исторической памяти, сохранения старинных предметов для последующих поколений. Примерно столько же детей обозначили в своих ответах эстетическую роль музеев, дошкольники говорили, что музеи нужны «чтобы любоваться старинными красивыми вещами, на них смотреть...».
Анализ ответов детей позволяет заключить, что в целом имеющиеся представления дошкольников о музее являются верными, но как обычно в этом возрасте носят конкретный характер, нуждаются в систематизации и уточнении.
Полученные в ходе исследования данные позволили выделить ряд противоречий.
Первое противоречие заключается между пониманием детьми пятилетнего возраста роли музеев в развитии культуры вообще и личности человека в частности и недостаточным осознанием взрослыми, государством роли учреждений культуры и в частности музеев, библиотек в воспитании, развитии творческого потенциала личности. Иначе, чем можно объяснить бедственное материальное положение учреждений культуры в России?
Второе противоречие возникает между осознанием дошкольниками роли музеев в развитии личности ребенка, «музеи нужны, чтобы дети умнели.» (и не только для этого, разумеется) и нежеланием родителей посвящать досуг музею, частая занятость взрослых, недостаточное осознание родителями значимости музейных экскурсий для развития детей.
Сделанные нами в ходе локального исследования педагогические выводы касаются необходимости популяризации ресурсов музейного пространства нашего города, его возможностей в удовлетворении образовательных потребностей педагогов, родителей и детей. Сегодня требуется осмысление потенциала технологий музейной педагогики для развития детской деятельности, необходим поиск интерактивных форм, методов и приемов взаимодействия с детьми в пространстве музея, предполагающих активное включение ребенка в процесс познания истории и культуры родного города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крежевских, О.В. Значение предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности дошкольников / О.В. Крежевских // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2012. - № 3/4 (16). - С. 138-142.
2. Лашкова, Л.Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] : учеб. пособие / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, А.Р. Филиппова. - М. : Академия Естествознания, 2015. - 142 с.
УДК 373.2
И.С. Кочурова, г. Сургут
Современные педагогические исследования внедрения процесса интеграции в систему дошкольного образования
В статье обосновывается актуальность проблемы внедрения в современную систему дошкольного образования процесса интеграции, и раскрываются наиболее значимые исследования отечественных педагогов по данному вопросу.
Интеграция, интегрированный образовательный процесс, системообразующий фактор, вариант, этапы интеграции.
I.S. Kochurova, Surgut
Modern pedagogical study implementation of the integration process
in pre-school education
The article substantiates the urgency of the problem of introduction of modern system ofpreschool education in the integration process, and revealed the most important studies of local educators on the issue.
Keywords: Integration, integrated educational process, system-forming factor, the option of integration
steps.
Ключевым звеном в современной инновационной системе дошкольного образования является внедрение процесса интеграции. В отечественной педагогике интеграция приобретает статус фундаментального понятия и понимается педагогами как общенаучный, социальный фактор. Подобная точка зрения дает возможность ввести понятие интеграции в категориальную систему дошкольной педагогики на том основании, что оно принято в других науках и отражает вид современной социально-политической, финансовой и духовной жизни. Интегрированные подходы в российском образовании начинают исполнять преобладающую значимость. В этой связи актуализируется вопрос изучение современных педагогических исследований в области интегративного процесса в дошкольном образовании.
Сущность и содержание интегративного подхода в дошкольном образовании изучали многие отечественные ученые педагоги. Так идея интегрированного обучения нашла отражение в исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, М.Ю. Картушиной, М.А. Михайловой, Р.М. Чумичевой, С.Д. Сажиной и др. В работах Н.П. Сакулиной отражен и теоретически обоснован первый опыт интеграции художественной деятельности и содержания познавательной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста. Наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях воплотились в концепции художественно-эстетического воспитания Т.С. Комаровой.
Наиболее значимым для развития дошкольной педагогики являются научные труды Л.В. Трубайчук. По ее мнению, интеграция является основополагающим принципом развития современного дошкольного образования и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Л.В. Трубайчук считает, что обеспечение систематического функционирования внутрипредметных связей и интеграции образовательных областей в дошкольном образовании соответствует природе дошкольника, не противоречит его возрастным особенностям, позволяет создать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности.
В качестве «рабочей единицы» при организации интеграционного процесса в дошкольном образовании Л.В. Трубайчук выделяет системообразующий фактор, которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования или процесса, качественные характеристики его участников. Всего ученым выделено шесть системообразующих факторов:
1. Образовательные области
2. Тема, вокруг которой объединяются образовательные области.
