УДК 378
М.А. КАРТАВЫХ1, И.Б. БИЧЕВА1, Л.В. ПОПОВА2, В.С. ВАРИВОДА3
О.М. ФИЛАТОВА4
1
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация
3 Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация
4 Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация. Цель публикации - обоснование педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся вуза качеств личности безопасного типа поведения. Методологической основой статьи являются концепция устойчивого развития и теория безопасности жизнедеятельности человека. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений формирования личности безопасного типа в профессиональной подготовке обучающихся в вузе, диагностика качеств, важных для безопасного поведения личности.
Результаты. Основной тезис, формулируемый авторами, определяется как противоречие между необходимостью устойчивого (безопасного) развития личности и существующими глобальными угрозами для жизнедеятельности человека.
Контент-анализ авторских дефиниций понятий «безопасная личность» и «личность безопасного типа» позволил установить, что при всем их многообразии категория личности безопасного типа поведения обладает сложной поликомпонентной структурой, включающей мотивационные, ценностно-смысловые, когнитивные, поведенческие аспекты, эмоционально-волевую регуляцию и личностные качества.
Авторы рассматривают личность безопасного типа как устойчивую и обладающую культурой чувств, знаний и нравственно-волевой саморегуляцией, которые обеспечивают необходимый уровень образованности в области безопасности и безопасного поведения. Важность решения рассматриваемой проблемы основана на исследовании качеств личности безопасного типа поведения, способствующих построению отношений обучающихся с собой и миром, познанию себя и мира, а также нравственно-волевому поведению. Определен и реализован комплекс педагогических условий, направленный на формирование личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза, объединяющий группы программно-содержательных и организационно-технологических компонентов. Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории безопасности жизнедеятельности и концепций развития личности безопасного типа поведения, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования. Ключевые слова: устойчивость, личность безопасного поведения, построение отношений, познание, нравственно-волевая саморегуляция, педагогические условия.
M.A. KARTAVYKH1, I.B. BICHEVA1, L.V. POPOVA2, V. S .VARIVODA3, O.M. FILATOVA4
'Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation 3Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation
4Federal State Government-financed Establishment «Penza State University», Penza, Russian Federation
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PERSONALITY TYPE OF CONDUCT SAFE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
Annotation. The purpose of the publication - substantiation of pedagogical conditions aimed at developing personal qualities of students of high school a safe type of behavior. The methodological basis of the article is the concept of sustainable development and the theory of human safety. The study used the analysis of scientific-theoretical formation of the individual provisions of safety type, the training of students at the university, quality diagnostics, which are important for the safe conduct of the individual.
Results. The main thesis, formulated by the authors, is defined as a conflict between the need stable
(safe) development of the individual and existing global threats to human life.
Content - analysis of copyright definitions of the concepts of "security of the person" and
"personality safety type" revealed that in all their diversity category identity safe type of behavior
has a complex multicomponent structure comprising motivation, values and meanings, cognitive,
behavioral aspects, emotional and volitional regulation and personal qualities.
The author examines the personality type as a secure stable and have a culture of feelings,
knowledge and moral and volitional self-regulation to ensure the necessary level of education in the
field of safety and safe behavior.
The importance of a solution to the problem is based on the study of personality traits safe type of behavior conducive to building relationships with the students themselves and the world, the knowledge of ourselves and the world, as well as moral and volitional behavior. Define and implement a complex of pedagogical conditions aimed at the formation of the personality type of safe behavior in the educational process of high school, brings together a group of software and content, organizational and technological components.
The theoretical propositions presented in the work, complement the basic principles of the theory of life safety and concepts of personality development of safe type of behavior, enriching the theory and methodology of continuing professional education.
Keywords: stability, identity safe behavior, relationship building, knowledge, moral and volitional self-regulation, pedagogical conditions.
