Научная статья на тему 'Инновационная методическая деятельность в дошкольном образовании'

Инновационная методическая деятельность в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1070
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ / КОНСТРУКТИВНАЯ / METHODICAL ACTIVITY / INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY / FORMS OF METHODICAL ACTIVITY / OBJECT AND SUBJECT OF METHODICAL ACTIVITY / FUNCTION OF METHODICAL ACTIVITY / HE ANALYTICAL / DESIGNING / CONSTRUCTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье на основе анализа современных исследований предложено определение понятия инновационная методическая деятельность» в дошкольном образовании. Выделены ее формы, структурные составляющие. Цель: уточнить феномен «инновационная методическая деятельность в дошкольном образовании». Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования. Результаты: на основе понимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION

In article on the basis of the analysis of modern researches concept definition innovative methodical activity» in preschool education is offered. Its forms, structural components are allocated. Purpose: to specify a phenomenon «innovative methodical activity in preschool education». Method or methodology of carrying out work: methodology of pedagogical research Results: on the basis of understand

Текст научной работы на тему «Инновационная методическая деятельность в дошкольном образовании»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-34 УДК 373

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Яковлева Г.В.

В статье на основе анализа современных исследований предложено определение понятия инновационная методическая деятельность» в дошкольном образовании. Выделены ее формы, структурные составляющие.

Цель: уточнить феномен «инновационная методическая деятельность в дошкольном образовании».

Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования.

Результаты: на основе понимания содержания данного вида деятельности в дошкольном образовательном учреждении может быть выстроена система методической работы, обеспечивающая развитие методической деятельности, ее перевод в инновационную методическую деятельность.

Область применения результатов: практика дошкольного образования.

Ключевые слова: методическая деятельность, инновационная методическая деятельность, формы методической деятельности, объект и субъект методической деятельности, функции методической деятельности: аналитическая; проектировочная, конструктивная.

INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION

Yakovleva G.V.

In article on the basis of the analysis of modern researches concept definition innovative methodical activity» in preschool education is offered. Its forms, structural components are allocated.

Purpose: to specify a phenomenon «innovative methodical activity in preschool education».

Method or methodology of carrying out work: methodology of pedagogical research

Results: on the basis of understanding of the maintenance of this kind of activity in preschool educational institution the system of methodical work providing development of methodical activity, its transfer to innovative methodical activity can be built.

Scope of results: practice of preschool education.

Keywords: methodical activity, innovative methodical activity, forms of methodical activity, object and subject of methodical activity, function of methodical activity: the analytical; designing, constructive.

В современных исследованиях достаточно актуальной является проблема профессиональной деятельности педагога, в том числе педагога дошкольного образовательного учреждения. В структуре профессиональной деятельности выделяется методическая деятельность педагога. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний [1,4,5,6, 7]. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности педагога, которую он осуществляет наряду с другими видами деятельности (например, педагогической, организационной и

др.) Она включает в себя, прежде всего, изучение теории, методики и практики, в нашем случае, дошкольного образования, и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Основными видами методической деятельности являются: S самообразование, •S методическое исследование, •S описание и обобщение передового опыта, •S создание методической продукции.

В современной науке отсутствуют исследования по проблеме методической деятельности. Однако в педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность. Данные позиции мы находим в учебном пособии Н.Е. Эргановой «Методика профессионального обучения»

[7].

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, данный вид деятельности связывается с самообразованием педагога, работой по созданию и использованию дидактических средств, внутрифирменным повышением квалификации (через организацию системы методической работы самого учреждения). Вторая заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с методикой организации определенного вида детской деятельности. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы. Согласно третьей точки зрения, методическая деятельность рассматривается как совокупность методических компетенций [7].

Значимость и важность методической деятельности подтверждается практикой. По значимости методическая деятельность занимает третье место вслед за обучением и воспитанием. В современных исследованиях [7]

методическая деятельность рассматривается как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности, в содержании которой существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок [7].

Цель методической деятельности — создание необходимого методического обеспечения практической деятельности педагога.

