http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 373
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-24-32
Александра Ивановна Улзытуева1,
доктор педагогических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Наталия Михайловна Шибанова2,
кандидат педагогических наук, Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края (672002, Россия, г. Чита, ул. Амурская, 106), e-mail: [email protected]
Профессиональная мобильность педагогов в контексте инновационного развития региональной системы дошкольного и начального общего образования
Основные документы в области образования диктуют необходимость инновационных процессов на разных уровнях образования. Авторы статьи обращаются к инновационной деятельности педагогов в области дошкольного и начального общего образования, обосновывая это изменениями, происходящими в связи с введением ФГОС ДО, ФГОС НОО второго поколения и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. В статье раскрывается понятие «профессиональная мобильность» с разных научных методологических позиций. Цель статьи - обоснование и анализ профессиональной мобильности, являющейся важной составляющей деятельности современных педагогов дошкольного и начального общего образования, а также условием успешного профессионального саморазвития в свете содержательных инноваций, реализующихся в Забайкальском крае. Представлены некоторые теоретические аспекты инноваций и профессиональной мобильности; при этом особое внимание уделено раскрытию функций инновационной деятельности, описанию ключевых характеристик профессиональной мобильности. Приведённые примеры инновационных проектов и программ свидетельствуют о проявлении профессиональной мобильности педагогов дошкольного и начального общего образования как в контексте нормативно-правовых документов, так и в русле основных направлений модернизации региональной системы образования.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, инновации, образование, дошкольное, начальное, региональная система
Введение. Интенсивная динамика социально-экономического развития общества неизбежно приводит к комплексным изменениям в системе образования. Модернизация системы образования согласно основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяется как необходимое условие формирования инновационной экономики, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [10]. Известно, что «образовательная политика
неразрывно связана с обществом, отражает всё, происходящее в нём» [3, с. 7]. В сфере образования должны быть адекватно реализованы те же характеристики, которые являются определяющими для интенсивного развития инновационной экономики России, к ним относятся: максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы; вовлечение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы; опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития; многократные, не-
1 А. И. Улзытуева - организатор исследования, формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного исследования.
2 Н. М. Шибанова формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного исследования.
24 © Улзытуева А. И., Шибанова Н. М, 2018
предсказуемые изменения технологий за короткие промежутки времени и др. [2]. Из этих характеристик следуют новые требования к большинству параметров, определяющих качество образования, в том числе и к профессионально-личностным характеристикам, качествам педагога.
Последнее десятилетие характеризуется нарастанием инновационных изменений в сфере дошкольного и начального общего образования как в целом в России, так и в Забайкальском крае. Не случайно при проектировании муниципальных систем дошкольного образования в условиях модернизации необходимо, как считают учёные, учитывать положение о том, что «модернизация дошкольного образования проходит в контексте единой концепции модернизации и предполагает системные обновления: содержания, технологий, системы оценивания качества образования, системы финансирования, структуры дошкольного образования и создания открытой гуманитарной информационной среды» [6, с. 4]. Модернизация начального общего образования так же происходит в контексте модернизации общего образования и так же требует системных инноваций на региональном и федеральном уровнях. Приоритетами инновационного развития в сфере дошкольного и начального общего образования региона выступают следующие задачи: обеспечение доступности дошкольного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей; поддержка семей по вопросам раннего развития детей; создание современных условий дошкольного образования, соответствующих требованиям ФГОС; развитие вариативных и альтернативных форм дошкольного образования, развитие механизмов обеспечения качественного общего образования для различных категорий обучающихся, совершенствование механизмов выявления, поддержки и сопровождения одарённых и талантливых обучающихся и др. Таким образом, инновационные процессы имеют сложную структуру, касаясь изменений содержания, методов и технологий развития и социализации детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, форм организации образовательной деятельности, управления образовательным учреждением. В связи с поэтапным переходом от ФГТ к ФГОС ДО, а также
введением ФГОС НОО второго поколения инновационная деятельность стала для образовательных организаций и педагогов повседневной нормой, свидетельством достигнутой профессиональной зрелости педагогического коллектива детского сада и школы и условием прогрессивного развития образовательных организаций.
