УДК 373.29 ББК 74.102
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
EXPERIENCE OF APPLICATION OF PROJECT-BASED LEARNING METHODS IN WORK WITH CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
Волынкин Валерий Иванович
Профессор Астраханского государственного университета, доктор педагогических наук E-mail: fpsrfk@mail.ru
Сорокина Жанна Ивановна
Магистрант кафедра дошкольного и начального образования Астраханского государственного университета
E-mail: zhanna1982_82@mail.ru
Аннотация. В статье представлен опыт применения методов проектного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Прогимназия № 3» г. Астрахани. Предложена схема осуществления проекта «Семья» для детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день в педагогике дошкольник рассматривается как «саморазвивающаяся система», при этом задача взрослых - создание условий для саморазвития детей. Одним из способов обеспечения взаимодействия детей и взрослых является технология проектирования. Участие в проектной деятельности дает возможность детям
Volynkin Valery I.
Professor at Astrakhan State University, ScD in Education
E-mail: fpsrfk@mail.ru
Sorokina Zhanna I. Student in the master's program, the Department of preschool and primary education, Astrakhan State University E-mail: zhanna1982_82@mail.ru
Abstract. The article presents the experience of application of project-based learning methods in work with children of senior preschool age in the municipal budget educational institution "Gymnasium No. 3" Astrakhan. The scheme of implementation of «the Family» project for children of a senior preschool age is proposed. In present-day Pedagogics a view over a pre-school child is intensively advocated as a "self-developing system", while the adults' efforts should be aimed at creating conditions for self-development of children. A means of ensuring cooperation of children and adults is the design technology. Participation in the design allows both, children and adults, to
и взрослым самостоятельно разрабатывать для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменять самого себя. Проектирование требует индивидуальных неповторимых решений и в то же время коллективного творчества. Креативная деятельность даже в небольшом коллективе способствует активному развитию способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из отдельных элементов единое целое.
develop different conditions for themselves as well as for others, i.e. changing circumstances to change themselves. The design technology requires individual original solutions and at the same time - the collective creativity. Due to the group creativity, even being applied in a small-group setting, the ability to reflect, to choose adequate solutions, to build a whole out of parts are rapidly developing.
Ключевые слова: дошкольное образование, мотивационная готовность к обучению, проектная деятельность, проектный метод.
Keywords: preschool education, motivational readiness for learning, project activity, project method.
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и креативное мышление, повышают свою самооценку, учатся добывать информацию и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности - активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» № 1155 ОТ 17. 10. 2013 г., который вступил в действие с 01.01 2014 г., указано, что у выпускника детского сада должны быть сформированы качества, которые необходимы ему для успешного овладения учебной деятельностью в школе, а именно:
• развитие крупной и мелкой моторики рук;
• умение следовать правилам и социальным нормам, решать конфликты;
• умение идти на компромисс, учитывать интересы и чувства окружающих, сочувствовать неудачам и радоваться успехам других;
• развитие коммуникативных способностей;
• уверенность дошкольника в своих возможностях, открытость внешнему миру, позитивное отношение к себе и к другим, воспитание чувства собственного досто-
• активность и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании;
инства;
• способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности [1, с. 112].
Все вышеперечисленное качества формируют основу для успешной адаптации к условиям жизни в школе. Решению этой проблемы может способствовать применение в дошкольном образовательном учреждении проектного метода обучения.
В научно-методической литературе к числу основных особенностей проектного метода обучения детей в дошкольном учреждении относят следующие:
• учитываются интересы ребенка;
• проекты копируют различные стороны жизни;
• дети сами себе выбирают тему и объект изучения;
• проект есть совокупность теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение [2; 3].
Практика показывает, что правильная организация проектной деятельности не только позволяет расширить знания детей об окружающем мире, но и способствует развитию познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей ребенка.
В процессе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и общепринятыми нормами и правилами.
