5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Т. В. Смолеусова DOI: 10.15293/2226-3365.1405.05
УДК 37.014.3
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Т. В. Смолеусова (Новосибирск, Россия)
В статье проанализированы актуальные вопросы четвертого года внедрения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, года подведения первых результатов. Представлена их связь с инновациями в начальной школе. Обоснована актуальность вопросов сентября 2014 учебного года - начала четвертого года внедрения нового стандарта в начальном образовании. Они связанны с системой оценки достижения новых планируемых результатов в условиях реализации нового стандарта. Представлены их основные особенности. В первую очередь вопросы всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, руководителей школ и систем образования) связаны со спецификой измененных контрольно-измерительных материалов для контроля и оценки мета-предметных результатов: познавательных, регулятивных, коммуникативных. Проанализирована динамика актуальных вопросов внедрения стандарта в разные периоды: разработки стандарта «второго поколения», знакомства педагогов со структурой и содержанием ФГОС, начала реализации требований ФГОС, первого выпуска обучающихся в условиях реализации требований ФГОС НОО. Все актуальные вопросы педагогов сгруппированы: о контроле и оценке достижения результатов, о методике обучения в реализации стандарта, об условиях, о первых результатах контроля качества образования, подготовки школ своих основных образовательных программ. Перечислены направления использования актуальных вопросов, связанных с внедрением стандарта для развития образования, планирования методической работы и поиска способов решения этих вопросов.
Ключевые слова: актуальность, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, инновации, методические инновации, методическая работа.
Актуальные вопросы необходимо выявлять на каждом этапе развития для того, чтобы своевременно и адекватно реагировать, находить ответы на них. Психологи утверждают, что мышление «включается» в ответ на вопрос. Это вопросы, на которые в каче-
стве самоконтроля должны ответить учителя и руководители образовательных учреждений. Как известно, актуальность - это важность, значительность чего-либо для настоящего момента.
Смолеусова Татьяна Викторовна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Почетный работник общего образования РФ. E-mail: smoleusova@mail.ru
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Настоящий момент российского образования характеризуется развитием в условиях новой системы ценностей глобального общества [5-6], социально-экономических изменений, внедрением федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях общего и профессионального образования1. Даже в дошкольном образовании появился ФГОС [8]. Для начального общего образования сентябрь 2014 года - особое время. Начался четвертый учебный год работы по ФГОС НОО - год подведения первых результатов внедрения федерального государственного образовательного стандарта в начальном общем образовании. Поэтому для всех учителей, работающих в четвертых классах, для организаторов и руководителей школ и систем образования самыми актуальными вопросами в этом году является следующие: «Как будут оценивать достижение планируемых результатов обучающихся первого выпуска по ФГОС НОО?», «Какие измерительные материалы будут использовать?», «Какие будут первые результаты первого выпуска достижения новых планируемых результатов?», «Как будут контролировать и оценивать достижение обучающимися мета-предметных результатов: познавательных, регулятивных, коммуникативных?», «Будет ли контроль или мониторинг сформирован-ности у обучающихся личностных результатов? Если да, то, как и кто это будет делать?»
Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые социальные требования не только к результатам реализации основной образовательной программы, но и к системе школьного обучения, к структуре и условиям реализации ООП. По-
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г., 2012 г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014. - 33 с. © 2011-2014 Вестник НГПУ
этому актуальные вопросы в современном образовании связаны с внедрением ФГОС от всех участников образовательного процесса: учителей с разным стажем, выпускников педагогических вузов и колледжей, вопросы на курсах повышения квалификации и в сети Интернет, выявленные в ходе анкетирования и мониторингов: «Какая школа наиболее готова к введению стандарта?», «Какие разделы ООП НОО менее разработаны?», «Учтены ли в ООП НОО школы изменения ФГОС НОО 2012 г.?», «Как провести современный урок?», «Как реализовать основной подход реализации ФГОС НОО - системно-деятельностный подход?», «Какие еще подходы заложены в ФГОС НОО?», «Какие инновационные технологии помогут реализовать ФГОС НОО на уроках?», «Как эффективно использовать все виды условий реализации ФГОС НОО?», «Какова динамика актуальных вопросов, связанных с внедрением за последние несколько лет?»
