Научная статья на тему 'Квалитативно-компаративное обеспечение развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании'

Квалитативно-компаративное обеспечение развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИТОЛОГИЯ / КОМПАРАТИВИСТИКА / КВАЛИТАТИВНО-КОМПАРАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТОСТЬ / KVALITOLOGIYA / KOMPARATIVISTIKA / KVALITATIVNO-KOMPARATIVNOE MAINTENANCE / ESTIMATION / INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье на основе подходов компаративистики и квалитологии предложено инструментальное обеспечение оценивания инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. Представлены экспертные каты оценивания методической компетентности, готовности педагогов к инновационной деятельности. развитости инновационной методической деятельности. Цель: апробировать инструментальное обеспечение оценивания инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования. Результаты: предложенный автором инструментарий может быть внедрен в систему дошкольного образования, как прошедший апробацию в рамках эксперимента в более чем 30 ДОУ. Область применения результатов: практика дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KVALITATIVNO-KOMPARATIVNOE MAINTENANCE OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION

In article on the basis of approaches компаративистики and квалитологии tool maintenance of estimation of innovative methodical activity of teachers of preschool education is offered. Are presented expert каты estimations of methodical competence, readiness of teachers for innovative activity. Development of innovative methodical activity. The purpose: to approve tool maintenance of estimation of innovative methodical activity of teachers of preschool education. Method or methodology of carrying out of work: methodology of pedagogical research Results: the toolkit offered by the author can be introduced in preschool education system, as passed approbation within the limits of experiment in more than 30 DOWS. Scope of results: preschool education practice.

Текст научной работы на тему «Квалитативно-компаративное обеспечение развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-42 УДК 373

КВАЛИТАТИВНО-КОМПАРАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Яковлева Г.В.

В статье на основе подходов компаративистики и квалитологии предложено инструментальное обеспечение оценивания инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. Представлены экспертные каты оценивания методической компетентности, готовности педагогов к инновационной деятельности. развитости инновационной методической деятельности.

Цель: апробировать инструментальное обеспечение оценивания инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования.

Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования.

Результаты: предложенный автором инструментарий может быть внедрен в систему дошкольного образования, как прошедший апробацию в рамках эксперимента в более чем 30 ДОУ.

Область применения результатов: практика дошкольного образования.

Ключевые слова: квалитология, компаративистика, квалитативно-компаративное обеспечение, оценивание, инновационная методическая деятельность, развитость.

KVALITATIVNO-KOMPARATIVNOE MAINTENANCE OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY IN

PRESCHOOL EDUCATION

Yakovleva G.V.

In article on the basis of approaches компаративистики and квалитологии tool maintenance of estimation of innovative methodical activity of teachers of preschool education is offered. Are presented expert каты estimations of methodical competence, readiness of teachers for innovative activity. Development of innovative methodical activity.

The purpose: to approve tool maintenance of estimation of innovative methodical activity of teachers of preschool education.

Method or methodology of carrying out of work: methodology of pedagogical research

Results: the toolkit offered by the author can be introduced in preschool education system, as passed approbation within the limits of experiment in more than 30 DOWS.

Scope of results: preschool education practice.

Keywords: kvalitologiya, komparativistika, kvalitativno-komparativnoe maintenance, estimation, innovative methodical activity, development.

При освещении проблемы квалитатитвно-компаративного обеспечения оценивания инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования необходимо уточнить определения квалиметрии, квалитологии, компаративистики.

Квалиметрия - это наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира (в нашем случае - объектов образования). Квалиметрия является частью качествоведения - комплексной науки о качестве, состоящей из квалитологии, т.е. общей теории

качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. В нашем исследовании - это инновационная методическая работа.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Квалиметрия как наука оперирует исходными понятиями и терминами, относящимися к оценке качества.

Раскрывая сущность квалитативно-компаративного аспекта технологии развития инновационной методической деятельности, необходимо уточнить и феномен «компаративистика».

