Научная статья на тему 'Актуализация и наращивание здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования'

Актуализация и наращивание здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ / ПОТЕНЦИАЛ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА / АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА / ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА / LEARNERS / CAPACITY / HEALTH-SAVING CAPACITY / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / CAPACITY BUILDING / UPDATING OF THE CAPACITY / MONITORING PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова О.Г., Казин Э.М., Красношлыкова О.Г., Абаскалова Н.П.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий актуализации здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования. Разработана и апробирована программа мониторинга здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования на муниципальном и локальном уровнях. Отмечено, что в результате оценки уровня особенностей развития детей старшего дошкольного возраста специалисты формируют индивидуальный маршрут развития ребенка и планируют для него индивидуальную программу коррекции выявленных нарушений.Методология: потенциал муниципального образования (В. М. Захарова, О. В. Ковальчук, Т. И. Пуденко), здоровьесберегающий потенциал образовательной организации (М. М. Безруких, А. Р. Вирабова, Ю. Ю. Елесеев, Ю. В. Клещина, В. Д. Сонькин); актуализация здоровьесберегающего потенциала (В. А. Столбова, М. Д. Шарыгина).Основные результаты: в статье сформулированы организационно-педагогические условия актуализации и наращивания здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования на муниципальном и локальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова О.Г., Казин Э.М., Красношлыкова О.Г., Абаскалова Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating and Building of Health-Saving Capacity of the Municipal Preschool Education System

The purpose of the article is the theoretical justification and experimental verification of the organizational and pedagogical conditions for updating the health-saving capacity of the municipal preschool education system. A programme has been developed and tested for monitoring the health-saving potential of the municipal of preschool education system at the municipal and local levels.Methodology: the potential of a municipal entity (V. M. Zakharova, O. V. Kovalchuk, T. I. Pudenko), the health-saving capacity of an educational organization (M. M. Bezrukikh, A. R. Virabova, Yu. Yu. Yeleseev, Yu. V. Kleshchina, V. D. Sonkin); updating of the health-saving capacity (V. A. Stolbova, M. D. Sharygina).Main results: the article formulates the organizational and pedagogical conditions for the updating and building up the health-saving capacity of the municipal preschool education system at the municipal and local levels.

Текст научной работы на тему «Актуализация и наращивание здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования»

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

DOI: 10.15293/1813-4718.1901.18 УДК 373.29:372.3/4

Иванова Ольга Георгиевна

Заведующая, Детский сад № 2, madou.2@mail.ru, ORCID 0000-0002-0278-9100, Ленинск-Кузнецкий

Казин Эдуард Михайлович

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных и психофи-зиологии, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово

Красношлыкова Ольга Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, ipk@kuz-edu.ru, ORCID 0000-0002-8452-9379, Кемерово

Абаскалова Надежда Павловна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Abaskalova2005@mail.ru, ORCID 0000-0002-7989-8356, Новосибирск

АКТУАЛИЗАЦИЯ И НАРАЩИВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий актуализации здоровьесбе-регающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования. Разработана и апробирована программа мониторинга здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования на муниципальном и локальном уровнях. Отмечено, что в результате оценки уровня особенностей развития детей старшего дошкольного возраста специалисты формируют индивидуальный маршрут развития ребенка и планируют для него индивидуальную программу коррекции выявленных нарушений.

Методология: потенциал муниципального образования (В. М. Захарова, О. В. Ко-вальчук, Т. И. Пуденко), здоровьесберегающий потенциал образовательной организации (М. М. Безруких, А. Р. Вирабова, Ю. Ю. Елесеев, Ю. В. Клещина, В. Д. Сонькин); актуализация здоровьесберегающего потенциала (В. А. Столбова, М. Д. Шарыгина).

Основные результаты: в статье сформулированы организационно-педагогические условия актуализации и наращивания здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования на муниципальном и локальном уровнях.

Ключевые слова: воспитанники, потенциал, здоровьесберегающий потенциал, муниципальная система образования, дошкольная образовательная организация, наращивание потенциала, актуализация потенциала, программа мониторинга.