Методологической основой исследования являются такие методологические позиции современных учёных, исследующих проблему профессиональной мобильности, как:
- социально-философские и психолого-педагогические теории о роли образования и ведущих тенденциях его развития (В. И. Байденко, В. А. Болотов, С. И. Иванова, Н. Д. Никандров и др.);
- психологические теории личности и деятельности (К. А. Абульханова-Славская,
A. Г. Асмолов, А. А. Бодалёв, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, П. Г. Щедровицкий и др.);
- общая методология педагогики и исследовательской деятельности педагога (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский,
B. М. Полонский, М. Н. Скаткин и др.);
- теории и концепции развития профессионального образования (В. И. Бай-денко, С. Я. Батышев, А. М. Новиков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.);
- теории о мобильности (А. И. Архангельский, Ю. В. Арутюнян, Л. В. Горюнова, Б. М. Игошев, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов и др.);
- компетентностный подход в образовании (В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. П. Тряпицына, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской и др.).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя педагогическую деятельность, можно отметить, что профессиональный труд педагога, согласно теории
C. Л. Рубинштейна, может строиться на основе двух моделей - модели адаптивного поведения, модели профессионального развития. Если адаптивная модель профессионального поведения ориентирована на решение текущих задач, без глубинного понимания актуального состояния, стратегий и тактик развития, то модель профессионального развития основана на выявлении и анализе тенденций, перспектив развития образовательной практики, прогнозировании ожидаемых результатов. В связи с этим
инновационная деятельность педагога в условиях модернизации и преобладания тенденций инновационного развития дошкольного и начального общего образования может рассматриваться как модель профессионального развития, которая предусматривает постоянное повышение своей профессиональной компетентности.
Одной из важных характеристик профессиональной компетентности современного педагога дошкольного образования является осведомлённость в вопросах инновационного развития сферы дошкольного образования, путей и направлений его проектирования. Освоение опыта проектирования направлений инновационного развития дошкольного образования - это длительный процесс осмысления актуальных тенденций его развития, понимания вариантов перспективных изменений и овладение опытом проектирования новых, инновационных моделей практики дошкольного образования [13]. В связи с этим одним включённость педагога дошкольного и начального общего образования в инновационную деятельность является показателем не только профессиональной компетентности, но и мобильности специалиста, включая разработку и реализацию инновационных программ и проектов, публичную презентацию результатов инновационной деятельности, тиражирование инновационных продуктов. Л. С. Подымова подчёркивает «субъектный характер принятия и осуществления новшеств, установки на принятие новшества, активности и рефлексивности человека» [5, с. 98]. Это свидетельствует о необходимости подготовки педагогов дошкольного и начального общего образования к инновационной деятельности. Преподавателями кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» реализуются такие учебные дисциплины, как «Проектирование направлений инновационного развития дошкольного образования» и «Проектирование направлений инновационного развития начального общего образования». Реальная практика образования предоставляет, на наш взгляд, достаточные возможности для совершенствования профессиональной компетентности, приобретения качеств, необходимых для участия в инновационной деятельности. В. И. Загвязинский пишет:
«Если педагог воспринимает заинтересовавший его опыт не в качестве стандарта, а как разумный вариант, толкающий к раздумьям и собственному поиску, тогда определённый опыт, положенный в основу поиска, становится источником новых идей, уточнений, вариантов, своего рода "канвой для вышивания", а затем и стимулятором совершенствования и создания собственных вариантов» [4, с. 61-62].
Таким образом, модернизация дошкольного и начального общего образования является определяющим фактором, детерминирующим необходимость целенаправленного обеспечения новых профессионально-личностных качеств воспитателя или учителя, одним из ведущих среди которых является профессиональная мобильность. В связи с этим требует дополнительного изучения вопрос сущности и функционально-содержательной направленности профессиональной мобильности педагогов дошкольного и начального общего образования в инновационной деятельности.
Общая характеристика мобильности человека (англ. mobility, нем. mobilitat) определяется как подвижность, способность к быстрому передвижению, действию. Мобильность человека в современном мире рассматривается, с одной стороны, как фактор динамизма, усиления интенсивности, изменчивости социальных процессов, с другой - как фактор, обеспечивающий устойчивость, управляемость развитием общества.
