Научная статья на тему 'Процессуальный аспект технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования'

Процессуальный аспект технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL ACTIVITY / INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY / PROCEDURAL ASPECT / INNOVATIVE METHODICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье на основе анализа современных исследований предложено наполнение процессуального аспекта технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. Выделены и описаны формы организации работы с педагогами во внутрифирменном повышении квалификации (в рамках инновационной методической работы). Цель: уточнить содержание процессуального аспекта технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования Результаты: на основе понимания содержания данного аспекта деятельности в дошкольном образовательном учреждении может быть выстроена система методической работы, обеспечивающая развитие методической деятельности педагогов дошкольного образования, ее перевод в инновационную методическую деятельность. Область применения результатов: практика дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL ASPECT OF DEVELOPMENT INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY PRESCHOOL TEACHERS

In article on the basis of the analysis researches filling of procedural aspect of the model of development of innovative methodical activity of preschool teachers is offered. Forms of the organization of work with teachers in intra firm professional development (within innovative methodical work) are allocated and described. Purpose: to specify the content of procedural aspect of development of innovative methodical activity of teachers of preschool education. Method or methodology of carrying out work: methodology of pedagogical research Results: on the basis of understanding of the content of this aspect of activity in preschool educational institution the system of methodical work providing development of methodical activity, its transfer to innovative methodical activity can be built. Scope of results: practice of preschool education.

Текст научной работы на тему «Процессуальный аспект технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-29 УДК 373

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Яковлева Г.В.

В статье на основе анализа современных исследований предложено наполнение процессуального аспекта технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. Выделены и описаны формы организации работы с педагогами во внутрифирменном повышении квалификации (в рамках инновационной методической работы).

Цель: уточнить содержание процессуального аспекта технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования.

Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования

Результаты: на основе понимания содержания данного аспекта деятельности в дошкольном образовательном учреждении может быть выстроена система методической работы, обеспечивающая развитие методической деятельности педагогов дошкольного образования, ее перевод в инновационную методическую деятельность.

Область применения результатов: практика дошкольного образования.

Ключевые слова: методическая деятельность, инновационная методическая деятельность, процессуальный аспект, инновационная методическая работа.

PROCEDURAL ASPECT OF DEVELOPMENT INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY PRESCHOOL TEACHERS

Yakovleva G.V.

In article on the basis of the analysis researches filling of procedural aspect of the model of development of innovative methodical activity of preschool teachers is offered. Forms of the organization of work with teachers in intra firm professional development (within innovative methodical work) are allocated and described.

Purpose: to specify the content of procedural aspect of development of innovative methodical activity of teachers of preschool education.

Method or methodology of carrying out work: methodology of pedagogical research

Results: on the basis of understanding of the content of this aspect of activity in preschool educational institution the system of methodical work providing development of methodical activity, its transfer to innovative methodical activity can be built.

Scope of results: practice of preschool education.

Keywords: methodical activity, innovative methodical activity, procedural aspect, innovative methodical work.

В современной образовательной практике актуализируется проблема необходимости развития методической деятельности педагогов ДОУ, обеспечивающих введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обеспечить формирование и развитие инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования представляется, на наш взгляд, возможным посредством создания и реализации

технологии такого развития. В технологию развития инновационной методической деятельности включены концептуальная, процессуальная, организационная и результативная оставляющие.

Мы более подробно остановимся на процессуальном аспекте технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования.

Процессуальный аспект технологии составляют продуктивные формы инновационной методической работы; методы обучения педагогов инновационной методической деятельности; средства обогащения опыта взаимодействия по созданию и тиражированию инноваций.

Говоря о новом виде методической работы в дошкольном образовательном учреждении - инновационной методической работе, необходимо уточнить ее определение.

Мы будем трактовать инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности,

ориентированной на развитие инновационных компетенций педагогов. Инновационная методическая работа имеет следующие отличительные особенности:

• обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие;

• обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Авторами современных исследований в области методической работы (К.Ю. Белая, Т.И. Шамова, Л.П. Ильенко) выделяются сравнительные характеристики методической работы, развертываемой в традиционно и инновационно работающих дошкольных образовательных учреждениях [1,2,4]. (Табл.1).

