УДК 372.32
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2012
Т.К. Андрющенко, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой образовательного менеджмента и педагогических инноваций
Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,
Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье обоснована целесообразность выделения педагогического условия «организация здоро-вьесберегающей среды» в контексте формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Раскрыто авторское видение сущности понятия «здоровьесберегающая среда», определена и описана её структура.
Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, здоровьесберегающая среда, педагогическое условие, дети дошкольного возраста.
Трансформационные изменения в современном обществе, а именно: экологический и демографический кризисы, эмиграционные процессы, снижение качества и уровня жизни, ухудшение состояния здоровья детей и взрослых актуализируют проблему формирования здо-ровьесберегающей компетентности у детей, начиная с дошкольного возраста. Сказанное обуславливает необходимость перестроения системы дошкольного образования с целью создания условий для укрепления здоровья детей, овладения ими знаниями о здоровье и факторах его сохранения, закрепления навыков здорового образа жизни в различных видах деятельности. Достаточно весомое место в этом процессе, по нашему мнению, занимает организация здоровьесберегающей среды в дошкольном учебном заведении как одно из педагогических условий формирования здоровьесбере-гающей компетентности у детей дошкольного возраста.
Исследованию вопросов, которые касаются здоро-вьесберегающей среды, уделяется достаточное внимание в педагогической теории и практике. Основные подходы к определению сущности понятия «здоровьес-берегающая среда» раскрыты в работах О. Богинич, О. Ващенко, Н. Левинец, Н. Смирнова и др. Одним из аспектов здоровьесберегающей среды выделены здоровьесберегающие технологии. Сущность понятия «здоровьесберегающая технология» определяли И. Ерохина В. Ефимова, А. Митяева, Л. Тихомирова и др. Разные типы технологий здоровьесбережения выделили О. Ващенко, С. Свириденко и др. Структуру здоровьесберегающей среды образовательного учреждения исследовали Н. Денисенко, Т. Овчинникова и др. Нерешенным остается вопрос организации здоровьесбе-регающей среды для формирования здоровьесберегаю-щей компетентности у детей дошкольного возраста.
Цель статьи - обосновать целесообразность выделения педагогического условия «организация здоровьес-берегающей среды» в контексте формирования здоро-вьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Раскрыть авторское видение сущности понятия «здоровьесберегающая среда», определить и описать её структуру.
Педагогическое условие «организация здоровьесбе-регающей среды» предусматривает возможность применения детьми приобретенных знаний о сохранении здоровья, закрепления жизненных навыков, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью в специально созданной среде. Так дети могут самостоятельно моделировать своё поведение и деятельность, принимать решения, действовать по внутренним убеждениям, отвечать за свои поступки, приобретая таким образом собственный опыт осознанного соблюдения здорового образа жизни. По мнению И. Комаровой, «осознанное отношение - это такое отношение, при котором субъект отдает себе отчет в объективных основаниях; в своих обязанностях; своей ответственности, в поступках и в поведении в целом» [1, с. 61].
Выбор указанного педагогического условия от-
вечает выводам Б. Ананьева, И. Беха, О. Леонтьева, С. Рубинштейна о том, что каждая личность формируется и проявляется в деятельности. Сформированные у человека навыки находятся на должном уровне, если они используются. Когда навыки некоторое время не используются, они ослабевают. Системы временных нервных связей, которые являются их физиологической основой, начинают тормозиться [2, с. 105-114]. Подтверждение этой мысли находим у Э. Ахмедовой и Н. Кушнирык. Э. Ахмедова считает, что «важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность» [3, с. 36]. Н. Кушнирык подчеркивает, что «взаимодействие ребенка с социальной средой служит источником развития и социализации личности - в этом ее безусловная сила. В то же время, среда играет роль фактора социально-личностного развития ребенка лишь в случае активного взаимодействия со средой ребенка как субъекта, благодаря чему ребенок имеет возможность обнаружить инициативность, активность и соответственно реагировать на влияние среды, приобретая социальный опыт» [4, с. 83].
