Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 316.6 С. Г. Шабас
Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования
Шабас Светлана Георгиевна - кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии Гуманитарного университета (Екатеринбург, Россия)
В статье рассматривается специфика сотрудничества с родителями как условие качества современного дошкольного образования. Показано, что в соответствии с нормативно-правовой базой родители являются заказчиками услуг и взаимодействие с ними должно определять эффективность деятельности образовательных организаций. На базе районного методического объединения педагогов-психологов отдела образования администрации Ленинского района г. Екатеринбурга в ДОУ и ДОО проводится регулярный мониторинг представлений педагогов о трансформации современных детско-родительских отношений. Результаты мониторинга показывают, что основной проблемой взаимодействия с семьей в последние годы является делегирование родителями собственной ответственности за ребенка и формирование «родительской беспомощности». Поэтому главным направлением работы многих дошкольных учреждений является повышение психолого-педагогической культуры молодых родителей. Целью работы в МБДОУ детский сад №26 Ленинского района г. Екатеринбурга стала подготовка педагогов к взаимодействию с семьей ребенка в соответствии с ECERS-R. На основании методов наблюдения, анкетирования, мониторинга и шкал ECERS-R «Родители и персонал» были определены условия сотрудничества учреждения с семьями воспитанников. Работа проводилась в несколько этапов и включала в себя ознакомление с понятием качества образовательной деятельности, выработку единых критериев работы с семьей и создание современных механизмов взаимодействия с родителями. В результате была разработана система сотрудничества с родителями, которая создает условия разнообразного участия семьи в жизни ребенка в детском саду и включает регулярный обмен информацией о детях между родителями и сотрудниками для позитивизации детско-родительских отношений. Представлен конкретный практический опыт сотрудничества педагогического коллектива с родителями и рассмотрены проблемы совместной реализации общеобразовательной программы в детском саду.
Ключевые слова: сотрудничество с родителями, качество дошкольного образования, шкалы ECERS-R.
Partnerships with Parents as a Condition for the Quality of Preschool Education Svetlana G. Shabas, PhD of Psychology, Associate Professor of Department of Social Psychology of University of the Humanities, Yekaterinburg, Russia This article deals with the nature of partnerships with parents as a condition for the quality of preschool education. According to the legal framework, parents are customers of preschool services and interaction with them should determine the efficiency of educational organizations. Preschool organizations in the Association of Educators and Psychologists of the Education Division in Leninskiy District in Yekaterinburg regularly examined the understanding of educators about transformations in the modern parent-child relationship. The results of this monitoring show that in the last few years the main problem of interaction within families is parents' delegation of their own responsibility for the child and the development of "parental helplessness". Therefore, most preschools focus on the improvement of psychological and pedagogical culture for the young parents. The main goal of the work in kindergarten №26 Yekaterinburg's Leninskiy District was to train educators for interaction with a child's family in accordance with the ECERS-R. The conditions of a partnership between the kindergarten and the families of the children were defined on the basis of observation, questionnaires, monitoring and the sub-scale "Parents and Staff" of the ECERS-R. The research consisted of many stages and included an introduction to the concept of quality in the field of education, the design of a common criteria for work with families and modern mechanisms for interaction with the parents. As a result, the system of partnerships with parents was designed. It creates the conditions for various types of family involvement in the child's life in kindergarten and a regular informative exchange between parents and educators for the improvement of the parent-child relationship. The article presents the specific practical experience of a partnership between educators and parents and the issues of implementation in the kindergarten curriculum. Keywords: partnerships with parents, quality of preschool education, ECERS-R.
Введение
В современном детском саду в соответствии с новой нормативно-правовой базой, регулирующей дошкольное образование в России, родители (законные представители) являются основными заказчиками образовательных услуг и полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Основная задача ДОО - обеспечение качественных условий воспитания и образования, развития каждого ребенка в соответствии со стратегическими приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи. В статье 44.1 ФЗ «Об образовании» отмечено, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами».
В соответствии с нормативно-правовой базой, регулирующей в настоящее время деятельность дошкольных образовательных учреждений и организаций, обновляются содержание и технологии образования с учетом изменяющихся потребностей населения. В ФЗ «Об об-
разовании» в главе I, статье 2.29 определено понятие качества образования как степень соответствия образовательной деятельности в том числе и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого она осуществляется.
Закон определяет право родителей знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, используемыми в образовательном учреждении, всеми образовательными технологиями, а также принимать участие в управлении.