Таблица 1

Сравнительные характеристики методической и инновационной

методической работы

№ Характеристики методической работы

традиционной инновационной

1. Обеспечивает функционирование образовательного учреждения Обеспечивает работу образовательного учреждения в режиме развития

2. Базируется на основе современных открытий, передового опыта Базируется на основе педагогического и образовательного мониторинга

3. Содержание методической работы отбирается с учётом потребностей всего образовательного учреждения и педагогов Содержание методической работы строится на основе выделенных приоритетов развития системы образования в учреждении

4. Используются традиционные формы методической работы Формы методической работы отбираются от репродуктивных до продуктивных форм в зависимости от уровня развития педагогических кадров и этапа инновационной деятельности учреждения

5. Педагоги информируются о достижениях педагогической науки в ходе методической работы В рамках методической работы обеспечивается информирование педагогов об инновационных педагогических фактах и явлениях (обновлены функции методической работы)

6. Отсутствует нормирование форм методической работы, ориентированных на освоение инновационных программ и Нормативно закреплены формы методической работы, ориентированные на освоение инновационных программ, на

педагогических технологий повышение профессиональной компетентности педагогов

7. Обеспечивает реализацию образовательного стандарта в образовании дошкольников Обеспечивает превышение по определённым направлениям государственного стандарта образования (по направлениям инновационной деятельности)

8. Обеспечивает непрерывность педагогической деятельности Обеспечивает непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогических кадров

9. Носит плановый характер В образовательном учреждении простроена стратегия методической работы в плане реализации парадигмы образования

10. Управление методической работой обеспечивает качество образовательного процесса Структура управления основана на системном подходе и программно-целевом принципе управления

11. Формы методической работы выбираются хаотично, отдаётся приоритет новинкам в педагогической науке и практике Цели, содержание и формы методической работы тесно связаны между собой

12. Способствует повышению профессионального мастерства педагогов Способствует самореализации и развитию творческого потенциала каждого педагога

13. Требует от педагога определённых затрат личного времени. Экономичность методической работы недостаточно отрегулирована Экономична, т.е. затраты времени и усилий на методическую работу и самообразование разумны и отрегулированы и административно закреплены

14. Недостаточная удовлетворённость результатами своего труда членами педагогического коллектива В педагогическом коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворённость результатами своего труда

15. Отсутствует личностно-ориентированный подход к организации методической работы Обеспечивает личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности и профессионального мастерства

Процессуальный аспект авторской технологии развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании включает использование продуктивных форм методической работы.

В классификации, предложенной С.Г. Молчановым, выделяются следующие формы методической работы:

• репродуктивные: практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги;

• репродуктивно-эвристические: педагогические чтения, научно-практические конференции;

• эвристические: проблемные семинары, проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры;

• эвристико-продуктивные: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок;

• продуктивные: научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие во ВНИКах, ВТК, научные отпуска [3].

Остановимся более подробно на особенностях каждой из существующих форм методической работы и покажем, как можно использовать каждую из описанных форм для развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ.

Теоретические семинары: доклады, сообщения. Данная форма методической работы является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует от руководителей научного семинара доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы образовательной политики в сфере образования. Содержание последних нормативных документов как федерального. Так и регионального (областного) уровней, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста в свете введения Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К выступлениям и докладам на теоретическом семинаре традиционно привлекаются высококвалифицированные педагоги, ученые.

Теоретические семинары для педагогов ДОУ в современных условиях введения Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны быть связаны с освоением содержания данных документов, изменений в организации деятельности педагога с позиций культурно-исторического системно-деятельностного подхода.

Семинары-практикумы требуют более серьезной подготовки, т.к. на них педагоги знакомятся с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев.

В центре внимания участников семинаров находятся не только теоретические вопросы образовательного процесса, но и практические умения и навыки (профессиональные компетенции), что особенно важно для роста профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

После посещения педагогами практической части семинаров необходимо организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. Совместно с учеными, специалистами важно решать конкретные учебно-педагогические задачи, которые возникают в современном образовательном процессе в ДОУ.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогического коллектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру, профессиональную активность педагога.

Многими авторами педагогических исследований рекомендуется проводить психолого-педагогические практикумы, во время которых, для большей эффективности следует создавать атмосферу неформального общения, раскованности. Подобная практика, по мнению Л.П. Ильенко, особенно ценна для повышения профессионального мастерства педагогов т.к. каждый участник такого семинара получает возможность ознакомиться с новейшими

достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции [2].

На таких семинарах необходима взаимосвязь теории и практики. Следует отметить, что такие диалоги-общения способствуют развитию творческого потенциала педагогов, их профессионализму [2].

