Научная статья на тему 'Управление проектной деятельностью детей в дошкольном образовании'

Управление проектной деятельностью детей в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ / MANAGEMENT / MANAGEMENT FUNCTIONS / PRESCHOOL EDUCATION / PROJECTS / PROJECT APPROACH / STAGES OF CHILDREN'S PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

Актуализируется применение проектного подхода в дошкольном образовании, рассматриваются основные особенности данного процесса. Показано, что применение проектного подхода в дошкольной организации требует системного управления. Представлены этапы проектной деятельности детей в дошкольном образовании с точки зрения управления данным процессом. Подчеркивается важность формирования у педагогов дошкольного образования управленческих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the specific features of the project approach and its application in preschool education. It is shown that the application of the project approach in a pre-school organization requires system management. The stages of children’s project activities in pre-school education are presented from the point of view of managing this process. The importance of the formation of managerial competencies among teachers of preschool education is emphasized.

Текст научной работы на тему «Управление проектной деятельностью детей в дошкольном образовании»

A.A. ДРУЖИНИНА (Тамбов)

управление проектной деятельностью детей в дошкольном образовании

Актуализируется применение проектного подхода в дошкольном образовании, рассматриваются основные особенности данного процесса. Показано, что применение проектного подхода в дошкольной организации требует системного управления. Представлены этапы проектной деятельности детей в дошкольном образовании с точки зрения управления данным процессом. Подчеркивается важность формирования у педагогов дошкольного образования управленческих компетенций.

Ключевые слова: управление, функции управления, дошкольное образование, проекты, проектный подход, этапы проектной деятельности детей.

В современных условиях дошкольное образование является значимым ресурсом развития будущего страны, что влечет за собой необходимость постоянного поиска эффективных способов управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Согласно исследованиям нобелевского лауреата Джеймса Хекмана и его учеников о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование, вложения в самом раннем возрасте (0-6 лет) являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. Эти исследования, по сути, перевернули взгляд человечества на дошкольное образование, которое начало рассматриваться как инвестиция, а не расходная статья бюджета [9].

М.Ш. Габибова рассматривает следующие пути повышения конкурентоспособности дошкольной образовательной организации: «постоянное использование нововведений; постоянное обучение и переподготовка кадров; повышение заинтересованности работников и улучшение условий труда; анализ своих конкурентов для выявления своих сильных и слабых сторон; поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества образования; выработка корпоративной культуры» [2, с. 86]. все это актуализирует внедрение новых подходов к реализации дошкольного образования, которое должно вдохновлять, объединять и

кие науки -

расширять возможности развития детей. К такому подходу мы относим проектный подход.

Анализ на уровне общих схем организации проектной деятельности приводит к представлению о парадигмах проектировочного мышления, различные варианты которого могут сосуществовать, в зависимости от социокультурных условий одна из парадигм занимает доминирующее положение. Это ярко проявляется в педагогическом проектировании в том, что существующий социальный заказ формулирует цели образовательного проекта, субъект проектирования действует в определенной парадигме с учетом потребностей личности и общества. Характер соотношения целей и средств проектирования определяет границы ответственности проектировщика за результаты его деятельности, показывает его проектировочную компетентность [3, с. 18].

Управление проектной деятельностью в дошкольном образовании помогает выстраивать направления развития и образования детей, учитывая их индивидуальные потребности, интересы и сильные стороны, предоставляет детям возможность работать, где это уместно, в своем собственном темпе. Оно также помогает в интеграции знаний и навыков из различных направлений развития, для того чтобы дети могли видеть и устанавливать межпредметные связи [11].

J. Piaget рассматривала влияние активных физических взаимодействий детей с окружающей средой на построение знания. Согласно J. Piaget, ребенок, который достигает определенных знаний через свободное исследование и в стихийных усилиях, впоследствии сможет его долго сохранять [16, p. 93].

Проектный подход построен на естественном любопытстве детей, которое позволяет им взаимодействовать, общаться, спрашивать, решать проблемы, размышлять. Такое подлинное обучение выходит за пределы образовательной организации. Это, по сути, освоение настоящей жизни. В проектах детям также предоставлены возможности внести свой вклад оригинальным и творческим способом [12].

