4. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya ipraktika proektirovaniya ped. sistem. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.
5. Yakimanskaya I.S., Yakunina O.S. Lichnostno-orientirovannyj urok: planirovanie i tehnologiya provedeniya. Direktor shkoly. 1998.
6. Leont'eva A.N. Lichnostno-orientirovannyj podhod v sisteme povysheniya kvalifikacii. Povyshenie kvalifikacii i perepodgotovka kadrov kak faktorrazvitiya obscheobrazovatel'nojshkoly: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 18-19 dekabrya 1996 g. Kemerovo, 1996.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 378
Amirova Z.B., senior teacher, Department of Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Agamuradova R.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ragimkhanova L.K., Сand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES. The article emphasizes that a contemporary teacher raises a problem to look for new educational technologies for the development of motivation at English lessons, which takes into account the most serious interest and schools. The paper defines and describes characteristics of educational technology in vocational education institutions, where along with the higher educational schools training foreign language teachers for primary and basic schools is conducted. The use of modern educational technologies of formation of communicative culture of the teacher of a foreign language is an issue little understood and requires further research. Key words: culture, communicative culture, teacher, technology, educational technology, teacher of foreign languages.
З.Б. Амирова, ст. преп. каф. иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.Ш. Агамурадова, канд. филол. наук, доц., каф. иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.К. Рагимханова, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье подчёркивается, что перед современным преподавателем поднимается проблема поиска новых образовательных технологий для развития мотивации на уроках английского языка, который бы учитывал большую и серьезную заинтересованность учащихся школ. Выделяются и описываются характерные особенности образовательных технологии в учреждениях профессионального образования, где наряду с высшими учебным заведениям осуществляет подготовка учителей иностранного языка для начальной и основной школы. Использование современных образовательных технологии формирования коммуникативной культуры учителя иностранного языка проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: культура, коммуникативная культура, учитель, технология, образовательные технология, учитель иностранного языка.
В последние годы перед российским образованием поднимается вопрос о качество подготовки специалистов, применения новых форм и методов преподавания иностранного языка, новый подход к процессу обучения, использования новых информационных технологий в средней школе. Важнейшей целью учителя иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Также необходимо заметить, что ввиду перехода российской высшей школы на уровневую систему высшего образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты, количество аудиторных часов на изучение иностранного языка на неязыковых специальностях резко сокращается. Соответственно, для сохранения качества обучения иностранному языку необходимо использовать такие методы и технологии обучения, которые могут дать положительные результаты за сравнительно короткий период обучения.
Основным задачей учителя иностранного языка состоит в том, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать новые образовательные технология, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество.
В решении этого вопроса мы ориентируемся на общемировые тенденции, мировые стандарты качества, обуславливающие необходимость изменений в образовательной системе и расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что требует наличия таких качеств, как коммуникабельность и толерантность.
Коммуникабельность ориентирована с умением общаться, умением прогнозировать поведение собеседника и извлекать необходимую информацию для эффективного образования и
воспитания квалифицированного, конкурентоспособного, творческого и при этом высоконравственного специалиста в педагогической сфере становится коммуникативная культура личности.
Основную роль в процессе формирования коммуникативной культуры учителя играют изучение языков и освоение иноязычных культур, на сегодняшний день в условиях информатизации, когда общество стало мобильным, коммуникативный, культурологический и личностно ориентированный подходы к изучению иностранного языка становятся очевидными. В современных условиях на плечи учителя ложится необходимость обучать различным категориям учащихся в контексте диалога культур и цивилизаций современного мира и самому владеть нормами профессионального общения и адаптироваться в новой образовательной среде.
Понятие «коммуникативная культура» ряд учёных рассматривают как совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств.
Коммуникативная культура связывают с понятием «общение» на обеспечение благоприятного эмоционального климата, максимального использования личностных особенностей учителя и учеников, развитие мотивации последних и творческого характера учебной деятельности [1].