Логика нашего исследования потребовала организации семинаров-практикумов по проектированию календарно-тематического плана работы педагогов в соответствии с требованиями ФГТ. Тематика семинаров-практикумов была связана с образовательными областями ФГТ: познание, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, художественное творчество, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы. Материалы семинаров-практикумов при соответствующей доработке стали предметом широкого тиражирования: выпущены методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации проектирования образовательной деятельности по образовательным областям для детей с нормой в развитии и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Диспуты, дискуссии. Различные формы методической работы несут и различные формы занятий с педагогами: диспут, «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия» обычно на практике обозначаются общим термином - «дискуссия». Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т.е. столкновение точек зрения, позиций и т.д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой - отстаиванием уже сформированных взглядов, позиций.

Дискуссия есть целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами проблемных микрогрупп (структурных подразделений) с целью поиска истины. Её существенной чертой является равный диалог всех участников. Желательно, чтобы группа участников

подобного диалога была небольшой (до 10 человек), благодаря чему каждый сумеет высказать свою точку зрения и доказательно ее отстоять.

В педагогической практике получили распространение различные виды обмена мнениями, представляющие собой свернутые формы дискуссии: «круглые столы», «форумы», «дебаты», «симпозиумы», «техника аквариума», «панельная дискуссия» [2].

Самой характерной чертой свернутых форм дискуссии является участие в ней двух-трех и более предметных методических объединений, предметом их обсуждения становятся позиции, мнения участников.

Дадим характеристику некоторых форм дискуссий.

1. «Панельная дискуссия». В ней могут участвовать 2-3 и более предметных методических объединений. Однако следует составить из них группы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.

В ходе нашего исследования панельные дискуссии были организованы педагогами методических объединений по образовательным областям. Так. Методическое объединение по образовательной области «Коммуникация» включало в себя воспитателей всех возрастных групп, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Для обсуждения были предложены следующие проблемы: распределение задач речевого развития и коммуникации по другим образовательным областям; организация взаимодействия всех категорий педагогов в решении задач коммуникации.

2. Форум-обсуждение, механизм проведения которого сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.

3. Симпозиум - более формализованное (по сравнению с выше перечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с

сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.

Данный вид методической работы был организован как итоговый по результатам работы методических объединений педагогов и временных творческих групп. результатом работы симпозиума стали методические пособия по введению ФГТ: «Особенности организации мониторинга освоения детьми с ОВЗ содержания образовательной программы ДОУ», «Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ».

4. Дебаты - явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме [2].

Эти формы дискуссий, скорее всего, по мнению Л.П. Ильенко, могут практиковаться эпизодически или вовсе не использоваться в работе образовательного учреждения.

Деловые игры, ролевые игры, игры-имитации, урок-панорама. Игре как социокультурной форме общения посвящается много философско-культорологических, психологических, педагогических исследований.

В педагогике любые игры («деловые», «ролевые») связаны с определенными правилами, условиями для играющих. По сути, игра - это состязание двух-трех групп (и более), которое направлено на достижение определенной цели или решение определенной проблемы. В ходе игры педагоги овладевают реальным опытом, который могли бы получить в ходе проведения урока, занятия, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. Кроме того, использование игровой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп или других структурных подразделений образовательного учреждения помогает педагогам научиться экономить, «сжимать» время на отработку определенных понятий, умений, навыков, в процессе обучения [2].

Игры способствуют активизации самообразования педагогов в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности воспитанника.

«Деловые игры». Для достижения результативности в процессе проведения «деловой» игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ею квалифицированные педагоги, кураторы-ученые, руководители исследовательской работы. После окончания подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих (в условном, моделирующем плане).

Завершать игру следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимостью для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов педагогов.

Ролевая игра - по существу игра-драматизация - это процесс, в котором участвуют педагоги проблемных групп или структурных подразделений, распределяющие между собой роли педагога, воспитанника, директора, его заместителей.

Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации) довольно прост:

1. Руководитель сообщает тему игры.

2. Дается инструктаж по ходу игры.

3. Фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих.

4. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляет их с эмоциональными реакциями играющих.

5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса. И самое важное - педагоги должны видеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией [2].

Данная форма методической работы была использована при обсуждении проблемы реализации деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ, в целях обучения педагогов модели личностно-ориентированного взаимодействия как основе введения ФГТ.

Игры-имитации. Эта форма занятий проблемных микрогрупп требует творческого подхода от ведущего (им может быть куратор-ученый, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе или высококвалифицированный педагог). Грамотно подготовленная игра-имитация предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ведущему поддерживать высокую активность участников. Тематика игры-имитации может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить, какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Кроме того, ведущий должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим коллегам-игрокам, распределить роли участников и установить продолжительность игры.

Вполне понятно, что участники игры-имитации по-своему оценят проигранные ими ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе игровой ситуации педагоги пытаются имитировать виды, приемы, формы работы педагогов-профессионалов, а иногда лишь фрагменты.

