УДК 373.2
З. Б. Лопсонова
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА
В настоящее время взят курс на модернизацию системы дошкольного образования в России, которая связана с введением нового стандарта, новых финансово-экономических механизмов управления, совершенствования нормативноправовой базы. Для повышения качества дошкольного образования необходим поиск эффективных способов организации деятельности дошкольных учреждений, развития профессиональной компетентности педагогов. Цель исследования -обоснование действия организационно-педагогической модели становления детско-взрослого сообщества в дошкольном образовательном учреждении.
Построение инновационной модели стало результатом экспериментальной работы детского сада по организации проектно-исследовательской деятельности детей, педагогов и родителей. На начальном этапе эксперимента педагоги осуществляли поиск продуктивных методов обучения дошкольников, среди которых приоритетными явились метод исследовательского обучения и проектная деятельность. Дошкольники стали включаться в такие виды деятельности, как наблюдение, экспериментирование, самостоятельный поиск, которые впоследствии способствовали развитию детской инициативы и активности в познании окружающего мира.
На следующем этапе экспериментальная деятельность оформилась в новую проблематику: «Организация проектноисследовательской деятельности детей как средство развития детско-взрослого сообщества в ДОУ». Активное вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность способствовало развитию новой модели взаимоотношений ребенка и педагога, ребенка и родителя. Новый тип отношений в детско-взрослом сообществе был основан на партнерстве и сотрудничестве. Построение образовательного процесса детского сада на основе организации проектной деятельности детей, педагогов и родителей способствовало преобразованию работы всего детского сада, оказало существенное влияние на изменение методов работы педагогов. Развитие образовательных, социальных проектов повлекло за собой изменения в системе управления, в определении дальнейшей стратегии развития учреждения в статусе федеральной инновационной площадки.
Ключевые слова: детско-взрослое сообщество, проектная деятельность, исследовательское обучение, образовательное событие, сотворчество, детская субкультура, социализация, организационная модель, инновационный подход, автономное учреждение.
Z. B. Lopsonova
Child and Adult Community Development Model
Currently the course of the modernization of preschool educational system, which is associated with the introduction of the new standard, the new economic and financial governance arrangements, and the regulatory framework improvement, is taken in Russia. Improvement of the quality of preschool education requires a search for the effective ways of preschools activities organizing development of professional competence of teachers. The aim of the research is the rationale of the institutional and pedagogical model of child-adult community formation in preschool educational institution.
Building of innovative model was the result of experimental work on the organization of the kindergarten project and research activities of children, teachers and parents. At the initial stage of the experiment teachers were looking for productive preschoolers teaching methods, among which the method of research training and project activity were the priority. Preschoolers were included in activities such as observation, experimentation, independent search, which later contributed to the development of children’s initiative and activity in the knowledge of the outside world.
On the next stage the experimental work took shape in a new perspective: “Organization of children’s project and research activities as a means of child and adult community development in preschool.” The active involvement of children in the project and research activities contributed to the development of a new model of relations between the child and the teacher, the child and the parent. A new type of relationship in child-adult community was based on partnership and cooperation. Construction of
ЛОПСОНОВА Зинаида Баторовна - к. п. н., доцент, заведующий кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета, Улан-Удэ.
E-mail: Lopsonova@mail.ru
LOPSONOVA Zinaida Batorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chairman of the Department of Pedagogic of Elementary and Preschool Education, Buryat State University, Ulan-Ude.
E-mail: Lopsonova@mail.ru
kindergarten educational process through the organization of project activities of children, teachers and parents contributed to the transformation of the entire kindergarten system had a significant impact on the change in the teachers working methods, their mentality. Development of educational and social projects entailed changes in the control system and in determination of the further development strategy of the institution in the status of federal innovative platform.
Key words: child-adult community, project activity, research training, educational event, co-creation, children's subculture, socialization, organizational model, an innovative approach, an autonomous institution.
Введение
Согласно новому «Закону об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования. Данный факт является мотивировкой введения стандарта дошкольного образования, первый этап которого начался с обсуждения механизмов его введения.
Как отмечают современные психологи и социологи, изменился мир современного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже не такой, каким мы его представляли ранее, меняется социальная ситуация его развития и, конечно, все это требует пересмотра подходов к содержанию образования,
методов и технологий обучения и воспитания,
условиям их социализации. Следует отметить, что долгое время содержанию образования дошкольников не уделялось должного внимания, дошкольный период рассматривался в обществе как процесс подготовки к школе.
