.S .VARIVODA2

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation

STRUCTURE AND MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ETHICS OF FUTURE TEACHER: TEORETIKO-OBRAZOVATELNYY CONTEXT

Annotation. The publication purpose - justification of pedagogical conditions of development of professional ethics of future teachers of the educational organization, as actual direction of training of future expert who is based on the fundamental principles of universal morals, ethic and humanistic ideals and the specific principles of a profession.

The professional ethics of the teacher of the educational organization as the scientific direction studying manifestations of morality and the principles of professional ethics in the field of pedagogical work, regularity of behavior and relationship in system is proved: the "teacher" -"teacher" who - is "trained" the providing contents of the rules and norms of pedagogical activity expressed in the form of ethical codes.

It is shown that professional activity of the teacher of the educational organization from a position of ethics represents the system based on the principles of the world, professional and pedagogical and personal and personal ethics.

The structure of professional ethics of future teacher of the educational organization presented ethic and world outlook, professional and educational, cultural and behavioural, reflexive and estimated by components is defined. The pedagogical conditions providing formation of professional ethics reveal according to logic of the offered structure.

The theoretical provisions submitted in work supplement basic provisions of professional ethics and concepts of moral and professional development of the personality, enriching the theory and a technique of continuous professional education.

Keywords: ethics, profession, professional ethics, teacher, morality, morals, code of professional ethics.

Закономерности современного этапа развития высшего образования и необходимость достижения высокого уровня качества подготовки обучающихся предъявляют особые требования к организации образовательной деятельности с позиции нравственности с целью формирования профессионально-этических представлений и способов профессиональной деятельности. Приоритет общечеловеческих ценностей, возрастание роли нравственного личностно-профессионального совершенствования педагога образовательной организации обусловливается динамичностью социально-экономических преобразований, развитием педагогических инноваций в высшей школе, что акцентирует значимость формирования профессиональной этики обучающихся.

Исторически профессиональная этика возникла как проявление повседневного морального сознания и взаимосвязь разделения общественного труда с моральными принципами общества (Аристотель, Конт, Дюркгейм и др.) и развивалась в направлении теоретического осознания профессиональной морали на основе обобщенной практики поведения представителей различных профессиональных групп (например, разделение на «мастеров», «администраторов», «жрецов» и «людей» в Древнем Египте, клятва Гиппократа и др.) Еще в XI-XIII вв. появляются уставы, отражающие требования нравственного отношения к профессии, характеру труда и участникам трудовых действий, а в XVI-XVII вв. Львовским и Луцким братствами сформулированы нравственные требования к профессии учителя.

Современные исследования профессиональной этики отражают различные грани и аспекты рассматриваемого феномена: научно-теоретические и методологические основания формирования профессиональной этики будущего специалиста (Н.В. Агеенко, Г.А. Алтухова, О.С. Виханский, О.Б. Ломакина, А.И. Наумов, М.В. Шмаль, А. Файоль и др.); развитие профессиональной культуры специалистов различных сфер

профессиональной деятельности (А.В. Барабанщиков, В.К. Белолипецкий,

Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, И.П. Клемантович, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);

особенности профессиональной подготовки обучающихся (Л.В. Ведерникова, В.Н. Бобриков, О.Ю. Елькина, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулютин, В.М. Лопаткин, А.К. Маркова, Т.С. Панина, С.М. Редлих, Ю.В. Сенько, Т.И. Шамова и др.); формирование ценностного отношения к профессии учителя (Э.С. Аришина, Е.Ю. Холопова, Т.Т. Щелина и др.).

Специфика профессиональной этики, как отмечает А.А. Гусейнов, заключается в том, что она «конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения», иными словами, рассматривает профессиональное поведение [7, с. 389].

Обращает на себя внимание интерес к проблеме формирования профессиональной этики как системы моральных принципов, норм и правил поведения специалиста, учитывающей особенности конкретной профессиональной деятельности, определяющей отношение человека к своему профессиональному долгу и основывающейся на кодексах поведения, обеспечивающих нравственный характер профессиональных взаимоотношений между сотрудниками (В.Т. Ганжин, В.П. Клычков, М.Н. Росенко, Ю.А. Сандулов, Ю.В. Согомонов, R.C. Horn и др.). В этой связи В.Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов подчеркивают, что профессиональная этика - это кодексы поведения и способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса. R.C. Horn, исследуя профессиональную этику специалистов в области страхования и отмечая роль этического кодекса в выполнении норм морали, свойственных данной профессии, пишет, что это «всего лишь то, что люди должны или не должны делать в рамках своей профессии» [18].

