Научная статья на тему 'Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности'

Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДА / SCHOOL EDUCATION / COGNITIVE INTEREST / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гримовская Людмила Михайловна

Современная социокультурная ситуация, изменения, происходящие в дошкольном образовании, обусловливают актуальность проблемы активизации интереса детей к познанию окружающего мира. Среди разнообразных средств, обеспечивающих успешность работы в данном направлении, особое место занимает проектная деятельность. Цель исследования, представленного в статье, заключается в теоретическом обосновании педагогических условий развития интереса к природе (миру растений) у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Представлен анализ структуры и особенностей познавательного интереса дошкольников, обращено внимание на трудности его формирования на первой ступени общего образования, описан компонентный состав познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнуто, что информация о растениях может служить объектом направленности познавательного интереса детей в связи с тем, что отвечает факторам новизны, сложности, когнитивного конфликта. Рассмотрена сущность проектной деятельности, этапы ее осуществления, приведены примеры проектов, целесообразных для включения в образовательный процесс в современном детском саду. Сделан вывод, что познавательный интерес к природе у детей старшего дошкольного возраста является сложным личностным образованием, представляющим собой эмоционально-положительную направленность дошкольника на активное, действенное познание мира природы и прогнозирование его развития. Педагогическими условиями поддержки интереса дошкольников к природе (миру растений) в проектной деятельности являются соблюдение этапов, обеспечивающих последовательное формирование познавательного интереса, определенный уровень развития способности ребенка к проектированию, предоставление возможности непосредственного общения с природными объектами, учет индивидуальных особенностей и интересов детей в познании природного окружения, профессионализм педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern socio-cultural situation and changes that are taking place in preschool education, determine the relevance of the problem of enhancing children’s interest in learning about the world around them. Among various tools that ensure productiveness of work in this sphere project activity occupies a special place. The purpose of the study presented in the article is to theoretically substantiate pedagogical conditions for the development of interest in nature (the world of plants) in preschool children through projects. The article analyses the structure and characteristics of preschool children’s cognitive interest, attention is drawn to difficulties of its formation at the first stage of general education, it also describes the component composition of cognitive interest in the nature of children of senior preschool age. It was emphasized that information about plants can serve as an object of orientation of children’s cognitive interest due to the fact that it matches the factors of novelty, complexity, and cognitive conflict. The article views the essence of project activity, stages of its implementation, examples of projects that are appropriate for inclusion in the educational process of a modern kindergarten. The author comes to the conclusion that cognitive interest in the nature of children of senior preschool age is a complex personal entity, representing the emotional-positive orientation of a preschooler to an active, effective knowledge of the natural world and forecasting its development. Pedagogical conditions for supporting preschoolers’ interest in nature (the world of plants) in project activities are: observance of the stages ensuring consistent formation of cognitive interest, certain level of development of a child’s ability to design projects, provision of opportunities for direct communication with natural objects, consideration of individual environment, professionalism of a teacher.

Текст научной работы на тему «Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности»

УДК 373.2.:37.015.31

Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности

Л. М. Гримовская

Гримовская Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Смоленский государственный университет, Россия, zayceva-ludmila@mail.ru

Современная социокультурная ситуация, изменения, происходящие в дошкольном образовании, обусловливают актуальность проблемы активизации интереса детей к познанию окружающего мира. Среди разнообразных средств, обеспечивающих успешность работы в данном направлении, особое место занимает проектная деятельность. Цель исследования, представленного в статье, заключается в теоретическом обосновании педагогических условий развития интереса к природе (миру растений) у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Представлен анализ структуры и особенностей познавательного интереса дошкольников, обращено внимание на трудности его формирования на первой ступени общего образования, описан компонентный состав познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнуто, что информация о растениях может служить объектом направленности познавательного интереса детей в связи с тем, что отвечает факторам новизны, сложности, когнитивного конфликта. Рассмотрена сущность проектной деятельности, этапы ее осуществления, приведены примеры проектов, целесообразных для включения в образовательный процесс в современном детском саду. Сделан вывод, что познавательный интерес к природе у детей старшего дошкольного возраста является сложным личностным образованием, представляющим собой эмоционально-положительную направленность дошкольника на активное, действенное познание мира природы и прогнозирование его развития. Педагогическими условиями поддержки интереса дошкольников к природе (миру растений) в проектной деятельности являются соблюдение этапов, обеспечивающих последовательное формирование познавательного интереса, определенный уровень развития способности ребенка к проектированию, предоставление возможности непосредственного общения с природными объектами, учет индивидуальных особенностей и интересов детей в познании природного окружения, профессионализм педагога. Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный интерес, проект, проектная деятельность, природа.