3. Виды деятельности детей дошкольного возраста.
4. Формирование интегральных качеств личности.
5. Объединение форм обучения и воспитания дошкольников.
6. Познавательная задача, которую дети решают для открытия и явлений окружающего мира [5].
В качестве формы представления интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Л.В. Трубайчук предлагает использовать технологическую карту. Ученый считает, что результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:
- содержательный результат интеграции - становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира, формирование целостной картины мира и представлений о себе;
- дидактический результат - овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;
- воспитательный результат - мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей и механизмов исследования, экспериментирование, творчества. На этой основе самоизменяется проектируется активная личность [5].
Вслед за Л.В. Трубайчук многие отечественные педагоги исследовали процесс интеграции. Так были исследованы вопросы взаимодействия содержания разделов художественно-эстетического направления, разделов программы эстетического воспитания дошкольников средствами ознакомления с природой (Е.В. Клюева, О.Ю. Зырянова, Е.К. Янакиева), математическое развитие на основе ознакомления с художественной литературой (Т.С. Шевченко), взаимосвязь музыкального и математического развития на занятиях (В.А. Лаптева, В.А. Рылькова), математического развития и конструирования (Г.Н. Сидорук) и др.
М.В Лазарева предложила концептуальную модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. По ее мнению, «интегрированное обучение - это воспитательно-образовательный процесс, построенный на усилении взаимосвязей всех его компонентов, прежде всего, содержания разных предметных областей, отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях, и направленный на развитие и воспитание личности ребенка посредством формирования знаний, умений и навыков».
Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. При этом автор подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.
В целом построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе и принципе интеграции образовательных областей имеет по мнению, Н.Е. Васюковой, Н.М. Родина следующие преимущества:
- представления детей об окружающем мире становятся более целостными и глубокими;
- усиливается степень самостоятельности и активности детей, повышается мотивированность детской деятельности;
- смещается акцент образовательной работы с непосредственно образовательной деятельности на деятельность в режиме дня, что обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении индивидуального подхода и учета интересов самих детей;
- обеспечивает взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, у них вырабатывается единый взгляд на развитие ребенка-дошкольника.
О.А. Скоролупова, Н.В. Федина предлагают четыре варианта интеграции:
1. Интеграция содержания и задач психологической работы. В качестве примера авторы рассматривают, каким образом содержание конкретной образовательной области интегрируется с содержанием других образовательных областей, перечисляя подходящие задачи.
2. Интеграция детских видов деятельности. При его освещении О.А. Скоролупова, Н.В. Федина приводят, как они указывают, самые простые примеры форм работы с детьми, в русле которых можно интегрировать разную деятельность: утренняя гимнастика под музыку - интеграция двигательной и музыкальной деятельности; рисование под музыку - интеграция изобразительной и музыкальной деятельности.
3. Использование адекватных форм работы для решения задач двух или более образовательных областей. В качестве примера авторы приводят процесс соединения коллективного панно.
4. Использование средств одной образовательной области для решения задач других областей. Примером может служить чтение произведений художественной литературы [3].
B.С. Безрукова составила феноменологическую карту процесса педагогической интеграции, в которой достаточно скрупулезно представлен анализ процесса педагогической интеграции. Данную карту с полным основанием можно считать исходным материалом для построения любой формы педагогической интеграции. Ведь процесс интегрирования, иными словами, его проектирование В.С. Безрукова предполагает осуществлять в три этапа.
Первый этап интегрирования, по мнению автора, должен состоять в подготовке к процессу интегрирования, что предполагает:
- определение направления (цели) интеграции;
- подбор объектов интегрирования и их анализ;
- выбор формы процесса интеграции с ее сущностными и формальнологическими признаками;
- определить вид педагогической интеграции.
Итогом подготовительного этапа должна стать модель интегративного образования, т.е. сложившееся общее представление о том, что интегрируется и что из этого должно получиться.
Второй этап представляет непосредственную разработку избранной формы интегрирования, а именно:
- выбор системообразующего фактора;
- создание новой структуры новообразования;
- установление связей и зависимостей компонентов интегрирования;
- применение способов интегрирования;
- фиксирование нового интегративного образования
Завершается процесс интеграции проверкой полученного интегративного новообразования. Она включает:
- мысленный эксперимент по применению новой интегративной формы;
- оценку проекта интегративного образования;
- корректировку проекта;
- экспериментальное внедрение проекта.