Основополагающими принципами дошкольного образования являются идея сохранения уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация детского развития (А. В. Запорожец), а также создание благоприятной социальной ситуации развития. Теоретико-методологической основой ФГОС начального общего образования является системнодеятельностный подход, который также актуален
и для дошкольного образования. Задача педагога-правильно организовать образовательный процесс
ДОУ, чтобы детям была предоставлена возможность самим выбирать способы и средства деятельности. Современный дошкольник испытывает огромную потребность в игре, в общении со сверстниками, взрослыми и других видах деятельности.
Создание детско-взрослого сообщества в ДОУ -один из путей инновационного развития учреждения. По определению Л. М. Клариной, «детско-взрослое сообщество - это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности» [1, с. 15 ].
Модели детско-взрослого сообщества могут быть самыми разнообразными и иметь свою структуру, в
которой отражены принципы, содержание, целевые ориентиры, виды деятельности. В данной статье нам хотелось бы рассмотреть действие модели такого сообщества, которая функционирует на основе приоритетного направления образовательной деятельности ДОУ - организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников.
Методика исследовательского обучения дошкольников
Следует отметить, что эффективность образовательного процесса напрямую зависит от характера отношений между его субъектами: детьми, родителями, педагогами. На наш взгляд, организаторами и инициаторами создания и развития детско-взрослого сообщества выступают в первую очередь педагоги дошкольного учреждения, так как именно они проектируют цели своей деятельности, пути и способы их достижения.
Технология проектно-исследовательской деятельности может быть применена к любому содержанию совместной деятельности субъектов образовательного пространства. Анализ нашей деятельности показывает, что впереди еще многое предстоит осмыслить как в организационном, так и в содержательном плане внедрения инновационного проекта в практику работы детского сада.
В условиях домашнего воспитания ребенок спонтанно занимается различными видами деятельности в зависимости от условий среды развития, социального окружения. В дошкольном образовательном учреждении педагог продумывает и специально организует деятельность детей, учитывая их интересы и потребности. Вовлекая ребенка в разные виды деятельности, педагогу важно научиться подводить детей к самостоятельному выбору целей, задач, планированию и контролю деятельности, то есть формировать позицию субъекта деятельности. Доминирование репродуктивных методов обучения детей сподвигло педагогов к поиску новых способов, которые развивали бы творческие способности детей.
К началу 2000 г. в ДОУ № 111 «Дашенька» г. Улан-Удэ началось внедрение метода исследовательского обучения в образовательный процесс детского сада. В группах, начиная с первой младшей, были организованы уголки детского экспериментирования, мини-лаборатории для проведения
простейших опытов с различными веществами. Интерес к данной деятельности в детском саду возник на основе увлечения вопросами организации и проведения детских исследований, наблюдений, экспериментов, где постепенно от исследовательского обучения педагоги стали переходить к осуществлению детских, детско-взрослых проектов.
Большую помощь в реализации нового подхода к содержанию и методике исследовательского обучения оказали исследования доктора педагогических и психологических наук А. И. Савенкова. Педагоги изучали и внедряли методику исследовательского обучения детей в педагогический процесс детского сада, постепенно начали включать ее в работу с детьми всех возрастов. Использование нетрадиционного метода обучения способствовало развитию самостоятельных поисковых умений, детям предлагались знания не в готовом виде как прежде. Основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка, по мнению А. И. Савенкова является исследовательский опыт [2].
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Следующим этапом работы явилась разработка совместных детско-взрослых проектов, то есть переход от исследовательского обучения к использованию метода проектов. Исследовательская деятельность и проектирование рассматриваются в современной педагогике как синонимичные понятия, но вместе с тем есть и отличия. Внедрение данных методов обучения повлекло за собой изменения в сознании самих педагогов. Этому способствовали курсы повышения квалификации, работа над самообразованием, совместные обсуждения, собственная рефлексия педагогической деятельности. Главное, что заметили педагоги, - это интерес детей, развитие их познавательной активности. Педагогам приходилось перестраиваться, менять свои традиционные методы работы, давая возможность детям самостоятельно заниматься поиском информации, выдвигать гипотезу, создавать продукт.
Далее перед нами встала проблема соотношения работы по основной образовательной программе
детского сада с проектно-исследовательским обучением. В течение последних лет педагоги искали способы адаптации метода проектов к особенностям педагогического процесса, разработки требований к содержанию и типам проектов в зависимости от возраста детей. Педагоги поэтапно отрабатывали методику, начиная с внедрения в разные виды деятельности детей: познавательную, игровую,
художественную и другие.
