Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы адаптации лиц с ограниченными возможностями к условиям обучения в образовательных организациях высшего образования'

Психолого-педагогические основы адаптации лиц с ограниченными возможностями к условиям обучения в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LIMITED CAPACITY / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / LEARNERS / ADAPTATION / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засека М.В., Семенов Д.С.

В статье уделено внимание обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья с заболеваниями костно-мышечной системы. Рассмотрены специальные дополнительные программы для абитуриентов инвалидов. Выделены основные формы профориентационной работы. Описаны рекомендации по межличностному взаимодействию с обучающимися с ограниченными возможностями. Определены требования к результатам освоения образовательной программы. Отмечается, что адаптация обучающихся к обучению представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей обучающегося. Установлено, что у первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засека М.В., Семенов Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES TO TRAINING CONDITIONS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article focuses on students with health disorders of musculoskeletal system. Special additional programs for students with disabilities are considered. The main forms of career guidance are identified. Recommendations on interpersonal interaction with students with disabilities are described. Requirements to results of development of the educational program are defined. It is noted that the adaptation of students to learning is a multi-level process, which includes the constituent elements of social and psychological adaptation and promotes the development of intellectual and personal capabilities of the student. The researchers reveal that freshmen have a change of the usual way of life, which automatically includes the adaptation process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы адаптации лиц с ограниченными возможностями к условиям обучения в образовательных организациях высшего образования»

УДК 378.06-056.26

Zaseka M.V., senior teacher, Humanities and Education Science Academy (Branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: zagagylinaa@mail.ru

Semenov D.S., senior teacher, Tauride Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: zagagylinaa@mail.ru

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES TO TRAINING CONDITIONS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION. The article focuses on students with health disorders of musculoskeletal system. Special additional programs for students with disabilities are considered. The main forms of career guidance are identified. Recommendations on interpersonal interaction with students with disabilities are described. Requirements to results of development of the educational program are defined. It is noted that the adaptation of students to learning is a multi-level process, which includes the constituent elements of social and psychological adaptation and promotes the development of intellectual and personal capabilities of the student. The researchers reveal that freshmen have a change of the usual way of life, which automatically includes the adaptation process.

Key word: limited capacity, musculoskeletal system, learners, adaptation.

М.В. Засека, ст. преп. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: zagagylinaa@mail.ru

Д.С. Семенов, ст. преп., Таврическая академия, «КФУ им. Вернадского», г. Симферополь, Е-mail: zagagylinaa@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье уделено внимание обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья с заболеваниями костно-мышечной системы. Рассмотрены специальные дополнительные программы для абитуриентов - инвалидов. Выделены основные формы профориентационной работы. Описаны рекомендации по межличностному взаимодействию с обучающимися с ограниченными возможностями. Определены требования к результатам освоения образовательной программы. Отмечается, что адаптация обучающихся к обучению представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей обучающегося. Установлено, что у первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.

Ключевые слова: ограниченные возможности, костно-мышечная система, обучающиеся, адаптация.

Введение

Правительство Российской Федерации принимает ряд законов для улучшения образовательного процесса лиц с ОВЗ, так от 03.05.2012 № 46- Фз «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Приказом Минобрнауки от 21.09.2009 № 341 «Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения».

Обучение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Для реализации права на получение образования лица, имеющие инвалидность, должны представить в образовательное учреждение заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях (п. 5 ст. 72 ФЗ «Об образовании»).

Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования работы таких ученых, как Ф.Б. Березин, В.В. Гриценко, А.Н. Жмыриков, Ю.А. Клей-берг П.С. Кузнецов, Е.В. Маркова и др., авторы отмечают, что социально-психологическая адаптация - это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия личности и окружающей среды, в результате которого происходят внутриличностные изменения, отражающиеся на взаимодействии индивида с окружающей средой. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение определённых социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией [1; 2].

Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики о социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ к обучению в вузе содержится в трудах таких авторов, как П. Парахонский, Е.Р. Яр-ская-Смирнова, П.В. Романов, С. Коби, К. Пэрли, Д. Холл, Т. Тинклин и др. [3; 4].