Современное постиндустриальное (информационное) общество при несомненном качественном улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности человека характеризуется беспрецедентным ростом социально опасных явлений, увеличением частоты проявления техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий, вызывающих подчас непредсказуемые последствия. Человечество перешло рубеж третьего тысячелетия с грузом проблем обеспечения собственной безопасности в социо-природно-технических системах. «Материальный мир потенциально опасен» - гласит первая аксиома теории безопасности. Состояние безопасности является априори базовой потребностью и задачей любого человека. Для решения обозначенной проблемы необходимы люди новой формации - личности безопасного типа поведения с инновационным типом мышления, понимающие ценность жизни, здоровья, необходимость сохранения надлежащего состояния окружающей среды, готовые «обновлять оперативную часть социального опыта» [4, с. 8].
Достижение состояния безопасности субъектом требует наличия у него определенных личностных качеств, а также владения им способами безопасного поведения в социальной, техногенной, природной средах. Данное положение согласуется с ключевыми позициями
Концепции устойчивого развития (Э.В. Гирусов, В.А. Лось, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.И. Субетто, А.Д. Урсул, Д. Медоуз, Дж. Форрестер, Б. Шнайдер), в которой особое внимание уделяется социальным аспектам, связанным с решением проблем обеспечения безопасности. Образование, являясь ключевым фактором для устойчивого развития общества, должно обеспечивать непрерывное профессионально-личностное развитие человека, помогающее ему понять свои потенциальные возможности, сформировать способности разрешать жизненные и профессиональные ситуации, обеспечивающее повышение качества его жизни, необходимые для достижения гармонии между результатами общества, государства, обучающимися и требованиями устойчивого развития [13, 14].
В условиях компетентностной ориентации система высшего образования обращает внимание на личностно и социально интегрированный результат, приобретает особый статус, трансформируясь из процесса трансляции знаний в превентивный механизм решения различных проблем, реализуя идеи устойчивого развития и обеспечивая повышение безопасности окружающей среды и жизнедеятельности человека в ней. Данное положение юридически закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. В нормативных документах определена необходимость формирования у будущих выпускников вузов соответствующих профессиональных компетенций, генерализованных и унифицированных для каждого направления подготовки и специальности, предусматривающих их способность и готовность к обеспечению личной и общественной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций и оказанию первой помощи пострадавшим. В целом содержание обозначенной профессиональной компетенции отражает оптимальный уровень социального опыта в сфере обеспечения безопасности, приобретаемый выпускником вуза, необходимый личности безопасного типа поведения для успешной самореализации в современном мире [16].
Развитие научных интересов в области теоретических и прикладных аспектов процесса формирования личности безопасного поведения обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его трактовке.
В теории безопасности жизнедеятельности исследуются категории «безопасная личность» (С.В. Кульневич, Н.А. Лызь, В.Н. Мошкин, В.П. Соломин и др.) и «личность безопасного типа» (Е.В. Бондаревская, А.В. Кравцова, Л.А. Михайлов, В.О. Сапронов, А.П. Савин, П.В. Станкевич, С.П. Черный, Л.И. Шершнев, В.А. Шестаков и др.). По мнению ученых, деятельность личности безопасного типа поведения сопряжена со способностью предвидеть опасности (проводить системный анализ, мониторинг и идентификацию), умением их избежать и не создавать, навыками преодоления опасностей, оказания помощи себе и другим. Личность безопасного типа характеризуется нравственностью, активностью, уверенностью, успешностью, целенаправленностью, развитыми способностями к прогнозированию и выбору наиболее оптимальных средств для достижения результата. Важными качествами являются также инициативность и самостоятельность, динамизм и гибкость, созидательность и решительность, уважение и законопослушность, позволяющие жить в гармонии с собой и миром, осознавать ответственность человека за будущее Вселенной.
Проведенный контент-анализ авторских дефиниций приведенных выше понятий позволил установить, что при всем их многообразии категория личности безопасного типа поведения обладает сложной поликомпонентной структурой, включающей мотивационные, ценностно-смысловые, когнитивные, поведенческие аспекты, эмоционально-волевую регуляцию и личностные качества [11, 12, 15, 17, 18, 19].
