^ %
ЧИППКРО
УДК 373+378.091.398
Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесбергающей деятельности
А. В. Пелихова, К. П. Зайцева
Training of preschool education teachers for implementation of health-saving activities
A. V. Pelikhova, K. P. Zaitseva
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесбере-гающей деятельности. Раскрывается феномен «здоровьесберегающая деятельность», уточняется понятие «здоровьесберегающие технологии». Обосновывается направленность современного образования на сохранение здоровья детей, формирование ценности здорового образа жизни, культуры здоровья.
Проводится анализ нормативно-правовой и научно-теоретической базы реализации здоро-вьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Раскрывается понятие готовность педагога к осуществлению здоровьесберега-ющей деятельности, ее понятие и структурные компоненты. Анализируются образовательные потребности педагогов в области обеспечения здоровьесбережения. Приводятся некоторые данные анкетирования по выявлению профессиональных дефицитов и запросов педагогов дошкольного образования в аспекте здоровьесбережения. Рассматривается отражение проблем здоровьесбережения в содержании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Предлагается система работы по подготовке педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в рамках курсовой подготовки.
Abstract. The article deals with the problem of training teachers of preschool education for the implementation of health-saving activities. The phenomenon of health-saving activity is disclosed; the concept of health-saving technologies is specified. The direction of modern education is based on the preservation of children's health, the for-
mation of the value of a healthy lifestyle, and a culture of health. The analysis of the normativelegal and scientific-theoretical basis for the implementation of health-saving technologies in preschool education is conducted. The concept of a teacher's readiness to implement health-saving activities, its concept and its structural components is revealed. The educational needs of teachers in the field of health preservation are analyzed. Some data of the questionnaire on revealing of professional deficiencies and inquiries of teachers of preschool education are given. The article reflects the theme of health savings in additional professional development programs. The system of work on the training of teachers of preschool education for performing health-saving activities within the framework of the course preparation is proposed.
Ключевые слова: подготовка педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, здоровьесберегающая деятельность, здо-ровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, готовность педагога к осуществлению здоровьесберегающей деятельности.
Keywords: training of preschool education teachers for implementation of health-saving activities, health-saving activities, health-saving, health-saving technologies, teacher's readiness to implement health-saving activities.
Воспитание гармоничной, успешной, социально активной, физически и духовно здоровой личности является приоритетным направлением современного образования. В настоящий момент право ребенка на защиту и охрану здоровья стало одним из значимых социально-экономических прав и свобод личности и было зафиксировано в различных
А. В. Пелихова, К П. Зайцева
Подготовка педагогов дошкольного образования...
законодательных документах международного и отечественного уровней. Статья 6 Конвенции о правах ребенка указывает, что каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие [1]. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей [2]. Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог дошкольного образования принимает участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, способствует обеспечению безопасности жизни детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, поддерживает эмоциональное благополучие ребенка во время нахождения в образовательной организации. Реализация этой задачи требует от педагога определенных научных знаний, профессиональных качеств, высокого уровня культуры собственного здоровья [3]. Таким образом, возникает необходимость подготовки специалистов системы образования к выполнению данных задач. Мы предполагаем, что это возможно успешно решить в системе дополнительного профессионального образования.
Определим основную терминологическую базу нашего исследования. Внедрение понятия «здоровьесбережение» было обусловлено созданием условий для детей, обеспечива-ющих их физическое, психологическое и социальное здоровье. В данном направлении работали специалисты разных областей знаний: педагоги, медики, психологи и биологи, такие как М. В. Аносова, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, О. В. Белоусов, Н. С. Белан, Л. Н. Горовенко, Л. И. Губарева, А. Г. Дри-жина, В. В. Колбанов, Т. Г. Олешкевич, К. А. Палиева, Н. К. Смирнов, Г. М. Соловьёв, Л. М. Сухорева, Н. Д. Сухорева, И. А. Фоменко, Б. Н. Чумаков и др. Данные работы подчеркивают, что качество образования не должно рассматриваться вне вопросов охраны здоровья, а основной характеристикой здоро-вьесберегающего образования служит комплекс применяемых современных педагогических технологий, по функциям и по организации раскрывающих структуру совместной творческой деятельности, построенной на понимании психолого-педагогических и физио-
логических особенностей закономерностей развития ребенка [4].