Постановка задачи. Цель статьи - обоснование организационно-педагогических условий оценки, актуализации и наращивания здоровьесберегающего потенциала

муниципальной системы дошкольного образования. Смысл данной работы, на наш взгляд, состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке струк-

турно-функциональных составляющих актуализации и наращивания здоровьесбе-регающего потенциала на муниципальном и локальном уровнях.

В работах О. В. Ковальчук и Т. И. Пу-денко делается акцент на потенциал муниципального управления образованием как основу модернизации и инновационного развития всей образовательной системы, поскольку именно он отражает совокупность ключевых условий, необходимых и достаточных для преодоления сложившихся проблем [5].

По мнению В. М. Захарова, успешность муниципального управления зависит от налаженных механизмов использования и развития его потенциала, который представлен комплексом потенциалов, характеризующих состояние и развитие отдельных сфер муниципального управления: организационный потенциал, кадровый потенциал, информационно-аналитический потенциал, технологический потенциал [4].

Недостаточная проработанность этой проблемы определила тему нашей статьи.

Введение в научную проблему. Результаты анализа исследований в области изучения потенциала позволили нам сделать вывод, что под здоровьесберегающим потенциалом муниципальной системы дошкольного образования понимаются скрытые возможности, резервы и ресурсы связанных между собой организаций (дошкольные образовательные организации, центры дополнительного образования, спортивные школы, спортивные объекты города и т. д.), которые могут быть реализованы в определенных условиях и при активной деятельности способствовать позитивному развитию дошкольного образования.

Методологическую основу работы составляют научные труды в области изучения муниципального образования (В. Е. Крутских, О. Е. Кутафин, А. Я. Сухарев, В. И. Фадеев и др.), потенциала муниципального управления образования (В. М. Захарова, О. В. Ковальчук,

Т. И. Пуденко), здоровьесберегающей образовательной среды (И. П. Андриади, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Н. П. Абаска-лова, К. А. Колесников, Т. Н. Семенкова, Г. Д. Слесарева); адаптивно-развивающейся образовательной среды (С. Б. Ве-линковская, Э. М. Казин, Н. В. Коваленко, С. И. Петухов, А. Г. Щедрина); здоровьес-берегающего потенциала образовательной организации (М. М. Безруких, А. Р. Ви-рабова, Ю. Ю. Елесеев, Ю. В. Клещина,

B. Д. Сонькин); актуализации здоровьес-берегающего потенциала (В. А. Столбова, М. Д. Шарыгина); муниципального здоро-вьесберегающего пространства (Р. А. Касимов, Б. А. Куган); здоровьесберегающе-го потенциала педагога (А. Р. Вирабова,

C. Г. Гаркуша, Ю. Ю. Елесеев, Э. М. Ка-зин, О. Г. Красношлыкова); воспитательного потенциала семьи (Л. А. Метлякова, М. М. Прокопьева); личностного потенциала воспитанника (Б. Г. Ананьев).

Говоря о здоровьесберегающем потенциале, необходимо, на наш взгляд, остановиться на следующих важных основаниях:

- потенциал необходимо выявлять, используя при этом, по мнению А. И. Тимо-ниной [9], внутреннюю диагностику образовательной среды;

- потенциал возможно актуализировать, т. е. перевести в более высокое качественное состояние;

- потенциал необходимо наращивать через определенные действия, направленные на улучшение организационной структуры и процессов [6].

Выявлению здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования в полной мере будет способствовать программа комплексного мониторинга, которая включает в себя структурные составляющие: потенциал муниципального образования, потенциал здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации, педагогический состав и его квалификация, личностный потенциал воспитанника,

воспитательный потенциал семьи.

На наш взгляд, актуализации здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования будут способствовать созданные в дошкольной образовательной организации организационно-педагогические условия. При этом мы придерживаемся подхода Г. А. Демидовой [3], которая характеризует организационно-педагогические условия как совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренней обеспеченности образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности, а также согласны с утверждением А. А. Володина, Н. Г. Бондаренко, что организационные условия осуществляют поддержку и сопровождение реализации педагогических условий, т. е. выступают пространственной средой для образовательной среды [2].

