Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров педагогики к сопровождению проектно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников'

Подготовка бакалавров педагогики к сопровождению проектно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / PRESCHOOLERS / JUNIOR STUDENTS / COLLABORATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIFFERENT LEVELS / WORK WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Михайловна, Шилина Наталья Валерьевна

В статье описан опыт подготовки бакалавров педагогики к сопровождению проектно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников. В ходе этого процесса бакалавры педагогики получают возможность приобретать компетенции, предусмотренные стандартом ФГОС ВО. При организации сопровождения осуществляется сотрудничество учебных заведений разных уровней (дошкольных образовательных организаций, начальных классов школ, вуза), а также взаимодействие с родителями детей. Это обеспечивает высокий уровень качества подготовки дошкольников и младших школьников в современном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Татьяна Михайловна, Шилина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelors’ Training to Pedagogical Support of Project and Research Activity of Preschoolers and Junior Students

The article describes the experience of training bachelors to support of project and research activities of preschoolers and junior students. In the process of the organization of such activities students have the opportunity to acquire the competencies provided by the Federal State Educational Standard of Higher Education. As a result of the process we have the collaboration of educational institutions of different levels (preschool institutions, schools, institutions of higher education), as well as interaction with parents. All this provides the high level of development and the quality of training preschoolers and junior students in modern educational space.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров педагогики к сопровождению проектно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 378+372.3/.4+373.3/.5

Колесникова Татьяна Михайловна

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики начального и дошкольного образования педагогического факультета, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», [email protected], Ишим

Шилина Наталья Валерьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования педагогического факультета, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», [email protected], Ишим

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье описан опыт подготовки бакалавров педагогики к сопровождению проектно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников. В ходе этого процесса бакалавры педагогики получают возможность приобретать компетенции, предусмотренные стандартом ФГОС ВО. При организации сопровождения осуществляется сотрудничество учебных заведений разных уровней (дошкольных образовательных организаций, начальных классов школ, вуза), а также взаимодействие с родителями детей. Это обеспечивает высокий уровень качества подготовки дошкольников и младших школьников в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, проектно-исследовательская деятельность, дошкольники, младшие школьники, взаимодействие образовательных организаций разных уровней, работа с родителями.

Введение в проблему. Современное общество требует от системы образования не только формирования человека, способного самостоятельно добывать знания на предметных занятиях, но самое главное - формирования компетенций обучающихся, предполагающих использование этих знаний в практике своей жизни и деятельности. Начиная со старшего дошкольного возраста, ребенок может выполнять учебные проекты, которые как раз и способствуют более эффективному усвоению изучаемого материала и тренировке ребенка в практическом применении знаний.

Учебное проектирование и проведение учебного исследования в настоящее время стало неотъемлемым элементом современной системы образования. Развитие про-ектно-исследовательских умений детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит в соответствии с системно-дея-тельностным подходом, используемым в современной системе образования.

Кроме этого, образовательный стандарт с целью обновления содержания образования предполагает «включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенно-

го пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия», «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в .. .формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [10].

Согласно ФГОС ВО, одним из видов профессиональных компетенций бакалавра педагогики является «способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся» (ПК-12) [9].

Профессор В. А. Далингер также отмечает, что «успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается . умелым руководством учителя этой деятельностью» [3].

Именно эта компетенция является не всегда хорошо сформированной у выпускника вуза, несмотря на его качественную подготовку в целом. Это объясняется тем, что студент вуза больше нацелен на овладение исследовательскими умениями в собственной деятельности, и поэтому он не в полной мере овладевает особенностями организации про-ектно-исследовательской работы детей.

Проблема нашего исследования заключается в том, что на сегодняшний день не

только студенты, но даже воспитатели дошкольных образовательных организаций и учителя начальной школы испытывают необходимость в понимании особенностей проектной деятельности детей. Мы убедились в том, что многие педагоги-практики используют лишь отдельные части метода проектов, и при этом не владеют полной информацией о сути и структуре проектной деятельности дошкольников и младших школьников, о формах работы, которые могут быть использованы применительно к этому возрасту ребенка, об особенностях организации проектной деятельности. Кроме этого, родители, заинтересованные в успехе своего ребенка, хотели бы помочь ему в подготовке проекта, но не знают, как это правильно сделать, а педагоги не всегда могут оказать им в этом квалифицированную помощь. В связи с этим достаточно частыми являются случаи подмены деятельности ребенка фактической деятельностью взрослых при работе над проектом.

Цель статьи: описание многолетнего опыта формирования названной компетенции в педагогическом вузе, а именно в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиале ФГАОУ ВО «Тюм-ГУ») при подготовке бакалавров педагогики очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки - Начальное, дошкольное образование на кафедре теории и методики начального и дошкольного образования (далее - ТиМНиДО).