Словарь иностранных слов под редакцией Н.Г.Комлева дает следующее толкование феномена «компаративистика» - (от лат. komparativus ) -сравнительный; 1) литературное - исследование связей родства и аналогий литературных фактов (мотивов, сюжетов, линий) разных национальных литератур; 2) лингвистическое - сравнительно-исторический метод в языкознании, установление соответствия между разными языками с целью восстановления их более древнего состояния. [3, С. 180].

Компаративный подход к оцениванию объектов инноваций (в нашем случае к оцениванию инновационной методической деятельности в дошкольном образовании) осуществляется на основе социально-апробативной теории коллективных представлений о содержании профессионально-педагогической деятельности с учётом принципа компаративности [4].

Компаративное оценивание динамики профессиональной, методической, инновационной деятельности обеспечивает возможность её развития.

Следует уточнить, что апробация инструментального обеспечения оценивания педагогической деятельности педагогов ДОУ на основе социально - апробативной теории «коллективных представлений» о содержании

профессионально - педагогической деятельности предполагала использование возможностей метода группового экспертного оценивания [4].

Перейдем к рассмотрению квалитативно-компаративного обеспечения инновационной методической деятельности в дошкольном образовании.

В условиях инноваций встает вопрос об оценивании профессиональной и методической деятельности педагогов современного дошкольного образовательного учреждения, как необходимого условия позитивного процесса внедрения инноваций.

Объективное оценивание профессиональной и методической деятельности педагогов ДОУ ускорит процессы демократизации и гуманизации образования, в ином ракурсе представит отношения между участниками образовательного процесса, создаст такие отношения, в которых будет доминировать приоритет потребителя образовательных услуг, решит ряд проблем социальной защиты педагогических работников.

Однако переход к объективному оцениванию профессиональной и методической деятельности не может быть реализован в сегодняшних условиях в полном объеме. Современной наукой (исследованиями С.Г.Молчанова) предлагается внедрить начальную модель идентификации (оценивания), как первого шага "вхождения" в многомерную систему оценивания профессиональной и методической деятельности [4].

Для организации оценивания инновационной методической деятельности необходим адекватный инструментарий, которого на сегодняшний день педагогической практике не хватает.

От разрешения данной проблемы зависит качество инновационных процессов в дошкольном образовании. Налицо не только теоретическая, но и практическая потребность изучения теории и практики сформулированной и поставленной проблемы.

Для разработки инструментального обеспечения оценивания инновационной методической деятельности важно уточнить категориальный аппарат, касающийся теории оценивания объектов в образовании, выявить

соотношение феноменов «критерий», «показатель» и «измеритель». Дадим определение каждого из них.

«Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки» [5, с.450].

К критериям предъявляются следующие требования:

а) объективность;

б) устойчивость и постоянство;

в) повторяемость в предмете;

г) готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.

Проблема критериев оценивания профессионально-педагогической деятельности явилась предметом многочисленных исследований учёных, педагогов, методистов, начиная с 20-х годов двадцатого столетия (Б.С. Гершунский, Л.Ф. Колесников, С.Г. Молчанов, Е.А. Панько, А.И. Щербаков) [1, 2, 4, 6,7].

Под «показателем» понимаются признаки (наиболее существенные), изменения в которых приводят к системным изменениям (переход от количества в качество).

Под показателем С.И.Ожегов понимает «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь» [5].

Показатели определяются с помощью непрерывных или дискретных величин, которые могут быть абсолютными, относительными или удельными, в зависимости от условий и методов их расчёта.

Уровень - степень выраженности показателя относительно избранного критерия.

Следующим из феноменов оценивания является «измеритель». Это шкала, которая позволяет уточнить степень выраженности показателя:

а) относительно других показателей;

б) относительно предшествующего состояния (выраженности) показателя;

в) относительно предшествующего мнения о степени выраженности показателя у экспертов, которые участвуют в повторном оценивании.