Мотивационный аспект объединяет систему мотивов поведения, побуждающих личность к безопасной самореализации в существующих, постоянно меняющихся социокультурных условиях. Ценностно-смысловой аспект и связанная с ним эмоционально-волевая регуляция подразумевает осознание социальной значимости и личной
ответственности за результаты своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Когнитивный и поведенческий аспекты проявляются в способности реализовывать на практике свои знания, умения, опыт для успешной творческой деятельности, постоянно принимая во внимание условия обеспечения безопасности.
Анализ научно-теоретических положений формирования личности безопасного типа позволяет констатировать, что в целом исследуемая проблема является одной из самых актуальных в теории безопасности и ее решение жизненно необходимо.
В структуру качеств личности безопасного типа мы включаем качества, способствующие построению отношения человека с собой и миром (формируют культуру чувств), качества познания себя и мира (формируют культуру знаний), качества нравственно-волевой саморегуляции (обеспечивают поведение и деятельность). С целью изучения уровня сформированности данных качеств проведено исследование, в котором принимали участие обучающиеся 1-2 курсов общим количеством 145 человек. Исследование было организовано на базе двух вузов: НГПУ им. К.Минина и Пензенского государственного университета. Результаты проведенного исследования представлены на рисунках 1, 2, 3.
■ постоянно проявляется ■ эпизодически проявляется ■ не проявляется
Рисунок 1 - Диагностика качеств построения отношений
■ эпизодически проявляется ■ не проявляется ■ постоянно проявляется
Рисунок 2 - Диагностика качеств познания себя и мира
качества ^г
■ постоянно проявляется ■ эпизодически проявляется ■ не проявляется
Рисунок 3 - Диагностика качеств нравственно-волевой саморегуляции
Исследование качеств, способствующих построению отношений человека с собой и миром, показало, что качествами, проявляющимися постоянно (то есть являющимися наиболее устойчивыми), обучающиеся считают состояние радости, доброжелательности и
уважения. Эпизодически проявляются качества заботливости, гуманности, служения. В то же время такие качества, как единение, гармония, благодарность, прощение, милосердие, не проявляются студентами в повседневной жизни (рисунок 1).
Исследование качеств познания себя и мира также показало, что основные и необходимые качества, способствующие познанию, проявляются либо эпизодически (устремленность, понимание, творение, эрудированность), либо не проявляются совсем (озарение, удивление). Качеством, проявляющимся постоянно и наиболее устойчиво, является активность и информированность (рисунок 2).
Результаты диагностики нравственно-волевой саморегуляции свидетельствуют, что постоянно студенты проявляют самостоятельность, а ответственность, организованность, терпение, порядочность, дисциплинированность проявляются у них эпизодически. И совсем не проявляются качества целеустремленности, защиты, смелости, мужественности (рисунок
3).
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что почти у 70% обучающихся не сформированы качества, важные для безопасного поведения личности, что подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.
Значимость и необходимость ее решения усиливается, так как степень развития личности и общества непосредственно оказывают влияние на способы социокультурной (разумной) жизнедеятельности человека. Поэтому представляется значимой организация образовательного процесса не просто как процесса формирования содержательной стороны обучения, а как процесса реализации особых функций формирования личности безопасного типа, к которым можно отнести социально-мировоззренческую, организационно-управленческую, культурно-просветительную, информационную и коммуникативную. Реализация данных функций обеспечивает необходимый уровень образованности обучающихся в области безопасности и безопасного поведения личности, устойчивую мотивацию на неукоснительное выполнение норм и правил безопасности на принципах рациональности и гуманности, создает условия, позволяющие находиться в состоянии равновесия в разнообразных условиях жизнедеятельности [1, 14].
В контексте вышесказанного, исходя из требований необходимости и достаточности, нами определен и реализован в образовательной практике высшей школы комплекс педагогических условий (программно-содержательных, организационно-технологических), направленных на формирование личности обучающегося безопасного типа поведения [6].