Метод проектов был применен сначала в школьной практике, введен Дж. Дьюи [10]. L. Katz и S. Chard обновили идеи Дж. Дьюи, определив проектный подход как углубленное исследование стоящей темы и рекомендуя его в качестве одного из элементов любой образовательно-воспитательной программы, ориентированной на индивидуальные особен-

О Дружинина A.A., 2019

ности ребенка [13]. С. Ли отмечает, что проектный подход развивает естественную склонность детей к открытиям благодаря наблюдению, игре, практическим задачам и реальным вызовам [14].

Е.С. Шайдуллина дополняет преимущества использования проектной технологии и отмечает, что проекты в дошкольном образовании позволяют «осуществлять личностно-ориентированное воздействие (взаимодействие); развивать творческие способности и коммуникативные знания, умения и навыки (компетенции), формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности; осуществлять коррекцию уровня знаний, умений и навыков; развития детей на основе рефлексии и мониторинга внедрения проектной деятельности; вовлечь в процесс воспитания и образования детей их родителей; сформировать коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение темы проектов, работа по проектам обеспечивает режим развития ДОУ, наращивание его образовательного потенциала» [8]. М. Kolodziejski, М. Przybysz-2агетЬа среди преимуществ проектного подхода в дошкольном образовании отмечают его образовательный, социальный и интеграционный потенциал, а особенно умение работать в группе, сотрудничество и ответственность за свою работу, значимость командной работы с учетом увлечений конкретных членов команды [15]. Л.С. Рудакова считает, что «особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОу такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей» [6]. Воспитателю следует управлять проектной деятельностью дошкольника, выступать в роли фасилитатора. Н.Е. Ве-ракса и А.Н. Веракса выделяют следующие особенности проектной деятельности в дошкольном образовании: «проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием; участники проектной деятельности должны быть мотивированы; проектная деятельность имеет адресный характер» [1].

потенциал применения проектного подхода в дошкольной организации требует системного управления. Существуют различные определения понятия «управление», в нашем исследовании управление трактуется как «вид

профессиональной деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность; процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей» (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури) [4].

Мы согласны с Ф.Е. Удаловым, О.Ф. Алёхиной и О.С. Гапоновой, что «с функциональной точки зрения управление есть не что иное, как исполнение следующих его основных функций: планирование; организация; контроль; оперативное регулирование; мотивация» [7, с. 12]. На основе анализа работ [5; 17] мы соотнесли функции управления с этапами проектной деятельности воспитателя и детей в дошкольном образовании (табл. 1).

Рассмотрим подробнее этапы проектной деятельности как совместной деятельности ребенка и воспитателя, представленные в табл. 1, с точки зрения функций управления.

на первом этапе формулируется тема проекта (постановка целей и задач). Тема проекта должна:

- развивать интерес (необходимо использовать интерес детей как источник тем для проектов);

- быть максимально привлекательна для всех детей (важно помнить, что не все интересы детей в равной степени заслуживают внимания; например, изучение героев мультфильмов не является важной темой для проекта);

- быть достаточно общей (например, тема «насекомые в нашем саду» - более подходящая тема для дошкольников, чем «Бабочка капустница» или «Насекомые мира»);

- эффективно использовать образовательное время (основные образовательные программы могут дать хорошие идеи для темы проекта, необходимо сосредоточиться на темах, которые дети, возможно, не смогут изучать вне занятий);

- усложняться по мере развития (в начале года следует выбирать темы, которые знакомы большинству детей в группе («Обувь, которую мы носим» или «Наши сумки и рюкзаки»), по мере того как дети знакомятся с проектной работой, они могут изучать темы, отражающие и поддерживающие разнообразие их происхождения и опыта («Хлеб, который мы едим»)) [17].

В ходе планирования работы над проектом воспитатель может использовать таблицу вопросов, разработанную Lilian G. Katz [13]. После согласования темы исследования воспитатель может приступить к созданию таблицы

- педагогические науки -

Таблица 1

Характеристика этапов проектной деятельности в дошкольном образовании

е я я 5 я в Функции Основные управленческие Основная деятельность детей

н в 5 характеристики этапа деятельности

т а й я управления воспитателя на этапе

формулировка воспитателем проблемы, по- Дети выбирают, что исследовать, с

становка цели и задач, поиск пути решения некоторым руководством от воспи-

проблемы, сбор первичной информации, тателя.

определение способов деятельности, созда- Дети обсуждают то, что они уже

ние замысла. знают об этой теме.

К и Планирова- Воспитатель помогает записывать идеи. Дети высказывают идеи.

