Владимирова Наталья Юрьевна МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ...
УДК 372.210
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Владимирова Наталья Юрьевна, магистрант
Иркутский государственный университет (664003 Россия, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. Несмотря на значительное количество теоретических работ и солидный практический опыт по изучению профессионального становления педагога, вопросы формирования и развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования остаются весьма актуальными. Это обусловлено противоречием между социальным заказом на высокообразованного и компетентного педагога системы дошкольного образования и недостаточной теоретической разработкой вопросов совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе осуществления профессиональной деятельности. Методическая служба в настоящее время приобретает все большее значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день дошкольного образовательного учреждения, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного дошкольного образовательного учреждения добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления дошкольного образовательного учреждения, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности. В статье представлено исследование, целью которого являлось определение уровня профессиональной компетентности педагогов и выявление приоритетного направления деятельности методической службы дошкольного образовательного учреждения. На основании анализа результатов исследования уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения выделены проблемы, которые должны стать объектом внимания методической службы дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дошкольное образование; дошкольное образовательное учреждение; методическая работа; методическая служба; профессиональная компетентность педагога.
METHODICAL SERVICE AS THE CONDITION OF PROGRESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF PRESCHOOL FORMATION
© 2017
Vladimirova Natalia Yurievna, master
Irkutsk State University
(664003, Russia, Irkutsk, street Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. Despite the significant number of theoretical works and solid practical experience in the study of professional formation of the teacher, questions of formation and development of professional competence of teachers of preschool education remains very relevant. This is due to the contradiction between the social order for highly trained and competent teacher of preschool education and the insufficient theoretical development of questions of improvement of professional competence of teachers of preschool educational institutions in the implementation of professional activities. Methodological support is currently gaining importance, as it "deposits" in the personality and skill of the teacher to provide tomorrow preschool educational institution, its progressive development. In terms of democratization and humanization of modern preschool educational institution voluntary methodical work makes it one of the most democratic activities. Not to mention that the teacher is the key figure update preschool educational institutions, and therefore should consider how to enhance the role of his personality. The article presents a study which aims to determine the level of professional competence of teachers and the identification of priority directions of activity of methodical service of preschool educational institutions. Based on the analysis of the results of research of level of professional competence of teachers of preschool educational institutions highlighted problems that should be the focus of the methodical service of preschool educational institutions.
Keywords: preschool education; preschool education; methodical work; methodological support; professional competence of a teacher.
Важная роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества предопределяет постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием и обучением занимались профессионалы, введена профессиональная стандартизация. Не исключение и дошкольные образовательные учреждения.
Для того чтобы понять, из каких элементов складывается сегодня содержание профессиональной компетентности педагога в дошкольной образовательной организации, необходимо обратиться к действующим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность, в частности:
- профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н;
- федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Согласно п. 3.4.2 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогические работники должны «обладать основными
компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». В п. 3.2.5 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования даются некоторые указания на них, а именно, перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в рамках профессиональной компетентности педагога в дошкольном образовательном учреждении:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям и т.д.
Обратимся к профессиональному стандарту педагога, в котором четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений (п. 3.2.1).
Подходы к определению профессиональной компетентности в настоящее время нельзя назвать однозначными. По мнению В.Н. Введенского, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широким его содержанием, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессиональная готовность», «квалификация», «про-
Владимирова Наталья Юрьевна педагогические
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ... науки
фессионализм», «педагогическое мастерство», «профессиональная культура», «компетенция» [1]. Гершунский Б.С. определяет профессиональную компетентность как функциональную грамотность, которая востребует-ся и актуализируется на собственно профессиональном уровне [2]. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеристики профессионализма» мы находим в трудах А.И. Мищенко, В.А. Сластенина [3].