На следующем этапе своего развития
экспериментальный проект оформился в следующую проблематику: «Организация проектно-
исследовательской деятельности детей как средство развития детско-взрослого сообщества в ДОУ». Суть новой проблематики заключается в том, что проектно-исследовательская деятельность становится не только источником интеллектуально-творческого развития дошкольников, а формирует новую модель взаимоотношений ребенка и педагога, ребенка и родителя, способствует становлению детско-взрослого сообщества, основанного на партнерстве и сотрудничестве. Мы согласны с мнением Л. П. Стрелковой, что «каркасом, на котором строится детско-взрослая общность, являются связи и отношения внутри нее» [2, с. 129]. Дальнейшее развитие проекта нуждается в более детальной проработке структуры организации работы, где необходимо было показать, как проектная деятельность детей преобразовывает работу детского сада, какое влияние это оказывает на изменение методов работы педагогов, их ментальности и собственной проектной деятельности.
Этапы становления детско-взрослого сообщества
В пространстве детско-взрослого сообщества осуществлялись разнообразные по содержанию и видам проекты: образовательные, социальные,
сетевые и др. По мере развития проекта один проект может переходить в другой, составляя непрерывную цепочку рождения взаимосвязанных инициатив как со стороны коллектива, так и со стороны родителей. В образовательном пространстве детского сада были реализованы четыре основных взаимосвязанных проекта: «Воспитание колумбов», который
представляет собой образовательный проект для детей, базирующийся на технологии исследовательского обучения, «Проектировщик» - образовательный проект для педагогов, «Шаги к пониманию»
- проекты взаимодействия взрослых и детей, «Золотые нити» - проекты социального партнерства. Внутри каждого основного проекта развиваются различные подпроекты: групповые, подгрупповые, индивидуальные. Рассмотрим проекты, которые содействовали формированию детско-взрослого сообщества в ДОУ.
Проект «Любимый мой дворик, ты очень мне дорог». Совместный проект детей, педагогов, родителей по благоустройству территории детского сада. В перспективе намечается открытие дворика дружбы, который будет украшен фонтанами, скульптурами малых форм. Данный проект завоевал диплом 1 степени на республиканском конкурсе Республики Бурятия.
Проект «Дерево нашей семьи» является продолжением предыдущего проекта, также направлен на объединение усилий семьи по благоустройству участка детского сада с одной стороны, с другой -решает задачу сплочения семьи в процессе совместной деятельности, поддерживает инициативы других родителей, что, несомненно, скажется на укреплении
детско-родительских отношений внутри семьи и между семьями.
Проект «Судьбы наших отцов» был приурочен ко Дню Великой Победы. Каждая группа должна была представить интересные истории о судьбах фронтовиков, участников боевых сражений, работников тыла. Таким образом, нам удалось собрать очень интересные материалы о Великой Отечественной войне. Самые лучшие материалы были оформлены и представлены на центральной стене при входе в детский сад.
Долгосрочный проект «Семь шагов к пониманию» был направлен на укрепление отношений между детьми, родителями и педагогами, особенно высока результативность проекта в развитии детско-взрослого сообщества в условиях ДОУ.
Управленческий проект «Развитие» направлен на создание системы развивающего ДОУ, в рамках которого была учреждена премия «За творчество», предложенная спонсорами и членами Попечительского совета ДОУ для стимулирования работы творческих педагогов. Родительская общественность выступила с предложением установить премию творчески работающим педагогам из средств попечительского фонда.
Проект «Дашенька-информ» - создание обще-садовской газеты, где каждый участник сообщества может выразить свое мнение, осветить наболевшие проблемы и показать свои таланты.
Не менее интересны совместные проекты педагогов и детей, родителей и детей. Каждый год появлялись новые творческие проекты, которые завоевывали российские, городские призы. Среди них проекты, которые прошли в финал IV Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов (2008 г.) среди младших школьников и дошкольников: «Расти, семечко, расти», «Бурятский костюм», «Куда исчезли динозавры», «Тайный
язык лошадей» [3]. Победа на российском конкурсе сыграла огромную роль в дальнейшем развитии проектной деятельности педагогов и детей.
Совместные проекты: «Вместе», «Привет,
Алтаргана!», «Прощай, оружие!», «Мой город», «Территория добра», «Почемучки» и многие другие показали, что возрастает инициативность и эффективность взаимодействия самих участников.
