Научная статья на тему 'Особенности формирования исследовательских навыков дошкольников'

Особенности формирования исследовательских навыков дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2634
753
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / РОЛЬ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царева Яна Владимировна

В статье предлагается решение актуальных задач формирования исследовательских навыков детей 4-6 лет средствами проектной деятельности в рамках учебного процесса детского сада как необходимое условие их социальной адаптации в период дошкольного и школьного этапов развития. Особенностью предлагаемого алгоритма развития исследовательских навыков детей является акцент на методическом блоке программы (комплекс специальных упражнений) и частичной коррекции содержания типовой программы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Проект рассматривается не только как метод, но и как одна из форм организации учебного и игрового процесса. Статья предназначена педагогам, работающим с детьми в режиме проектной деятельности, а также взрослым (родителям), заинтересованным в формировании у ребенка навыков, востребованных современным обществом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования исследовательских навыков дошкольников»

http://www.multimedia.ru/sol/bse01.html 12 КБ, свободный. Яз. рус.

8. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 672.

9. Круглый стол. Предшкольное образование. Что стоит за новым термином / Филиппова Л.В. /

/ Первое сентября, .№58. - 2005.

10. Свирская Л. Зачем нужна «предшкола?». И главное «Какая?» [Электронный ресурс] / Л. С-вирская. Сайт НМЦ Красногвардейского района. - С.-Пб. http://www.krasnogvard-nmc.spb.ru/

УДК 373.2

Я.В. ЦАРЕВА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье предлагается решение актуальных задач формирования исследовательских навыков детей 4-6 лет средствами проектной деятельности в рамках учебного процесса детского сада как необходимое условие их социальной адаптации в период дошкольного и школьного этапов развития. Особенностью предлагаемого алгоритма развития исследовательских навыков детей является акцент на методическом блоке программы (комплекс специальных упражнений) и частичной коррекции содержания типовой программы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Проект рассматривается не только как метод, но и как одна из форм организации учебного и игрового процесса. Статья предназначена педагогам, работающим с детьми в режиме проектной деятельности, а также взрослым (родителям), заинтересованным в формировании у ребенка навыков, востребованных современным обществом.

Ключевые слова: Исследовательские навыки дошкольников, проектный метод, роль ребенка и педагога в проектной деятельности, упражнения для формирования исследовательских навыков, детско-взрослые отношения.

Исследователи отмечают, что современный ребенок как носитель культурных свойств и субъект активности нуждается в активизации важнейшей черты детского поведения - любознательности. Практики отмечают снижение такой активности к старшему дошкольному возрасту. Важными оказываются правильная подготовка ребенка к школе и к дальнейшей жизни в обществе, сформированность у него способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. Это становится возможным при использовании новаторских методов обучения и развития у ребенка исследовательских навыков.

Наиболее эффективным методом обучения на современном этапе развития педагогической на-

уки является метод проектной деятельности, цель которого - научение детей коллективному творчеству Проектный метод используется чаще всего для формирования общеучебных умений и навыков, для научения детей совместной деятельности, сотрудничеству в группах «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель». Однако проектная деятельность эффективно и успешно формирует и развивает исследовательские навыки, которые необходимы детям как мощное средство социализации в современном обществе. Наиболее эффективно это развитие будет происходить в случае организации детей различного возраста и интересов в объединения, работа в которых будет носить творческих харак-

тер.

Савенков А.И., Поддьяков А.Н., Штанько И.В., Иванников В.А. отмечают необходимость развития исследовательских навыков как одной из составляющих успешной учебы в школе и социализации. Они говорят о процессе формировании исследовательских навыков как о творческой деятельности в условиях совместной работы, содержащей отношения «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель». Савенков отмечает принципиальную значимость исследовательского обучении, которое базируется на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Осуществление исследовательской деятельности возможно при достаточном развитии специфического личностного образования - исследовательских навыков, которые обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, глубине и прочности овладения ее способами и приемами. Под последними следует понимать: 1) видение проблемы; 2) постановка вопросов; 3) формулирование и выдвижение гипотез; 4) определение понятий; 5) классифицирование; 6) наблюдение; 7) проведение экспериментов; 8) формулирование умозаключений и выводов; 9) структурирование материала; 10) подготовка текстов собственных докладов; 11) объяснение, доказывание, защита своих идей. Речь идет и о том, как индивид воспримет и усвоит полученный в ходе исследовательской деятельности опыт, насколько он способен его использовать в дальнейшем по мере развития ситуации, способен ли он применить этот опыт в других условиях.