Исследовательская часть. С целью создания условий для раскрытия исследовательских способностей дошкольников и младших школьников, стимулирования их познавательного интереса кафедрой ТиМНиДО уже в течение нескольких лет проводится конкурс исследовательских проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь». Участниками конкурса являются дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На конкурс принимаются исследовательские проекты по естественно-научным и гуманитарным направлениям, выполненные индивидуально или группой детей до 4 человек. В состав жюри 1-го тура конкурса входят преподаватели и студенты педагогического факультета института.

Анализ проектно-исследовательских работ дошкольников и младших школьников свидетельствует о том, что из 386 работ около 72 % выполнены детьми не самостоятельно (проанализированы материалы конкурсов за 5 лет - 2012-2016 гг.). Это следует из оформления работ (стиль изложения, формулировка выводов, доказательство гипотезы) и собеседования с детьми (не всегда понимают суть работы, не могут ответить на вопросы и т. п.).

Для более качественной подготовки проектов детьми мы разработали и внедрили систему мероприятий по специальной подготовке бакалавров к сопровождению проектной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе координации деятельности педагогов и родителей. Так, была составлена и апробирована программа, направленная на координацию усилий образовательных организаций разных уровней по организации проектно-исследовательской работы детей. Результаты ее апробации описаны в статье по проблеме сопровождения организации конкурсов детских исследовательских работ [4].

Формирование у студентов компетенции, связанной с осуществлением руководства проектно-исследовательской деятельностью учащихся, начинается при изучении дисциплин учебного плана в вузе уже с 1-го курса.

При изучении дисциплин педагогического цикла (психолого-педагогические теории и технологии обучения детей младшего школьного возраста, психолого-педагогические теории и технологии воспитания детей младшего школьного возраста, психолого-педагогическая диагностика и коррекция обучения и воспитания младших школьников, психолого-педагогические технологии в образовательном процессе образовательного учреждения и др.) студенты изучают возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, знакомятся со способами организации сотрудничества с участниками учебно-воспитательного процесса (коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями и др.) для совместного решения задач педагогической деятельности; практикуются в определении общих подходов в рациональном выборе оптимальных

форм, методов, средств воспитания младших школьников, организации сотрудничества обучающихся и воспитанников.

Особое внимание уделяется изучению современных методов и технологий организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников, суть которых раскрывается в работах И. Т. Гугкаевой, М. Г. Петрова, Л. В. Бай-бородовой, Л. Н. Серебренникова и других авторов [1; 2; 8].

Изучив дисциплину «Методология и методы психолого-педагогических исследований» бакалавры педагогики готовы к использованию основных методов психолого-педагогического исследования в практике их будущей деятельности. В ходе работы над дисциплиной студенты усваивают логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования, учатся грамотно выделять и методологически обосновывать проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу психолого-педагогического исследования, выстраивать траекторию собственного исследования по конкретной теме.

Очень важно изучение дисциплины «Информационные технологии в образовании», содержание которой способствует формированию и совершенствованию компетенций студентов в области работы с информацией, ее источниками, способами проектной деятельности, а также различных форм коммуникации.

На занятиях по педагогике и методикам преподавания дисциплин студенты-бакалавры изучают стандарты ФГОС ДО и НОО для определения требований к целевым ориентирам дошкольного образования и результатам начального образования, формулируют свои цели: научиться организовывать про-ектно-исследовательскую деятельность дошкольников и младших школьников, определить место и роль сопровождения процесса проектно-исследовательской деятельности, познакомиться с ролью родителей в этом процессе и др.; планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами. Опыт обеспечения педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов в педагогическом вузе и подготовка студентов к реализации программы формирования универсальных учебных действий детей описаны преподавателями И. М. Кунгуровой и Л. А. Павло-

вой [5; 7].

В процессе организации проектно-иссле-довательской деятельности можно использовать модель педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста взрослыми участниками этого процесса (рис.).

Тренировка бакалавров педагогики в осуществлении работы по руководству школьными проектами начинается на лабораторных занятиях в школе по методикам преподавания школьных предметов (подготовительный и организационный этапы) и продолжается во время педагогической практики (деятельностный, контрольный и аналитический этапы).

Сначала студенты в образовательной организации рассказывают детям (дошкольникам и младшим школьникам) о том, как проводятся конкурсы исследовательских проектов, сопровождая это показом видео-и фотоматериалов, демонстрирующих процесс защиты проектов детьми, приводят примеры разнообразных тем проектов, и это способствует формированию мотивации детей, у них появляется желание заняться про-ектно-исследовательской деятельностью.

После этого происходит собеседование с детьми для выявления их интересов и склонностей, а также используется диагностика «Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей» (методика А. И. Савенкова и др.) [6]. В собеседовании принимают участие: ребенок, студент и преподаватель-методист. Преподаватель помогает определить направление, по которому будет выполняться проект, учитывая не только возрастные особенности ребенка и его индивидуальные особенности и интересы, но также и способности студента, который будет сотрудничать с ребенком.