Игры-имитации были использованы в целях освоения педагогами модели личностно ориентированного взаимодействия (в целях развития коммуникативного компонента профессиональной деятельности). Игры-имитации в некоторой степени напоминают мастер-классы.

Очень важно, что участие педагогов в любой игровой модели трансформирует их позицию, которая балансирует между ролью организатора, помощника, соучастника общего действия. Значительна роль этой модели занятий (заседаний) проблемных микрогрупп или других структурных

подразделений при заключительном ретроспективном обсуждении проигранных ситуаций, ролей и т.д. Таким образом, в ходе нашего исследования был реализован принцип самопозиционирования педагога в проектной деятельности, включенный в ядро авторской концепции.

Несомненно, эта модель обучения обогатит педагога в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте. Следует лишь помнить, что при использовании на занятии эта форма может выродиться в иллюстративное или эмоционально-оживляющее дополнение к репродуктивному, традиционному обучению детей.

Сегодня актуализирована проблема самообразовательной деятельности педагогов. В данном аспекте важна технология организации отчетов педагогов по самообразованию.

Отчеты по самообразованию педагогов и воспитателей, прежде всего, требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога (доклады, рефераты, разработка занятий, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.) и продуктов труда их воспитанников (выставка лучших рисунков, поделок и т.д.).

Ориентация методической работы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности, как педагога, так и ребёнка [4].

В ходе нашего исследования для педагогов была разработана программа повышения профессиональной компетентности, включающая план самообразовательной деятельности на пять лет. Проблематика самообразовательной деятельности педагогов отбирается в соответствии с ФГТ, современными инновационными тенденциями в дошкольном образовании.

Обсуждение и оценка авторских программ, методических пособий

В целях оценивания разработанной инновационной методической продукции в ДОУ организуется деятельность Экспертного совета. Цель его деятельности - вынесение заключения о качестве методических продуктов и дальнейшем их использовании в практике образовательного учреждения.

Нормативной основой деятельности данного структурного подразделения является приказ на создание, Положение об Экспертном совете, план работы на текущий период, протоколы заседаний с оценками инновационных продуктов.

Педагогическая мастерская, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению к внедрению.

При определении критериев оценки опыта должны учитываться:

а) высокая эффективность, результативность;

б) длительность функционирования данного опыта;

в) сбалансированность и комплексность результатов;

г) рациональность затрат времени, усилий и средств;

д) возможность воспроизводить, использовать данный опыт другими педагогами.

Очень важно для обобщения опыта умение систематизировать, описать его, представить в виде целостной структуры. В этом случае педагоги ДОУ должны продемонстрировать сформированность и развитость инновационной методической деятельности, всех ее структурных компонентов: гностического (определение необходимости и актуальности методического продукта: опыта); проектировочного (выстраивание системы описания, решение в опыте целей и задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГТ), конструктивного (отбор наиболее эффективных методов, средств, приемов); организаторского (описание системы взаимодействия всех специалистов, родителей в реализации опыта); коммуникативного компонентов (умение презентовать позитивный опыт, заинтересовать педагогические коллективы других ДОУ в его значимости и эффективности) [2].

Открытый показ: занятие с последующим обсуждением просмотренного, форма обучения педагогов и распространения позитивного педагогического опыта.

Данная форма методической работы особенно становится актуальной в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выдвинувших как основу деятельностный подход к образованию детей дошкольного возраста, личностно ориентированную модель взаимодействия всех участников образовательного процесса. Показ непосредственно образовательной деятельности, познавательно-игровых ситуаций по образовательным областям ФГТ позволяет обеспечить развитие всех структурных компонентов инновационной методической деятельности педагога: гностического, проектировочного, организаторского и коммуникативного, конструктивного.

Мастер - класс - одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, цель - передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло бы достичь наилучших результатов. Обычно мастер- класс состоит из двух частей:

> показ работы с детьми,

^ работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта.

Важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать о том, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. В своем рассказе педагог опирается на ту методическую, научную литературу, которую изучал. Обычно это не доклад, а скорее дискуссия, круглый стол, на котором обсуждаются актуальные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, и все его участники активно высказываются, задают вопросы, спорят [2].

В нашем исследовании был организован ряд мастер-классов как для воспитателей ДОУ, так и для заместителей заведующих. Мастер-классы для

воспитателей предназначены для передачи способов проектирования непосредственно образовательной деятельности в соответствии с предложенной тематикой на месяц. В ходе таких мастер-классов обеспечивалось развитие проектировочного, конструктивного и коммуникативного компонента инновационной методической деятельности как организатора, так и участников.