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? Какие вопросы, связанные с ФГОС задавались, обсуждались, решались в разные периоды?
Рассмотрим следующие периоды внедрения ФГОС:
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
1. Период разработки стандарта «второго поколения».
2. Период знакомства педагогов со структурой и содержанием ФГОС.
3. Период начала реализации требований ФГОС.
4. Период - год первого выпуска обучающихся в условиях реализации требований ФГОС НОО.
ФГОС НОО из всех стандартов появился первым. Поэтому по его внедрению и реализации появились уже вопросы. В первые три периода внедрения ФГОС НОО актуальными были вопросы вида:
■ Что такое федеральный государственный образовательный стандарт?
■ В чём его отличие от прежнего стандарта и почему образование нуждается в подобных переменах?
■ Что изменится в жизни школьников и их родителей в связи с введением нового стандарта?
■ Предполагается ли, что с введением нового стандарта школы будут оснащены новым оборудованием?
На данном этапе внедрения ФГОС НОО имеются свои вопросы кроме системы оценки. Методологические публикации помогли школьным учителям и преподавателям системы повышения квалификации осознать необходимые изменения, дидактику, принципы и идеи. Трудно не согласиться с академиком В. С. Лазаревым, который утверждает, что достичь требуемых ФГОС результатов образования на основе сегодняшнего содержания образовательных программ и ассоциативно-репродуктивной технологии обучения невозможно. Таким образом, введение нового стандарта образования требует взаимосвязанных качественных изменений во всех компонентах образовательной системы школы, т. е. необходимость системной модернизации. Для
успешного решения таких сложных задач опоры на опыт, здравый смысл и интуицию совершенно недостаточно, нужно применять специальные технологии инновационной деятельности [4]. Как убеждает анализ практики большого количества уроков, анкет учителей, их вопросов, специальные технологии инновационной деятельности необходимы на методическом уровне. Чаще других вопросов, учителя задают методические вопросы. «Как реализовать на уроке ФГОС?», «Как формировать УУД?», «Как решать основные задачи по каждому учебному предмету?», «Как реализовать разные востребованные новым стандартом инновационные подходы?», «Как использовать ИКТ для реализации требований ФГОС?»
Таким образом, изучение федерального государственного образовательного стандарта востребовано на разных уровнях: нормативно-правовом, дидактическом, методическом, прикладном. Автором данной статьи введено понятие «методические инновации», разработана концепция проектирования и развития методических инноваций в начальном математическом образовании, разработаны конкретные инновационные технологии, методические инновации для реализации требований ФГОС НОО в математическое образование, формировании УУД в начальном математическом образовании [7-8].
Разработка методических рекомендаций еще не поспевает за спросом на них. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
44
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
и становясь со-творцами новой практики [3]. Для учительского творчества стимулирующим фактором является участие в муниципальных, региональных и федеральных семинарах и конференциях, к которым они серьезно готовятся, консультируются с экспертами. Директора гимназий и лицеев для помощи учителям в подготовке инновационных уроков приглашают к сотрудничеству научных консультантов из числа авторитетных специалистов, преподавателей институтов повышения квалификации, авторов учебников и учебных пособий для современной начальной школы.
Наступил период контроля качества образования, разработанных основных образовательных программ. Появляются вопросы, связанные с мониторингом и контролем готовности школ к реализации ФГОС НОО:
1. Какая школа наиболее готова к введению стандарта?
2. Какие разделы ООП НОО менее разработаны?
3. Учтены ли в ООП НОО школы изменения ФГОС НОО 2012 г.?
