5. Shchurkova N.E. Education as a pedagogical phenomenon. General regularities and principles of education. Pedagogika. Ed. By P.I. Pidkasisty. M.: Rossiiskoie pedagogicheskopie agentstvo, 19996. P. 344390. [in Russian].
Сведения об авторе: Циулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about author: Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 372 ББК 74.102
Н.Д. Чистякова
РАЗРАБОТКА ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАЛЕЙДОСКОП ОТКРЫТИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ ВОКРУГ»
В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлено описание программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста, разработанной в аспекте современных тенденций познавательного развития дошкольников и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Ключевыеслова: дошкольное образование, стандартдошкольного образования,познавательно-исследовательская деятельность, программа, содержание, образовательные модули.
N.D. Chistyakova
DEVELOPING A PARTIAL PROGRAM "КALEIDOSCOPE OF DISCOVERIES: CHANGES AROUND" IN ACCORDANCE WITH REQUIREMENTS OF FEDERAL STANDARD OF PRE-SCHOOL EDUCATION
The article describes the program of pre-school education which has been designed following the modern trends in cognitive development of elder preschoolers according to requirements of Federal Standard of pre-school education
Key words: pre-school education, the standard of preschool education, cognitive-research activity, program, content, educational modules
Актуальность разработки програм- реального взаимодействия с ним явля-мы. Готовность и способность исследо- ется самостоятельной ценностью. Это вать новое в окружающем мире путем чрезвычайно важное качество человека,
отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития.
Ребенок идет по миру (жизни) как исследователь, в нем генетически заложена «исследовательская сущность», которая блокируется репродуктивной направленностью дошкольного образования (образовательного процесса). «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» - С.Л. Рубинштейн [12, с. 185].
Поэтому важным становится вопрос об организации в образовательном процессе детского сада познавательно-исследовательской деятельности, адекватной исследовательским проявлениям старших дошкольников. Необходимость поиска содержания и способов эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО [11]) и недостаточной разработкой содержательно-методических основ данной деятельности в образовательном процессе старших дошкольников.
В концепции дошкольного воспитания [8] подчеркивается значимость освоения детьми разнообразных средств и способов взаимодействия с миром. В работах Дж. Брунера, А. Валлона, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Л.М. Клари-ной, Н.Н. Поддьякова [1-3; 5; 7; 10] показана необходимость включения средств и способов деятельности в содержание образования, начиная с дошкольной ступени. А.В. Запорожец [6] рассматривал познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников источником овладения новыми действиями, которые лежат в основе подлинного обогащения развития ребенка, его личности.
Н.Е. Веракса, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн [4; 9;
10; 13] рассматривают изменяющуюся картину мира как основной источник познания детьми окружающей действительности, от восприятия и осознания которой зависит становление и развитие их мышления. Познание детьми свойств и отношений постоянно изменяющегося окружающего мира в развивающем взаимодействии с воспитывающим взрослым дает им возможность адекватно ориентироваться в явлениях природного, рукотворного и социального мира, осваивать способы и средства познавательно-исследовательской деятельности, проявлять активность, любознательность, интерес, инициативу, самостоятельность и творчество (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования).
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС ДО [11] к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, условиям и результатам ее освоения детьми, и недостаточной теоретической и практической разработанностью организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Актуальным становится вопрос отбора соответствующего содержания и эффективных способов его организации с детьми, способствующих развитию их исследовательской активности. При решении этой проблемы важно использовать те образовательные ресурсы, которые заложены в дошкольном детстве, с тем, чтобы обеспечить качество современного образования.
Разработка парциальной программы «Калейдоскоп Открытий - ИЗМЕНЕНИЯ вокруг» (далее - программа) для детей старшего дошкольного возраста позволяет решить обозначенную выше проблему. В программе отражены следующие аспекты образовательной среды:
• развивающая вариативная образовательная среда, которая представлена тремя взаимосвязанными образовательными модулями «Изменения в Природе», «Изменяюсь Я и Другие» и «Изменение-преобразование», включающими в себя комплекс образовательных ситуаций совместной деятельности, направленных
X
го са о
п
го
Ю
О * g
I- о
I- о
о ^
g i SÄ ч о О
se
ГО >5
» I - ГО _й со S О 5Ю » Й £ ь
iL g
с ^ « £
О <3
5
Ш И
го Й
S >_
со гг
ё!