В исследованиях учёных выделены личностные и профессиональные признаки понятия «профессиональная мобильность» педагога, учителя, кроме того выделяют внутреннюю и внешнюю профессиональную мобильность. Внутренняя мобильность - это осознанная и мотивированная готовность к изменению профессиональной деятельности, внешняя мобильность педагога отражает конкретные формы, методы и способы его профессиональной деятельности в изменяющихся условиях труда. Данную позицию подтверждает анализ научных работ по проблемам непрерывного образования (Б. С. Гершунский, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. Г. Онушкин и др.), дополнительного профессионального образования (Н. М. Брещанова, Т. Е. Галкина, Л. Н. Горбунова, С. П. Маркина, А. А. Симонова и др.).
По мнению Л. А. Амировой, профессиональная мобильность является важнейшим качеством личности современного учителя, позволяющим ему успешно адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной учебно-воспитательной деятельности и решать педагогические задачи в соответствии с профессиональным назначением, выступающим основой его профессионального роста [1]. По обобщённым характеристикам профессиональная мобильность педагога представляет собой интегральное динамическое качество личности, обеспечивающее успешность её адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и выступает условием успешного профессионального саморазвития (Л. А. Амирова, З. А. Багишаев, Ю. И. Бикту-ганов, Л. В. Горюнова, Б. М. Игошев и др.).
Анализ современной практики дошкольного и начального общего образования, обращение к научным исследованиям актуализируют важность развития профессиональной мобильности педагога в связи с утверждением профессионального стандарта педагога, переходом на ФГОС ДО, на ФГОС НОО второго поколения, введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
В рассмотрении профессиональной мобильности педагога дошкольного и начального общего образования особую позицию занимают требования, определяемые основными характеристиками трудовой деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н). Одной из приоритетных характеристик закрепляется знание педагогом современных тенденций развития дошкольного и начального общего образования. Совокупность знаний, умений, сформированных трудовых действий определяют готовность и мотивированную способность к профессиональной мобильности [12].
Одной из ведущих задач ФГОС ДО, к исполнению которой должен быть готов педагог дошкольного образования, является обеспечение «вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей» (п. 1.6 ФГОС ДО) [11]. В характеристике необходимых условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагается готовность и способность педагога к поддержке индивидуальности и инициативы детей, построению вариативного развивающего образования (п. 3.2.5 ФГОС ДО). Таким образом, нормативные и концептуальные документы в сфере дошкольного образования определяют важность профессиональной мобильности педагога как инструмента оперативного реагирования на динамичные изменения в социальной системе, в методологии и методике дошкольного образования, актуальных и перспективных потребностях основных участников образовательных отношений. В связи с этим справедливо утверждение Ю. И. Биктуганова о том, что «сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, демонстрирующий инновационное поведение, способность самостоятельно решать сложные задачи, управлять и быстро адаптироваться к меняющимся условиям» [9].
Определение функционального назначения профессиональной мобильности в контексте инновационной деятельности педагога дошкольного и начального общего образования следует из понимания ключевых характеристик профессиональной мобильности, включая:
- активность как готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности (Л. А. Амирова, З. А. Багишаев, Л. В. Горюнова, Б. М. Игошев);
- адаптивность как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, основа профессионально-педагогической гибкости (Л. А. Амирова, З. А. Багишаев, Б. М. Игошев);
- открытость как склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов (Б. М. Игошев, М. В. Пазюкова);
- коммуникативность как способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности (Б. М. Игошев);
- креативность как готовность к их преобразованию, фундамент инновационной деятельности (Л. А. Амирова, З. А. Багиша-ев, Б. М. Игошев);
- компетентность как способность глубоко ориентироваться в теории и практике профессиональной деятельности, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию (Л. А. Амирова, З. А. Багишаев, Л. В. Горю-нова).
Дополняя перечисленные характеристики, уместно обратиться к утверждению Л. А. Амировой о том, что основу профессиональной мобильности современного педагога составляет «ценностно-смысловой конструкт личности педагога, который представлен как интегративное личностное качество, оказывающее влияние на характер и динамику профессиональной деятельности, а также на её результаты» [1]. В связи с этим важным механизмом профессиональной мобильности педагога является ценностно-смысловое самоопределение, мотивированное саморазвитие.