Планирование совместных дел, событий, которыми наполнена жизнь коллектива педагогов, детей и их родителей, будет, на наш взгляд, способствовать развитию новых отношений между всеми субъектами образовательного пространства.
На начальном этапе проектирования было
замечено, что инициатива исходит от педагогов ДОУ. Совместная деятельность далее развертывается по схеме «Педагог - ребенок - родители». Организация
проектной деятельности детей в группе неизбежно приводит к взаимодействию с родителями, так как дети обращаются к родителям за советом, помощью. На наш взгляд, вовлечь родителей в жизнь детского сада возможно, если действовать через ребенка, то есть побуждая его инициативу. Родители по возможности принимают активное участие в совместном поиске, подготовке какого-либо материала к проекту. Здесь важно затронуть чувства родителей, которые не позволили бы ему оставить своего ребенка без внимания, но для этого необходимо, чтобы взрослые увидели своего ребенка в деятельности и отношениях с другими детьми.
Большое значение в организации проектной деятельности имеет поддержка инициативы родителей. Для этого мы задались целью изучить потребности и желания родителей. Мы искали ответы на вопросы: «Что может изменить отношение родителей к нашему детскому саду?», «Как будут складываться отношения между педагогами, детьми и родителями?», «Как организовать сотрудничество с родителями?»
Тему для размышлений мы получили после проведения в детском саду проекта «День признаний», который был приурочен к празднованию Дня святого Валентина. В ходе реализации проекта мы увидели отношение родителей к собственному ребенку. Несмотря на то, что заранее было вывешено объявление о том, что нужно опустить «валентинки» с признанием своему ребенку, это сделали не все родители. Воспитателям пришлось изготавливать «валентинки» тем детям, которым не прислали родители. Также дети сами изготавливали и посылали признания своим близким, друзьям. Совместная творческая, продуктивная деятельность детей способствовала развитию новых отношений в группе.
Следующий проект был приурочен к мужскому празднику и прошел в виде конкурса «Супер-папа». Участие родителей в жизни детского сада имеет положительные сдвиги. Это мы заметили в отношении наших пап. Конечно, в масштабах детского сада, который посещают около 120 детей, оказалось, очень сложно уговорить отцов принять участие в нашем конкурсе. Им заранее были даны небольшие домашние задания: подготовить приветствие,
музыкальный номер и др. В процессе выступлений пап мы увидели разные подходы родителей, их отношение к происходящему. Некоторые семьи отнеслись очень ответственно, мамы помогали папам, они предусмотрели все необходимое для своего выступления: костюм, музыкальное сопровождение, сценарий выступления. Самое главное - проект показал, что на месте участника конкурса каждый ребенок хотел бы видеть именно своего папу. После участия в конкурсе изменились и сами папы, они стали интересоваться жизнью ребенка в детском саду.
Еще один плюс такой деятельности - это то, что родители имеют возможность увидеть друг друга в разных проявлениях. Организация семейных, межсемейных проектов способствует развитию контактов между родителями. После проведения конкурса «Супер-папа» мамы проявили себя уже несколько по-другому. На конкурсе «Супер-мама» были совместные с детьми номера, чего не было в случае с папами, то есть появилось что-то новое, в отличие от предыдущего проекта. Семейные пары продемонстрировали совместный танец папы и мамы. Событие, в котором участвовали взрослые, изменило их отношение к происходящему, а, может быть, и поменяло взгляд на свою семью.
В процессе проектирования рождаются новые идеи, предложения, которые принимаются всем коллективом. Проект продолжает свое развитие, приобретая новое содержание и формы. На первый взгляд, эти проекты не имеют практического результата, то есть совместного продукта. Тем не менее, нам хотелось бы обратить внимание на воспитательный эффект проекта, который имеет большое значение для эмоционального развития ребенка. Проектная деятельность способствовала проявлению эмоциональных переживаний и чувств не только детей, но и взрослых.
Таким образом, мы увидели, что спонтанный интерес детей можно направить в проектную деятельность и тем самым изменить обычный режим жизни детей в ДОУ, заполнить пространство жизнедеятельности, привлекая самих детей к решению проблемных ситуаций. На наш взгляд, образовательные события, происходящие в пространстве ДОУ, способствовали изменению системы взаимодействий между субъектами образовательного пространства от «Педагог - ребенок - родители» к «Ребенок - родители
- педагог».