Научный исследовательский поиск позволяет сделать вывод, что профессиональная этика характеризуется как область этического знания, предметом изучения которого является особенность проявления морали в различных видах профессиональной деятельности, обусловленная нравственным сознанием, взаимоотношениями и поведением работников. В данном контексте профессиональная этика изучает:

- закономерности процесса становления, развития и функционирования профессиональной этики;

- историю развития отечественного и зарубежного опыта различных видов профессиональной этики (хозяйственной, производственной, педагогической, журналисткой, врачебной, инженерной и др.);

- современное состояние научной разработки и внедрения опыта реализации этических профессиональных требований;

- отношения специалистов внутри профессиональных групп;

- личностно-нравственные качества специалистов, обеспечивающие эффективное выполнение профессионального долга;

- нравственно-значимые нормы, характерные для конкретной профессии;

- особенности профессионального обучения и воспитания;

- социально-психологические проблемы изменения этических параметров профессионального взаимодействия;

- роль и место различных социальных групп в процессе выполнения нравственных требований профессии.

Являясь одним из важных направлений социального прогресса и неотъемлемой частью современной подготовки будущего специалиста, профессиональная этика базируется

на фундаментальных принципах общечеловеческой морали, основанных на этико-гуманистических идеалах и специфических принципах профессии, конкретизирующих общие нравственные нормы в соответствии с особенностями профессии и отражающих практическую целесообразность определенных форм профессиональных взаимоотношений.

В то же время исследователи профессиональной этики подчеркивают, что целенаправленное развитие профессиональной нравственности обучающихся, научный поиск способов ее формирования в условиях образовательной деятельности вуза, методов изучения уровня ее сформированности у обучающихся, является актуальной задачей высшей школы.

Проведенный контент-анализ смыслового содержания и особенностей формирования профессиональной этики специалистов в условиях вуза, в том числе будущих педагогов образовательной организации, выявил противоречие между объективной потребностью современного общества и образовательных систем в высоконравственных специалистах, способных проявлять профессиональную этику на высоком уровне, и недостаточной теоретико-педагогической разработанностью педагогических условий формирования профессиональной этики в образовательном процессе вуза. Необходимость его разрешения определяет проблему исследования как профессионально-педагогическую и определяет актуальность подготовки будущего педагога образовательной организации с позиции нравственно-этического профессионального развития. Данные обстоятельства определили цель исследования: обосновать структуру профессиональной этики будущих педагогов образовательной организации и определить педагогические условия ее формирования в условиях вуза.

Обобщая различные характеристики профессиональной этики, мы определяем профессиональную этику педагога образовательной организации как научное направление, изучающее проявления нравственности и принципов профессиональной этики в области педагогического труда, закономерности поведения и взаимоотношения в системе «педагог»-«педагог»-«обучающийся», обеспечивающее содержание правил и норм педагогической деятельности, выраженных в форме этических кодексов. Этический кодекс можно рассматривать как нормативно-нравственный документ профессиональной деятельности, конкретизирующий всеобщие этические принципы и ценности, обосновывающий нравственные императивы профессии, характер и особенности взаимоотношений в профессиональной среде. Этические законы педагогического кодекса составляют основу нравственных ценностей и идеалов, моральных качеств педагога, определяя нормы гармоничного профессионального взаимодействия между педагогами и обучающимися. Значение этического кодекса педагога состоит в том, что необходимые нравственные и культурные требования описаны в нем как предписания. Кроме того, данный документ определяет меру ответственности за нарушение правил и регулирует их выполнение.

Необходимость формирования профессиональной этики будущего педагога образовательной организации диктуется нравственными требованиями к профессии учителя как носителя высокой духовности, культуры, образованности, ответственности и справедливости. Морально-этические качества педагога отражают его профессиональную готовность к неукоснительному выполнению нравственных норм взаимоотношений с учениками, являясь основанием его профессионализма. Подлинный профессионализм всегда отличается нравственным отношением к профессиональной деятельности, культурно-

ценностными ориентациями и мотивами, позволяющими человеку достигать необходимого качества труда и высокой степени успешности в своей профессии. В этом смысле педагог, проявляя профессиональное мастерство, индивидуальное творчество в соответствии с эталонами профессии, становится образцом для подражания и нравственного самовоспитания для своих учеников.

Профессиональную деятельность педагога образовательной организации с позиции этичности мы рассматриваем как систему, основанную на принципах всемирной, профессионально-педагогической и персонально-личностной этики.