Данная деятельность влияет и на содержание игры детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Кроме того, проектная деятельность воздействует и на воспитателя, заставляя его находиться в постоянном поиске все новых возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного креативного, личностного роста.
В МБОУ «Прогимназия № 3» г. Астрахани последовательно внедряется проектный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста, однако ранее это были единичные случаи. В 2016/17 учебном году в МБОУ «Прогимназия № 3» г. Астрахани был начат эксперимент по внедрению проектного обучения в работу дошкольного образовательного учреждения, по результатам которого можно будет судить о целесообразности такой работы.
В таблице представлена схема проекта «Моя семья» для старшего дошкольного возраста.
В процессе проектной деятельности ребята обращались за помощью к педагогам, родителям и сверстникам. Итогом проектной работы явились презентации детей, подготовленные совместно с родителями. Следует отметить, что приобретенный опыт дает дошкольникам навыки поиска, обработки, анализа информации, а также учит фиксировать и обобщать полученные результаты.
Таким образом, проектный метод применим во всех видах деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, естественно, положительно влияет на качество образовательного процесса. Проектный метод стимулирует активное взаимодействие
Таблица
Схема проекта «Моя семья» для старшего дошкольного возраста
Этап Виды деятельности
Подготовительный • Подбор материала по теме «Семья»
Основной • Беседы «Я и моя семья». • Чтение и обсуждение литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Мамина работа». • Дидактические игры «Моя работа по дому», «Семейные узы», «Калейдоскоп дней рождений ребят группы». • Разучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры. • Изобразительное творчество - рисование портретов «Мой папа», «Моя мама». • Изготовление подарков для родителей. • Сюжетно-ролевые игры «Семья». • Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Как мы проводим выходные!»
Заключительный • Викторина «Это мой ребенок» • Эстафета «Мама, папа, я - мы дружная семья»
педагогов, детей и их родителей, формирует у дошкольников умение планировать и проявлять самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Список литературы
1. Виноградова Н. В. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Библиосфера, 2008. - 112 с.
2. Маковозова Л. Д. Особенности детского проектирования // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 3. - С. 4-8.
3. Урмина А. М., Данилина С. Г. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.
4. Еремина Е. С. Проектная деятельность в ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 64 с.
5. Кожевникова Е. Р. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: Аркти, 2010. - 96 с.
6. Своздеева С. Н., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности старших дошкольников школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2010. - Вып. 2. - С. 65-68.
7. Чечель И. Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации проектной работы в образовательных учреждениях. - М.: АПК и ПРО, 2009. - 116 с.
References
1. Vinogradova N. V. Proektnaya deyatelnost starshih doshkolnikov. Posobie dlya pedagogov doshkolnyih uchrezhdeniy. Moscow: Bibliosfera, 2008. 112 p.
2. Makovozova L. D. Osobennosti detskogo proektirovaniya. Rebenok v detskom sadu. 2012. No. 3, pp. 4-8.
3. Urmina A. M., Danilina S. G. Innovatsionnaya deyatelnost v DOU: programmno-metod-icheskoe obespechenie. Moscow: Linka-Press, 2009. 320 p.
4. Eremina E. S. Proektnaya deyatelnost v DOU. Moscow: TTs "Sfera", 2009. 64 p.
5. Kozhevnikova E. R. Proektnyiy metod v deyatelnosti doshkolnogo uchrezhdeniya. Moscow: Arkti, 2010. 96 p.
6. Svozdeeva S. N., Kuznetsova T. V. Pozitsiya pedagoga v organizatsii proektnoy deyatelnosti starshih doshkolnikov shkolnikov. Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta (TSPU Bulletin). 2010. Iss. 2, pp. 65-68.
7. Chechel I. D., Novikova T. G. Teoriya i praktika organizatsii proektnoy rabotyi v obrazovatel-nyih uchrezhdeniyah. Moscow: APK i PRO, 2009. 116 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 1