и у Основная функция этапа - наметить про- С помощью воспитателя дети пере-

ш а к н ние, органи- грамму, подобрать средства дальнейших це- числяют вопросы, на которые они

и С о к зация, моти- левых действий. Если это групповой или хотят ответить во время проекта.

и о вация коллективный проект, происходит распре- Дети говорят о том, какие ответы

^ С деление задач среди его участников, формируется мотивация к исследовательской деятельности. воспитатель перечисляет детские предположения они могут найти на свои вопросы

выполнение основных мероприятий, не- Дети выполняют проектную рабо-

обходимых для достижения поставленной ту при помощи воспитателя и с при-

цели, поддержка создания продукта. влечением людей из среды, которые

Организация самостоятельной работы участ- могут ответить на их вопросы и по-

К ников проекта по своим индивидуальным казать, как сделать продукт.

Оперативное или групповым исследовательским, творче- С помощью взрослых дети пользу-

И о и у к ским задачам под контролем воспитателя. ются книгами и компьютерами для

& о регулирова- Воспитатель призывает детей задавать во- поиска информации.

н га й а ние, мотива- просы и комментировать выводы друг друга. Во время встреч дети сообщают о

ция при необходимости ведутся промежуточ- том, что они узнали. Дети могут ри-

кн ные обсуждения полученных данных в группах, вносятся изменения в план проектной деятельности. Воспитатель осуществляет мониторинг деятельности дошкольников совать, фотографировать, писать, создавать графики того, что они измерили и посчитали, и строить модели

презентация продукта и проекта в целом, Дети обсуждают найденные доказа-

анализ результатов работы, формулировка тельства, которые помогают им от-

выводов, оформление портфолио проекта. ветить на их вопросы. Воспитатель помогает им сравнить то, что они узнали, с тем, что они знали до начала проекта. Дети решают, как показать, что они сделали и что они узнали, родителям и сверстникам, которые не участвовали в проекте.

Дети создают презентации, порт-

К ш фолио, чтобы поделиться истори-

Н и о и Контроль ей проекта с другими. Презентации,

н н 8 Организация рефлексии портфолио могут включать рисунки, заметки, истории, записанные на пленку беседы, фотографии, модели, графики и видеозаписи. Дети также могут разыграть то, чему они научились. Дети могут пригласить родителей и других гостей на презентацию своего проекта. Воспитатель может помочь молодым исследователям решить, как рассказать историю о том, что они сделали и что они узнали

вопросов с тремя столбцами следующим образом:

Вопросы Прогнозы Полученные данные

Вопросы Прогнозы Полученные данные

На них есть цветы? Да Нет У некоторых

Воспитатель может спросить группу: «Что вы хотите узнать о [теме]?». Например, если группа начинает изучать деревья рядом с ДОу, воспитатель может спросить: «что вы хотите узнать о деревьях?». Затем воспитатель заполняет первую колонку:

по мере того как дети вовлекаются в работу над проектом, воспитатель может предлагает им сформулировать дополнительные вопросы, связанные с опытом работы над проектом:

после написания вопросов детей в первом столбце воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, какой будет ответ?».

Иногда, когда ребенок делает достаточно ясное предсказание, воспитатель может спросить в позитивном и любопытном тоне: «что заставляет вас так думать?» побуждение детей изучать и предлагать основы для предсказаний должно стать частью культуры группы и может способствовать формированию жизненной позиции. когда воспитатель побуждает группу делать прогнозы, дети могут даже спорить друг с другом, поддерживать свои собственные идеи. Их разговор может раскрыть диапазон опыта и знаний, представленных в группе.

Прогнозы могут быть перечислены во втором столбце следующим образом:

По мере того как дети возвращаются с различных визитов на места и беседуют с приглашенными экспертами, воспитатель помогает им завершить третью колонку выводов (полученных данных):

Вопросы Прогнозы Полученные данные

На них есть цветы? Да Нет У некоторых У некоторых да, у некоторых нет

Когда дети познакомятся с использованием такого рода таблицы вопросов, воспитатель может добавить еще одну колонку, называя ее «Источник», чтобы отметить, где они получили ответы на свои вопросы. С детьми постарше может появится колонка под названием «Как можно найти ответы на этот вопрос?» или «что вы сделали, чтобы получить ответы на этот вопрос?». Многое зависит от возраста и опыта детей, участвующих в проекте.

Как правило, рекомендуется размещать таблицу вопросов там, где дети могут ее легко увидеть, и возвращаться к ней всякий раз, когда это представляется целесообразным для поддержки прогресса проекта [13].