й01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-88-94 Актуализация проблемы исследования

Развитие познавательного интереса у детей является важной педагогической проблемой, ко -торая, несмотря на разработанность различных ее аспектов в психолого-педагогической науке, не теряет актуальности и на современном этапе. Особое значение приобретает ее разрешение в дошкольном детстве.

Актуальность и значимость решения задачи формирования познавательного интереса у дошкольников в современных условиях определяется рядом факторов. Во-первых, это социокультурная ситуация: век информационных технологий требует от человека умения ориентироваться в потоке информации, отбирать и преобразовывать ее. Во-вторых, это модернизация дошкольного образования - направленность на поддержку детской инициативы, самостоятельности и стремления к освоению знаний, обогащение содержания образования, изменение образовательных технологий. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из приоритетных задач определяется «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [1]. В-третьих, то, что значимость формирования у детей интереса к познанию обусловлена недостаточным вниманием к рассматриваемому вопросу со стороны педагогов и родителей, направленностью реального образовательного процесса в детском саду и усилий родителей на формирование знаний, а не на активизацию процесса их освоения. В результате, несмотря на то что дошкольный возраст обладает повышенными возможностями в развитии детской любознательности, «имеющиеся у дошкольников резервы в формировании познавательного интереса оказываются практически не задействованными» [2, с. 39].

Г. И. Щукина определяет познавательный интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне, самому процессу овладения знаниями [3].

Автором определены стадии развития познавательного интереса, выходящие далеко за границы дошкольного детства. Первая стадия - любопытство, обусловленное внешними обстоятельствами, которые привлекают внимание ребенка. Вторая связана с проявлением любознательности, стремления проникнуть за пределы увиденного, радости познания. На третьей стадии познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы, благодаря чему становится возможным познание существенных

связей и закономерностей изучаемой области действительности. И наконец, четвертая стадия - теоретический интерес, когда приобретенные теоретические знания становятся инструментом познания.

Данные ступени взаимосвязаны. На основе развитого познавательного интереса формируется ценностное отношение к изучаемой области действительности, к субъектам познания, складывается мировоззрение. Только при условии целенаправленного формирования познавательного интереса в дошкольном детстве становится возможным достижение в конечном счете уровня теоретического интереса.

В работах А. М. Матюшкина, Н. Г. Морозовой, В. А. Филипповой, Г. И. Щукиной и др. определен основной методологический подход к формированию познавательной активности и познавательного интереса.

Развитию познавательного интереса у дошкольников посвящены исследования Э. А. Барановой, Ю. Ю. Березиной, Н. Б. Бочаровой, Л. Н. Вахрушевой, С. В. Гусаровой, С. В. Кожо-карь, А. Ю. Кузиной, Л. В. Лохвицкой, О. В. Прозоровой, Л. М. Ризаевой, М. Л. Семеновой, В. В. Хвойновой и др.

Исследователями изучены особенности формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте, выявлены педагогические условия развития этой стороны психики в процессе ознакомления ребенка с разными сферами окружающей действительности (математикой, техникой, историей предметного мира и др.). Так, в исследовании Ю. Ю. Березиной доказано, что важнейшим педагогическим условием формирования познавательного интереса у старших дошкольников являются расширение познавательных форм общения с ребенком в детском саду и семье, развитие мотивов познавательной деятельности, обогащение поисковых способов познания окружающего мира, их актуализация и перенос на разные виды деятельности [4, с. 9].

