Научная статья на тему 'Моделирование развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании'

Моделирование развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ: ЦЕЛЕВОЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ / MODEL COMPONENTS: TARGET / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY / MODEL OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY / SUBSTANTIAL / ORGANIZATIONAL-DEJATELNOSTNYJ AND PRODUCTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье предложена авторская модель развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании, разработанная с учетом методологических и теоретических оснований. Модель включает в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты. Представлено содержательное описание каждого из выделенных компонентов модели. Цель: представить модель развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования Результаты: предложенная автором модель развития инновационной методической деятельности может быть внедрена в систему дошкольного образования, как прошедшая апробацию в рамках эксперимента в более чем 30 ДОУ. Область применения результатов: практика современного дошкольного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION

In article the author's model of development of innovative methodical activity in the preschool education, developed taking into account the methodological and theoretical bases is offered. The model includes target, substantial, organizational-dejatelnostnyj and productive components. The substantial description of each of the allocated components of model is presented. Purpose: to present model of development of innovative methodical activity of teachers of preschool education Methodology: methodology of pedagogical research Results: the model of development of innovative methodical activity offered by the author can be introduced in preschool education system, as passed approbation within the limits of experiment in more than 30 DOWS. Practical implications: practice of modern preschool education

Текст научной работы на тему «Моделирование развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании»

УДК 373 МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Яковлева Г.В.

В статье предложена авторская модель развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании, разработанная с учетом методологических и теоретических оснований. Модель включает в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты. Представлено содержательное описание каждого из выделенных компонентов модели.

Цель: представить модель развития инновационной методической

деятельности педагогов дошкольного образования

Метод или методология проведения работы: методология

педагогического исследования

Результаты: предложенная автором модель развития инновационной методической деятельности может быть внедрена в систему дошкольного образования, как прошедшая апробацию в рамках эксперимента в более чем 30 ДОУ.

Область применения результатов: практика современного

дошкольного образования

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность,

инновационная методическая деятельность, модель развития инновационной методической деятельности, компоненты модели: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный.

MODELING OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION

Yakovleva G.V.

In article the author's model of development of innovative methodical activity in the preschool education, developed taking into account the methodological and theoretical bases is offered. The model includes target, substantial, organizational-dejatelnostnyj and productive components. The substantial description of each of the allocated components of model is presented.

Purpose: to present model of development of innovative methodical activity of teachers of preschool education

Methodology: methodology of pedagogical research

Results: the model of development of innovative methodical activity offered by the author can be introduced in preschool education system, as passed approbation within the limits of experiment in more than 30 DOWS.

Practical implications: practice of modern preschool education Keywords: innovations, innovative activity, innovative methodical activity, model of development of innovative methodical activity, model components: target, substantial, organizational-dejatelnostnyj and productive.

Требования общества и социума к качеству дошкольного образования неизбежно ведут к поиску современных технологий для реализации обновленного содержания образования, приоритетных направлений инноваций. Реализация инноваций требует обеспечения готовности педагога к инновационной деятельности [1,8].

Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности

на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания [2]. То есть речь идет о формировании и развитии инновационной методической деятельности педагога.

Говоря о моделировании развития инновационной методической деятельности, необходимо, прежде всего, уточнить определения каждого из выделенных феноменов: развитие, инновационная методическая деятельность, моделирование.

Инновационная методическая деятельность определяется нами как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на разработку, апробацию, распространение авторских инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В структуре инновационной методической деятельности выделены:

1) умение педагога осуществлять инновационную педагогическую деятельность;

2) способность проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации [3].

Инновационная методическая деятельность педагога ДОУ представляется как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями, реализуемыми в дошкольном образовании, применяемыми на основе рефлексивных действий и

обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности [4].

Культурно-историческая теория развития, разработанная Л.С. Выготским, определяет феномен развития как процесс появления того, что дано и проявления того, что задано и при определённых условиях может сформироваться [2].

Развитие инновационной методической деятельности представляется возможным при условии реализации выстроенной концепции, входящей в нее модели и технологии реализации данной модели.

Следующим феноменом в контексте решения проблемы развития инновационной методической деятельности является моделирование. Моделирование - метод опосредованного познания различных объектов путем построения их моделей, сохраняющих некоторые основные особенности этих объектов, с последующим изучением функционирования полученных моделей и переносом выводов на предмет исследования [8].

Предложенная нами модель раскрывает наиболее общее представление об организации и осуществлении процесса развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования, и представляет собой единство целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативного компонентов.

Целевой компонент определяет общий стратегический замысел реализации модели и общую направленность процесса развития инновационной методической деятельности педагога дошкольного образования. Цель реализации модели - использование потенциала инновационной методической работы для качественного изменения структуры и содержания теоретических представлений и способов инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. Данный компонент ориентирован на определение приоритетных направлений инновационной методической работы

учреждения и закрепление прогнозируемого уровня развития инновационной методической деятельности педагогов. Реализация данного компонента модели находит свое отражение в выборе приоритетных направлений инновационной деятельности всего учреждения, фиксация которых осуществляется в программе развития и программе инновационной работы на текущий период; в выборе и формулировке направлений инновационной деятельности каждого педагога, в формулировке проблем самообразовательной деятельности педагогов [5].

