Научная статья на тему 'Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС'

Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УРОВЕНЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS / PRESCHOOL EDUCATION LEVEL / PRIMARY EDUCATION LEVEL / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Марина Анатольевна, Кочетова Наталья Геннадьевна

Статья посвящена анализу требований федеральных государственных стандартов различных уровней образования: дошкольного, начального общего и профессионального педагогического; представлены направления корректировки содержания профессиональной подготовки педагога в соответствии с требованиями ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Марина Анатольевна, Кочетова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADEQUACY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION BACHELORS TEACHING PROGRAMS TO FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS

The article is focused on analyzing the requirement s of Federal Educational Standards of different levels: preschool education, primary general education and professional pedagogical education. The article also offers adjustments in professional pedagogical training in accordance with Federal Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС»

УДК 378

СООТВЕТСТВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

ADEQUACY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION BACHELORS TEACHING PROGRAMS TO FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS

© М.А. Воронина, Н.Г. Кочетова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© M.A. Voronina, N.G. Kochetova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Статья посвящена анализу требований федеральных государственных стандартов различных уровней образования: дошкольного, начального общего и профессионального педагогического; представлены направления корректировки содержания профессиональной подготовки педагога в соответствии с требованиями ФГОС.

The article is focused on analyzing the requirement s of Federal Educational Standards of different levels: preschool education, primary general education and professional pedagogical education. The article also offers adjustments in professional pedagogical training in accordance with Federal Educational Standards.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты; уровень дошкольного образования; уровень начального образования; профессиональная подготовка педагога.

Keywords: Federal Educational Standards; preschool education level; primary education level; professional pedagogical training.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения ставит на повестку дня практико-ориентированные вопросы, связанные с проектированием содержания образования, созданием широкого спектра новых образовательных программ, ориентированных на реальные потребности современного общества.

Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования (ФГОС ДО и ФГОС НОО) является освещение всех сторон образовательного процесса в их взаимодействии и взаимозависимости:

- представлены требования, отражающие содержательную, процессуальную и операциональную стороны образовательного процесса;

- отражены элементы научного знания ценностно-мировоззренческого и методологического характера, относящиеся к отдельным отраслям знаний и культуры;

- ведущей системообразующей составляющей являются требования к результатам образования.

Требования стандарта предполагают установление взаимосвязи содержания предметной области с реальной жизнью или практикой, более плотного взаимодействия

педагогов с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты. Наряду со знаниями и умениями в изучаемых предметных областях выдвигаются требования к развитию ребенка, его личностным достижениям, метапредметным результатам образования и, кроме того, развитию компетентности к обновлению компетенций.

В ФГОС НОО прописаны требования к программе формирования универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования как основы умения учиться и непрерывного самообразования. Наряду с привычными для начальной школы проявлениями универсальных учебных действий в виде общеинтеллектуальных умений школьников, добавляется, например, умение работать с информацией, в том числе и с помощью современных средств коммуникаций.

Отличительной особенностью новых образовательных стандартов для начальной школы является признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности обучающегося и его успешной социализации. Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно-нравственного вос-

питания и развития личности гражданина России. Этот аспект прописан в Базисном учебном плане отдельным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и необходимостью организации внеурочной деятельности (кружки, секции, театральная студия, проектная деятельность и пр.), на которую отводится десять часов в неделю. В процессе реализации в единстве программ учебной и внеурочной деятельности осуществляется развитие ребенка. В стандарте начального образования прописаны требования к программам воспитания, социализации, формированию ценностей здоровья. Все эти аспекты должны быть отражены в основной образовательной программе школы. Например, тематическое планирование внеурочной деятельности предполагает реализацию программ по указанным направлениям и подкрепления разрабатываемыми методическими пособиями.

Для оценки достижений планируемых результатов собираются портфолио детей, то есть оценка результатов имеет накопительную основу (портфель достижений). Причем в оценке результатов обучения участвуют и родители. Родителям учеников придется посещать образовательное учреждение более осознанно (изменяется роль родителей в образовании): их могут пригласить на родительскую конференцию, психологическую игру, собрание, диспут, лекторий, семейную гостиную, а также на родительский семинар или педагогический практикум.