Авторы И.Я. Лернер, А. Сластенин, А.В. Мудрик, Е.В. Бонда-ревская в рамках педагогических исследований рассматривают коммуникативную культуру как основу профессиональной деятельности педагога, как показатель профессиональных и базовых качеств личности, как вид профессионально-педагогической культуры [2].
В диссертационных исследованиях рассматриваются проблемы формирования коммуникативной культуры учителя и преподавателя вуза (Г.П. Максимова, В. Мищенко), школьников младшей и средней ступени обучения (Е.В. Кравченко, О.П. Кравчук), проблемы формирования и развития коммуникативной культуры в профессиональном образовании (И.А. Мазае-ва, М.А. Царёв) [3].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить, что имеется недостаточно исследований, посвящён-ных формированию коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка. Что касается специфики использования учителем образовательных технологий, то в этой области формирования коммуникативной культуры остаются неисследованными [4].
При этом требует уделять внимание вопросам повышения общей культуры и при этом развивать способности к налаживанию содержательного, разнообразного, творческого и эффективного общения в будущей педагогической деятельности выпускнику педагогического вуза выдвигается овладение коммуникативной культурой.
В настоящее время активно развиваются образовательные технологии в учреждениях профессионального образования, где наряду с высшими учебными заведениями осуществляется подготовка учителей иностранного языка для начальной и основной школы. В современной России развитие профессиональных образовательных учреждений является приоритетным направлением модернизации образования, одна из причин заключается в доступности обучения для различных категорий населения в условиях расслоения общества. Вместе с тем образовательный процесс является практико-ориентированным, что отвечает запросам современной деятельности.
При подготовке учителя иностранного языка педагогические вузы учитывают богатый отечественный и зарубежный опыт подготовки педагогических кадров. Однако в силу новизны, отсутствия достаточного опыта подготовки по данной специальности, несовершенства временно действовавшего стандарта, отсутствия полной согласованности программ колледжей и вузов можно утверждать, что проблема подготовки учителя иностранного языка в рамках педагогического колледжа является малоисследованной. Таким образом, имеются основания считать проблему развития коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка, в условиях педагогического вуза требующей специального рассмотрения [5].
Система развития коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка будет эффективно функционировать при правильном выборе путей её реализации. В этой связи требует осмысления создание технологии развития коммуникативной культуры в практике подготовки специалиста в сфере иноязычного образования.
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студента, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает лич-ностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.
При формирования коммуникативной культуры используются следующие образовательные технологии:
Технология коммуникативного обучения: направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
Технология дифференцированного обучения: предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал.
Технология модульного обучения: предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учащимися определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Основными средствами модульного обучения служат учебные модули.
Информационно-коммуникационные технологии: расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.
Технология использования компьютерных программ: позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы и направлены на развитие грамматических и лексических навыков.
Интернет-технологии: предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой.
Технология индивидуализации обучения: помогает реализо-вывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Технология тестирования: используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку.
Проектная технология: обеспечивает личностно-ориенти-рованное обучение, это способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Технология обучения в сотрудничестве: реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях и каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.
Тренинговая технология: разработана для преобразования индивидуального аспекта, основана на личностном переосмыслении содержания деятельности общения и расширения поведенческого репертуара студентов.
Межкультурная технология: направлена на преобразование предметного аспекта, предполагает принятие основ межкультурной коммуникации и воспитание межкультурной компетентности. Она включает ряд методов: биографической рефлексии, интерактивного моделирования, ролевых игр, симуляции.
Профессионально-ориентированная технология: направлена на развитие профессионального аспекта, предполагает профессиональное развитие студентов в сфере коммуникативного поведения в учебном процессе и в области педагогического общения. Профессионально-ориентированная технология включает две группы приёмов, обеспечивающих развитие умений решать коммуникативные задачи в педагогическом процессе и выполнять иноязычные речевые функции.
Игровая технология: позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление учащихся и раскрывая личностный потенциал каждого. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению иностранного языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Современные образовательные технология в развитие коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка обладают следующими характеристиками: компетентностью, по-лидидактичность, гуманистическая основа, культурологический контекст, коммуникативная направленность.