Учеными раскрыт потенциал разных средств, обеспечивающих успешность работы в рассматриваемом направлении, - игры, познавательной литературы, народной педагогики, знаково-сим-волических средств и др.

В ряде исследований подчеркиваются роль взаимодействия со сверстниками и взрослыми в формировании познавательного интереса, значение переживания ситуации успеха, связанного с решением ребенком познавательных задач.

В научной литературе отмечается, что одним из условий успешного формирования познавательного интереса у дошкольников является расширение и обобщение представлений об окружающем мире, обогащение опыта обследования и действий с его предметами путем наблюдений, экспериментирования, наглядного моделиро-

вания, чтения природоведческой литературы и др. Упрощенность преподнесения информации дошкольникам, напротив, не способствует качественном изменению интереса.

Незаменимым источником познания является природа. Взаимодействие с ней содержит большой развивающий потенциал: у детей формируются экологические представления, нравственно-эстетическое отношение к природному окружению, экологически целесообразное поведение, развиваются познавательный интерес и способности.

Развитие познавательного интереса обеспечивает, в свою очередь, высокий уровень освоения природоведческого содержания, объединение знаний в систему. Существенным является утверждение ученых (Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, С. Н. Николаевой и др.), что логика освоения системного знания у детей включает понимание видовой или родовой сущности объектов, постижение закономерных связей разных сторон объекта, их причинной обусловленности и установление существенной причинно-следственной зависимости между объектами.

В работе А. М. Вербенец [5] показано, что новая информация о природе является предпочтительной для современного дошкольника, но интерес носит ситуативно-отражательный, поверхностный характер и в первую очередь проявляется по отношению к миру животных.

Исследователями выявлены трудности в формировании познавательного интереса у детей -преобладание игровой мотивации, недостаточный уровень развития познавательной деятельности, ограничивающий возможности установления связей и зависимости в окружающей действительности, относительный и недостаточный уровень самостоятельности, особенности развития психических процессов, что ограничивает, в частности, возможность применения метода проектов.

Между тем в трудах А. Н. Вераксы, Н. Е. Ве-раксы, Т. Г. Кобзевой, Д. А. Костиковой, О. В. Полозовой, А. И. Савенкова и др. подчеркивается развивающий потенциал проектной деятельности, возможности включения в нее дошкольников.

В исследовании А. Ю. Кузиной [6] выявлены педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности на материале ознакомления с историей предметного мира. Важным является утверждение автора, что степень проявления познавательного интереса определяется особенностями информации и характером деятельности. Однако подобные исследования немногочисленны, раскрывают лишь отельные аспекты рассматриваемой проблемы. Недостаточно изученным остается вопрос возможностей проектной деятельности в формировании интереса детей к миру растений.

В настоящей работе предпринята попытка выявить сущность понятия «познавательный интерес к природе» применительно к старшему дошкольному возрасту, определить его компонентный состав, потенциальные возможности информации о растениях как объекте направленности познавательного интереса дошкольников, обосновать возможности проектной деятельности дошкольников в активизации у них познавательного интереса, определить педагогические условия развития познавательного интереса к растениям у старших дошкольников в проектной деятельности.

Познавательный интерес к природе, его структура

Анализ научной литературы, раскрывающей сущность познавательного интереса, позволил нам рассматривать познавательный интерес к природе у детей старшего дошкольного возраста как эмоционально-положительную направленность дошкольника на активное, действенное познание природы и прогнозирование ее развития. Это сложное личностное образование представляет собой единство интеллектуального, эмоционально-волевого и процессуального компонентов.

Интеллектуальный компонент включает в себя наличие познавательных вопросов прогнозирующего характера, обращенность к изучаемому природному объекту, его свойствам, связям и отношениям.