Расширяя представление о функциях профессиональной мобильности в инновационной деятельности педагога дошкольного и начального общего образования, обратимся к исследованиям в сфере педагогической инноватики. А. В. Хуторской, рассматривая функции инновационной деятельности в образовании, выделяет три аспекта: изменение смысловых компонентов педагогического процесса; распространение и тиражирование продуктов инновационной деятельности; создание инновационной среды [8]. В связи с этим справедливо утверждать, что профессиональная мобильность педагога дошкольного и начального общего образования в инновационной деятельности выступает механизмом смыслообразования, созидания новых средств решения задач образовательной деятельности и стимулирования процессов публичной презентации и тиражирования лучших образовательных практик.
Активное освоение педагогами инновационной деятельности является залогом интенсивного развития теории и практики системы образования, однако существует противоречие между необходимостью внедрения инноваций в систему образования и готовностью педагогов обеспечивать инно-
вационные процессы, что определяется их профессиональной зрелостью, мобильностью и компетентностью [7, с. 220].
Таким образом, анализ научных исследований позволяет утверждать, что функциями профессиональной мобильности в инновационной деятельности педагога дошкольного и начального общего образования являются: когнитивная, аксиологическая, стимулирующе-мотивационная, развивающая, диверсификационная, рефлексивно-оценочная, диссеминационная.
Немаловажным компонентом анализа профессиональной мобильности педагогов дошкольного и начального общего образования в инновационной деятельности является характеристика содержательной направленности педагогических инноваций. Традиционными форматами публичной презентации педагогических инноваций в дошкольном образовании в Забайкальском крае стали: Забайкальский образовательный форум, инновационные научно-образовательные сессии, научно-практические конференции по вопросам введения ФГОС дошкольного и общего образования, ежегодный всероссийский симпозиум по проблемам доступности качественного образования детей с ограниченным возможностями здоровья, детей с инвалидностью и др. Целью перечисленных образовательных событий является представление лучших образовательных практик в сфере дошкольного образования и их широкое тиражирование, формирование открытого профессионально-общественного мнения о тенденциях, приоритетах, перспективах развития дошкольного образования как института развития и социализации ребёнка-дошкольника и как многофункционального социального института.
Анализ содержательных аспектов инновационного развития региональной системы дошкольного образования Забайкальского края, тематики инновационных проектов педагогов (авторских коллективов) образовательных организаций, представленных на Забайкальский образовательный форум (2017, 2018 гг.), позволяет выделить ряд актуальных направлений проявления профессиональной мобильности педагогов посредством разработки и реализации инновационных проектов и программ.
В рамках решения задачи охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия детей (п. 1.6 ФГОС ДО), педагогами представлены инновационные проекты по таким тематическим направлениям, как: «Модель адаптивной здоро-вьесберегающей среды для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида», «Иппотерапия как средство восстановления и оздоровления детей дошкольного возраста», «Основы оздоровления детей дошкольного возраста посредством дыхательной гимнастики», «Моделирование инновационной инфраструктуры инклюзивного образования в ДОО».
Региональная специфика получает отражение в решении задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (п. 1.6 ФГОС ДО). Для Забайкальского края характерен билингвизм в территориях проживания коренных жителей-бурят (Агинский Бурятский округ). Это получает отражение в тематике инновационных проектов: «Этнокультурный подход к обучению речевому общению старших дошкольников в условиях билингвизма»; «Народные игры в речевом развитии детей в условиях бурятско-русского двуязычия». Проживание части детей на чабанских стоянках влечёт за собой развитие альтернативных форм и технологий обеспечения доступности дошкольного образования. Так, был реализован проект «Группа кратковременного пребывания как средство подготовки к школе детей, проживающих на чабанских стоянках».
Актуальным направлением педагогических инноваций является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6 ФГОС ДО). В связи с этим принципиальное значение имеет проявление профессиональной мобильности педагогов в приобщении дошкольников и младших школьников к на-
чальному инженерно-техническому творчеству («Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников посредством технологии легоконструиро-вания и робототехники», «Образовательная робототехника как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности»); в развитии опыта исследовательской деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста («Детское научное сообщество в ДОУ: развитие инициативы и самостоятельности через участие в работе детского научного сообщества», формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира); в поддержке индивидуальности и инициатив детей («Внедрение модели "Краткосрочные образовательные практики" как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ», «Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ», «Внеурочная деятельность в развитии инициативности и самостоятельности младших школьников», «Сетевой учебный проект как средство становления основ информационной культуры младшего школьника»).