Ю <и
ГО I
aiu Я s
го п
го ш о ¡£ к н
0 ^
т
1
на изучение детьми процессов изменения и преобразования окружающего мира;
• предметно-пространственная развивающая среда, стимулирующая активное познание и преобразование детьми объектов окружающего мира;
• детско-взрослое (и детское) сообщества, внутри которых детям предоставляется возможность проявлять любознательность, интерес и инициативу в познавательно-исследовательской и преобразовательной деятельности.
Парциальная программа «Калейдоскоп Открытий: ИЗМЕНЕНИЯ Вокруг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и современными тенденциями познавательного развития дошкольников, и включает следующие этапы: вводный этап - актуализация опыта познавательно-исследовательской деятельности детей об изменяющихся объектах окружающего мира; основной этап - организация познавательно-исследовательской деятельности детей, направленной на поиск и изучение ими характеристик, условий, причин и закономерностей изменяющихся объектов (образовательные модули «Изменения в Природе», «Изменяюсь Я и Другие»); на преобразование (изменение) детьми свойств, признаков, функций объектов окружающего мира (образовательный модуль «Изменение-преобразование»); заключительный этап - обобщение и систематизация опыта познавательно-исследовательской деятельности детей об изменяющихся объектах окружающего мира; изучение умений детей самостоятельно решать познавательные задачи.
Характеристика содержания деятельности педагога с детьми. В процессе вводного этапа педагог проводит с детьми игру «Изменяется - не изменяется» и организует дискуссию о выбранных детьми изменяющихся объектах. В ходе дискуссии обсуждаются мнения об изменениях окружающего мира, которые для наглядности фиксируются на листе мнений «Изменяется - не изменяется», и организуется поиск доказательств высказанных детьми мнений. Дискуссионный момент может проя-
виться в том, что дети, аргументируя мнение, и ссылаясь на свой опыт, могут одни и те же объекты окружающего мира выбирать и включать, одновременно, как в группу «изменяющиеся объекты», так и в группу «неизменяющиеся объекты». В подобной ситуации педагогу следует поставить перед детьми познавательную задачу - доказать и объяснить, что эти объекты изменяются. Введение старших дошкольников в тему «ИЗМЕНЕНИЯ вокруг» позволяет: выявить имеющиеся представления детей старшего дошкольного возраста об изменениях окружающего мира; актуализировать их опыт выделения изменяющихся объектов в разных сферах окружающего мира; выявить области наибольших познавательных интересов детей; развить у детей познавательную мотивацию.
Основной этап программы организуется как погружение детей в познавательно-исследовательскую деятельность для поиска, изучения и выявления детьми признаков изменений в объектах, тождества изменяющегося объекта самому себе, причин и условий изменения объектов, принадлежащих разным сферам окружающего мира (природного, социального, рукотворного). Вариативные образовательные модули «Изменения в Природе», «Изменяюсь Я и Другие», «Изменение-преобразование» включают: задачи, содержание образовательной деятельности, организуемой с детьми (структурированное по образовательным областям ФГОС ДО), виды детской деятельности, организацию предметно-пространственной среды, способы организации детей (формы совместной деятельности).
Модули «Изменения в Природе» и «Изменяюсь Я и Другие». Познавательно-исследовательская деятельность с детьми организуется по следующим исследовательским направлениям: активный поиск изменяющихся объектов и характеристик их изменения («Как много вокруг изменяется»), установление причин и условий изменения объектов («Почему происходят изменения?»), систематизация и обобщение опыта детей об изменяющихся объектах
окружающего мира («Такие разные процессы изменения»).
Модуль «Изменение-преобразование». Познавательно-исследовательская деятельность с детьми организуется как творческая деятельность познания и преобразования (изменения) свойств, признаков, функций объектов окружающего мира. Преобразование осуществляется в структуре и логике основных компонентов деятельности: выбора целей, содержания, средств и способов планирования и осуществления деятельности, анализа полученных результатов.
