Научная статья на тему 'Праксеологические аспекты профессиональной деятельности педагога сельской школы'

Праксеологические аспекты профессиональной деятельности педагога сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКСЕОЛОГИЯ / ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЯДЫ / RURAL SCHOOL / TEACHER / COMPETENCE / PRAXEOLOGY / PRAXEOLOGICAL SERIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова О. В.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения результативности педагогической деятельности, качественного выполнения трудовых функций педагога, предписываемых соответствующим Профессиональным стандартом. Цель статьи состоит в формулировке основных теоретических конструктов праксеологического подхода к профессиональной деятельности педагога сельской школы. Среди них понятие праксеологической компетентности педагога сельской школы, смысловые праксеологические ряды, характеризующие содержание профессиональной деятельности учителя сельской школы. Предмет и результаты исследования: в статье впервые сформулировано понятие праксеологической компетентности педагога сельской школы. Показаны результаты эмпирического исследования праксеологических компонентов в профессиональной деятельности педагогов городских и сельских школ. Конкретизированы семь смысловых праксеологических рядов для характеристики содержания профессиональной деятельности учителя сельской школы: понятия, раскрывающие идеальный образ деятельности (качество, успешность, продуктивность, результативность, эффективность); инструментальные понятия (самооценка, педагогическая рефлексия, педагогический анализ); свойства успешности действий (целесообразность, целенаправленность, проективность, конструктивность, нормированность, технологичность, методичность, инструментальность, практичность, осмысленность); способы нормирования и регламентации педагогической активности (законы, принципы, подходы, программы, план); полнота и совершенство структуры педагогической деятельности (цели и задачи, методы, средства, формы, результаты); организационно-процессуальная сторона педагогического поведения (стратегия педагогической деятельности; логика педагогической деятельности; педагогическая тактика; профессиональные действия; методика; технологические процедуры; педагогическая техника); специфика педагогического взаимодействия, профессионально-педагогическая позиция. Область применения результатов: сфера основного общего образования, высшего профессионального образования по педагогическим направлениям подготовки, система дополнительного профессионального образования педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Praxiological aspects of the professional activity of the teacher of rural school

The research urgency is caused by necessity of increase of efficiency of pedagogical activity, quality of execution of labor duties of a teacher required by the appropriate Professional standard. The purpose of the article is to formulate the basic theoretical constructs of praxeological approach to the professional activity of a teacher of a rural school. Among them are the concept of praxeological competence of the teacher of a rural school, semantic praxeological series characterizing the content of the professional activity of the teacher of a rural school. Subject and results of the study: this article contains the concept of teacher's praxeological competence in rural school, which has been formulated for the first time. Also there's information about the empirical research results of praxeological components in the professional activity of teachers, working in urban and rural schools. Seven semantic praxeological series for describing the content of the teacher's professional activity in a rural school have been specified here: concepts, that revealing the ideal way of activity (quality, success, productivity, impact, effectiveness); instrumental concepts (self-evaluation, pedagogical reflection, pedagogical analysis); action success features (feasibility, focus, projectivity, constructiveness, standardization, technological effectiveness, methodicalness, instrumentality, practicality, meaningfulness); pedagogical activity ways of normalization and regulating (laws, principles, approaches, programs, plan); completeness and perfection of the pedagogical activity structure (goals and objectives, methods, means, forms, results); the organizational and procedural aspect of pedagogical behavior (the strategy of pedagogical activity, the logic of pedagogical activity, pedagogical tactics, professional actions, methodology, technological procedures, pedagogical technique); specificity of pedagogical interaction, professional and pedagogical position. Application of the results: the sphere of basic general education, higher professional education in pedagogical areas of training, the system of additional professional education of teachers.

Текст научной работы на тему «Праксеологические аспекты профессиональной деятельности педагога сельской школы»

УДК 371.123

Праксеологические аспекты профессиональной деятельности

педагога сельской школы

О. В. Коршунова

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Вятский государственный университет. г. Киров, Россия, ORCID: 0000-0003-2693-0305. E-mail: [email protected]

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения результативности педагогической деятельности, качественного выполнения трудовых функций педагога, предписываемых соответствующим Профессиональным стандартом.

Цель статьи состоит в формулировке основных теоретических конструктов праксеологического подхода к профессиональной деятельности педагога сельской школы. Среди них - понятие праксеологической компетентности педагога сельской школы, смысловые праксеологические ряды, характеризующие содержание профессиональной деятельности учителя сельской школы.

Предмет и результаты исследования: в статье впервые сформулировано понятие праксеологической компетентности педагога сельской школы. Показаны результаты эмпирического исследования праксеологиче-ских компонентов в профессиональной деятельности педагогов городских и сельских школ. Конкретизированы семь смысловых праксеологических рядов для характеристики содержания профессиональной деятельности учителя сельской школы: понятия, раскрывающие идеальный образ деятельности (качество, успешность, продуктивность, результативность, эффективность); инструментальные понятия (самооценка, педагогическая рефлексия, педагогический анализ); свойства успешности действий (целесообразность, целенаправленность, проективность, конструктивность, нормированность, технологичность, методичность, инструментальность, практичность, осмысленность); способы нормирования и регламентации педагогической активности (законы, принципы, подходы, программы, план); полнота и совершенство структуры педагогической деятельности (цели и задачи, методы, средства, формы, результаты); организационно-процессуальная сторона педагогического поведения (стратегия педагогической деятельности; логика педагогической деятельности; педагогическая тактика; профессиональные действия; методика; технологические процедуры; педагогическая техника); специфика педагогического взаимодействия, профессионально-педагогическая позиция.

