Научная статья на тему 'Интерактивные формы сопровождения профессионального развития молодых специалистов дошкольного образования в современной социально-педагогической среде'

Интерактивные формы сопровождения профессионального развития молодых специалистов дошкольного образования в современной социально-педагогической среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / ФОРУМ / FORUM / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / YOUNG SPECIALIST / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRESCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Н.П., Колтыгина Е.В., Новикова Н.В.

В статье раскрывается проблема совершенствования процесса профессионального развития молодых специалистов в области дошкольного образования на этапе их становления и саморазвития в педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях. Авторами представлена разработка одной из действенных, интерактивных форм взаимодействия педагогов модераторская площадка «Дошкольное образование территория стартов». Площадка направлена на формирование профессионального сообщества молодых специалистов, учащихся в совместной деятельности конструировать механизмы для «стартов» всех участников образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Разработан сценарий проведения площадки, который может быть воспроизводим при соблюдении основных условий и технологии поэтапной организации деятельности участников взаимодействия специально подготовленными модераторами. Результатом деятельности площадки становятся: накопление молодыми специалистами опыта разработки коллективных социально-педагогических проектов, мотивация дальнейшего развития и участия в профессиональных сообществах, совершенствования знаний, умений в области социально-педагогического проектирования в системе дошкольного образования. Умение видеть и формулировать стартовые возможности детей, родителей и самих педагогов формирует вариативность мышления, педагогический оптимизм, прогностические способности личности. Разработанный сценарий реализован в ходе организации методического объединения старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Железнодорожного района города Барнаула: «Активные формы организации методической работы в ДОУ» на базе МБДОУ «Детский сад № 40» общеразвивающего вида. В статье сформулированы возможные риски при проведении такого рода площадок, предложены варианты их профилактики и преодоления. Представленный сценарий получит дальнейшую практику реализации в рамках Международного форума «Молодой учитель: формула успеха», проводимый на базе Алтайского государственного педагогического университета г. Барнаула Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF SUPPORTING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATION IN MODERN SOCIO-PEDAGOGICAL SPHERE

The article reveals a problem of improving the professional development of young specialists of preschool education at the stage of their formation and self-development in pedagogical activities in preschool educational organizations. The authors presents the development of one of the most effective, interactive forms of teachers interaction moderator Playground “Pre-school education the territory of starts”. The site focuses on forming a professional community of young professionals and students learning in joint activity to design mechanisms for “starts” of all participants of educational process in modern preschool institution. The researchers develope a scenario of the platform that can be reproduced in case of following the basic terms and technologies of the phased organization of the activities of the participants by specially trained moderators. The results of the playground activity are the gaining by young specialists the experience of the development of a joint socio-pedagogical projects, the motivation for the further development and participation in professional communities, knowledge and skills improvement in the socio-pedagogical designing sphere of preschool education. The ability to see and formulate the starting points of children, parents and teachers forms the variability of thinking, pedagogical optimism, the predictive abilities of the person. The developed scenario is realized during the organization of methodical association of senior teachers of preschool educational institutions of the Zheleznodorozhniy district of Barnaul: “Active forms of organization of methodical work in preschool” on the basis of MBDOU “Kindergarten №40” generally developing form. The article defines the potential risks associated with the holding of such sites, and the options proposed for their prevention and overcoming. The presented scenario will get further practice of realization as part of the International forum “Young Teacher: the Formula for Success”, held at the Altai State Pedagogical University, Barnaul, Altai Krai.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы сопровождения профессионального развития молодых специалистов дошкольного образования в современной социально-педагогической среде»

дим также контроль или самоконтроль за тем, насколько основательно у студентов сформировались предусмотренные учебной программой базовые грамматические навыки, какие пробелы в знаниях существуют и каким образом можно заполнить подобного рода пробелы. В данном случае речь идет уже об оценочном уровне, включающим в себя контроль и самоконтроль. Важно не только то, каким путем осуществляется выработка грамматических навыков, но и в какой именно последовательности [6]. В самом процессе формирования грамматических навыков и их усвоения развиваются мышление, память, воображение студен-

Библиографический список

тов. При методически корректной подаче грамматических явлений наблюдается повышение интереса к изучаемому языку, даже среди студентов неспециальных факультетов и институтов высших учебных заведений.

Таким образом, грамматические навыки являются важным компонентом языковой компетенции студентов неязыковых факультетов и институтов и занимают довольно значимое место в процессе достижения основной цели коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам - способности к коммуникации на изучаемом языке.

1. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. Москва: Добросвет, 2000.

2. Ur P. Grammar Practice Activities. A practical guide for teachers. New York: Cambridge University Press, 1999.

3. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. Москва: Языки славянской культуры, 2001. Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.

4. Медведева Т.С. Ключевые концепты немецкойлингвокультуры: монография. М.В. Опарин, Д.И. Медведева; под ред. Т.И. Зелениной. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011.

5. Владимирская Л.М. Немецкая грамматика и иноязычная компетентность студентов-нелингвистов. Актуальные проблемы лингвистики илингводидактики. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2010, 4: 14 - 20.

6. Копрева Л.Г. Проблема формирования грамматических навыков английского языка. Общество: социология, психология, педагогика. 2011; 1-2: 149 - 152.

References

1. Gak V.G. Teoreticheskaya grammatika francuzskogo yazyka. Moskva: Dobrosvet, 2000.

2. Ur P. Grammar Practice Activities. A practical guide for teachers. New York: Cambridge University Press, 1999.

3. Vezhbickaya A. Sopostavlenie kul'tur cherez posredstvo leksiki i pragmatiki. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2001. Yazyk. Semiotika. Kul'tura. Malaya seriya.

4. Medvedeva T.S. Klyuchevye koncepty nemeckoj lingvokul'tury: monografiya. M.V. Oparin, D.I. Medvedeva; pod red. T.I. Zeleninoj. Izhevsk: Izdatel'stvo «Udmurtskij universitet», 2011.

5. Vladimirskaya L.M. Nemeckaya grammatika i inoyazychnaya kompetentnost' studentov-nelingvistov. Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Barnaul: Izd-vo Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava, 2010, 4: 14 - 20.

6. Kopreva L.G. Problema formirovaniya grammaticheskih navykov anglijskogo yazyka. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2011; 1-2: 149 - 152.

Статья поступила в редакцию 27.09.17

УДК 373.2 + 37.013.42

Sazonova N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natik46@yandex.ru

Koltygina E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Health Knowledge and BJD, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: koltena@mail.ru

Novikova N.V., senior tutor, MBDOU № 40, the head of methodical Association of senior preschool teachers of Zheleznodorozhniy district (Barnaul, Russia), E-mail: nata.nov@mail.ru

INTERACTIVE FORMS OF SUPPORTING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATION IN MODERN SOCIO-PEDAGOGICAL SPHERE. The article reveals a problem of improving the professional development of young specialists of preschool education at the stage of their formation and self-development in pedagogical activities in preschool educational organizations. The authors presents the development of one of the most effective, interactive forms of teachers interaction - moderator Playground "Pre-school education - the territory of starts". The site focuses on forming a professional community of young professionals and students learning in joint activity to design mechanisms for "starts" of all participants of educational process in modern preschool institution. The researchers develope a scenario of the platform that can be reproduced in case of following the basic terms and technologies of the phased organization of the activities of the participants by specially trained moderators. The results of the playground activity are the gaining by young specialists the experience of the development of a joint socio-pedagogical projects, the motivation for the further development and participation in professional communities, knowledge and skills improvement in the socio-pedagogical designing sphere of preschool education. The ability to see and formulate the starting points of children, parents and teachers forms the variability of thinking, pedagogical optimism, the predictive abilities of the person. The developed scenario is realized during the organization of methodical association of senior teachers of preschool educational institutions of the Zheleznodorozhniy district of Barnaul: "Active forms of organization of methodical work in preschool" on the basis of MBDOU "Kindergarten №40" generally developing form. The article defines the potential risks associated with the holding of such sites, and the options proposed for their prevention and overcoming. The presented scenario will get further practice of realization as part of the International forum "Young Teacher: the Formula for Success", held at the Altai State Pedagogical University, Barnaul, Altai Krai.

Key words: support, professional development, interactive methods, forum, young specialist, pre-school teacher.