Необходимо отметить, что в Российской Федерации ежегодно регистрируется более 3 млн. случаев болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани. Прирост показателей заболеваемости при данной патологии за последние пять лет составил более 17%.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани являются одной из актуальных медицинских и социальных проблем ввиду их большой распространенности, хронического прогрессирующего течения, высокого уровня инвалидности и снижения качества жизни (Л.П. Гришина с соавт., 2010 - 2014; Е.Л. Насонов, 2010; С.Н. Пузин с соавт., 2009-2012; А.Н. Разумов, 2009 - 2012; С.В. Сергеев, 2014) [5].

В исследовании В.П. Лунева (2006) показано, что в Российской Федерации доля инвалидов вследствие болезни костно-мышечной системы и соеди-

нительной ткани в контингенте впервые признанных инвалидами в трудоспособном возрасте в 1994 г. была 7, 5%, а в 2005г увеличилась до 9,6%, уровень первичной инвалидности вырос с 4,5 в 1994г. до 6,3 на 10 тыс. населения в 2005 г. [6; 7].

Необходимо отметить, что, перед системой образования России стоит актуальная задача достижения нового современного качества общего и профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Формирование адекватной образовательно-реабилитационной среды для обучения и развития лиц с инвалидностью и ОВЗ невозможно без совершенствования системы образования и разработки комплексного научно-методического обеспечения учебного процесса.

Исходя из психофизического развития и состояния здоровья студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, организуются занятия совместно с другими студентами в общих группах, используя социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе, отражающегося в планах воспитательной работы Гуманитарно-педагогической академии, а так же при разработке индивидуальных планов обучения. Обучение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ может осуществляться индивидуально, а также с применением дистанционных технологий. Дистанционное обучение обеспечивает возможность коммуникаций с преподавателем, а также с другими студентами посредством вебинаров, что способствует сплочению группы, направляет учебную группу на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. В учебном процессе для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ должны применяться специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями.

Результаты и их обсуждение

Начало учебы на новом месте, обычно переход из общеобразовательной школы в колледж и вуз достаточно резкая перемена в жизни, так как учеба в школе сильно отличается по содержанию, формам, нагрузкам, требующимися результатами. Трудности возрастают тогда, когда обучающийся не старателен в учебе, не вырабатывает в себе правильной организации времени. Очень трудно учиться также обучающемуся с низкой мотивацией к достижению успеха. Среди психологических детерминант качества адаптации на начальном периоде обучения следует отметить такие, как самооценка (этот показатель значимо связан с отношением к обучению, к преподавателям и к сокурсникам). Новая обстановка, новый режим, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе.

По вопросу адаптации обучающихся в вузе существует несколько точек зрения, которые можно свести к двум основным разработанные А.Л. Венгер и Н.С. Трофимовой, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процесс адаптации обучающихся на новом месте включает несколько её психологических разновидностей между А. Л. Венгер и Н. С. Трофимовой

А.Л. Венгер Н.С. Трофимова

1. Организационную адаптацию - изучение учебного заведения и организационной среды в нем, требований и норм, внутреннее принятие и соответствующее построение своего организационного поведения 1. Психологической идентификации - внутреннем принятии всех норм и требований, существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;

2. Деятельностную - определение ответственности, прав и действий на своем месте студента, обязанностей, требований, к качеству учебной деятельности. 2. Приспособлении к учебной деятельности - внешнем соблюдении основных норм и требований учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности

3. Профессиональную - понимание характера профессии, места специальности в общей системе, также стремление овладеть профессией - возникновение мотивации; 3. Психологической дезадаптации - полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований учебного заведения при внешней демонстрации их принятия

4. Социально-психологическую - привыкание к студентам своей группы, налаживание деловых и личных доброжелательных отношений с ними, завоевание признания своей личности и, таким образом, самоутверждения в группе. Важным аспектом этого вида адаптации является налаживание отношения с преподавателями, администрацией;

5. Бытовую - привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным психологическим и умственным нагрузкам, решению вопросов питания, досуга, в том числе нередко и жилищных, особенно если студент иногородний.

Полноценная психологическая адаптация включает три этапа:

1. Ознакомление с новым местом учебы, правами и обязанности обучающегося, и начало учебы;

2. углубленное освоение правил и норм учебного заведения и качественной учебы;

3. осознанное и творческое усовершенствование учебы.