Проблема определения сущности профессиональной компетентности современного педагога на данный момент является объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и др. [4-12]. Вопросы, касающиеся определения данного понятия, рассматриваются в многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей (А.А. Андреев, С.А. Дочкин, В.Д. Шадриков, А.В. Коваленко, Б.С. Гершунский, В.Я. Синенко, В.И. Байденко, М.М. Шалашова, A.B. Хуторской, А.С. Белкин, В.Н. Введенский, Е.А. Кутовая, Н.Н. Лобанова, Е.А. Соколовская, Е.В. Коточигова, И.Л. Пересторонина, Е.А. Генике, Ю.В. Варданян, Л.М. Митина, Н.В. Матяш, Т.А. Царегородцева, Т.П. Скрипкина, Е.А. Тутова, О.С. Анисимов, Г.М. Коджаспирова, Д. Кучер, Д.Б. Хоган, Р. Мейерс, В. Бланк, Дж. Элиот, Дж. Равен и др.).
Однако, несмотря на значительное количество теоретических работ и солидный практический опыт по изучению профессионального становления педагога, вопросы формирования и развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования остаются весьма актуальными. Это обусловлено противоречием между социальным заказом на высокообразованного и компетентного педагога системы дошкольного образования и недостаточной теоретической разработкой вопросов совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Необходимость развития профессиональной компетентности педагогических кадров обусловлена следующими факторами:
- ускорением темпа развития общества, в условиях которого развитие образования не может не носить опережающего характера;
- быстрым ростом интеллектуализации труда, динамизмом смены техники и технологии, что вызывает постоянную потребность в повышении профессиональной компетентности педагогических работников, их профессиональной мобильности;
- формированием общества, основанного на знаниях, в условиях которого основным общественным и личным капиталом становятся именно знания, а население должно быть способным их создавать, использовать и передавать, непрерывно наращивать, обновлять свой образовательный потенциал;
- наращиванием культурного слоя цивилизации, усилением роли личности в обществе, что может быть обеспечено, прежде всего за счет динамично развивающегося культурно-образовательного компонента [13].
Изменения в образовательной политике России, модернизация образования определили новое понимание профессиональной компетентности педагога. Современный педагог, которого по праву можно назвать профессионалом, - это «...исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию» [14].
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования предполагает высокий уровень психолого-педагогических и специальных (предметных) знаний и умений [15] в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом. Это позволяет управлять ее развитием, влияя на составные компоненты с учетом ряда факторов и условий, обеспечивающих 42
эффективность процесса развития компетентности.
Одним из таких факторов является создание комфортной образовательной среды как комплекса взаимосвязанных условий, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. Такая образовательная среда должна обеспечивать психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов дошкольного образования и создавать предпосылки для самосовершенствования и самореализации личности.
Эту задачу призвана реализовать грамотно выстроенная методическая служба ДОУ, деятельность которой направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов, реализацию их творческого потенциала и, в конечном счете, на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Методическая служба в настоящее время приобретает все большее значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день дошкольного образовательного учреждения, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного дошкольного образовательного учреждения добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления дошкольного образовательного учреждения, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности.
Актуальность проблемы организации методической службы как структуры, обеспечивающей гибкость и адаптивность системы образования через профессионально-личностный рост педагогов, направленный на сохранение профессиональной компетентности в динамично меняющихся условиях общественной практики и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: «Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования».
В рамках диагностики эффективности работы методической службы МБДОУ города Иркутска детского сада № 79 по развитию профессиональной компетентности воспитателей было проведено исследование, позволяющее диагностировать уровень сформированности профессиональной компетентности.
Образовательное пространство данного дошкольного образовательного учреждения включает 14 возрастных групп, в которых воспитываются дети в возрасте от 2 до 7 лет.
Кадровый потенциал: общее количество педагогических работников 29 человек, из них 1 заведующий учреждением, старший воспитатель, 22 воспитателя, а также узкие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, 2 учителя-логопеда.
Образовательный уровень педагогического персонала МБДОУ города Иркутска детского сада № 79: имеют высшее образование - 11, педагогов (38%); незаконченное высшее (обучаются) - 2 (7%); среднее специальное
- 16 (55%).
Квалификационный уровень педагогов: высшую квалификационную категорию имеют 3 человека (10%); первую квалификационную категорию -10 человек
- 35%; прошли процедуру соответствия занимаемой должности - 13 человек (45%); не аттестовано (педагоги, проработавшие менее 1 года) - 3 человека (10%).