Наращивание здоровьесберегающего потенциала образовательной организации понимается как действия, направленные на улучшение организационной структуры и процессов, таким образом, чтобы организация смогла эффективно выполнять свою миссию и следовать своим целям. Наращивание - долгосрочный и продолжительный процесс, в котором участвуют все заинтересованные стороны: органы местного самоуправления, администрация, сотрудники образовательной организации и родители (законные представители) воспитанников.

Исследовательская часть. В ходе исследования были сформулированы следующие задачи:

- обосновать психолого-педагогические подходы к проблеме актуализации здоро-вьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования;

- разработать и реализовать программу мониторинга здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы до-

школьного образования;

- проверить организационно-педагогические условия, способствующие трансформации образовательной среды в адаптивно-развивающее образовательное пространство.

Исследование проводилось в рамках работы опорной площадки кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО в ДОО Ленинск-Кузнецкого ГО (МАДОУ № 2, МБДОУ № 30, МБДОУ № 39, МБДОУ № 7, МБДОУ № 53, МБДОУ № 49).

Участниками исследования, проведенного в течение 2016-2018 гг., стали 120 детей дошкольного возраста (5-6 лет), 120 родителей, 82 педагога. В течение 2016-2018 года нами проведено поэтапное исследование, позволяющее оценить здоровьесбере-гающий потенциал муниципальной системы дошкольного образования.

На первом этапе эксперимента мы использовали данные мониторинга базы АИС «Образование Кемеровской области». В результате мы столкнулись с проблемой, что данные мониторинга не в полной мере раскрывают потенциал личности воспитанника и семьи, хотя достаточно подробно раскрыт потенциал образовательной среды и кадровый состав дошкольной образовательной организации. Мы пришли к выводу, что все дошкольные образовательные организации ориентируются на имеющиеся у нее ресурсы, при этом не проводят анализ скрытых резервов, которые выступают в потенциальной форме, и при определенных организационно-педагогических условиях могут перейти в активную фазу, повышая качество здоровьесберегаю-щей деятельности, как на уровне ДОО, так и на муниципальном уровне.

Показано, что большое влияние на повышение качества образования оказывают показатели, связанные с квалификацией воспитателей и уровнем педагогического мастерства [11; 12; 14].

Ряд авторов выделили две группы ри-

сков, способных негативно отразиться на развитии дошкольников: физиологические особенности ребенка и тип отношения в семье [10; 14].

На основании результатов исследования и анализа научной литературы нами сформулированы основные характеристики оценки здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования, которые нашли свое отражение в программе мониторинга на муниципальном и локальном уровнях.

На муниципальном уровне, представленном управлением дошкольного образования, мы выделили пять составных характеристик здоровьесберегающего потенциала: кадровый состав, организационно-управленческая и правовая деятельность, научно-методическая и информационная деятельность, инфраструктура.

На локальном уровне исследуется здо-ровьесберегающий потенциал ДОО, основными составляющими которого выступают педагогический коллектив и его квалификация, здоровьесберегающий потенциал образовательной среды, личностный потенциал обучающихся (потенциал адаптации и развития) и воспитательный потенциал семьи.

Анализ проводился в соответствии

с системой критериев и показателей, позволяющих выявить уровень здоровьесбе-регающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования, включая:

организационно-правовой, психолого-педагогический, личностный, информационно-аналитический, научно-методический критерии.

На основании критериев и показателей нами выделены уровни актуализации здо-ровьесберегающего потенциала:

- высокий уровень отражает сбалансированное и позитивное состояние всех выделенных показателей;

- средний уровень свидетельствует о наличии определенных недоработок и рассогласовании между знаниями по вопросам здоровьесбережения и возможностью их применения на практике;

- низкий уровень характеризуется как дезадаптивный, где все характеристики не нашли своего раскрытия в практико-ори-ентированном аспекте.

Основанием для определения уровня является количество набранных баллов по основным характеристикам здоровьесбре-гающего потенциала, которые переводятся в очки (табл. 1).