Благодаря здоровьесберегающей среде обеспечиваются условия для саморазвития детей, свободного выбора ими вида здоровьесберегающей деятельности, закрепления жизненных навыков, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью.
К определению основных характеристик здоро-вьесберегающей среды образовательного учреждения обращаются О. Ващенко, Н. Денисенко, Н. Левинец, Н. Смирнов, Т. Овчинникова и др. Исследуя последовательность формирования здоровьесберегающей среды школы, Н. Смирнов определяет её как «совокупность условий, которые организовывает администрация школы и весь педагогический коллектив при обязательном участии самих учеников и их родителей с целью обеспечения сохранности и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов» [5]. О. Ващенко акцентирует внимание на том, что «для сохранения и укрепления здоровья детей учебно-воспитательный процесс и образовательную среду целесообразно организовать таким образом, чтобы способствовать развитию личности в целостности разных форм её существования - физической, психической, духовной, социальной» [6, с. 48].
Т. Овчинникова определяет понятие «здоровьес-берегающая среда» дошкольного учебного заведения как предметную, коммуникативную и оздоровительную среду. К предметной среде автор относит хозяйственную инфраструктуру, материальное обеспечение учебной и оздоровительной деятельности. К коммуникативной среде относятся межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектация групп, их наполнение, отношения педагогов и
родителей, их представления о здоровом образе жизни. Оздоровительная среда - формы, принципы учебной и оздоровительной деятельности [7].
H. Денисенко, соглашаясь с представленной Т. Овчинниковой структурой здоровьесберегающей среды, существенно дополнила её содержание. К предметной среде исследовательница предложила добавить организацию уголков для двигательной, художественно-творческой и трудовой деятельности воспитанников, освещение помещений, свежий воздух в них. Понятие «коммуникативная среда» ученая трактовала как условие для общения детей между собой, педагогами и другими людьми, а также бытовые действия и гигиеническое воспитание дошкольников. В оздоровительную среду Н. Денисенко считала целесообразным включать также коррекционно-развивающую и реабилитационную деятельность [8, с. 9].
Раскрывая значение здоровьесберегающей среды, О. Богинич представила её как среду, в которой ребенку приятно и безопасно находиться, что стимулирует его развитие, обеспечивает комфортные условия для формирования здоровья и является оптимальным для его роста. Она предусматривает использование разных способов и методов воспитательного влияния на детей с учетом их потребностей, интересов, индивидуальных особенностей и потенциала каждого ребенка, с использованием личностно ориентированного подхода [9].
Описанные выше подходы к организации здоровьес-берегающей среды в школе и дошкольном учебном заведении подчеркивают направленность на формирование, сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей. Абсолютно согласны с мнением вышеуказанных ученых. Однако, придерживаясь логики нашего исследования, собственное видение здоровьесберегающей среды дополняем условиями, при которых становится возможным закрепление детьми в повседневной жизни навыков, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью в контексте формирования у них здоровьесберегающей компетентности. Итак, считаем, что «здоровьесберегающая среда - это динамическая система условий, которые обеспечивают формирование физического, психического, духовного и социального компонентов здоровья ребенка, здоровьесберегающей компетентности дошкольника; приобретение им жизненного опыта и закрепление навыков здорового образа жизни».
Здоровьесберегающую среду для формирования здо-ровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста мы рассматриваем в трёх аспектах:
I. Как комплекс условий для сохранения здоровья детей и обучения их здоровому образу жизни - организационный компонент.
2. Как комплекс условий для позитивного взаимодействия субъектов процесса формирования здоровьес-берегающей компетентности у детей дошкольного возраста - личностный компонент.
3. Как комплекс условий для закрепления жизненных навыков, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью и приобретения опыта здорового образа жизни - предметно-пространственный компонент.
Организационный компонент здоровьесберегающей среды включает материально-технические, санитарно-гигиенические, эстетические и методические условия, которые обеспечивают жизненные потребности детей, охрану здоровья, способствуют овладению детьми знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни. Организованная учебная деятельность будет проходить в соответствии с требованиями разработанной нами методики формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста и с использованием здоровьесберегающих и оздоровительных технологий.