Стаж работы педагогов: от 0 до 3 лет - 6 человек (21%); от 3 до 5 лет - 9 человек (31%); от 5 до 10 лет - 2 человека (7%); от 10 до 15 лет - 3 человека (10%); от 15 АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Владимирова Наталья Юрьевна МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ...
до 20 лет - 7 человек (24%); от 25 лет - 2 человека (7%).
Целью данного исследования было определение уровня профессиональной компетентности педагогов и выявление приоритетного направления деятельности методической службы дошкольного образовательного учреждения.
В теории и практике педагогической науки и деятельности проблемой является разработка инструментария (методик), идентификации (оценивания) уровня профессиональной компетентности работников дошкольного образования как в осуществлении образовательного (воспитательного и учебного) процесса с позиции педагогического работника, так и в управлении этим процессом с позиции руководящего работника (управленца).
В качестве инструментария для оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения мы использовали экспертную карту (таблица 1), разработанную на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования доцентом кафедры развития дошкольного образования, кандидатом педагогических наук Сваталовой Тамарой Александровной и заведующей кафедрой развития дошкольного образования, кандидатом педагогических наук, доцентом Яковлевой Галиной Владимировной [16].
В структуре профессиональной компетентности педагога выделено четыре уровня развития профессиональной компетентности (оптимальный, достаточный, критический, недопустимый), рассматриваемых в признаках компетентности (профессионально-педагогическая подготовленность, профессионально-педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая поисковая или исследовательская активность, информационно-коммуникативная функция, регулятивно-ком-муникативная функция, гностический компонент профессионально-педагогической деятельности, коммуникативный компонент профессионально-педагогической деятельности, организаторский компонент профессионально- педагогической деятельности, конструктивно-проектировочный компонент профессионально-педагогической деятельности). Предназначение каждого уровня заключалось в обеспечении информацией об исходном или текущем состоянии развития профессиональной компетентности и определении перспектив ее дальнейшего развития.
Таблица 1. Экспертная карта для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов
Признаки Характеристики признаков (уровень выраженности)
1. Владение современным Активное включение Не всегда осознанное Низкая степень
Профессионально- содержанием в реализацию ФГОС применение осознанности
педагогическая дошкольного ДО. Осознанное полученных полученных
подготовленность образования в условиях применение знаний на практике. теоретических
введения Федерального полученных знаний Работа по ранее педагогических
государственного педагогики полученному образцу. знаний. Отсутствие
образовательного и психологии на Трудно ста в умения и
стандарта дошкольного практике без поиска освоении современных стремления
образования. новых способов и педагогических применять
Компетентное средстве технологий. полученныезнания
применение знаний осуществлении Пробелы в знаниях на практике.
дошкольной педагоги™ процесса индивидуальных и
и психологии. обр азования. Чаще возрастных
Компетентное исполнительство, чем особенностей
владение приемами и инновационная детей.
средствами обучения и деятельность.
воспитаниядетей.
культурно-историческом
деятельно стноы подходе.
2. Самостоятельная Содержание Владение набором Некомпетентно сть в
Профессионально- постановка дошкольного вариативных методик. организации
педагогическая научно-о о основанных образования применение в образовательного
деятельно сть. целей, разработка отбираетсяс соответствии процесса в
содержания учетом особенностей с имеющимися соответствии с
образования в условиях развитиядетей условиями. требованиями
введения ФГОС ДО. группы. Творческое Недостаточная ФГОС ДО.
Самостоятельная применение методов компетентность при Неумение
р азр аб отка и апр обация и приемов выстр а ива нии применять
педагогических развивающего содержания современные
технологий. Создание обучения. образования с учетом педагогические
автор ской методической Оценивание индивидуального и технологиив
продукции. Применение эффективности дифференцированного организации
р езульта то е ыонит оринга своей деятельно ста подхода кдетям. непосредственно
для по строения по достижению Слабое владение образовательной
индивидуального и це л ей, по ст авл енных современными деятельности.