Принципы всемирной этики отражают всеобщие требования, необходимые для успешной и благополучной жизнедеятельности человека и базируются на общечеловеческих нормах морали, что предполагает социальную ответственность, взаимозависимость, профессиональную солидарность, особое понимание долга и чести, проявление добра и зла, сопереживания и сострадания и др.

Принципы профессионально-педагогической этики раскрывают этические нормы и правила, отражающие необходимое (нормативное) поведение в пределах профессионального контекста педагогической деятельности. Подобные нормы зафиксированы в этических кодексах педагогов и выполняют социальные функции, направленные на успешное решение профессиональных задач, учитывающие личные и общественные интересы, обеспечивающие преемственность прогрессивных моральных ценностей профессии. Принципы профессионально-педагогической этики во многом сопряжены с культурными нормами профессиональной деятельности, что находит выражение в профессионально-нравственной компетентности и культуре профессионально-значимых мотивов.

Принципы персонально-личностной этики характеризуют морально-нравственные качества и ожидания каждого педагога и включают нравственные убеждения и ответственность за свои поступки, корректность и уважение прав другого человека, надежность, честность, порядочность, справедливость, самообладание и др. Персонально-личностная этика позволяет профессионалу-педагогу осознать свои сущностные нравственные особенности, оценить навыки морального поведения и поступков и выработать собственную систему норм, регулирующих профессиональное взаимодействие (педагог-обучающийся, педагог-педагог).

Таким образом, профессиональная этика педагога, аккумулирующая принципы всеобщей (всемирной) этики конкретной профессии, личностно-персональной этики, сопряжена с гуманистическими идеями современного высшего образования и подготовкой педагога будущего, образованного и владеющего качествами нравственно-культурного человека: чувством долга и собственного достоинства, совестью и справедливостью, ответственностью, самодисциплиной, правовым сознанием и поведением и др.

В контексте вышесказанного нами определена структура профессиональной этики будущего педагога образовательной организации, представленная этико-мировоззренческим, профессионально-образовательным, культурно-поведенческим, рефлексивно-оценочным компонентами, а также педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной этики в соответствие с логикой предлагаемой структуры.

Этико-мировоззренческий компонент характеризует нравственное назначение человека, морально-нравственные основы личностно-профессиональной нравственности. Этико-мировоззренческий компонент предполагает реализацию педагогических условий,

направленных на осмысленное и осознанное понимание общечеловеческих моральных закономерностей, всеобщих норм жизнедеятельности и формирование нравственного созидательного мировоззрения, основанного на гармоничных и ответственных взаимоотношениях:

- приобщение педагогов и обучающихся к общечеловеческим ценностям: добро, истина, красота, идеал, смысл жизни, счастье, долг, ответственность, свобода, совесть, справедливость, дружба, любовь;

- развитие нравственного мира обучающихся на основе осознания собственных ценностей и уважения культурных различий, индивидуальности ценностных представлений и убеждений другого человека;

- активизацию внутренней мотивации обучающихся на самостоятельное познание и овладение этическими знаниями, понимания значимости персональной ответственности, нравственного совершенствования и личностного роста.

Профессионально-образовательный компонент направлен на овладение нравственно-этическими категориями в сфере своей профессии, а также знаниями профессионально-нравственных ценностей, норм и правил профессиональной деятельности и обеспечивается педагогическими условиями этико-нормативной профессиональной деятельности, способствующими формированию профессиональной гордости и нравственной активности обучающихся:

- признание будущей профессии как социально и нравственно значимой;

- единое понимание целей и задач профессионально-этической подготовки и способов ее осуществления;

- готовность к этико-познавательному отношению к будущей профессии педагога;

- освоение обучающимися содержания моральных норм и правил поведения педагога образовательной организации, отражающихся в этическом кодексе педагога.

Культурно-поведенческий компонент характеризует профессионально-этическую направленность на взаимодействие при реализации профессиональных функций, демонстрирует владение способами нравственного поведения и проявление нравственных качеств и обеспечивается педагогическими условиями системно-деятельностного подхода к организации этического взаимодействия, культурно-нравственного поведения, нравственных устремлений и выбора способов деятельности:

- проявление интереса к обучающимся, установление связей профессионального взаимодействия: интересы участников - учебные цели - методы и приемы обучения;

- готовность к нравственно-профессиональной деятельности и стремление осуществлять ее наилучшим образом;

- творческое использование методов, средств и приемов профессионально-этического воспитания и закрепление нравственного опыта;

- предоставление права выбора альтернативных способов обучения, развивающих приемов, позволяющих обучаемым найти именно тот, который является для них наиболее подходящим;

- владение приемами управления/самоуправления поведением.