Область применения результатов: сфера основного общего образования, высшего профессионального образования по педагогическим направлениям подготовки, система дополнительного профессионального образования педагогов.

Ключевые слова: сельская школа, педагог, компетентность, праксеология, праксеологические ряды.

Идеи праксеологии в педагогике и образовании

В период, когда во всех сферах жизнедеятельности человека изменения происходят со все возрастающей скоростью, актуальным становится переход от деятельности к результативной и эффективной деятельности. В области образования того же требуют федеральные государственные образовательные стандарты [16; 17; 18; 19], имеющие в своей основе системно-деятель-ностный подход, а также Профессиональный стандарт педагога [13], предписывающий выполнение обязательных профессиональных функций и действий. Именно поэтому в последнее время усиливается исследовательский интерес к новому подходу в теоретической педагогике и образовательной практике - праксеологическому. Под праксеологическим подходом понимается система концептуальных положений и технологических компонентов, которые ставят акцент на таких характеристиках деятельности, как качество, результативность, целесообразность, эффективность, технологичность.

Как общая методология рассмотрения способов деятельности (в т. ч. и мыслительной) с точки зрения их результативности и эффективности праксеология возникла в начале ХХ в. Если субъект владеет приемами, способами, средствами деятельности, то он имеет возможность эффективно их использовать [5, с. 203-207].

В XXI в. праксеологические идеи распространяются с прикладных областей наук на гуманитарные, в том числе и на педагогику. Это эргономика, общая теория систем Людвига фон Берталан-фи, научная организация труда А. К. Гастева и оптимизация в обучении (Ю. К. Бабанский) [8, с. 122128]. Усложнение педагогического труда и неизбежность повышения степени его осмысленности актуализируют применение праксеологической методологии в педагогике как деятельности.

© Коршунова О. В., 2018 62

Педагогическая праксеология, соединяя когнитивный и инструментальный уровни профессиональной деятельности, исследует рациональную основу для осознанного нахождения и удержания себя в рамках профессии.

Праксеологический подход, сущностно связанный с усовершенствованием деятельности и ориентированный на максимальную ее целесообразность, начал формироваться во второй половине ХХ в. В своей основе он имеет категории ценностей и смысла, качества, норм, цели, действий и процедур, результатов и продуктов, коррекции деятельности. В настоящее время подход используется в процессе проектной деятельности, менеджменте, исследованиях и др. Возможности этого подхода позволяют определить рациональные нормы совершения деятельности и предложить рекомендации по оптимизации действий [6].

В педагогической науке начаты исследования праксеологических аспектов отдельных компонентов профессиональной деятельности педагога:

- основы педагогической праксеологии (И. А. Колесникова, Е. В. Титова);

- исследовательская деятельность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции пракселогического подхода (Е. Н. Михайлова);

- праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности (О. В. Лю-богор);

- определение эффективности учебно-воспитательной деятельности учителя технологии (Д. А. Поляк);

- сущность и принципы праксеологического подхода в методической подготовке будущего учителя технологии (А. А. Малыхин);

- праксеологический подход в подготовке студентов к исследовательской деятельности (на примере математики) (В. С. Федотова);

- деятельностно-праксеологический подход к формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза (Т. В. Рихтер);

- праксеологический подход к исследованию пространства реализации управленческих функций учителя (Н. Л. Галеева);

- праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога (Л. Ю. Монахова, В. С. Федорова);

- изучение становления педагогического самосознания с точки зрения праксеологического подхода (А. Ф. Линенко) и т. д.

Таким образом, в науке определяются векторы исследований с позиций праксеологического подхода как в области общей педагогики, так и в рамках частных дидактик.

Результаты сравнительного эмпирического исследования праксеологических компонентов профессиональной деятельности педагогов

Опираясь на имеющиеся статистические данные о праксеологических компонентах профессиональной деятельности педагогов [9, с. 9-10], мы провели эмпирическое исследование (2017 г.), результаты которого приводятся ниже. Учителям сельских и городских школ Кировской области предлагалось ответить на вопросы анкеты (всего 57 педагогов).

Результаты ответов педагогов городских школ на вопрос анкеты «Оцените, пожалуйста, насколько ваша педагогическая активность в профессиональной деятельности связана с понятиями, перечисленными ниже: (обозначьте числами, начиная с 1, их значимость для вас: 1 - самая высокая значимость)» представлены на рис. 1 и 2.

Анализ диаграмм на рис. 1 и 2 позволяет отметить следующее:

- для городских педагогов наиболее значимыми понятиями, с которыми учителя связывают собственную педагогическую активность, выступают: работа (1-е место по рангу), рационализм действий (2-е место по рангу), исполнительность (3-е место по рангу), самоконтроль (4-е место по рангу), материальная обеспеченность (5-е место по рангу), свобода (6-е место по рангу); наименее популярными выступают понятия творчества (самая низкая позиция в системе рангов); затем следуют ответственность за результаты, образованность, уверенность в себе, познание, инициативность;

самостоятельность инициативность открытость новому опыту, новым идеям исполнительность эффективность в делах рационализм действий ответственность за результаты образованность самоконтроль уверенность в себе активность познание творчество свобода

взаимодействие в коллективе материальная обеспеченность работа здоровье

]6,33 -17,

] 8,56

8,25

Ш9 8,09

]9.