Проектная деятельность является самостоятельной и коллективной творческой работой, которая имеет признаки: участники деятельности в процессе проектирования как бы естественным путем получают и осваивают новые понятия, так как ставятся в ситуации, «скопированные» из реальной жизни; находясь в ситуации проекта, дети чувствуют свою значимость, «творцами» новых условий жизни; ситуация проекта дети чувствуют не только свою личную значимость, но и значимость коллектива, как ту среду, которая оценивает работу каждого и всего коллектива в целом.

Бедерханова В. Подчеркивает, что в проектной деятельности ребенок вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо: заявить свои собственные цели, свои представле-

ния о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми; открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины и, прежде всего, искать причины в себе; согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество в общей работе; творчески самомобилизировать-ся. Бедерханова В. указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и перед другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков [1, с.27-28].

Возможность формирования исследовательских навыков у дошкольников в условиях проектной деятельности в различные возрастные периоды определяется следующими факторами.

Проектное обучение - это глубокое и активное изучение проблемы или вопроса детьми, которые действуют как совместно, так и при поддержке педагога, родителей. Взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями осуществляется с целью развития личности ребенка. Все участники проекта должны понимать, что семья для ребенка - жизненно необходимая среда, поэтому участие семьи в проектной деятельности это не просто желание педагогов, но, прежде всего, необходимое условие успешной работы. Особенностью проектного метода дошкольников является внезапный интерес к какому-либо объекту, который не может длительное время удерживаться ребенком, а значит должен быть реализован быстро. Проект должен завершаться созданием творческой работы, которая является отражением понимания ребенком выбранной темы.

Метод проектной деятельности рекомендован в работе со старшими дошкольниками, но возможна работа и в более раннем возрасте. В зависимости от возраста будет меняться и характер участия ребенка в проектировании. Так, в младший дошкольник преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; ребенок среднего возраста эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем дошкольном возрасте - переходит к сотрудничеству. Соучастие в проектной деятельности - это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать.

Поэтапное развитие проектной деятельности дошкольника, навыки детей, необходимые для

работы по проектному методу, роль педагога на каждом из этапов, а также алгоритм действий представлены в таблице 1, (по Евдокимовой Е.С. [2, с. 32-40]). До 5-ти лет деятельность ребенка развивается на подражательно-исполнительском уровне, поэтому активная роль принадлежит педагогу. Позже, когда дети накопят определенный опыт, их деятельность находится уже на развивающем уровне, когда дети организуют совмест-

ную работу, а педагог помогает определить проблему и найти пути ее решения. К концу шестого года жизни у детей наблюдается творческий этап развития деятельности, когда они действуют самостоятельно, а педагогу остается лишь наблюдать со стороны и незаметно для детей направлять при необходимости их деятельность в правильное русло.

Таблица1

Уровни развития проектной деятельности дошкольника

П араметры Этапы (уровни)

I(подражательноисполнительский уро ве нь) II (развивающий) III (творческий)

В озраст детей 4 - нач. 5 лет 5 ле т 5-6 лет

Навыки детей 1. Малая самостоятельность или ее отсутствие в выборе проблемы и способов ее решения вв иду отсутствия необходим ого жизненного опыта. 2. Дети способны понять, реализована ли их потребность в активной деятельности и сам овы ражении, удовлетворены ли его интересы (что влечет поддержание интереса к пр оекту). 1. Продолжает развиваться сам остоятельность. 2. Ребенок способен сдерживать свои им пульсивные поб уж дения, на достаточном уров не развит сам оконтроль , адекватность воспр иятия. 3. Ребенок способен выслушать педагога и сверстника. 4. Дети способны организовать совм естную деятельность со сверстникам и. 5. Р ебенок способен пр инять пр облем у, вы брать соответствую щие средства для ее решения. 1. Р еб енок способен сам определить проблем у, его интересующую. 2. Дети сам остоятельно формулируют цель, нам ечают план работы . 3. Дети пр оявляю т творческий подход в ходе совм естной деятельности. 4. Дети способны на оказание пом ощ и друг другу. 5. В ходе работы дети м огут оценивать действия друг друга, в случ ае неудачи - найти причину, совместно вы брать правиль ное решение поставленно й задачи.

Роль педагога 1. Педагог, изучая интересы детей, старается определить проблем у, которая и будет 1. П едагог должен увлечься интересам и детей. 2. П едагог пом огает 1 . П е да го г ка к б ы наблюдает со стороны деятельность детей. 2. Оценивая результаты

разрабатываться в пр оекте. 2. На педагоге лежит ответе твенность вовремя заметить и поощрить пе р в ы е п о пы т к и самостоятельно решить пр облем у. расширить или, наоборот, уточнить цели и задачи. действий детей, педагог ненавязчиво направляет деятельность детей в нуж ное русло.