Осуществляя проектную деятельность, мы стали задумываться над тем, какое место она занимает в образовательном процессе детского сада. Каким образом проект меняет жизнь детского сада? Что преобразовывает: отношения, деятельность? Над чем заставляет задуматься? Какие изменения произойдут в содержании образования? Какие изменения происходят в личностном развитии детей? Меняются дети, меняются ли педагоги?
Мы считаем, что необходимо выделить время в распорядке жизни ДОУ для проведения исследовательской и проектной деятельности, иначе сложно выстроить систему работы. Важно продумать организационно-методическое, ресурсное обеспечение проектной деятельности. Необходимо разработать методические рекомендации для воспитателей, в которых должна быть прописана вся технологическая схема работы над проектами. Работая с педагогами,
мы выяснили, что очень важно формировать их проектное мышление, ставя их самих в ситуацию проектирования. Постепенно необходимо подводить педагогов к тому, чтобы они пробовали разные подходы к проектированию. Наша задача состоит в том, чтобы образовательный процесс детского сада строился не в логике учебных занятий, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка.
Поэтапное стимулирование взрослых в проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; умение оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Такие отношения могут развиваться лишь в совместной деятельности.
Большое значение в развитии проекта оказал переход ДОУ в статус автономного учреждения (АУ), что в дальнейшем позволило изменить систему управления, совершенствовать нормативно-правовую основу деятельности учреждения. Детский сад находился в постоянном проектном режиме, были эффективные проекты, определяющие дальнейшую стратегию развития учреждения. Анализ данной ситуации позволил обосновать необходимость проблемы управления проектами ДОУ. Изменение механизма управления ДОУ влечет создание таких форм, как наблюдательный совет АУ, решающий вопросы стратегического развития учреждения, его финансовой стабильности и нормативноправового регулирования, управляющий совет АУ, как действенный механизм реального участия общества в инновационном развитии учреждения, в компетенции которого тактические вопросы управления дошкольного учреждения, качество образовательного процесса, культурно-образовательные инициативы.
Безусловно, необходимо отслеживание результатов проектно-исследовательской деятельности, ее влияния на личностное развитие наших воспитанников, раскрытие их индивидуально-творческого потенциала. Диагностика индивидуально-творческого потенциала оценивалась нами по таким критериям, как сфера умственного, личностного развития, интегративные характеристики личности. Одним из значимых показателей эффективности реализации модели является уровень развития социальных навыков детей.
Результатом реализации программы эксперимента, внедрения инноваций в деятельность ДОУ является
Таблица
Модель детско-взрослого сообщества
Социальный заказ семьи, общества: предоставление качества дошкольного образования
Цель - формирование новой модели взаимоотношений между субъектами образовательного процесса
Среда сообщества: образовательное пространство и его субъекты, коммуникативная среда
Организационно-педагогические условия:
Информационное обеспечение: газета «Дашенька-Информ»,
Интернет сайт МАДОУ
Организационно-методическое обеспечение: обновление развивающей предметно-пространственной среды, уголки детского экспериментирования и моделирования, зоны наук
Ресурсное обеспечение: электронные образовательные ресурсы
Приоритетное направление ДОУ как условие развития сообщества: организация проектно-исследовательской
деятельности дошкольников
Структура организации проектно-исследовательской деятельности
Принципы: открытость, свобода выбора деятельности, обратная связь
Деятельность в системе «Ребенок - родители - педагог»
Виды реализуемых проектов: образовательные, социальные, управленческие, сетевые проекты
Детские
Детско-взрослые
Проекты педагогов
Проекты с социальными партнерами
Деятельность детей
Коллекционирование
Экспериментирование
Наблюдение
Проектирование
Деятельность родителей
Соучастие, сотворчество, сопереживание ________________с детьми_________________
Партнерство, инициатива
Содействие, сотрудничество
Проектирование образовательного процесса на основе интеграции основного и дополнительного образования. Технологии проблемного, исследовательского обучения, кружки по интересам и склонностям детей, родителей, педагогов
Воспитательная система МАДОУ основана на принципе событийности с участием детей, родителей, педагогов
Знаковые события
Праздники
Традиции
Структура управления: система управления проектами, механизмы гражданского участия в управлении МАДОУ
Управляющий Совет МАДОУ
Наблюдательный Совет МАДОУ
Социальные партнеры
Результаты:
На уровне детей: личностное
развитие дошкольников: са-
мостоятельность, инициатива, ответственность
На уровне педагогов: изменение ментальности педагогов, их мотивации и ответственности за качество работы
На уровне взаимодействия с родителями: повышение качества образовательных услуг, изменение отношения родителей к ДОУ
На уровне ДОУ: повышение инновационного имиджа ДОУ, изменение его статуса в социуме
то, что сложилась организационная модель детско-взрослого сообщества, основанная на проектноисследовательской деятельности детей и взрослых. На модели, представленной в таблице, можно увидеть целостную структуру организации данного сообщества, внутренние связи и отношения, факторы, систему управления, ожидаемые результаты.