Мастер-классы для заместителей заведующих ДОУ были предназначены для совершенствования системы методической работы, апробации квалитативно-компаративного обеспечения оценивания инновационной методической деятельности педагогов, участвующих в эксперименте. В ходе мастер-классов была организована работа с экспертными картами оценивания готовности педагогов к инновациям, с диагностическими картами оценивания теоретической подготовленности воспитателей к инновационной деятельности, экспертными картами оценивания уровня инновационной методической деятельности педагогов ДОУ.

Педагогический совет: высший орган руководства образовательным процессом, педсовет ставит и решает конкретные задачи ДОУ:

^ обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников,

^ анализируются имеющиеся недостатки, > принимаются решение для устранения недочетов, ^ организуется обмен опытом педагогической работы [2,4]. Тематика педагогических советов определяется в годовом плане ДОУ. Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей.

Проблемный семинар: предполагает обсуждение и фиксацию проблемы, выдвижение гипотетических (вероятностных) способов принятия решения.

Продуктами данной методической формы могут стать: идея инновации (её описание), идея её реализации, алгоритм решения проблемы, авторские предложения (варианты), методические разработки, методические рекомендации, учебные материалы. То есть, проблемный семинар целенаправленно работает на формирование и развитие инновационной методической деятельности педагогов.

Проблемно-проектный семинар предполагает обсуждение и фиксацию проблемы, и проектирование (вероятностных) способов её решения: создание проектов, перспективных планов.

Продуктами проблемно-проектного семинара могут стать: серия проектов, варианты решения проблемы, методические рекомендации, методический и дидактический комплексы для реализации проектов, их описание (модели среды, использования технологий, инструментарий для оценивания уровня образованности детей, инструментарий для сбора данных о профессиональной компетентности педагогов). То есть, проблемно-проектные семинары становятся также активной формой формирования и развития инновационной методической деятельности.

В ходе нашего исследования в ДОУ, участвующих в эксперименте, были организованы с воспитателями следующие проблемно-проектные семинары: «Проектирование непосредственно образовательной деятельности с позиций деятельностного подхода», «Позиция воспитателя в ходе организации самостоятельной детской деятельности по образовательным областям».

Организационно-деятельностные игры представляют собой целенаправленную (групповую, индивидуальную), лимитированную жесткими правилами, имитирующую (в игровой форме) реальную деятельность педагогов; игра-тренировка, рассуждение, предложение способов решения проблемной ситуации.

В ходе экспериментальной работы для педагогов ДОУ были проведены организационно-деятельностные игры по проблеме личностно

ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в ходе непосредственно образовательной деятельности, в организации режимных моментов. Для проведения организационно-деятельностной игры были использованы видеоматериалы с занятий, из жизни группы детского сада. Воспитателям предлагалось увидеть ошибки в действиях педагога и предложить собственные варианты взаимодействия.

Продуктами организационно-деятельностной игры могут стать: алгоритм действий, описание технологий, описание способов, технологий, методические рекомендации, учебно-методические пособия, авторские программы. То есть, в завершении организационно-деятельностной игры появляются методические продукты, которые определяют имеющийся у педагогов уровень инновационной методической деятельности.

Фестивали педагогических идей представляют собой презентацию новой идеи и способа ее реализации; общественную экспертизу; фиксацию продуктивных идей и способов.

Продуктами фестиваля педагогических идей могут стать: представление содержания идеи в виде авторского пособия, программы, позитивного опыта: модель инновационной деятельности, модель предметно-развивающей среды, методические рекомендации, описание авторского подхода к созданию дидактического комплекса. Экспертиза данной продукции выявляет уровень развитости инновационной методической деятельности авторов.

Конкурсы профессионального мастерства представляют собой презентацию оптимального использования традиционного способа; профессиональную (социологическую, методическую, психологическую, физиологическую, нормативную) экспертизу; установление рейтинга (статуса) носителя способа (педагога).

Продуктами конкурса профессионального мастерства могут стать: методический комплекс (конспекты, планы, алгоритмы), авторская модель реализации современной технологии, описание способов практической работы

и представление этих способов. В данной форме методической работы проявляются такие структурные составляющие инновационной методической деятельности, как коммуникативная (представление и презентация опыта), гностическая (анализ возможного использования другими ДОУ), проектировочная (соответствие методической продукции заявленному жанру, возрастным особенностям детей, стратегия достижения поставленной цели).

Конкурсы методических разработок представляют презентацию методической разработки; профессиональную (методическую, психологическую, физиологическую) экспертизу; установление рейтинга (статуса) разработки. принятие решения о возможности её использования (определение уровня внедрения) [2].

