Научная статья на тему 'Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования детей с тяжелыми нарушениями речи'

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИИ РЕЧИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS / PRODUCTIVE ACTIVITY / SPEECH CORRECTION / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азлецкая Елена Николаевна, Терещенко Алла Ивановна, Нечаева Валентина Михайловна

Целью статьи является описание опыта работы специалистов детского сада по развитию речи детей дошкольного возраста посредством организации детско-родительской продуктивной деятельности. В статье обоснована актуальность разработки и внедрения инновационного проекта «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества». Инновационный проект посвящен актуальному направлению дошкольной педагогики психологопедагогической поддержке родителей в условиях дошкольной организации. Установлено, что деятельность детско-родительской студии художественного творчества позволяет организовать действенную психологопедагогическую поддержку родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи; создает условия для повышения их психолого-педагогической компетентности, активизации участия родителей в образовательной деятельности дошкольной организации как участников образовательных отношений. На основе анализа результатов инновационной деятельности выяснено, что совместный детско-родительский ручной продуктивный труд не только способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи ребенка, а дополнительно решает ряд задач: воспитывает у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни; формирует нравственные качества для установления положительных межличностных отношений, благоприятный психологический климат в группе; создает условия для творческого самовыражения детей; способствует оптимизации детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азлецкая Елена Николаевна, Терещенко Алла Ивановна, Нечаева Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS AS CONDITION IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION OF CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The aim of the article is to describe the experience of kindergarten specialists in language development of preschool age children through the organization of children's and parents' productive activities. The article substantiates the relevance of the development and implementation of the innovative project "Psycho-pedagogical support for parents of children with severe speech disorders, in condition of art studio." Innovative project devoted to the actual direction of pre-school pedagogy psychological and educational support for parents in terms of preschool organizations. It is established that the activities of children's and parents' studio art allows you to organize an effective psychological and pedagogical support to parents with children with severe speech disorders; It creates conditions for improving their psychological and pedagogical competence, activating parental involvement in the educational activities of pre-school organizations as participants in the educational relationship. Based on the analysis of innovation found that the joint parent-child hand-productive work not only contributes to the development of fine motor skills of hands, which in turn has a positive effect on the development of a child's speech and further solves a number of problems: bringing up children love and respect for the traditions of people, way of life; forms moral qualities to establish positive interpersonal relationships, favorable psychological climate in the group; It creates conditions for the creative expression of children; optimizes the parent-child relationship.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования детей с тяжелыми нарушениями речи»

УДК 373.24:376

АЗЛЕЦКАЯ Елена Николаевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ТЕРЕЩЕНКО Алла Ивановна, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия

НЕЧАЕВА Валентина Михайловна, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Elena N. AZLETSKAYA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Alla I. TERESHCHENKO, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia

Valentina M. NECHAEVA, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia

INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS AS CONDITION IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION OF CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Целью статьи является описание опыта работы специалистов детского сада по развитию речи детей дошкольного возраста посредством организации детско-родительской продуктивной деятельности. В статье обоснована актуальность разработки и внедрения инновационного проекта «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества». Инновационный проект посвящен актуальному направлению дошкольной педагогики - психолого-педагогической поддержке родителей в условиях дошкольной организации. Установлено, что деятельность детско-родительской студии художественного творчества позволяет организовать действенную психолого-педагогическую поддержку родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи; создает условия для повышения их психолого-педагогической компетентности, активизации участия родителей в образовательной деятельности дошкольной организации как участников образовательных отношений. На основе анализа результатов инновационной деятельности выяснено, что совместный детско-родительский ручной продуктивный труд не только способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи ребенка, а дополнительно решает ряд задач: воспитывает у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни; формирует нравственные качества для установления положительных межличностных отношений, благоприятный психологический климат в группе; создает условия для творческого самовыражения детей; способствует оптимизации детско-родительских отношений.

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, продуктивная деятельность, коррекции речи, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

The aim of the article is to describe the experience of kindergarten specialists in language development of preschool age children through the organization of children's and parents' productive activities. The article substantiates the relevance of the development and implementation of the innovative project "Psycho-pedagogical support for parents of children with severe speech disorders, in condition of art studio." Innovative project devoted to the actual direction of pre-school pedagogy - psychological and educational support for parents in terms of preschool organizations. It is established that the activities of children's and parents' studio art allows you to organize an effective psychological and pedagogical support to parents with children with severe speech disorders; It creates conditions for improving their psychological and pedagogical competence, activating parental involvement in the educational activities of pre-school organizations as participants in the educational relationship. Based on the analysis of innovation found that the joint parent-child hand-productive work not only contributes to the development of fine motor skills of hands, which in turn has a positive effect on the development of a child's speech and further solves a number of problems: bringing up children love and respect for the traditions of people, way of life; forms moral qualities to establish positive interpersonal relationships, favorable psychological climate in the group; It creates conditions for the creative expression of children; optimizes the parent-child relationship.

Keywords: children with severe speech disorders, productive activity, speech correction, the federal state educational standards of preschool education

Благодарность. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 94», Российская Федерация

Acknowledgement. Municipal budget preschool educational institution of municipal formation Krasnodar "Kindergarten № 94", Russian Federation

Сегодня тема дошкольного образования - одна из тем, касающихся обучения детей в детских садах, наиболее часто обсуждаемая в средствах массовой информации и на форумах в Интернете. На сегодняшний день одна из основных проблем дошкольного образования состоит в том, что фактически каждый детский сад ведет образовательную деятельность по своей программе. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-

разования (далее - ФГОС ДО) нужен для того, чтобы дети при переходе на следующий уровень образования были в равной мере хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов, так как для дошкольников детский сад это первый уровень образования.

Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребёнка. Его надо прожить в полной мере со всеми кризисами трёх и семи лет, с проявлением негативизма. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учёба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

Детей в детском саду не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому ещё не готовы. Если заранее перегрузить их знаниями, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждой образовательной деятельности есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По этому принципу работают сейчас уже многие воспитатели. Теперь же принят единый документ, который обязывает распространить эту практику. Новый стандарт направлен на то, чтобы вся система дошкольного воспитания работала на ребёнка, строилась вокруг его интересов.

Наш детский сад является дошкольным учреждением комбинированного вида, его посещают, в том числе, дети с тяжелыми нарушениями речи. В связи с необходимостью повысить качество коррекционно-развивающей работы педагогическим составом нашей дошкольной организации было принято решение разработать модель психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Творческая группа в составе заведующей Т.В. Герасименко, старшего воспитателя А.И. Терещенко, учителя-логопеда С.А. Морозовой, воспитателей В.М. Нечаевой, Н.И. Шишикиной, музыкального руководителя А.С. Гусевой и педагога по изобразительной деятельности Е.Н. Швецовой разработала инновационный проект «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества».

В основу проекта легла разработанная в нашем детском саду программа продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная», опыт кружковых занятий «Тряпичная кукла» и опыт изготовления детьми «Гирлянды дружбы» из кукол Кувадок для участия в международной миротворческой акции «Наша гирлянда Дружбы». В процессе реализации вышеуказанной деятельности мы обратили внимание, что изучая историю кукол, самостоятельно изготавливая их из различных материалов, принимая участие в акции можно решать ряд очень важных для дошкольного детства задач таких как:

1. Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю - Кубани.

2. Сформировать нравственные качества для установления положительных межличностных отношений.

3. Сформировать благоприятный психологический климат в группе.

4. Создать условия для творческого самовыражения детей.

5. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Кроме того ручной продуктивный труд способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи ребенка. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [1].

Еще одним важным аспектом для реализации нашего проекта стало наблюдение, что родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями речи не всегда готовы помочь своему ребенку, затрудняются во взаимодействии с ним, проявляют пассивность и психолого-педагогическую некомпетентность [2]. По утверждению О.Н. Тверской, родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «...навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка» [3].

Наш опыт и выявленная проблема побудили нас разработать инновационный проект «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества».

В ходе инновационной деятельности педагогами нашего детского сада были проведены следующие мероприятия:

- дискуссионная площадка: «Совместная детско-родительская творческая деятельность в условиях дошкольной организации»;

- круглый стол «Совместная детско-родительская творческая деятельность, как метод, психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи»;

- семинар-практикум «Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»;

- мастер-класс для родителей «Мнемотехника, как средство развития звукопроизношения и психических процессов у детей группы компенсирующей направленности»;

- непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с общим недоразвитием речи совместно с их родителями в образовательной области «Художественное творчество» (лепка из песочного теста) с использованием ИКТ «Грибочки в лукошке»;

- разработана программа «Развитие мелкой моторики руки средствами нетрадиционной техники изображения - пластилинографии».

За год реализации проекта был проведён цикл из 19 занятий студии художественного творчества с детьми и родителями по различным темам: «Моя первая тряпичная кукла», «Куклы из бабушкиного сундука», «Кукла Конь», «Кубанский оберег - подкова на счастье», «Обрядовая свадебная кукла «Парочка», «Кукла Кувадка», «Кукла Пеленашка», «Куклы Лихорадки», «Кукла Бессонница», «Кукла Купавка», «Кукла Мамка-нянька» с использование мультимедийных презентаций. Занятия в студии больше походят на семейные вечера: совместно с родителями дети изготавливают куклы, проговаривая рассказы о них, поют песни, водят хороводы, отгадывают загадки о куклах, чаевничают.

Еще многое предстоит сделать, но уже можно отметить, что родители с большим пониманием стали относиться к проблемам своих детей, осознавать важность коррекции речи, стали активными участниками образовательного процесса в детском саду в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т.

2. Азлецкая, Е.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии // Краснодар: Кубанская школа. 2005. № 4.

3. Тверская, О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушение речи // М.:Логопед. 2010. № 4.

REFERENCES

1. Sukhomlinsky, V.A. Selected pedagogical works in 3 volumes [Izbrannie pedagogicheskie sochinenia v 3 t.].

2. Azletskaya, E.N. Organization of psycho-pedagogical support to families with a child with developmental disabilities [Organizacia psihologo-pedagogicheskogo soprovogdenia semey, imeushih rebenka s otkloneniami v razvitii] // Krasnodar: Kuban school. 2005. №4.

3. Tverskaya, O.N. Organization of interaction with the families of preschool children with impaired speech [Organizacia vzaimodeystvia DOU s semyami detey, imeushih narushenie rechi]. Moskva: Logoped. 2010. № 4.

Информация об авторе

Азлецкая Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Терещенко Алла Ивановна, старший воспитатель, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия

Нечаева Валентина Михайловна, воспитатель, Детский сад № 94, г. Краснодар, Россия

Information about the author

Elena N. Azletskaya, Candidate of Psychological Science, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicative Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Alla I. Tereshchenko, Senior Teacher, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia

Valentina M. Nechaeva, Senior Teacher, Kindergarten № 94, Krasnodar, Russia

Получена: 15.05.2016

Received: 15.05.2016 - 15 -

Для цитирования статьи: Азлецкая Е.Н., Терещенко А.И., Нечаева В.М. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 13-16

For article citation: Azletskaya E.N., Teresh-chenko A.I., Nechaeva V.M. Vnedrenie inno-vatsionnykh tekhnologiy v obrazovatel'nyy protsess kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya detey s tyazhelymi narusheniyami rechi. [Introduction of innovative technologies in educational process as condition improving the quality of education of children with severe speech disorders]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 13-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.