Заключение
Следует отметить, что становлению данной модели детско-взрослого сообщества предшествовали этапы инновационного развития учреждения: обновление
содержание образования, реализация технологии проектно-исследовательской деятельности детей и взрослых, изменение правового статуса учреждения,
внедрение новой модели управления. Действенным механизмом обратной связи с родителями явилось установление новой позиции сотрудничества -совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка. Средствами ее обеспечения выступает система информирования, начиная от родительских уголков в группе, Интернет-сайта учреждения до публичных фестивалей детско-взрослого сообщества, традиционных флешмобов на улицах города. Уклад жизни детского сада построен на особой организации воспитательной системы, развивающейся по принципу событийности: праздники, знаковые события, традиции. Повышению инновационного имиджа, социального статуса учреждения в социуме способствует
установление связей с социальными партнерами.
Наиболее действенным методом в становлении
детско-взрослого сообщества, на наш взгляд, является выстраивание модели образовательного процесса на основе интеграции основного и дополнительного образования. Широкий спектр предоставляемых
дополнительных услуг удовлетворяет образовательные потребности родителей. В перспективе задачей следующего этапа развития является переход к новому качеству образования через новые финансовоэкономические механизмы.
Л и т е р а т у р а
1. Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития // Детство: Педагогический альманах. -1998. - № 1. - С. 13-22.
2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
3. Лопсонова З. Б., Невежина А. О., Егорова С. С. Проектноисследовательская деятельность дошкольников. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 76 с.
R e f e r e n c e s
1. Klarina L. M. Soobshhestvo sem'i i detskogo sada: ego celi i modeli razvitija // Detstvo: Pedagogicheskij al'manah. 1998. - № 1. - S. 13-22.
2. Savenkov A. I. Put' k odarennosti: issledovatel'skoe povedenie doshkol'nikov. - SPb.: Piter, 2004. - 272 s.
3. Lopsonova Z. B., Nevezhina A. O., Egorova S. S. Proektno-issledovatel'skaja dejatel'nost' doshkol'nikov. - Ulan-Udje: Izd-vo Burjatskogo gosuniversiteta, 2011. - 76 s.
УДК 37.013:7.01
О. В. Ситникова
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
Обозначается проблема кризиса в образовании и, наряду с существующими, предлагаются оригинальные пути выхода из него. Главным резервом выступает творческий потенциал личности. Известно, что основной характеристикой творческой личности является наличие образного мышления. В этой связи автор раскрывает специфику образного мышления педагога как естественную особенность личностно ориентированного образования, и его формирование посредством художественного метода. Целью работы является аргументация эффективности внедрения в педагогическое образование художественного метода. При этом предпринята попытка дать определение художественному методу и обозначить его эстетическую природу. Акцентируется внимание на метафоричности мыслительной деятельности «художника». Раскрывается дифференциация и комплементарность видов мышления; единство интеллектуального и аффективного; метафоричность мышления - метафора как специфическая форма когнитивного освоения и понимания человеком окружающего мира. Раскрывается синкретизм понятий «образ», «образец и образование». Идентифицируется творческая деятельность художника и педагога и фокусируется педагогический потенциал искусства в формировании гуманистических принципов личности. Доказывается родство художественной и педагогической деятельности. Результатом синкретической деятельности является со-творение человека, открытого людям, творческой личности, живущей в гармонии с собой и миром.
Ключевые слова: творческий потенциал, художественный метод, искусство, метафоризация, педагогический потенциал искусства.
СИТНИКОВА Оксана Владимировна - к. п. н., доцент кафедры педагогики и образовательных технологий СевероКавказского федерального университета, Ставрополь.
E-mail: sitnikova.oksana@mail.ru
SITNIKOVA Oksana Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogic and Educational Technologies, the North Caucasian Federal University, Stavropol.
E-mail: sitnikova.oksana@mail.ru