ФГОС ДО определяет необходимость развития личности ребенка в соответствии с приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи. Основные принципы дошкольного образования в п.1.4.5 включают «сотрудничество Организации с семьей». А в п.1.6.9 к задачам ДОО относится «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Сотрудничество с родителями как условие качества современного дошкольного образования
Проблема качества образования является одним из направлений исследований в дошкольных образовательных учреждениях и организациях. «Качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности дошкольной организации, проявляющуюся в гарантировании ей такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители) и соответствует государственным нормативам» (Кузьмин С.В., 2014. С. 10).
З.Б. Лопсонова отмечает, что «одним из ключевых направлений в деятельности ДОУ является взаимодействие с родительским сообществом» (Лопсонова З.Б., 2014. С. 17).
На сегодняшний день в оценке качества дошкольного образования основными критериями качества, по которым оценивается деятельность ДОУ или ДОО, являются степень реализации образовательных программ, насыщенность образовательной среды, уровень профессионализма педагогов, степень индивидуализации образовательного процесса и др. (Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В., 2017). Однако существует проблема, связанная с тем, что взаимодействие с семей, как главным институтом воспитания и развития ребенка, а также с родителями, как основными заказчиками образовательных услуг, практически не включаются в критерии успешности деятельности детского сада.
Семья как социальный институт формирует у ребенка социальные нормы и образцы поведения, регламентирует отношения между детьми и родителями, создает взаимную моральную ответственность и взаимопомощь. Так, по мнению О.Ю. Зотовой, «у ребенка, находящегося в состоянии эмоциональной безопасности, развиваются следующие качества: поисковая активность; высокая степень терпимости к непредсказуемости, беспорядку и двусмысленности; нежелание одобрять жесткие убеждения; стремление к интеграции новых фактов, открытость перед лицом новых возможностей и новой информации; позитивная самооценка; оптимистичное отношение к жизни и базовое доверие к миру» (Зотова О.Ю., 2015. С. 78). Семья
является основой для формирования у детей представлений об окружающем мире, способах взаимоотношения с ним, способствуя, таким образом, развитию социальной компетентности личности дошкольника (Головей Л.А., 2015).
Как отмечает И.А. Маркарян, «взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей» (Маркарян И.А., 2014). Социальная сторона, по мнению автора, предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает среду, в которой необходим процесс организации педагогического взаимодействия.
Исследователи, изучающие отношение родителей к качеству образования и воспитания в детском саду, отмечают противоречие в оценке родителями качества дошкольного образования - достаточно высокий уровень удовлетворенности качеством с одной стороны и требования усилить подготовку к школе с другой (Беспалова Н.Р., 2012). Несмотря на то, что оценка качества дошкольного образования усовершенствуется в интересах личности, общества, государства, самой системы образования, родители как основные заказчики услуг часто отделены от процессов мониторинга образовательных учреждений (Богуславская Т.Н., 2012).
В изучении оценки качества дошкольного образования в России с использованием шкалы ЕСЕКБ-К затрагиваются вопросы взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями шкал (Шмис Т.Г., 2015).
По результатам апробации шкал оценки образовательной среды ЕСЕКБ-К и ЕСЕКБ-Е в детских садах г. Москвы Лабораторией развития ребенка Института системных исследований МГПУ в качестве заказчика проведения мониторинга качества образования называются родители для ориентации в качестве предоставляемых услуг.
Таким образом, перед дошкольной организацией или учреждением стоит задача обеспечения качественных условий воспитания и образования, развития каждого ребенка в соответствии со стратегическими приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи.
Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования затрудняется некоторыми изменениями в детско-родитель-ских отношениях, что связано с «социальным и внутрисемейным расслоением, разрушением
привычного стереотипа внутрисемейных отношений, новыми подходами в воспитании и обучении детей, значительным ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения и увеличением количества детей, имеющих особенности в развитии» (Shabas S.G., 2016).
О.Н. Безрукова отмечает, что необходимо изменение эмоционально-ценностного отношения родителей к детям, усиление психологических ресурсов семей и помощь им в адаптации к изменениям в обществе. По мнению автора, «ценностные различия и особенности различных групп родителей требуют новых дифференцированных подходов к структурной поддержке родительского потенциала» (Безрукова О.Н., 2016. С. 126).