Кроме того, на этом и последующих этапах необходимо мотивировать дошкольников к проектной деятельности.

на втором этапе (планирование, собственно деятельность по проекту, мониторинг) необходимо:

- разделить группу на небольшие группы по интересам, чтобы сосредоточиться на конкретных вопросах, связанных с темой проекта (дети в каждой группе объясняют свой план другим группам и просят у них предложения);

- разработать план, где искать информацию (воспитатель обсуждает возможных «приглашенных экспертов» и помогает детям написать им приглашения; определяются места (участки) поблизости, для того чтобы сделать полевые работы по своей теме (супермаркет, больница, ферма) (воспитателю следует посетить места заранее без детей, поговорить с ответственными о том, что вы хотите, чтобы дети увидели и узнали); на некоторые посещения не нужно привлекать всю группу (например, небольшая группа, изучающая

Вопросы Прогнозы Полученные данные

На них есть цветы?

Вопросы Прогнозы Полученные данные

На них есть цветы?

Когда мы прогуляемся вокруг детского сада (или парка), что вы хотите измерить?

педагогические науки

парковку, могла бы пойти туда без всех своих одногруппников); на этом этапе также необходимо заручиться поддержкой родителей-добровольцев для работы в небольших группах на местах).

Перед посещением воспитатель должен помочь детям спланировать, что они могут нарисовать, сфотографировать, собрать или записать. Предложить им решить, кто будет задавать конкретные вопросы. Попросить добровольцев для каждого задания («Кто нарисует приборную панель? Кто будет записывать запуск автобуса?»).

Когда дети вернутся с полевых работ, им необходимо доложить всей группе о том, что они нашли. Они могут поделиться своими рисунками, цифровыми фотографиями или вещами, которые собрали. Воспитателю следует поощрять детей, которые не были на полевых работах, задавать вопросы тем, кто это сделал.

Воспитателю необходимо побуждать детей находить ответы на свои вопросы различными способами. надо помочь детям разработать анкету для семьи, соседей, приглашенных экспертов, показать им, как следует формулировать вопросы («Как ты думаешь, каким бы был человек без костей?», «Для чего нужен скелет?»).

можно взять небольшую группу в библиотеку и попросить библиотекаря помочь детям найти информацию. Следует помочь детям найти информацию в Интернете. На данном этапе также необходимо показать детям, как использовать камеры, счетчики, таймеры, рекордеры и другое оборудование, требуемое для их исследований [17]. По мере выполнения проекта воспитателю следует возвращаться к исходному списку вопросов и прогнозов, следить за ответами на вопросы, на которые группа уже ответила, и составлять новый список идей или вопросов, к которым пришла группа [Там же].

На третьем этапе (контроль) необходимо разработать план завершения исследования. Надо обсудить результаты исследований, вернуться к списку (таблице) вопросов с детьми: «На какие вопросы не ответили?». Если дети ответили на большинство вопросов, пришло время завершить проект. Воспитателю следует предложить возможные заключительные мероприятия: пригласить другие группы, спланировать день открытых дверей, чтобы семьи могли увидеть проделанную работу, можно поставить пьесу, которая покажет, чему научилась группа [Там же].

Таким образом, для внедрения проектного подхода в дошкольное образование требу-

ется системное управление процессом проектной деятельности воспитателя и детей; применение управленческого алгоритма, включающий совокупность этапов; необходимо также готовить будущих педагогов дошкольного образования к переходу от роли инструктора к роли фасилитатора и руководителя проектов, который будет управлять, направлять, «вести» проектную деятельность дошкольника, а значит, должен обладать управленческими и проектными компетенциями, т. е. уметь планировать, организовать, контролировать, оперативно регулировать и мотивировать проектную деятельность дошкольника.

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Между-нар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М., 2015. С. 86-87.

3. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А., Гараш-кин H.A. Культурологический подход в вузовской подготовке социальных работников: новые направления: моногр. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2012.

4. Мескон М.Х. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

5. Платонова С.М. О внедрении метода проектов в дошкольное образование // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. C. 213-223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Рудакова Л.С. Метод проектов - инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении // Вестн. Прикам. соц. ин-та. 2016. № 3(75). C. 86-90.

7. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: учеб. пособие. н. новгород: нижегор. гос. ун-т, 2013.

8. шайдуллина Е.С. использование проектной технологии в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Челяб. гуманитарий. 2014. № 2(27). C. 87-94.