Содержательный компонент модели демонстрирует специфику процесса развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ в условиях инновационных тенденций в системе дошкольного образования. Особенностью данного компонента является отбор позитивных и необходимых инноваций для модернизации дошкольного образования, в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре и условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ознакомление педагогов с инновациями, организация экспертного отбора необходимых инноваций. Реализация данного компонента модели находит свое отражение в проектировании системы инновационной методической работы в части ее содержания. Содержание инновационной методической работы должно обеспечивать ознакомление педагогов с инновационными направлениями в дошкольном образовании, с новыми педагогическими технологиями в образовании детей дошкольного возраста, связанными с переходом на деятельностную парадигму [5,6].

Организационно-деятельностный компонент модели определяет устойчивый, последовательный и целенаправленный характер процесса развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ. Данный процесс является длительным, протекающим поэтапно, на каждом из которых проявляются вполне конкретные психические новообразования, отражающие

восхождение от методической к научно-методической и инновационной методической деятельности (переход педагога от внедренца (инноватора) к разработчику инноваций (новатору). В организационно-деятельностном компоненте выделены три блока: процессуальный, организационный и

методический. Процессуальный блок отражает пролонгированный процесс освоения педагогом инновационных знаний, умений, способов инновационной деятельности и включает следующие этапы: информационно-аналитический, диагностический, целевой, проектировочный, образовательный, квалитативнокомпаративный. Организационный блок определяет педагогические условия, которые создают благоприятную среду для протекания процесса развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ. Педагогические условия раскрывают мотивационный, ценностно-смысловой, содержательный и организационно-педагогический аспекты обучения педагогов внутри учреждения (в системе инновационной методической работы) и конструируются с учетом особенностей инновационного дошкольного образовательного учреждения. Методический блок обеспечивает деятельностную реализацию процесса развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ и представлен продуктивными формами инновационной методической работы, педагогическими методами, приемами и средствами обучения взрослых. Используемые в системе инновационной методической работы приемы средства, методы соотносятся с условиями инновационного ДОУ и характеризуются конкретностью, активнодеятельностным аспектом и отличаются ориентированностью на конечный результат (методический продукт).

Реализация данного компонента модели находит свое отражение в проектировании системы инновационной методической работы в учреждении, отличающейся использованием продуктивных форм, активностью включения самих педагогов в организации продуктивных форм методической работы:

проблемно-проектных семинаров, мастер-классов, деятельностных игр, педагогических мастерских и гостиных [6,7].

Результативный компонент определяет успешность предлагаемой модели и отражает промежуточные и конечный ожидаемые результаты овладения педагогами ДОУ инновационной методической деятельностью. Ожидаемые результаты описаны посредством перечисления совокупности показателей и уровневых характеристик, на основании которых может быть осуществлена оценка сформированности составляющих инновационной методической деятельности педагогов ДОУ: гностического, проектировочного, организаторского, конструктивного и коммуникативного компонентов [7].

*

Результативный компонент

I

Критерии: осознание необходимости инновационной деятельности;

- готовность к творчеству;

- уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат;-согласованность личных целей с инновационной деятельностью;

- готовность к преодолению творческих неудач; -технологическая готовность;

- позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;

- способность к профессиональной рефлексии

Показатели: информированность педагога об инновационных явлениях в дошкольном образовании; определение инновационной деятельности, отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации, разработка педагогом инновационной методической продукции, подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции, организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности

Уровни:

Оптимальный,

достаточный,

критический,

недопустимый

Рис. 1. Модель развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании

В качестве примера приведем экспертную карту выявления уровня методической компетентности педагогов, где в качестве критериев определены: 1) информированность педагога об инновационных явлениях в образовании,

2) определение содержания инновационной деятельности,

3) отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации,

4) разработка педагогом инновационной методической продукции,

5) подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции,

6) организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности.

Показатели (индикаторы) определяют направления и точки оценивания. Возможные уровни: оптимальный, достаточный, критический и недопустимый, выводятся после подсчета баллов, набранных педагогом. За каждый показатель максимальная оценка - 10. Если педагог набирает от 80 до 100 баллов -уровень оптимальный, от 79 до 60 - достаточный, от 59 до 40 - критический, ниже 39 - недопустимый.

Предложенная карта обеспечивает личностно-ориентированную систему методической помощи каждому педагогу.