Каждое занятие и все другие виды деятельности детей «должны быть валеологически обоснованными, то
есть построенными на основе базовых потребностей дошкольников: потребности в саморазвитии, игре, подражании, приобретении опыта» [10, с. 9]. Обеспечивает реализацию указанного выше использование технологий сохранения здоровья в процессе формирования здо-ровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Анализируя классификацию существующих технологий сохранения здоровья, О. Ващенко та С. Свириденко выделили такие типы:
- здоровьесберегающие - технологии, которые создают безопасные условия для пребывания, обучения в образовательном учреждении и те, которые решают задачи рациональной организации воспитательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных и гигиенических норм), соответствие учебной и физической нагрузки возможностям ребенка;
- оздоровительные - технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья детей, повышения потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкальная терапия;
- технологии обучения здоровью (в нашем исследовании - методика формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста - Т.А.) -гигиеническое обучение, формирование жизненных навыков (управление эмоциями, разрешение конфликтов и т.д.), профилактика травматизма и злоупотребление психоактивными веществами [11].
Проведение организованной образовательной деятельности по формированию у дошкольников здоро-вьесберегающей компетентности считаем необходимым осуществлять на основе здоровьесберегающих технологий. Понятие «здоровьесберегающая технология» в последнее время используется в педагогике очень часто. Однако, не смотря на это, должны отметить, что единого его определения ещё не существует. Так, Л. Тихомирова рассматривает здоровьесберегающую технологию «не как самостоятельную педагогическую технологию, а как качественную характеристику образовательных технологий» [12, с. 58], поскольку считает, что важнейшим в характеристике любой технологии, которая реализуется в образовательном процессе, является её направленность на сохранение здоровья детей.
По мнению В. Ефимовой, здоровьесберегающие технологии необходимо рассматривать «как часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения здоровому образу жизни, направлена на решение вопросов сохранения здоровья в системе образования; как способ организации, модель учебного процесса, что гарантирует сохранение здоровья всех субъектов учебного процесса; как инструментарий образовательного процесса; как система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения, сохраняя здоровье учеников» [12, с. 59].
А. Митяева также определяет здоровьесберегающие образовательные технологии как «качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и совокупность тех принципов, методов, приёмов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбереже-ния» [13, с. 100].
В рамках нашего исследования важным является понимание понятия «здоровьесберегающие технологии», которое представляет И. Ерохина: «...совокупность форм, методов и способов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержке физического, психического, этического и социального благополучия человека, формировании здорового образа жизни» [14, с. 165].
Однако, несмотря на то, какое определение мы возьмем за основу, целью внедрения здоровьесберегающих
технологий в образовательный процесс дошкольных учебных заведений останется обеспечение высокого уровня здоровья детей, формирование у них сознательного отношения к здоровью, умения сохранять и поддерживать его, то есть здоровьесберегающей компетентности, которая позволяет дошкольникам самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Для формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста, по нашему мнению, целесообразно использовать также оздоровительные технологии. Оздоровительные технологии должны быть правильно подобраны, поскольку они будут действенными только в случае их индивидуализации, адекватности личностным и функциональным особенностям дошкольника. Во-первых, следует выбирать оздоровительные технологии, которые имеют научное обоснование. Научно обоснованная технология соответствует двум принципиальным признакам: гаран-тированность конечного результата и проектирование учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности. Во-вторых, желательно подбирать оздоровительные технологии с учетом национальных и семейных традиций. Особое внимание следует уделить изучению отечественных традиций оздоровления (фитотерапия, закаливание, упражнения на свежем воздухе, потешки с двигательным содержанием и т.д.), поскольку они наиболее полно отвечают особенностям национального менталитета. В-третьих, подборка оздоровительных технологий должна происходить с учетом комплексной оценки состояния здоровья дошкольников, а именно, группы здоровья ребенка. Необходимо подчеркнуть тот факт, что принадлежность к определенной медицинской группе - ситуация временная: когда ребенок привыкнет к нагрузкам, методика занятий с ним усложняется, что заставляет организм адаптироваться к новым требованиям, то есть обеспечивает переход к следующей группе [15, с. 92-93].
