Рудакова Л. С. Метод проектов - инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). C. 86-90.
Rudakova L. S. Project-based learning - an innovative form of organization educational process in preschool educational institution. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 3 (75). Pp. 86-90. (In Russ.)
УДК 373.2
Л. С. Рудакова
Савинский детский сад «Созвездие», пос. Песьянка, Пермский край, Россия
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Рудакова Людмила Сергеевна - воспитатель.
E-mail: lyuda. rudakova.84@mail. ru
Статья посвящена такой инновационной форме организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, как метод проектов. Раскрываются актуальность инновационных технологий в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержание понятия «метод проектов». В статье рассматриваются также особенность проектной деятельности в дошкольном образовании, классификация проектов по различным основаниям, раскрываются основные этапы проектирования. Автор приводит пример собственного творческого проекта «Герб моей семьи». В заключение проанализировано влияние проектной деятельности на развитие детей, педагогов и родителей.
Ключевые слова: инновационные технологии, метод проектов, исследовательская деятельность детей, проективная деятельность в детском саду, проект «Герб моей семьи».
L. S. Rudakova
The Sozvezdie Savinsky Kindergarten, Pesyanka Settlement,
Perm krai, Russia
PROJECT-BASED LEARNING - AN INNOVATIVE FORM OF ORGANIZATION EDUCATIONAL PROCESS IN PRESCHOOL
EDUCATIONAL INSTITUTION
Rudakova Lyudmila Sergeevna - kindergarten teacher.
The article is devoted to this innovative form of organization of educational process in preschool educational organizations, such as the project method. The author reveals the relevance of innovative technologies in light of the federal state educational standards of preschool education, the content of the concept of the project method. This article discusses the features of the project activities in early childhood education, classification of projects for various reasons. Reveals the main stages of the design. The author cites the example of his own creative project "The coat of arms of my family". Finally revealed the impact of project activities on the development of children, teachers and parents.
Key words: innovative technologies, project method, the research activity of children, projective activity in the kindergarten, the project "The coat of arms of my family".
© Рудакова Л. С., 2016
В рамках национальной образовательной политики основной целью образования становится не столько передача ребенку знаний и социального опыта, сколько развитие его личности. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят инновационные технологии, направленные на совершенствование всей системы образования.
Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования. Как считает профессор Е. С. Полат, метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].
Стержнем технологии проектирования является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка. Из опыта работы педагогов ДОУ хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
В основе этой технологии лежит постепенное вовлечение ребенка в деятельность: сначала наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и, наконец, сотрудничество. Соучастие в деятельности - это общение на равных, когда никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет педагогам возможность учитывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.
Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или инициировать ее возникновение, стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект, по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, еще не известными детям. При этом важно не переусердствовать с опекой и помощью.
Проекты могут быть разных видов и классифицироваться по разным основаниям: по предметно-содержательной области, характеру доминирующей в проекте деятельности, количеству участников, продолжительности [3].
По предметно-содержательной области различают:
- монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области (например, монопроект по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении));
- интегрированные проекты, в рамках которых решаются задачи из разных образовательных областей программы (пример интегрированного проекта - «Этот День Победы»).
По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты:
- творческо-игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
- исследовательско-творческие - дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов;
- информационно-практические - дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.);
- творческие продуктивные (например, оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект [3].
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использовать коллективные и групповые проекты. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему (примером может служить коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза»). Групповые проекты предполагают, что участвует небольшая подгруппа детей (например, проект подготовительной к школе группы «В гости к нам пришел портфель»).
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными. Для детей младшего дошкольного возраста приоритетны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием. Данная деятельность может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Опыт работы с детьми показывает, что они отдают предпочтения исследовательской и творческой проектной деятельности. Такие проекты способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов. Примером творческого проекта, воплощенного нами в жизнь, может служить проект «Герб моей семьи». Проект был осуществлен внутри старшей возрастной группы в контакте с семьями детей.
Цель проекта - стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического и семейного воспитания детей дошкольного возраста.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: формирование представления о гербе как эмблеме, символе единства государства, духовной общности членов семьи; знакомство детей с изображением и значением гербов России, Пермского края, Пермского района; формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств; способствование сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу, объединению всех участников (детей, родителей и педагогов) в рамках реализации проекта, проявлению креативности участников проекта.
Результатом стало расширение кругозора детей: они узнали много нового и интересного об истории, видах, значении гербов, о прошлом своих семей, их традициях и реликвиях. Сплочение коллектива детей и взрослых есть также положительный итог реализации проекта.
Продуктом проектной деятельности являлись рисунки детей «Герб нашей группы», презентации на тему «Герб моей семьи», выставка семейных работ «Герб моей семьи».
Метод проектов включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов [2]. Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей на примере проекта «Герб моей семьи».
Погружение в проект: задачей является пробуждение интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Содержание работы в данном случае - размещение в родительском уголке информации для родителей на тему «Герб семьи», информации о предстоящей выставке «Герб моей семьи».
Организация деятельности: разработка и подготовка совместной образовательной деятельности педагога с детьми, бесед и консультаций с родителями, обеспечение материально-технической базы.
Осуществление деятельности: проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми, бесед и консультаций с родителями, объединение участников проекта; разработка и изготовление семейных гербов родителями и детьми, обогащение детско-ро-дительских отношений в творческой деятельности над проектом.
Презентация результатов: представление семейных гербов, оформление выставки семейного творчества.
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации ДОУ больших организационных усилий, но при этом позволяет:
- повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;
- сделать педагогический коллектив более сплоченным;
- развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
- развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;
- создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование у ребенка субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что, в свою очередь, способствует личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. В ходе проектной деятельности у детей расширяются знания об окружающем мире, воспитанники приобретают необходимые социальные навыки. Дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются также отношения детей и родителей. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. В целом данная образовательная технология эффективно влияет на развитие детей, педагогов и родителей.
Библиографический список
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез,
2008.
2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ,
2005.
3. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010.