На основе теоретического анализа научно -педагогических исследований можно сделать вывод, что индивидуальная здоровьесберега-ющая деятельность есть множество ценност-но-мотивационных, на практике полученных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов поведения, ориентированных на сохранение и приумножение здоровья, проявляющая себя в способности формирования личной стратегии здоровьесбережения [3].
Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что «здоровьесбере-гающая технология» - это совокупность разносторонних мероприятий, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая деятельность должна осуществляться как двусторонний взаимосвязанный процесс: не только как результат деятельности педагога по созданию определенных условий для укрепления здоровья, но и в форме самоорганизации и самореализации ребенка.
Своевременность становления готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности определяется некоторыми факторами: это приготовление к осуществлению основных профессиональных обязанностей и потребность сформировать и сохранить здоровье ребенка в системе образования и собственное здоровье для достижения личностных и профессиональных целей, качественного выполнения должностных обязанности, и ведения активной социальной жизни [4].
Существуют различные подходы к определению понятия готовность.
По отношению к педагогу С. В. Гертнер понимает готовность как интегральное качество личности, которое определяет его ориентированность на выполнение педагогических задач в определенной ситуации. Уровень готовности в таком случае определяется степенью развития каких-либо конкретных качеств [6].
В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, И. Ф. Исаев понимают педагогическую готовность как сложный синтез тесно объединенных структурных компонентов [7].
ЧИППКРО
Нам близка позиция А. С. Москалевой, которая под готовностью понимает направленно формируемое состояние личности, при котором она овладевает всеми важными качествами, знаниями, способами поведения, способствующими мобилизации для осуществления какой-либо деятельности [8].
Готовность к здоровьесберегающей деятельности можно определить как интегратив-ную характеристику личности, основанную на признании здоровья одной из базовых ценностей на индивидуальном и общественном уровне, систему мотивации здоровьесберегаю-щей деятельности, наличие личностно- и социально-значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Подобное понятие предполагает, что состояние готовности можно формировать и развивать.
Данная характеристика личности формируется на протяжении всей жизни человека и, конечно, в профессиональной педагогической деятельности. Она является важной составляющей профессионализма педагога.
Ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании мы рассматриваем профессиональную компетентность педагога, его личную культуру здоровья. Ведь именно педагог является примером здорового образа жизни, разумного отношения к здоровью.
Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку именно педагог как носитель базовых ценностей, в том числе и культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
В структурном содержании готовности к здоровьесберегающей деятельности педагога условно можно выделить ряд структурных компонентов. Мы выделяем:
- мотивационный компонент (обладание индивидуальными, социальными и профессиональными ценностями, интересами и запросами; возможность и готовность активного деятельностного содействия в формировании здорового образа и стиля жизни);
- организационный компонент (способность эффективно разрабатывать план своей деятельности, контролировать и управлять ею);
- содержательный (система знаний о структуре здоровья, его видах, значении, здоровом образе и стиле жизни, способах формирования и стимулирования ресурсов здоровья, наличие представлений о сложных духовно-личностных и психофизиологических свойствах человека);
- деятельностный компонент (полученные и усвоенные на практике способы поведения, умения, навыки, варианты творческой деятельности, направленной на сохранение и приумножение здоровья);
- эмоционально-волевой компонент (осознанное и позитивное отношение к своему здоровью; чувство удовлетворенности от ведения здорового образа жизни, радость от достижения целей по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья).
Оптимальная сформированность перечисленных компонентов создает условия для сознательной целенаправленной здоровьесбере-гающей деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Проблема подготовки работников дошкольных организаций к овладению здоро-вьесберегающими технологиями представляет собой один из аспектов системы дополнительного профессионального образования.