д иффер енцир ованного в образовательных педагогическими Отсутствие
подхода кдетям. программах. технологиями. компе1 ентао сти в
Формальный организации
по дх од к диагно стике и педагогической
использованию ее диагностики.
результатовв
дальнейшей
пр актиче ской раб оте.
3. педагогическая исследовательская Наличие авторских материалов (программ, методических разработок в у с ловиях введения ФГОС ДО). Включенно сть в инновационную пед aro гичесхую деятельность. Обобщение и распространение педагогического опыта. Наличие методнче скнх разработокпо одному образовательной деятельности {образовательной области). Применение {адаптация) педагогического Пассивность в инновационной пед агогнческо й деятельности. Неприятие образовании. Отсутствие корр ектир ованных учебных материалов. Слабая создании методического введения ФГОС ДО.
4. Информационно- фтнкши. Создаются эмоциональные условия для организации детской деятельно сти благодаря способности педагога передавать информацию, умение заинтересовать Владение способамипередачи информации Затруднения при передаче информации, неумение заннгер ее овать детей в данной информации. Равнодушие при организации детской деятельности.
5. Регулятивно- коммуникатнБная функция. Владение моделью ориентированного взаимодействия с Высоко развитая коммуникативная Общение чаше пр онехо диг по инициативе педагога, не всегда учитывается желание Общение с позиции поучения, порицания. Чаще дисциплинарная модель общения. Уход от общения с холодное наблюдение за происходящим, раздраженное неприятие.
пед агогич ее кой деятельности. Высокая степень самокритичности при оценке достоинств и недостатков профессиональной деятельно сти. склад ума. Достаточно критичный подход к оценке собственной деятельности. Завышенная самооценка. Отсутствие деятельно сти. Отсутствие проанализировать собственную деятельность.
7 Коммуникативн педагогической деятельности. Умение педагога регулировать процесс общения. Общение строится на ориентир ованной модели.Умение строить с детьми деловые и эмоционально-интимные контакты. Способность организовать обмен профессионально значимой информацией. общение с поддерживать деловые контакты с эмоциональные и деловые контакты с детьми, информацией. Авторитарный стиль общения с коллегами и детьми. Отсутствие ориентир ованного взаимодействия. Малая деловых контактов с детьми. Неумение педагога устанавливать контакты с детьми, родителями. Низкий уровень ^ взаимодействия с процесса. Отсутствие дел овых регулярных
S. Организатор скин педагогической деятельности. Умение организовать педагогическую деятельность, используя оптимальные пути решения образовательных задач (на основе планирования, самоанализа, самооценки, определения приоритетов). Умение организовать детей и родителей. Знание своих подходк педагогической деятельно сти, умение организовать собственную педагогическую деятельно сть. организации детей и родителей. Наличие формальный подход к Отсутствие самооценкии самоконтроля в организации деятельности. Отсутствие организаторских Поверхностное самоанализа, самооценки, неумение выделить приоритеты в педагогической деятельно сти.
9. Ко нструхтивно -проектировочный профессионально- педагогической деятельности. образовательные мероприятия с учетом требований ФГОС ДО. Высокая сформир ованно сть перспективного видения образовательной закономерностей ее реального развития. пр о ектир овать мероприятия. Однако малая инновационно сть в даннойработе. Видение перспектив развития педагогической деятельности Сла б о выр аженные проектировочные умения. Отсутствие видения р азвития образовательной педагогической деятельности. Отсутствие пр о ектир овочных умений. Неумение перспективу.