Процесс адаптации к обучению в сфере профессионального образования -явление весьма сложное, многогранное. Период острой адаптации, падает на 1-2 курсы. Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями обучающихся, включающими способности, психические установки, материальную обеспеченность и, конечно, здоровье. На втором курсе у обучающихся возникает новая мотивация. Они приступают к изучению специальных дисциплин, требующих усвоения большого объема новой специальной информации. Считается, что процесс адаптации завершается, как правило, к концу второго курса. Обучающиеся сталкиваются с новыми формами и методами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна и питания. Адаптация личности обучающегося к обучению обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем, и профессиональных затруднений.

Хотелось бы отметить, что обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии.

Необходимо сохранять принцип коррекционной направленности обучения, которая должна обеспечиваться специальными методами обучения, введением специальных пропедевтических занятий, предшествующих изучению отдельных разделов и тем программы, а также введением специальных индивидуальных и групповых занятий. Продолжительность занятия не должна превышать 1,5 часа, после чего рекомендуется 10-15-минутный перерыв. Обучение студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: - посильная медицинская коррекция двигательного дефекта; -терапия нервно-психических отклонений; - купирование соматических заболеваний; - должно сочетаться с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра. Рекомендации по межличностному взаимодействию с обучающимися, у которых нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Специфика поражений опорно-двигательного аппарата может замедленно формировать такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости, неточность употребляемых понятий. При тяжелом поражении нижних конечностей руки присутствуют трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями. Поражения опорно-двигательного аппарата часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое. В письме выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность), начало письма и чтения с середины страницы. Нарушения опорно-двигательного

аппарата проявляются в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения. Для организации учебного процесса необходимо определить учебное место в аудитории, следует разрешить студенту самому подбирать комфортную позу для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, облокотившись и т. д.). При проведении занятий следует учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы аудитории и по возможности менять формы проведения занятий. С целью получения лицами с поражением опорно-двигательного аппарата информации в полном объеме звуковые сообщения нужно дублировать зрительными. Особую роль в педагогической деятельности, играет использование наглядного материала, обучающих видеоматериалов. При работе со студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки. Независимо от степени двигательных дефектов у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата могут встречаться нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к 15 внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность и двигательная заторможенность. При общении с человеком в инвалидной коляске, нужно сделать так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Например, сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, прямо перед человеком в инвалидной коляске. Инвалидная коляска - неприкосновенное частное пространство. На неё нельзя облокачиваться и толкать.

В тоже время не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то лицо с ОВЗ будет чувствовать себя спокойно. При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует:

- перебивать и поправлять; начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что собеседник закончил свою мысль;

- пытаться ускорить разговор; необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени; если спешите, лучше договориться об общении в другое время;

- забывать, что затруднения в речи - не показатель низкого уровня интеллекта человека; если не понятно, что вам сказали, следует переспросить; если снова не удалось понять, нужно попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;

- при возникновении проблем в общении, можно спросить, не хочет ли собеседник использовать другой способ - написать, напечатать; старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей):

- во время разговора не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что можете пропустить что-то важное;

- при гиперкинезах встречаются затруднения в речи. В данном случае необходимо учитывать рекомендации, изложенные выше.

Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности.

Заключение

Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. В тоже время целый ряд конкретных вопросов, связанных с адаптацией обучающихся с ОВЗ остается мало разработанной.

Библиографический список

Эффективность процесса обучения таких обучающихся в вузе во многом определяется наличием определенных психолого-педагогических условий.

Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы, тем не менее, считаем, что необходимо оптимизировать адаптацию наличием индивидуального образовательного плана, индивидуальной программы сопровождения. Производить учет темповых особенностей обучающегося и его работоспособности при проведении занятий.

1. Друзь Е.А., Детков Ю.А., Платонова В.А. Основные мероприятия в профилактике остеохондроза на занятиях по физической культуре. Теория и практика АФК: материалы научно-практ. конф. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.

2. Пономаренко ГН. Физическая и реабилитационная медицина. Москва: ГЕО-ТАР-Медиа, 2016.

3. Бунак В.В. Антропометрия. Москва: Учпедгиз, 1941.

4. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимова. Москва: Советский спорт, 2004.

5. Букуп К. Клиническое исследование костей, суставов и мышц: пер. с англ. Москва: Медицинская литература, 2007.

6. Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. Москва, 1956.

7. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. Москва, 1975.

References

1. Druz' E.A., Detkov Yu.A., Platonova V.A. Osnovnye meropriyatiya v profilaktike osteohondroza na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture. Teoriya i praktika AFK: materialy nauchno-prakt. konf. SPbGAFK im. P.F. Lesgafta, 1997.

