Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений'

Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2309
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА / ФОРМЫ И ЭТАПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / PROJECTING ACTIVITY / PRESCHOOL INSTITUTION / CHILDREN AND ADULT SOCIETIES / FORMS AND STAGES OF COOPERATIVE ACTIVITY OF CHILDREN AND ADULTS / PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царёва Яна Владимировна

В статье анализируется деятельность педагога дошкольного учреждения, который использует в своей работе метод проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на развитие дошкольника как социально адаптированной личности. Статья предназначена педагогам, работающим с детьми в режиме проектной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting Activity as a Means of Development of Relations Between Children and Adults

The article analyzes activity of the teacher in the preschool institution that apples the method of projecting activity in his or her work. Projecting activity is aimed at development of the preschool child as a socially developed person. The article is written for teacher that work with children within the framework of projecting activity

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений»

Я. В. Царёва

(Самара)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются тактика и стратегия педагога дошкольного учреждения, который использует в своей работе метод проектной деятельности. Проектная деятельность рассматривается как необходимая среда, направленная на развитие дошкольника как личности социально адаптированной. Статья предназначена педагогам, работающим с детьми в режиме проектной деятельности

Обучение ставит своей целью развитие ребенка как самостоятельной личности, который, хотя и является носителем важнейшей черты детского поведения - любознательности, тем не менее нуждается в ее активизации.

Эффективным методом обучения на современном этапе развития педагогической науки является метод проектной деятельности, который способствует коллективному творчеству детей. Проектный метод используется чаще всего с целью формирования общеучебных умений и навыков, научения детей совместной деятельности, сотрудничеству в группах «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель».

Особенностью проектного метода является то, что педагог выступает «ведомым» своими детьми, «подчиняется» их желаниям, наблюдая и направляя деятельность детей в нужное русло. Применяя в своей работе метод проектной деятельности, педагог должен отойти от традиционных взглядов на воспитание и обучение детей и встать на новую позицию - сотрудника в совместной деятельности.

В. П. Бедерханова изучила роль самого ребенка в проектной деятельности, которая заключается в том, что он вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо:

1) заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;

2) открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины;

3) согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество в общей работе.

При этом В. П. Бедерханова указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и перед другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков [1].

Проектное обучение - это глубокое и активное изучение проблемы детьми, которые действуют совместно друг с другом, а также с педагогом, с родителями при поддержке взрослых. Взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями осуществляется с целью развития личности ребенка. Все участники проекта должны понимать, что семья для ребенка - жизненно необходимая среда, поэтому участие семьи в проектной деятельности - это не просто желание педагогов, а прежде всего необходимое условие успешной работы. Особенностью применения проектного метода в работе с дошкольниками является внезапный интерес к какому-либо объекту, который не может длительное время удерживаться ребенком, а значит, должен быть реализован быстро. Проект должен завершаться созданием творческой работы, которая является отражением понимания ребенком выбранной темы [6].

Метод проектной деятельности рекомендован в работе со старшими дошкольниками, но возможна работа по данному методу и в более раннем возрасте. В зави-

симости от возраста будет меняться и характер участия ребенка в проектировании. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем - эпизодически участвует в ней и осваивает роль партнера, в старшем - переходит к сотрудничеству. Соучастие в проектной деятельности - это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать [2, 4].

Опишем позицию, роль и функции педагога, работающего по проектному методу:

- понимание ребенка как исследователя, у которого есть свои цели и мнение;

- умение обосновать необходимость использования этого метода не только перед своими коллегами, но и перед родителями, которые должны принимать активное участие в проектной деятельности своего ребенка. Родители должны осознать значимость для своего ребенка формирования его исследовательской компетенции;

- педагог опирается на интересы детей, их способности и потребности, на имеющийся у детей опыт, на наличие ресурсов, необходимых для изучения темы. Тема, будучи определена педагогом, должна, однако, как бы рождаться из вопросов детей, затем совместно разрабатываться и встраиваться в образовательный процесс;

- педагог направляет и контролирует процесс разработки темы, при этом непрямо воздействуя на ребенка. Ребенок как будто самостоятельно приходит к выводу о том, какие действия он сделал верно, где ошибся, какое его умозаключение верно, а какое следует еще проверять. У него создается ощущение самостоятельности, когда он начинает участие в проекте или когда заканчивает, или когда в ходе участия в проекте он все же «находит сам» верный алгоритм действия при решении какой-либо проблемной ситуации;

- педагог на протяжении всей работы над проектом поддерживает интерес ребенка к деятельности, создает условия для получения знаний, распределяет нагрузку в ходе работы и так далее; способствует тому, чтобы дети желали работать в проекте,

в коллективе, стремились проявить свои исследовательские и творческие качества.

Проект как метод работы со старшими дошкольниками является продуктом сотрудничества детского и взрослого сообщества и тем самым помогает решать проблему взаимоотношения поколений. Педагог, реализуя метод проектной деятельности, должен помнить о главной педагогической цели, которая заключается в формировании различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации [7, 8].

Проектный метод в дошкольном учреждении реализуется по следующим этапам:

1. Выбор темы. Тема - это набор сведений и фактов об изучаемом предмете или явлении, выделяемых на основе наблюдений потребностей и интересов детей и реализуемых в проектах и видах деятельности. Тема уже известна педагогу; его задача состоит в том, чтобы узнать, что нового в ней есть для детей, а затем сделать так, чтобы тема гармонично влилась в образовательный процесс.

