1(23)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© Т. В. Смолеусова
DOI: 10.15293/2226-3365.1501.01
УДК 373.3 + 37.08 + 37.012
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛАВНОЕ В СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИИ, ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Т. В. Смолеусова (Новосибирск, Россия)
В статье описаны результаты проведенного автором сравнительного анализа текстов Стандартов для дошкольного образования и для начального общего образования. Проанализированы структура и содержание Стандарта дошкольного образования. Проведен сравнительный анализ Стандарта дошкольного образования и федеральных государственных требований к дошкольному образованию. В результате анализа выявлено главное и новое в структуре, содержании Стандарта дошкольного образования и в преемственности его со Стандартом начального общего образования. Статья будет полезна для подготовки будущих работников дошкольного образования и для повышения их квалификации на курсах, в режиме самообразования или при организации методической работы в образовательной организации, для составления программ профессионального образования, а также для родителей детей дошкольного возраста. В статье перечислено главное в современном Стандарте дошкольного образования для каждого его раздела: Общие положения, Требования к структуре освоения основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему; Требования к условиям освоения основной образовательной программы дошкольного образования; Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Методические материалы, выполненные на базе проведенного автором анализа ФГОС ДО могут служить основой занятий для изучения нового Стандарта и подготовки педагогов к внедрению инноваций в дошкольное образование.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), структура и содержание современного Стандарта, преемственность Стандартов начального и дошкольного образования, главное в современном Стандарте дошкольного образования, цели и принципы дошкольного образования, инновации.
Смолеусова Татьяна Викторовна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Е-шай: [email protected]
© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены
7
1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
На начало 2014/2015 учебного года прошло меньше года с момента утверждения приказом Министерства образования и науки Российской Федерации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования1. Для работников дошкольного образования актуальным является изучение нового стандарта и массовое внедрение его требований в своей практике.
ФГОС дошкольного образования является завершающим среди новых стандартов для каждого уровня образования, поэтому полезно использовать накопленный в профессиональном сообществе опыт по изучению и внедрению ФГОС. 2014/2015 учебный год является четвертым годом внедрения ФГОС начального общего образования 2 . Пришло время подготовки к подведению итогов работы в условиях нового Стандарта с первым выпуском начальной школы; осмысления актуальных вопросов внедрения Стандарта, проблем и путей их решения в реализации требований ФГОС НОО [5-6]. А также определения
преемственности дошкольного и начального образования в реализации требований ФГОС и сравнительного анализа ФГОС ДО и ФГТ ДО 3. Начинать рассматривать этот вопрос необходимо со сравнительного анализа структуры и содержания ФГОС ДО и ФГОС НОО [1-2]. Чем они похожи и чем отличаются? (табл.). Как считают исследователи Т. А. Све-талова, Л. Н. Чипышева, «осознание целей и задач дошкольного образования, учет возрастных особенностей детей обеспечит безболезненный переход на ступень начального образования и позволит максимально использовать достижения дошкольника в начальном образовании. Происходящие изменения также требуют пересмотра преемственных связей между программами дошкольного и начального образования. Необходимость выстраивания преемственности определена в Стандарте начального образования, в требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования» [6, с. 65].
Таблица
Преемственность структуры ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
№ п/п Структура ФГОС ДО Структура ФГОС НОО
1 Общие положения Общие положения
2 Требования к структуре освоения основной образовательной программы ДО и ее объему Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО
3 Требования к условиям освоения основной образовательной программы ДО Требования к структуре освоения основной образовательной программы НОО
4 Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО Требования к условиям освоения основной образовательной программы НОО
1 Федеральный государственный образо- образования от 6 октября 2009 г. № 373. вательный стандарт дошкольного обра- М., 2009.
зования от 17 октября 2013 г. № 1155. 3 Федеральные государственные требова-
М., 2013. ния к структуре основной общеобразо-
2 Федеральный государственный образо- вательной программы дошкольного об-вательный стандарт начального общего разования. М., 2009.
© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены
8
1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
В таблице для удобства сравнения выделены ключевые слова в названии каждого раздела стандартов (результаты, структура, условия); уровень образования (дошкольное образование и начальное общее образование); слова, которые есть в названии раздела для дошкольного образования и отсутствуют в названиях разделов в ФГОС НОО.
Из таблицы видно:
1. Оба Стандарта имеют одинаковое количество разделов.
2. Принципы структурирования Стандартов для ДО и для НОО одинаковые.
3. Имеется большое сходство в названиях разделов стандартов для ДО и НОО.