Факторами успешности образования, как известно, являются содержание учебного материала (разный учебный материал по-разному способствует успешному формированию умений), позиция обучающегося в образовательном процессе (ребенок должен быть преимущественно субъектом этого процесса), педагогические условия, в которых осуществляется процесс образования, и личность педагога (развитие ребенка в процессе образования может осуществлять только педагог грамотный, инновационно мобильный, быстро реагирующий на изменяющиеся условия, достаточно эмоциональный, владеющий вариативными методиками обучения и воспитания и т.п., то есть педагог должен быть мастером педагогического труда). Однако

именно педагог выступает проводником современного педагогического знания в образовательное пространство учреждения и определяющим фактором успешности обучения и воспитания. Поэтому необходимы изменения профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования, которые обеспечат соответствие между содержанием подготовки будущего педагога и современными требованиями образовательных учреждений.

С другой стороны, в условиях высокого динамизма, комплексности, масштабности изменений в функционировании общества остро встал вопрос об изменениях целей педагогического образования. Новый тип экономики предъявляет к педагогу новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, со-моорганизующих качеств, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в широком социальном и культурном контекстах. Идея компетент-ностно-ориентированного подхода является формой приведения в соответствие целей и содержания педагогического образования новым условиям и перспективам.

Развитие системы подготовки педагога дошкольного образования и учителя начальных классов на основе ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения является актуальной проблемой, решение которой связано с разработкой и реализацией основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование», «Начальное образование») [1]. ООП является основным документом вуза, характеризующим его образовательную деятельность в определенной области. В структуре ООП сформулированы цель программы, сроки, трудоемкость и требования к уровню подготовки, необходимые для ее освоения, перечислены нормативные документы, используемые для разработки программы, представлены:

- характеристика профессиональной деятельности выпускника;

- требования к результатам освоения и условиям реализации ООП;

- документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса;

- нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ООП;

- иные нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество профессиональной подготовки.

Некоторые структурные единицы программы частично представлены в стандарте, однако требуют уточнений в соответствии с профилем подготовки. Рассмотрим подробнее требования к результатам освоения ООП подготовки будущего воспитателя ДОУ и учителя начальных классов, а именно характеристики формируемых компетенций и условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

Следует отметить, что, согласно стандартам высшего профессионального образования, образовательную деятельность на начальной ступени общего образования смогут осуществлять и бакалавры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и педагогика начального образования»), задачи профессиональной деятельности которых заключаются в психолого-педагогическом сопровождении и реализации учебного процесса в начальных классах [2]. Очевидно, что содержание их подготовки в большей степени будет направлено на психологическую составляющую в ущерб предметно-методической. В такой ситуации работодателю необходимо будет делать выбор между педагогом-психологом, имеющим психолого-педагогическую подготовку, и педагогом-методистом, подготовленным по направлению «Педагогическое образование». Аналогичная ситуация складывается и в дошкольном образовании.

Так или иначе, в дошкольные образовательные учреждения, начальные классы должен прийти педагог, обладающий набором компетенций, достаточных для осуществления обучения, воспитания и развития ребенка, включающих профессиональные, личностные, социальные, гуманитарные компетенции, которые позволяют решать множество практических, исследовательских и профессионально-личностных задач. Наряду с общекультурными, он должен обладать профессиональными компе-

тенциями, характеризующими его как педагога (общепрофессиональными компетенциями по видам деятельности) и как учителя начальных классов или воспитателя-методиста (спецификопрофессиональными компетенциями). Группы специальных компетенций в соответствии с профилем подготовки конкретизируются каждой образовательной организацией с учетом квалификационных характеристик работников образования, представленных в разделе Единого квалификационного справочника.