Ведущим направлением инновационного развития практики дошкольного и начального общего образования в регионе и проявления профессиональной мобильности педагогов стало решение задач формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6 ФГОС ДО) [11], создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся (п. 3.6 ФГОС НОО) [14]. Подтверждением профессиональной мобильности педагогов
дошкольного и начального общего образования по данным направлениям является приоритет тематики инновационных проектов и программ, ориентированных на развитие форм государственно-общественного управления дошкольной образовательной организацией, взаимодействия с семьёй («Социальное партнёрство ДОО, семьи и детской библиотеки в реализации проекта «Книжка под подушку», «Организация му-зыкально-досуговой деятельности в ДОУ совместно с семьёй», «Студия "Волшебный сундучок" как ресурс формирования коммуникативных УУД» и др.).
Актуальным направлением деятельности всех институтов образования, в том числе дошкольного и начального общего, является формирование общей культуры личности детей, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 1.6 ФГОС ДО) [11], включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (п. 3.6 ФГОС НОО) [14]. В данном контексте представляют интерес инновационные проекты: «Академия "Философия жизненной мудрости" как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников», «Воспитание гражданского самосознания, патриотических чувств и экологической культуры младших школьников в созидательной деятельности». Для современной системы отечественного образования важным является выявление и развитие одарённых детей. Такие проекты? как «Индивидуаль-
ная программа развития одаренных детей начальной школы» и «Управление развитием обучающихся в начальной школе, имеющих высокую мотивацию к обучению, на основе использованию технологии дея-тельностно-ценностной парадигмы ТОГИС "Технология образования в глобальном информационном сообществе"», способствуют решению проблемы не только работы с одарёнными младшими школьниками, но и проблемы повышения профессиональной мобильности учителей начальной школы.
Заключение. Перечисленные содержательные направления инновационных проектов и программ, реализуемых в системе дошкольного и начального общего образования Забайкальского края, свидетельствуют о проявлении педагогами осознанной и мотивированной профессиональной мобильности, ориентированной на оперативное изменение образовательной деятельности образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФГОС НОО и региональной спецификой. Многие образовательные учреждения получили статус стажировочных, региональных инновационных площадок, создавая новые модели образовательного процесса, они приобрели устойчивую способность к саморазвитию и «выращиванию» нового содержания дошкольного и начального общего образования. Таким образом, проявление профессиональной мобильности педагогами дошкольного образования явилось не только показателем профессионального развития личности, но и стимулом для интенсивного развития системы дошкольного и начального общего образования в регионе.
Список литературы
1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Уфа, 2009. 410 с.
2. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докл. М.: Дело: АНХ, 2009. С. 19-47.
3. Горшков М. К., Ключарев Г А. Непрерывное образование в современном контексте. М.: Юрайт, 2018. 224 с.
4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
5. Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М.: Прометей, 2012. 246 с.
6. Проектирование муниципальных систем дошкольного образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] / Н. К. Зотова [и др.]. М.: Флинта, 2014. Режим доступа: http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785976521582.html (дата обращения: 10.05.2018).
7. Улзытуева А. И. Культурно-диалогическое развитие дошкольников в билингвальном образовательном пространстве: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Чита, 2012. 461 с.
8. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: УНЦ ДО, 2005. 222 с.
Источники
9. Биктуганов Ю. И. Профессиональная мобильность педагога: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. 120 с.
10. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 10.05.2018).
11. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2014 г № 1155 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.base.garant.ru/70512244 (дата обращения: 10.05.2018).
12. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г № 544н [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 10.05.2018).
13. Улзытуева А. И., Шибанова Н. М., Моторина Н. А. Проектирование направлений инновационного развития дошкольного образования: учеб.-метод. пособие. Чита: ЗабГУ, 2014. 143 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения: 10.05.2018).
Статья поступила в редакцию 10.06.2018; принята к публикации 20.07.2018
Библиографическое описание статьи
Улзытуева А. И., Шибанова Н. М. Профессиональная мобильность педагогов в контексте инновационного развития региональной системы дошкольного и начального общего образования // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 24, № 3. С. 24-32. DOI: 10.21209/2542-0089-201813-3-24-32.