C.В. Проняева исследовала проблему игры как интегратора образовательного процесса дошкольного учреждения. Ученый считает, что с точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса дошкольного учреждения, большими возможностями обладают разнообразные детские игры. Любая игра - глубоко интегрированная форма организации образования дошкольников.
С.Д. Кириенко исследовал проблему интеграции содержания образования через проектную деятельность дошкольников. Он пришел к выводу, что для определения объектов интеграции в каждом разделе программы необходимо выделить совокупность ведущих системообразующих понятий, идей, фактов, моделей, тем и т.п., образующих его содержательное «ядро», «смысловую доминанту» и определяющих объем материала раздела и его структуру по годам обучения. Основываясь на этих условиях, исследователь выделил ряд интегративных блоков, внутри которых осуществима интеграция образования в дошкольном образовательном учреждении: природа, ее основные закономерности и отношения (ознакомление с окружающим, экология, изобразительная деятельность, социальное воспитание); мир людей и искусство, их взаимоотношения и закономерности. Реализация содержания вышеперечисленных блоков возможна через четыре взаимосвязанных между собой направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Интеграция, по мнению С.Д. Кириенко - это системное образование, объединяющее интегративное целое.
А.С. Микерина исследовала процесс интеграции образовательных областей в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Исследователем было введено в дошкольную педагогику понятие «интегрированный образовательный процесс», которое определила как целенаправленный и систематический процесс объединения образовательных областей, разных видов детской деятельности, детско-взрослых отношений, обеспечивающий формирование у ребенка целостной картины мира [2].
Таким образом, в современном отечественном образовании интеграционные процессы, открывают новые возможности для интеграции. Если еще 20 лет назад шли споры о том, возможна ли интеграция в начальной школе, то в настоящее время доказано и психологией, и физиологией, и педагогикой, что интеграция необходима при образовании не только в младшем школьном возрасте, но детей дошкольников. Целостная картина окружающего мира воспринимается дошкольниками только за счет гармоничного объединения образовательных областей, различных видов детской деятельности. Искусственное расчленение на предметы в дошкольном возрасте противоречит принципу природосообразности и мешает ребенку видеть реально окружающий мир. Интеграция требует совершенствования образовательного процесса, который в современных условиях развития дошкольного образования предполагает отказ от занятий как формы организации учебно-воспитательного процесса в ДО. На смену им приходит интеграция образовательных областей как целостная форма организации образования дошкольников. Как было отмечено ранее, принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабаш, В.Г. Научно-исследовательская деятельность кафедры теории и методики дошкольного образования как условие реализации принципа интегративности в образовательном процессе / В.Г. Барабаш // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2012. - № 3/4 (16). - С. 211-214.
2. Микерина, А.С. Интеграция образовательных областей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Актуальные проблемы дошкольного образования: содержание и организация образовательного процесса в ДОУ : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск : Цицеро, 2013.
3. Скоролупова, О.А. О комплексно-методическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. -С. 40-45.
4. Трубайчук, Л.А. Интеграция как средство организации образовательного процесса / Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - №10.
5. Трубайчук, Л.В. Системообразующие факторы целостного интегрированного образовательного процесса в дошкольном учреждении / Л.В. Трубайчук // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 5. -С. 24-31.
УДК 373.2
О.В. Крежевских, г. Шадринск
Специфика разработки региональных программ экологического образования дошкольников (на примере Курганской области)
Выделены принципы разработки региональных программ экологического образования дошкольников, на примере Курганской области приводится содержание региональной программы.
Экологическое образование дошкольников, принципы экологического образования дошкольников, содержание экологического образования дошкольников, региональные программы, Курганская область.
O.V. Krajewskih, Shadrinsk
Specifics of development of regional programs of ecological education of preschool children (on the example of the Kurgan region)
A design principles of regional programs of environmental education of preschoolers, the example of the Kurgan region is the contents of the regional program.
Keywords: Ecological education of preschool children, the principles of environmental education of preschoolers, the content of environmental education ofpreschoolers, regional programs, Kurgan region.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что «часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно... может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (2.11.2)». Это положение Стандарта актуализировало творческую инициативу, связанную с разработкой программ, учитывающих национальные, региональные, социокультурные, природно-географические и другие условия.
Региональные программы экологического образования содержат большие потенциальные возможности для наполнения части, формируемой участниками образовательных отношений, поэтому необходимо проанализировать теоретические и методические подходы, связанные с их разработкой. Такие программы достаточно давно существуют в ряде крупных регионов, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. В тоже время для многих регионов России характерно особое природно-географическое положение, своеобразие флоры и фауны. Так, территория современного Зауралья представляет собой в основном лесостепную