Работа автора в качестве эксперта позволяет дать ответ на два из этих вопросов. В школьных ООП НОО наименее разработанными являются: программа формирования универсальных учебных действий; система оценки достижения обучающимися планируемых результатов. В разделе ООП НОО, связанном с кадровыми условиями не отражаются индивидуальные маршруты профессионального роста учителей школы (план повышения квалификации с указанием предпочитаемой темы, план выхода на аттестацию, план распространения своего профессионального опыта через планирование участия в конференциях, подготовки публикаций, организации семинаров на разных уровнях). Какие темы методической работы школы, само-
образования и самоанализов учителей необходимо выбрать? Этот вопрос важно обсуждать на методическом объединении, с научным консультантом. Например, большое значение в ФГОС НОО его разработчиками уделено учету индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Все ли учителя готовы к реализации этого требования? Как это отражено в ООП? Все актуальные вопросы педагогов можно сгруппировать и разделить. Вопросы о контроле и оценке достижения результатов, о методике обучения в реализации стандарта, об условиях, о первых результатах контроля качества образования, подготовки школ своих основных образовательных программ.
Таким образом, можно говорить о своеобразном списке из десяти актуальных вопросов внедрения ФГОС НОО на период сентябрь 2014 г.:
1. Как будут оценивать достижение планируемых результатов обучающихся первого выпуска по ФГОС НОО и как к этому готовиться?
2. Какая школа наиболее готова к введению стандарта?
3. Какие разделы ООП НОО образовательных учреждений менее разработаны? Учтены ли в ООП НОО школы изменения, внесенные в ФГОС НОО 2011г., 2012 г.?
4. Как реализовывать на уроке ФГОС НОО?
5. Как провести современный урок, соответствующий требованиям ФГОС НОО?
6. Как реализовать на уроках основной подход реализации ФГОС НОО - си-стемно-деятельностный подход?
7. Какие еще подходы заложены в ФГОС НОО?
8. Какие инновационные технологии, методика помогут учителю формировать
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
45
5(21)2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
УУД и реализовать требования ФГОС НОО на уроках?
самоанализов учителей и направлений дальнейшего развития образования; повышения эффективности внедрения требований ФГОС НОО в массовую практику. Ответы на перечисленные и многие другие актуальные вопросы внедрения требований ФГОС НОО в практику урока активно ищут ученые и учителя-практики. Уже имеется многолетний опыт по реализации методических инноваций, индивидуализации, дифференцированному обучению в начальном математическом образовании [1, 9-12].
9. Как эффективно использовать все виды условий реализации ФГОС НОО?
10. Какие темы методической работы школы, самообразования и самоанализов учителей выбрать?
Указанные актуальные вопросы и поиск на них ответов могут и должны быть положены в основу планирования методической работы школы, района, города; планирования внутришкольного контроля; выбора тематики
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 144 с.
2. Кларин М. В. Новая развивающая практика — коучинг. Новая профессия - коуч // Образовательные технологии. - 2014. - № 1. - С. 71-80.
3. Лазарев В. С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 3-12.
4. Лазарев В. С. Что нужно знать об инновационной деятельности учителя, чтобы она была успешной? // Инновации и эксперимент в образовании. http://www.in-exp.ru/component/ content/article/16-teor-in-exp-dejat/54-in-dejat-taecher.html (дата обращения: 3.07.2014)
5. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. -
6. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 20-25.
7. Смолеусова Т. В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012 - № 3. - С. 5-18.
8. Смолеусова Т. В. Время методических инноваций // Начальная школа. - 2014. - № 2.
9. Смолеусова Т. В. Проекты по математике как методическая инновация // Начальная школа - 2013. - № 8.
10. Смолеусова Т. В., Кривцова Л. А. Новая роль учителя в организации проектной деятельности учащихся // Сибирский учитель. - 2010. - № 3. - С. 42-44.
11. Смолеусова Т. В., Петровская Е. А. ТРИЗ для инновационной начальной школы в условиях перехода на ФГОС // Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Т. 3. - Новосибирск: Изд-во НИПКи-ПРО, 2010. - 388 с. - С. 61-65.