4. Оба стандарта являются совокупностью требований к структуре, условиям и результатам.
5. Оба стандарта отнесены к основной образовательной программе ступени образования.
6. Приоритеты стандартов для дошкольного и начального общего образования различны, и это отражено в последовательности требований и в их содержании.
В ФГОС ДО после раздела «Общие положения» сразу следуют требования к структуре освоения основной образовательной программы ДО и ее объему, затем требования к условиям и завершается текст стандарта требованиями к результатам. В ФГОС НОО текст начинается с требований к результатам и завершается требованиями к условиям.
Структура каждого стандарта общего образования определена ответами на основные вопросы: «Зачем?», «Что?», «Как?», «При помощи чего?» Последовательность этих вопросов для дошкольного образования, в соответствии с его приоритетами, следующая: «Зачем?», «Как?», «При помощи чего?», «Что?».
Современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, в режим инновационной деятельности [12, с. 31]. Для эффективной инновационной деятельности по внедрению ФГОС ДО необходимы подготовленные работники дошкольного образования в системе повышения квалификации, через систему организации методической работы, в системе профессионального образования, с учетом изменения качества образования. Этим вопросам посвящены многие работы [1-3; 8-10; 12]. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением, т. к., прежде всего, способствует активизации личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, обеспечивая тем самым повышение качества образования [2, с. 256]. Л. П. Ильенко, рассматривает новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях и инструментальное обеспечение оценивания методической работы ДОУ [3, с. 19]. И. Н. Аса-ева считает, что проектирование моделей процесса повышения квалификации воспитателей разновидовых ДОУ является социально значимой проблемой, а инновационные процессы, происходящие в этой системе, выступают механизмом разработки новых направлений в развитии профессиональных компетенций работников дошкольного образования. Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат -развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения, предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОУ и формирующих ее компетенций. Нормативные требования к педагогической деятельности воспитателя ДОУ отражены в квалификационных ха-
1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
рактеристиках и документах образовательного учреждения [1, с. 80]. С. В. Королева разрабатывает вопросы моделирования процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации, рассматривая новый этап развития дошкольного образования на основе стандарта нового поколения, реализация и внедрение которого невозможны без процесса управления качеством дошкольной образовательной организации на основе моделирования данного процесса [4, с. 42]. В. П. Ларина разработала теорию научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений как средства развития региональной системы образования [5].
Система подготовки педагогов к реализации требований нового Стандарта начинается с его освоения. В этой новой работе педагоги нуждаются в помощи для выявления главного в структуре и содержании ФГОС дошкольного образования. В качестве такой помощи может служить методический материал, подготовленный на основе проведенного автором анализа Стандарта. Далее в статье представлены выводы, которые полезно использовать при подготовке педагогов ДО к внедрению ФГОС ДО. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (Программа). Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями)
при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Содержание этого Стандарта отличается от содержания ФГОС НОО и от предшествующего документа по дошкольному образованию - ФГТ ДО, утвержденного в 2009 г. и являющегося для многих педагогов еще новым. Цель нашей статьи подчеркнуть главное и основное в структуре и содержании ФГОС ДО и помочь работникам дошкольного образования успешно и эффективно начать внедрять освоенный Стандарт.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркнуто, что основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие_каждого ребенка.
Таким образом, ради чего создан Стандарт ДО?
От разработчиков: о Ради ребенка - ему хорошо, интересно и празднично жить (эмоциональные переживания, социальные участия). о Поддержка разнообразия детства. о Открытие новых возможностей.
Формально: о В Законе «Об образовании»4 - дошкольное образование выделено как уровень образования. Значит, необходим ФГОС этого уровня образования. о Одна из важных задач дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС ДО: о поддержка индивидуальности ребенка о развитие его потенциала.
4 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53.
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
10
1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ФГОС ДО:
1. Обеспечивает исполнение государственных гарантий.
2. Направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени.
3. Не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
4. Не предполагает проведения промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.
Что отличает ФГОС ДО?
• Условия развития первичны (предметная среда, общение, среда для детей с ограниченными возможностями развития).
• Поощрение инициативы и самостоятельности ребенка (взрослый посредник инициативы, интересов, мотивации ребенка).
• Требования к результатам - только личностные результаты (только ориентир, воплощение возможностей и мотивов, ценности).
• Развитие не является объектом оценки (только мониторинг динамики - для поддержки ребенка).
• Мониторинг проводит компетентный педагог-психолог, только с разрешения семьи.
Теперь относительно основной образовательной программы (ООП). Это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития через парциальные программы, но не обучения.
