Я. В. Царёва
(Самара)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье рассматриваются тактика и стратегия педагога дошкольного учреждения, который использует в своей работе метод проектной деятельности. Проектная деятельность рассматривается как необходимая среда, направленная на развитие дошкольника как личности социально адаптированной. Статья предназначена педагогам, работающим с детьми в режиме проектной деятельности
Обучение ставит своей целью развитие ребенка как самостоятельной личности, который, хотя и является носителем важнейшей черты детского поведения - любознательности, тем не менее нуждается в ее активизации.
Эффективным методом обучения на современном этапе развития педагогической науки является метод проектной деятельности, который способствует коллективному творчеству детей. Проектный метод используется чаще всего с целью формирования общеучебных умений и навыков, научения детей совместной деятельности, сотрудничеству в группах «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель».
Особенностью проектного метода является то, что педагог выступает «ведомым» своими детьми, «подчиняется» их желаниям, наблюдая и направляя деятельность детей в нужное русло. Применяя в своей работе метод проектной деятельности, педагог должен отойти от традиционных взглядов на воспитание и обучение детей и встать на новую позицию - сотрудника в совместной деятельности.
В. П. Бедерханова изучила роль самого ребенка в проектной деятельности, которая заключается в том, что он вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо:
1) заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;
2) открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины;
3) согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество в общей работе.
При этом В. П. Бедерханова указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и перед другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков [1].
Проектное обучение - это глубокое и активное изучение проблемы детьми, которые действуют совместно друг с другом, а также с педагогом, с родителями при поддержке взрослых. Взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями осуществляется с целью развития личности ребенка. Все участники проекта должны понимать, что семья для ребенка - жизненно необходимая среда, поэтому участие семьи в проектной деятельности - это не просто желание педагогов, а прежде всего необходимое условие успешной работы. Особенностью применения проектного метода в работе с дошкольниками является внезапный интерес к какому-либо объекту, который не может длительное время удерживаться ребенком, а значит, должен быть реализован быстро. Проект должен завершаться созданием творческой работы, которая является отражением понимания ребенком выбранной темы [6].
Метод проектной деятельности рекомендован в работе со старшими дошкольниками, но возможна работа по данному методу и в более раннем возрасте. В зави-
симости от возраста будет меняться и характер участия ребенка в проектировании. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем - эпизодически участвует в ней и осваивает роль партнера, в старшем - переходит к сотрудничеству. Соучастие в проектной деятельности - это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать [2, 4].
Опишем позицию, роль и функции педагога, работающего по проектному методу:
- понимание ребенка как исследователя, у которого есть свои цели и мнение;
- умение обосновать необходимость использования этого метода не только перед своими коллегами, но и перед родителями, которые должны принимать активное участие в проектной деятельности своего ребенка. Родители должны осознать значимость для своего ребенка формирования его исследовательской компетенции;
- педагог опирается на интересы детей, их способности и потребности, на имеющийся у детей опыт, на наличие ресурсов, необходимых для изучения темы. Тема, будучи определена педагогом, должна, однако, как бы рождаться из вопросов детей, затем совместно разрабатываться и встраиваться в образовательный процесс;
- педагог направляет и контролирует процесс разработки темы, при этом непрямо воздействуя на ребенка. Ребенок как будто самостоятельно приходит к выводу о том, какие действия он сделал верно, где ошибся, какое его умозаключение верно, а какое следует еще проверять. У него создается ощущение самостоятельности, когда он начинает участие в проекте или когда заканчивает, или когда в ходе участия в проекте он все же «находит сам» верный алгоритм действия при решении какой-либо проблемной ситуации;
- педагог на протяжении всей работы над проектом поддерживает интерес ребенка к деятельности, создает условия для получения знаний, распределяет нагрузку в ходе работы и так далее; способствует тому, чтобы дети желали работать в проекте,
в коллективе, стремились проявить свои исследовательские и творческие качества.
Проект как метод работы со старшими дошкольниками является продуктом сотрудничества детского и взрослого сообщества и тем самым помогает решать проблему взаимоотношения поколений. Педагог, реализуя метод проектной деятельности, должен помнить о главной педагогической цели, которая заключается в формировании различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации [7, 8].
Проектный метод в дошкольном учреждении реализуется по следующим этапам:
1. Выбор темы. Тема - это набор сведений и фактов об изучаемом предмете или явлении, выделяемых на основе наблюдений потребностей и интересов детей и реализуемых в проектах и видах деятельности. Тема уже известна педагогу; его задача состоит в том, чтобы узнать, что нового в ней есть для детей, а затем сделать так, чтобы тема гармонично влилась в образовательный процесс.
2. Планирование темы и проектов. Этот этап состоит из планирования педагогом самого процесса проекта и планирования его содержания и реализации с детьми. Планирование процесса проекта педагогом состоит из: определения ключевого содержания, постановки образовательной задачи, продумывания проектов и видов деятельности, подбора средств и материалов.