111

56

,43

14

6 8 10 12 14 16 Ранг

4

6

7

3

6

3

7

0

2

4

Рис. 1. Результаты ответов педагогов городских школ на первый вопрос анкеты по праксеологическим аспектам профессиональной деятельности

- для сельских педагогов наиболее значимыми понятиями, с которыми учителя связывают собственную педагогическую активность, выступают: самоконтроль (1-е место по рангу), активность (2-е место по рангу), исполнительность (3-е место по рангу), рационализм действий (4-е место по рангу), самостоятельность и инициативность (5-е место по рангу), свобода (6-е место по рангу); наименее популярными выступают понятия здоровья (самая низкая позиция в системе рангов), образованности, работы, уверенности в себе, материальной обеспеченности, творчества.

Ранг

Рис. 2. Результаты ответов педагогов сельских школ на первый вопрос анкеты по праксеологическим аспектам профессиональной деятельности

Из сравнения результатов следует вывод о том, что современный учитель в большей степени остается исполнителем (выбранные ранги у педагогов городских и сельских школ совпадают); при этом значимое место отвели обе группы педагогов феномену свободы (6-я позиция в выборе). Феномен творчества оказался на нижних позициях значимости в определении педагогической активности. Рационализм профессиональных действий выбирают обе группы респондентов как важнейший фактор, оказывающий влияние на педагогическую активность. Таким образом, педагоги высоко оценили значимость правильного действия в профессии, его рациональность. Тем не менее позиция «ответственность за результаты» не показана педагогами обеих групп как актуальная. Однако данная характеристика обязательна для ситуации обучения, и только осмысленная ответственность педагога за получаемые результаты способна обеспечить высокое качество образования как в городской, так и в сельской школе.

Относительно основных способов повышения качества своей педагогической деятельности педагоги делают следующие выборы (рис. 3 и 4):

та ш

I-

О ф

У

та

К V Ч >s о

т О Ф У

.0 ю о о о с

о

заблаговременное проектирование и продумывание каждого мероприятия

корректировка результатов неудовлетворительных действий

рефлексия педагогической деятельности

самообразование

повышение квалификации

3,7

3

0,5

1,5 2 2,5 3 3,5 4 Ранг

0

1

Рис. 3. Наиболее эффективные способы повышения качества своей педагогической деятельности

(представления учителей города)

га ш

Б

(U У

га а

К

s х

(U

Э

•И

ш о с

ю

8 о с

о

5

4

>s

О а и 0) У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

Е

Я

5

с

заблаговременное проектирование и продумывание каждого мероприятия

корректировка результатов неудовлетворительных действий

рефлексия педагогической деятельности

самообразование

повышение квалификации

83

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 Ранг

3

Рис. 4. Наиболее эффективные способы повышения качества своей педагогической деятельности

(представления сельских учителей)

Анализ диаграмм на рис. 3 и 4 позволяет заключить, что для учителей города наиболее эффективными способами повышения качества своей педагогической деятельности являются курсы повышения квалификации, затем - рефлексия педагогической деятельности, 3-е место занимает корректировка результатов неудовлетворительных действий; 4-е и 5-е - соответственно самообразование и заблаговременное проектирование и продумывание каждого мероприятия.

В то же время сельские учителя выводят на первое место как эффективные способы повышения качества своей педагогической деятельности корректировку результатов неудовлетворительных действий, на второе место - рефлексию педагогической деятельности; 3-е место отводится заблаговременному проектированию и продумыванию каждого мероприятия; на 4-й и 5-й позициях соответственно самообразование и повышение квалификации.

Полученные данные свидетельствуют в пользу педагогов сельских школ в аспекте понимания значимости праксеологических компонентов профессиональной деятельности. Также выявляется проблема для обеих групп респондентов относительно осмысления самообразования в повышении качества своей педагогической деятельности.

На следующих двух диаграммах (рис. 5 и 6) зафиксированы результаты ответов респондентов на вопрос «Какие критерии, по вашему мнению, могут быть использованы при оценке эффективности педагогической деятельности? (обозначьте числами, начиная с 1, их значимость для вас)». При анализе диаграмм (рис. 5 и 6) наблюдаются сходные выборы педагогов городских и сельских школ: на 1-м месте значится в той и другой группе критерий времени, потраченного на получение результата; на 2-м и 3-м - соответственно ресурсозатратность достижения результата и соответствие результата предъявляемым к нему требованиям. Ясно, что педагоги выбирают наиболее важные праксеологические критерии оценки эффективности педагогической деятельности.

Рис. 5. Критерии оценки эффективности педагогической деятельности (по мнению городских учителей)

m s i-

& fE

0 &

^ о i .0 e;

fS

1 §

Q. Ф 1-S Q.

практическая значимость результата деятельности

соответствие результата предъявляемым к нему требованиям

ресурсозатратность достижения результата

ценность, полезность и востребованность результата, полученного при данных затратах

время, потраченное на получение результата

соответствие достигнутого результата поставленной цели

| 2 73

2 ,82

2,5

2,64

5,1

2 3

456 Ранг

Рис. 6. Критерии оценки эффективности педагогической деятельности (по мнению сельских учителей)

В качестве 4-го вопроса был задан вопрос о критериях, которые могут быть использованы при оценке рациональности педагогической деятельности. Результаты ответов на данный вопрос представлены на рис. 7 и 8.