Группа программно-содержательных условий объединяет:
- рабочие программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех, реализуемых в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Минина и Пензенском государственном университете направлений подготовки и специальностей, объединяющих три стержневые содержательные линии: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера», «Гражданская оборона» и «Первая помощь пострадавшим»;
- дидактическое сопровождение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ориентированное на формирование у обучающихся вуза профессиональной компетентности в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, представленное учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими комплексами, в том числе в электронном виде в информационно-образовательной среде Moodle.
Группа организационно-технологических условий объединяет традиционные и интерактивные формы учебно-профессиональной деятельности, методы и средства освоения обучающимися вуза содержания образования и освоения ими профессиональной компетентности в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Включают аудиторные занятия, сочетающие традиционные академические лекции, семинары, лабораторные практикумы и инновационные формы продуктивной деятельности проблемно-креативного
типа - проблемные лекции, проекты, деловые игры, тренинги, дискуссии, кейс-стади, мозговой штурм, обогащающие образовательную среду, реализующие антропологическую направленность профессиональной педагогики, ведущими признаками которой являются гуманистическая ориентация и диалогичность, а также самостоятельную деятельность студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной работы [2, 3, 8].
Дистанционные технологии при формировании личности безопасного типа поведения реализуются с помощью электронного учебно-методического комплекса курса «Безопасность жизнедеятельности», разработанного с использованием информационной образовательной среды в системе «Moodle». Комплекс представляет собой мультимедийный образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, в котором информация для студентов представлена с помощью графики, фото, видеороликов, анимации и аудиофайлов [5].
Предложенный комплекс педагогических условий формирования личности безопасного типа поведения проходит апробацию в системе высшего образования. Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории безопасности жизнедеятельности и концепций развития личности безопасного типа поведения, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 24.09.2015).
2. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 108-112. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485 (дата обращения: 25.08.2015).
3. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор А.А. Сукиасян. Уфа, 2015. С. 112-114.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С.8-14.
5. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. №3. т. 7. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (дата обращения: 13.08.2015).
6. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-15636 (дата обращения: 28.08.2015).
7. Картавых М.А. Кривдина И.Ю. Инновации в компетентностно-ориентирванном профессиональном образовании учителей географии и безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/117-13596 (дата обращения: 28.08.2015).
8. Картавых М.А., Рубан Е.М., Веряскина М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues (дата обращения: 23.07.2015).
9. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского
университета. 2014. № 3. URL: http://
http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 23.07.2015).
10. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб. пособие. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 82 с.
11. Лызь Н. А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 06 ноября 2007. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus readme.php?subaction=showfull&id=1194351636&arc hive=1194448667&start from=&ucat=& (дата обращения: 29.07.2015).
12. Мошкин В. Мировоззренческая составляющая безопасности. 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bigpi.biysk.ru/oldsite/publishing/rozmusl_2000/09.html (дата обращения: 29.08.2015).
13. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 34. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения: 10.08.2015).
14. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 19. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения 10.08.2015).
15. Сапронов В. О. О личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ // Основы безопасности жизни. 2002. № 5. С. 9-12.
16. Суворова Г.М., Картавых М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. № 1. С. 176-180.
17. Шершнев Л. И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени // Безопасность: информационный сборник. 1994. № 7. С. 12.
18. Шестаков В.А. Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа // Научный вестник УАГС. 2010. №2(11). С. 8-13.
19. Черный С.Н., Савин А.П. Воспитание безопасной личности в школе: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2007. 208с.
20. Academia in the 21 century/An analysis of trends and perspectives in higher education and reseach. Adviesraad voor het Wetenshaps en Techologebdeidsept, 2002.
21. The brave New World of Higher Education: A Transatlantic View. European University Assosiation EUA, American council on Education Center for Institutional and International Initiatives, 2002.
22. Sterling, S. Sustainable Education: Re-visioning leaning and Change. Bristol, 2001.
23. Tcymbal M.V. Gordiyenko O. A., Dikun N.V. Vitageneous Education as a Means of Nurturing Students' Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities)//International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2014. № 2. URL: www.science-sd.com/457-24566 (30.11.2014)
24. Crawley E.F., Malmgvist J., Lucas W.A., Rodeur D R. The CDIO Syllabus v 2.0. An Updated Statement of Goals for Engineering Education//Proc. of the 7th International CDIO Conference. Technical University of Denmark, June 20-23, 2011. Copenhagen, 2011.