В общих положениях Стандарта перечислены четыре основных принципа, разработанных на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Очень важно рассматривать и учитывать при реализации нового стандарта то, что многие не привыкли читать. А именно принципы, цели и задачи. В периоды реформирования и модернизации российского образования кардинально меняются именно эти позиции и именно они ложатся в основу системных преобразований в образовании. В разделе Стандарта «Общие положения» перечислены принципы, цели, задачи дошкольного образования, закрепляющие приоритеты современного дошкольного образования и направления его инновационного развития. Главным является индивидуализация, здоровьесбережение, учет потребностей и возможностей.
1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
В Стандарте5 учитываются (п. 1.3):
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее -особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Далее (п. 1.4) перечислены основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В п. 1.5 подчеркнуто, что Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач (п. 1.6):
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различ-
5 Здесь и далее приводятся пп. из федерального государственного образова-
тельного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. М., 2013.
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
12
1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Стандарт является основой:
1) для разработки Программы (ООП);
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Во втором разделе ФГОС ДО, в требованиях к структуре ООП ДО и ее объему говорится, что содержание Программы (п. 2.6) должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Важно помнить, что Программы могут реализовываться в различных видах деятельности:
• в общении,
• игре,
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
13
1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
• познавательно-исследовательской деятельности.
В п. 2.8 подчеркнуто, что содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Далее указан объем частей Программы (п. 2.10):
• обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема;
• части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.
В п. 2.11 указана структура Программы, перечислены три основных раздела ООП ДО:
1) целевой,
2) содержательный,
3) организационный.
В каждом из этих трех разделов Программы отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения Программы:
• конкретизируют требования Стандарта;
• являются целевым ориентиром в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития де-
тей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
В п. 2.11.2 подчеркнуто, что в содержательном разделе Программы (ООП ДО) должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
В п. 2.11.3 говорится, что организационный раздел ООП ДО должен содержать:
• описание материально-технического обеспечения Программы,
• обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
• особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Далее укажем на главное в третьем разделе Стандарта - требования к условиям освоения основной образовательной программы ДО. Здесь перечислены Требования к условиям реализации ООП ДО:
3.2. психолого-педагогическим,
3.3. развивающей предметно-пространственной среде,
3.4. кадровым,
3.5. материально-техническим,
3.6. финансовым.
Главное в условиях - создание образовательной среды, которая:
1(23)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Особо описаны психолого-педагогические условия, которые подчеркивают гуманизацию и индивидуализацию дошкольного образования, а так же его личностно-ориентиро-ванный характер:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
6 С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. ст. 7598; 2013. № 19. ст. 2326).
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В заключении подчеркнем главное в четвертом разделе Стандарта - требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО. В отличие от всех других уровней образования, дошкольное образование не подчинено планируемым результатам. Чтобы это подчеркнуть, требования к результатам расположены в конце Стандарта ДО. В п. 4.3 сказано: «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». Там же подчеркнуто: «Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей 6 . Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итого-
7
вой аттестации воспитанников ».
7 Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. ст. 7598; 2013. № 19. ст. 2326).
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
15
1(23)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
В п. 4.5 Стандарта сказано: целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
их включения в показатели качества выполнения задания;
• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
• аттестацию педагогических кадров;
• оценку качества образования;
Требования к численности детей сняты. Тренд - снижение количества на воспитателя (16 человек - международный опыт).
• оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 79-87.
2. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Методическая работа в школе: организация и управление. - М.: Просвещение, 1992. - 626 с.
3. Ильенко Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.
- М.: Аркти, 1999. - 48 с. - С. 8-23.
4. Королева С. В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 31-34.
5. Ларина В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2008.
6. Светалова Т. А., Чипышева Л. Н. Преемственность в формировании интегративных качеств личности дошкольника и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы НОО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
- ЧИППКРО. - 2011. - № 3 (8). - С. 65-69.
7. Смолеусова Т. В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - № 6. - С. 5-10.
8. Смолеусова Т. В. Актуальные вопросы внедрения ФГОС // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. - С. 42-48. Б01: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1405.05
9. Смолеусова Т. В. Новое качество образования и пути его достижения // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 12. - С. 3-6.
10. Смолеусова Т. В. Роль научного руководителя в современных условиях // Педагогическое образование. - 2009. - № 9. - С. 6-7.
© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены
16
1(23)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
11. Смолеусова Т. В. Поддержка интереса к знаниям - как сформировать мотивацию учения? // Народное образование. - 2014. - № 8. - С. 162-167.