Характеристика исследования
Более 20 лет на базе районного методического объединения педагогов-психологов, созданного отделом образования администрации Ленинского района г. Екатеринбурга в детских садах, обеспечивается психологическое сопровождение семьи ребенка как главного фактора его позитивного и адекватного развития. Регулярный мониторинг представлений педагогов о трансформации детско-родительских отношений показывает, что основной проблемой взаимодействия с семьей является делегирование родителями собственной ответственности за ребенка и формирование «родительской беспомощности», многие родители имеют убежденность в том, что не могут влиять на воспитание и образование ребенка, т.к. не имеют «специальных знаний» и «достаточного времени для общения с ребенком» (Шабас С.Г., 2014).
По мнению К.Н. Поливановой, современное родительство гораздо более трудное, т.к. совмещается с желанием молодых людей сохранить важный для них профессиональный статус, поэтому «растущая ценность знания и доверия к нему в информационном обществе заставляет обращаться к экспертному мнению, а затем делать выбор между конкурирующими моделями» (Поливанова К.Н., 2015. С. 7). В связи с этим главным направлением работы многих дошкольных учреждений Ленинского района г. Екатеринбурга является сотрудничество с семьей и повышение психолого-педагогической культуры молодых родителей воспитанников.
Изучение апробации шкал ECERS-R в России показало, что, хотя объективная оценка, по мнению авторов, может быть получена только от внешних независимых экспертов, шкалы все
же «пригодны и для самооценки» деятельности детского сада (Шиян О.А., Воробьева Е.В., 2015. С. 49). Поэтому целью работы стала подготовка педагогов к взаимодействию с семьей ребенка для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ECERS-R.
В связи с этим в муниципальном дошкольном образовательном учреждении МБДОУ детский сад №26 Ленинского района г. Екатеринбурга, имеющий 13 групп, для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями коллективом МБДОУ было принято решение о создании системы активного, позитивного и продуктивного взаимодействия с семьей ребенка.
На основании методов наблюдения, анкетирования, мониторинга деятельности педагогов была оценена специфика взаимодействия с родителями. На основании изучения шкал ECERS-R «Родители и персонал» были определены условия сотрудничества учреждения с семьями воспитанников.
Для получения полноценного результата планируемая работа была разделена на несколько этапов:
I этап. Ознакомление педагогического коллектива со всеми современными законодательными актами и понятиями «качества образовательной деятельности», со шкалами ECERS-R:
• регулярное проведение семинаров и консультаций;
• групповой и индивидуальный разбор нормативных актов и методических пособий;
• совместное определение условий для внедрения в работу новых стратегий, повышающих качество воспитательно-образовательного процесса.
II этап. Выработка единых критериев работы с семьей у всего педагогического коллектива на всех возрастных группах для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
III этап. Создание механизмов взаимодействия с родителями (законными представителями) и семьей ребенка в новых условиях.
Особое значение на данном этапе было придано работе по формированию субъектной позиции родителей в возможности формирования и реализации образовательной программы.
Данный этап включает в себя следующее:
1. Выступление заместителя заведующего по ВМР на общем собрании с предлагаемой детским садом образовательной программой. Цель данного мероприятия:
• ознакомление родителей с программой;
• приглашение к сотрудничеству по корректировке программы;
• совместная выработка решения о возможностях родителей оценивания результатов освоения программы.
2. Выступление педагогов на групповых родительских собраниях с сообщениями об образовательной программе конкретной группы и данного возраста детей.
3. Свободный доступ к образовательной программе в методическом кабинете и на сайте учреждения для ознакомления и оценивания родителями детей детского сада.
4. Привлечение родителей к реализации образовательной программы через совместную с детьми проектную деятельность, утренники, тематические развлечения.
5. Организация возможности родителей отслеживать прохождение образовательной программы их ребенка через открытые мероприятия, выставки работ воспитанников.
6. Ознакомление родителей с образовательной деятельности ребенка по адаптированной программе для детей с различными нарушениями речи.
7. Возможность освоения ребенком образовательной программы другой (более старшей или более младшей) возрастной группы на основании заявления родителей и заключения ПМП(к) МБДОУ.
8. Организация оценивания родителями реализации образовательной программы через сайт учреждения, анкетирование, беседы с педагогами, специалистами и администрацией и письменные отзывы.