Aleksandra I. Ulzytuyeva1,
Doctor of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Natalia M. Shibanova2,
Candidate of Pedagogy, Ministry of Education, Science and Youth Policy of
Transbaikal Territory (106 Amurskaya st., Chita, 672002, Russia), e-mail: [email protected]
Teachers' Professional Mobility in the Context of Innovative Development of the Preschool and Primary General Education Regional System
The main documents in the field of education dictate the need for innovative processes at different levels of education. The authors of the article refer to the teachers' innovative activity in the field of preschool and primary general education, justifying this with changes that occur in connection with the introduction of the Federal State Educational Standards of Preschool Education, second generation Federal State Educational Standard of Primary Education, and Federal State Educational Standards of Primary Education for handicapped persons. The article reveals the concept of "professional mobility" from different scientific methodological positions. The aim of the article is the substantiation and analysis of professional mobility, which is an important component
1 A. I. Ulzytuyeva - the organizer of the research who formulates conclusions and summarizes the results of the collective research.
2 N. M. Shibanova formulates conclusions and summarizes the results of the collective research.
of the activity of modern teachers of preschool and primary general education, as well as a condition for successful professional self-development in the light of meaningful innovations implemented in the Trans-Baikal Territory. The article presents some theoretical aspects of innovation and professional mobility, we pay particular attention to the disclosure of the functions of innovation, and the description of the key characteristics of professional mobility is presented in the article. The given examples of innovative projects and programs testify to the manifestation of professional mobility of preschool and primary general education teachers of both in the context of normative legal documents and in the mainstream of modernization of the regional education system.
Keywords: professional mobility, innovation, education, preschool, primary, regional system
References
1. Amirova L. A. Razvitie professional'noj mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. Ufa, 2009. 410 s.
2. Volkov A. E., Kuz'minov Ya. I., Remorenko I. M., Rudnik B. L., Frumin I. D., Yakobson L. I. Rossijskoe obrazovanie-2020: model' obrazovaniya dlya innovacionnoj ehkonomiki // Rossijskoe obrazovanie: tendencii i vyzovy: sb. st. i analiticheskih dokl. M.: Delo: ANH, 2009. S. 19-47.
3. Gorshkov M. K., Klyucharev G. A. Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennom kontekste. M.: Yurajt, 2018. 224 s.
4. Zagvyazinskij V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya. M.: Pedagogika, 1982. 160 s.
5. Podymova L. S. Psihologo-pedagogicheskaya innovatika: lichnostnyj aspekt. M.: Prometej, 2012. 246 s.
6. Proektirovanie municipal'nyh sistem doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyah modernizacii [Ehlektronnyj resurs] / N. K. Zotova [i dr.]. M.: Flinta, 2014. Rezhim dostupa: http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN9785976521582.html (data obrashcheniya: 10.05.2018).
7. Ulzytueva A. I. Kul'turno-dialogicheskoe razvitie doshkol'nikov v bilingval'nom obrazovatel'nom prostranstve: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Chita, 2012. 461 s.
8. Hutorskoj A. V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika. M.: UNC DO, 2005. 222 c.
Istochniki
9. Biktuganov YU. I. Professional'naya mobil'nost' pedagoga: ucheb. posobie. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2016. 120 s.
10. Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 god: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17.11.2008 g. № 1662-r. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.05.2018).
11. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10.2014 g. № 1155 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru/70512244 (data obrashcheniya: 10.05.2018).
12. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18.10.2013 g. № 544n [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru (data obrashcheniya: 10.05.2018).
13. Ulzytueva A. I., SHibanova N. M., Motorina N. A. Proektirovanie napravlenij innovacionnogo razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie. Chita: ZabGU, 2014. 143 s.
14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.xn--80abucjiibhv9a.xn (data obrashcheniya: 10.05.2018).
Received: June 10, 2018; accepted for publication July 20, 2018
Reference to the article
Ulzytuyeva A. I., Shibanova N. M. Teachers' Professional Mobility in the Context of Innovative Development of the Preschool and Primary General Education Regional System // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 24-32. DOI: 10.21209/2542-00892018-13-3-24-32.