Личностный компонент здоровьесберегающей среды предусматривает создание доверительной, доброжелательной атмосферы между субъектами, которые участвуют в процессе формирования здоровьесберега-ющей компетентности у детей дошкольного возраста. Одним из действенных мотивов дошкольников является мотив подражания, поэтому необходимо учитывать, что здоровьесберегающая жизнедеятельность осуществляется ими на основе примеров здорового образа жизни, которые дети получают из ближайшего окружения. Сознательная здоровьесберегающая позиция значимых взрослых является необходимым условием формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Эффективность её формирования зависит также от компетентности педагогов и родителей, единства их подходов к решению отмеченной проблемы.
Воспитатели дошкольных учебных заведений имеют большое влияние на детей, поскольку родители ограничены в общении с собственными детьми из-за нехватки свободного времени и педагогических знаний. Однако, подготовка родителей к формированию здоровьесбере-гающей компетентности у детей дошкольного возраста является также важным аспектом нашего исследования. Считаем, что процесс формирования здоровьесберега-ющей компетентности будет более эффективным, если ребенок будет видеть в жизни то, что не противоречит информации, полученной в дошкольном учебном заведении.
Среди весомых составляющих процесса подготовки родителей к формированию здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста нами выделены такие:
- знание основ педагогических подходов к решению проблем сохранения здоровья;
- знание условий положительного и отрицательного
влияния внешних и внутренних факторов на здоровье человека;
- осведомленность об источниках информации по проблемам сохранения здоровья;
- компетентность в использовании информации в процессе обучения детей.
Предметно-пространственный компонент здоровьесберегающей среды. Для закрепления навыков здорового образа жизни необходимо усовершенствовать предметно-пространственный компонент здоровьесбе-регающей среды. Он должен стать основой для самообразования детей в сфере здоровья, развития их двигательной активности, закрепления гигиенических навыков, исследования различных аспектов рационального питания; практики эффективного общения, взаимопонимания, совместной деятельности; познания собственных качеств и возможностей, анализа проблем и принятия решений [16-19], овладения навыками самоконтроля, базисом для достижения успеха и тренировки воли.
Отметим, что в контексте сказанного нам очень импонирует предложенная Н. Гавриш и Е. Линник модель управления развитием детей в образовательной среде дошкольного заведения, а именно, заложенная в ней идея структурирования учебно-воспитательной системы на зоны порядка и свободы. Организационной единицей в зоне порядка (классический образовательный процесс) выделена форма образовательной деятельности (преимущественно занятия), в зоне свободы - учебно-развивающее средство (предметное насыщение образовательной среды и способы реализации детьми различных видов деятельности) [20]. Соглашаясь с авторами, мы считаем, что знания, умения и навыки сохранения здоровья, полученные детьми в организованном учебном процессе (зона порядка), будут трансформированы в здоровьесбе-регающую компетентность ребенка во время свободного общения со значимыми для него взрослыми и сверстниками, а также самостоятельной практической деятельности, которые стимулируются интересами, внутренними потребностями и мотивами ребенка (зона свободы).
Считаем, что при организации здоровьесберегающей среды необходимо учитывать такие принципы:
1. Индивидуализации - обеспечивает учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его интересов и потребностей, данных диагностики об уровне сформированности у него здоровьесберегающей компетентности.
2. Универсальности - предметное оснащение здоро-вьесберегающей среды должно создавать оптимально насыщенное целостное, многофункциональное пространство, которое трансформируется в соответствии с направлением деятельности детей.
3. Открытости - предполагает реализацию права ребенка на выбор игры, видов деятельности, способов осуществления собственных замыслов, места и времени деятельности.
4. Субъект-субъектного взаимодействия - определяет личностно ориентированную модель общения взрослых и детей. Дошкольники имеют право на собственную позицию. Взрослые, учитывая её, способствуют достижению детских целей.
