Научная статья на тему 'Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций'

Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2236
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS PRIMARY EDUCATION REQUIREMENTS / IMPLEMENTATION OF THE STANDARD PROBLEMS / TEACHER AVAILABILITY / METHODOLOGICAL SUPPORT INNOVATION / METHODOLOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолеусова Татьяна Викторовна

В статье описаны основные проблемы первого этапа реализации требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования на уроке и представлена их связь с внедрением инноваций в начальной школе. Рассмотрена готовность учителя, программ и условий к реализации ФГОС НОО с позиции современных требований к инновационному уроку. Отмечается, что внедрение новых стандартов означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность. Автором представлены основные способы преодоления проблем реализации стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS PRIMARY EDUCATION IN CLASS AND INNOVATION

The paper describes the main problems of the first phase of implementing the requirements of federal state educational standards primary education in the classroom and presented them with the introduction of innovations in the primary school. Considered ready teachers, programs, and conditions for the implementation of federal state educational standards primary education from the perspective of modern requirements for innovative lesson. It is marked, that introduction of new standards means an output on essentially new level of educational services and necessity of inclusion in innovative activity. The author presents the main ways to overcome implementation challenges standard.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(10) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Т. В. Смолеусова

УДК 373.3 + 37.08 + 37.012

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО НА УРОКЕ И ВНЕДРЕНИЕ

ИННОВАЦИЙ

Т. В. Смолеусова (Новосибирск, Россия)

В статье описаны основные проблемы первого этапа реализации требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования на уроке и представлена их связь с внедрением инноваций в начальной школе. Рассмотрена готовность учителя, программ и условий к реализации ФГОС НОО с позиции современных требований к инновационному уроку. Отмечается, что внедрение новых стандартов означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность. Автором представлены основные способы преодоления проблем реализации стандарта.

Ключевые слова: требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), проблемы реализации стандарта, готовность учителя, методическое обеспечение инноваций, методические инновации.

Перемены, произошедшие в России в последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Первое основное направление развития общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: Переход на новые образовательные стандарты. Современный период (2012г.) Российского образования характеризуется тем, что уже второй год во всех школах России осуществляется набор в 1 классы и обучение младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Таким образом, завершается первый этап, связанный с реализацией ФГОС НОО - подготовительный,

этап информирования учителей,

руководителей образования и общественности о содержании приказа №373 МОиН РФ, об особенностях требований ФГОС НОО. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования. Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС НОО.

Татьяна Викторовна Смолеусова - кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

_E-mail: smoleusova@mail.ru_

© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(10) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Требования к:

• результатам,

• программам,

• условиям.

Пришло время подвести первые итоги, выявить первые результаты внедрения и реализации ФГОС НОО, проблемы и ошибки. Какова готовность начальной школы к реализации стандартов нового поколения? Готовность учителя? Готовность программ? Готовность условий? Готовность новой системы контроля? Готовность системы повышения квалификации? Готовность системы подготовки учителя? Готовность методики обучения по каждой предметной области?

Модернизация системы общего образования - средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Реальное внедрение заложенных в стандарте идей во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от качественной подготовки педагогических и управленческих кадров, от качества повышения квалификации работников образования. Одна из главных составляющих реализации стандарта, без которой немыслимо их успешное внедрение в школу, - это подготовка кадров.

Анализ работы апробационных, экспериментальных площадок с 2008 года, первый опыт массового внедрения ФГОС НОО с 1 сентября 2011-2012 учебного года позволяет выделить основные трудности учителей:

• Искаженное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

• Преобладает так называемая «традиционная», сложившаяся за предыдущие © 2011-2012 Вестник НГПУ

годы и десятилетия устойчивая методика проведения урока;

• Принципиальная новизна для большинства учителей - вопросов методического обеспечения достижения новых результатов и решения новых основных задач по каждой предметной области;

• Традиционный подход к анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;

• Отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам;

• Новизна вопросов оценки достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

• Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования.