9. Индивидуальное отслеживание уровня освоения образовательной программы ребенком через ежемесячные ПМП(к), которые проводятся только при личном присутствии родителей (или законных представителей) и в различных формах взаимодействия с педагогом-психологом, учителями-логопедами, инструктором по физической культуре и музыкальными руководителями.
Необходимо отметить, что в реализации сотрудничества с родителями по повышению качества образования в освоении детьми образовательной программы существуют некоторые сложности, которые сотрудники и администрация детского сада пытаются решать совместно с семьей ребенка для создания условий, благоприятных для воспитания и развития всех детей.
Так, на этапе подготовки и внедрения ФГОС ДО сотрудниками детского сада для взаимодействия с родителями в новых условиях были проведены различные мероприятия для ознакомления с особенностями реализации образовательных программ в связи с новыми требованиями. Многие родители считали, что дошкольное образование необходимо только для подготовки к школе, и были не согласны с ФГОС ДО по отмене привычной «урочной» системы занятий в детском саду. Поэтому, согласно управленческим решениям администрации, педагогическим коллективом МБДОУ было приложено много усилий для разъяснения родителям приоритета образовательной деятельности через игровую деятельность ребенка в дошкольном возрасте.
Появились ситуации, когда родители принимают образовательную программу не полностью, а избирательно. Так, по желанию ребенка и в соответствии с представлениями родителей о его психофизических особенностях развития, бывают отказы родителей от участия их ребенка, например, в лепке, аппликации, занятиях по физкультуре или в подготовке к утренникам, т.к. «если ребенок не хочет - значит, не надо». Наблюдаются ситуации, когда родители отказываются от освоения их ребенком необходимой ему по индивидуальным особенностям психофизического развития адаптированной образовательной программы, не желая иметь социальный статус «ребенка с ОВЗ». Родители некоторых детей (особенно подготовительных групп) сознательно отказываются от непосредственной образовательной деятельности детского сада из-за посещения их детьми различных центров по подготовке к школе или спортивных учреждений высокого уровня.
Существуют различные жизненные ситуации, затрудняющие позитивное и адекватное взаимодействие детского сада с семьей воспитанников. В некоторых семьях, имеющих детей с ОВЗ, наблюдается эмоциональное истощение родителей, часто связанное с усталостью от длительных медицинских процедур, реабилитационных и коррекционных мероприятий, от необходимости тратить силы и средства на взаимодействие с различными специалистами. Часть родителей в результате наличия семейных проблем негативно настроены на любые предложения специалистов и не могут, а иногда и не хотят позитивно и конструктивно сотрудничать с ними. Существует также проблема «сверхзанятости родителей», когда они в спешке приводят и забирают детей, отказываясь взаимодейство-
вать с персоналом в любых формах, ссылаясь на нехватку времени и сил. Кроме того, часть родителей перекладывает ответственность на взаимодействие с детским садом на других членов семьи (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), вообще не бывая в детском саду. В некоторых семьях существуют представления, что педагогический коллектив сам должен проводить мероприятия по освоению детьми образовательной программы, поэтому контакты с такими семьями значительно затруднены.
Можно также отметить недостаточный уровень психолого-педагогической культуры части родителей в понимании возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей их ребенка. Часто это проявляется в завышенных или заниженных требованиях родителей или к самому ребенку, или к педагогическому коллективу по вопросам освоения образовательной программы.
При взаимодействии с семьями в данных ситуациях согласно управленческим решениям администрации МБДОУ всю деятельность по повышению качества воспитательно-образовательной работы педагоги и специалисты берут на себя.
В соответствии с современными требованиями педагоги подходят к развитию и воспитанию ребенка, принимая его и его семью как активных участников образовательных отношений для создания уважительных и позитивных взаимодействий, способствующих созданию условий для эмоционального благополучия всех детей. Здесь важно помнить, что «зависимость эмоционально-оценочного отношения от благополучной внешней среды не прямая, а обусловлена нормативно-ценностными и смысловыми представлениями» (Донцов А.И., Перелыги-на Е.Б., Рикель А.М., 2016. С. 5).
Анализ результатов
В результате проведенной совместно с администрацией работы в соответствии со шкалами ЕСЕКБ-К была создана система сотрудничества с родителями (законными представителями) и семьей воспитанников, которая включает в себя:
1. Предоставление родителям (законным представителям) полной информации об образовательной деятельности детского сада:
• в условиях непосредственного общения сотрудников с родителями - групповые и общие родительские собрания, семинары, беседы, групповые и индивидуальные консультации специалистов;
• в официальном информационном оповещении - возможность знакомства с образовательными программами, санитарными нормами, условиями режима и др. в виде письменном или электронном виде (на сайте учреждения);
• постоянная доступность для родителей администрации детского сада для внесения предложений по улучшению работы или для решения возникающих проблем.