9. шмис Т. Детство золотое. как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост [Электронный ресурс] // Forbes. 2017. 25 окт. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351965-detstvo-zolotoe-kak-investicii-v-do shkolnoe-obrazovanie-vliyayut-na (дата обращения: 01.10.2018).

10. Dewey J. Democracy and education: An introduction to the philosophy of education. N.Y.: Macmil-lan, 1916.

11. Helm H., Katz L.G. Young Investigators: The Project Approach in the Early Years [Electronic resource]. URL: http://www.ceep.crc.uiuc.edu/eec

earchive/digests/1994/lk-pro94.html (дата обращения: 01.10.2018).

12. Jane M. The Project Approach: A different way to plan curriculum // Young Children. 1998. № 53(4). P. 55-59.

13. Katz L.G., Chard S.C. Engaging children's minds: The project approach. Stamford, CT: Ablex. 2000.

14. Lee S. Explore, Question, Ponder, and Imagine: Projects give kids the chance to delve deeply and find their own way through challenging intellectual terrain // Northwest Education. 2002. 7(3). P. 2-7.

15. Kolodziejski M., Przybysz-Zaremba M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11. No. 4. P. 26-32.

16. Piaget J. To understand is to invent: The future of education. NY: Grossman Publishers, 1973.

17. Project Approach for Preschoolers [Electronic resource]. URL: https://illinoisearlylearning. org/tipsheets/projects-overview/ (дата обращения 01.10.2018).

* * *

1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaja deja-tel'nost' doshkol'nikov: posobie dlja pedagogov do-shkol'nyh uchrezhdenij. M.: Mozaika-Sintez, 2014.

2. Gabibova M.Sh. Puti povyshenija konku-rentosposobnosti predprijatija // Aktual'nye voprosy jekonomiki i upravlenija: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, ijun' 2015 g.). M., 2015. S. 86-87.

3. Garashkina N.V., Druzhinina A.A., Garash-kin N.A. Kul'turologicheskij podhod v vuzovskoj pod-gotovke social'nyh rabotnikov: novye napravlenija: monogr. Tambov: Izd-vo TGU, 2012.

4. Meskon M.H. Osnovy menedzhmenta. M.: Delo, 1992.

5. Platonova S.M. O vnedrenii metoda proektov v doshkol'noe obrazovanie // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2017. № 2. C. 213-223.

6. Rudakova L.S. Metod proektov - innovacionnaja forma organizacii obrazovatel'nogo processa v do-shkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Vestn. Pri-kam. soc. in-ta. 2016. № 3(75). C. 86-90.

7. Udalov F.E., Aljohina O.F., Gaponova O.S. Osnovy menedzhmenta: ucheb. posobie. N. Novgorod: Nizhegor. gos. un-t, 2013.

8. Shajdullina E.S. Ispol'zovanie proektnoj tehno-logii v uslovijah vvedenija federal'nogo gosudarst-vennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija // Cheljab. gumanitarij. 2014. № 2(27). S. 87-94.

9. Shmis T. Detstvo zolotoe. Kak investicii v do-shkol'noe obrazovanie vlijajut na jekonomicheskij rost [Jelektronnyj resurs] // Forbes. 2017. 25 okt. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351965-dets tvo-zolotoe-kak-investicii-v-doshkolnoe-obrazovanie-vliyayut-na (data obrashhenija: 01.10.2018).

Management of project activities of children in preschool education

The article describes the specific features of the project approach and its application in preschool education. It is shown that the application of the project approach in a pre-school organization requires system management. The stages of children's project activities in pre-school education are presented from the point of view of managing this process. The importance of the formation of managerial competencies among teachers of preschool education is emphasized.

Key words: management, management functions, pre-school education, projects, project approach, stages of children's project activities.

(Статья поступила в редакцию 24.10.2018)

р.П. софронов

(Якутск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Рассматривается актуальная проблема теоретического осмысления и педагогического содействия развитию экологического сознания, формированию экологической культуры у школьников в рамках дополнительного экологического образования. Обосновывается связь формирования экологического сознания и экологической культуры школьников с процессом становления их картины мира. Отмечаются в этой связи роль, методические приемы и пути реализации этнокультурных традиций в системе дополнительного экологического образования.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, среднее общее образование, дополнительное экологическое образование, картина мира, этнокультурные традиции, педагогические программы, проект.

Вопросы экологического образования подрастающего поколения признаются особо значимыми для устойчивого развития российского общества, в связи с чем они нашли от-

О Софронов Р.П., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.