Эмоционально-волевая составляющая предполагает внимание к познавательной информации природоведческого содержания, проявление позитивных эмоциональных реакций на новую информацию, необычные свойства, связи и отношения природных объектов, активность и самостоятельность в преодолении трудностей, связанных с познанием природы.

Исследовательский подход в решении задач, связанных с познанием природы, стремление найти нестандартный способ решения задачи, проявление умения вступать в диалог по поводу решения задачи являются составляющими процессуального компонента.

Данные компоненты дают целостное представление о познавательном интересе дошкольников к природе, могут служить критериями его развития и теоретической предпосылкой для выявления условий его формирования.

Активизация интереса детей к миру растений является важной педагогической задачей. Как показывают результаты исследований и наши наблюдения, растения в сравнении с животными значительно меньше привлекают внимание со стороны дошкольников. Недостаточный интерес к растениям может быть объяснен их статичностью,

в связи с чем эти живые организмы проигрывают динамичным, подвижным животным с их разнообразными поведенческими проявлениями. В то же время относительная неподвижность делает растения самыми доступными для познания, позволяет обследовать их с помощью разных органов чувств.

Факторы устойчивости познавательного интереса

Информация о растениях может способствовать формированию устойчивого познавательного интереса, поскольку отвечает факторам новизны, сложности, когнитивного конфликта. Мир растений чрезвычайно богат интересными объектами, особенности которых могут вызвать удивление, восхищение, восторг. На этой основе в процессе восприятия развивается любознательность, а затем - потребность в познании и самостоятельной познавательной деятельности (при педагогической поддержке взрослого), что способствует становлению у детей представления о непростых связях и отношениях, существующих в природе, самоценности каждого живого существа, его месте в окружающем мире.

Значительное место в формировании познавательного интереса дошкольников к миру растений должна занять проектная деятельность. Она позволяет преодолеть противоречие между доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов детей, создать ситуации ролевого поведения, в которых ребята почувствуют себя исследователями, путешественниками, изобретателями, предоставляет возможность самостоятельно анализировать ситуацию, способствует возникновению замыслов, реализуя потребность дошкольников в преобразовании окружающего мира.

Проект - это план, замысел. В процессе его реализации всегда разрешается реальная жизненная проблема. А. В. Хуторской подчеркивает, что основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она нацеливает воспитанников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной информации. Автор представляет образовательный проект как «форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени» [7, с. 338].

Проектная деятельность - это деятельность в рамках реализации проекта, которая на уровне дошкольного образования представляет собой выполнение детьми самостоятельных действий, направленных на решение конкретной задачи при педагогической поддержке со стороны взрослого.

Взаимодействие воспитателя и детей в процессе осуществления проекта представляет собой, выражаясь словами Н. Ф. Радионовой и С. В. Ривкиной, особый процесс «обмена» между ними. В первую очередь речь идет о практическом «обмене», который охватывает реальные действия педагога и воспитанников, реализующих общую цель, «требует сознательного целеполагания, выбора определенных средств, постоянной корректировки и регулирования и поэтому невозможен фактически без постоянного обмена информацией» [8, с. 5], обмена соответствующими отношениями. В целом данный вид деятельности как метод обучения «является глубоким по своему не только предметному содержанию, но и психологическому влиянию на развитие личностной и социальной зрелости детей» [9, с. 76].

Проектная деятельность дошкольников трактуется учеными как основа развития познания. Имея интегративный характер, она включает в себя элементы таких видов деятельности, как игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, элементарный бытовой труд.

Особенности проектной деятельности дошкольников определяют ее мощный эколого-развивающий потенциал [10, с. 75-76]. Она способствует решению разных образовательных задач - активизации интереса к миру природы, накопления впечатлений, расширения и систематизации представлений, развития способности видеть проблемы и планировать свою деятельность по их разрешению, стимулирования самостоятельного обследования природных объектов, поиска необходимой информации, обработки полученных данных, применения освоенных способов познания в новых ситуациях.