Н.П. Сазонова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Е-mail: natik46@yandex.ru

Е.В. Колтыгина, канд. психол. наук, доц. каф. медицинских знаний и БЖД Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Е-mail: koltena@mail.ru

Н.В. Новикова, ст. восп. МБДОУ № 40, руководитель методического объединения старших воспитателей дошкольных учреждений Железнодорожного района, г. Барнаул, Е-mail: nata.nov@mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В статье раскрывается проблема совершенствования процесса профессионального развития молодых специалистов в области дошкольного образования на этапе их становления и саморазвития в педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях. Авторами представлена разработка одной из действенных, интерактивных форм взаимодействия педагогов - модераторская площадка «Дошкольное образование - территория стартов». Площадка направлена на формирование профессионального сообщества молодых специалистов, учащихся в совместной деятельности конструировать механизмы для «стартов» всех участников образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Разработан сценарий проведения площадки, который может быть воспроизводим при соблюдении основных условий и технологии поэтапной организации деятельности участников взаимодействия специально подготовленными модераторами. Результатом деятельности площадки становятся: накопление молодыми специалистами опыта разработки коллективных социально-педагогических проектов, мотивация дальнейшего развития и участия в профессиональных сообществах, совершенствования знаний, умений в области социально-педагогического проектирования в системе дошкольного образования. Умение видеть и формулировать стартовые возможности детей, родителей и самих педагогов формирует вариативность мышления, педагогический оптимизм, прогностические способности личности. Разработанный сценарий реализован в ходе организации методического объединения старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Железнодорожного района города Барнаула: «Активные формы организации методической работы в ДОУ» на базе МБДОУ «Детский сад № 40» общеразвивающего вида. В статье сформулированы возможные риски при проведении такого рода площадок, предложены варианты их профилактики и преодоления. Представленный сценарий получит дальнейшую практику реализации в рамках Международного форума «Молодой учитель: формула успеха», проводимый на базе Алтайского государственного педагогического университета г Барнаула Алтайского края.

Ключевые слова: сопровождение, профессиональное развитие, интерактивные методы, форум, молодой специалист, педагог дошкольного образования.

Система современного образования находится на этапе постоянных трансформаций. Происходит изменение концепции современного образования на всех его ступенях, разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются позиции по отношению к организации, технологиям, условиям педагогической деятельности. В этой связи, динамичным должен быть и педагог в этой системе, обладающий комплексом общекультурных, общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций, а так же ценностно относящийся к деятельности и участникам образовательного процесса. Такая динамичность невозможна без повышения квалификации, участия в различных формах взаимодействия в педагогическом сообществе. Неконечность в освоении профессионально-значимых знаний, умений, готовностей, опыта обусловливает актуальность постоянного развития, выхода за рамки узкого индивидуального профессионального сознания [1; 2; 3].

На наш взгляд, ведущим в развитии педагогических кадров может считаться тезис о том, что необходимо дать специалисту ключ к познанию действительности, а так же систему готовностей выполнять ключевые виды профессиональной деятельности, грамотно планировать и оценивать процесс своего становления в профессии, формировать у него установку на дальнейшее совершенствование и самоизменение [4].

Наиболее «незащищённой» категорией педагогов в профессиональной среде являются молодые специалисты, находящиеся на первоначальном этапе адаптации, становления в профессии, на этапе приобретения индивидуального стиля, собственного «Я», идентификации себя с другими участниками образования. Изучение потребностей молодых педагогов на этапе вхождения в профессию связаны, прежде всего, с необходимостью внедрения сформированных компетенций в образовательную деятельность, с ориентацией специалистов в новой образовательной среде, с необходимостью включаться в профессиональное взаимодействие с участниками педагогического процесса.

Одним из вариантов решения задач адаптации и развития молодых специалистов, формирования резерва квалифицированных педагогических кадров является проведение целевых форумов, объединяющих молодежь различных регионов в обсуждении и решении современных проблем образования. Такой тип взаимодействия позволяет расширить профессиональный круг общения, овладеть опытом участия в новых формах деятельности, совершенствовать свои компетенции. Социально-эмоциональный эффект таких форм определяется приобретением уверенности в своем выборе, преодолением тревожности, возможных кризисов, связанных с адаптационным периодом вхождения в профессию.

Форум является интерактивной формой сопровождения молодых специалистов, который может комплексно и эффективно решать задачи становления и развития молодых специалистов.

Разнонаправленные площадки дают возможность участникам выбирать поле своей активности и приложения собственного опыта, ориентируясь на сферу собственных интересов и возможностей.

Одной из эффективных форм организации взаимодействия педагогов дошкольного образования может быть модераторская площадка «Дошкольное образование - территория стартов». Целью площадки выступает формирование профессионального сообщества молодых специалистов, которые в совместной деятельности учатся конструировать механизмы для «стартов» всех участников образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. В таком режиме участники получают опыт решения стратегических и тактических задач развития разных направлений дошкольного образования на основе совокупного научно-теоретического и практического опыта коллег.