о.

та о.

оригинальность и самобытность приемов и способов деятельности

время выполнения работы, интенсивность профессиональной деятельности

целесообразность использования времени для решения поставленных задач и совершения предметных действий

12,15

1 2,07

11,61

0,5

1,5 2 2,5

Ранг

Рис. 7. Критерии оценки рациональности педагогической деятельности (по мнению городских учителей)

>s

О а и 0) У

s

s

X

(U пз

<3 S S

а

(U

е fi I 2

s с

о о

X

R £

* ¡3 х О

S ^

га а

оригинальность и самобытность приемов и способов деятельности

время выполнения работы, интенсивность профессиональной деятельности

целесообразность использования времени для решения поставленных задач и совершения предметных действий

2,5

1,6

0,5

1,5

2,5 3 Ранг

5

0

0

1

9

0

1

2

Рис. 8. Критерии оценки рациональности педагогической деятельности (по мнению сельских учителей)

1-е место по рангу учителя города отдают критерию «оригинальность и самобытность приемов и способов деятельности», учителя же сельских школ для данного критерия определяют вторую позицию. На 2-е место по рангу учителя города выводят критерий «время выполнения работы, интенсивность профессиональной деятельности», который для сельского учителя занимает первую позицию.

На основе полученных результатов анкетирования правомерен вывод о том, что необходимым условием для осознания меры соответствия личностных свойств социально-нравственным и профессиональным нормам является профессиональное самосознание педагога, важными компонентами которого выступают рефлексия и самооценка. Развитию способностей человека к рефлексии, самосовершенствованию, самообразованию и деятельно-регулятивному отношению к себе способствует праксеологический подход [7, с. 168-172]. Это еще раз подтверждает актуальность праксеологической методологии в условиях внедрения профстандартов, значимость праксеологи-ческой культуры и соответствующей компетентности, в том числе и в составе целостной профессиональной компетентности учителя сельской школы.

Праксеологическая компетентность педагога сельской школы - это комплекс знаний, умений, черт характера и личностных смыслов и ценностей, обеспечивающих наиболее рациональное практическое использование профессионального потенциала, готовность и способность выбора в конкретных условиях обучения в сельской школе высокорезультативных, экономных и надежных способов педагогической деятельности. Необходимым условием для осознания меры соответствия личностных свойств социально-нравственным и профессиональным нормам является профессиональное самосознание педагога, важными компонентами которого выступают рефлексия и самооценка. Во многом эффективность педагогической деятельности сельского учителя обусловлена качеством задействования природных ресурсов и ресурсов сельского социума (его социально-педагогического потенциала). Минимальный комплекс наиболее фундаментальных праксеоло-гических ориентиров - это концентрированность действий, комплексность, выделение решающего звена, поэтапность развития, организационная гибкость. Праксеологическая компетентность педагога сельской школы предполагает ценностное принятие и реализацию принципов праксеологиче-ского подхода: оптимизации жизнедеятельности и жизнеобеспечения сельской школы (общеобразовательной организации) в целом; рациональной и продуктивной педагогической деятельности в области обучения, воспитания и социализации сельских школьников; рациональной и продуктивной образовательной деятельности обучающихся сельской школы.

Смысловые праксеологические ряды для характеристики содержания педагогической деятельности сельского педагога

Для конкретизации понимания сущности праксеологической компетентности учителя сельской школы представим праксеологические характеристики его педагогической деятельности с учетом специфических условий обучения на селе. При этом мы используем в качестве ориентиров семь смысловых праксеологических рядов для характеристики содержания педагогической деятельности, сформулированных И. А. Колесниковой [3].

1. Идеальный образ педагогической деятельности (качество, успешность, продуктивность, результативность, эффективность)

На качество педагогической деятельности сельского педагога (учителя) влияют множество разнообразных факторов, характеризующих специфику образовательного процесса в сельской школе: социокультурных; природно-экологических, финансовых, материально-технических, коммуникационно-информационных, кадровых, методических, психолого-педагогических, личностных и др.

Успешность педагогической деятельности определяется высоким уровнем сформированно-сти общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и уникальных (специфических, обусловленных особенностями образовательного процесса в сельской школе и окружающих социально-культурно-природных условий жизнедеятельности) компетентностей как составляющих целостной профессиональной компетентности педагога.

Продукт труда педагога - воспитание гражданина, чувствующего себя хозяином земли, способного и желающего успешно трудиться на селе; конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села; способного умело сочетать деятельность в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека. Однако для сегодняшнего выпускника сельской школы важной проблемой является готовность к быстрой адаптации в условиях мегаполиса, так как высокая неопределенность относительно успешной жизнедеятельности на селе и отсутствие развитой социокультурной инфраструктуры после окончания школы обусловливают высокий процент выпускников, вынужден-

ных покидать малую родину и адаптироваться к условиям городской жизни. Следовательно, для продукта труда педагога характерна определенная дуальность в ориентации на конечную цель воспитания и процесс ее достижения.

