Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности.
Заключение
Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. В тоже время целый ряд конкретных вопросов, связанных с адаптацией обучающихся с ОВЗ остается мало разработанной.
Библиографический список
Эффективность процесса обучения таких обучающихся в вузе во многом определяется наличием определенных психолого-педагогических условий.
Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы, тем не менее, считаем, что необходимо оптимизировать адаптацию наличием индивидуального образовательного плана, индивидуальной программы сопровождения. Производить учет темповых особенностей обучающегося и его работоспособности при проведении занятий.
1. Друзь Е.А., Детков Ю.А., Платонова В.А. Основные мероприятия в профилактике остеохондроза на занятиях по физической культуре. Теория и практика АФК: материалы научно-практ. конф. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.
2. Пономаренко ГН. Физическая и реабилитационная медицина. Москва: ГЕО-ТАР-Медиа, 2016.
3. Бунак В.В. Антропометрия. Москва: Учпедгиз, 1941.
4. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимова. Москва: Советский спорт, 2004.
5. Букуп К. Клиническое исследование костей, суставов и мышц: пер. с англ. Москва: Медицинская литература, 2007.
6. Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. Москва, 1956.
7. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. Москва, 1975.
References
1. Druz' E.A., Detkov Yu.A., Platonova V.A. Osnovnye meropriyatiya v profilaktike osteohondroza na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture. Teoriya i praktika AFK: materialy nauchno-prakt. konf. SPbGAFK im. P.F. Lesgafta, 1997.
2. Ponomarenko G.N. Fizicheskaya ireabilitacionnaya medicina. Moskva: GEO-TAR-Media, 2016.
3. Bunak V.V. Antropometriya. Moskva: Uchpedgiz, 1941.
4. Kurdybajlo S.F. Vrachebnyj kontrol' v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture. S.F. Kurdybajlo, S.P. Evseev, G.V. Gerasimova. Moskva: Sovetskij sport, 2004.
5. Bukup K. Klinicheskoe issledovanie kostej, sustavov i myshc: per. s angl. Moskva: Medicinskaya literatura, 2007.
6. Anohin P.K. Obschie principy kompensacj narushennyh funkciji ih fiziologicheskoe obosnovanie. Moskva, 1956.
7. Anohin P.K. Ocherki fiziologii funkcional'nyh sistem. Moskva, 1975.
Статья поступила в редакцию 04.03.19
УДК 37.013
Ivakina L.A., postgraduate, Lipetsk State Pedagogical University n.a. P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia), E-mail: [email protected]
Tigrov V.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor of Department of Technology and Technical Creativity Lipetsk State Pedagogical University
n.a. P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia), E-mail: [email protected]
PARTNERSHIPS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND PARENTS AS A CONDITION TO FORM INNOVATION DESIGN COMPETENCE IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN. The article deals with partnerships of preschool educational organization and parents as a condition to develop innovation design competence in senior preschoolers. The authors analyze modern psychological and pedagogical researches of the problem of interaction of parents and educational organizations. Optimum forms of partnerships are identified with method questionnaire with the purpose to form innovation design competence in senior preschoolers. 60 parents of senior preschool children attending kindergartens of Lipetsk took part in the research. The respondents filled out paper questionnaires, including question of readiness and interest of parents in educational process. The parents preferred to participate in productive activity with children. The article has a conclusion about expediency partnerships of preschool educational organization and parents that help to form innovation design competence in children.
Key words: innovation design competence, senior preschools children, partnerships, condition.
Л.А. Ивакина, аспирант, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк,
E-mail: [email protected]
В.П. Тигров, д-р пед. наук, доц., проф. каф. технологии и технического творчества, Липецкий государственный педагогический университет
им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, E-mail: [email protected]
СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей как условие формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников. Авторы анализируют современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие проблему отношений родителей и образовательных учреждений. При помощи анкетирования определены оптимальные формы сотрудничества данных социальных институтов с целью формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников. В исследовании приняли участие 60 родителей детей старших и подготовительных к школе групп МБДОУ № 22 г Липецка. Респондентам предлагалось заполнить анкеты, включающие блоки вопросов касающихся готовности и заинтересованности родителей в образовательном процессе, а также выявления оптимальных форм сотрудничества. В результате анкетирования выявлено, что родители предпочитают непосредственное участие в продуктивных, совместных с детьми занятиях. В статье делается вывод о целесообразности сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей как условия формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников.
Ключевые слова: инновационно-проектной компетентность, старшие дошкольники, сотрудничество, условие.
В период инновационного развития страны, когда знания человека, его возможности применять их для быстрого освоения новых технологий, способность самообучаться, осваивать достижения в своей профессиональной деятельности на протяжении всей жизни являются источником экономического роста страны, система образования должна ориентироваться на воспитание и обучение личности, способной к самообразованию, обладающей аналитическим и критическим мышлением, готовой действовать в быстро меняющихся условиях современного мира и такое обучение необходимо начинать с первого уровня образования -дошкольного.
