ART 76022 УДК 373.2
Зырянова Светлана Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики до школьного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государ ственный педагогический университет», г. Сургут гугуапоуа-гвт @уапЬех. ги
Внедрение интегративных процессов в практику дошкольного образования
Аннотация. В статье раскрывается проблема интеграции в образовании в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Акцент делается на интеграцию как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Ключевые слова: интеграция, дошкольное образование, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Интегративные процессы, протекающие во всех сферах человеческой общественной жизни, в настоящее время оказываются чрезвычайно существенными для развития образования.
Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившееся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также приобретению новых знаний и умений.
Основным направлением внедрения интегративных процессов в практику дошкольного образования является интеграция содержания образовательного процесса, протекающая на уровне разработки стратегии дошкольного образования и практической ее реализации.
В практике дошкольных образовательных организаций на разных исторических этапах использовались различные формы интеграции. В частности, по степени плотности и устойчивости связей между объектами, вступившими в интеграцию, знакомы следующие ее формы: обобщение - сближение, соотнесение материала; комплекс -упорядочение отношений между ведущими интегрируемыми объектами, посредством выделения базисного, определенного (вспомним, например, тематические комплексы); система - создание целостного новообразования с появлением принципиально новых качеств; синтез - полное слияние, не расчленяемое далее.
Вопросы интегрированного обучения, связанные с разными аспектами интеграции образовательных областей, разных видов деятельности, преемственности различных ступеней образования, стали особенно актуальны в период введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [4].
Популярность направления интегративного обучения связана с тем, что оно способствует созданию у детей целостной картины окружающего мира, обогащает их представления о разных областях действительности, сохраняет здоровье. Интегра-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
ция, с одной стороны, позволяет взаимообогащать целостность восприятия содержания различных областей действительности, с другой - не нарушает собственной внутренней логики освоения каждой из областей.
Как отмечает О. А. Скоролупова, ФГОС ДО позволит создать единое образовательное пространство детства, которое на основе принципов интеграции и адаптивности позволит обеспечить успешную социализацию каждого ребенка-дошкольника [6].
Под принципом интеграции понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. При этом подчеркивается значимость не только интеграции содержания образования, но и организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Интеграция, являясь дидактическим принципом, требует преднамеренного и последовательного включения межпредметных взаимосвязей в образовательный процесс ДОО. Данное преобразование возможно посредством: интеграции в содержании учебного материала с целью раскрытия сущности научных понятий; интеграции методов обучения с целью всестороннего изучения понятий и явлений; интеграции теории и практики с целью практического использования теоретических знаний.
В практике дошкольного образования принцип интеграции реализуется через:
- интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических детских видов деятельности по освоению образовательных областей);
- интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста;
- интеграцию разных типов организаций (дошкольной, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотек, клубов) и групп детей дошкольного возраста, предоставляющих различные возможности для развития детей и обеспечивающих позитивную социализацию дошкольников.
Требования, предъявляемые к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рекомендовали проектировать её с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
О. А. Скоролупова, Н. В. Федина выдвинули интеграцию как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.
Построение интегрированного образовательного процесса ДОО возможно с учетом следующих условий: объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими; в интегрируемых образовательных модулях используются одинаковые или близкие методы обучения; интегрируемые модули строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях. Данный подход позволяет отойти от сложившейся учебно-дисциплинарной модели обучения детей дошкольного возраста. А именно:
- осуществлять междисциплинарные переходы между ранее разгороженными областями знаний и, следовательно, создавать новые образовательные области, дающие целостную, а не мозаичную картину мира;
научно-методический электронный журнал
- совершенствовать предметную систему, способствующую углублению взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами;
- преодолеть противоречия: между биологической и социальными программами развития ребенка; между углубленным изучением одного предмета и необходимостью применения интегративных знаний в жизни;
- гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности, сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность;
- пробудить внутренние резервы ребенка к приобретению знаний, раскрытию творческого потенциала; формировать творческую активность).
Безусловно, построение образовательного процесса с использованием интеграции требует от педагога систематизированных и разносторонних знаний, умения перспективно планировать свою деятельность с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Дальнейшее развитие этого принципа способно сформировать качественно новую систему - интегральное образовательное пространство, не противостоящее, а надстраивающееся, дополняющее предметную систему и полностью сохраняющее ее в качестве своего основания.
В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями поставлена задача - предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка в течение одного дня на определенную тему, в котором будет гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
К формам реализации принципа интеграции можно отнести: интеграцию на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграцию по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграцию видов детской деятельности.
Внедряя интеграцию в образовательный процесс ДОО, необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста: поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Л. С. Выготский); «схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду (в детском возрасте) «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей...» (В. В. Давыдов); «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцева).
Для эффективной организации интегрированного образовательного процесса в ДОО необходимо выделить факторы интеграции. В исследованиях Л. В. Трубайчук, С. В. Проняевой мы находим, что таким фактором интеграции может быть любой компонент содержания дошкольного образования или процесса либо качественные характеристики его участников [2].