2. Участие родителей в развитии и воспитании ребенка в детском саду:
• предоставление родителям (законным представителям) возможности наблюдения и участия в жизни ребенка (период адаптации, сложные проблемы развития ребенка, трудная жизненная ситуация и др.);
• вовлечение родителей (законных представителей) и семьи ребенка в воспитательно-образовательный процесс (участие в утренниках, программах развлечений, широкое использование проектных методов, взаимодействие с родителями при участии в конкурсах и мероприятиях районного, регионального, всероссийского и международного уровня);
• использование разнообразных вариантов приобщения семьи к участию в жизни группы (совместные праздники, посещения музеев, ГИБДД, пожарной части, картинных галерей, выезд на природу, знакомство с правилами дорожного движения и др.).
3. Постоянный обмен информацией о детях между родителями и сотрудниками:
• регулярное взаимодействие с семьей по вопросам особенностей личностного развития ребенка и возможностей улучшения освоения образовательной программы, частое неформальное общение, беседы, индивидуальные консультации;
• широкая и постоянная возможность взаимодействия родителей со всеми специалистами учреждения (логопедами, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, психологом) в условиях медико-психологического консилиума, на индивидуальных и групповых консультациях и беседах;
• личное участие родителей в ПМП(к), получение рекомендаций по воспитанию и развитию ребенка, психологическое сопровождение семьи после ПМП(к);
• выдача родителям рекомендаций педагогов и специалистов для позитивизации родительского воспитания ребенка, учета в семье его личностных особенностей и повышения возможностей освоения образовательной программы;
• предоставление родителям информации о возможности обращения к специалистам других профильных учреждений и организаций из системы социального взаимодействия для занятий ребенка спортом, музыкой, танцами и др.
Для позитивизации взаимодействия с семьями воспитанников, например, педагогом-психологом детского сада регулярно проводятся лекции, семинары и групповые консультации для повышения психолого-педагогической культуры родителей по широкому спектру де-тско-родительских отношений: «Поощрение и наказание в дошкольном возрасте», «Как стать хорошим родителем?», «Ребенок и трудная семейная ситуация», «Ранняя профилактика зависимостей у детей», «Почему ребенок плохо говорит? Психологические аспекты развития речи», «Семья как главный фактор развития ребенка в дошкольном возрасте», «Причины нарушений в поведении ребенка в дошкольном возрасте», «Как воспитывать мальчиков и как воспитывать девочек», «Психосексуальное развитие в дошкольном возрасте», «Если бабушка главная в доме...», «Критические периоды развития ребенка в дошкольном возрасте», «Развитие творчества и креативности в дошкольном возрасте», «Ждем второго малыша» и др.
В процессе работы МБДОУ над повышением качества взаимодействия семьи с педагогами, специалистами и администрацией вся работа направлена на формирование субъектной позиции родителей как участников воспитательно-образовательного процесса, на повышение их психолого-педагогической культуры и адекватное и позитивное восприятие ими своего ребенка.
Педагогический коллектив помогает родителям понимать, что с их ребенком происходит в детском саду, какова роль семьи в воспитательно-образовательном процессе; способствует желанию родителей помогать педагогам и своему ребенку прожить жизнь в детском саду радостно и полноценно; поддерживает интерес родителей к жизни и здоровью своего ребенка, к участию в его развитии и воспитании, также стимулирует готовность родителей идти на контакт для повышения качества дошкольного образования.
К промежуточным результатам проводимой МБДОУ детский сад №26 Ленинского района г. Екатеринбурга работы по взаимодействию с родителями как условию качества образования можно отнести следующие:
• высокий уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, получаемых их детьми в детском саду;
• успешную адаптацию и обучение выпускников ДОУ в начальных классах школ обычного и повышенного статуса;
• полноценное освоение образовательной программы детьми с различными (в том числе с тяжелыми) нарушениями речи;
• воспитание и образование по желанию родителей в данном детском саду их второго, третьего и даже четвертого ребенка;
• направленность родителей на продуктивные, систематические и позитивные контакты с дошкольным образовательным учреждением.