Разнообразие проектов, возможных для реализации в дошкольной образовательной организации (исследовательских, творческих и нормативных), позволяет прибегать к ним в работе с дошкольниками благодаря их разному содержанию [11, с. 9].

В образовательных программах дошкольного образования, например в программе «От рождения до школы» [12], особое внимание уделяется включению детей в проектную деятельность в том числе и в процессе ознакомления с природой. Однако, как свидетельствуют результаты проведенного нами опроса, в котором приняли участие 52 воспитателя дошкольных образовательных организаций г. Смоленска, в практике работы детских садов наблюдается недостаточное понимание педагогами сути проектной деятельности и ее возможностей в развитии познавательного интереса у дошкольников.

Большинство респондентов считает основной целью проектной деятельности накопление коммуникативных навыков, повышение уровня знаний у воспитанников, а не активизацию процесса их освоения. Роль педагога участники опроса видят в выборе проблем в познавательном материале и предъявлении их дошкольникам, а не в организации поиска проблем со стороны ребенка, осуществлении совместной увлекательной поисково-познавательной работы.

Результаты опроса показали также, что воспитатели испытывают затруднения при отборе информации, отвечающей факторам новизны, сложности и наличия противоречия, показе дошкольникам путей разрешения проблем, установления связей и закономерностей в изучаемой области действительности, определения способов реализации индивидуальных потребностей и интересов детей в рамках проекта. При этом сведениям о растениях как объекте направленности познавательного интереса дошкольников педагоги предпочтения не отдают.

Важным для осмысления сущности рассматриваемого вида деятельности является выделение этапов ее осуществления - целеполагания, работы с информацией, обработки полученных данных, представления и применения результатов проектирования на практике [13]. Данные этапы определяют последовательность разрешения реальной жизненной проблемы в рамках каждого конкретного проекта.

Анализ научной литературы, наши наблюдения позволили установить, что включение детей в проектную деятельность возможно при определенном уровне развития способности дошкольника к проектированию - умении видеть проблему, ставить цель, работать с информацией, обрабатывать данные, представлять результаты и применять их при решении практических задач.

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста определяют важность предоставления им возможности непосредственного взаимодействия с природными объектами в рамках проектной деятельности в процессе наблюдений, экспериментирования, труда в природе.

Необходимым условием активизации познавательного интереса является также учет индивидуальных особенностей и избирательности интереса дошкольников к миру растений: кому-то интересно выращивание растений, кто-то испытывает радость от их эстетического познания, кто-то - удовлетворение от процесса познания интересных фактов, для кого-то интерес представляет экопластика.

В связи с этим необходимы тщательный отбор содержания проектной деятельности, включение в нее детей с учетом их интересов.

Тематика проектов, которые могут быть привлекательны для ребят и реализованы в дошкольной образовательной организации, разнообразна. Процесс выбора такой тематики, как и вариантов любой дидактической технологии, довольно сложен.

По мнению ученых, при отборе материала важно, чтобы он, во-первых, вписался в общую концепцию развития детского сада как центра детской жизнедеятельности, во-вторых, был ценным для ступеней дошкольного и начального общего образования, в-третьих, не создавал «непреодолимых трудностей в освоении предметно-методического содержания педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации» [14, с. 198].

Как показывает исследование, развитие познавательного интереса к миру растений в проектной деятельности осуществляется наиболее успешно, когда протекает как последовательный процесс, включающий в себя специально созданные и стихийно возникающие ситуации.

Ситуация развития личности, по В. В. Серикову, - это «событие и его переживание, момент самостроительства личности» [15, с. 19]. В контексте нашего исследования последовательные этапы развития эмоционально-положительной направленности дошкольников на активное, действенное познание мира растений соответствуют логике освоения системного знания о природе у дошкольников и содержат постепенно усложняющиеся ситуации взаимодействия ребенка с объектами природы. Это ситуации осознанного восприятия природного объекта, определения его видовой сущности, ситуации выделения закономерных связей между разными сторонами объекта, их причинной обусловленности, ситуации установления существенных причинно-следственной зависимости между объектами.