Педагог организует познавательно-исследовательскую деятельность детей таким образом, чтобы они могли объединяться вокруг решения познавательных и практических задач, договариваться о совместных действиях друг с другом, совместно осуществлять решение задач, обсуждать и представлять полученные результаты. В процессе решения детьми задач педагог подводит детей к обозначению способов познания, с помощью которых можно узнать, что именно изменяется в объектах, к необходимости -научиться обследовать и наблюдать объекты, экспериментировать с ними, сравнивать их, делать выводы и умозаключения.
Важным компонентом деятельности является рефлексия, которую проводит педагог с помощью вопросов - Чего нам не хватает, чтобы узнать, как изменяются эти объекты? Чего мы не знаем, чтобы доказать, что эти объекты изменяются? - это необходимо для успешного решения детьми познавательной задачи - объяснить и доказать, как именно изменяются объекты. Еженедельная (отсроченная) рефлексия организуется в виде индивидуального опроса детей «Итоги недели»: Оглянись вокруг!» - Что показалось тебе, самым интересным? Что тебя удивило на этой неделе? Что «открыл» для себя? Какому открытию ты радовался? Как ты это узнал? Чему научился?
В ходе заключительного этапа для обобщения опыта познавательно-исследовательской деятельности детей об изменяющихся объектах окружающего мира и для изучения умений детей са-
мостоятельно решать познавательные задачи с помощью освоенных ими средств и способов проводится обобщающая итоговая беседа «Это изменяется», организуются словесные творческие игры «Если бы...», организуется выставка «Это изменяется» с оформлением каталога. Прохождение этого этапа позволит выявить умения детей применять накопленный детьми опыт познания об изменениях окружающего мира в новых условиях; выявить рефлексивные способности детей к осмыслению, фиксации и схематизации приобретенного опыта деятельности; выявить умения детей действовать в сообществе.
Для эффективной реализации данной программы нами был проведен мониторинг готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. По результатам мониторинга были выявлены проблемы:
а) в организации педагогом познавательно-исследовательской деятельности детей (преобладание фронтальных форм, построенных по типу обучающих «познавательных занятий», отсутствие у 52% педагогов умения четкого структурного построения деятельности «от цели к результату», а у 48% - жестко заданный для детей алгоритм последовательности действий, нарушающий сущность данной деятельности);
б) в использовании развивающих методов и приемов (не более 30% педагогов используют вопросы, задания, методы проблемно-поискового характера);
в) в создании условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в группе и на участке (содержание и материалы не в полной мере учитывают половозрастные и индивидуальные интересы и предпочтения старших дошкольников, в более чем 65% зафиксированных случаев дошкольники не располагали достаточным временем для самостоятельных исследований).
Лишь 15% педагогов дошкольных образовательных организаций используют спонтанно возникающие объединения увлеченных воспитывающих взрослых
X
го ш о
со ГО
Ю О
* ё I- о
I- о
о ^
§ I
о О
зе
ГО >2 » I
- го _й со 2 О 5Ю
ГС Й &■ £
& ¡2
С ^ « £
Ш И
го
£° со
гг
Ю <и
ГО I
Я 2
Го со
(педагогов, сотрудников детского сада, родителей и др.) и увлеченных детей в детско-взрослые (и детские) сообщества для решения познавательных задач, рассматривая их источником появления и развертывания новых (творческих) исследовательских инициатив.
С учетом полученных данных была организована соответствующая подготовка педагогов и родителей ДОО. Педагоги в процессе стажировки «Организация современной образовательной среды старших дошкольников в контексте требований ФГОС дошкольного образования»: изучали программу «Калейдоскоп Открытий: ИЗМЕНЕНИЯ Вокруг»; анализировали и обсуждали вопросы организации совместного развивающего взаимодействия воспитывающих взрослых и детей, специфики содержания познавательно-исследовательской деятельности детей, использования современных методов и приемов, активизирующих исследовательское поведение детей. Стажирующиеся осуществляли про-
бы по организации форм совместного взаимодействия с детьми, объединению увлеченных субъектов образовательного процесса (педагоги, дети и родители) в сообщества; разрабатывали проекты по созданию условий для самостоятельной деятельности детей.
