Научная статья на тему 'Профессиональные сообщества воспитателей в России: опыт создания и развития'

Профессиональные сообщества воспитателей в России: опыт создания и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1992
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ. PROFESSIONAL COMMUNITY / ВОСПИТАТЕЛИ / EDUCATORS / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / ПЕДАГОГИ / TEACHERS / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / REGIONAL EXPERIENCE / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБМЕН ОПЫТОМ / EXCHANGE OF EXPERIENCE / PRE-SCHOOL ORGANIZATIONS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Ольга Анатольевна

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Сегодня в России созданы профессиональные сообщества педагогов дошкольного образования всероссийские, региональные, городские, на базе отдельных детских садов. Они создают условия для обмена опытом, доступа к методическим ресурсам, демонстрации своих наработок. При этом дальнейшему развитию и совершенствованию системы профессиональных сообществ работников дошкольного образования препятствуют локальное взаимодействие участников в рамках одного сообщества, зачастую поверхностный характер членства участников в сообществе, непроработанность механизмов финансирования и привлечения средств и механизмов интеграции сообществ в единую систему взаимодействия. Целесообразно решить данные проблемы посредством создания единой ассоциации профессиональных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional community of educators in Russia: the experience of creation and development

Modern preschool education needs qualified professionals who constantly improve their skills. Today in Russia professional communities of pedagogues of preschool education federal, regional, urban, on the basis of individual kindergartens are established. They create conditions for experience exchange and open access to learning resources. Further development and improvement of the professional community of preschool education is hampered by the lack of the websites, local interaction of the participants within the same community, perfunctory membership in the community, lack of financing and fundraising mechanisms and lack of integration of communities into a united system of interaction. It is advisable to address these problems through the creation of a unified association of professional communities.

Текст научной работы на тему «Профессиональные сообщества воспитателей в России: опыт создания и развития»

О. А. Данилова

Профессиональные сообщества воспитателей в России: опыт создания и развития

Данилова Ольга Анатольевна - психолог, методист АНО «Правовой центр реализации социальных проектов "Статус"» (г. Москва, Россия)

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Сегодня в России созданы профессиональные сообщества педагогов дошкольного образования - всероссийские, региональные, городские, на базе отдельных детских садов. Они создают условия для обмена опытом, доступа к методическим ресурсам, демонстрации своих наработок. При этом дальнейшему развитию и совершенствованию системы профессиональных сообществ работников дошкольного образования препятствуют локальное взаимодействие участников в рамках одного сообщества, зачастую поверхностный характер членства участников в сообществе, непроработанность механизмов финансирования и привлечения средств и механизмов интеграции сообществ в единую систему взаимодействия. Целесообразно решить данные проблемы посредством создания единой ассоциации профессиональных сообществ.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, воспитатели, дошкольное образование, педагоги, региональный опыт, дошкольные образовательные организации, обмен опытом, повышение квалификации.

Professional community of educators in Russia: the experience of creation and development Danilova Olga, Psychologist, methodologist of the Legal Center for social projects "Status" (Moscow, Russia) Modern preschool education needs qualified professionals who constantly improve their skills. Today in Russia professional communities of pedagogues of preschool education - federal, regional, urban, on the basis of individual kindergartens are established. They create conditions for experience exchange and open access to learning resources. Further development and improvement of the professional community of preschool education is hampered by the lack of the websites, local interaction of the participants within the same community, perfunctory membership in the community, lack of financing and fundraising mechanisms and lack of integration of communities into a united system of interaction. It is advisable to address these problems through the creation of a unified association of professional communities. Keywords: professional community, educators, early childhood education, teachers, regional experience, pre-school organizations, exchange of experience, training.

п

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Одним из условий для достижения этой цели является участие в профессиональных сообществах. В профессиональных сообществах формируются и апробируются новые способы организации педагогического процесса, выдвигаются оригинальные педагогические идеи, вырабатываются подходы по совершенствованию деятельности дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), а также системы дошкольного образования в целом.

Решение целого ряда проблем современного дошкольного образования тесно связано с формированием инновационной профессиональной среды, активно участвующей в развитии системы дошкольного образования, включенной в общественную жизнь, аккумулирующей новые идеи и подходы в работе с детьми и родительской общественностью.

Вместе с тем, профессиональное объединение имеет широкие возможности для организации взаимодействия с муниципалитетами, органами исполнительной власти регионов, различными общественными организациями, представителями бизнеса, возможности в привлечении спонсорских средств и организации социального партнерства. Но, пожалуй, наиболее важным результатом деятельности профессиональных сообществ является личностный и профессиональный рост его участником, создание условий для профессионального общения, обмена опытом, формирование базы информационных ресурсов по направлениям профессиональной деятельности, что оказывает непосредственное влияние на повышение качества оказываемых образовательных услуг.