Эффективность педагогической деятельности сельского учителя определяется, прежде всего, его умением адаптироваться к специфике образовательного процесса сельской школы, которая в большинстве случаев (по крайней мере, в 70% случаев, по данным монографии В. Р. Ясницкой [22], а по Кировской области - в 66%) является малочисленной. Это влечет за собой и другие следствия: многопредметность в преподавании педагога, небогатый суженный круг социальных контактов, применение из-за необходимости расширения числа контактных агентов и малочисленности применения специфических образовательных технологий, в частности технологии организации деятельности разновозрастных коллективов обучающихся (иногда совместно с родителями, педагогами, представителями общественности, жителями поселения). Малочисленность имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В малочисленной сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками, а иногда и родителями обучающихся. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи. В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке [1].

Во многом эффективность педагогической деятельности сельского учителя обусловлена качеством задействования природных ресурсов и ресурсов сельского социума (его социально-педагогического потенциала). Идея расширения связей учащихся с окружающим миром обусловлена ограниченностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, ограниченностью общения в условиях малочисленной школы. Реализация данной идеи позволяет обогатить сферу социальных связей детей, обеспечить их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысить культурный и образовательный уровень школьников, обогатить их социальный опыт, а также предоставляет ребенку возможность осуществлять социальные пробы. Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей. Целесообразно использовать возможности, прежде всего, самой школы, изменив структуру организации образовательного процесса: преодолеть ограниченность образовательного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы, на природе, в местном хозяйстве, разнообразить содержание и формы внеурочной работы и т. д. Целесообразно развивать связи школ с культурными и учебно-воспитательными центрами села, района, области, а также между сельскими школами [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативность образовательной деятельности в сельской школе определяется и идей организации сотворчества участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Для ее реализации на селе имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание особенностей друг друга, атмосфера соборности и семейности, возможность и необходимость собираться всем вместе для обсуждения важных проблем, по случаю праздников. В условиях сельской школы особенно эффективно использование методик коллективной творческой деятельности для организации совместной работы учащихся и родителей [1]. Важным средством педагогизации среды сельского социума и воспитания учащихся могут стать местные музеи, раскрывающие сокровища культуры и историю родного края. При их создании объединяются усилия, достигается сотрудничество жителей села, школы, местных учреждений, органов власти.

2. Инструментальные понятия (самооценка, педагогическая рефлексия, педагогический анализ)

Самооценка, педагогическая рефлексия и педагогический анализ выступают как процедуры, являющиеся обязательными элементами деятельности педагога на всех этапах организации образовательного процесса в сельской школе. С точки зрения праксеологии данные процедуры обеспе-

чивают осмысление процесса деятельности, прежде всего - его проектирование, определение стратегий и тактик, правильного педагогического и дидактического инструментария и организационных форматов, выявление нерациональных способов деятельности и ее шагов, процедур.

3. Свойства успешности действий (целесообразность, целенаправленность, проективность, конструктивность, нормированность, технологичность, методичность, инструментальность, практичность, осмысленность)

Деятельность педагога в условиях сельской школы, как и в других общеобразовательных организациях, ориентирована на достижение приоритетной цели - формирование умения учиться всю жизнь, умений методологического и самообразовательного характера, создание условий для развития различных «самостей» сельского школьника. О дуализме готовности выпускника сельской школы к будущей жизнедеятельности, а следовательно, о дуализме стратегических целей образования в сельской школе, мы уже упоминали выше. Этот момент определяет более широкий диапазон педагогических задач, решаемых в сельской школе, по сравнению с образовательными организациями, расположенными в городах.

Последовательность в достижении цели предполагает организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся как совокупность общепризнанных в педагогике взаимосвязанных и преемственных шагов:

- создание педагогом ситуации определения образовательных целей на предстоящий образовательный период (урок, домашняя самостоятельная деятельность, несколько учебных занятий, период изучения темы учебного предмета и др.); ситуации принятия цели и задач обучающимися и перевод их в личностно значимые ментальные структуры; создание педагогом условий для решения сформулированных целей и задач (определение моделей деятельности обучающихся-воспитанников по достижению целевых ориентиров) - стимулирование активной деятельности по решению задач обучающимися; проверка, анализ и рефлексия реализованных вариантов решения задач.

Проективность деятельности педагога при реализации образовательного процесса в условиях сельской школы проявляется в предвидении хода будущих актов взаимодействия в рамках процесса обучения или воспитательного процесса, проектировании оптимального варианта педагогического (либо дидактического) контакта для данной группы обучающихся, предвидение возможных вариантов моделей деятельности обучающихся-воспитанников и получение образовательного результата с учетом специфики образовательного процесса сельской школы. Очень близким по сути выступает признак конструктивности, предполагающий видение педагогом промежуточных и конечного результатов деятельности обучающихся.

Нормированность деятельности педагога выражается в необходимости выполнения принципов: эти принципы сформулированы в аспектах применяемых нами методологических подходов -интегративно-дифференцированного, праксеологического и психодидактического:

- принципы интегративно-дифференцированного подхода: гармонизации; системности; учета ряда специфических факторов образования в сельской школе; технологичности;

- принципы праксеологического подхода: оптимизации жизнедеятельности и жизнеобеспечения сельской школы (общеобразовательной организации) в целом; рациональной и продуктивной педагогической деятельности в области обучения, воспитания и социализации сельских школьников; рациональной и продуктивной образовательной деятельности обучающихся сельской школы;

- принципы психодидактического подхода: природосообразности, неопределенности для гуманитарных систем; диалектического метода познания и метапредметности; системно-деятельностного подхода в обучении; развивающего обучения и психодидактического комфорта; творческого развития; нравственного развития; единства индивидуальных и групповых форм учебной деятельности.