Экспертная карта выявления уровня методической компетентности педагогов

№ п/п Методические компетенции Показатели (индикаторы) оценивания

1 Информированность педагога об инновационных явлениях в образовании а) педагог имеет сведения об инновационных процессах в образовании детей; б) выделяет и обосновывает приоритеты в современном образовании; в) умеет выделить проблему для развертывания инновационной деятельности; г) умеет направить свое изучение на то направление, которое раньше не было изучено; д) аргументирует выбор инновационного направления практическими нуждами; е) подбирает научно-педагогические средства для решения соответствующей практической инновационной задачи; ж) грамотно и рационально отбирает необходимые источники информации для анализа состояния проблемы

2 Определение содержания инновационной деятельности а) выделение педагогом приоритетных направлений для развертывания инновационной деятельности; б) определение и формулирование педагогом объективно существующих противоречий для определения содержания инновации; в) обоснование педагогом выбора содержания инновации, ее актуальности и значимости для педагогической науки и практики; г) формулировка педагогом проблемы инновации; д) видение педагогом отсроченного ожидаемого результата е) проектирование содержания инновации с учетом возрастных особенностей детей; ж) умение видеть траекторию развития ребенка в соответствии с реализуемым содержанием инновации

3 Отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации а) знание педагогом современных педагогических технологий; б) умение спроектировать применение современных технологий для реализации содержания инновации; в) отбор педагогом технологий развивающего обучения, наиболее адекватных содержанию инновации и возрасту воспитанников; г) умение самостоятельно оценивать эффективность применения технологии; д) самостоятельная разработка или применение инструментария оценивания эффективности технологии; е) разработка педагогом авторских педагогических технологий развивающего обучения

4. Разработка педагогом инновационной методической продукции а) видение педагогом необходимости разработки той или иной инновационной методической продукции; б) знание педагогом структуры и содержания разных форм и видов инновационной методической продукции (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.); в) умение конструировать необходимую инновационную методическую продукцию; г) умение прописывать необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования; д) умение описывать дидактическое обеспечение реализации содержания образования ; е) учет педагогом индивидуальных особенностей детей в содержании инновационной продукции; ж) умение педагогом создавать методическую продукцию, востребованную педагогами других ОУ з) четкое определение педагогом целей, задач разработки данной методической продукции

5. Подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции а) владение педагогом сведениями о критериях оценивания качества образованности детей; б) умение отбирать наиболее адекватные критерии оценивания качества образования в соответствии с разработанной методической продукцией; в) умение разрабатывать критерии оценивания образованности детей в соответствии с содержанием и направлением методической продукции

6. Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности а) выделение педагогом оснований для самообразования; б) выделение приоритетных направлений для развертывания самообразования; в) формулирование наиболее актуальной тематики самообразования; г) определение этапов самообразовательной деятельности; д) определение ожидаемых результатов по каждому этапу самообразования; е) умение использовать научно-методический материал в самообразовательных целях; ж) умение выделять из найденного материала основное и необходимое в соответствии с целью, проблемой и этапом самообразования; з) умение использовать полученные сведения для создания инновационной методической продукции

Особенностью модели является ее реализация в практике инновационного дошкольного образовательного учреждения, в системе инновационной методической работы, которая обладает мощным ресурсом для осуществления педагогических влияний на развитие профессионально значимых качеств педагога ДОУ.

Благодаря тому, что использование потенциала инновационного ДОУ и инновационной методической работы позволяет не только накапливать и применять уже найденные эффективные способы инновационной методической деятельности, но, прежде всего, совершенствовать собственные навыки инновационной методической деятельности каждому педагогу, развитие инновационной методической деятельности органически вписывается в многомерный процесс совершенствования профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Ангеловски К. Учителя и инновации: кн. для учителя. М.:

Просвещение, 1991. 159 с.

2. Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко, вып.1. Екатеринбург, 1995. С. 36-45.

3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование, №4. 2006. С. 61-65.

4. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. № 2. 2008. С. 9-15.

5. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. 276 с.

6. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения

педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского

государственного университета, № 316. 2008. С. 174-177.

7. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность педагога // Актуальные проблемы управления качеством образования : Сб. науч. статей. Вып. 6. 2001. 136с.

8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал, №1. 2007. C. 42-49.

References

1. Angelovski K. Uchitelya i innovatsii [Teachers and innovation]. M.: Prosveshchenie, 1991. 159 p.

2. Belyaeva L.A. Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [The conceptual apparatus of pedagogy and education]. Ekaterinburg, 1995. pp. 36-45.

3. Gnezdilova O.N. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, no. 4 (2006): 6165.

4. Gurov V. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie, no. 2 (2008): 9-15.

5. Duranov M.E. Professional'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' i

issledovatel'skiy podkhod k ney [Vocational and educational activities and research approach to it]. Chelyabinsk: ChGAKI, 2002. 276 p.

6. Kalachikova O.N. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 316 (2008): 174-177.

7. Molchanov S.G. Aktual'nye problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya [Actual problems of education quality management]. 2001. 136 p.

8. Slastenin V.A., Podymova L.S. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, no. 1 (2007): 42-49.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Яковлева Г алина Владимировна, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования, кандидат педагогических наук, доцент Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

ул. Красноармейская, 88, Челябинск, 454091, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: galina440@ mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Yakovleva Galina Vladimirovna, Head of the Department of special (correctional) educational, Ph.D., Associate Professor

Chelyabinsk Institute of retraining and education workers 88, Krasnoarmeyskaya st., Chelyabinsk, 454091, Russia E-mail: galina440@ mail.ru

Рецензент:

Молчанов С.Г., д.п.н, профессор, академик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.