Продуктами конкурса методических разработок могут стать: учебно-методические пособия, методические рекомендации, авторские программы, позитивный педагогический опыт, методические разработки, описание методического и дидактического комплекса, картотеки, видео и медиатеки с описанием способов их применения.

В ходе нашего исследования был организован конкурс на лучшую разработку образовательных ситуаций по образовательным областям ФГТ. Представленные методические продукты были оценены Экспертным советом, многие разработки были рекомендованы для тиражирования и представления в рамках недели педагогического мастерства на муниципальном уровне.

Оптимальный выбор варианта содержания и организационных форм методической работы в образовательном учреждении обеспечивается:

- учетом современной образовательной политики в сфере дошкольного образования,

- перспектив развития образовательного учреждения;

- анализом состояния образовательного процесса и результатов отдельных направлений деятельности образовательного учреждения, в том

числе эффективности методический работы, диагностированием деятельности педагогов, их личностных качеств, результатов работы;

- учетом условий и специфики функционирования образовательного учреждения, особенностей учебного года;

- учетом качественного состава педагогических кадров, их запросов и интересов [4].

Ниже представлена таблица, в которой в ходе исследования было дано описание форм организации методической работы и описаны методические продукты, явившиеся результатом данной формы методической работы. Представленная таблица разработана в помощь организаторам методической работы в ДОУ, обеспечивающим рост уровня инновационной методической деятельности педагогов.

Таблица 2

Формы организации методической работы

в образовательной системе

ФОРМЫ

1 2 3

наименование структура Дидактическая форма методической работы, в рамках которой производится:

1. Репродуктивные (обучающиеся ничего не обсуждают, искусственное, привлечение к обсуждению, имитация обсуждения) 1. Практикумы теория 0% предъявление -описаний 10% -действий 90% «Как делаю и должен делать» Выполнение репродуктивных действий (действий по воспроизведению продемонстрированных образцов); упражнение (многократное (как минимум однократное) повторение способа деятельности; освоение способов; ознакомление со способами деятельности. Продукты: создание копилки конспектов, сценариев развлечений, описание дидактического комплекса, алгоритм действий в педагогической ситуации, модель построения предметно-развивающей среды по направлениям инновации (содержание уголков в группе)

2. Научно-практические семинары теория 30% предъявление -описаний 60% -действий 10% «Как нужно сделать» слушай и используй в своей практике» Репродукцию (воспроизведение) заранее подготовленных описаний реальных действий (фактов, интерпретации результатов исследований); знакомство со способами деятельности; обсуждение предъявленных профессиональных компетенций с позиций: а) практики и (или) б) теории; обсуждение фактов (действий и их описаний); компаративный (сравнительный) анализ (совмещение) теоретических представлений и предъявленных действий. Продукты: банк информации, инструментальное обеспечение, методические рекомендации, аналитические материалы, программы, резолюции.

3. Педагогические мастерские теория 30% предъявление -описаний 30% -действий 40% «Так делаю я» Предъявление своего «кредо» (например, опорный конспект опережающего освоения В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенкова); предъявление имеющегося опыта (способа: действия и (или) его описания); ознакомление с содержанием и организацией исполнения. Продукты: авторские разработки, материалы позитивного педагогического опыта, презентации опыта, методические рекомендации

4. Семинары-практикумы теория 30% предъявление -описаний 30% -действий 40% «Как я сделал, так и делай (теперь попробуй ты)» Обсуждение (несколькими субъектами опыта) и демонстрацию способов деятельности, их апробацию (выполнение) участниками семинара; Продукты: презентация опыта, описание технологий в рамках методических разработок, методические рекомендации по освоению способов деятельности (применение технологий)

5. Тренинги Теория 0% предъявление -описаний 10% -действий 90% «Делай так!» Репродуктивные упражнения (многократное повторение действия); закрепление практических действий. Продукты: аналитические данные по педагогам, по уровню их готовности к самосовершенствованию и развитию, рекомендации психолога

3. Стажировка теория 0% предъявление -описаний 10% -действий 90% Практическое освоение способов, действий «Осваивай!» Практическое освоение (копирование) способов, действий, приемов, операций. Продукты: методический комплекс (банк конспектов), картотеки, видео, медиатеки, описание дидактического комплекса, методические рекомендации по применению способов деятельности на практике

2. Репродуктивно- эвристические (обучающиеся обсуждают изученное) 1. Педагогические чтения теория 70% предъявление -описаний 20% -действий 10% Изучаю (читаю) и осваиваю «Слушай и находи подтверждение своей практики» Цитирование и интерпретация научных текстов выдающихся мыслителей. Продукты: описание идеи (модель труда), проект инновационной деятельности, банк аналитических данных, банк новой информации, подборка научно-методической литературы с её аннотацией, материалы позитивного педагогического опыта, методические рекомендации