Для осуществления учебного проектирования в качестве дидактического средства необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках этой деятельности, поэтому студенты-бакалавры составляют перечень необходимых умений и навыков, без которых ребенок будет испытывать затруднения в процессе собственной деятельности. Это необходимо для того, чтобы сам студент смог предварительно проверить, готов ли он к осуществлению процесса руководства деятельностью детей.

Социальный заказ государства о разносторонней развитии младшего школьника:

Любознательный, активно ■ нинтересованво пошак-ипшинр; владеющий ссновамы ч^гения учвтьса, епкобньй к органпззшш собственной деятелшосхи; готовый самостоятельно

действовать

Цель сопровожу енЕая

емдание ■усповвй для □ орниравания про 5 ктно-исслед о ват епьских 5м ентш дошкольников и младших школьников

-а -а

Подготавн тельный Оргажнищнсянын Деятельно стнын Контрольный х^жалнтнчеоснн зш этап этап этап этап

л

л л

-О-

Наличие материально-технической оазы

Уел ов ия сопр ововд ен ия: Мотивация Определение меры

помощи взрослых в составление чётких инструкций для вех участников проектно-исследовательской деятельности

дошкольников и .младших школьников к участию в проекгно-вссдгди дтед ьс ко й деятельности

Четкое выполнение

составленных инструкций и плана работы над проектов!

Л

Результат

Дошкольники и младшие школьники получи:

- возикапсстл развития проектао-иссиедоватепвсгих умежвй; сны г участия в конклрсая исследовательских работ и проектов; - опыт очной защити проектов.

Рис. Модель педагогического сопровождения дошкольников и младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

После предварительного обсуждения темы студент работает с учителем/воспитателем и родителями ребенка. Педагог (учитель/воспитатель) помогает определить, правильно ли студент сориентировался в определении сложности темы для конкретного ребенка.

С родителями составляется план-график поэтапного выполнения проекта ребенком и проводится консультация, направленная на нацеливание взрослых на правильную меру помощи, которую необходимо оказать ребенку для того, чтобы проект не превратился в задание для родителей.

Необходимо помнить о том, что проект является самостоятельной творческой деятельностью учащихся, в которой ребенок должен сам определить направление работы

и организовать свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением, поэтому неоценимый вклад в формирование личности ребенка и его общее развитие вносит проектно-исследователь-ская деятельность детей по выбранной ими теме, так как она связана с постановкой проблемы, изучением теоретического научного материала по теме проекта, планированием и проведением собственного исследования, опытов, сбором собственного практического материала, его анализом и обобщением. На наш взгляд, очень важно, что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок учится делать собственные выводы и формулировать комментарии с учетом научности изложения материала, и это необходимо понимать взрослым.

Важно, чтобы родители смогли создать условия для проявления активности ребенком при решении творческой исследовательской задачи, так как именно при выявлении сущности изучаемых явлений и процессов по теме проекта происходит формирование творческого отношения ребенка к процессу познания, и это способствует формированию личностных результатов образования - самоопределения и самообразования.

Работа по формированию компетенций студентов-бакалавров по сопровождению проектно-исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников проводится сначала в условиях групповой организации занятий. Кроме этого, предусмотрены занятия с фронтально-презентативной формой работы, в ходе которых осуществляется анализ и обсуждение представленных планов и результатов работы. Отдельно предусматривается индивидуальная работа со студентами, которая осуществляется по специально составленному графику научными руководителями студентов.

В ходе реализации модели обязательно решаются педагогические задачи формирования рефлексивных умений бакалавров. Так, студенты учатся оценивать работы дошкольников и младших школьников по определенным критериям (новизна и актуальность выбранной темы, самостоятельность выполнения, нестандартность решения поставленных задач, полнота раскрытия темы, представление работы (оформление текстовой части и презентация) и представлять результаты оценивания в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Заключение. Проведенная нами работа по подготовке студентов-бакалавров педагогики к сопровождению проектно-иссле-довательской деятельности дошкольников и младших школьников свидетельствует о правильности выбранного направления, и это выражается в возросшем интересе студентов к руководству работами детей (табл.), а также в выполнении студентами-бакалаврами ряда курсовых и выпускных квалификационных работ, написании статей по названной тематике.

Показатели участия дошкольников и младших школьников в конкурсах проектно-исследовательских работ в 2012-2016 гг.