В соответствии с данным запросом перед дошкольным образованием стоит задача воспитания личности, стремящейся к новому, готовой к разумному риску,
креативной и предприимчивой [1], что позволяет говорить об актуальности темы формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников. Инновационно-проектную компетентность старших дошкольников мы рассматриваем как интегративное качество личности, проявляемое в инновационно-проектной деятельности, в решении нестандартных, инновационных задач, требующих творческого подхода [2].
Опираясь на теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, считаем правомерным предположить, что одним из условий формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников является сотрудничество родителей и дошкольной образовательной организации. Поэтому в нашем исследовании мы предприняли попытку теоретически обосновать данное положение
и выявить оптимальные формы сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Тема влияния семьи на становление личности имеет глубокие корни в отечественной педагогике. П.Ф. Лесгафт в своем труде «Семейное воспитание ребёнка и его значение» отмечает, что семья играет важную роль в воспитании, то, что приобретено в детстве, очень трудно, а в ряде случаев невозможно исправить во взрослом состоянии [3]. В прошлом веке отношения педагогов и родителей воспитанников изучались Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонским, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским и др. Анализ современных психолого-педагогических работ по данной теме позволяет сделать выводы о признании значимой роли родителей в образовательной деятельности и актуальности темы поиска оптимальных форм коммуникаций образовательной организации и родителей воспитанников [4; 5; 6; 7, 8; 9; 10].
Значение родителей в образовании своих детей отражено в законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 44 [11]. ФГОС ДО сотрудничество организации с семьёй воспитанников определяет как один из основных принципов дошкольного образования. Взаимодействие с родителями является одним из показателей качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS-R [12].
Важность роли взрослого в воспитании ребёнка определена Л.С. Выготским понятием «зоны ближайшего развития» - то, что ребёнок может сделать сегодня только с помощью взрослого, в ближайшем будущем будет способен сделать сам. Л.С. Выготский описывает данное понятие так: «...Функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды ... сперва ... как категория интерпсихическая, потом . как . интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребёнка.» [13]. Определение «зоны ближайшего развития» позволяет планировать образовательную деятельность и раскрывает взрослым возможности детей, что является важным моментом для нашего исследования. Под термином «сотрудничество» мы понимаем процесс воздействия субъектов друг на друга, в результате которого происходит объединение двух социальных институтов с определённой целью, в нашем случае - это формирование инновационно-проектной компетентности старших дошкольников.
Ключевым понятием нашей работы является «компетентность», которую мы определяем как «совокупность личностных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определённому объекту» [14, с. 85]. В нашем исследовании компетентность старших дошкольников рассматривается применительно к инновационно-проектной деятельности, под которой мы понимаем активность личности в технологической сфере человеческой жизнедеятельности по созданию, внедрению и распространению новшеств. Это и идея, и процесс, и продукт, и материальное воплощение [2]. Как следствие, одним из путей решения проблемы формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников используемых нами, является метод проектов, а сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей позволит, в свою очередь, повысить эффективность педагогического процесса, прежде всего, за счет следующего:
- использования долгосрочных проектов в образовательном процессе, которые предполагают создание значимого для школьника объекта, требующего на выполнение больших временных затрат. В.А. Деркунская [15] отмечает цикличность активности детей дошкольного возраста в выполнении проектов такого вида, а включение родителей в их реализацию позволит поддерживать активность старших дошкольников на высоком уровне;
Библиографический список
- стимулирования мотивации и интереса старших дошкольников к инновационно-проектной деятельности через подражание родителям. Детям в дошкольном возрасте свойственна подражательность взрослым. Родители, интересующиеся данной деятельностью, являются примером для своих детей, что свою очередь, активизирует интерес дошкольников;
- расширения возможности детей в продуктивных видах деятельности, так как родители могут взять на себя роль помощников в выполнении непосильных для ребенка технологических операций в проекте. Эффективность от такого сотрудничества, прежде всего в том, что границы в выборе возможных объектов инновационной проектной деятельности значительно расширяются. В силу своих психофизических особенностей дети в дошкольном возрасте не каждую технологическую операцию могут осуществить, а при участии родителей в совместных проектах непреодолимых препятствий у дошкольников будет меньше, например, использование ножниц в аппликации, работа с мелкими деталями при конструировании и лепке. Решение данной проблемы возможно на совместных с родителями занятиях или как вариант - изготовление различных деталей поделок дома;
- расширения числа субъектов, бурно переживающих за успехи дошкольника в проектной деятельности не только на занятиях в детском саду, но и вне дошкольной организации. Скрытый характер помощи со стороны взрослых в проектах позволяет дошкольнику переживать радость новых открытий вместе с родителями не только непосредственно в момент занятий, но и позже, дома. В такой ситуации у дошкольника появляется желание, мотив к дальнейшей и, как правило, самостоятельной творческой деятельности.