Как отбираются «критерии», «показатели» и «измерители» оценивания образовательных объектов?

Критерии отбираются в ходе изучения и анализа научно-методической литературы по данной проблеме, исследований, заложенных в содержание кандидатских и докторских диссертаций. Немаловажное значение при отборе критериев оценивания имеет изучение приоритетных направлений развития системы образования на данном этапе, а также экспертные суждения по данной проблеме.

При отборе «показателей» оценивания изучаются и анализируются рабочие описания объектов (в нашем случае - описание содержания инновационной методической деятельности).

Для установления уровня инновационной методической деятельности необходимо разрабатывать специальные критерии, отражающие различные ее стороны, в которых она и проявляется. Набор критериев должен учитывать специфику каждой группы специалистов. Вместе с тем, нужно обеспечить общий подход, определенную одномерность и однотипность оценочных наборов, необходимость некоторого общего ствола содержания профессиональной деятельности в сфере образования.

Механизм, технология экспертной оценки уровня инновационной методической деятельности педагога ДОУ должны включать минимально необходимую и, в то же время, достаточную совокупность критериев, простых для массового использования руководителями учреждений, органов управления образованием, членами квалификационных и аттестационных комиссий, а также приспособленных для компьютерной, автоматизированной обработки.

Критерии должны учитывать абсолютные, промежуточные и конечные результаты работы, их динамику, эффективность труда, величину результата, приходящуюся на единицу трудовых затрат. Эти моменты особенно важны тогда, когда педагогические работники, руководители работают с детьми,

имеющими отклонения от норм в психическом и физическом развитии; с педагогически запущенными детьми.

Инновационную методическую деятельность можно отнести к типу (виду) личностно-опосредованной деятельности, т.е. сама личность педагога выступает в этом случае как один из инструментов этой деятельности. И отсюда вполне правомерным может считаться подход к оцениванию ее в той точке, где профессионально-значимые личностные качества «окрашивают» стандартно-типовую деятельность, придавая ей сугубо индивидуальный стиль.

Проблемы диагностики инновационной методической деятельности становятся решаемыми, если за исходные методологические основания принимаются следующие положения:

1. Инновационная методическая деятельность как тип личностно-опосредованной деятельности предполагает, прежде всего, оценивание ее результатов, в качестве которых выступают отчужденные интеллектуальные осознаваемые продукты, имеющие как формализуемые, так и не формализуемые показатели.

2. Следовательно, необходимо сформировать в теории и практике осознание субъектами образовательной системы адекватное представление о продуктах инновационной методической деятельности. Только после этого можно приступать к описанию требований к продуктам деятельности, а посредством этого и к определению требований к самому субъекту, его компетентности и деятельности, которую этот субъект реализует.

Инновационная методическая деятельность определяется нами как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на разработку, апробацию, распространение авторских инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В структуре инновационной методической деятельности выделены:

1) умение педагога осуществлять инновационную педагогическую деятельность;

2) способность проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

Инновационная методическая деятельность педагога ДОУ представлена как интегративное качество личности педагога, характеризующееся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями, реализуемыми в дошкольном образовании, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности.

Для обеспечения развития инновационной методической деятельности необходимо специальное инструментальное обеспечение ее оценивания, с помощью которого определяются проблемы и трудности педагога и затем организуется система адресной методической помощи и поддержки.

В качестве такого инструментального обеспечения предложены: экспертная карта выявления уровня методической компетентности педагогов, карта оценивания уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего инновационную деятельность.