А лгоритм д ействий 1 шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей, об означение взрослы м пр о б л е м ы . 2 шаг - определение взрослым цели проекта, его м отивация. 3 шаг - привлечение детей к участию в пл а ни р о в а н и и деятельности и реализации нам еченного пл а на . 4 шаг - совместное движение взрослых и детей к результату. 5 шаг - совместный анализ вы полнения пр оекта, переживание результата. 1 шаг - выделение (взрослыми или д етьм и) проблем ы , отвечающей потребностям детей или обеих сторон. 2 шаг - совместное определение цели пр оекта, предстоящей деятельности, пр огнозирование результата. 3 шаг -пла нирование деятельности детьми пр и незначительной пом ощ и взрослы х, определение средств и способов реализации проекта. 4 шаг - выполнение детьми проекта, диффере нцированна я помощь взрослых. 5 шаг - обсуждение результата, хода работы , действий 1 шаг - вы деление проблемы (детьми, либо взрослы м и), отвечаю щей потребностям детей или обеих сторон. 2 шаг -сам остоятельное опреде ление детьми цели проекта, м отива предстоящей д еятельности, прогнозирование результата. 3 шаг - планирование деятельности детьми (при в озм ожном участии взрослого как партнера), определение средств реализации пр о е кт а . 4 шаг - вы полнение детьми проекта, творческие споры , достижение договоренности, взаим ообуче ние, помощь детей друг

На каждом этапе развития проектной деятельности для формирования исследовательских навыков можно использовать упражнения, предложенные Савенковым А.И. [9, с. 289-375], взяв их в комплексе, или включая некоторые в игровую или учебную деятельность (табл. 2). На каждом уровне развития проектной деятельности для формирования каждого вида исследовательских навыков предлагается достаточно много упражнений, адекватных и вполне приемлемых для дошкольников. При работе с детьми 4-х лет можно и ис-

пользуются такие известные программные упражнения, как «Загадки», «Четвертый лишний», «Найди различия» и другие (Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005; Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа /Под ред. О.М. Дьяченко - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999). С возрастом содержание упражнений усложняется.

Таблица2

Упражнения для формирования исследовательских навыков

Цель упражнений Возраст

4 года 5 лет 6 лет

Развитие умения видеть проблему «Продолжи рассказ» «Сколько значений у предмета» «Посмотрите на мир чужими глазами». «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Развитие навыка постановки вопросов «Вопросы домашних животных» «Найди загаданное слово» «Угадай, о чем спросили» «Задания, предполагающие исправление чьих-либо ошибок». «Найдите причину события с помощью вопросов»

Развитие умений формулировать и выдвигать гипотезы «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле» Упражнения типа: «Почему весной тает снег». «Почему цветы имеют такую яркую окраску» «Найдите возможную причину события»

Развитие умения определять понятия Загадки Наблюдение и описание. Сравнение собственного описания с описанием того же предмета своими друзьями. Различение. «Выявление причин и следствий»

Развитие навыка классифицировать «Четвертый лишний» «Продолжи ряд» «Чем похожи» (или «Чем отличаются»)

Развитие навыка наблюдать «Вспомни детали». «Найди различия». «Посмотри вокруг и назови все предметы красного цвета (все круглые предметы и т.д.)» Сравнение природных объектов с геометрическими фигурами или какими-либо другими предметами

Развитие умения проводить эксперименты Эксперименты с домашними животными Эксперименты с отражением «Определи плавучесть предметов». «Как вода исчезает»

Развитие умения формулировать умозаключения и выводы На что похожи облака на небе (морозные узоры на стекле и т.д.) «Как люди смотрят на мир» Назови предметы, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (блестящими, синими и твердыми, т.д.)

Для работы с дошкольниками предлагается специально разработанная игра-исследование как наиболее действенное средство развития исследовательских навыков. Она позволяет использовать ребенку собственный исследовательский поиск на любых занятиях и включает полный цикл исследовательской деятельности.

Перед проведением собственно исследования, детей необходимо познакомить с «техникой» проведения исследования, для чего проводятся тренировочные занятия. Их специфика заключается в том, что большая часть детей участвует пока как зрители и лишь 2-3 наиболее активных ребенка проходят с педагогом весь путь от первого до завершающего этапа исследования. На этих занятиях дети научаются использовать «методы исследования»: проблемные вопросы, просмотр книг, наблюдение, эксперимент. Они вполне доступны детям, но важно научить выбирать из всего множества необходимые. Важно помогать с выбором методов так, чтобы у детей сохранилось представление о том, что они все сделали сами. На тренировочных занятиях дети учатся составлять план действий. Методы исследования, алгоритм действий может быть изображен на карточках.