Таблица 1

Уровень актуализации здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования

Количество набранных баллов Уровень Очки

1 2 3

Муниципальный уровень (муниципальное образование)

Уровень здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы образования

Суммарный балл > или = 9,5 Высокий 3

Суммарный балл > или = 6,8 и < или = 9,4 Средний 2

Суммарный балл < или = 6,7 Низкий 1

Локальный уровень (дошкольная образовательная организация)

Уровень педагогического состава и его квалификации

Суммарный балл > или = 12,6 Высокий 3

Суммарный балл > или = 9 и < или = 12,5 Средний 2

Суммарный балл < или = 8,9 Низкий 1

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ_

Окончание табл. 1

1 2 3

Уровень здоровьесберегающего потенциала среды

Суммарный балл > или = 19,3 или больше Высокий 3

Суммарный балл > или = 13,8 и < или = 19,2 Средний 2

Суммарный балл < или = 13,7 Низкий 1

Уровень воспитательного потенциала семьи

Суммарный балл > или = 11,9 Высокий 3

Суммарный балл > или = 8,5 и < или = 11,8 Средний 2

Суммарный балл < или = 8,4 Низкий 1

Уровень личностного потенциала обучающегося

Суммарный балл > или = 23,1 Высокий 3

Суммарный балл > или = 16,5 и < или = 23 Средний 2

Суммарный балл < или = 16,4 Низкий 1

Уровень актуализации здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования

Сумма очков > или = 10,5 Высокий

Сумма очков > или = 10,4 и < или = 7,5 Средний

Сумма очков < или = 7,4 Низкий

Таблица 2

Методики оценки здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования в соответствии с выделенными характеристиками

Характеристики Методики

Муниципальный уровень

Анкета здоровьесберегающего потенциала муниципального образования

Локальный уровень

Педагогический состав и его квалификация Методика «Квадрат функций» (С.В. Кузьмин); тест по оценке образа жизни; анкеты «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»; «Проверь свой уровень физической активности»; «Включенность педагога в здоровьесберега-ющую деятельности»; опросник «Здоровье и мы»

Здоровьесберегающий потенциал образовательной среды Адаптированная методика М. М. Безруких и В. Д. Сонькиной «Здоровьесберегающий потенциал образовательной организации»

Воспитательный потенциал семьи Анкета «Здоровый ребенок»

Личностный потенциал обучающегося ДАП «Старт», «Рисунок несуществующего животного», Филиппинский тест, «Таблица для оценки физической подготовленности детей 5-7 лет», (Т. В. Душенина), графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия), пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий)

Исследование проводилось при помощи комплекса валидных методик, описанных в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования. На этапе констатирующего этапа исследования в соответствии с программой мониторинга была осуществлена оценка среднего показателя сформированности здоровьес-берегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования на муниципальном и локальном уровне, проведен сравнительный анализ потенциала дошкольных образовательных организаций (табл. 3).

Представленные материалы свидетель-

ствуют о том, что как для большинства обследованных дошкольных образовательных организаций, так и для муниципальной системы дошкольного образования в целом характерен средний уровень сфор-мированности здоровьесберегающего потенциала; однако показатели некоторых организаций (МАДОУ № 2), набравших наибольшее количество очков при создании определенных организационно-педагогических условий, позволяют говорить о реальной возможности для перехода на более высокий уровень актуализации ресурсов здоровьесберегающей направленности.

Таблица 3

Сравнительный анализ уровня сформированности здоровьесберегающего потенциала дошкольных образовательных организаций

ДОО Показатели (кол-во очков) Здоро-вьесбере-гающий потенциал ДОО

педагогический состав и его квалификация здоровьесберега-ющий потенциал образовательной среды воспитательный потенциал семьи личностный потенциал обучающегося

МАДОУ № 2 2,7 3 1,9 2,4 10

МБДОУ № 39 2,4 2 2,3 2,6 9,3

МБДОУ№ 49 2,6 2 2,6 2,5 9,7

МБДОУ № 30 2,4 2 2,3 2,8 9,5

МБДОУ № 7 2 2 2,8 1,9 8,8

МБДОУ № 53 2,3 2 2,7 2,4 9,4

В рамках формирующего этапа исследования нами на муниципальном уровне была разработана и реализована модель сетевого взаимодействия ДОО; утверждена муниципальная межведомственная программа «Дети России образованны и здоровы - «ДРОЗД»; организована работа методического объединения педагогов ДОО, основной целью которого является повышение компетентности педагогов в вопросах здоровьесберегающего образования; организован конкурс профессионального мастерства «Воспитатель здорового образа жизни»; выпускается электронный журнал «PROЗДОРОВЬЕ».