25. Harry C. Triandies. Introduction to Handbook. In: Handbook of Cross-Cultural Psuchology. Vol. I. Perspectives. Harry C. Triandies, Willian Wilson Lambert (ed.) Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980, р.
REFERENCES
1. Bicheva I.B. Formirovanie obrazovannosti obuchayushchikhsya kak sposob vkhozhdeniya v mir nauki, kul'tury i budushchey professii [Formation of the education of students as a way of entering the world of science, culture and the future profession]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii , 2014, no. 12. Available at: http: //web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (accessed 23.08.2015) (in Russian)
2. Bicheva I.B. Ispol'zovanie sistemy Moodle kak sredstva povysheniya effektivnosti obrazovatel'noy deyatel'nosti [Using Moodle system as a means to improve the effectiveness of educational activities]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii , 2015, no. 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485 (accessed 25.08.2015) (in Russian)
3. Bicheva I.B., Tsareva O.S. Refleksiya kak uslovie razvitiya lichnostnykh i professional'nykh kachestv obuchayushchikhsya [Reflection as a condition for the development of personal and professional qualities of students]. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «RoV nauki v razvitii obshchestva» v 2 ch. Ch.1 [Collection of articles of the International scientific and practical conference "The role of science in the development of society" in 2 hours. Part 1]. Ufa, Aeterna Publ., 2015, pp. 112-114. (In Russian)
4. Bolotov V.A., Serikov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme [Competence model: from the idea to the educational program]. Pedagogika, 2003, no. 10. pp. 8-14 (in Russian).
5. Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Veryaskina M.A. Ispol'zovanie elektronnoy obrazovatel'noy sredy v izuchenii obuchayushchimisya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Using e-learning environment in the study of health and safety learners]. Naukovedenie, 2015, no. 3. Vol. 7. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (accessed 13.08.2015) (in Russian)
6. Kartavykh M.A., Veryaskina M.A. Pedagogicheskie usloviya izucheniya studentami problem obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti [Pedagogical conditions of students studying the problems of ecological safety]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/120-15636 (accessed 28.08.2015) (in Russian)
7. Kartavykh M.A. Krivdina I.Yu. Innovatsii v kompetentnostno-orientirvannom professional'nom obrazovanii uchiteley geografii i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Innovation in competence-orientirvannom professional education of teachers of geography and life safety]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/117-13596 (accessed 28.08.2015) (in Russian)
8. Kartavykh M.A., Ruban E.M., Veryaskina M.A. Situatsionnyy i zadachnyypodkhody v obuchenii bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti i ekologii [Situation and task approach to teaching health and safety and the environment]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii , 2015, no. 6. Available at: http://web.snauka.ru/issues (accessed 28.08.2015) (in Russian)
9. Kartavykh M.A., Filatova O.M. Kontseptsiya metodicheskoy podgotovki uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [The concept of methodical preparation of the teacher of life safety]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed 23.07.2015). (in Russian)
10. Kartavykh M.A. Ekologicheskaya bezopasnost': ucheb. posobie [Environmental safety: Training. Collec]. Nizhny Novgorod, NSPU Publ., 2009, 82 p. (In Russian)
11. Lyz' N. A. Razvitie bezopasnoi lichnosti: psikhologo-pedagogicheskii podkhod [The development of secure identity: psychological and pedagogical approach]. Available at: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1194351636&arc hive=1194448667&start from=&ucat=& (accessed 29.07.2015) (in Russian)
12. Moshkin V. Mirovozzrencheskaia sostavliaiushchaia bezopasnosti [Worldview component security]. Available at: http://www.bigpi.biysk.ru/oldsite/publishing/rozmusl 2000/09.html (accessed 29.08.2015). (In Russian)
13. Nikolaeva T.P., Bicheva I.B. Obrazovanie kakneobkhodimoe uslovie dostizheniya ustoychivogo razvitiya i osnova budushchego progressa [Education as a necessary condition for achieving sustainable development and the basis for future progress]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 4 (8). Available at: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (accessed 10.08.2015) (in Russian)
14. Nikolaeva T.P., Bicheva I.B Ustoychivoe lichnostno-professional'noe razvitie studentov v vuze [Sustainable personal and professional development of students at the university]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 1 (9). Available at: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (accessed 10.08.2015) (in Russian)
15. Sapronov V. O. O lichnosti bezopasnogo tipa i kompetentnosti v oblasti OBZh [On the individual safety type and competence in the field of life safety]. Osnovy bezopasnosti zhizni, 2002, no. 5. pp. 9-12 (in Russian).