Для выявления оптимальных форм сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников нами было проведено анкетирование 60 родителей детей старших и подготовительных к школе групп МБДОУ № 22 г. Липецка. Анкета содержала следующие вопросы: «Знакомо ли Вам понятие инновационно-проектная компетентность?»; «Хотели бы Вы получить информацию об этом?»; «Какие формы сотрудничества для Вас являются предпочтительными?: консультация, круглый стол, использование Интернет-ресурсов для общения, совместные с детьми занятия в детском саду, домашние задания (изготовление поделок, атрибутов и т. п. в домашних условиях), совместные мероприятия за пределами детского сада (экскурсии, посещение выставок и т. п.)». На первые два вопроса можно было дать ответы: да, нет, затрудняюсь ответить. На третий вопрос количество ответов не ограничено.
В результате были получены следующие ответы: на первый вопрос утвердительных ответов - 5%, отрицательных - 50%, затрудняются ответить - 45%; хотели бы получить информацию по данному вопросу 60 %, не интересуются - 5%, не определились - 35 %; предпочтения родителей относительно форм распределились следующим образом: совместные с детьми занятия в детском саду -50%, домашние задания - 50%, совместные мероприятия за пределами детского сада - 20%, консультации - 5%, круглый стол - 5%, интернет-общение - 5%.
Вопросы организации и поиска оптимальных форм сотрудничества родителей с дошкольными образовательными учреждениями являются как никогда актуальными и требуют своего дальнейшего изучения. Очевидно, что формирование инновационно-проектной компетентности старших дошкольников в процессе такого сотрудничества будет эффективным. Определению педагогических особенностей обеспечения этой эффективности будет посвящено наше дальнейшее исследование.
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Available at: http:// government.ru/docs/9282/
2. Ивакина Л.А. Инновационно-проектная компетентность старших дошкольников: структурно-содержательные характеристики. Известия ВГПУ. 2018; 4: 35 - 38.
3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. Москва: Директ-Медиа, 2014.
4. Гильманова Л.В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2016.
5. Метлик И.В., Поталовская О.М., Галицкая И.А. Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе: монография. Москва: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018.
6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Листик Е.М. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ На основе детского экспериментирования. Дошкольное воспитание. 2010; 9: 112 - 117.
8. Гладкова Ю. Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнёрство. Дошкольное воспитание. 2018; 5: 4 - 52.
9. Лебедева К.М. Педагогическая компетентность родителей: структура и методики её измерения в контексте личностного подхода. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6: Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16976
10. Yamamoto Y., Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents' views. Early Childhood Research Quarterly. 2012; Vol. 27, Issue 2: 306 - 315.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273.
12. Шмис Т. Г Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015; 7: 54 - 56.
13. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1983; Т. 3.
14. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования. Высшее образование в России. 2017; 12: 85 - 91.
15. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2012.
References
1. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Available at: http:// government.ru/docs/9282/
2. Ivakina L.A. Innovacionno-proektnaya kompetentnost' starshih doshkol'nikov: strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki. Izvestiya VGPU. 2018; 4: 35 - 38.
3. Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie. Moskva: Direkt-Media, 2014.
4. Gil'manova L.V. Upravlenie kachestvom pedagogicheskogo vzaimodejstviya doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii i sem'i. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2016.
5. Metlik I.V., Potalovskaya O.M., Galickaya I.A. Vzaimodejstvie social'nyh institutov v duhovno-nravstvennom vospitanii detej v rossijskoj shkole: monografiya. Moskva: FGBNU IIDSV RAO, 2018.
6. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.
7. Listik E.M. Organizaciya vzaimodejstviya roditelej i detej v DOU. Na osnove detskogo 'eksperimentirovaniya. Doshkol'noe vospitanie. 2010; 9: 112 - 117.
8. Gladkova Yu. Sem'ya kak sub'ekt obrazovatel'nyh otnoshenij: vzaimodejstvie, sotrudnichestvo, partnerstvo. Doshkol'noe vospitanie. 2018; 5: 4 - 52.
9. Lebedeva K.M. Pedagogicheskaya kompetentnost' roditelej: struktura i metodiki ee izmereniya v kontekste lichnostnogo podhoda. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2014; 6: Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16976
10. Yamamoto Y., Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents' views. Early Childhood Research Quarterly. 2012; Vol. 27, Issue 2: 306 - 315.
11. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 № 273.
12. Shmis T.G. Ocenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya s ispol'zovaniem shkaly ECERS v Rossii. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya iprakiika. 2015; 7: 54 - 56.
13. Vygotskij L.S. Problemy razvitiya psihiki. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 3.
14. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 12: 85 - 91.