Для изучения этого сложного явления, представляющего собой совокупность взаимосвязанных между собой компонентов, уместно использовать системный анализ, с целью выявления закономерных связей между компонентами данной системы. Для организации эффективной подготовки педагогов ДОО в области здоровьесбережения, в ходе проведения курсов повышения квалификации было проведено изучение профессиональных дефицитов, потребностей и запросов слушателей. Педагогам дошкольного образования было предложено оценить свою готовность к осуществлению здоровьесбере-гающей деятельности, реализации здоро-вьесберегающих технологий и оценить субъективную значимость данной темы. Педагогам было предложено ответить на следующие вопросы:
- Считаете ли вы проблему сохранения здоровья детей в системе образования значимой? Оцените степень ее значимости для вас.
А. В. Пелихова, К П. Зайцева
Подготовка педагогов дошкольного образования...
- Чувствуете ли вы необходимость расширения своих знаний в области здоровьесбере-жения?
- Владеете ли вы здоровьесберегающими технологиями?
- Участвовали вы в разработке или адаптации каких-либо здороьесберегающих технологий и методик к условиям в ДОУ?
- Возникали ли у вас трудности при осуществлении здоровьесбергающей деятельности в ДОУ? С чем они были связаны?
По результатам проведенного анализа мнений педагогов можно сделать вывод, что проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка ДОО является одной из самых актуальных. Большинство педагогов (95%) подтверждают необходимость повышения своей квалификации в данной области, нуждаются в расширении своих знаний. Около 70% педагогов заявляют о востребованности дополнительных знаний и необходимости овладения конкретными педагогическими технологиями здоровьесбережения. Таким образом, подтверждается мнение о том, что в образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. 50% опрошенных педагогов говорят о необходимости модернизации и адаптации здоровьесберегающих технологий, для данной категории специалистов востребованы знания, которые помогут разрабатывать и творчески адаптировать существующие здо-ровьесберегающие технологии к условиям ДОУ. Таким образом, педагоги понимают, что невозможно разработать и использовать единственную уникальную технологию здо-ровьесбережения. Необходимо совершенствование уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию образовательного процесса, а с другой целесообразность разработки новых здоро-вьесберегающих рационально выстроенных и действенных педагогических технологий, пересмотра самого понятия здоровьесбереже-ния, его функции, критериев. У многих педагогов, до 70% по данным анкетирования, возникают существенные трудности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности. Среди основных причин своих затруднений педагоги отмечают: недостаточность совре-
менных знаний в данной области, высокую загруженность и нехватку времени, недостаточность некоторых материально-технических условий и ресурсов. Большинство педагогов хотели бы овладеть и научиться разрабатывать наиболее простые, безопасные и удобные в применении технологии, которые можно было бы использовать с группой детей в условиях ДОУ.
Тема здоровьесбережения включается в программы повышения квалификации всех специалистов дошкольного образования и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образования.
В ДПП выделяем следующие основные профессиональные умения здоровьесберега-щей компетентности педагога: умение сформировать здоровьесберегающую среду; умение разрабатывать и адаптировать здоро-вьесберегающие технологии и методики; владение различными методами оценивания для определения эффективности реализации здо-ровьесбергающих технологий; умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности; владение способами обобщения опыта эффективного использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности; умение организовать эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, принимать участие в консультировании и психолого-педагогическом сопровождении родителей.
На курсах повышения квалификации проводится работа, ориентированная на освоение значимых для педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий, средств, методик; предоставление ресурсов для повышения уровня мастерства и профессиональной компетентности; побуждение педагогов к самопознанию, увеличению своего личностного, общекультурного, профессионального потенциала; обучение педагогов на основе активной деятельности и дифференцированного подхода (стажа работы, базового образования, возраста и т. д.); создание ситуации психологического комфорта для педагогов при применении здоровьесбергающих технологий в педагогической деятельности за счет
ЧИППКРО
удовлетворения реальных потребности воспитанников в охране здоровья.
Проблематика занятий и консультаций в наибольшей степени обосновывается запросами самого педагога, его потребностями и трудностями, а семинары и практикумы, раскрывающие вопросы осуществления здоро-вьесбергающих технологий в образовательном процессе, имеют практико-ориенти-рованный характер и ориентированы на отработку и закрепление оздоровительных методик в деятельности педагога, а также на овладение умением находить, применять (адаптировать) известные технологии.
Таким образом, необходимость повышения квалификации педагогов дошкольного образования по данной теме определяется образовательными запросами педагогов и требованиями современного общества.