Экспертная карта выявления уровня методической компетентности педагогов

№ п/п Методические компетенции Показатели (индикаторы) оценивания

1 Информированность педагога об инновационных явлениях в образовании а) педагог имеет сведения об инновационных процессах в образовании детей; б) выделяет и обосновывает приоритеты в современном образовании; в) умеет выделить проблему для развертывания инновационной деятельности; г) умеет направить свое изучение на то направление, которое раньше не было изучено; д) аргументирует выбор инновационного направления практическими нуждами; е) подбирает научно-педагогические средства для решения соответствующей практической инновационной задачи; ж) грамотно и рационально отбирает необходимые источники информации для анализа состояния проблемы

2 Определение содержания инновационной деятельности а) выделение педагогом приоритетных направлений для развертывания инновационной деятельности; б) определение и формулирование педагогом объективно существующих противоречий для определения содержания инновации; в) обоснование педагогом выбора содержания инновации, ее актуальности и значимости для педагогической науки и практики; г) формулировка педагогом проблемы инновации; д) видение педагогом отсроченного ожидаемого результата е) проектирование содержания инновации с учетом возрастных особенностей детей; ж) умение видеть траекторию развития ребенка в соответствии с реализуемым содержанием инновации

3 Отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации а) знание педагогом современных педагогических технологий; б) умение спроектировать применение современных технологий для реализации содержания инновации; в) отбор педагогом технологий развивающего обучения, наиболее адекватных содержанию инновации и возрасту воспитанников; г) умение самостоятельно оценивать эффективность применения технологии; д) самостоятельная разработка или применение инструментария оценивания эффективности технологии; е) разработка педагогом авторских педагогических технологий развивающего обучения

4. Разработка педагогом инновационной методической продукции \ и и с» и а) видение педагогом необходимости разработки той или иной инновационной методической продукции; б) знание педагогом структуры и содержания разных форм и видов инновационной методической продукции (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.); в) умение конструировать необходимую инновационную методическую продукцию; г) умение прописывать необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования; д) умение описывать дидактическое обеспечение реализации содержания образования ; е) учет педагогом индивидуальных особенностей детей в содержании инновационной продукции; ж) умение педагогом создавать методическую продукцию, востребованную педагогами других ОУ з) четкое определение педагогом целей, задач разработки данной методической продукции

5. Подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции а) владение педагогом сведениями о критериях оценивания качества образованности детей; б) умение отбирать наиболее адекватные критерии оценивания качества образования в соответствии с разработанной методической продукцией; в) умение разрабатывать критерии оценивания образованности детей в соответствии с содержанием и направлением методической продукции

6. Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности а) выделение педагогом оснований для самообразования; б) выделение приоритетных направлений для развертывания самообразования; в) формулирование наиболее актуальной тематики самообразования; г) определение этапов самообразовательной деятельности; д) определение ожидаемых результатов по каждому этапу самообразования; е) умение использовать научно-методический материал в самообразовательных целях; ж) умение выделять из найденного материала основное и необходимое в соответствии с целью, проблемой и этапом самообразования; з) умение использовать полученные сведения для создания инновационной методической продукции

Оценивание профессиональной компетентности педагогов ДОУ, осуществляющих инновационную деятельность

№ п/п Компетенции Показатели (индикаторы) оценивания

1 Получение воспитателем информации о результатах обученности дошкольников на основе педагогических инноваций (педагогическая диагностика) 1. Анализ психофизических особенностей и образованности детей; 2. Анализ необходимости применения инновационной стратегии в образовании детей; 3. Проектирование ожидаемого результата в применении инновационных технологий; 4. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к осуществлению образования; 5. Соотношение знаний ребенка с требованиями государственного стандарта по дошкольному образованию; 6. Анализ причин слабой образованности и подготовленности ребенка к школьному обучению.