Деятельность площадки строится как структурированное заседание, включающее внутри себя комплекс из нескольких последовательно применяемых форм внутри одной сложной коллективной темы: «Дошкольное образование - территория стартов для детей, родителей и педагогов». Внутри технология проведения включает поэтапную реализацию следующих форм взаимодействия: нетворкинг, подгрупповой мозговой штурм, презентация мини-проектов, с последующим отбором лучших решений выявленной проблемы, оформление и итоговая презентация проекта как продукта деятельности площадки перед всеми участниками форума.

Работа участников организуется модераторами, в их состав должен входить теоретик - представитель науки и практик - опытный, но молодой методист в области дошкольного образования [5]. Представитель молодого поколения руководителей ДОУ, как модератор демонстрирует участникам возможные горизонты развития и карьерного роста, способствует формированию уверенности в собственных силах. Модераторы создают условия для работы площадки, обеспечивают организационную оболочку деятельности её участников, регулируют регламент проведения этапов работы, дозированно помогают в разработке подгрупповых проектов, стимулируют к активной деятельности всех педагогов, подводят итоги, помогают в подготовке итогового продукта к представлению всех участников площадок форума.

Для создания организационной основы площадки необходимо предварительное изучение опыта дошкольных учреждений -предполагаемых участников форума и конкретной площадки. С этой целью на этапе предварительной регистрации участники заполняют анкету, констатирующую:

- приоритетные направления деятельности;

- используемые современные технологии работы с участниками образовательного процесса в ДОУ;

- инновации, внедряемые в практику деятельности с детьми и родителями;

- затруднения, возникающие в профессиональной деятельности молодого специалиста и возможные их причины;

- взаимодействие с социальными партнерами в образовательной деятельности в дошкольном учреждении;

- опыт участия специалистов в конкурсах, форумах и др. профессиональных мероприятиях и объединениях.

Предварительная информация об участниках площадки дает представление модератором о её составе, возможностях, направлениях работы и необходимых зонах развития, которые необходимо обеспечить в рамках мероприятия для повышения их уровня профессионализма и мотивации дальнейшего участия в педагогических сообществах разного уровня. Отдаленным результатом работы таких форумов и площадок может стать формирование профессионального сообщества молодых специалистов края, объединений разных регионов в целях совместного решения задач развития дошкольного образования, повышения его качества.

Непосредственная деятельность площадки «Дошкольное образование - территория стартов» включает последовательность трех основных этапов.

1 этап - вводно-подготовительный, его длительность 10 -15 мин. На этом этапе участники распределяются на подгруппы с помощью цветных фишек. Модераторами оглашаются цели и задачи площадки, основные направления работы, обозначаются этапы и регламент продвижений к итоговой цели - к разработке групповых проектов, отражающих вариант решения проблемы по выбранному направлению деятельности в области дошкольного образования. Направления для обсуждения определяются модераторами заранее на основе проведенного анкетирования и тех приоритетных направлений и затруднений, которые обнаружили результаты опроса потенциальных участников.

Вводный этап завершается знакомством и мотивацией участников на совместную деятельность с помощьюметода «Открытой книги», где каждый на отдельной странице книги формулирует свои цели и ожидания от работы на площадке. Такой метод помогаетмолодым специалистамразвивать способность концентрироваться на собственном внутреннем «Я», озвучивать свои чувства, формулировать цели предстоящей деятельности, соотносить полученные и ожидаемые результаты.

2 этап - основной этап (60 мин.) предполагает реализацию поставленных общих и индивидуальных целей взаимодействия. Он включает в себя этапы создания проектов, их презентацию и обсуждение, коллегиальный выбор проекта (-ов) для представления всем участникам форума. Участники создают групповые проекты, представляющие вариант организации деятельности в дошкольном учреждении по выбранному направлению. Каждый проект должен включать продуманные «старты» развития детей, родителей, педагогов как участников образовательного процесса

в дошкольном учреждении. Старт - это то, что дается на первой ступени дошкольного образования, и поэтому каждый фрагмент педагогической деятельности должен быть направлен на их предоставление каждому участнику образовательного процесса.

В процессе разработки проекта педагогам раздаются опорные блок-схемы для создания проекта и памятки, синтезирующие знания о педагогическом проектировании, помогающие качественно справиться с заданием, актуализировать данную информацию, представить продукт коллективной проектировочной деятельности.