Одним из факторов интеграции выступают образовательные области, которые выступают средством организации целостного процесса в ДОО. В ФГОС ДО подчеркивается, что содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Термин «образовательная область», с одной стороны, позволяет конкретизировать наполняемость основных направлений развития
научно-методический электронный журнал
детей, с другой стороны, не нарушает принцип интегративности содержания дошкольного образования, так как «образовательная область» не является узким направлением деятельности. ФГОС ДО выделяет пять образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОО в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение. Интеграция осуществлена удачно, если границы слияния областей не заметны, если они гармонично проникают друг в друга [4].
В пункте 2.5 ФГОС ДО отмечается, что «Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях». Это говорит о том, что все образовательные области носят интегрированный характер.
Так, например, в стандарте обозначено, что «развитие личности, мотивации и способностей детей» необходимо обеспечивать в различных видах детской деятельности, охватывая при этом пять взаимодополняющих образовательных областей (п. 2.6). При этом в нем не выделены отдельные разделы «Ознакомление с окружающим» и «Развитие элементарных математических представлений», а заявлена интегрированная образовательная область «Познавательное развитие», в которой заложены компетенции, связанные с целостными представлениями дошкольника об окружающем мире. Формирование этих представлений у детей дошкольного возраста возможно только в условиях интегрированного подхода [5].
Основные виды деятельности детей дошкольного возраста - игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная - являются также системообразующим фактором интеграции. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть их интегратором, который даёт основу для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и дети, и педагоги, и родители.
Вопрос об интеграции всех видов детской деятельности остается по-прежнему актуальным. Именно комплексность в решении этого вопроса позволяет полноценно использовать сензитивный период дошкольного детства и реализовать его временные резервы. Особенно важным является положение академика Л. В. Запорожца об «амплификации», т. е. обогащении всех видов детской деятельности, которые «имеют непреходящее значение для детского развития». Именно в этих видах деятельности формируются важнейшие личностные качества, складываются предпосылки учебной деятельности (умение планировать деятельность, удерживать цель, учитывать условия, выполнять правила, радоваться результату). Как отмечает Т. И. Ерофеева, без этих достижений дошкольного периода обучение в школе может превратиться в малопривлекательную рутинную деятельность, скучную обязанность, которая формально выполняется лишь при строгом контроле авторитарного взрослого.
В соответствии с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского развитие любого вида деятельности идет от совместной деятельности со взрослыми к совместной деятельности со сверстниками, и наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Каждому из названных видов деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Современной дошкольной дидактикой накоплен разнообразный и интересный материал по данной проблеме. В соответствии с принципами интеграции
научно-методический электронный журнал
образовательных областей формы работы, приемлемые для организации какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов деятельности. Например, игра как форма работы с детьми используется не только для организации игровой деятельности. В форме игры частично может осуществляться организация коммуникативной, познавательной, двигательной, изобразительной, музыкальной деятельности. Главное - формы работы должны быть адекватными с точки зрения возраста детей, целей развития детских деятельностей, эффективности их использования для реализации принципа интеграции, а также учета возможностей их применения для всей возрастной группы, отдельной временно сформированной команды, подгруппы детей или отдельного ребенка.
В планировании образовательной деятельности должны находить отражение следующие направления интеграции образовательного процесса в ДОО:
- интеграция по линии взаимодействия специалистов, различных участников образовательных отношений;
- интеграция содержания образовательных областей;
- интеграция на уровне целей и задач, форм и методов обучения, воспитания, развития.
Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующих результатах:
- содержательный результат - становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;
- дидактический результат - овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;
- воспитательный результат - мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей и механизмов исследования, экспериментирования, творчества. На этой основе самоизменяется, проектируется активная личность ребенка.
Таким образом, принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольную образовательную организацию коренным образом перестраивать образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование целостной личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
Ссылки на источники
1. Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - URL: http://e-koncept.ru/ 2015/75230.htm.
2. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / под ред. Л. В. Трубайчук. - Челябинск: ООО «РЕК-ПОЛ», 2011. - 158 с.
3. Лашкова Л. Л., Филиппова А. Р. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1(34). - С. 62-67.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
5. Румянцева И. Б. Готовы ли воспитатели дошкольных учреждений к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»? // Начальная школа плюс До и После. - 2014. -№ 5.- С. 76-80.
6. Скоролупова О. А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014. - 172 с.
научно-методический электронный журнал
7. Толмачева В. В. Моделирование педагогического процесса по формированию социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 122.
8. Шанц Е. А. Проектное обучение как фактор инновационных изменений в профессионально-педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. - ООО «РМНКО» - Международный научный журнал. - 2013. - № 5 (42). - С. 274-277.
Svetlana Zyryanova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the theory and methods of preschool and primary
education, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Implementation process integrated into practice preschool education
Abstract. The article reveals the problem of integration in education in the context of the federal state educational standards of preschool education. The emphasis is on integration as a priority requirement for the organization of educational and educational process in the DOO.
Key words: integration, preschool education, educational process, preschool organization.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
ISSN 2М4ШУ
9 'Г2 3 J4 12а ' 4 С
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Зырянова С. М., 2016