Мы предполагаем создание таких усложняющихся ситуаций в рамках взаимосвязанных проектов, разработанных нами. Приведем некоторые примеры тем проектов с указанием основных решаемых задач.

«Растения - живые организмы?!» (выявить признаки живого на примере растений, построить модель признаков живого).

«Оглянись вокруг и увидишь вдруг..., или В гости к растениям нашего участка» (раскрыть разнообразие проявления свойств и отношений растений, определить их принадлежность к разным жизненным формам, установить сходство и различия, положительные, отрицательные и нейтральные отношения, существующие между живыми организмами на участке детского сада, определить зависимость состояния растений от наличия или отсутствия необходимых условий, сформулировать правила поведения в природе, создать «Зеленую книгу нашего участка»).

«Почему ветреница цветет ранней весной» (уточнить информацию о цветении и плодоношении растений, расширять представление о раннецветущих растениях, особенностях их строения, приспособленности к условиям среды, цветению ранней весной, формировать умение прогнозировать дальнейшее развитие растения, составить паспорт раннецветущих растений).

«Какрастения к нам на стол попали» (расширять представление о растениях, имеющих пищевую ценность, об особенностях их строения, размножения, потребностях в условиях среды, происхождении, создать «Календарь посадки растений (сбора урожая)»).

« Такие разные!» (устанавливать связь между условиями места обитания и внешним видом растения, систематизировать представления о растениях разных природных зон, составить карту «Места обитания растений»).

В нашем исследовании особое внимание уделяется отбору растений, которые могут вызвать у детей повышенный интерес для познания. Такой отбор осуществляется с учетом следующих требований:

- морфофункциональное своеобразие растений (недотрога, трясунка, ежа, лисохвост и др.);

- выбор растений - представителей разных систематических и экологических групп (жителей разных природных сообществ, сред обитания и др.);

- возможность непосредственного взаимодействия детей с природными объектами.

Технология формирования познавательного интереса к миру растений у старших дошкольников в процессе реализации каждого проекта предусматривает осуществление целостного подхода к организации решения детьми задач поисково-исследовательского и творческого характера путем включения в разные виды деятельности, освоение дошкольниками умения ориентироваться в потоке информации, классифицировать, обобщать и анализировать ее, находить связи и закономерности, рассуждать и объяснять, самостоятельно делать логические выводы, проявлять оригинальность в решении познавательных задач.

Организация проектной деятельности с целью активизации интереса детей к познанию мира растений требует профессиональной компетентности педагога - понимания сущности познавательного интереса, его компонентного состава, потенциальной возможности информации о растениях как объекте направленности познавательного интереса дошкольников, осмысления сущности проектной деятельности, ее эколого-развивающе-го потенциала. Важными являются умение самого воспитателя использовать такую информацию о растениях, которая отвечает факторам новизны, сложности, когнитивного конфликта, способность организовать проблемную ситуацию, требующую разрешения.

Именно по признаку наличия у воспитателя, организующего образовательный процесс, целостного образа этого процесса возможно в целом образование человека человеком, развитие личности, а в данном случае - развитие интереса к познанию, потому что, выражаясь словами В. В. Серикова, идея становится силой, когда «педагоги овладевают ею, живут ею» [15, с. 19].

Заключение

1. Познавательный интерес к природе представляет собой сложное личностное образование, эмоционально-положительную направленность дошкольника на активное, действенное познание мира природы и прогнозирование его развития. Объектом направленности познавательного интереса может стать информация о растениях, отвечающая факторам новизны, сложности, когнитивного конфликта.

2. Проектная деятельность в силу своего проблемного характера и практической направленности обладает мощным развивающим потенциалом, способствует активизации познавательного интереса детей, позволяет каждому ребенку строить собственный уникальный маршрут освоения сложных естественнонаучных знаний и продвигаться по нему в соответствии с индивидуальными особенностями.