Рефлексивно-оценочный компонент отражает степень осознанности нравственной позиции обучающихся, выявление устойчивых и неустойчивых качеств, необходимых для нравственной профессиональной деятельности и предполагает педагогические условия,

обеспечивающие непрерывный мониторинг факторов, способствующих/мешающих профессионально-этическому развитию обучающихся:

- исследование своих индивидуальных особенностей, поступков, действий, влияющих на построение этических отношений;

- формирование осознанного отношения обучающихся на необходимость развития и совершенствования нравственно-личностных качеств;

- актуализация индивидуально-нравственного опыта и коррекция поведения с позиции этичного взаимодействия и построения этических отношений.

Предлагаемая структура профессиональной этики будущего педагога образовательной организации и педагогические условия ее формирования проходят апробацию в системе высшего образования и способствуют осознанию необходимости формирования профессиональной этики обучающихся на всех этапах образовательного процесса, обеспечивая взаимообусловленность, взаимосогласованность, взаимотребовательность и взаимоответственность его участников в выполнении профессионально-моральных норм, повышая качество результата нравственно-профессиональной подготовки будущего педагога.

Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения профессиональной этики и концепций нравственно-профессионального развития личности, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Р.Г. Этика силы - в противостоянии насилию и агрессии // Вопросы философии. 2010. №9. С. 143-153.

2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. М.: МПСИ, 2007. 123 с.

3. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 24.04.2016).

4. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. №10-1. С. 152-154.

5. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. №1 (34). С. 246-250.

6. Бобриков В.Н., Шаров А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в процессе его профессиональной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №2 (6). С.128-131.

7. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 472 с.

8. Ермолаева Т.В. Профессионально-этическая подготовка будущего педагога профессионального обучения в высшей школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 2008.

9. Талипова Ю.Ш., Пушкарева Д.О., Бичева И.Б. Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как условие его карьерного роста // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 155-157.

10. Шаров А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в условиях вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук; ГОУ ВПО « Кузбасская гос. пед. акад.». Новокузнецк, 2010. 20 с.

11. Шипилина Л.А. Формирование методологической культуры будущих магистров профессионального обучения: концептуальный аспект // Сибирский педагогический журнал. 2012. №5. С. 9-17.

12. Albert Schweitzer. Kultur und Ethik. München, 1960.

13. Kultgen J. Ethics and Professionalism. Philadelphia University of Pennsylvania Press, 1988. P. ix [Electronic resource]. Available at: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=11100950.

14. Space Use and Ethics. Vol. I: Papers / Ed. W.Bender, R.Hagen, M.Kalinovski, J.Scheffran. Munster: Agenda Verlag, 2001.

15. The Teaching of Ethics ([Paris]: UNESCO, 2004.

16. Pompidou A. The Ethics of Outer Space // World Commission on the Ethics of Scientific Knowledge and Technology. Proceedings of the Second Session (Berlin, December, 2001). [Paris]: UNESCO, 2003. P. 98-105; Session on the Ethics of Outer Space // COMEST Third Session (Rio de Janeiro, December 2003). [Paris]: UNESCO, 2004. P. 21-23; Ethics of Outer Space.

17. Hoshii I. The World of Sex: Vol. 4. Sex in Ethics and Law. Woodchurch: Paul Norbury Publications Limited, 1987: Ketchum S.A. The Good, the Bad and the Perverted: Sexual Paradigms Revisited // Philosophy of Sex: Contemporary Readings /Ed. by A.Soble. [Б.м.] Littlefield, Adams & Co., 1980. P. 139-158.

18. Horn R.C. On Professions, Professionals, and Professional Ethics. Malvern, Pn: American Institute for Property and Liability Underwriters, 1978. P. 71.

REFERENCES

1. Apresjan R.G. Jetika sily - v protivostojanii nasiliju i agressii [Ethics of force - in opposition to violence and aggression]. Voprosyfilosofii, 2010, no. 9, pp.143-153. (In Russian)

2. Beluhin D.A. Pedagogicheskaja jetika: zhelaemoe i dejstvitel'noe [Pedagogical ethics: desirable and valid]. Moscow, MPSI Publ., 2007. 123 рр. (In Russian)

3. Bicheva I.B. Formirovanie obrazovannosti obuchayushchikhsya kak sposob vkhozhdeniya v mir nauki, kul'tury i budushchey professii [Formation of the education of students as a way of entering the world of science, culture and the future profession]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii, 2014, no. 12. Available at: http: //web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (accessed 24.04.2016) (in Russian).