2. Научно-практические конференции Изучаю (читаю), осваиваю и делаю, предъявляю (как) теория 40% предъявление -описаний 40% -действий 20% «Слушай и находи подтверждение своей практики» Осмысление теории и (или) опыта. Обсуждение заранее подготовленной информации; теоретическое обоснование и описание способа практической деятельности. Продукты: презентация методической продукции, авторские материалы, банк аналитических данных, банк новой информации, подборка научно-методической литературы с её аннотацией, программы, их методическое обеспечение, материалы позитивного педагогического опыта

3. Эвристические 1. Проблемные семинары теория 60% предъявление -описаний 20% -действий 20% Проблематизирую, предлагаю способ решения «Предлагаю вариант решения проблемы» Обсуждение и фиксацию проблемы, и выдвижение гипотетических (вероятностных) способов принятия решения. Продукты: идея инновации (её описание), идея её реализации, алгоритм решения проблемы, авторские предложения (варианты), методические разработки, методические рекомендации, учебные материалы

2. Проблемно-проектные семинары теория 40% предъявление -описаний 40% -действий 20% Проблематизирую, предлагаю проект «Предлагаю проект решения данной проблемы!» Обсуждение и фиксацию проблемы и проектирование (вероятностных) способов её решения: создание проектов, перспективных планов. Продукты: серия проектов, варианты решения проблемы, методические рекомендации, методический и дидактический комплексы для реализации проектов, их описание (модели среды, использования технологий, инструментарий для оценивания уровня образованности детей, инструментарий для сбора данных о профессиональной компетентности педагогов)

3. Организационно-деятельностные игры теория 10% предъявление -описаний10% -действий 80% «Организую имитацию действия» Целенаправленную (групповую, индивидуальную), лимитированную жесткими правилами, имитирующую (в игровой форме) реальную деятельность педагогов; игра-тренировка, рассуждение, предложение способов решения проблемной ситуации. Продукты: алгоритм действий, описание технологий, описание способов, технологий, методические рекомендации, учебно-методические пособия, авторские программы

4. Эвристико-продуктивные 1. Фестивали педагогических идей теория 10% предъявление -описаний 80% -действий 10% Презентация новой идеи и способа ее реализации; общественная экспертиза. «Предлагаю решение новой идеи» Презентацию новой идеи и способа ее реализации; общественная экспертиза; фиксация продуктивных идей и способов. Продукты: представление содержания идеи в виде авторского пособия, программы, позитивного опыта: модель инновационной деятельности, модель предметно-развивающей среды, методические рекомендации, описание авторского подхода к созданию дидактического комплекса

2. Конкурсы профессионального мастерства теория 10% предъявление -описаний 10% -действий 80% презентация (оптимального) использования традиционного способа; профессиональная (социолог, методист, психолог, физиолог, валеолог), экспертиза предложенного способа его реализации. «Представляю свои умения» Презентацию оптимального использования традиционного способа; профессиональную (социологическую, методическую, психологическую, физиологическую, нормативную) экспертизу; установление рейтинга (статуса) носителя способа (педагога) Продукты: методический комплекс (конспекты, планы, алгоритмы), авторская модель реализации современной технологии, описание способов практической работы и представление этих способов

3. Конкурсы методических разработок теория 10% предъявление -описаний 80% -действий 10% Презентация методической разработки; экспертиза (методист) «Сделал так и достиг результата» Презентацию методической разработки; профессиональную (методическую, психологическую, физиологическую) экспертизу; установление рейтинга (статуса) разработки. Принятие решения о возможности её использования (определение уровня внедрения) Продукты: учебно-методические пособия, методические рекомендации, авторские программы, позитивный педагогический опыт, методические разработки, описание методического и дидактического комплекса, картотеки, видео и медиатеки с описанием способов их применения

5. Продуктивные 1. Научные конференции теория 80% предъявление -описаний 10% -действий 10% Презентация результата рефлексии (осмысления теории и (или) опыта) Презентацию результата рефлексии (осмысления теории и (или) опыта), выработку научного (значимого для науки и практики) продукта Продукты: теоретические выкладки для обоснования инновации, программа действий, резолюция с определением алгоритма дальнейших действий, программа, резолюция, описание использования предложенных идей