12. Яковлева Г. В. Инструментальное обеспечение оценивания методической работы дошкольного учреждения в условиях введения федеральных государственных требований // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров - ЧИППКРО. - 2011. - № 3 (8). -
13. Презентация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выступления в РИА Новости разработчиков ФГОС ДО [электронный ресурс]. -URL: Шр://минобрнауки.рф/%В0%Б2%В0%Б8%В0%Б4%В0%Б5%В0%ББ/49 (дата обращения: 15.12.2014)
С.42-47.
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
17
2015, Vol. 4, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1501.01
Smoleusova Tatiana Victorovna, Candidate of Pedagogical Science, Professor, Primary Education Department, Novosibirsk Institute of Training and Retraining of Educators, Novosibirsk, Russian Federation E-mail: [email protected]
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION: IMPORTANT IN THE STRUCTURE, CONTENT, CONTINUITY
The article describes the results of a comparative analysis of the text of the standards for early childhood education and primary education conducted by the author. The structure and content of the standard pre-school education. A comparative analysis of standard pre-school education and federal government requirements for pre-school education. The analysis revealed a new and important in the structure, contents of standards in early childhood education and its continuity with the standard primary education. The article will be useful for the preparation offuture workers ofpreschool education and to improve their skills through courses in the mode of self or of methodical work in educational organizations, to compile programs of vocational education, as well as for parents of preschool children. The article lists the main thing in modern standard ofpreschool education for each of its sections: General provisions, requirements to the structure of the development of the basic educational program ofpreschool education and its volume; Requirements for the development of the basic conditions of the educational program of preschool education; Requirements for the results of mastering the basic educational program ofpreschool education. Methodological materials, made on the basis of the author's analysis of the FSES PE to serve as a basis for studying the lessons of the new Standard and teacher training to innovation in early childhood education.
Federal State Educational Standard of preschool education (FSES PE), Federal State Educational Standard primary education , the structure and content of the modern Standard continuity standards of primary andpre-school education, the main thing in modern standards of preschool education, purposes and principles of preschool education, innovations.
1. Asaeva I. N. Development of professional competencies preschool teachers of different species.
IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2009, no. 112, pp. 7987. (In Russian)
2. Babanskii J. K., Potashnik M. M., Babanskii J. K. Methodical work at school: organization
and management. Moscow, Education Publ., 1992, 626 p. (In Russian)
3. Ilienko L. P. New models methodical service in educational institutions. Moscow, Arc-ti Publ.,
1999, 48 p., pp. 8-23. (In Russian)
4. Queen S. V. Modeling quality management process in preschool educational organizations.
Pedagogical Education in Russia. 2014, no. 1, pp. 31-34. (In Russian)
5. Larina V. P. Scientific and methodological support of innovative activity of educational insti-
tutions as a means of developing regional education system. Samara, 2008. (In Russian)
Abstract
Keywords
REFERENCES
© 2011-2015 Bulletin NSPU
All rights reserved
18
2015, Vol. 4, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
6. Svetalova T. A., Chipysheva L. N. Continuity in formation of integrative qualities of the person
preschooler metasubject results and development of the basic educational program of the PGE. Scientific provision of advanced training CHIPPKRO. 2011, no. 3 (8), pp. 65-69. (In Russian)
7. Smoleusova T. V. Problems of implementation of the requirements of federal state educational
standards primary education in class and innovation. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2012, no. 6, pp. 5-10. (In Russian)
8. Smoleusova T. V. Topical issues of implementation of the FSES. Novosibirsk State Pedagog-
ical University Bulletin. 2014, no. 5, pp. 42-48. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1405.05 (In Russian)
9. Smoleusova T. V. New quality of education and ways to achieve. Elementary School: plus
before and after. 2008, no. 12, pp. 3-6. (In Russian)
10. Smoleusova T. V. The role of the supervisor in modern conditions. Pedagogical Education.
2009, no. 9, pp. 6-7. (In Russian)
11. Smoleusova T. V. Supporting interest to knowledge - how to form learning motivation? Ed-
ucation. 2014, no. 8, pp. 162-167. (In Russian)
12. Yakovlev G. V. Tool software estimation of methodical work in preschool conditions intro-
duction of federal government requirements. Scientific support of advanced training CHIPPKRO. 2011, no. 3 (8), pp. 42-47. (In Russian)
13. Statements in the RIA Novosti. (In Russian) Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/%D0%B2%D0% B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/49 (accessed 15.12.2014)
© 2011-2015 Bulletin NSPU
All rights reserved
19