12. Смолеусова Т. В., Мазунина Е. А. Инновационность раздельно-параллельного обучения класса хоккеистов // Сибирский учитель. - 2010. - № 5. - С. 5-14.
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
С.66-72.
46
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1405.05
Smoleusova Tatiana Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Primary Education, Novosibirsk Institute of Training and Retraining of Educators, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: smoleusova@mail.ru
The paper analyzes the current issues of the fourth year of implementation of the requirements of federal state educational standards elementary general education, summarizing the first year results. Represented their relationship with innovation in elementary school. The urgency of the issues of the school year in September 2014 - the beginning of the fourth year of the adoption of new standards in primary education. They are connected with the system to assess the achievement of planned results in the new conditions of the implementation of the new standard. Presented their basic features. The first issues of all participants in the educational process (teachers, parents, school administrators and education systems) are related to the specifics of the modified test materials for monitoring and evaluating the results of a meta: cognitive, regulatory, communication. The dynamics of topical issues of implementing the standard in different periods: development of the standard, "second generation", looking for teachers with the structure and content of the educational standards, beginning of implementation of the requirements of the educational standards, first issue studied in the conditions to implement the requirements educational standards.
All current issues of teachers grouped as follows: on monitoring and evaluation of achievement of the teaching methods in the implementation of the standard, the conditions, the first results of the quality control of education, training schools of their basic educational programs. Listed uses of topical issues related to the implementation of the standard for the development of education, planning and methodical work and find ways to address these issues.
relevance, federal state educational standards elementary general education, innovation, methodological innovations, methodical work
1. Istomin N. B., Zayats Y. S. Workshop on teaching math in elementary school: Developmental education. Smolensk, XXI century Association Publ., 2009, 144 p. (In Russian)
2. Clarin M. V. Developing new practice - coaching. A new profession - coach. Educational Technology. 2014, no. 1, pp. 71-80. (In Russian)
3. Lazarev V. S. Formation cognitive actions in training activities. Pedagogy. 2014, no. 6, pp. 312. (In Russian)
4. Lazarev V. S. What you need to know about the innovative work of the teacher to make it successful? Innovation and experimentation in education. (In Russian) http://www.in-exp.ru/ component/content/article/ 16-teor-in-exp-dej at/54-in-dej at-taecher.html (accessed: 3.07.2014)
5. Latuha O.A., PushkarevYu.V. Role of higher educational institutions in creation of innovations. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 3 (13), pp. 66-72. (In Russian)
© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved
TOPICAL ISSUES OF IMPLEMENTATION OF THE FSES
Abstract
Keywords
REFERENCES
47
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
6. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Development of education in conditions of new system of values of the global society. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2012, no. 4, pp. 20-25. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/210 (accessed: 3.07.2014) (In Russian)
7. Smoleusova T. V. State of professional readiness of primary school teachers to innovate. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2012, no. 3, pp. 5-18. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/195 (accessed: 03.07.2014) (In Russian)
8. Smoleusova T. V. Time methodical innovation. Elementary School. 2014, no. 2. (In Russian)
9. Smoleusova T. V. Projects in mathematics as a methodical innovation. Elementary School. 2013, no. 8. (In Russian)
10. Smoleusova T. V., Krivtsova L. A. Novaya the teacher's role in the organization of project activities of students. Siberian teacher. 2010, no. 3, pp. 42-44. (In Russian)
11. Smoleusova T. V., Petrovskaya E. A. TRIZ for the innovative elementary school in the transition to the GEF. Efficiency modernization of education: methodology, experience, perspective. Vol. 3, Novosibirsk, Novosibirsk Institute of Training and Retraining of Educators Publ., 2010, 388 p., pp. 61-65. (In Russian)
12. Smoleusova T. V., Mazunina E. A. Innovation separately - Parallel-parallel-training class players. Siberian teacher. 2010, no. 5, pp. 5-14. (In Russian)
© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved
48