Научная статья на тему 'Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения'

Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2914
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ТИПЫ ПРОЕКТОВ / ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРОЕКТНЫХ ДЕЙСТВИЙ / УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / STAGES OF PRE-SCHOOL CHILDREN''S MASTERING OF THE PROJECT ACTIVITIES / CONDITIONS OF ACTIVITIES OF CHILDREN'S PROJECT DESIGN / PROJECT MANAGEMENT METHOD / PROJECT TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Людмила Алексеевна

Рассматривается вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения на основе возрастных особенностей дошкольников. Актуальность внедрения данного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлена тем, что он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить их творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делая образовательную систему дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) открытой для активного участия родителей. Разработанный алгоритм проектного метода позволяет широко внедрять его в практику дошкольных учреждений, комплексно решая задачи воспитания и развития детей при непременном соблюдении соответствующих условий. Отмечается, что успешность использования метода проектов обусловлена потребностями дошкольников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательном отношении к окружающему, попыткам в совместном участии в решении общих для сверстников проблем, вытекающих из самой природы общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK ON THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers the question of the organization of work for the implementation of the project method in the educational process on the basis of age characteristics of preschoolers.The actuality of implementation of this method in the educational process of the preschool institution is caused by the fact that it can significantly improve the independent activity of children, develop their creative thinking, the ability to find information about the object or phenomenon of interest and use this knowledge to create new objects of reality, making the educational system of preschool educational establishment open for the active participation of parents. The developed algorithm of the project method allows to implement it in the preschool institution practice, comprehensively solving the problems of upbringing and education of children subject to the relevant conditions. It is noted that the success of the method is due to the needs of preschoollers in the transformation of the world, the cognitive interest, their curiousity towards the surrounding environment, attempts at joint participation in addressing common peer problems, arising from the very nature of public life.

Текст научной работы на тему «Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения»

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 372.2.01 (14.23.09)

Л. А. Пьянкова

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассматривается вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения на основе возрастных особенностей дошкольников. Актуальность внедрения данного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлена тем, что он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить их творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делая образовательную систему дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) открытой для активного участия родителей. Разработанный алгоритм проектного метода позволяет широко внедрять его в практику дошкольных учреждений, комплексно решая задачи воспитания и развития детей при непременном соблюдении соответствующих условий. Отмечается, что успешность использования метода проектов обусловлена потребностями дошкольников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательном отношении к окружающему, попыткам в совместном участии в решении общих для сверстников проблем, вытекающих из самой природы общественной жизни.

Ключевые слова: проектный метод, типы проектов, этапы освоения дошкольниками проектных действий, условия детского проектирования.

В настоящее время идет интенсивное развитие системы образования, в том числе и дошкольного. Как отмечают воспитатели дошкольных учреждений, авторы разработанного проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования, теоретики и практики, исследующие проблемы дошкольного детства, происходит изменение социального статуса последнего. А. Г. Асмоловым, руководителем группы по созданию данного проекта, указывается, что «оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Государство становится на позицию политического детоцентриз-ма. А это означает, что любое решение чиновника любого уровня должно проходить своеобразную проверку: поддерживает ли оно развитие детства в России... Нацеленность стандарта на формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству как носителя ценностных установок современного мира» может означать развитие таких качеств, как любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи и др., которые выступают в ряду интегратив-ных качеств ребенка-дошкольника, овладевающего основной общеобразовательной программой любого дошкольного учреждения [1].

В этой связи проблема организации работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ остается актуальной, посколь-

ку позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делая образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Как отмечается А. Г. Асмоло-вым, детство обеспечивается поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка [1].

Б. Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (поскольку их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (ввиду того, что предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (разрабатывались план, эскиз, модель). Разработки студентов обычно не внедрялись, поэтому можно считать, что это было первое понимание проекта в педагогическом контексте [2].

Метод проектов, практически полностью исключенный из практики отечественной школы в 30-80-е годы XX в. и обнаруженный в арсенале мировой и отечественной практики педагогики в дальнейшем, позволяет воспитателям уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки

самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

Теоретико-методологической основой для осуществления проектной деятельности в дошкольном учреждении являются исследования Е. С. Евдокимовой, Л. Д. Морозовой, Н. Ю. Пахомовой, Т. В. Кузнецовой, С. И. Поздеевой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др. [3-8].