Авторами современных исследований проблемы развития методической деятельности педагога выделяются ее функции:

• аналитическая, связанная с анализом имеющегося методического обеспечения, выделением и обоснованием проблем, определение направлений методических разработок;

• проектировочная, связанная с определением целей, задач, отбором и структурированием содержания обучения;

• конструктивная, связанная с конструированием образовательного процесса, отбором наиболее эффективных педагогических технологий, использование которых обеспечит качество образования;

• нормативная, способствующая выполнению Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализации Образовательной программы (в нашем случае программы дошкольного образовательного учреждения), условий реализации Образовательной программы ДОУ (требования СанПиН, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования).

Объектом методической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения является процесс формирования знаний, умений и навыков (компетенций) у детей дошкольного возраста, обеспечивающих освоение ребенком содержания Образовательной программы ДОУ, сформированность интегративных качеств, описание которых представлено в

Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметом методической деятельности являются приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования детских компетенций с учетом специфики содержания конкретной образовательной области в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования [7]. Такими продуктами сегодня в системе дошкольного образования становятся Образовательные программы ДОУ, календарно-тематические планы воспитателя, в содержании которых выделены непосредственно образовательная деятельность, содержание работы в режимных моментах, организация самостоятельной детской деятельности и взаимодействия с семьями воспитанников по освоению ребенком содержания Образовательной программы ДОУ.

Субъектами методической деятельности является конкретный педагог дошкольного образовательного учреждения, педагогический коллектив в целом. Результатом методической деятельности педагога становится позитивный педагогический опыт, который может быть представлен не только внутри образовательного учреждения, но и за его пределами. Позитивный педагогический опыт становится объектом для изучения, апробации и широкого внедрения в практику.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: авторские методические разработки, подборки конспектов непосредственно образовательной деятельности по выделенным в ФГТ образовательным областям или сценарии воспитательных мероприятий, описание дидактического комплекса по реализации содержания определенной образовательной области [4,7].

Таким образом, под методической деятельностью мы вслед за Н.Е. Эргановой будем понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию воспитательно-образовательного процесса.

Рассматривая проблему инновационной методической деятельности считаем целесообразным раскрыть ее виды. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами ДОУ, относятся:

- анализ учебно-программного обеспечения, методических комплексов;

- методический анализ учебного материала (оценка рациональности форм, методов, приемов);

- календарно-тематическое планирование образовательной деятельности педагога ДОУ по образовательным областям ФГТ;

- моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации в регламентированных и нерегламентированных формах деятельности (непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности педагога и ребенка);

- конструирование деятельности по формированию различных детских компетенций;

- разработка методики передачи детям содержания образовательной области, содержания материала в соответствии с тематикой на текущую неделю;

- разработка видов и форм оценивания детских компетенций, уровня сформированности интегративных качеств;

- рефлексию собственной деятельности при подготовке к непосредственно образовательной деятельности и при анализе её результатов, созданных условий для совместной и самостоятельной деятельности детей [6].

Названные выше виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Развивая далее проблему методической деятельности в дошкольном образовании, остановимся на обосновании нового ее вида - инновационной методической деятельности, связав теорию деятельности и теорию инноваций.

Современная практика дошкольного образования связана с инновациями и инновационной деятельностью. В психолого-педагогической литературе достаточно много подходов к определению понятия «инновация»:

• инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества);

• инновации служат для удовлетворения новой потребности;

• -инновации - это целевые изменения;

• инновации - это внесение в среду новых стабильных элементов, вызывающих переход системы в новое состояние;

• инновации - процесс сопряжения с новшеством изменений в других (взаимосвязанных с данной) сферах;

инновации - новая (для конкретного лица или объективно) идея.

Инновации в дошкольном образовании сегодня связываются с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Требования общества и социума к качеству дошкольного образования в условиях введения ФГТ неизбежно ведут к поиску современных технологий для реализации обновленного содержания образования, приоритетных направлений инноваций. Реализация инноваций требует обеспечения готовности педагога к инновационной деятельности [1].

Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания [1,3]. То есть речь идет о формировании и развитии инновационной методической деятельности педагога.