Концептуальная идея компетент-ностного подхода состоит в разработке перечня специальных компетенций, содержания и технологий педагогического образования, овладение которыми позволит педагогу на новом уровне осуществлять образование детей, обеспечит гибкость и мобильность выпускника на рынке труда в соответствии с запросами общества на образование. Для современного педагога (учителя начальных классов или воспитателя-методиста) требуется освоение таких компетенций, которые обеспечили бы ему возможность работы в образовательной среде региона; самостоятельно развивать свое позитивное педагогическое Я; вступать в межкультурные коммуникации с детьми, их родителями, коллегами; проектировать и рефлексировать свою педагогическую деятельность для достижения требуемых результатов. В контексте поликультурного образовательного пространства возникает необходимость:

- развития новых компетенций будущих педагогов, обусловленных созданием высококачественной информационной среды, активизирующей студентов к освоению новых средств коммуникаций: информационно-коммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных, электронных образовательных, информационных ресурсов и пр., изменяющих образовательную среду личностного и профессионального развития [3];

- воспитания толерантной личности педагога, способного уважать достоинства каждого ребенка;

- формирования умения разрабатывать и реализовывать культурологические программы.

Возможность подготовки педагогов по совмещенным профилям позволит на

практике реализовать принцип преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования [3 ; 4]. В настоящее время особое внимание приковано к дошкольному образованию. Впервые в законе об образовании дошкольное образование представлено как первый, начальный уровень общего образования в Российской Федерации. Утверждение и внедрение ФГОС ДО безусловно потребовало внесения изменений и дополнений в образовательные программы подготовки педагогов дошкольного образования. На наш взгляд, разработка образовательной программы подготовки академического бакалавра по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями «Дошкольное образование» и «Начальное образование» и ее реализация будет способствовать подготовке педагога, который способен обеспечить формирование общей культуры; разностороннее развитие детей, учитывая их возрастные и индивидуальные способности, проектирование и достижение детьми дошкольного и начального школьного возраста уровня образования, необходимого и достаточного для формирования личности обучающегося на первых уровнях образования, формирование положительной мотивации и умений в учебной деятельности [4].

Таким образом, моделирование содержания педагогического образования бакалавров, будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов в ООП осуществляется на основе сформулированных требований к результатам ее освоения в виде профессиональных компетенций, отражающих множество субъектных отношений в образовательном процессе, педагогических закономерностей, управление которыми обеспечит качество образования воспитанников и учащихся. Само же содержание направлено на формирование отношения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, развитие потребности их познавать и проектировать личную и профессиональную жизнь в границах этих ценностей.

В рамках тематического плана научных исследований ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» проводятся диссертационные

исследования по проблемам профессиональной подготовки педагога дошкольного и начального образования, отвечающей требованиям современности. Результаты проводимых исследований внедряются в процесс подготовки такого педагога. В учебный план включены следующие курсы: «Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса», «Основы духовности и нравственности в поведении детей», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в начальной школе», «Научные проблемы художественного воспитания и образования», «Ребенок в мире художественной культуры», «Экологическая культура», «Развитие математических способностей детей», «Развитие воображения детей» и др.

Изучение указанных курсов позволит студентам перейти от узкопредметной подготовки к освоению специфики деятельности педагога, от нормативно-исполнительной к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности, к применению теоретических знаний в ходе осуществления организаторских, коммуникативных, учебно-воспитательных действий.

Изменения содержания профессиональной подготовки педагога дошкольного и начального образования по образовательным стандартам третьего поколения, на наш взгляд, могут выполняться по следующим направлениям:

- изменение содержания дисциплин базовой части учебного плана в соответствии с новыми требованиями ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» к результатам освоения основной образовательной программы;

- введение новых дисциплин в вариативной части учебного плана и курсов по выбору в связи с изменением требований к содержанию и структуре основной образовательной программы в пределах суммарной трудоемкости, определенной ФГОС и примерным учебным планом;

- изменение содержания учебно-производственных практик;

- разработка и реализация факультативных курсов.

Рассмотрим названные направления подробнее.