На локальном уровне создание организационно-педагогических условий актуализации здоровьесберегающего потенциала осуществлялось в МАДОУ № 2 на основе комплекса административно-управленческих, психолого-педагогических и профи-лактическо-оздоровительных воздействий.

Административно-управленческие воздействия включали: разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОО в рамках сетевого взаимодействия; организацию работы с педагогами по повышению их профессиональной здоровьесбрегающей компетентности; создание здоровьесберегающей среды

в ДОО, направленной на охрану здоровья воспитанников; расширение спектра услуг дополнительного образования для дошкольников; осуществление сетевого взаимодействия с организациями социальной сферы.

Психолого-педагогические воздействия представляют собой организацию основной образовательной деятельности с воспитанниками; привлечение родителей к взаимодействию с педагогами по созданию здоровьесберегающей (адаптивно-развивающей) среды; осуществление преемственности дошкольного и школьного образования; раскрытие и наращивание личностного потенциала дошкольников; внедрение в практику работы здоровьес-берегающих технологий; осуществление психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Профилактико-оздоровительные воздействия характеризуются оснащением образовательной среды в соответствии с санитарными нормами и правилами; организацией дополнительных профилактических и оздоровительных мероприятий.

В МАДОУ № 2 систематически проводятся мероприятия по раскрытию потенциала педагога с учетом личностного, практического и теоретического компонентов здоровьесберегающей компетентности педагогов [7].

Личностный компонент подразумевает наличие мотивации, качеств, способностей, интересов, потребностей, ценностных установок на здоровье субъектов образовательной деятельности педагогом; заведующий проводит «Развивающие беседы», организуются тренинги профессионального роста, создание психологического комфорта, профилактики профессионального выгорания педагогов. В план работы внесены совместные спортивные мероприятия «Малые олимпийские игры», «Фестиваль ГТО», походы, «Выходные дни с пользой для здоровья», еженедельные занятия аэробикой. Ежемесячно выпу-

скается альманах «Здоровое питание».

Практический компонент представлен развитием компетентности педагога в здоровьесберегающем сопровождении ребенка. Педагоги знакомятся с такими технологиями, как: образовательный марафон, альманах достижений, креатив-бой, вимельбух, лепбук, мышление в коробке, инфографика и др. Собран банк форм, методов и технологий здоровьесберегающего сопровождения детей, из которых педагоги выбрали наиболее оптимальные для своих воспитанников. Разработан и реализован план спортивно-массовых и досуговых мероприятий с воспитанниками, куда вошли походы, спортивные досуги, викторины, развлечения, соревнования и др.

Теоретический компонент включает повышение квалификации и прак-тико-ориентированные семинары по вопросам здоровьесберегающего сопровождения участников образовательного процесса при взаимодействии с КРИПКиПРО, РЦПМСС, НМЦ (управление образования) и ИМЦ (управление по физической культуре, спорту и туризму).

С 2014 г. МАДОУ № 2 стал базовой площадкой для проведения постоянно действующего семинара кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО. За эти годы проведено 11 областных методических объединений, которые посетило более 530 педагогов в качестве слушателей и на которых представили свой опыт работы более 105 педагогов.

Система психолого-педагогического сопровождения дошкольников реализуется в ДОО педагогом-психологом, учителем-логопедом при поддержке со стороны специалистов РЦПМСС и ПМПК, которая позволяет выявить ряд существенных мор-фофункциональных особенностей развития дошкольников.

Анализ потенциала физического развития свидетельствует, что у 45 % детей рост соответствуют возрастно-половой норме, у 35 % - превышают средний, а у 20 %

регистрируются показатели ниже нормы. Более половины обследованных дошкольников (58 %) характеризуются гармоничным физическим развитием, 23 % имеют избыток и 19 % дефицит массы тела.