Выстроенная система дополнительного профессионального образования скорректирована с учетом современного законодательства, выявленных профессиональных дефицитов, обеспечивает подготовку педагогов к осуществлению целостной здоровьесберега-ющей деятельности, реализации здоровьесбе-регающих технологий и, в конечном итоге, к решению одной из главных задач образования - сохранению и укреплению физического, психологического и социального здоровья детей.
Данный вывод подтверждается повторным анкетированием, проводимым в конце курсовой подготовки.
Содержание работы может быть использовано не только в дополнительном профессиональном образовании, но и в системе методической работы по повышению квалификации в ДОО.
Библиографический список:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 08.03.2018).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф /.../12.02._% (дата обращения: 08.03.2018).
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpsy/минобрнауки.рф/. ../12.02.15Профстандарт_ педагога_%28проект%29.pdf (дата обращения: 08.03.2018).
4. Ильина А. В. Основы здорового образа жизни / А. В. Ильина. - Челябинск : ЧИППКРО, 2011. - 172 с.
5. Митрофанова Е. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Митрофанова // Тезисы докладов научно-практического семинара «Система здоро-вьесберегающей деятельности образовательного учреждения в аспекте охраны здоровья». - Челябинск, 2014. - С. 58-61.
6. Гертнер С. В. Оздоровительно-учебная работа в аспекте профессиональной подготовки студентов пед. вуза / С. В. Гертнер // Проблемы экологии, экологического образования и просвещения в Челябинской области : тезисы докладов VI региональной научно-практической конференции «Проблемы экологии, экологического образования и просвещения в Челябинской области 19 апреля 2009 г. - Челябинск, 2009. - С. 98-100.
7. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2013. - 576 с.
8. Москалева А. С. Формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих социальных педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. С. Москалева. - Екатеринбург, 2010. - 29 с.
References:
1. Convention of the Child Rights of 11/20/1989 [Konvenciya o pravah rebenka] Legal reference system "Garant" [Web resource], access mode: http://www.garant.ru (accessed date: 03/08/2018).
2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 10/17/2013 No. 1155 "About approval of the federal state educational standard of preschool education" [Prikaz Minobrnauki RF "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya"] [Web resource], ac-
Я. В. Пелихова, К П. Зайцева
Подготовка педагогов дошкольного образования.
сОДЕЙОъ.
А
ЧИППКРО
cess mode: https: //minobarnauk.rf/.../12.02._% (accessed date: 03/08/2018).
3. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" [Professional'nyj standart "Peda-gog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource], access mode: https://minobarnauk.rf/.../12.02.15 Profstandart_pedagoga_%28project % 29.pdf (accessed date: 03/08/2018).
4. Ilyina A. V. Basics of a healthy lifestyle [Os-novy zdorovogo obraza zhizni], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2011. 172 p.
5. Mitrofanova E. V. Health-saving technologies in work with children of preschool age with limited health opportunities [Zdorov'esberegay-ushchie tekhnologii v rabote s det'mi doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya], Theses of reports of the scientific and practical seminar "Health-saving activity of the
educational institution in the aspect of health protection", Chelyabinsk, 2014, pp. 58-61.
6. Gertner S. V. Health-educational work in the aspect of vocational training students pedagogical university [Ozdorovitel'no-uchebnaya rabota v aspekte professional'noj podgotovki studentov ped. vuza], Problems of Ecology, Environmental Education and Education in the Chelyabinsk Region: Theses of the VI Regional Scientific and Practical Conference "Problems of Ecology, Environmental Education and Enlightenment in the Chelyabinsk Region" Chelyabinsk, 2009, pp. 98-100.
7. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogy. Textbook for students of higher pedagogical institutions [Pedagogika. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih zavedenij], Moscow: Academy, 2013. 576 p.
8. Moskaleva A. S. Formation of readiness for health-saving activity in future social pedagogues: author's abstract of dissertation of candidate of pedagogical science [Formirovanie gotovnosti k zdorov'es-beregayushchej deyatel'nosti u budushchih social'nyh pedagogov], Yekaterinburg, 2010. 29 p.