2. Ponomarenko G.N. Fizicheskaya ireabilitacionnaya medicina. Moskva: GEO-TAR-Media, 2016.

3. Bunak V.V. Antropometriya. Moskva: Uchpedgiz, 1941.

4. Kurdybajlo S.F. Vrachebnyj kontrol' v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture. S.F. Kurdybajlo, S.P. Evseev, G.V. Gerasimova. Moskva: Sovetskij sport, 2004.

5. Bukup K. Klinicheskoe issledovanie kostej, sustavov i myshc: per. s angl. Moskva: Medicinskaya literatura, 2007.

6. Anohin P.K. Obschie principy kompensacj narushennyh funkciji ih fiziologicheskoe obosnovanie. Moskva, 1956.

7. Anohin P.K. Ocherki fiziologii funkcional'nyh sistem. Moskva, 1975.

Статья поступила в редакцию 04.03.19

УДК 37.013

Ivakina L.A., postgraduate, Lipetsk State Pedagogical University n.a. P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia), E-mail: ivakina.22@yandex.ru

Tigrov V.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor of Department of Technology and Technical Creativity Lipetsk State Pedagogical University

n.a. P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia), E-mail: tigrisandn@mail.ru

PARTNERSHIPS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND PARENTS AS A CONDITION TO FORM INNOVATION DESIGN COMPETENCE IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN. The article deals with partnerships of preschool educational organization and parents as a condition to develop innovation design competence in senior preschoolers. The authors analyze modern psychological and pedagogical researches of the problem of interaction of parents and educational organizations. Optimum forms of partnerships are identified with method questionnaire with the purpose to form innovation design competence in senior preschoolers. 60 parents of senior preschool children attending kindergartens of Lipetsk took part in the research. The respondents filled out paper questionnaires, including question of readiness and interest of parents in educational process. The parents preferred to participate in productive activity with children. The article has a conclusion about expediency partnerships of preschool educational organization and parents that help to form innovation design competence in children.

Key words: innovation design competence, senior preschools children, partnerships, condition.

Л.А. Ивакина, аспирант, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк,

E-mail: ivakina.22@yandex.ru

В.П. Тигров, д-р пед. наук, доц., проф. каф. технологии и технического творчества, Липецкий государственный педагогический университет

им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, E-mail: tigrisandn@mail.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей как условие формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников. Авторы анализируют современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие проблему отношений родителей и образовательных учреждений. При помощи анкетирования определены оптимальные формы сотрудничества данных социальных институтов с целью формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников. В исследовании приняли участие 60 родителей детей старших и подготовительных к школе групп МБДОУ № 22 г Липецка. Респондентам предлагалось заполнить анкеты, включающие блоки вопросов касающихся готовности и заинтересованности родителей в образовательном процессе, а также выявления оптимальных форм сотрудничества. В результате анкетирования выявлено, что родители предпочитают непосредственное участие в продуктивных, совместных с детьми занятиях. В статье делается вывод о целесообразности сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей как условия формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников.

Ключевые слова: инновационно-проектной компетентность, старшие дошкольники, сотрудничество, условие.

В период инновационного развития страны, когда знания человека, его возможности применять их для быстрого освоения новых технологий, способность самообучаться, осваивать достижения в своей профессиональной деятельности на протяжении всей жизни являются источником экономического роста страны, система образования должна ориентироваться на воспитание и обучение личности, способной к самообразованию, обладающей аналитическим и критическим мышлением, готовой действовать в быстро меняющихся условиях современного мира и такое обучение необходимо начинать с первого уровня образования -дошкольного.

В соответствии с данным запросом перед дошкольным образованием стоит задача воспитания личности, стремящейся к новому, готовой к разумному риску,

креативной и предприимчивой [1], что позволяет говорить об актуальности темы формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников. Инновационно-проектную компетентность старших дошкольников мы рассматриваем как интегративное качество личности, проявляемое в инновационно-проектной деятельности, в решении нестандартных, инновационных задач, требующих творческого подхода [2].

Опираясь на теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, считаем правомерным предположить, что одним из условий формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников является сотрудничество родителей и дошкольной образовательной организации. Поэтому в нашем исследовании мы предприняли попытку теоретически обосновать данное положение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.