Образовательная практика «Час по ФГОС в детском саду для родителей» выстраивалась как совместная деятельность инициативных родителей и детей, объединенных общими интересами, увлечениями (детско-взрослые сообщества), в которых формировалась готовность и способность «действовать ВМЕСТЕ» в решении познавательных и практических задач. Все это, в целом, позволило повысить компетентность педагогов и родителей, сформировать сообщество воспитывающих взрослых (разработчик эксперимента, педагоги групп, сотрудники детского сада, родители воспитанников) для участия в экспериментальной апробации программы.
Библиографический список
1. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст]: монография / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
2. Валлон, А. От действия к мысли [Текст]: монография / А. Валлон. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 416 с.
3. Венгер, Л.А. Развитие когнитивных способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: материалы международного семинара; под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: филиал МИПКРО (Центр инноваций в педагогике), Центр «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца. - 1994. - С. 22-25.
4. Веракса, Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.Е. Веракса. - М., 1990. - 32 с.
5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: монография / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: монография / А.В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1986. - 296 с.
7. Кларина, Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников [Текст] / Л.М. Кларина // Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс. 1999. - С. 9-17.
8. Концепция дошкольного воспитания. (Проект) [Текст]: монография / Концепция дошкольного воспитания; под ред. В.В. Давыдова, В.А. Петровского. - М.: ВНИК «Школа», 1988. - 44 с.
9. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст]: монография / А.Н. Поддьяков. - М.: Факультет психологии МГУ, 2000. - 240 с.
10. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст]: монография / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
11. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
12. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии: сб. науч. тр. - М.: Просвещение, 1973. - С. 183-193.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: монография / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
1. Bruner G. The psychology of cognition. Beyond the immediate information. M.: Progress, 1977. P. 413. [in Russian].
2. Vallon A. From thought to action. M. : Direct- Media, 2008. P. 416.[in Russian ].
3. Venger L. A. The Development of cognitive abilities is one of the main tasks of the preschool education. The Universal and National in Preschool Childhood: materials of the international seminar. M.: filial MIPKRO (The Center Of Innovations In Pedagogy), The Center «Preschool Childhood» named after A.V. Zaporozhets. 1994. P. 22-25. [in Russian].
4. Veraksa, N. E. The origins and the development of dialectical thinking in preschoolers. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Moscow, 1990. P. 32. [in Russian].
5. Davydov V. V. The problems of the developmental education. M.: Pedagogika, 1986. P. 240. [ in Russian].
6. Zaporozhets A. V. The selected psychological works. M.: Pedagogika, 1986. P. 296. [ in Russian].
7. Klarina L. M. General requirements for design models facilitating to cognitive development of preschoolers. We are preparing for certification! Handbooks for teachers of Kindergartens. St.P.: Detstvo Press. 1990. P. 9-17. [in Russian].
8. Preschool Educational Conception (Project): Ed. by V.V. Davydov, V.A. Petrovsky. M.: VNIC «Shkola». 1988. P. 44. [in Russian].
9. Poddiakov A. N. Exploratory behavior: a strategy of knowledge, assistance, resistance, conflict. M.: Faculty of psychology of Moscow State University, 2000. P. 240. [in Russian].
10. Poddiakov N.N. Thinking of preschooler. M.: Pedagogika, 1977. P. 272. [in Russian].
11. The Decree of the Ministry of Education and Science from the 17 of October 2013 № 1155 « About the statement of federal and state educational standard of preschool education».
12. Rubinstein S.L. Psychological Science and a Cause of Upbringing. Problems of general psychology: sb. nauch. trudov. M.: Prosveschenie. 1973. P. 183-193. [in Russian]. ro
CO
13. Rubinstein S.L. The Basics ofGeneral Psychology . St. P.: Piter, 2002. P. 720. [in Russian]. °
References
Сведения об авторе: Чистякова Наталия Дмитриевна,
старший научный сотрудник отдела экспертизы программ, Институт развития образования Пермского края, г. Пермь, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Chistyakova Natalia Dmitrievna,
Senior Researcher,
го œ ю о
1 I- о
Department Program Assessment, Institute of Education Development of Perm Krai, Perm, Russia.
E-mail: [email protected]