По итогам совместной деятельности каждая подгруппа представляет свой визуализированный проект, поясняет его цели, преимущества, основное содержание и предполагаемые результаты.

Аудитория голосует за один или несколько наиболее продуктивных и понравившихся проектов для презентации на итоговом мероприятии для всех участников форума. Выбранный проект дорабатывается всеми участниками для дальнейшей презентации.

3 этап - итоговый (40 мин.) направлен на подведение индивидуальных и коллективных итогов деятельности площадки. Участники вновь возвращаются к «Открытой книге», соотносят ожидаемые и полученные результаты, схематично отражают на своих фишках эмоции от происходящего. Так же на этом этапе закладывается время для личностного общения, обмена контактами, фотографирования, что «работает» на расширение круга общения молодых специалистов, помогает им включиться или создать свое профессиональное сообщество, не ограниченное территориальными рамками.

Результат деятельности площадки закладывается модераторами в двух полях: во-первых - это решение локальной проблемы в виде проектирования эффективного варианта педагогической деятельности в ДОУ; а так же совершенствование знаний и умений в области социально-педагогического проектирования в системе дошкольного образования. Во-вторых - это отдаленный результат как накопление молодыми специалистами опыта разработки коллективных совместных социально-педагогических проектов, мотивация дальнейшего развития и участия в профессиональных сообществах.

Любое мероприятие имеет целый ряд возможных рисков, определяющих сложности проведения и причины неуспеха запланированной деятельности. Такие риски могут быть прогнозируемы и организаторам важно профилактировать наиболее реальные из них. В таблице 1 представим возможные риски работы такой площадки.

Профилактическая работа по прогнозированию и определению путей преодоления рисков позволяет организаторам продумать возможные проблемы организационного, содержательного,

Таблица 1

Риски процесса и результата работы площадки «Дошкольное образование - территория стартов»

Риски в реализации технологии Пути преодоления рисков

Недостаточное количество участников Своевременное дистанционное и непосредственное информирование специалистов ДОУ. Личностное содержательное взаимодействие с потенциальными (зарегистрированными) участниками форума. Функционирование сайта с актуальной информацией о форуме.

Теоретическая и практическая неподготовленность участников к обсуждению обозначенных на форуме проблем. Изучение передового опыта потенциальных участников форума (анкетирование). Информирование о программе форума. Предварительная конкретизация проблем для коллективного обсуждения. Предварительная работа по комплектованию материалов для работы в рамках форума («накопительные папки» с опытом работы).

Низкий уровень активности в ходе мероприятия Использование методов активизации деятельности. Включение модераторов в коллективную деятельность. Использование бонусов, поощрений (сертификат, благодарность за активное участие)

Участники не овладели технологией социально-педагогического проектирования (не справились с разработкой проекта). Раздача информационного буклета с описанием этапов социально-педагогического проектирования «Проектная деятельность в ДОУ». Предоставление списка литературы по данному направлению для самообразования. Предоставление возможности консультации с модераторами.

Нехватка времени для подготовки итоговой презентации продукта площадки. Наличие и соблюдение регламента деятельности. Достаточное количество компьютеров для работы участников в подгруппах. Наличие заготовки (каркаса) для оформления итоговых материалов.

методического плана, а также быть более «чувствительными» к изменениям и отклонениям, происходящим на любом этапе подготовки и непосредственной работы площадки интерактивного уровня.

Таким образом, представленная интерактивная форма сопровождения профессионального развития и саморазвития молодых педагогов дошкольного образования выполняет целый

Библиографический список

комплекс профессионально-значимых задач близкого и отдаленного порядка. Она даёт возможность собирать и формировать профессиональные сообщества, которые совместными усилиями могут продуцировать дальнейшие линии развития образования. В ходе таких мероприятий может быть выявлен кадровый резерв, определены дальнейшие перспективы развития сопровождения специалистов в регионах.

1. Балакирева Э.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагога. Человек и образование. 2005; 3: 12 - 16.

2. Коновалова И.В. Профессиональная адаптация молодых педагогов Справочник старшего воспитателя. 2009; 11: 24.

3. Колтыгина Е.В, Журавлев В.Ю. Психолого-педагогические проблемы организации физкультурно-оздоровительных занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; 23: 80 - 84.

4. Поданева Т.В., Сазонова Н.П. Сопровождение профессионального развития будущих специалистов дошкольной образовательной организации в высшей школе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; 1-4: 56 - 60.