Год Общее количество работ Выполненных несамостоятельно Руководители-студенты

Количество работ

абс. % абс. % от общего числа

2012 67 47 70,1 2 3

2013 82 62 75,6 1 1

2014 69 53 76,8 2 3

2015 72 59 81,9 4 6

2016 96 54 56,3 12 12,5

Средние показатели 72,1

Таким образом, работа по подготовке бакалавров к сопровождению проектно-иссле-довательской деятельности дошкольников и младших школьников эффективна при условии использования опоры на сотрудничество учебных заведений разных уровней,

взаимодействие с родителями и под руководством опытных методистов. Это обеспечивает высокий уровень качества подготовки специалистов в современном образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.

2. Гугкаева И. Т. Метод проектов как педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2.- С. 144-146.

3. Далингер В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения ма-

тематики // Вестник Омского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. - 2007. - URL: www.omsk.edu. (дата обращения: 01.03.2017).

4. Колесникова Т. М., Шилина Н. В. Подготовка бакалавров педагогики к педагогическому сопровождению организации конкурсов детских исследовательских работ // В мире научных открытий. - 2015. - № 9.2 (69). - С. 577-586.

5. Кунгурова И. МТехнологическое обеспечение педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4. - С. 26-29.

6. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей. [Электронный ресурс]. -URL: http://www. vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/86-diagnosis-giftedness/1041-metodika-diagnostiki-odaren (дата обращения: 03.04.2017).

7. Павлова Л. А. Подготовка студентов к реализации программы формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник государственного педагогического ин-

ститута им. П. П. Ершова (11). Серия «Педагогика и психология». - 2013. - № 5. - С. 42-46.

8. Петров М. Г., Кучер С. И. Проектно-ис-следовательская деятельность младших школьников как необходимое условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - URL: https://www. scienceforum.ru/2016/1382/19546 (дата обращения: 09.04.2017).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1426. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo. ru/news/8/1583 (дата обращения: 20.03.2017).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - URL: http://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/ fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения: 05.04.2017).

Поступила в редакцию 01.05.2017

Kolesnikova Tat'yana Mihajlovna

Cand. Sci. (Pedag.), Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University, [email protected], Ishim

Shilina Natal'ya Valer'evna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University, natashilina@list. ru, Ishim

BACHELORS' TRAINING TO PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOLERS AND JUNIOR STUDENTS

Abstract. The article describes the experience of training bachelors to support of project and research activities of preschoolers and junior students. In the process of the organization of such activities students have the opportunity to acquire the competencies provided by the Federal State Educational Standard of Higher Education. As a result of the process we have the collaboration of educational institutions of different levels (preschool institutions, schools, institutions of higher education), as well as interaction with parents. All this provides the high level of development and the quality of training preschoolers and junior students in modern educational space.

Keywords: pedagogical support, project and research activities, preschoolers, junior students, collaboration of educational institutions of different levels, work with parents.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bajborodova, L. V., Serebrennikov, L. N., tion organizations. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2013. Project activity of students in uneven-age 175 p. (In Russ.).

groups: a manual for teachers of the general educa- 2. Gugkaeva, I. T., 2013. Method of projects as

pedagogical technology. Siberian Pedagogical Journal, 2, pp. 144-146 (In Russ., absrtact in Eng).

3. Dalinger, V. A., 2007. Educational and research activity of pupils in the course of studying Mathematics. Newsletter of Omsk State Pedagogical University. Available at: www.omsk.edu (accessed 1 March 2017). (In Russ.).

4. Kolesnikova, T. M., Shilina, N. V., 2015. Bachelors of pedagogics training for pedagogical support of the organization of competitions of children's research works. In the World of Scientific Discoveries, 9.2 (69), pp. 577-586 (In Russ.).

5. Kungurova, I. M., 2011. Technological providing pedagogical support for students' professional and creative self-development at a pedagogical institution of higher education. The Humanities and Education, 4, pp. 26-29 (In Russ.).

6. The technique of diagnostics of giftedness for teachers and parents. Available at: http://www. vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psycholo-gist/86-diagnosis-giftedness/1041-metodika-diag-nostiki-odaren (accessed 3 April 2017).

7. Pavlova, L. A., 2013. Preparing students for

realizing the program of forming iniversal learning actions of junior students. Bulletin of Ershov Ishim State Teachers Training Institute, 5 (11), pp. 42-46 (In Russ.).

8. Petrov, M. G., Kucher, S. I. Project and research activity of junior students as a necessary condition of formation of communicative universal educational actions. Available at: https://www.sci-enceforum.ru/2016/1382/19546 (accessed 9 April 2017). (In Russ.).

9. Federal State Educational Standard of Higher Education. Level of Bachelor degree. Direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education. Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 4 December, 2015 N 1426. Available at: http://fgosvo.ru/ news/8/1583 (accessed 20 March 2017). (In Russ.).

10. Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Moscow: Education Publ., 2010, 31 p. Available at: http://mosmetod.ru/metod-icheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (accessed 5 April 2017). (In Russ.).

Submitted 01.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.