Деятельность педагога строго упорядочена в рамках используемых сельским педагогом образовательных технологий в соответствии с требованием реализации их режимов и приводит к запланированным изменениям, следовательно, выполняется требование технологичности и методичности. Применение технологии предусматривает и оснащенность деятельности необходимыми средствами в зависимости от того, какая образовательная технология применяется и на каком учебном содержании, т. е. выполняется принцип инструментальности.

4. Способы нормирования и регламентации педагогической активности (законы, принципы, подходы, программы, план)

В качестве нормирующих педагогическую деятельность педагога сельской школы элементов выступают: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [20]; «Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г.» [15], Национальный проект «Сельские школы России» [11]; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [14]; Фундаментальное ядро содержания общего образования [21]; ФГОС для уровней общего среднего образо-

вания [16; 17; 18; 19]; Профессиональный стандарт педагога [13]; Национальная система учительского роста [10; 12]; Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [4]; Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума [2].

Законы: научного познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике; педагогические и дидактические закономерности; закономерности профессиональной педагогической деятельности.

Принципы - сформулированные выше в рамках используемых методологических подходов (интегративно-дифференцированного, праксеологического и психодидактического), общие педагогические и дидактические.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира: формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в Федеральный государственный образовательный стандарт. При этом свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Нецелесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта Федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.

5. Полнота и совершенство структуры педагогической деятельности (цели и задачи, методы, средства, формы, результаты)

Стратегические цели представлены выше, в качестве тактических задач педагогической деятельности рассматриваются следующие:

1. Глубокое и прочное усвоение новых знаний и способов деятельности.

2. Развитие творчества и самостоятельности обучающихся.

3. Развитие информационного мышления (открытого для уточнения, углубления, изменения).

4. Формирование познавательной и коммуникативной, информационной и других компе-тентностей, учебно-познавательной мотивации.

5. Формирование гражданской идентичности сельского школьника через гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры.

6. Осуществление профориентации сельских школьников приоритетно на профессии агро-сферы.

В качестве форм организации деятельности приоритетными являются разновозрастные. Организовать разновозрастное взаимодействие в сельской школе гораздо легче, чем в городской. Компактное проживание учащихся в небольших населенных пунктах, корпоративность отношений по родственному признаку ведут к тому, что такой тип взаимодействия формируется не только в школе, но и за ее пределами. Он воспринимается школьниками как вполне естественный и служит основой для развития дружеских, товарищеских отношений среди детей разного возраста [1] и др.

Используются все возможные средства обучения в зависимости от образовательной ситуации, дополнительно - ресурсы естественной природы и социокультурного окружения школы.

6. Организационно-процессуальная сторона педагогического поведения (стратегия педагогической деятельности; логика педагогической деятельности; педагогическая тактика; профессиональные действия; методика, технологические процедуры; педагогическая техника)

Данные характеристики в основном сходны с аналогичными характеристиками учителя городской школы, однако специфика условий образовательного процесса в сельской школе находит свое отражение в каждой компоненте организационно-процессуальной стороны педагогического поведения.

Малочисленность и многопредметность как характерные устойчивые черты сельской школы; психологическая атмосфера, по своим параметрам близкая к семейной; многофункциональность образовательной организации села и ее миссия как ресурса для подготовки интеллектуального и трудового потенциала сельского социума; близость естественной природы обусловливают специфику организационно-процессуальной стороны педагогического поведения.

Относительно технологической культуры сельского учителя необходимо заметить, что в силу своего полипрофессионализма (совмещение преподавания различных предметов, обучение детей разных возрастов, выполнение различных видов педагогической деятельности: кроме преподавания - просвещение, воспитательная работа, валеологическая и просветительская деятельность, выполнение функций психолога и социального педагога) он обязан обладать гораздо более богатой технологической культурой, чем его городской коллега.

7. Специфика педагогического взаимодействия, профессионально-педагогическая позиция

Основной характерной чертой педагогического взаимодействия выступает его гуманистическая направленность при реализации обучения и воспитания. При этом педагог ориентируется на высокую степень толерантности педагогических подходов; расширяет диапазон своих ролей (позиций) во взаимодействии с обучаемыми и воспитанниками, т. е. раскрывает все богатство своей личности, «не боясь выйти из заданного профессией "футляра"» [22, с. 65]; принимает ребенка таким, каков он есть, и на основе этого помогает ему стать лучше, признает его уникальность и неповторимость, его право на обособление и самоопределение; формирует ценностный базис обучения и воспитания (в малочисленной школе сформировать ядро культуры - ценностный базис - проще из-за меньшего количества разнонаправленных ценностных ориентаций и более частого возникновения ситуаций взаимного предъявления ценностей); выполняет эмотивную функцию - компенсирует возможный недостаток эмоций (особенно положительных) в жизни обучаемых и воспитанников через включение их в значимые для них и окружающих события, ситуации формирования культуры эмоционального самовыражения, навыков саморегуляции в общении с людьми.

В целом педагог стимулирует четыре само- : самопознание, самоопределение, самореализацию, самореабилитацию (процесс и результат достижения им психического равновесия и комфортности) сельского школьника как главные компоненты его самоизменения, т. е. педагог сельской школы максимально использует возможности индивидуального подхода, которыми малочисленная школа обладает в гораздо большей степени, чем «школы-мегаполисы».