Первое направление. Целью модернизации содержания подготовки будущих педагогов является обеспечение их готовности к реализации стандартов дошкольного и начального образования, ориентации на ценностные установки, цели и задачи, определенные стандартами. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- освоение студентами структуры и содержания основных документов новых стандартов, системы основных и дополняющих их документов;

- освоение будущими педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности воспитанников и обучающихся;

- ознакомление с современными педагогическими стратегиями образования детей; и др.

В связи с этим в содержание дисциплин профессионального цикла учебного плана введены темы, направленные на изучение студентами пакета этих документов.

Содержание и тематика семинарских и практических занятий также претерпели ряд изменений в аспекте обучения студентов умениям:

- анализировать программы для выделения содержания основных групп требований к условиям осуществления образовательного процесса;

- определять состав и объем учебного материала;

- диагностировать результаты освоения основных образовательных программ;

- разрабатывать различные программы, включая основную образовательную программу; и т.п.

Эти изменения находят отражения в тематике курсовых и дипломных работ, в содержании кружковой работы студентов.

Второе направление. Требования стандартов дошкольного и начального образования инициируют введение новых курсов, способствующих формированию готовности бакалавров - будущих педагогов к их реализации.

Например, появление новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», требования к результатам ее освоения дикту-

ют необходимость внедрения такого курса, как «История традиционных религий России». Задачами данного курса станет вооружение студентов знаниями о нормах религиозной морали и этики, о роли религии в истории культуры (культурологический аспект). Необходимо введение курсов, которые помогли бы студентам осознать интегративное основание профессиональной подготовки (формирование УУД средствами предметных дисциплин).

Новый ФГОС НО предъявляет иные требования к организации второй половины дня. Основные направления внеучебной работы - спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, патриотическое. В целях подготовки студентов к осуществлению в будущем работы в указанных направлениях предполагается ознакомление студентов с методикой проведения этой работы в таких ее формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады и т.п. Практические навыки организации внеурочной деятельности учащихся студенты могут получить и в процессе занятий предметных кружков, где осуществляется ознакомление с новыми формами работы, способами организации учебного сотрудничества, диагностики, методами научно-исследовательской работы. Отдельным направлением станет обучение студентов умению разрабатывать новые учебные программы.

Утверждение стандарта дошкольного образования требует введения аналогичных дополнений в учебный план подготовки педагога дошкольного и начального образования.

Третье направление. Моделирование непрерывной педагогической практики как среды самостоятельной деятельности студента по реализации образовательных стандартов (участие в разработке программ различных видов деятельности детей).

Четвертое направление. Факультативные курсы объемом до 10 зачетных единиц образуются за счет варьирования продолжительности каникул и ежегодного резерва в 2-5 учебных недель. Они могут быть направлены на специализированную подготовку по образованию детей по какой-либо методической системе или углубленную подготовку в определенной области

знаний (развитие речи, художественно-эстетическое образование, филологическое образование и пр.).

Таким образом, реализация предложенных изменений в содержании подготовки педагогов будет способствовать формированию профессионально значи-

мых компетенций и позволит осуществлять образовательный процесс на уровне дошкольного и начального образования. Перспективу исследования мы видим в разработке магистерской программы «Технология преемственности дошкольного и начального образования».

Литература

1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование». URL: http://www.edu.ru/dbmon/mo/ Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения 21.11.2013).

2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://www.edu.ru/dbmon/ mo/Data/d_10/prm200-1.pdf (дата обращения 21.11.2013).

3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. URL: http://graph.docu ment.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176 (дата обращения 21.11.2013).

4. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153430 (дата обращения 21.11.2013).

Сведения об авторах

Марина Анатольевна Воронина, зав. кабинетом кафедры ИКТ в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Marina Anatolyevna Voronina, office manager of Department of ICT in Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

E-mail: km29@bk.ru.

Наталья Геннадьевна Кочетова, кандидат физико-математических наук, декан факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Natalya Gennadyevna Kochetova, Candidate of Physics and Mathematics, dean of Faculty of Primary Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

E-mail: fnodekan@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.