3. Педагогическими условиями развития интереса детей к миру растений в проектной деятельности являются:

- соблюдение этапов, соответствующих логике освоения системного знания о природе у дошкольников и обеспечивающих последовательное формирование познавательного интереса;

- определенный уровень развития способности ребенка к проектированию;

- предоставление возможности непосредственного общения с природными объектами;

- учет индивидуальных особенностей и интересов детей в познании природного окружения;

- профессионализм педагога в вопросах формирования у детей интереса к познанию природы в проектной деятельности.

Экспериментальное исследование проблемы осуществляется в настоящее время на базе детского сада № 8 «Салют» г. Смоленска. Мы предполагаем, что реализация выделенных нами педагогических условий будет способствовать развитию эмоционально-положительной направленности дошкольников на активное, действенное познание мира растений.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.firo. ru/ (дата обращения: 15.10.2018).

2. Баранова Э. А. Современные подходы к развитию познавательных интересов у дошкольников // Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие /под общ. ред. Г. П. Захаровой. М., 2014. С. 39-53. URL: https:// elibrary.ru/ (дата обращения: 31.10.2017).

3. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 352 с.

4. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2014. 22 с.

5. Вербенец А. М. Познавательные интересы современных старших дошкольников : проблемы, особенности, пути развития // Детский сад от А до Я. 2009. № 1 (37). С. 8-21.

6. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 23 с.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001. 544 с.

8. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. 2012. № 2. С. 4-9.

9. БорисенковаМ. В., ВолодинаЮ. А., МатяшН. В. Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников // Вестн. Брянск. гос. ун-та. 2015. № 1. С. 75-78.

10. Гримовская Л. М. Экологические проекты в детском саду // Детский сад : теория и практика. 2017. № 3. С. 72-79.

11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2014. 64 с.

12. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2015. 368 с.

13. Савенков А. И. Диагностика способностей школьников к исследованию и проектированию как педагогическая задача // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 76-82.

14. Власова Г. И., Турчин А. С. Знаково-символические средства в жизнедеятельности дошкольников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 197-203.

15. Сериков В. В. Проблема целостности образовательных систем // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 3 (116). С. 14-20.

Образец для цитирования:

Гримовская Л. М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 88-94. DOI: https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-88-94

Development of Interest to the World of Plants in Senior Preschool Children through Projects

Lyudmila M. Grimovskaya

Lyudmila M. Grimovskaya, https://orcid.org/0000-0002-4686-466X, Smolensk State University, 4 Przheval'skogo Str., Smolensk 214000, Russia, zayceva-ludmila@mail.ru

Modern socio-cultural situation and changes that are taking place in preschool education, determine the relevance of the problem of enhancing children's interest in learning about the world around them. Among various tools that ensure productiveness of work in this sphere project activity occupies a special place. The purpose of the study presented in the article is to theoretically substantiate pedagogical conditions for the development of interest in nature (the world of plants) in preschool children through projects. The article analyses the structure and characteristics of preschool children's cognitive interest, attention is drawn to difficulties of its formation at the first stage of general education, it also describes the component composition of cognitive interest in the nature of children of senior preschool age. It was emphasized that information about plants can serve as an object of orientation of children's cognitive interest due to the fact that it matches the factors of novelty, complexity, and cognitive conflict. The article views the essence of project activity, stages of its implementation, examples of projects that are appropriate for inclusion in the educational process of a modern kindergarten. The author comes to the conclusion that cognitive interest in the nature of children of senior preschool age is a complex personal entity, representing the emotional-positive orientation of a preschooler to an active, effective knowledge of the natural world and forecasting its development. Pedagogical conditions for supporting preschoolers' interest in nature (the world of plants) in project activities are: observance of the stages ensuring consistent formation of cognitive interest, certain level of development of a child's ability to design projects, provision of opportunities for direct communication with natural objects, consideration of individual environment, professionalism of a teacher.