Важным показателем являются параметры психофизиологического развития: с помощью автоматизированной программы «Старт» [8] установлено, что 73 % детей характеризуются низкой степенью уравновешенности нервных процессов, а у 48 % обследуемых зарегистрирован низкий уровень скорости нервных процессов.

В результате оценки уровня особенностей развития детей старшего дошкольного возраста специалисты формируют индивидуальный маршрут развития ребенка и планируют для него индивидуальную программу коррекции выявленных нарушений.

В МАДОУ № 2 оборудован зимний сад; имеется комната психологической разгрузки, где проводится индивидуальная и мини-групповая работа по коррекции психоэмоционального состояния детей и взрослых; оборудован логопедический пункт; функционирует студия песочной терапии. Все помещения оснащены необходимым и достаточным оборудованием для организации образовательной, воспитательной и коррекционной деятельности с воспитанниками.

Оборудованная пространственно-образовательная среда способствовала расширению дополнительного образования, которое реализуется по нескольким основным направлениям: занятия познавательного характера по теме «Здоровье»; занятия спортивной направленности (футбол, баскетбол, элементы борьбы, лыжный спорт); занятия с повышенной двигательной активностью (степ-аэробика, ритмические танцы); занятия коррекционной направленности; занятия экологического воспитания.

Общеизвестно, что важная роль в воспитании здоровой личности отводится

родителям детей, при этом необходимо выстраивать преемственность между детским садом и семьей, которая осуществляется на основе субъект-субъектных отношений. В результате взаимодействия происходит взаимодополняемость, взаимообогащение, взаиморазвитие деятельности педагога и родителя [1].

С учетом изложенного нами были использованы различные формы работы с родителями: семинары-практикумы, физкультурно-оздоровительные праздники, круглые столы, экскурсии на спортивные объекты, дни здоровья, семейные клубы, адаптированные группы, образовательные марафоны и защита совместных проектов.

Комплекс проводимых психолого-педагогических воздействий существенно отразился на морфофункциональном развитии детей: 83 % достигли уровня мор-фофункционального развития, соответствующего возрасту; выявлен прирост познавательных процессов (память, внимание, мышление) на 12 % и соответствует у 83 % дошкольников высокому уровню; уровень физической подготовленности вырос с 24 % до 73 % и также достигает высоких значений.

По результатам анализа темпов прироста физической подготовленности можно выделить темпы естественного роста двигательной активности, что составило 24 % и результат целенаправленной системы физического воспитания - 76 %. Данный факт позволяет подтверждать, что системная и целенаправленная работа педагога в ДОО способствует повышению физического развития воспитанников.

Оценка результативности воздействий позволила выявить позитивный эффект наращивания ресурсов как на муниципальном, так и на локальном уровнях: на муниципальном уровне здоровьесберегающий потенциал возрастает до 95 балов, а на локальном уровне - до 11,4 балла, что значительно превышает данный показатель, демонстрируемый в других дошкольных

организациях.

Вывод. Представленные материалы позволяют сформулировать положение

о том, что организационно-педагогические условия актуализации наращивания здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования - это «процесс, который реализуется на основе целенаправленных административно-управленческих, психолого-педагогических и оздоровительно-профилактических действий, управляе-

мый с помощью мониторинга имеющихся ресурсов, определяющих создание предметно-развивающейся, коммуникативной, корректировочно-оздоровительной и образовательной среды, обеспечивающей учебную и социальную деятельность в дошкольной образовательной организации; способствующей охране и укреплению соматического и психического здоровья детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств» [8].

Библиографический список

Развитие здоровьесбере- низации образования «Назарбаев Интеллекту-

1. Вирабова А. Р. гающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения: монография. - М.: ПР0БЕЛ-2000, 2012. - 292 с.

2. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 143-152.

3. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. - 200 с.

4. Захаров В. М. Механизмы развития потенциала государственного и муниципального уровня в регионе (по материалам Белгородской области) // Социология и жизнь. - 2014. - № 2. -С. 46-53.