Выводы
Подготовка педагогов детского сада к взаимодействию с семьей ребенка в соответствии с ЕСЕКБ-К помогает активно включать семью в создание условий индивидуализации развития воспитанников. Данная работа позволяет детскому саду фокусировать внимание на качестве педагогической работы, созданных для нее условий, совокупностях возможностей, позитивного опыта и стимулов для развития, которые получают дети. В этой связи важно помнить, что именно «позитивный аффект личности оказывает конструктивное влияние на его самоэффективность» (Зотова О.Ю., 2017. С. 103). Необходимо учитывать и фактор развития доверительных отношений детей и родителей: «определенные психологические характеристики субъектов доверия выступают результатом личного опыта доверительных отношений и способствуют подтверждению оптимизма в проявлении установки на гене-рализованноедоверие»(ДонцовА.И.,Перелыги-на Е.Б., 2017. С. 156).
Позитивное и продуктивное сотрудничество с родителями позволяет повысить качество дошкольного образования. Ориентация педагогов на социальное партнерство создает адекватные условия для повышения психолого-педагогической культуры родителей. Работа с родителями как заказчиками образовательных услуг является одним из направлений взаимодействия детского сада с семьей, входящего как элемент в шкалу ЕСЕКБ-К «Родители и персонал», и может определять эффективность деятельности образовательных учреждений.
Созданные условия сотрудничества детского сада и родителей позволяют работать в соответствии с современными нормативно-зако-
нодательными требованиями и в значительной мере улучшать качество воспитательно-образовательного процесса, что является главной задачей современного образования. ■
Литература
1. Безрукова О.Н. Ценности родительс-тва: структура, типы, ресурсы / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. - 2016. -№3. - С. 118-127.
2. Беспалова Н.Р. Отношение родителей к качеству образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф., 4.II. - Новосибирск: СибАК, 2012. URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xv/27821 (дата обращения: 17.05.2017).
3. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. -2012. - №4. - С. 52-63. URL: http://cyberlenin-ka.ru/article/n/formirovanie-podhodov-k-otsenke-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 31.01.2017).
4. Головей ЛА. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства / Л.А. Головей, В.Е. Василенко, С.С. Са-венышева // Психологический журнал. - 2015. -№2. - С. 32-43.
5. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Рикель А.М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. - 2016. - №5. - С. 3-14.
6. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Трактовка доверия в зарубежной социальной психологии. Вопросы психологии. - 2017. - №2. -С. 152-161.
7. Зотова О.Ю. Эмоциональная безопасность личности в контексте жизненного пути // Дискуссия. - 2015. - №9 (61). - С. 76-84.
8. Кузьмин С.В. Качество результатов дошкольного образования, удовлетворяющее ожиданиям и запросам потребителей и соответствующее государственному стандарту // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС ДО». - ГБОУ ДПО «СПб АППО». - 2014. - Вып. 2. - С. 6-13.
9. Лопсонова З.Б. Управление качеством образования в ДОУ // Вестник БГУ. - 2014. -№1(2). - С. 14-18.
10. Маркарян ИА. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление
в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - №6 (25). - С. 69. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaiiriodeystvie-detskogo-sada-i-semi-prioritetnoe-napravlenie-v-deyatelnosti-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 22.06.2017).
11. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. - Т.7. - №3. - C. 1-11. doi: 10.17759/psye-du.2015070301 .URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2015/n3/polivanova.shtml (дата обращения: 22.05.2017).
12. Результаты апробации шкал оценки образовательной среды ECERS-R ECERS-E в детских садах г. Москвы / Лаборатория развития ребенка Института системных исследований МГПУ; И.Б. Шиян и др. М., 2015.
13. Реморенко И.М., Шиян ОА., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образовании. Теория и практика. -2017. - №2. - С. 16-31.
14. Шабас С.Г. Представления педагогов детского сада о современных детско-родительских отношениях / «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие профессиональных стандартов» (Москва, 8-10 апр. 2014 г.): материалы X всерос. науч.-практ. конф. - М.: Федерация психологов образования России, 2014. - С. 430-432.
15. Шиян ОА Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №7. - С. 38-49.
16. Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. -№7. - С. 54-56.
17. Shabas S. Relationships Between Parents and Preschool-Age Children Attending Kindergartens // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 233., 17 Oct. -P. 269-273.
Статья поступила в редакцию 7.06.2017 г.