Итак, определение праксеологических основ деятельности педагога сельской школы находится в самом начале пути. Для решения этой задачи требуется совместная научная дискуссия ученых и практиков для выработки новой методологии педагогической деятельности учителя сельской школы.

Список литературы

1. Воспитательный процесс в сельской школе. URL: https://knigi.Hnk/vospitatelnyiy-protsess_996/vospita-telnyiy-protsess-selskoy-18171.html. (дата обращения: 13.03.2018).

2. Гурьянова М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. М. : Пед. о-во России, 2005. 48 с.

3. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2005. 256 с.

4. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. URL: http://pnu.edu.ru/ media/filer_public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf] (дата обращения: 13.03.2018).

5. Ленглер О. А. Применение праксеологического подхода в процессе становления субъектности учащихся // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 203-207.

6. Любогор О. В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1436.htm (дата обращения: 13.03.2018).

7. Любогор О. В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности: методологическое и психолого-педагогическое обоснование // Взаимосвязь педагогики и психологии в педагогическом исследовании: материалы форума молодых исследователей - участников научной олимпиады аспирантов и членов консорциума молодых исследователей в области педагогической науки Северо-Запада / сост. С. А. Писарева. СПб. : ЛЕМА, 2010. С. 168-172.

8. Михайлова Е. Н. Праксеологизация самостоятельного исследования педагога посредством использования дистанционной среды обучения MOODLE // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 4 (15). С. 122-128.

9. Монахова Л. Ю., Федорова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. Т. 19. № 4. 2017. С. 9-10.

10. Национальная система роста педагога: Проект. Версия 3.3 23 мая 2016. URL: http://kiro46.ru/docs/ Proekt%20NSUR%203_3.pdf. (Дата обращения 13.03.2018)

11. Национальный проект «Сельские школы России». URL: http://сельскиешколыроссии.рф (дата обращения: 13.03.2018).

12. Подходы к использованию результатов оценки качества образования для построения Национальной системы учительского роста обсудили на конференции ФИПИ. URL: http://www.obrnadzor.gov.ru/ ru/press_center/news/index.php?id_4=5994 (дата обращения: 13.03.2018).

13. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=155553#0 (дата обращения: 13.03.2018).

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: government.ru (дата обращения: 13.03.2018).

15. Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/ sel-terr/strateg_2030.pdf (дата обращения: 13.03.2018).

16. ФГОС дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (действует с 1 января 2014 г.). URL: https://rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html (дата обращения: 13.03.2018).

17. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/8033 (дата обращения: 13.03.2018).

18. ФГОС основного общего образования. Новая типология уроков. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 13.03.2018).

19. ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/ 5185 (дата обращения: 13.03.2018).

20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Изд-во «Омега-Л», 2013. 134 с. (Законы Российской Федерации).

21. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с. (Стандарты второго поколения).

22. Ясницкая В. Р. Теория и методика социального воспитания в малочисленной сельской школе / под общ. ред. А. В. Мудрика. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. 368 с.

Praxiological aspects of the professional activity of the teacher of rural school

O. V. Korshunova

Doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of pedagogics chair, Vyatka State University. Kirov, Russia.

ORCID: 0000-0003-2693-0305. E-mail: [email protected]

Abstract: The research urgency is caused by necessity of increase of efficiency of pedagogical activity, quality of execution of labor duties of a teacher required by the appropriate Professional standard.

The purpose of the article is to formulate the basic theoretical constructs of praxeological approach to the professional activity of a teacher of a rural school. Among them are the concept of praxeological competence of the teacher of a rural school, semantic praxeological series characterizing the content of the professional activity of the teacher of a rural school.

Subject and results of the study: this article contains the concept of teacher's praxeological competence in rural school, which has been formulated for the first time. Also there's information about the empirical research results of praxeological components in the professional activity of teachers, working in urban and rural schools. Seven semantic praxeological series for describing the content of the teacher's professional activity in a rural school have been specified here: concepts, that revealing the ideal way of activity (quality, success, productivity, impact, effectiveness); instrumental concepts (self-evaluation, pedagogical reflection, pedagogical analysis); action success features (feasibility, focus, projectivity, constructiveness, standardization, technological effectiveness, methodicalness, instrumentality, practicality, meaningfulness); pedagogical activity ways of normalization and regulating (laws, principles, approaches, programs, plan); completeness and perfection of the pedagogical activity structure (goals and objectives, methods, means, forms, results); the organizational and procedural aspect of pedagogical behavior (the strategy of pedagogical activity, the logic of pedagogical activity, pedagogical tactics, professional actions, methodology, technological procedures, pedagogical technique); specificity of pedagogical interaction, professional and pedagogical position.

Application of the results: the sphere of basic general education, higher professional education in pedagogical areas of training, the system of additional professional education of teachers.

Keywords: rural school, teacher, competence, praxeology, praxeological series.

References

1. Vospitatel'nyj process v sel'skoj shkole - Educational process in rural school. Available at: https://knigi.link/ vospitatelnyiy-protsess_996/vospitatelnyiy-protsess-selskoy-18171.html. (circulation date: 13.03.2018).

2. Gur'yanova M. P. Koncepciya formirovaniya zhiznesposobnoj lichnosti v usloviyah sel'skogo sociuma [Concept of formation of a viable personality in the conditions of rural society]. M. Ped. Society of Russia. 2005. 48 p.