Планирование содержания совместно с детьми включает в себя:
- выявление интересных фактов и сведений, которое может осуществляться с помощью вопросов типа: «Что мы знаем о...?», «Что мы хотим узнать?», «Как нам это сделать?»; вопросы эти будут планировать действия ребенка;
- составление наглядной тематической схемы, в центре которой записывается тема, а на расходящиеся в стороны лучи - названия областей интересов внутри нее. Тема едина для всех, но каждый ребенок
может выбрать самостоятельно себе ту область, которая ему ближе.
3. Реализация темы и проектов. Дети -активные участники проекта, они задают вопросы, ищут ответы, высказывают свое мнение, получают возможность осмысливать, создавать и передавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, развивают навыки общения, работы со сверстниками и взрослыми. Дети имеют возможность участвовать или не участвовать в проекте, начать и закончить его самостоятельно, что создает у ребенка ощущение самостоятельного выбора. Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и контролируется педагогами. На этом этапе важна положительная оценка педагога, акцентирование внимания на наиболее удачных действиях ребенка. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия».
4. Завершение темы, презентация проектов. Проектная деятельность завершается созданием творческой работы. Это может быть книга, поделка, выставка, спектакль, макеты, конкурсы, видеофильмы и так далее. Изучение темы заканчивается презентацией, на которую желательно приглашать гостей, родителей. Педагог организует представление проекта, дети обмениваются впечатлениями. Момент презентации проектов очень важен: нужно понимать, что презентация организуется не для рассказов детей о том, кто что сделал, а для демонстрации результатов деятельности. На этот момент приходится пик эмоционального накала, который необходимо усиливать социальной значимостью проекта. Педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых, порадовался достижениям других.
Деятельность детей и педагогов соответственно этапам, а также задачи каждого этапа можно представить в таблице 1.
Основная задача педагога на любом этапе развития деятельности - это помощь
разного характера: в формулировании проблемы, в планировании деятельности, в незаметном контроле за выполнением действий ребенком.
Вместе работая над одним проектом, педагоги и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию педагога, которая может быть выражена девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту [4].
Л. И. Уманский выделил три основные формы организации совместной деятельности:
- совместно-индивидуальная, что предполагает работу каждого участника отдельно, но ее результат на завершающем этапе оказывается частью общего продукта;
- совместно-последовательная, когда результат, полученный предыдущим участником, становится предметом деятельности последующего и так далее (по типу конвейера);
- совместно - взаимодействующая, в этом случае предполагается согласованность действий участников от начала до конца деятельности [9].
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов работы:
1) актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
3) опытная проверка или предметносимволическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
Таблица 1
Деятельность педагогов и детей при прохождении этапов проектной деятельности
Этапы проекта Задачи Деятельность педагога Деятельность детей
I 1. Определение проблемы (темы). 2. Выбор участников группы. 3. Формулирует проблему (цель). 4. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 5. Формулирует задачу (не навязывая ее участникам проекта). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.
II 1. Анализ проблемы. 2. Определение источников информации. 3. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. 4. Распределение ролей в команде. 5. Сбор и уточнение информации. 6. Обсуждение альтернатив. 7. Выбор оптимального варианта. 8. Уточнение планов деятельности. 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение ролей внутри группы.
III 1. Выполнение проекта. 1. Практическая помощь (при необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. 1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
IV 1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). 2. Подготовка к защите. 3. Обоснование процесса проектирования. 4. Объяснение полученных результатов, их оценка. 1. Подготовка к презентации проекта. 2. Организация презентации проекта. 1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
4) предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. Он исподволь «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и так далее); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем. На заключительном этапе работы
оценка взрослым действий детей дается лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка. Для совместной деятельности характерен «открытый конец» -ребенок сам решает, закончил он исследование или нет, что дает ему возможность работать в своем темпе и чувствовать себя свободным и самостоятельным.
Таким образом, значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ.
Совместная деятельность - это объединение усилий различных людей или групп людей для решения какой-либо единой задачи. Художественно-творческое объединение - такая совместная деятельность детей и взрослых, которая путем творческого под-
хода к решению проблемы дает в результате новые способы (или уже известные, но преобразованные) социализации, которые на завершающем этапе приобретают художественно-эстетическое оформление, имеющее социально значимый результат.
Партнерская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна придавать импульс свобод-
ной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыскания за пределами занятий. Иными словами, избрав позицию партнера, педагог незаметно для ребенка развивает его естественные познавательные и творческие возможности, позволяя ему быть успешным не только в образовательном учреждении, но и в дальнейшей жизни.
Литература
1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - №1. - С.24-29.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 64 с.
3. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве : сб. ст. / под общ. ред. канд. психол. наук А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
4. Кларина Л. Клубы общения детей и взрослых // Обруч. -1998. - №4. - С.31-32.
5. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1997. -262 с.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
8. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения // Дошкольное воспитание. - 2005. - №12. - С.3-11.
9. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды - Кострома: КГУ, 2001. - 208 с.