Если педагог обладает следующими признаками професснональнойкомпетентности, то уровень ее может быть следующим:
Оптимальным | Достаточным | Критическим | Недостаточным
Таблица 2. Результаты исследования
Признаки компетентности Ур= дай профессиональн он компетентной: н{%)
Оптимальным Достаточным Критическим Недостаточным
1. Пр о фе с сионал ьно-пе д агогиче екая подготовленность. 21% 59% 14% 6%
2. Пр о фе с сионал ьно-пе д агогиче екая деятельность. 14% 69% 17% 0%
3. Профессионально-педагогическая поисковая или исследовательская 10% 28% 62% 0%
4. Информационно-коммуникативная функция. 45% 31% 24% 0%
З.Регуллтивно-коммуникативная функция. 7% 52% 41% 0%
профессионально-педагогической деятельности. 0% 69% 17% 14%
7 .Коммуникативный компонент пр о фе с сио нально -педа го гич е ской деятельности. 7% 45% 38% 10%
8. Организатор скии компонент пр о фе с сио нально-педаго гич е ской деятельности. 14% 65% 21% 0%
9. Конструктивно-пр о ектир овочный компонент профессионально-педагогической деятельно сти. 14% 41% 38% 7%
На основании анализа результатов исследования уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения были выделены следующие проблемы:
- у 6% педагогов отсутствуют умения и стремления применять полученные знания на практике, в основном это педагоги, которые работают в данном учреждении меньше года;
- у 14% педагогов отсутствует стремление проанализировать свою деятельность;
- 10% педагогов не умеют устанавливать контакты с детьми, коллегами и родителями, наблюдается низкий
Владимирова Наталья Юрьевна МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ..
уровень взаимодействия с участниками образовательного процессая;
- у 7 % педагогов отсутствуют проектировочные умения. Педагоги не умеют работать на перспективу;
- 14% педагогов испытывают трудности в освоении современных педагогических технологий, наблюдаются пробелы в знаниях индивидуальных и возрастных особенностях детей;
- у 17% педагогов недостаточная компетентность при выстраивании содержания образования с учетом индивидуального и дифференцированного подходов к детям;
- 62% педагогов пассивны в инновационной педагогической деятельности;
- 24% педагогов испытывают затруднения при передаче познавательной информации, не умеют заинтересовать детей в данной информации;
- 41% педагогов используют в своей деятельности дисциплинарную модель общения;
- у 17% педагогов отсутствует объективность в самоанализе деятельности. 14% не проявляют стремления проанализировать свою деятельность;
- 38% педагогов используют авторитарный стиль общения с коллегами и детьми, отсутствует личностно-ориентированное взаимодействие. 10% педагогов имеют низкий уровень взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- 21% педагогов имеют низкий уровень организаторских способностей;
- у 38% педагогов слабо выражены проектировочные умения.
Исследование профессиональной компетентности педагогов выявило, что явным дефицитом компетентности является включенность педагогов в инновационную педагогическую деятельность (62% педагогов пассивны в данной деятельности).
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. Это требует внесения существенных корректив в систему повышения профессионального мастерства педагогов.
На наш взгляд, именно эта проблема должна стать объектом внимания методической службы дошкольного образовательного учреждения, так как реализация инновационных программ, работа дошкольного образовательного учреждения в режиме эксперимента требует высокого уровня инновационного потенциала педагогов, владения информационными технологиями, умения анализировать результаты своей деятельности и ставить перед собой задачи.
Самому педагогу трудно профессионально обеспечить собственную динамику обучения и развития. Требуется помощь методической службы, задачу которой мы видим в организации условий для формирования, становления, развития, совершенствования профессиональных компетенций педагога, его информационно-методического сопровождения на пути осознания перемен и применения инноваций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1997.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский
гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
5. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник.
2014. № 4 (9). С. 130-132.
6. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 42-46.
7. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.
8. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
9. Балакирева Е.И., Малышева А.В., Коновалова Е.Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 154-158.
10. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал.
2015. № 1 (10). С. 36-38.
11. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
12. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.
13. Гильмеева Р. Х. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития // Методист. - 2006. - №10.
14. Печатнова О. М. Современные подходы к пониманию сущности непрерывного педагогического образования // Российский научный журнал. - 2009. - №3.
15. Бахорина О. С., Введение в педагогическую профессию // Учебно-методическое пособие для студентов. г. Сокол. - 2011.
16. Сваталова Т.А., Яковлева Г.В. Функционально-деятельностный подход к разработке инструментария оценивания профессиональной компетенции педагога дошкольного образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modem Research of Social Problems, №9 (29), 2013