Поэтому развитие сети профессиональных объединений воспитателей и руководителей ДОО должно получать всестороннюю финансовую, методическую, консультативную и информационную поддержку со стороны государства.

Как и другие категории педагогических работников, воспитатели ДОО нуждаются в посещении курсов повышения квалификации, семинаров, участии в обмене опытом. Поэтому развитие профессиональных сообществ воспитателей ДОО, которые представляют собой группы людей, объединенных по профессиональному признаку с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач, является актуальной задачей.

Участие в профессиональных сообществах не только способствует повышению уровня компетенции педагогов - участников сообщества, но также является одним из факторов, способствующих повышению удовлетворения от профессиональной деятельности, что, в свою очередь, ведет к повышению мотивации участников сообщества для реализации профессионального и личностного роста.

Ст. 19 Закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 предусматривает создание учебно-методических объединений педагогов для обеспечения участия педагогов в выработке основных направлений развития образования, особенно в части разработки образовательных стандартов. Членство в данных объединениях осуществляется на добровольных началах. Право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, гарантирует ст. 47 данного закона.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы предусматривает активную работу по формированию подобных сообществ воспитателей.

Сегодня в России профессиональные сообщества активно создаются и развиваются, причем в самых различных формах. Это могут быть методические объединения на базе детского сада или даже группы ДОО, региональные ассоциации воспитателей, профессиональные сообщества воспитателей и руководителей негосударственных детских садов и центров развития ребенка. У некоторых из них есть свое представительство в сети «Интернет» (сайт или портал).

Помимо этого, воспитатели и педагоги дошкольного образования взаимодействуют друг с другом и обмениваются опытом на крупных всероссийских педагогических сообществах, таких как «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/), «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), профессиональное сообщество педагогов «Методисты»» (http://metodisty.ru/), портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций «Ресурсы образования» (http://www. resobr.ru/), образовательный ресурс «Открытый класс» (http://www.openclass.ru).

Заведующие детских садов являются активными участниками портала информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» (http:// www.menobr.ru).

Существуют и отдельные «профильные» сообщества (по направлению деятельности педагога дошкольного образования), например, профессиональное сетевое сообщество музыкальных руководителей детских садов.

В приведенных выше сообществах отмечены следующие преимущества:

• создаются условия для профессиональной коммуникации педагогов разных категорий и уровней образования;

• некоторые сообщества интегрированы в глобальные учительские сети, что позволяет получать доступ к информационным ресурсам зарубежных профессиональных групп и объединений;

• предоставляются возможности создания персонального сайта, форума, групп по интересующим темам и направлениям профессиональной деятельности;

• создаются гибкие и эффективные условия для обмена передовым педагогическим опытом и актуальной информацией, связанной с профессиональной деятельностью.

На всероссийском уровне профессиональным объединением работников дошкольного образования можно считать и проводимый ежегодно Всероссийский съезд данных работников, однако следует отметить, что его основная цель (исходя из анализа документации о съезде, представленной на его официальном сайте http://do-school.kubannet.ru) - «объединение усилий семьи, общества и государства в разработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования, введение дошкольного образования как уровня общего образования, выявление ключевых проблем и определение путей их решения». Таким образом, съезд можно охарактеризовать как объединение, которое обеспечивает площадку для обмена опытом, профессионального развития, демонстрации своих наработок, но имеет ограничения по времени (проводится всего несколько дней в году) и количеству участников (как правило, на съезде представляют опыт лучшие представители от региона, при этом доступность такого объединения для всех работников дошкольного образования невысока).

На базе отдельных детских садов и детсадовских групп активно себя позиционируют и представлены в сети «Интернет»:

• профессиональное объединение воспитателей ДОО «Детский сад №4 «Бура-тино» а. Вочепший Теучежского района Республики Адыгея (http://www.maam.ru/users/

cherkesenka1964). Профессиональными интересами объединения являются образовательные программы в ДОУ по ФГТ, рабочие планы;

• методическое объединение в дошкольном образовательном учреждении МБДОО детский сад №16/59, г. Нижний Новгород;

• профессиональное сообщество МБДОО детский сад №45 «Космос», г. Альметьевск, Республика Татарстан (https://edu.tatar.ru/almet/ dou41/dr-rebyata/dou45/kosmos).

Что дают воспитателям такие локальные объединения? Прежде всего, в них обеспечивается тесное сотрудничество между педагогическим коллективом, родительским комитетом, попечительским советом, спонсорами ДОО. Деятельность такого сообщества имеет прикладной характер, направленный на поиск эффективных форм работы в рамках данной ДОО. В объединении особое внимание уделяется наставничеству, подготовке молодых специалистов, обмену опытом, работе по подготовке кадров для данной ДОО, наблюдается ориентация деятельности сообщества на рост профессиональных достижений участников (участие в городских, районных, региональных, федеральных конкурсах, публикации в методических сборниках, специализированных изданиях, издание дидактических пособий, проведение выставок и т.п.).

Помимо профессиональных сообществ на базе своего места работы или соседних детских садов, педагоги участвуют и в региональных объединениях.

Примерами таких региональных ассоциаций являются:

• профессиональное сетевое сообщество педагогов дошкольного образования Камчатского края «КолобОК» (http://www.openclass. ru/node/185026). Сообщество предоставляет информацию по актуальным профессиональным вопросам, а также проводит сетевые семинары;

• ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области (http://mocdo.mgogi.ru/index.php/deyatelnost/ assotsiatsiya-pedagogov-dou);

• сообщество педагогов дошкольного образования «Наша пчелка» Владимирской области (http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index. php?title = Сообщество_педагогов_дошкольно-го_образования/Наша_пчелка) и др.

Участие в сообществе на региональном уровне позволяет объединить уже не отдельных специалистов, а целые их сообщества (детсадовские, городские и прочие). Региональное

сообщество уже дает возможность к установлению и развитию контактов с аналогичными зарубежными объединениями, а также со специалистами других областей науки (юристами, психологами, социальными работниками) для обеспечения консультаций участников. Многие региональные объединения сегодня либо сами созданы на базе экспериментальных и научных площадок в сфере дошкольного образования, либо тесно с ними сотрудничают - это дает участникам такого сообщества преимущество в профессиональном развитии и совершенствовании. Помимо всего прочего, многие региональные профессиональные сообщества воспитателей организуют и проводят профессиональные конкурсы для своих участников.

Частные детские сады сегодня не отстают от государственных - их педагоги создают профессиональные объединения и активно в них участвуют. Примерами успешных профессиональных сообществ воспитателей и руководителей негосударственных ДОО можно назвать ассоциацию поддержки негосударственных дошкольных организаций Свердловской области, профессиональное объединение воспитателей детских садов РАО РЖД.

Таким образом, сегодня в нашей системе образования педагог, участвующий в том или ином профессиональном сообществе, - это современно и модно. Однако дальнейшему развитию и совершенствованию работы профессиональных сообществ работников дошкольного образования препятствуют следующие проблемы:

• отсутствие у ряда объединений (в основном, методические объединения на базе детского сада или группы детского сада) информационных площадок в сети Интернет;

• отсутствие взаимодействия между профессиональными объединениями разных форм и направлений деятельности (например, между региональными ассоциациями и профессиональными объединениями воспитателей негосударственных садов);

• отсутствие интеграции между профессиональными объединениями воспитателей и объединениями других категорий педагогических работников детского сада (музыкальные руководители, младшие воспитатели, медицинские работники);

• зачастую членство в профессиональном сообществе носит поверхностный характер и не отражается на результатах деятельности воспитателей (участие в конкурсах, организация выставок, методические публикации и т. д.);

• в деятельности ряда сообществ обнаруживается несоответствие целей и характера деятельности;

• в большинстве случаев отсутствуют разработанные механизмы финансирования деятельности сообществ и поощрения участников сообщества (информационная рассылка, участие в семинарах, льготная подписка на специализированные журналы и т. д.);

• отсутствуют разработанные схемы, механизмы и регламенты взаимодействия профессиональных сообществ и органов государственной власти, научно-исследовательских центров и институтов, занимающихся проблемами детской психологии и педагогики, психологии развития;

• фиксируется низкая заинтересованность профессиональных сообществ в привлечении спонсорских средств и ресурсов для своего развития (кроме профессиональных сообществ воспитателей и руководителей негосударственных ДОО);

• отсутствуют разработанные механизмы интеграции профессиональных сообществ в единую систему взаимодействия между органами государственной власти и частными компаниями.

Условием для решения этих проблем является создание единого профессионального объединения (Ассоциации) работников дошкольного образования. Такая задача сегодня поставлена Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках проекта, выполняемого по заказу вышеуказанного органа исполнительной власти Автономной некоммерческой организацией «Статус». Проектируемая Ассоциация - это постоянно действующее профессиональное объединение, при этом основной его ориентир - интеграция не отдельных специалистов, а созданных и уже успешно зарекомендовавших себя профессиональных сообществ в регионах, городах, отдельных детских садах. Большое внимание при создании Ассоциации уделяется обеспечению возможности непрерывного образования (как формального, так и неформального, и самообразования) для всех его членов, в том числе посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий. Такое профессиональное объединение позволит обеспечить и единые стандарты и механизмы работы профессиональных сообществ в системе дошкольного образования, и учесть региональную специфику. ■

Статья поступила в редакцию 25.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.