Создание здоровьесберегающей среды в представленном нами виде является предпосылкой для формирования у детей умения определять основы рационального питания, целесообразность выполнения гигиенических процедур, закрепления навыков двигательной активности, навыков моделирования поведения с окружающими, контроля негативных эмоций, совместной деятельности и т.д., составляющих основу здоровьесберегаю-щей компетентности, в процессе самостоятельной игровой и исследовательской деятельности.
Для реализации педагогического условия «организация здоровьесберегающей среды» используются здо-ровьесберегающие технологии, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, практические задания, упражнения,
инсценировки, моделирование ситуации, разыгрывание пантомим на предложенную тему, развлечения, соревнования, поручения. Названное педагогическое условие обеспечивает формирование деятельно-поведенческого компонента здоровьесберегающей компетентности.
Перспективой дальнейших научных поисков выступает исследование эффективности реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комарова И. А. Спирин С. В. К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 60-63.
2. Психолопя i педагопка: Шдручник / за заг. ред. С. Д. Максименка. Вшниця: Нова Книга, 2007. - 368 с.
3. Ахмедова Э. М. Артпедагогическое пространство как инновационная среда творческого развития дошкольника // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 36-38.
4. Кушнирык Н. Я. Особенности социализации дошкольника Украины в процессе воспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 82-84.
5. Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008. 282 с.
6. Ващенко О. Педагопчш умови створен-ня здоров'язбережувального середовища сучасно1 початково1 школи // Гуманггарний вюник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагопчний ушверситет 1меш Григор1я Сковороди» : зб. наук. пр. Переяслав-Хмельницький, 2012. Вип. 27. С. 46-50.
7. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберега-ющей деятельности в дошкольных учреждениях. СПб.: Кара, 2006. 176 с.
8. Денисенко Н. Освггаш процес мае бути здоров'язбережувальним // Дошшльне виховання. 2007. № 7. С. 8-10.
9. Бопшч О. Л. Сучасш прюритети ф1зичного роз-витку д1тей // Дошшльне виховання. 2005. № 7. С. 12-14.
10. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. М. : Илекса, Народное образование; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003. 400 с.
11. Ващенко О., Свириденко С. Готовшсть вчителя до використання здоров'язберпаючих технологш у на-вчально-виховному процес // Здоров'я та фiзична культура. 2006. № 8. С. 1-6.
12. £фiмова В. М. Здоров'язбережувальш технологи у контексл педагопчних дослiджень // Педагогiка, психологiя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2010. № 1. С. 57-60.
13. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: [учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 192 с.
14. Ерохина И. А. Здоровьесберегающие технологии в профилактике наркозависимости подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2005. 272 с.
15. Кот Н. А. Шдготовка майбутшх вихователiв до впровадження сучасних технологш фiзичного розвитку та оздоровления дггей // Вюник Глухiвського державного педагопчного унiверситету. Серiя: Педагогiчнi науки. Випуск 16. Глухiв: ГНПУ iм. О. Довженка, 2010. С. 91-94.
16. Галеева Е.В. Вербальное обозначение эмоциональных представлений у дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 72-74.
17. Комарова И.А., Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 161-164.
18. Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 128-133.
19. Скрипник Н.И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 102-105.
20. Гавриш Н. Лшник О. Оргашзовувати, але не об-межувати // Дошшльне виховання. 2013. № 1. С. 8-13.
ORGANIZATION OF A HEALTHKEEPING ENVIRONMENT AS A CONDITION OF FORMATION OF HEALTHKEEPING COMPETENCE IN PRESCHOOL CHILDREN
© 2012
T.K. Andriushchenko, candidate of pedagogical science, Head of the Department of Educational
Management and Pedagogical Innovations
Cherkassy oblast institute ofpostgraduate education of teachers, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: The article gives basis to the expediency of allocation of pedagogical condition «Organization of health-keeping environment» in the context of formation of healthkeeping competence in preschool children. Reveals personal vision of the essence «healthkeeping environment», defines and describes its structure.
Keywords: healthkeeping competence, healthkeeping environment, pedagogical condition, preschool children.