Применительно к детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании, на занятиях по познавательному развитию. Однако дошкольное учреждение не в полной мере реализует педагогический потенциал проектной деятельности ввиду недостаточной освещенности этого материала в методической и педагогической литературе по дошкольному воспитанию, условий, необходимых для ее осуществления.

Не претендуя на исчерпывающее исследование проблемы, рассмотрим, насколько позволит формат настоящей статьи, понятие, сущность метода проекта, его типологии, признаки классификации, формы и этапы работы по осуществлению.

В педагогической литературе получила распространение следующая трактовка ключевого термина. В переводе с греческого проект - это путь исследования. Проект - метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы и представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

- исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);

- ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п.;

- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

— состав участников (групповой, подгруппо-вой, личный, семейный, парный и пр.);

— продолжительность (краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели, средней продолжительности - 1-3 месяца, долгосрочный -до 1 года).

Основным организатором детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом является воспитатель. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Примечательно, что до пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, как подчеркивает Е. С. Евдокимова, ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя), а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне [3]. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым.

Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольник реже обращается к ним с просьбами, активнее организует самостоятельную деятельность, у него развивается самоконтроль, ребенок способен адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности [1, с. 9].

Следует подчеркнуть, что проектный метод выступает косвенным методом образования, поэтому в нем важны не столько полученные ребенком знания, сколько сам процесс: нахождение решения, его осуществление, отношение к нему участников проекта [1].

Л. Д. Морозова подчеркивает, что ей импонирует то, что проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.

Л. Д. Морозова выделяет следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий.

Дети 4-5 лет:

1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).

2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности.

4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.

5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Дети 5-6 лет:

1. Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.

2. Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.

5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6. Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

Дети 6-7 лет:

1. Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон.

2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

4. Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6. Определение детьми перспективы развития проектирования.

На первом этапе освоения проектных действий детьми автор рекомендует отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.

На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не только генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, расширить проблему проектирования.

Третий и последующие этапы освоения проектных действий - творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый», т. е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

- учет интересов каждого ребенка;

- деятельность детей без принуждения;

- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

- совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

- тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту [5, с. 10] (табл. 1).

Таблица 1

Этапы проектирования совместной творческой деятельности воспитателя и детей

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

проекта

1. Формулирует 1. Вхождение в пробле-

проблему (цель). При му.

постановке цели 2. Вживание в игровую

определяется и продукт ситуацию.

1 проекта. 3. Принятие задачи.

2. Вводит в игровую 4. Дополнение задач

(сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко) проекта

4. Помогает в решении 5. Объединение детей

задачи. в рабочие группы.

2 5. Помогает спланиро- 6. Распределение

вать деятельность. 6. Организует деятельность амплуа

7. Практическая помощь (по необходимости). 7. Формирование специфических знаний,

3 8. Направляет и конт- умений навыков.

ролирует осуществле- 8. Продукт деятельности

ние проекта готовят к презентации

9. Подготовка к презен- 9. Представляют

4 тации. (зрителям или экспер-

10. Презентация там) продукт деятельности

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта предусматривает следующие компоненты:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель, если это необходимо, обсуждает план с родителями). Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие, постановка театрализованной игры и т. д.

В качестве примера можно привести блок «Эстетическое развитие». Задачи работы воспитателя с детьми представляют следующее:

- углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

В табл. 2 мы представили примерную схему проекта «Семья» для старшего дошкольного возраста, включая различные разделы программы и виды деятельности дошкольников, вовлеченных в его осуществление.

Таблица 2

Примерная схема осуществления проекта «Семья» (старший дошкольный возраст)

Разделы программы Виды детской деятельности

Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т. д. Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди» и пр. Настольно-печатная игра «Моя квартира»

Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребенка. Права и обязанности в семье. Составление генеалогического древа (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскоп дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьей газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребенка). Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссер»

Речь и речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома». Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей). Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных

Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. Совместные туристические походы «В бассейн идем вместе». Межсемейные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья». Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты». Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мир, в котором мы живем Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город»

Природа Коллажи «Домашние любимцы». Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растет у нас на даче»

Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет». Составление словарика имен членов семьи «Что означают имена»

Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы». Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на семейную тематику

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественная литература Пословицы и поговорки о семье. Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка». Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей». Заучивание: Е. Благинина «Посидим в тишине»

ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру». Выпуск семейных газет. Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей) Выставки «Семейное хобби»

Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги». Совместное посещение семьями театров

Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов (табл. 3).

Таблица 3

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы

Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение

проектной деятельности дошкольников в условиях ДОУ первоочередное значение должен иметь принцип социальной востребованности, предусматривающий своевременное, добровольное и посильное включение ребенка в решение проблем более взрослого сообщества [9].