На первых этапах работы необходимо сформировать у детей следующие навыки: видение проблемы, постановка вопросов, формулирование и выдвижение гипотез через специально подобранные и адаптированные упражнения.

На этапе сбора материала важно научить детей следовать намеченному плану и фиксировать определенным образом полученную информацию. У дошкольников процесс письменного оформления информации затруднен, поэтому у ребенка должна развиться способность символического изображения возникающих идей. На этом же этапе важным оказывается и преодоление детского эгоцентризма, который мешает использовать метод добычи информации - «спросить у другого человека». Поэтому важной педагогической задачей является настрой маленьких исследователей на то, чтобы расспрашивать других людей. При сборе информации нельзя забывать, что у дошкольников способность концентрировать внимание невысока, поэтому работа должна пройти на одном дыхании, важно поддерживать достаточно высокий темп работы.

Следующий этап работы - обобщение полученных данных. На этом этапе также требуется

активная помощь взрослых, особенно в процессе обобщения разрозненного материала. Важно научить детей выделять первостепенные, главные идеи. Необходимо стимулировать детей к попыткам дать основным понятиям определения. Часто дети, если не мешать им, не сковывать их инициативу, делают близкие к требуемым выводы. Необходимо корректно поправлять, уточнять и конкретизировать детские объяснения; а при необходимости - научить ребенка высказываться смело, легко, пусть и неточно. Ребенок не должен бояться, что будет наказан за неправильный ответ; надо дать ребенку осознание того, что любой его ответ будет важным и востребованным.

Заключительный этап работы - доклад. Это наиболее важный момент в деятельности ребенка, поскольку от него требуется смелость для выступления перед аудиторией. Важно на этом этапе научить ребенка последовательно, верно и красиво представлять полученную информацию. Ребенок должен быть готов и к тому, что его доклад обязательно подвергнется обсуждению. На тренировочных занятиях процесс обсуждения должен идти под руководством педагога, важно научить детей задавать вопросы и выслушивать ответы. Детям дошкольного возраста сложно самостоятельно составлять тексты выступлений, в этом им значительную помощь оказывают взрослые (педагог, родитель). Взрослые, помогая ребенку на протяжении всей работы собирать и структурировать материал, отражают его в каких-либо схемах, которые и будут потом служить опорой при составлении и представлении доклада.

Если общая схема исследования детьми освоена, можно переходить к самостоятельной исследовательской практике детей, в которой навыки и умения будут совершенствоваться.

Итак, серьезным препятствием для успеваемости ребенка в школе, для его социализации в целом является отсутствие или недостаточный уровень сформированности исследовательских навыков. Решение этой проблемы возможно уже в дошкольном возрасте в ходе проектной деятельности. Она предполагает самостоятельную, но вместе с тем и коллективную творческую деятельность, в которой создаются условия для «естественного» формирования исследовательских навыков, когда: 1) для обучения детей используются адекватные возрасту упражнения; 2) обучение проходит в разновозрастном коллективе в контексте формирования межличностных отно-

шений; 3) складываются новые детско-взрослые отношения, в которых педагог является со-творцом. Соблюдение данных условий делают интересным для ребенка сам процесс обучения, обеспечивают высокую результативность в достижении желаемой цели.

Библиографический список

1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - .№1. -С. 24-29.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.

4. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. - №

3. - С. 85-95.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л.С. -Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.

6. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения // Дошкольное воспитание. - 2005. - №9 12. - С. 3-11.

7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.

8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Копилка методиста. - 2004. - №9 4. - С. 99-101.

УДК 37.018 (479)

М.Ж. ЗАНГИЕВА

ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ

В статье раскрывается специфика горского восприятия совершенной личности, показываются основные требования к воспитанию «идеального горца» и «идеальной горянки», повествуется о методах такого воспитания, заключенных в народной фольклористике.

Ключевые слова: Северный Кавказ, совершенная личность, народный идеал воспитания, этикоповеденческий комплекс.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из центральных мест занимает идея совершенства человеческой личности, её идеала, являющегося образцом для подражания. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Ярким примером идеала горца является герой нартского эпоса - Сослан (Сосруко), отличавшийся умом, крепкой физической силой, умением плясать, играть на гармонике, представ-

лявший собой полное олицетворение идеала совершенной личности. Другие герои эпоса - также всесторонне развитые личности. Например, Пши-Бадыноко - наихрабрейший борец за землю нартов, сообразительный, скромный, благородный и честный. Ашамез - грозный богатырь и музыкант, изобретатель свирели. Сатана (Сатаней) - умнейшая из женщин, советами которой руководствуются герои эпоса. Идея всестороннего развития личности содержится в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.