2. Планирование темы и проектов. Этот этап состоит из планирования педагогом самого процесса проекта и планирования его содержания и реализации с детьми. Планирование процесса проекта педагогом состоит из: определения ключевого содержания, постановки образовательной задачи, продумывания проектов и видов деятельности, подбора средств и материалов.

Планирование содержания совместно с детьми включает в себя:

- выявление интересных фактов и сведений, которое может осуществляться с помощью вопросов типа: «Что мы знаем о...?», «Что мы хотим узнать?», «Как нам это сделать?»; вопросы эти будут планировать действия ребенка;

- составление наглядной тематической схемы, в центре которой записывается тема, а на расходящиеся в стороны лучи - названия областей интересов внутри нее. Тема едина для всех, но каждый ребенок

может выбрать самостоятельно себе ту область, которая ему ближе.

3. Реализация темы и проектов. Дети -активные участники проекта, они задают вопросы, ищут ответы, высказывают свое мнение, получают возможность осмысливать, создавать и передавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, развивают навыки общения, работы со сверстниками и взрослыми. Дети имеют возможность участвовать или не участвовать в проекте, начать и закончить его самостоятельно, что создает у ребенка ощущение самостоятельного выбора. Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и контролируется педагогами. На этом этапе важна положительная оценка педагога, акцентирование внимания на наиболее удачных действиях ребенка. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия».

4. Завершение темы, презентация проектов. Проектная деятельность завершается созданием творческой работы. Это может быть книга, поделка, выставка, спектакль, макеты, конкурсы, видеофильмы и так далее. Изучение темы заканчивается презентацией, на которую желательно приглашать гостей, родителей. Педагог организует представление проекта, дети обмениваются впечатлениями. Момент презентации проектов очень важен: нужно понимать, что презентация организуется не для рассказов детей о том, кто что сделал, а для демонстрации результатов деятельности. На этот момент приходится пик эмоционального накала, который необходимо усиливать социальной значимостью проекта. Педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых, порадовался достижениям других.

Деятельность детей и педагогов соответственно этапам, а также задачи каждого этапа можно представить в таблице 1.

Основная задача педагога на любом этапе развития деятельности - это помощь

разного характера: в формулировании проблемы, в планировании деятельности, в незаметном контроле за выполнением действий ребенком.

Вместе работая над одним проектом, педагоги и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию педагога, которая может быть выражена девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту [4].

Л. И. Уманский выделил три основные формы организации совместной деятельности:

- совместно-индивидуальная, что предполагает работу каждого участника отдельно, но ее результат на завершающем этапе оказывается частью общего продукта;

- совместно-последовательная, когда результат, полученный предыдущим участником, становится предметом деятельности последующего и так далее (по типу конвейера);

- совместно - взаимодействующая, в этом случае предполагается согласованность действий участников от начала до конца деятельности [9].

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов работы:

1) актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3) опытная проверка или предметносимволическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

Таблица 1

Деятельность педагогов и детей при прохождении этапов проектной деятельности

Этапы проекта Задачи Деятельность педагога Деятельность детей

I 1. Определение проблемы (темы). 2. Выбор участников группы. 3. Формулирует проблему (цель). 4. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 5. Формулирует задачу (не навязывая ее участникам проекта). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.

II 1. Анализ проблемы. 2. Определение источников информации. 3. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. 4. Распределение ролей в команде. 5. Сбор и уточнение информации. 6. Обсуждение альтернатив. 7. Выбор оптимального варианта. 8. Уточнение планов деятельности. 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение ролей внутри группы.

III 1. Выполнение проекта. 1. Практическая помощь (при необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. 1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV 1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). 2. Подготовка к защите. 3. Обоснование процесса проектирования. 4. Объяснение полученных результатов, их оценка. 1. Подготовка к презентации проекта. 2. Организация презентации проекта. 1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

4) предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. Он исподволь «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и так далее); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем. На заключительном этапе работы

оценка взрослым действий детей дается лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка. Для совместной деятельности характерен «открытый конец» -ребенок сам решает, закончил он исследование или нет, что дает ему возможность работать в своем темпе и чувствовать себя свободным и самостоятельным.

Таким образом, значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ.

Совместная деятельность - это объединение усилий различных людей или групп людей для решения какой-либо единой задачи. Художественно-творческое объединение - такая совместная деятельность детей и взрослых, которая путем творческого под-

хода к решению проблемы дает в результате новые способы (или уже известные, но преобразованные) социализации, которые на завершающем этапе приобретают художественно-эстетическое оформление, имеющее социально значимый результат.

Партнерская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна придавать импульс свобод-

ной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыскания за пределами занятий. Иными словами, избрав позицию партнера, педагог незаметно для ребенка развивает его естественные познавательные и творческие возможности, позволяя ему быть успешным не только в образовательном учреждении, но и в дальнейшей жизни.

Литература

1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - №1. - С.24-29.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 64 с.

3. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве : сб. ст. / под общ. ред. канд. психол. наук А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

4. Кларина Л. Клубы общения детей и взрослых // Обруч. -1998. - №4. - С.31-32.

5. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1997. -262 с.

6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.

8. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения // Дошкольное воспитание. - 2005. - №12. - С.3-11.

9. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды - Кострома: КГУ, 2001. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.