2 Демонстрация воспитателем знаний дошкольной педагогики и методик; современных инновационных педагогических технологий Владение основами дошкольной педагогики и методик, инновационными технологиями дошкольного образования: я) Знание и применение в педагогической деятельности принципов дошкольной педагогики и методик; б) Владение и использование современных форм организации дошкольного образования; в) Использование современных педагогических технологий; г) Использование нетрадиционных форм дошкольного образования /кружковая, студийная, индивидуальная работа с детьми/. д) Использование инновационных направлений в дошкольном образовании; е) Использование метода проектов как одной из современных тенденций в дошкольном образовании

Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач инновационной деятельности; ТСО и информационных технологий (компьютерных) в целях воспитания и обучения детей дошкольного возраста

1) Решение задач мотивации:

я) привлекает внимание детей перед объяснением нового материала,

б) дает ясные, четкие, полые указания по ходу деятельности,

в) наглядные пособия и материалы находятся в доступном для самостоятельной познавательной детской деятельности месте, открыты для их использования,

г) эффективность детской деятельности стимулируется чередованием заданий, способов, видов деятельности,

д) воспитатель умело показывает детям значимость результата их деятельности, используя оценивание умений и самостоятельности.

2) Эффективное использование времени на образовательную деятельность:

я) использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей,

б) осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в ходе образовательного процесса,

в) умение видеть всех детей, держать на контроле их деятельность,

г) использование предметно - развивающей среды группы в процессе образовательной работы,

д) наполнение предметно - развивающей среды материалами для занятий

е) использование ТСО в ходе образовательной работы с детьми,

ж) использование компьютера в образовательной работе с детьми, создание и адаптация развивающих образовательных программ для дошкольников;

3) внесение музыкального фона в процесс образования (режимные моменты, прием детей, занятия, самостоятельная деятельность детей).

3

4 Общение, взаимодействие педагога с детьми 1) Удовлетворение детей в эмоциональных контактах: я) доброжелательное отношение к детям, осуществление тактильного контакта; б) общение с позиции «глаза в глаза»; в) обеспечение эмоциональной поддержки и психологической защиты детей; г) адекватное реагирование на состояние ребенка (физическое и психическое). 2) Удовлетворение потребности детей в деловых контактах: я) организует совместные игры; б) терпимо относится к затруднениям детей; в) дает образцы деятельности, не настаивая на точном их воспроизведении; г) не навязывает деятельность детям, предоставляя им право выбора; д) отмечает достижения и продвижения каждого ребенка; е) намеренно создает ситуацию успеха детей, учитывая точку зрения ребенка при обсуждении и планировании деятельности. 3) Удовлетворение потребности детей в информационно-познавательных контактах: я) поощряет детские вопросы; б) создает ситуации, вызывающие интеллектуальную активность детей; в) внимательно относится к детским фантазиям, рассказам, сообщениям; г) вызывает положительные эмоции в процессе «познавательного общения». 4) Удовлетворение потребностей детей в интимно-личностных контактах: я) педагог относится к детям со вниманием и уважением; б) откликается на желание детей обсудить их проблемы; в) устанавливает с детьми доверительные отношения; г) делится с детьми своими переживаниями, рассказывает детям о событиях своего прошлого; д) подчеркивает достоинства детей; е) пользуется поощрением, поддержкой чаще, чем порицанием и запрещением; ж) не прибегает к физическому наказанию или другим негативным методам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Демонстрация педагогом современных методов 1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации):

воспитания и обучения я) мотивация деятельности;

б) проблемно- поисковые методы в образовательной деятельности;

в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных

видов деятельности;

г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к

деятельности;

д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в

дошкольном образовании.

2) Предъявление образовательной информации:

я) доступность преподнесения познавательной информации;

б) последовательность изложения материала;

в) использование методов развивающего обучения;

г) использование современных педагогических технологий;

д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной

информации;

е) поддержание интереса детей к содержанию информации;

ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности.

3) Выявление освоенности содержания образования:

я) оценивание активности детей;

б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания информации;

в) анализ эффективности применяемых методов и приемов;

г) анализ результативности образовательного мероприятия;

д) установление «обратных связей» (реакция детей);

е) Анализ результативности применения инновационных технологий в дошкольном

образовании;

ж) Анализ уровня паритета здоровья и образованности детей дошкольного возраста.