Итак, кратко о проблемах, с которыми сталкивается учитель в процессе реализации ФГОС НОО:

Проблема № 1. Не все учителя умеют проводить урок по-новому. Самооценка учителями собственной готовности составляет - 20% - 25% в разных группах на курсах повышения квалификации (выборка 850 человек).

Учителям начальных классов, начинающим работать по новым стандартам, нужно, прежде всего, ответить на вопросы:

• какие изменения необходимо внести в свою профессиональную деятельность?

• смогу ли я сделать это самостоятельно?

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(10) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

• чему мне необходимо научиться, приступая к работе по новому стандарту?

Проблема № 2. Готовность учителей к инновациям очень низкая (4 % - полная готовность, 32 % - относительная готовность. Самым трудным для учителей начальной школы во всех группах опрошенных оказался Деятельностный подход (от 68 % до 95 % нет ответов совсем). Известно, что это тот подход, который заложен в ФГОС НОО [1], как основной. На втором и третьем месте по отсутствию ответов о том, как учителя понимают компетентностный подход (от 48% до 74 % в разных группах) и индивидуализацию (от 19 % до 74 % в разных группах). Что необходимо учителям для внедрения инноваций? (Более подробно [2]).

Проблема № 3. Создание условий, соответствующих ФГОС НОО еще в большинстве школ далеко не полное. Для кадровых условий необходимо, в первую очередь, повышение квалификации - от 108ч до 500ч в 5 лет (учитывая необходимость быстро, точно, легко освоить методические инновации на компетентностном уровне). Современный контроль качества уроков на соответствие требованиям ФГОС НОО. Новая схема анализа уроков. Методическая работа школы - новые темы самообразования. Создание психолого-педагогических условий так же требует повышения квалификации. Остальные условия учителя ждут.

Проблема № 4. Учитель перегружен, а ему необходимо время для инновационного развития. Обязательно необходимо повышение материального стимулирования учителя, координация требований и заданий учителю, снижение количества отчетности. Овладевая инновациями , самое главное, не забывать отказываться от соответствующих

«отживших» методических средств, чтобы не приходилось удваивать выполняемую работу. Учитель вынужден заниматься

переделыванием школьной и учительской документации, так как «Школа должна стать более самостоятельной в составлении индивидуальных образовательных программ», (ООП, подпрограммы, система оценивания, планы уроков, рабочие программы по всем предметам, ведение портфолио учителя и учеников и др.). Параллельное применение новых и прежних средств, форм, технологий, операций. Наиболее яркий пример - наличие бумажного журнала сочетают с ведением дополнительного электронного журнала и др.; дополнительная отчетность и подача сведений, информации о реализации, апробации стандарта и т.д.

Проблема № 5. Ресурсное обеспечение уроков не всегда приведено в соответствие с требованиями ФГОС НОО. Для решения данной проблемы необходимы: современные контент для ИКТ, справочники и словари по всем предметным областям; дидактическое оборудование для психологически грамотных уроков; выбор учебников теми, кто будет отвечать за результаты в итоге 4 класса; реализация требований ФГОС средствами УМК не всегда возможна.

Проблема № 6. Психологическая компетентность учителей недостаточная. Учителю важно овладеть основными психологическими понятиями: личность (так как новая цель - развитие личности); учебная деятельность (в основе реализации требований ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход); особенности

восприятия информации через разные каналы; разнообразные психологические индивидуальные особенности учеников; возрастные психологические особенности;

Все права защищены

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(10) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

оценочная деятельность, умозаключения и суждения должны строиться психологически грамотно; отношения учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебный материал продумывается с точки зрения психологии; развитие учеников по законам психологии необходимо строить и многое другое.

Проблема № 7. Большая вариативность и трудности выбора учителя. Необходимо обращаться к экспертам. Директор школы создает условия для постоянного беспрепятственного обращения к эксперту, например научному консультанту школы.