Таким образом, организация работы по осуществлению проектной деятельности дошкольников в условиях дошкольного учреждения позволяет получить реальный результат, отраженный в знаниях и умениях дошкольников, их можно оценить, над их развитием можно работать воспитателям и родителям. Успешность использования метода проектов обусловлена потребностями дошкольников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательном отношении к окружающему, попыткам в совместном участии в решении общих для сверстников проблем, вытекающих из самой природы общественной жизни. Инициативу по включению детей в данную деятельность может и должен поддерживать не только педагог дошкольного учреждения, но и семья, консолидирующие в конечном итоге детский коллектив, развивающие навыки самостоятельности мышления и познавательных устремлений детей.

Список литературы

1. О концепции стандарта дошкольного образования. Интервью с директором Федерального института развития образования (ФИРО) А. Г. Асмоловым. URL: http://do.isiorao.ru/news/index.php?news=3290 (дата обращения: 17.06.2013).

2. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога // Первое сентября. 2004. № 9. C. 12-15.

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2006. 64 с.

4. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование?» // Ребенок в детском саду. № 5. 2009. С. 9-11.

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. М.: 3-е изд., испр. и доп. АРКТИ, 2005. 112 с.

6. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

7. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2. С. 65-68.

8. Чечель И. Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях. М.: АПК и ПРО, 2003. 116 с.

9. Данилюк А. Я., Кондакова А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

Пьянкова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Филиал Кузбасского государственного технического университета в г. Новокузнецке.

Ул. Орджоникидзе, 8а, Новокузнецк, Россия, 654080. E-mail: duby.ludmila@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 07.10.2013.

Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Работа с информацией. Синтез и анализ идей Наблюдение. Консультации

Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Не умаляя значения перечисленных выше методов, мы, вслед за А. Я. Данилюком, А. М. Кондаковым, В. А. Тишковым, полагаем, что в организации

Pyankova L. A.

ORGANIZATION OF WORK ON THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF

PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers the question of the organization of work for the implementation of the project method in the educational process on the basis of age characteristics of preschoolers.The actuality of implementation of this method in the educational process of the preschool institution is caused by the fact that it can significantly improve the independent activity of children, develop their creative thinking, the ability to find information about the object or phenomenon of interest and use this knowledge to create new objects of reality, making the educational system of preschool educational establishment open for the active participation of parents.

The developed algorithm of the project method allows to implement it in the preschool institution practice, comprehensively solving the problems of upbringing and education of children subject to the relevant conditions. It is noted that the success of the method is due to the needs of preschoollers in the transformation of the world, the cognitive interest, their curiousity towards the surrounding environment, attempts at joint participation in addressing common peer problems, arising from the very nature of public life.

Key words: project management method, project types, stages ofpre-school children's mastering of the project activities, conditions of activities of children s project design.

References

1. On the concept of the standard of preschool education. Interview with the Director of the Federal Institute of education development (FIED) A. G. Asmolov. URL: http://do.isiorao.ru/news/index.php?news=3290 (Accessed: 17 July 2013) (in Russian).

2. Valyasek B. Method of projects as a creative work of teacher. The First of September, 2004, no. 9, pp. 12-15 (in Russian).

3. Evdokimova E.S. Design Technology in preschool educational establishment. Moscow, Sfera Publ., 2006. 64 p. (in Russian).

4. Morozova L. D. What is children's design? The Child in the Kindergarten, 2009, no. 5, p. 9-11 (in Russian).

5. Pakhomova N. Yu. Method of training project in the educational institution: a handbook for teachers and students of pedagogical institutions. Moscow, ARKTI Publ., 2005. 112 p. (in Russian).

6. Polat E. S., Buharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Study guide for students of pedagogical universities and the system of advanced training of teachers. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 272 p. (Russian).

7. Pozdeeva S. I., Kouznetsova T. B. position of the teacher in the project activities of elementary school pupils. TSPU Bulletin, 2010, vol. 2, pp. 65-68 (in Russian).

8. Chechel I. D., Novikova T. G. Theory and practice of the experimental work in educational institutions. Moscow, APK i PRO Publ., 2003. 116 p. (in Russian).

9. Danilyuk A. Ya., Kondakova A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009. 23 p. (in Russian).

KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk.

Ul. Ordzhonikidze, 8a, Novokuznetsk, Russia, 654080. E-mail: duby.ludmila@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.