5. Ковальчук О. В. Формирование здоро-вьесберегающей среды в муниципальной образовательной системе как одно из ключевых направлений инновационного совершенствования ее качества // Ученые записки университета Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 10-15.

6. Наращивание потенциала - возможные условия развития образования [Электронный ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции Автономной орга-

альные школы». - URL: http://www.nis.edu.kz/ ru/press-center/perfoim?id=4565 (дата обращения: 17.10.2018).

7. Працун Э. В. Развитие здоровьесберегаю-щей компетентности педагога в образовательной инфраструктуре региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2014. - 22 с.

8. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего социально-адаптивного образовательного пространства: монография. - Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся / редкол.: Н. П. Абаскалова, Е. К. Айдаркин, Р. И. Айзман и др.; под науч. ред.

Э. М. Казина. - Кемерово; М.: Изд-во КРИП-КиПРО: Изд-во УМЦ ЖДТ, 2017. - 495 с.

9. Тимонина А. И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ teoreticheskie-podhody-k-obosnovaniyu-ponyatiy-potentsial-i-resurs-v-pedagogike (дата обращения: 17.10.2018).

10. Cassidy D. J., Hestenes L. L., Hansen J. K., Hegde A., Shim J. Revisiting the two face of quality: Structure and process // Early Educ. Devel. - 2005. - Vol. 16. - P. 505-520.

11. Connor C. M, Son S.-H., Hindman A. H., Morrison F. J. Teachers qualifications, classroom practices, family characteristics, and preschool experience: Complex effects on first grader's

vocabulary and early reading Outcomes // J. School Psychol. - 2005. - Vol. 43. - P. 343-375.

12. Saracho O. N., Spodek B. Early childhood teachers' preparation and the quality of program outcomes // Early Child Devel. And Care. -2007. - Vol. 177. - P. 71-91.

13. Vandell D. L., Belsky J., Burchinal M. R., Steinberg I., Vandergrift N. Do effects of early child care extend to age 15 years? Results from the NNICHD study of early child care and youth development // Child Development. - 2010. -Vol. 81, № 3. - (3). - P. 737-756.

14. Whitebook M., Sakai L. Turnover begets turnover: An examination of job and occupational instability among child care center staff // Early Childhood Res. Quart. - 2003. - Vol. 18. -P. 273-293.

15. Winsler A., Tran H., Hartman S. C., Madigan M., Manfra L., Bleiker C. School readiness gains made by ethnically diverse children in poverty attending center-based childcare and public school pre-kindergarten programs // Early Childhood Res. Quart. - 2008. - Vol. 23. -P. 314-329.

Поступила в редакцию 11.11.2018

Ivanova Olga Georgievna

Head of Municipal Autonomous Preschool Educational Institution № 2, madou.2@mail.ru, ORCID 0000-0002-0278-9100, Leninsk-Kuznetsky

Kazin Eduard Mikhaylovich

Dr. Sci. (Biology), Prof., of the Department ofHuman and Animal Physiology and Psychophysiology at KemSUKemerovo State University, kazin_valeol@mail.ru, Kemerovo

Krasnoshlykova Olga Gennadyevna

Dr. Sci. (Pedagog.), Prof., Rector of Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers, ipk@kuz-edu.ru, ORCID 0000-0002-8452-9379, Kemerovo

Abaskalova Nadezhda Pavlovna

Dr. Sci. (Pedagog.), Prof., of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Novosibirsk State Pedagogical University, Abaskalova2005@mail.ru, ORCID 0000-0002-7989-8356, Novosibirsk

UPDATING AND BUILDING OF HEALTH-SAVING CAPACITY OF THE MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

Abstract. The purpose of the article is the theoretical justification and experimental verification of the organizational and pedagogical conditions for updating the health-saving capacity of the municipal preschool education system. A programme has been developed and tested for monitoring the health-saving potential of the municipal of preschool education system at the municipal and local levels.

Methodology: the potential of a municipal entity (V. M. Zakharova, O. V. Kovalchuk, T. I. Pudenko), the health-saving capacity of an educational organization (M. M. Bezrukikh, A. R. Virabova, Yu. Yu. Yeleseev, Yu. V. Kleshchina, V. D. Sonkin); updating of the health-saving capacity (V. A. Stolbova, M. D. Sharygina).