3. Kolesnikova I. A., Titova E. V. Pedagogicheskaya prakseologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical praxeology: student handbook for higher institutions. M. RC "Academy". 2005. 256 p.

4. Koncepciya razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii - Concept of multicultural education development in the Russian Federation. Available at: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/1b/a5/1ba5a122 7f0f 4008 a73d 9f5c2a8c922b/concept.pdf] (date accessed: 13.03.2018).

5. Lengler O. A. Primenenie prakseologicheskogo podhoda v processe stanovleniya sub"ektnosti uchashchihsya [Application of praxeological approach in the process of formation of subjectivity of students] // Pedagogical education in Russia. 2012, No. 5, pp. 203-207.

6. Lyubogor O. V. Prakseologicheskij podhod k analizu rezul'tativnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti [Praxeologi-cal approach to the analysis of the effectiveness of teaching. Available at: http://www.emissia.org/offline/ 2010/l436.htm (circulation date: 13.03.2018).

7. Lyubogor O. V. Prakseologicheskij podhod k analizu rezul'tativnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti: metodo-logicheskoe i psihologo pedagogicheskoe obosnovanie [Praxeological approach to the analysis of the effectiveness of pedagogical activity: methodological and psycho-pedagogical rationale] // Vzaimosvyaz' pedagogiki i psihologii v peda-gogicheskom issledovanii: materialy foruma molodyh issledovatelej - uchastnikov nauchnoj olimpiady aspirantov i chlen-ov konsorciuma molodyh issledovatelej v oblasti pedagogicheskoj nauki Severo Zapada - Relationship of pedagogy and psychology in educational research: proceedings of the forum of young researchers - participants of Scientific Olympiad of graduate students and members of the consortium of young researchers in the field of pedagogical sciences of Northwest / comp. S. A. Pisareva. SPb. LEMA. 2010. Pp. 168-172.

8. Mihajlova E. N. Prakseologizaciya samostoyatel'nogo issledovaniya pedagoga posredstvom ispol'zovaniya dis-tancionnoj sredy obucheniya MOODLE [Praxeologization of self-study of teacher through the use of distance learning environment MOODLE] // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire - Professional education in the modern world. 2014, No. 4 (15), pp. 122-128.

9. Monahova L. YU., Fedorova V. S. Praksiocentrizm v professional'nom standarte pedagoga [Praxiscentrum in the professional standard of the teacher] // Obrazovanie i nauka - Education and science. Vol. 19. No. 4. 2017. Pp. 9-10.

10. Nacional'naya sistema rosta pedagoga: Proekt. Versiya 3.3 23 maya 2016 - National system of teacher growth: Project. Version 3.3 May 23, 2016. Available at: http://kiro46.ru/docs/Proekt%20NSUR%203_3.pdf. (Accessed 13.03.2018)

11. Nacional'nyj proekt «Sel'skie shkoly Rossii»- National project "Rural schools of Russia". Available at: http://ce^bCKHemK0^Mp0CCHH.p^ (Access date: 13.03.2018).

12. Podhody k ispol'zovaniyu rezul'tatov ocenki kachestva obrazovaniya dlya postroeniya Nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta obsudili na konferencii FIPI - Approaches to use of the results of the assessment of the quality of education for building a national system of teacher growth were discussed at the FIPI conference. Available at: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=5994 (Access date: 13.03.2018).

13. Professional standard Teacher (teaching activities in pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) (Order of the Ministry of Labor of Russia from 18.10.2013 № 544h (with amend. on 25.12.2014). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=155553#0 (accessed 13.03.2018). (in Russ.)

14. Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Available at: gov-ernment.ru (Access date: 13.03.2018). (in Russ.)

15. Strategy for sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2030 Approved by decree of the RF Government from 02.02.2015 No. 151-p. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/region_stat/sel terr/strateg_2030.pdf (Access date: 13.03.2018). (in Russ.)

16. Federal State Educational Standard of preschool education was approved by order No. 1155 of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated October 17, 2013 (effective January 1, 2014). Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk standard dok.html (date accessed: 13.03.2018). (in Russ.)

17. Federal State Educational Standard of primary general education was approved by order No. 373 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 6 October 2009. Available at: https://xn 80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/8033 (date accessed: 13.03.2018). (in Russ.)

18. Federal State Educational Standard for basic General education. New typology of lessons. Available at: https://xn 80abucjiibhv9a.xn p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83% D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B / 543 (accessed 13.03.2018). (in Russ.)

19. Federal State Educational Standard for secondary (full) general education (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated may 17, 2012 № 413). Available at: https://xn 80abucjiibhv9a.xn p1ai/documents / 5185 (accessed 13.03.2018). (in Russ.)

20. Federal law "On education in the Russian Federation". M. Publishing house "Omega-M". 2013. 134 p. (Laws of the Russian Federation). (in Russ.)

21. Fundamental'noeyadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya - The fundamental core of the content of general education / Rus. Acad. of Science, Rus. Acad. of Education; ed. by V. V. Kozlov, A. M. Kondakov. 4th ed., elabor. M. Prosveshcheniye. 2011. 79 p. (Standards of the second generation).

22. YAsnickaya V. R. Teoriya i metodika social'nogo vospitaniya v malochislennoj sel'skoj shkole [Theory and methods of social education in small rural schools] / under the general editorship of A.V. Mudrik. M. Canon+ ROOI "Re-abilitatsiya". 2009. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.