Инновационная методическая деятельность определяется нами как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на разработку, апробацию, распространение авторских инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В структуре инновационной методической деятельности выделены:

1) умение педагога осуществлять традиционную педагогическую деятельность;

2) способность проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

Инновационная методическая деятельность педагога ДОУ представляется как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями, реализуемыми в дошкольном образовании, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности [3,4]. Структуру инновационной методической деятельности

составляют следующие компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный [2].

Представим краткое описание содержания каждого из выделенных в структуре инновационной методической деятельности компонентов.

1. Гностический компонент. Его развитие, как ведущего компонента инновационной методической деятельности, связано с овладением следующими знаниями:

- целей инновационной педагогической деятельности, обусловленных социальным заказом, где реализуется инновационная методическая деятельность;

- объекта педагогического воздействия (в рамках инновационной деятельности: формы воспитания и обучения, современные технологии, модели взаимодействия с воспитанниками и коллегами);

- содержания, средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию инновационной методической деятельности;

- достоинств и недостатков своей личности (личностных професссионально-значимых особенностей, готовности к инновационной и инновационной методической деятельности) и деятельности (воздействия и взаимодействия) в целях сознательного и целенаправленного их совершенствования.

На основе указанных групп знаний формируются следующие гностические способы инновационной методической деятельности:

- формулировать конкретные задачи инновационной и инновационной методической деятельности, исходя из целей педагогической системы (образовательной системы ДОУ в условиях инноваций);

- анализировать инновационную учебно-образовательную информацию с учетом целей обучения, уровня подготовленности воспитанников, конкретных условий организации инновационного образовательного процесса;

- осуществлять психолого-педагогический анализ содержания инновационных учебных материалов (программ, технологий, методических рекомендаций);

- проводить анализ эффективности применяемых форм организации обучения (фронтальной, групповой, индивидуальной) и форм учебных занятий, методов, приемов и средств обучения и воспитания;

- определять у воспитанников проявления психических процессов, свойств, состояний, социально-психологических установок и мотивов поведения; изучать влияние инноваций на психосоматическое здоровье воспитанников;

- определять по внешним проявлениям, поступкам изменения (преобразования) психического состояния воспитанников, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных ситуациях;

- вскрывать положительные и отрицательные социально-психологические явления в группе воспитанников, определять характер внутригрупповых отношений, межгрупповых и межличностных взаимоотношений;

- анализировать опыт коллег в целях обобщения и использования эффективных форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения (средств (способов) профессионально-педагогической деятельности) в своей практике;

- соотносить свой инновационный опыт с педагогической теорией, ставить перед собой поисковые (исследовательские) задачи, находить и применять соответствующие методики.

2. Проектировочный компонент. Его формирование связано со знаниями:

- способов формирования системы целей и задач инновационного образования (воспитания и обучения) на весь период воспитания и обучения;

- планирование содержания и композиции освоения информации и способов деятельности воспитанниками;

- проектирование и планирование собственной инновационной деятельности и поведения, моделей взаимодействия с воспитанниками.

На этой основе формируются следующие способы инновационной методической деятельности:

- планировать инновационный образовательный процесс (воспитание и обучение) в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- проектировать содержание регламентированных, совместных и самостоятельных видов детской деятельности;

- предвидеть трудности и ошибки, которые могут возникнуть у детей при освоении инновационного содержания образования; проектировать потенциальные воспитательные возможности содержания учебных материалов и различных видов детской деятельности;

- проектировать структуру регламентированных и совместных форм взаимодействия с воспитанниками учебного занятия, планировать структуру действий воспитанников и педагогического управления их деятельностью;

- проектировать методическое оснащение регламентированных и совместных форм взаимодействия с воспитанниками, выбирать наиболее рациональные формы, методы, приемы и средства обучения (способы профессионально-педагогической коммуникации); планировать различные формы овладения детьми знаниями (поисковые и проблемные задания, эксперимент, проектная деятельность), проектировать развивающие возможности применяемых форм и методов;

- проектировать и конструировать техническое и дидактическое оснащение регламентированных и совместных форм взаимодействия с воспитанниками;

- проектировать и конструировать содержание и организацию воспитательной работы с детьми в нерегламентированных видах деятельности;

- проектировать педагогически целесообразное распределение поручений для отдельных воспитанников и группы, в целом, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания и обучения.