5. Новикова Н.В. Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей Дошкольное воспитание. 1013; 5: 101 - 109.

References

1. Balakireva 'E.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya pedagoga. Chelovek i obrazovanie. 2005; 3: 12 - 16.

2. Konovalova I.V. Professional'naya adaptaciya molodyh pedagogov Spravochnik starshego vospitatelya. 2009; 11: 24.

3. Koltygina E.V, Zhuravlev V.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy organizacii fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanyatij v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 23: 80 - 84.

4. Podaneva T.V., Sazonova N.P. Soprovozhdenie professional'nogo razvitiya buduschih specialistov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii v vysshej shkole. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; 1-4: 56 - 60.

5. Novikova N.V. Rol' vospitatelya v preodolenii agressivnogo povedeniya detej Doshkol'noe vospitanie. 1013; 5: 101 - 109.

Статья поступила в редакцию 20.09.17

УДК 371

Ikhlam Darawsheh, postgraduate, Tiraspol State University, Pedagogy Faculty (Chisinau, Moldavia); teacher (Israel),

Е-mail: jsirota1976@gma

BEHAVIOR OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS. This article describes the analysis of the recorded classroom behavior of superior teachers in transaction with pupils. The problem was to discover how the teaching method and style affected pupil personality development and educational progress. Eight hypotheses are tested, using 21 teachers of fourth- and sixth-graders of high socioeconomic background. There is a significant relationship between the placement of a child in a superior classroom and subsequent self-esteem, academic achievement, and creative thinking. Height of self-concept is related to socially integrative, learner supportive teacher behavior. Predictions of superior reading and mathematical achievement taught by academically oriented teachers and higher self-concepts in classrooms with counselor-type teachers were unsupported. Superior pupil originality with creative teachers was unsupported. High degree of private communication with pupils yields high self-esteem. Little support was given to the predicted relationships with democratic teacher behavior. Sequential analyses of teacher transaction types of children are recommended.

Key words: behavior, self-esteem, supportive and safe learning of challenging behavior, new teacher with different types of behaviors with pupils.

Ахлам Даравже, аспирант педагогического факультета, Тираспольский государственный университет, г. Кишинёв,

Молдавия; учитель начальной школы Эвен Сина Араба, Израиль, Е-mail: jsirota1976@gma

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье описан анализ поведения учащихся и преподавателей в процессе их взаимодействия. В процессе проведённого исследования изучалось влияние стиля преподавания, а так же уровня класса (продвинутый, средний и т. д.) на развитие личности учащегося и показанные ими учебные результаты. В результате исследования была выявлена взаимосвязь между помещением ребёнка в продвинутый класс и последующей самооценкой, академическими достижениями и творческим мышлением. Было установлено, что уровень развития Я-концепции учащихся был связан с социально-интегративным аспектом - ориентированным поведением учителя. Высокая степень личного общения учителя с учениками способствовала формированию у учащихся высокой самооценки. Рекомендован последующий анализ влияния характера взаимоотношений учителя с детьми на их последующее развитие.

Ключевые слова: поведение, самооценка, поддерживающее и безопасное обучение, учителя с различными типами взаимодействия с учениками.

Pre-task: For help with reining in difficult behavior, the New Teacher Survival Guide tapped the expertise of behavior management expert Bill Rogers, author of Behavior Management: A Whole-School

Approach. He has identified five especially tricky classroom personalities and devised strategies for handling them. Use these strategies to maintain better control and establish a calmer, more productive atmosphere for you and all your students.

The Chatterbox - What can you do about the student who distracts others with nonstop talking?

Methods and means to deal with the behavior of students Give a positive direction or reminder, followed by "thanks." For example,

"Emma, Lisa, facing this way and quiet, thanks!" The key, says Rogers, is to focus on the desired behavior rather than the misbehavior. And using "thanks" rather than "please," even when correcting, communicates your expectation that the students will comply, he adds.

Try a strategic pause. A pause communicates the expectation that students look toward you, listen, and subsequently respond. Even if you call a misbehaving student's name, Keep the focus on the primary issue by knowing how to redirect. Frequently, students who are singled out will argue or sulk, which is secondary to the primary issue of their disruptive talking. "Don't get drawn into these secondary issues," Rogers cautions. You can briefly acknowledge the student's feelings, then quickly shift focus back to the primary issue.. You'll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.