Keywords: school education, cognitive interest, project, project activity, nature.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovateVnyy standart doshkoVnogo obrazovaniya (The federal state educational standard of preschool education). Available at: http://www. firo.ru/ (accessed 15 October 2018) (in Russian).

2. Baranova E. A. Sovremennye podkhody k razvitiyu poznavatel'nykh interesov u doshkol'nikov (Modern approaches to development of cognitive interests of preschoolers). In: Innovatsii v doshkol'nom obrazova-nii (Innovations in preschool education). By total ed. G. P. Zakharov. Moscow, 2014, pp. 39-53. Available at: https://elibrary.ru/ (accessed 31 October 2017) (in Russian).

3. Shchukina G. I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike [Issue of cognitive interest in pedagogy]. Moscow, 1971, 352 p. (in Russian).

4. Berezina Yu. Yu. Formirovaniyepoznavatel'nogo interesa u detey starshego doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of cognitive interest of senior preschool age. Thesis Diss. Cand. Sci. (Pedag.)]. Moscow, 2014, 22 p. (in Russian).

5. Verbenets A. M. Cognitive interests of modern senior preschoolers: problems, peculiarities, ways of development. Detskiy sad otA do Ya [Kindergarten from A to Z], 2009, no. 1 (37), pp. 8-21 (in Russian).

6. Kuzina A. Yu. Razvitiye u starshikh doshkol'nikov poznavatel'nogo interesa k istorii predmetnogo mira v proektnoy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of senior preschoolers' cognitiv interest to the world of objects in project activity. Thesis Diss. Cand. Sci. (Pedag.)]. St. Petersburg, 2009, 23 p. (in Russian).

7. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika [Modern Didactics]. St. Petersburg, 2001, 544 p. (in Russian).

8. Radionova N. F., Rivkina S. V. Interaction of the subjects of the pedagogical process as a source of its renewal. Chelovek i obrazovaniye [Person and Education], 2012, no. 2, pp. 4-9 (in Russian).

9. Borisenkova M. V., Volodina Yu. A., Matyash N. V. The project activity as a mechanism for the formation of social maturity of the students. Vestn. Bryansk. gos. un-ta [The Bryansk State University Herald], 2015, no. 1, pp. 75-78 (in Russian).

10. Grimovskaya L. M. Ecological projects in the kindergarten. Detskiy sad: teoriya ipraktika [Kindergarten: Theory and practice], 2017, no. 3, pp. 72-79 (in Russian).

11. Veraksa N. E., Veraksa A. N. Proektnaya deyatel'nost doshkol'nikov [Preschoolers' project activity]. Moscow, 2014, 64 p. (in Russian).

12. Ot rozhdeniya do shkoly. Primernaya osnovnaya obrazovatel'nayaprogramma doshkoVnogo obrazovaniya [From birth to school. Approximate basic educational program of preschool education]. Ed. by N. E. Veraksa, T. S. Komarova. M. A. Vasil'eva Moscow, 2015, 368 p. (in Russian).

13. Savenkov A. I. Diagnosis of Students'Abilities to Research and Design as a Pedagogical Task. Vestn. Mosk. gor. ped. un-ta, Ser. Pedagogica i psikhologiya [Vestnik Moskow City Teacher Training University, Ser. Pedagogy and Psychology], 2015, no. 3, pp. 76-82 (in Russian).

14. Vlasova G. I., Turchin A. S. Semiotic and symbolic means in the life of preschool children. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psichology, 2017, vol. 6, iss. 3 (23), pp. 197-203 (in Russian).

15. Serikov V. V. Issue of integrity of educational systems. Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University], 2017, no. 3 (116), pp. 14-20 (in Russian).

Cite this article as:

Grimovskaya L. M. Development of Interest to the World of Plants in Senior Preschool Children through Projects. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 1 (29), pp. 88-94 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-88-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.