Образовательные технология, направленная на развитие профессионального аспекта, предполагает профессиональное развитие студентов в сфере коммуникативного поведения в учебном процессе и в области педагогического общения.
Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка повышает качество образовательного процесса, развивает коммуникативную культуру в единстве всех её компонентов.
Библиографический список
1. Максимова Г.П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
2. Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя. Москва, 1993.
3. Битюцкая Н.Н. Педагогические технологии развития коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка (в условиях педагогического колледжа). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Елец, 2006.
4. Гаджиев Р.Д., Магомедова М.А. Формирование технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия психолого-педагогические науки. Махачкала, 2009; 3: 55 - 57.
5. Будько А.Ф., Леонтьева Т.П. Приёмы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в языковом вузе. Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Минск: «Вышейшая школа», 1992.
References
1. Maksimova G.P. Kommunikativnaya kul'tura prepodavatelya i ee razvitie v professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2000.
2. Slastenin V.A. Professional'naya kul'tura v strukture lichnosti uchitelya. Moskva, 1993.
3. Bityuckaya N.N. Pedagogicheskie tehnologii razvitiya kommunikativnoj kul'tury buduschego uchitelya inostrannogo yazyka (v usloviyah pedagogicheskogo kolledzha). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elec, 2006.
4. Gadzhiev R.D., Magomedova M.A. Formirovanie tehnologicheskoj kul'tury buduschego uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2009; 3: 55 - 57.
5. Bud'ko A.F., Leont'eva T.P. Priemy professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku v yazykovom vuze. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Minsk: «Vyshejshaya shkola», 1992.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 378.637
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Veretennikova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of Institute of Additional Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Shamarina Е.V., Cand. of Sciences (Cultorology), senior lecturer, Department of Phylosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO ENSURE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A YOUNG TEACHER. The article presents a way to form innovative educational environment to ensure professional development of a young teacher on the following topical areas of modern education: the trajectories of professional development of a young teacher; technology with operational staff support the region's schools with modern educational institution; development and improvement of the professional competence of expert ungraded schools; responsible parenthood and school teacher interaction with parents, health-educational space technology and a healthy lifestyle; specificity of training and education of gifted and highly motivated children in modern educational space; social networks as a tool for professional teacher communication; the role of digital technology and robotics in the development of educational space; organization of the educational process of children with disabilities; strategy for the development of an additional education of schoolboys in conditions of an educational organization.
Key words: holistic educational environment, young teachers, effective introduction of Federal Educational Standards and professional standards of teachers, quality of interaction between all subjects of educational activities.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Л.А. Веретенникова, канд. пед. наук, доц., директор Института дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Е.В. Шамарина, канд. филос. наук, доц. каф. философии и культурологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
В статье представлены возможности формирования инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога по следующим актуальным направлениям современного образования: траектории профессионального развития молодого педагога; технология организации оперативной кадровой поддержки школ региона современным педагогическим вузом; развитие и совершенствование профессиональной компетентности специалиста малокомплектной школы; школа ответственного родительства и взаимодействие учителя с родителями, здоровьесберегаю-щее образовательное пространство и технологии формирования здорового образа жизни; специфика обучения и воспитания одаренных и высокомотивированных детей в современном образовательном пространстве; социальные сети как инструмент профессиональной коммуникации педагога; роль цифровых технологий и робототехники в развитии образовательного пространства; организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья; стратегия развития дополнительного образования школьников в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: целостное образовательное пространство, молодые педагоги, эффективная реализация ФГОС и профстандарта педагога, качество взаимодействия между всеми субъектами педагогической деятельности.
Формирование инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога является актуальным направлением развития современного образования [1 - 14], но, несмотря на его значимость, на данный момент нами не выявлено наличие комплексных научных разработок по данной теме. В настоящее время проводится
сравнительно немного исследований по отдельным аспектам данной проблематики: создание и работа сетевого профессионального сообщества учителей английского языка города; создание сетевого профессионального сообщества и его организация (г. Ноябрьск, Тюменская область); технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности