Научная статья на тему 'Проблемы методического сопровождения дошкольнойобразовательной организации на современном этапе'

Проблемы методического сопровождения дошкольнойобразовательной организации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1940
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-ДОШКОЛЬНИКА / RESEARCH ON DEVELOPMENT LEVEL OF PRESCHOOL PEDAGOGUE'S PROFESSIONAL COMPETENCIES / МЕЖКУРСОВАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALIFICATION DEVELOPMENT SYSTEM FOR PRESCHOOL PEDAGOGUES / МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ / METHODICAL SERVICES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исса Ольга Феликсовна

В статье представлен взгляд автора на процесс модернизации и реорганизации структуры методических служб города Москвы. Подчеркивается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и методической службы, обеспечивающего личностно ориентированную направленность межкурсовой системы повышения квалификации и развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. Представлены результаты исследования уровня развития основных педагогических компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций, а также их готовности к инновационным процессам в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Methodical Support of Preschool Educational Establishmentin the Modern Conditions

The article introduces the author’s view of the structural modernization and reorganization of Moscow methodical services. The author highlights the significance of interaction between preschool education establishments and methodical services, which ensures a person-centered approach of the qualification development system and the development of professional competencies of preschool pedagogues. The article presents the research results dedicated to the development level of main pedagogical competencies of preschool pedagogues, as well as their readiness for educational innovation.

Текст научной работы на тему «Проблемы методического сопровождения дошкольнойобразовательной организации на современном этапе»

1УДК 37.018.46 ББК 74.204.2

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О. Ф. Исса

В статье представлен взгляд автора на процесс модернизации и реорганизации структуры методических служб города Москвы. Подчеркивается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и методической службы, обеспечивающего личностно ориентированную направленность межкурсовой системы повышения квалификации и развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. Представлены результаты исследования уровня развития основных педагогических компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций, а также их готовности к инновационным процессам в образовании.

Ключевые слова: дошкольное образование, исследование уровня развития профессиональных компетенций педагога-дошкольника, межкурсовая система повышения квалификации педагогов дошкольного образования, методические службы, профессиональная компетенция.

PROBLEMS OF METHODICAL SUPPORT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN THE MODERN CONDITIONS

O. F. Issa

The article introduces the author's view of the structural modernization and reorganization of Moscow methodical services. The author highlights the significance of interaction between preschool education establishments and methodical services, which ensures a person-centered approach of the qualification development system and the development of professional competencies of preschool pedagogues. The article presents the research results dedicated to the development level of main pedagogical competencies of preschool pedagogues, as well as their readiness for educational innovation.

Keywords: preschool education, research on development level of preschool pedagogue's professional competencies, qualification development system for preschool pedagogues, methodical services, professional competence.

Одной из основных целей реформирования образования является обеспечение повышения его качества. Это касается всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Модернизация ставит задачу достижения нового содержания дошкольного образования, создавая условия для развития личности ребенка, способной в дальнейшем реализовать себя. На современном этапе меняется цель образовательной работы в дошкольном образовании: необходимо формировать такие личные качества ребенка, как креативность, воображение, социальную и коммуникативную компетентность, а также уже в этом возрасте учить его самостоятельно добывать необходимую информацию, что в конечном счете обе-

спечит качественную подготовку к школе и дальнейшей жизни.

Образовательные реформы требуют обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Успех модернизации напрямую зависит от педагога, его компетентности, творческого подхода к организации образовательного процесса, умения владеть современными методиками и технологиями. Это обновление предопределяет новые тенденции в образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, вариативность работы с детьми разными уровнями развития, реализацию инклюзивного образования, широкое использование инновационных технологий, организацию экспериментальной работы и др.

На современном этапе в рамках образовательной реформы в Москве проходит объединение школ и детских садов в образовательные комплексы. Целью такого объединения является наиболее полное удовлетворение запросов населения в обучении детей, возможность комплексной реализации образовательных программ различного уровня, принципа преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования, осуществление качественного дополнительного образования детей с 3 до 17 лет. Реформирование всей образовательной системы города сказывается на городской системе дошкольного образования. Так, по состоянию на январь 2014 г. в Южном округе Москвы из 300 самостоятельных дошкольных учреждений осталось около 30, остальные стали дошкольными отделениями средних общеобразовательных школ. Кроме того, при объединении речь идет об оптимизации финансовых средств, выделяемых на образование, которая часто рассматривается руководителями образовательных организаций как сокращение штатов в дошкольных отделениях. В результате этих изменений во многих дошкольных отделениях образовательных организаций из штатного расписания выводятся ставки таких специалистов, как учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Неоправданно увеличивается нагрузка на музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, старших воспитателей, что не способствует улучшению качества их работы. Часто для увеличения количества детей в образовательной организации группы компенсирующей направленности реорганизуются в общеразвивающие, тем самым сокращается доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, притом что инклюзивное образование еще не стало распространенным явлением.

В связи с этим возникают осложнения, связанные в первую очередь с управлением дошкольными отделениями школ. Директора образовательных комплексов, как правило, не имеют достаточных представлений об особенностях образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и пытаются построить работу в дошкольных отделениях по системе школы. Среди заместителей директоров, возглавивших дошкольные отделения, также встречаются работники, не имевшие в прошлом отношения к до-

школьному образованию, им требуется соответствующая подготовка (переподготовка).

Необходимо отметить, что образовательные организации на современном этапе получили большую свободу действий как при определении содержания образования, методического обеспечения и образовательных технологий, выборе программ, так и в разработке и реализации образовательных программ дошкольного образования. Новым законодательством определено, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы, педагоги могут самостоятельно выбирать учебные издания, пособия, материалы и иные средства воспитания и обучения [1]. Это накладывает на педагога дошкольного образования огромную ответственность за правильность выбора и результаты работы. Возникает проблема с педагогическими кадрами, способными использовать новые методы и технологии, адекватные той или иной педагогической ситуации на современном этапе. Необходимо грамотное оказание методической помощи в реализации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста как в пределах одного образовательного комплекса, так и в округе. При отсутствии должного методического сопровождения педагогические коллективы сталкиваются с трудностями, связанными с разработкой основной образовательной программы, внедрением ФГОС дошкольного образования, общим руководством реализацией образовательного процесса в дошкольных отделениях. Из всего вышесказанного можно предположить, что все эти проблемы могут отразиться на качестве дошкольного образования в Москве не самым лучшим образом.

С целью исследования уровня развития профессиональных компетенций и готовности педагогов дошкольного образования к происходящим изменениям, в 2013 г. нами было опрошено более 200 руководителей, старших воспитателей и воспитателей ДОУ Южного округа г. Москвы. Диагностические методики были разделены на три группы. Первая группа методик (анкетирование и опросы) была направлена на выявление статистических данных, связанных с уровнем образования, квалификации респондентов, опытом их работы и т. д. Анализ полученных ответов показал, что среди респондентов были как педагоги с опытом работы менее 3 лет (мо-

лодые специалисты), так и опытные специалисты с педагогическим стажем работы до 25 лет. 50% опрошенных имеют высшее педагогическое образование, 35% - среднее специальное, а около 15% педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) не имеют специальной подготовки к педагогической деятельности.

Вторая группа диагностических методик была призвана определить уровень развития профессиональных компетенций педагогов. Испытуемым были предложены:

• опросник для определения уровня развития педагогических профессиональных компетенций (коммуникативной, когнитивной, информационной, прогностической, диагностической, мобилизационной) педагогов ДОУ, составленный на основе методик авторов: И. Н. Асаевой, Л. Н. Атмаховой, Т. А. Сваталовой, Ю. А. Тукачева и др. [2-5] и адаптированный нами в соответствии с целью исследования. Опросник содержал 25 вопросов закрытого и открытого типа;

• составленный нами тест, включающий 15 вопросов с 3 вариантами ответов на каждый, направленный на уточнение аналитических результатов опросника и определения уровня знаний педагогами нормативно-правовой базы современного дошкольного образования.

В результате анализа ответов на вопросы опросника у 47% респондентов был выявлен высокий уровень владения основными педагогическими профессиональными компетенциями (коммуникативной, когнитивной, прогностической и диагностической). Достаточный уровень показали 35% опрошенных, 18% продемонстрировали низкий уровень названных компетенций. Однако лишь 28% педагогов продемонстрировали высокий уровень развития мобилизационной и информационной компетенций, 20% педагогов имеют достаточный уровень, более половины (52%) показали низкие результаты. Обобщение результатов исследования по первой и второй группам диагностических методик показало, что среди респондентов, имеющих высокий уровень развития профессиональных компетенций, преобладают педагоги с высшим (48%) и средним (37%) педагогическим образованием.

Результаты теста показали достаточные знания современных нормативных документов у респондентов, занимающих руководящие

должности, и недостаточный уровень информированности в этой области у педагогов и старших воспитателей.

Для определения мотивационной готовности и восприимчивости педагогов дошкольников к изменяющейся образовательной ситуации было проведено исследование методом самообследования (третья группа диагностических методов). Педагогам было предложено 20 вопросов с 4-балльной шкалой оценивания от 0 (низкий уровень) до 3 (высокий уровень).

По результатам самоанализа всех респондентов можно разделить на три группы. Первая группа (25% опрошенных) открыты нововведениям и готовы к участию в инновационных процессах, постоянно следят за передовым педагогическим опытом и занимаются самообразованием. Вторая группа (38% опрошенных) знают о реформах и модернизации, готовы работать в режиме инноваций, но сами очень пассивны, ждут указаний администрации, помощи со стороны методиста, старшего воспитателя или других педагогов. Остальные 37% педагогов предпочитают работать в прежнем режиме, считая старые методы наиболее эффективными. Необходимо отметить, что во вторую и третью группы вошли педагоги, имеющие опыт работы в детских садах более 15 лет и давно получившие педагогическое образование.

Исследование выявило ряд проблем в формировании профессиональных компетенций, недостаточную готовность к происходящим изменениям в системе дошкольного образования, разработке образовательных программ и использовании инновационных технологий работы с детьми, что говорит о необходимости создания системы развития профессиональных компетенций у педагогов и руководителей дошкольного образования в условиях его модернизации.

Быстрый темп изменений в нормативной базе дошкольного образования, характерный для современного этапа его развития, ставит много новых задач перед руководителями и педагогами дошкольных организаций. В 2010 г. были введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ФГТ), а уже с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определивший

дошкольное образование первым уровнем образовательной системы и необходимость разработки Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В октябре 2013 г. был утвержден ФГОС ДО, который введен в действие с 1 января 2014 г., в связи с чем отменены ФГТ. ФГОС ДО определил достаточно высокие требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. В частности, определено, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания таких условий развития детей, которые соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают: обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность [6].

С 1 января 2015 г. вводится в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», в котором определены основные трудовые действия, необходимые умения, знания. Среди трудовых действий воспитателя, в частности, определено «развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития» [7].

Предусмотренное законом право педагогов на курсовое периодическое повышение квалификации педагогов один раз в три года не дает возможности вовремя доносить до всех педагогов требования новых нормативных документов, научные разработки и другие изменения, связанные с реформированием дошкольного образования. При этом методическая служба образовательных учреждений не успевает справляться с обработкой огромного, быстро меняющегося потока информации и документации, связанного с образовательными реформами. Причины этого в выявленной нами недоста-

точной квалификации, информированности старших воспитателей, руководителей структурных подразделений в области нормативно-правовых основ дошкольного образования, определенной степени «замкнутости» дошкольных отделений крупных образовательных комплексов, слабых связях с другими руководителями дошкольных отделений. В связи с этим изучение и внедрение ФГОС дошкольного образования встречает определенные трудности.

Таким образом, на первый план должна быть выдвинута деятельность московских методических служб на городском, окружном, муниципальном уровне, которые являются проводником между деятельностью руководства и педагогического коллектива дошкольной организации, педагогами-практиками и психолого-педагогической наукой. Методические службы должны занять значительное место в межкурсовой системе повышения квалификации и развития профессиональных компетенций работников образования г. Москвы.

К настоящему времени накоплен достаточно богатый опыт в организации деятельности методических служб. К основным направлениям их деятельности традиционно относятся: научное обеспечение развития системы дошкольного образования, аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультативная деятельность [8], методическое сопровождение функционирования и развития образовательных организаций, оказание научно-методической помощи педагогическим коллективам и отдельным педагогам в целях повышения квалификации и развития профессиональных компетенций, а тем самым и качества дошкольного образования в условиях его модернизации.

К началу XXI в. методическая служба дошкольного образования в Москве имела трехуровневую структуру - на уровне города, округа и ДОУ. Методические службы разных уровней различались не только по территориальному охвату, но и по содержанию своей деятельности. Так кафедра педагогики и методики дошкольного образования МИОО осуществляла профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогов и управленцев в сфере дошкольного образования; сопровождала реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образова-

ния; обеспечивала научно-экспериментальную деятельность по ее разработке.

Окружные методические кабинеты (центры) были призваны оказывать методическую поддержку всем участникам образовательного процесса по всем направлениям развития детей; доводить до сведения всех образовательных организаций своего округа нормативные, правовые документы, связанных с реформированием дошкольного образования, организовывать изучение и обсуждение и реализацию этих документов; создавать условия для организации повышения квалификации и развития профессиональных компетенций педагогов; обеспечивать консультативно-методическое сопровождение разработки и реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования во всех окружных ДОУ; изучать, обобщать и распространять передовой опыт работы педагогических коллективов и педагогов ДОУ; создавать условия для творческого роста, самореализации каждого педагога; организовывать методическое сопровождение вариативных форм дошкольного образования и др.

Методическая служба ДОУ под руководством старших воспитателей обеспечивала самообразование, повышение квалификации педагогов на рабочем месте; выявляла, обобщала и распространяла наиболее ценный опыт своего педагогического коллектива и создавала собственные методические разработки для обеспечения педагогического процесса и реализации основной образовательной программы.

Деятельность системы методической службы по дошкольному образованию выполняла роль межкурсовой системы повышения квалификации и развития профессиональных компетенций педагогов, в которой находят сочетание сопровождающая, тьюторская, экспертная, диагностическая и консультативная помощь, проведение модульных курсов, организация и проведение методических чтений, семинаров, научно-практических конференций, методическая помощь через средства массовой информации, педагогические журналы и электронные ресурсы - сайты и вебинары, способствующие эффективному профессиональному росту педагогов и динамического развития профессиональных компетенций, необходимых для работы педагога в современных условиях [9].

В ходе реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») в Москве в 2012 г. началась модернизация деятельности городской и окружных методических служб [10]. Создан городской методический центр, который имеет филиалы в округах - территориальные методические группы. Городской методический центр играет роль площадки для реализации городских и окружных проектов с опорой на статистические и аналитические данные окружных управлений образования, образовательных учреждений, региональных и федеральных информационных систем, межведомственных систем. Объединенные методические службы в модернизированном виде работают совсем недавно, и, конечно, преждевременно делать какие-либо выводы о результатах их деятельности на современном этапе.

Однако необходимо отметить, что звено методической службы дошкольного образования выпадает из окружных территориальных групп и функционирует только на городском уровне. Это приводит к тому, что методическая поддержка педагога дошкольного образования на окружном уровне отсутствует. Не хватает адресной помощи педагогам, руководителям дошкольной образовательной организации, руководителям образовательных комплексов, где есть дошкольные отделения. Руководители дошкольных отделений, многим из которых не хватает опыта работы в дошкольном образовании, остались без методической поддержки, педагоги изолированы внутри своего учреждения (организации) и лишены информации о происходящих мероприятиях в округе и в городе. Существенно изменилось общение между педагогами дошкольного образования округа, отсутствуют взаимопосещения, методические мероприятия, мастер-классы, распространение передового педагогического опыта. По сути, исчезла система методической работы в округе, нет взаимодействия ДОУ и территориальной методической группой.

Различная степень подготовленности педагогических кадров определяет требования, предъявляемые к деятельности методической службы дошкольного образования на уровне округа, которая могла бы осуществлять адресную, дифференцированную методическую поддержку и по-

мощь как конкретному педагогу, так и всему педагогическому коллективу. Поэтому ощущается острая нехватка взаимодействия окружного методиста дошкольного образования и педагога-дошкольника, старшего воспитателя ДОУ, руководителя образовательного учреждения, что может повлиять на качество образования в дошкольных организациях и дошкольных отделениях общеобразовательных организаций. Лич-ностно ориентированная подготовка и переподготовка педагогов, внедрение различных форм развития профессиональных компетенций педагогов в соответствии с их уровнями образования, квалификации и профессиональными запросами может осуществляться в ДОУ во взаимодействии с окружными территориальными группами методических служб.

Таким образом, проблема развития профессиональных компетенций педагогов в новых условиях должна явиться предметом научных исследований. На основании всего вышесказанного, мы считаем, что необходимо сохранить важную роль окружной территориальной методической службы как проводника государственной политики в области образования, новых требований к результатам дошкольного образования и обеспечить ее непосредственное взаимодействие с дошкольной образовательной организацией, способной дифференцировать и индивидуализировать подход к развитию профессиональных компетенций каждого педагога и руководителя. Методическая служба должна работать во взаимодействии с образовательной организацией, ее руководителями и педагогами, постоянно совершенствовать содержание и методы своей деятельности, опираясь на развитие новых технологий, изменения в законодательной базе, запросы педагогических коллективов и конкретных педагогов. Тем самым создается такое образовательное пространство, при котором развиваются профессиональные компетенции педагогов, что в конечном счете повышает и стабилизирует качество образования детей в дошкольной образовательной организации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Текст].

2. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Асаева. - Екатеринбург, 2009. - 190 с.

3. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.

4. Сваталова, Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов [Текст] / Т. А. Сваталова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 94-101.

5. Тукачев, Ю. А. Опросник «Список компетенций педагогической деятельности: предварительная проверка психометрических свойств» [Текст] / Ю. А. Тукачев // Личност-но развивающее профессиональное образование в изменяющейся России: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2006. - С. 180-187.

6. Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. [Текст].

7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. [Текст].

8. Устав ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы методического центра Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы [Текст]. - 2011.

9. Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования. Приложение к Письму Минобразования от 9 марта 2004 г. № 03-51-48 ин/42-03 [Текст].

10. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование») [Текст]. - М., 2011.

REFERENCES

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii. Feder-alnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 deka-brya 2012 g. № 273-FZ (On Education in the Russian Federation. Federal Law of the Russian Federation of December, 29 2012. No. 273-FZ).

2. Asaeva I. N. Razvitie professionalnykh kompe-tentsiy vospitateley doshkolnykh uchrezhdeniy raznogo vida v protsesse povysheniya kvali-fikatsii (Development of professional competencies of preschool teachers of different institutions in the process of further training). Ekaterinburg, 2009.190 p.

3. Atmakhova L. N. Organizatsiya deyatelnosti metodicheskoy sluzhby kak uslovie razvitiya professionalnoy kompetentnosti pedagogov DOU (Organization of methodical service activities as a condition of professional competence of teachers of preschool educational institutions). Ekaterinburg, 2006. 177 p.

4. Svatalova T. A. Instrumentariy otsenivaniya professionalnoy kompetentnosti pedagogov (Instruments of evaluation of teachers' professional competence). Doshkolnoe vospitanie (Preschool education), 2011, No. 1, pp. 94-101.

5. Tukachev Yu. A. Oprosnik "Spisok kompetent-siy pedagogicheskoy deyatelnosti: predvaritel-naya proverka psikhometricheskikh svoystv" (Questionnaire "List of competencies of teaching activities: preliminary review of psychometric properties"). Lichnostno razvivayushchee professionalnoe obrazovanie v izmenyayush-cheysya Rossii: materialy VI Vseros. nauch.-prakt. konf. (Person-developing professional education in the changing Russia: proceedings of the VI All-Russian research and practical conference). Ekaterinburg, 2006, pp. 180-187.

6. Ob utverzhdenii Federalnogo gosudarstvenno-go standarta doshkolnogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii № 1155 ot 17.10.2013 g. (On approval of the Federal state standard of preschool

education. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 of 17.10.2013).

7. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, os-novnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)". Prikaz Mintru-da Rossii ot 18.10.2013 № 544n (On approval of the professional standard "Pedagogue (teaching activities in the field of preschool, primary general, secondary general, secondary education) (educator, teacher)". Order of the Ministry of Labor of Russia of 18.10.2013 No. 544n).

8. Ustav GBOU dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya (povysheniya kvalifikatsii) spet-sialistov goroda Moskvy metodicheskogo tsentra Yuzhnogo okruzhnogo upravleniya obrazovaniya Departamenta obrazovaniya goroda Moskvy (Regulations of State budget educational institution of additional vocational education (further training) of specialists of the city of Moscow of methodological center of the South District Department of Education of Department of Education of the City of Moscow). 2011.

9. Rekomendatsii ob organizatsii deyatelnosti mu-nitsipalnoy metodicheskoy sluzhby v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya. Prilozhenie k Pismu Minobrazovaniya ot 9 marta 2004 g. № 03-5148 in/42-03 (Recommendations on the organization of municipal methodical service activities in the context of modernization of education. Annex to the letter from the Ministry of Education of March 9, 2004 No. 03-51-48 in/42-03).

10. Gosudarstvennaya programma goroda Moskvy na srednesrochnyy period (2012-2016 gg.). Razvitie obrazovaniya goroda Moskvy ("Stolichnoe obrazovanie") [State program of the city of Moscow in the medium term (2012-2016). Development of Education of the City of Moscow ("Capital Education")]. Moscow, 2011.

Исса Ольга Феликсовна, аспирантка факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Issa Olga F., Post-Graduate Student, Faculty of Preschool Pedagogics and Psychology, Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.