16. Suvorova G.M., Kartavykh M.A. Sredstva razvitiya tvorcheskoy aktivnosti studentov vprotsesse professional'noy realizatsii [Means of development of creative activity of students in the professional realization]. Yaroslavskiy Pedagogicheskiy Vestnik, 2011, no. 1, pp. 176-180 (in Russian).
17. Shershnev L. I. Formirovanie lichnosti bezopasnogo tipa kak otrazhenie potrebnosti obshchestva i vremeni [Formation of the person safety type as a reflection of the needs of society and time]. Bezopasnost': informatsionnyy sbornik, 1994, no. 7, p. 12 (in Russian).
18. Shestakov V.A. Nekotorye aspekty formirovaniya lichnosti bezopasnogo tipa [Some aspects of identity formation safety type]. Nauchnyi vestnik UAGS, 2010, no. 2(11), pp. 8-13 (in Russian).
19. Chernyy S.N., Savin A.P. Vospitanie bezopasnoy lichnosti v shkole [Raising security of the person in the school]. Krasnoyarsk, RIO KGPU Publ., 2007. 208 p. (In Russian)
20. Academia in the 21 century/An analysis of trends and perspectives in higher education and reseach. Adviesraad voor het Wetenshaps en Techologebdeidsept 2002.
21. The brave New World of Higher Education: A Transatlantic View. European University Assosiation EUA, American council on Education Center for Institutional and International Initiatives, 2002.
22. Sterling, S. Sustainable Education: Re-visioning leaning and Change. Bristol, 2001.
23. Tcymbal M.V. Gordiyenko O. A., Dikun N.V. Vitageneous Education as a Means of Nurturing Students' Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities)//International Journal Of Applied And Fundamental Research, 2014, no. 2. URL: www.science-sd.com/457-24566 (30.11.2014)
24. Crawley E.F., Malmgvist J., Lucas W.A., Rodeur D R. The CDIO Syllabus v 2.0. An Updated Statement of Goals for Engineering Education//Proc. of the 7th International CDIO Conference. Technical University of Denmark, June 20-23, 2011. Copenhagen, 2011.
25. Harry C. Triandies. Introduction to Handbook. In: Handbook of Cross-Cultural Psuchology. Vol. I. Perspectives. Harry C. Triandies, Willian Wilson Lambert (ed.) Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980.
© Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Картавых Марина Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: mk artavykh @ rambler. ru
Бичева Ирина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация,
e-mail: [email protected]
Попова Людмила Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник музея землеведения, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Варивода Валентина Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма и социально-культурного сервиса, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация
e-mail: vvalensiya@mail. ru
Филатова Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент,
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kartavykh Marina Anatol'evna - doctor of pedagogical
sciences, associate professor. Head of the Department of
Physiology and safety of human life,
Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
(Minin University), Nizhny Novgorod, Russian
Federation,
e-mail: mkartavykh@rambler. ru
Bicheva Irina Borisovna - candidate of pedagogical sciences, an assistant professor of innovation technology the management, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: irinabicheva@bk. ru
Popova Ljudmila Vladimirovna - doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of the museum geography, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Varivoda Valentina Sergeyevna - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Eourism and Service Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Filatova Ol'ga Mihajlovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor,
Federal State Government-financed Establishment «Penza State University», Penza, Russian Federation, e-mail: [email protected]