3. Конструктивный компонент. Его формирование тесно связано с формированием проектировочного компонента и состоит в овладении следующими знаниями:

- формально-логических построений инновационной деятельности своей и воспитанников в процессе овладения учебной информацией;

- ассоциативно-логических построений инновационной деятельности своей и воспитанников.

В процессе развития конструктивного компонента формируются следующие способы инновационной методической деятельности:

- обоснованно применять различные инновационные методы и методические приемы воспитания и обучения;

- рационально использовать технические и дидактические средства в процессе воспитания и обучения;

- конструировать педагогически целесообразное управление поведением и познавательной активностью детей;

- конструировать и приводить в движение потенциальные возможности содержания учебного материала и различных видов детской деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- конструировать и овладевать приемами и средствами педагогической техники в изменяющихся ситуациях.

4. Организаторский компонент. Его формирование означает овладение следующими знаниями:

- целей и задач обновления системы дошкольного образования;

- основных организационных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- способов планирования собственной инновационной деятельности, деятельности педагогического сообщества, группы;

- организации методической работы в образовательном учреждении;

- организации самообразования и самовоспитания самого педагога и воспитанников.

На основе указанных групп знаний формируются следующие способы деятельности:

- организовать инновационную учебную деятельность детей (в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной) в зависимости от задач инновационного образовательного процесса и индивидуальных особенностей воспитанников;

- группировать детей для выполнения общих задач с учетом взаимоотношений, личных симпатий и антипатий;

- увлекать, заинтересовывать детей новыми исследовательскими проблемами и значимыми делами;

- организовывать различные мероприятия;

- организовывать собственную инновационную педагогическую деятельность на всех этапах обучения и в нерегламентированных формах деятельности;

- ориентироваться в изменяющихся условиях и педагогических ситуациях, умело выстраивать и перестраивать свое поведение, если в этом есть объективная необходимость;

- вести документацию об образовательном процессе и деловую переписку (с родителями, общественными и другими организациями).

5. Коммуникативный компонент. Его развитие связано с овладением знаниями:

- способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;

- установления педагогически целесообразного общения при выполнении различных видов инновационной деятельности.

На основе этой группы знаний формируются следующие способы деятельности:

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными детьми, малыми и большими группами, а также руководителями, коллегами, родителями, представителями различных организаций;

- находить контакт, "общий язык" и правильный тон с различными людьми в различных обстоятельствах;

- располагать к себе воспитанников; при необходимости перестраивать отношения с группой и отдельными детьми, находить индивидуальный подход к ним;

- уметь анализировать ситуации с точки зрения детей, коллег, родителей и других лиц, причастных к инновационному образовательному процессу;

- регулировать внутригрупповые отношения воспитанников.

В содержание инновационной методической деятельности входят следующие компетенции:

• информированность педагога об инновационных явлениях в образовании,

• определение содержания инновационной деятельности,

• отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации,

• разработка педагогом инновационной методической продукции.

• подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции,

• организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности [2].

Остановимся более подробно на содержании каждой из выделенных структурных компетенций инновационной методической деятельности педагога ДОУ.

1) Информированность педагога об инновационных явлениях в образовании:

а) педагог имеет сведения об инновационных процессах в образовании детей;

б) выделяет и обосновывает приоритеты в современном образовании;

в) умеет выделить проблему для развертывания инновационной деятельности;

г) умеет направить свое изучение на то направление, которое раньше не было изучено;

д) аргументирует выбор инновационного направления практическими нуждами;

е) подбирает научно-педагогические средства для решения соответствующей практической инновационной задачи;

ж) грамотно и рационально отбирает необходимые источники информации для анализа состояния проблемы

2) Определение содержания инновационной деятельности:

а) выделение педагогом приоритетных направлений для развертывания инновационной деятельности;

б) определение и формулирование педагогом объективно существующих противоречий для определения содержания инновации;

в) обоснование педагогом выбора содержания инновации, ее актуальности и значимости для педагогической науки и практики;

г) формулировка педагогом проблемы инновации;

д) видение педагогом отсроченного ожидаемого результата

е) проектирование содержания инновации с учетом возрастных особенностей детей;

ж) умение видеть траекторию развития ребенка в соответствии с реализуемым содержанием инновации.

3) Отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации:

а) знание педагогом современных педагогических технологий;

б) умение спроектировать применение современных технологий для реализации содержания инновации;

в) отбор педагогом технологий развивающего обучения, наиболее адекватных содержанию инновации и возрасту воспитанников;

г) умение самостоятельно оценивать эффективность применения технологии;

д) самостоятельная разработка или применение инструментария оценивания эффективности технологии;

е) разработка педагогом авторских педагогических технологий развивающего обучения.

4) Разработка педагогом инновационной методической продукции:

а) видение педагогом необходимости разработки той или иной инновационной методической продукции;

б) знание педагогом структуры и содержания разных форм и видов инновационной методической продукции (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.);

в) умение конструировать необходимую инновационную методическую продукцию;

г) умение прописывать необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования;

д) умение описывать дидактическое обеспечение реализации содержания образования;

е) учет педагогом индивидуальных особенностей детей в содержании инновационной продукции;

ж) умение педагогом создавать методическую продукцию, востребованную педагогами других ОУ;

з) четкое определение педагогом целей, задач разработки данной методической продукции.

5) Подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции:

а) владение педагогом сведениями о критериях оценивания качества образованности детей;

6) умение отбирать наиболее адекватные критерии оценивания качества образования в соответствии с разработанной методической продукцией;

в) умение разрабатывать критерии оценивания образованности детей в соответствии с содержанием и направлением методической продукции.

б) Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности:

а) выделение педагогом оснований для самообразования;

б) выделение приоритетных направлений для развертывания самообразования;

в) формулирование наиболее актуальной тематики самообразования;

г) определение этапов самообразовательной деятельности;

д) определение ожидаемых результатов по каждому этапу самообразования;

е) умение использовать научно-методический материал в самообразовательных целях;

ж) умение выделять из найденного материала основное и необходимое в соответствии с целью, проблемой и этапом самообразования;

з) умение использовать полученные сведения для создания инновационной методической продукции.

Инновационная методическая деятельность педагога ДОУ является структурной составляющей его профессиональной деятельности. В условиях введения ФГТ инновационная методическая деятельность становится условием обновления содержания дошкольного образования, реализации наиболее

эффективных форм, способов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания, то есть развитие инновационной методической деятельности. Под инновационной методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности.

Список литературы

1. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М.: Знание, 1979. 123 с.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996.

308 с.

3. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челябинской области, Челяб фил. ИПО МО РФ, 1995. 91с.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 2001. 224 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №5.

6. Швырев В.С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. 366 с.

7. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 160 с.

References

1. Kuzmina N.V. Metody issledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti [Method of research of pedagogical activity]. M.: Znanie, 1979. 123 p.

2. Markova A.K. Psihologijaprofessionalizma [Psychology professionalism]. M.: Prosveshhenie, 1996. 308 p.

3. Najn A.Ja. Innovacii v obrazovanii [Innovation in education]. Cheljabinsk: GU PTO adm. Cheljabinskoj oblasti, Cheljab fil. IPO MO RF, 1995. 91 p.

4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: Innovacionnaja dejatel'nost' [Innovative activity]. M.: Magistr, 2001. 224 p.

5. Hutorskoj, A.V. Narodnoe obrazovanie, no. 5 (2003).

6. Shvyrev, V.S. Dejatel'nost': teorii, metodologija, problemy [Activity: theories, methodology, problem]. M.: Politizdat, 1990. 366 p.

7. Jerganova N.E. Metodikaprofessional'nogo obuchenija: Uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Methods of training: A manual for stud. High. Textbook. institutions]. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007.160 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Яковлева Галина Владимировна, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования, кандидат педагогических наук, доцент Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

ул. Красноармейская, 88, Челябинск, Челябинская область, 454000, Россия galina440@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOUT THE AUTHOR

Yakovleva Galina Vladimirovna, managing chair of special (correctional) formation, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer

Chelyabinsk Institute of retraining and education workers

88, Krasnoarmeyskaya str., Chelyabinsk, Chelyabinsk region, 454000, Russia

galina440@mail. ru

Рецензент:

Молчанов С.Г., д.п.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.