Для разрешения актуальных проблем и повышения готовности учителей к

реализации требований ФГОС НОО необходима их активизация инновационной деятельности. В готовности учителя к воплощению новых стандартов

рассматриваются разные составляющие:

1. Когнитивная - «Знаю»

2. Аксиологическая - « Принимаю»

3. Мотивационная - «Хочу и надо»

4. Профессиональная - «Умею»

5. Личностная - «Могу»

6. Компетентностная - «Делаю»

Учитель - центральная фигура

современной школы и реализации требований ФГОС НОО на уроке. Поэтому сегодня перед администрацией ОУ (образовательного учреждения), учителями начальных классов стоят следующие задачи:

• освоение новой системы требований к результатам, структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;

• принятие идеологии ФГОС НОО;

• формирование психологической готовности учителя к инновациям;

• развитие его профессиональной компетентности;

• разработка методических инноваций;

• овладение новыми методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения новых основных задач по предметной области, достижения новых целей, заявленных в стандарте;

• освоение учителями новых образовательных технологий для достижения новых целей и решения новых задач, в соответствии с ФГОС НОО;

• ресурсное обеспечение проведения уроков по-новому информационными и дидактическими источниками;

• изменение методической работы в школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

• обеспечение комплексной подготовки по ФГОС школьной команды учителей и заместителя директора, их курирующего (самое распространенное пожелание учителей в ходе рефлексии, завершающей курсы, выражается словами: «научите нашего завуча этому же»);

• изменение системы внутреннего контроля качества проводимых уроков (новые схемы анализа уроков), ресурсного обеспечения, системы оценивания уровня достижения новых планируемых результатов.

Рассмотренные компоненты готовности учителей, методистов, заместителей директора школы для большинства работников образования еще предстоит в ближайшее время пройти самостоятельно, при помощи курсов повышения квалификации или экспертов в вопросах инновационной методики начального образования.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(10) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Что ждут учителя для более активной реализации требований ФГОС НОО? На первом месте, с большим отрывом (в 2 раза) оказалось следующее - Методическое обеспечение инновации, методическая проработанность педагогической инновации. По мнению самих же учителей начальной школы им для внедрения психолого-

педагогических инноваций необходимо, прежде всего, методическое обеспечение инновации. То, что мы называем методическими инновациями. Актуальность методических инноваций в образовании очевидна - они двигатель развития современного урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.

2. Смолеусова Т. В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2012 - № 3. - с. 5-18. - [Электронный ресурс] - URL: http: //vestnik.nspu.ru/journal/2012-3 (дата обращения : 3.07.2012)

3. Смолеусова Т. В. Методические инновации: гуманитаризация и гуманизация математического образования в условиях ФГОС. Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках математики / Новосибирский ИПКиПРО. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2012. - 132 с.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

6(10) 2012 UDС 373.3 + 37.08 + 37.012

www.vestnik.nspu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2226-3365

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE

EDUCATIONAL STANDARDS PRIMARY EDUCATION IN CLASS AND INNOVATION

T. V. Smoleusova (Novosibirsk, Russia)

The paper describes the main problems of the first phase of implementing the requirements of federal state educational standards primary education in the classroom and presented them with the introduction of innovations in the primary school. Considered ready teachers, programs, and conditions for the implementation of federal state educational standards primary education from the perspective of modern requirements for innovative lesson. It is marked, that introduction of new standards means an output on essentially new level of educational services and necessity of inclusion in innovative activity. The author presents the main ways to overcome implementation challenges standard.

Keywords: federal state educational standards primary education requirements, implementation of the standard problems, teacher availability, methodological support innovation, methodological innovations.

Tatiana Viktorovna Smoleusova - PhD, Professor, Department of Primary Education Novosibirsk Institute of Training and retraining of educators. E-mail: smoleusova@mail.ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.