4. Bicheva I.B., Golubeva A.E., Careva I.A. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti obuchajushhihsja v obrazovatel'nom processe vuza [Activization of cognitive activity trained in educational process of higher education institution]. Simvol nauki, 2015, no. 10-1, pp. 152-154. (In Russian)

5. Bicheva I.B., Chelnokova E.A., Agayev N.F. Innovacionnajapodgotovka budushhegopedagoga professional'nogo obuchenija [Innovative training of future teacher of the vocational education]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2016, no. 1 (34), pp. 246250. (In Russian)

6. Bobrikov V.N., Sharov A.V. Formirovanie professional'noj jetiki specialista v processe ego professional'noj podgotovki. [Formation of professional ethics of the expert in the course of his

vocational training]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2012, no. 2 (6), pp.128131. (In Russian)

7. Gusejnov A.A., Apresjan R.G. Jetika [Etika]. Moscow. Gardarika Publ., 2005. 472 рр. (In Russian)

8. Yermolaeva T.V. Professional'no-jeticheskaja podgotovka budushhego pedagoga professional'nogo obuchenija v vysshej shkole. Diss. kand. ped. nauk [Professional and ethical training of the future teacher of vocational training in high school. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2008. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Talipova Ju.Sh., Pushkareva D.O., Bicheva I.B. Kul'tura professional'noj dejatel'nosti budushhego specialista kak uslovie ego kar'ernogo rosta [Culture of professional activity of future expert as condition of his career development] Sbornik statey po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacionnye tehnologii upravlenija». [The collection of articles on materials II of the All-Russian scientific and practical conference "Innovative Technologies of Management"]. Nizhnij Novgorod, 2015, Pp. 155-157. (In Russian)

10. Sharov A.V. Formirovanie professional'noj jetiki specialista v uslovijah vuza. Diss. kand. ped. nauk [Formation of professional ethics of the expert in the conditions of higher education institution. Cand. ped. sci. diss.]. Novokuznetsk, 2010. 20 pp.

11. Shipilina L.A. Formirovanie metodologicheskoj kul'tury budushhih magistrov professional'nogo obuchenija: konceptual'nyj aspekt [Formation of methodological culture of future masters of a vocational education: conceptual aspect]. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal, 2012, no. 5, pp. 9-17. (In Russian)

12. Albert Schweitzer. Kultur und Ethik. München, 1960.

13. Kultgen J. Ethics and Professionalism. Philadelphia University of Pennsylvania Press, 1988. P. ix. Available at: http://www.questia.com/PM.qst?a= o&d=11100950.

14. Space Use and Ethics. Vol. I: Papers / Ed. W.Bender, R.Hagen, M.Kalinovski, J.Scheffran. Munster: Agenda Verlag, 2001.

15. The Teaching of Ethics ([Paris]: UNESCO, 2004.

16. Pompidou A. The Ethics of Outer Space // World Commission on the Ethics of Scientific Knowledge and Technology. Proceedings of the Second Session (Berlin, December, 2001). [Paris]: UNESCO, 2003. P. 98-105; Session on the Ethics of Outer Space // COMEST Third Session (Rio de Janeiro, December 2003). [Paris]: UNESCO, 2004. Pp. 21-23; Ethics of Outer Space.

17. Hoshii I. The World of Sex: Vol. 4. Sex in Ethics and Law. Woodchurch: Paul Norbury Publications Limited, 1987: Ketchum S.A. The Good, the Bad and the Perverted: Sexual Paradigms Revisited // Philosophy of Sex: Contemporary Readings /Ed. by A.Soble. [Б.м.] Littlefield, Adams & Co., 1980. Pp. 139-158.

18. Horn R.C. On Professions, Professionals, and Professional Ethics. Malvern, Pn: American Institute for Property and Liability Underwriters, 1978. P. 71.

© Бичева И.Б., Варивода В.С., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Бичева Ирина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: irinabicheva@bk.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Bicheva Irina Borisovna - candidate of pedagogical sciences, an assistant professor of of psychology and pedagogics of preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: irinabicheva@bk. ru

Варивода Валентина Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма и социально-культурного сервиса, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация, e-mail: vvalensiya@mail. ru

Varivoda Valentina Sergeyevna - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Eourism and Service Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation, e-mail: vvalensiya@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.