6 Поддержание положительного микроклимата в группе (эмоционально-положительной атмосферы) 1) Передача положительного отношения к детям: я) посредством зрительного контакта, мимики; б) посредством голосовых интонаций и модуляций; в) тактильным контактом; г) жестами. 2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе: я) мотивация всех видов детской деятельности; б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности; в) использование юмора, шуток; г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности. 3) Демонстрация тепла и дружелюбия: я) приятный тон голоса, зрительного контакта; б) использование имен детей в теплой, дружественной манере; в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания; г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора. 4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки: я) речь педагога свободна от насмешек и сарказма; б) воспитатель ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно; в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям; г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях.

7 Поддержание организованного поведения Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности: я) мотивация разных видов деятельности поддержание интереса; б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей; в) поощрение проявления творчества и самостоятельности; г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность; д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка.

Инструкция: для заполнения данной анкеты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению профессиональной компетентности. Для этого оценивается уровень по каждому показателю по 10-ти балльной шкале:

10-9 баллов - если показатель присутствует в полной мере в деятельности педагога;

8-7 баллов - если показатель не в полной мере присутствует в деятельности педагога;

6-5 баллов - показатель в меньшей мере присутствует в деятельности педагога;

4-3 балла - показатель отсутствует

За каждый показатель проставляется балльная оценка, затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя.

Если педагог набирает:

90-100% - то уровень его профессиональной компетентности оптимальный;

89-70% - уровень его профессиональной компетентности достаточный;

69-50% уровень компетентности критический;

менее 50% - уровень недопустимый.

Предложенное квалитативно-компаративное обеспечение является основанием развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании. Полученные в ходе оценивания количественные и качественные результаты ложатся в основу адресно направленной системы методической работы, включающей в себя продуктивные формы, обеспечивающие продвижение каждого педагога в инновационной деятельности и создании методических продуктов.

Список литературы

1. Гершунский Б.С. Прогностика управленческих решений в образовании //Советская педагогика. 1988. №1. С. 50-56.

2. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.П. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. 272 с.

3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. 672 с. С.

180.

4. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Челябинск: ЧГПУ, 1998. 255 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

6. Панько Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: методические рекомендации. М.: Знание, 1985. 278 с.

7. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. 288 с.

References

1. Gershunskiy B.S. Prognostika upravlencheskikh resheniy v obrazovanii [Prognostika of administrative decisions in education]. Sovetskayapedagogika, no. 1 (1988): 50-56.

2. Kolesnikov L.F., Turchenko V.N., Borisova L.P. Effektivnost obrazovaniya [Efficiency education]. M.: Pedagogika, 1991. 272 p.

3. Komlev N.G. Slovar inostrannykh slov [Dictionary of Foreign Words]. M.: Jeksmo, 2008. p. 180.

4. Molchanov S.G. Teoriya i praktika attestatsii pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Theory and practice of

certification pedagogical and executives of educational institutions]. Cheljabinsk: ChGPU, 1998. 255 p.

5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka [Dictionary of Russian language]. M.: Azbukovnik, 1999. 944 p.

6. Panko E.A. Izuchenie deyatelnosti pedagoga detskogo doshkolnogo uchrezhdeniya: metodicheskie rekomendatsii [The study of teacher preschool institution: guidelines]. M.: Znanie, 1985. 278 p.

7. Shcherbakov A.I. Praktikum po obshchey psikhologii [The textbook for students of pedagogical institutes]. M.: Prosveshhenie, 1990. 288 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Яковлева Галина Владимировна, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования, кандидат педагогических наук, доцент Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

ул. Красноармейская, 88, Челябинск, Челябинская область, 454000, Россия galina440@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Yakovleva Galina Vladimirovna, managing chair of special (correctional) formation, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer

Chelyabinsk Institute of retraining and education workers

88, Krasnoarmeyskaya str., Chelyabinsk, Chelyabinsk region, 454000, Russia

galina440@mail. ru

Рецензент:

Молчанов С.Г., д.п.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.