Main results: the article formulates the organizational and pedagogical conditions for the updating and building up the health-saving capacity of the municipal preschool education system at the municipal and local levels.

Keywords: learners, capacity, health-saving capacity, municipal education system, preschool educational institution, capacity building, updating of the capacity, monitoring programme.

References

1. Virabova, A. R., 2012. Development of a health-saving environment in the education system based on the integration of resource support. Moscow: PROBEL-2000 Publ., 292 p. (In Russ.)

2. Volodin, A. A., Bondarenko, N. G., 2014. Analysis of the content of the concept 'organizational and pedagogical conditions'. Bulletin of Tula State Univ. Humanities, 2, pp. 143-152. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Demidova, G. A., 2012. Organizational and pedagogical conditions of the formation of leadership potential of manager in the social and HR sphere of the reflexive environment of supplementary vocational education. Pedagogical and Psychological Studies: topical issues. Proceedings of the International Correspondence Scientific and Practical Conference. Novosibirsk Sibirskaya As-sotsiatsiya konsul'tantov Publ., 200 p. (In Russ.)

4. Zakharov, V. M., 2014. Mechanisms of development of the public and municipal potential in the region (case study of Belgorod Region). Sociology and Life, 2, pp. 46-53. (In Russ.)

5. Kovalchuk, O. V., 2010. Formation of health-saving environment in the municipal educational system as a key area of its innovative improvement. Transaction of Lesgaft University, 3 (61), pp. 10-15. (In Russ.)

6. Capacity building - possible conditions for the development of education. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference of the Autonomous Educational Organization "Nazarbayev Intellectual Schools". [online]. Available at: http://www.nis.edu.kz/ru/press-center/per-form?id=4565 (accessed: 17.10.2018). (In Russ.)

7. Pratsun, E. V., 2014. The development of teachers' health-saving competence in the educational infrastructure of the region. Kemerovo, 22 p. (In Russ.)

8. Theoretical and applied aspects of the formation of a health-saving social adaptive educational space: monograph. Book II. Cultural aspects of the formation, preservation, health promotion

and social development of students. Kemerovo: Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers Publ., 2017, 495 p. (In Russ.)

9. Timonina, A. I. Theoretical approaches to the justification of the concepts "capacity" and "resource" in pedagogy. [online]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretichesk-ie-podhody-k-obosnovaniyu-ponyatiy-potentsi-al-i-resurs-v-pedagogike (accessed: 17.10.2018). (In Russ.)

10. Cassidy, D. J., Hestenes, L. L., Hansen, J. K., Hegde, A., Shim, J., 2005. Revisiting the two face of quality: Structure and process. Early Educ. Devel., Vol. 16, pp. 505-520. (In Eng.)

11. Connor, C. M., Son, S.-H., Hindman, A. H., Morrison, F. J., 2005. Teachers qualifications, classroom practices, family characteristics, and preschool experience: Complex effects on first grader's vocabulary and early reading 0utcomes. J. School Psychol., Vol. 43, pp. 343-375. (In Eng.)

12. Saracho, O. N., Spodek, B., 2007. Early childhood teachers' preparation and the quality of program outcomes. Early Child Devel. And Care, Vol. 177, pp. 71-91. (In Eng.)

13. Vandell, D. L., Belsky, J., Burchinal, M. R., Steinberg, I., Vandergrift, N., 2010. Do effects of early child care extend to age 15 years? Results from the NNICHD study of early child care and youth development. Child Development, Vol. 81 (3), No 3, pp. 737-756. (In Eng.)

14. Whitebook, M., Sakai, L., 2003. Turnover begets turnover: An examination of job and occupational instability among child care center staff. Early Childhood Res. Quart., Vol. 18, pp. 273-293. (In Eng.)

15. Winsler, A., Tran, H., Hartman, S. C., Madi-gan, M., Manfra, L., Bleiker, C., 2008. School readiness gains made by ethnically diverse children in poverty attending center-based childcare and public school pre-kindergarten programs. Early Childhood Res. Quart., Vol. 23, pp. 314-329. (In Eng.)

Submitted 11.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.