15. Derkunskaya V.A. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2012.
Статья поступила в редакцию 04.03.19
УДК 378
Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Mathematics Teaching Methods, Chechen State Pedagogical University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
MODERNIZATION OF MODERN MATHEMATICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN HIGHER EDUCATION. The article identifies and studies requirements for a math teacher in the framework of modernization of modern mathematical education in conditions of the Federal State Educational Standard in higher education. For effective implementation of pedagogical tasks that a teacher of mathematics has, it is important that already in higher school he, being a student, could develop his own personal qualities - honesty and conscience, objectivity, justice, integrity, perseverance, self-criticism, diligence, he must be able to subsequently form these qualities in students in the learning process. It is concluded that in the field of teaching mathematics and the mathematical professional training of a future teacher there are major pedagogical tasks that we have identified in the course of presenting the material of this section. The teacher plays a huge role in establishing the connection of mathematical knowledge with the needs of the future student's specialty, which is important to convey to the consciousness of each student focused on the pedagogical specialty.
Key words: math teacher, math education, Federal State Educational Standard.
М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический
университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС ВО
«Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование».
В статье выявлены и изучены требования, предъявляемые к учителю математики в рамках модернизации современного математического образования в условиях ФГОС ВО. Для эффективной реализации поставленных перед учителем математики педагогических задач важно, чтобы он уже в вузе, будучи студентом, развивал собственные личностные качества - честность и совесть, объективность, справедливость, добросовестность, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, чтобы уметь впоследствии воспитывать эти качества в учениках в процессе обучения. Сделан вывод о том, что в области преподавания математики и математической профессиональной подготовки будущего учителя стоят важнейшие педагогические задачи, которые мы определили в ходе изложения материала данного параграфа. Учитель играет огромную роль в установлении связи математических знаний с потребностями будущей специальности студента, что важно донести до сознания каждого студента, ориентированного на педагогическую специальность.
Ключевые слова: учитель математики, математическое образование, ФГОС.
Современное обучение математической науке не ограничивается только тем, что ученик получает от учителя новую информацию и просто ее осваивает, потому что сегодня ученик - более субъект, чем объект воспитания и обучения, а значит - он сам должен участвовать в уроке и строить собственное знание. Прежние уроки математики определялись тем, что учащимся важно было дать как можно больше решить конкретных задач и уравнений. И качество урока математики оценивалось тем, что ученики в ходе урока должны были решить как можно больше стандартных технических заданий, в ходе которых у ученика формировались определенные стандартные умения, что в среде учителей математиков, занимающихся репетиторством, называется «натаскиванием». Поэтому, как только ученику доставалось нестандартное, новое уравнение, он испытывал затруднения, то есть ученики пасовали, боялись нового, неизвестного, поэтому во ФГОС была поставлена компетенция, отвечающая за универсальные учебные действия. В случае если у ученика будет сформировано понимание и умение нахождения собственных ошибок и умение её исправить, то в дальнейшем он сможет разрешить любую трудную задачу. Для исправления данного положения внедряемые новые федеральные государственные стандарты (ФГОС ВО), идя в ногу со временем, определили конкретные, новые подходы, обеспечивающие кардинальное изменение метода обучения математической дисциплине, который должен использовать учитель математики: с объяснительно-разъяснительного на инициативно-деятельностный; изменение оценки результатов обучения, которая оценивает не только предметные знания, умения и навыки, но и мета-предметные и личностные результаты ученика.
Студенты педагогического вуза уже в ходе обучения должны хорошо знать и пользоваться основными принципами обучения математике. Однако к
современному учителю сегодня предъявляются и иные требования. Это: учитель должен помнить основные цели, которые ставит перед ним современная учебная программа и ФГОС ВО; должен обладать знаниями в создании конкретных условий, в которых будет учебный процесс проходить максимально продуктивно и эффективно; учителю важно знать все основные психологические характеристики процесса обучения математике (снятие стрессовых ситуаций, поскольку многие отстающие ученики испытывают настоящий страх перед уроком); современный учитель математики должен знать о существующих новых способах конструирования учебных и воспитательных ситуаций, что зафиксировано Приказом Минобразования и науки РФ от 7августа 2014 г. № 943 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)», а также с изменениями и дополнениями от 22 октября 2017г. ФГОС ВО нацеливает педагогический вуз на формирование у будущих учителей математики следующих основных компетенций. Мы намеренно выбрали те основные, которые так или иначе касаются организационной культуры будущего учителя. Будущий учитель математики должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): организационно-управленческая деятельность: способность использовать методы математического и алгоритмического моделирования при анализе управленческих задач в научно-технической сфере, в экономике, бизнесе и гуманитарных областях знаний (ПК-7); способность к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика) (ПК-9); способность к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях (ПК-10);