2. Теоретические семинары теория 80% предъявление -описаний 10% -действий 10% Презентация результата рефлексии (осмысления теории) «Слушай и используй в своей практике» Презентацию результата рефлексии (осмысления теории) под руководством ведущего Продукты: материалы лекций, консультаций, аннотации на научно-методическую литературу, методические рекомендации, алгоритмы действий

3. Научные стажировки теория 40% предъявление -описаний 10% -действий 50% Освоение исследовательских способов «Учусь действовать» Освоение исследовательских способов, создание теоретического продукта, актуального для современной практики. Получение нового метода; приобретение научного опыта. Продукты: методические наработки (конспекты, планы, проекты), описание методического комплекса, описание реализации технологии, презентация увиденного во время стажировки, алгоритмы действий с их описанием, описание методического и дидактического комплекса для реализации нового содержания и способов действий

4. Участие во ВНИКах, ВТК теория 30% предъявление -описаний 60% -действий 10% Экспертиза продукции или создание ее «Я предлагаю это сделать так» Создание и (или) экспертизу продукции (востребованной образовательным учреждением или в целом образовательной практикой) Продукты: исследовательские проекты, пакет целевых комплексных программ, обобщенный позитивный опыт учреждения по проблеме инновации, локальные акты (положения, заключения), методические рекомендации для педагогов, описание алгоритмов действий в новых условиях работы, инструментальное обеспечение системы инноваций или одного из направлений (в зависимости от полномочий ВНИКа, ВТК)

5. Научные отпуска теория 30% предъявление -описаний 50% -действий 20% Создание продукции. «Опиши то, что сделал в науке» Создание продукции, описание того, что сделано в науке. Продукты: материалы педагогического исследования, тиражированный материал опыта, авторская программа, учебное или практическое пособие, методические рекомендации

В ходе реализации технологии развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования был разработан и апробирован алгоритм отбора форм методической работы по развитию её компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного и организаторского, доказавший свою эффективность.

Алгоритм отбора форм методической работы для развития инновационной методической деятельности педагога дошкольного образования

Инновационная методическая деятельность:

а) Организационный компонент:

• организационно-деятельностные игры,

• педагогические мастерские,

• тренинги.

б) Проектировочный компонент:

• проблемные семинары,

• проектные семинары,

• семинары - практикумы,

• фестивали педагогических идей,

• конкурсы методических разработок.

в) Гностический компонент:

• конкурсы профессионального мастерства,

• научно - практические конференции,

• педагогические чтения.

г) коммуникативный компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• научные конференции,

• педагогические гостиные,

• педагогические мастерские,

• теоретические семинары.

д) конструктивные компонент:

• участие в ВТК,

• конкурсы методических разработок,

• проблемно - проектные семинары.

Реализация содержания процессуального компонента технологии обеспечивает изменения в уровне развитости компонентов инновационной методической деятельности педагогов ДОУ, готовность педагогов дошкольного образования к введению Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Список литературы

1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. Москва: АСТ, 1998. 176с.

2. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М.: Изд. Аркти, 1999. 48 с.

3. Молчанов С.Г. Подготовка преподавателя в рамках методической работы. Челябинск. Юж-урал. кн. изд-во, 1984. 145с.

4. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991. 192с.

References

1. Belaya K.Yu. Ot sentyabrya do sentyabrya: Rekomendatsii zaveduyushchim i starshim vospitatelyam detskogo sada k planirovaniyu uchebno-vospitatel'noy, metodicheskoy raboty na god [From September to September: Recommendations to managers and the senior tutors of kindergarten to planning of teaching and educational, methodical work on year]. Moscow: AST, 1998. 176 p.

2. Ilenko L.P. Novye modeli metodicheskoy sluzhby v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [New models methodical service in educational institutions]. M.: Izd. Arkti, 1999. 48 p.

3. Molchanov S.G. Podgotovka prepodavatelya v ramkakh metodicheskoy raboty [Preparation of the teacher within methodical work]. Cheljabinsk. Juzh-ural. kn. izd-vo, 1984. 145 p.

4. Shamova T.I. Vnutrishkol'noe upravlenie: voprosy teorii i praktiki [Intra management: theory and practice]. M.: Prosveshhenie, 1991. 192 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Яковлева Галина Владимировна, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования, кандидат педагогических наук, доцент

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

ул. Красноармейская, 88, г. Челябинск, Челябинская область, 454000, Россия galina440@ mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Yakovleva Galina Vladimirovna, managing chair of special (correctional) formation, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer

Chelyabinsk institute of retraining and improvement ofprofessional skill of educators 88, Krasnoarmeyskaya Str., Chelyabinsk, Chelyabinsk Region, 454000, Russia galina440@ mail. ru

Рецензент:

Солдатова Е.Л., д-р психол. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.