УДК 372: 378
© А. С. Микерина
Методика познавательного развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема организации познавательного развития детей дошкольного возраста. Автор дает понятие «методика познавательного развития детей дошкольного возраста», раскрывает блоки методики, приводит примеры реализации каждого из них.
Ключевые слова: методика познавательного развития, познавательное развитие, гносеологический подход, личностно-деятельностный подход, интегративный подход.
A. S. Mikerina
The cognitive development methods of preschool children
This article discusses the problem of the organization of preschool children's cognitive development. The author gives the term «method of preschool children's cognitive development», explains its technique blocks and gives examples of the implementation.
Keywords: methods of cognitive development, cognitive development, epistemological approach, student-activity approach, in-tegrative approach.
Актуальность проблемы определяется тем, что освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого - приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие», которая еще не представлена в современных программах. Несмотря на то, что имеются теоретические осмысления проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в науке (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), которые посвящены психологическим аспектам изучаемого феномена, теория и методика дошкольного образования нуждается в теоретико-методическом освещении. В настоящее время отсутствует научно-методическое обеспечение познавательного развития детей дошкольного возраста, потребность в котором возрастает в связи с введением государственного стандарта дошкольного образования, где обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного. Данное обстоятельство подтолкнуло нас к разработке методики познавательного развития детей дошкольного возраста.
В качестве методологической основы познавательного развития детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе нами были определены: гносеологический (К. Лоренц, В. Куайн, Л.Н. Худякова и др.), лич-ностно-деятельностный (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев и др.) и интегрированный подходы
(С. В. Проняева, О. А. Скоролупова, Л. В. Тру-байчук, Н. В. Федина).
Методика познавательного развития детей дошкольного возраста, которую мы предлагаем, обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязанностью всех блоков, целостностью, так как построена на основе интеграции содержания форм, методов и видов деятельности в сфере формирования интегративных качеств личности.
Успешность решения проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста зависит от того, как в образовательной деятельности реализуется ряд принципов. При разработке методики познавательного развития детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе мы руководствовались следующими принципами, выделенными Л.В. Тру-байчук: принцип системообразующего фактора, принцип выделения из содержания обособленных элементов, принцип динамичности, принцип гибкости, принцип природосообразности, принцип сотрудничества педагога с детьми [1]. Рассмотренные нами принципы методики познавательного развития детей дошкольного возраста выступают во взаимодействии друг с другом и функционируют как целостная система.
Под методикой познавательного развития детей дошкольного возраста мы понимаем целенаправленный многоаспектный процесс, включающий три блока (когнитивный, деятель-ностный, эмоционально-чувственный), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и средств познавательного развития ребенка дошкольного возраста.
Методика познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста будет эффективно реализовываться в интегрированном образовательном процессе дошкольной образовательной организации посредством работы над компонентами познавательного развития:
• когнитивного, направленного на получение информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных и интеллектуальных задач) и формирующего целостную картину мира;
• деятельностного, отражающего организацию разных видов детской деятельности (сю-жетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;
• эмоционально-чувственного, определяющего отношение ребенка к познанию.
Когнитивный компонент методики внедрялся следующим образом: была разработана система дидактических игр, познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования, задания на развитие интеллектуальных умений дошкольников.
Целенаправленная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста велась нами на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшего возраста. В работе по сенсорному развитию детей дошкольного возраста мы проводили следующие дидактические игры:
1. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
- Чудесный мешочек.
- Определи на ощупь (найти предметы, различающиеся по одному признаку).
- Платочек для куклы (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
- Узнай фигуру (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).
- Найди пару (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).
2. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Найди предмет указанной формы (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).
- Из каких фигур состоит предмет? (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).
- Найди предмет такой же формы (учить выделять форму в конкретных предметах окру-
жающей обстановки).
- Какая фигура лишняя? (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).
3. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
- Сравни предметы по высоте.
- Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам).
- Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру), начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).
- В какую коробку? (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
- Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение предметов, какие нарисованы ближе, а какие - дальше).
4. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
- Какого цвета не стало?
- Какого цвета предмет? (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).
- Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом).
- Какие цвета использованы? (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).
- Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета).
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста мы решали познавательные задачи. Нами была разработана система познавательных задач по основным разделам:
Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой - снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? Кто разбил камень - валун? и др.
Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин - часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осе-
нью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря - толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом - ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? Насекомые и др.
Вот пример решения одной познавательной задачи на тему: «Кто разбил камень - валун?».
Цель: Закрепить представление детей о строении твердого вещества, показать детям влияние внешних факторов на твердое вещество. Учить решать исследовательские задачи с помощью системного оператора.
Ход решения данной познавательной задачи начинается с организации игры «На что похож?», суть которой заключается в предоставлении детям дошкольного возраста следующей загадки:
По цвету я похож.....на мышь.
По форме я похож.....на яйцо.
По размеру я похож.....на слона.
(камень - валун)
Загадка позволяет решать задачи образовательной области «Познание».
Далее мы переходили к непосредственному решению исследовательской задачи, предварительно обозначая перед дошкольниками проблему: «На территории детского сада есть валун. Он раскололся пополам. Кто его разбил?». Для ответа на этот вопрос предлагали дошкольникам использовать чудо-экран и задавали последовательно следующий ряд вопросов:
1. О каком объекте говорится в задаче? (о валуне).
2. Из каких частей состоит валун? (из маленьких человечков). Подскажите, какие они «маленькие человечки» у валуна, я нарисую (твердые, дружные, стоят очень близко друг другу и т.д.).
3. Где находится валун? Какие погодные условия действуют на него? (жара, холод, дождь, и т.д.).
4. Когда бывает холодно? Жарко? (Зависит от времени года: зимой снег, холод, и т.д.).
5. А летом, весной и осенью как погода меняется? (днем жара, ночью холод; то жара, то дождь...).
Далее делали небольшой вывод: От смены частей суток меняется и температура воздуха. Организация данной беседы интегрирует знания детей и позволяет реализовать задачи нескольких образовательных областей, таких как: «Познание», «Социализация» и «Коммуникация».
6. Что происходит с «маленькими человечками» при низкой температуре? (им холодно,
прижимаются друг другу).
7. При высокой температуре? (им жарко, начинают размахивать руками).
С целью более наглядного представления обозначенного явления мы проводили игру: «Холодно - жарко». Детям в данной игре предлагалось сыграть роль «человечков» большого камня. Мы обозначали детям ситуацию: Вам холодно. Теперь жарко. Холодно, жарко (Дети то убыстряют, то замедляют темп). В результате эти «человечки» не успели принять положение, камень треснул. Продолжали демонстрировать данную ситуацию до 3-4 раз и делали вывод о том, что в камне образовалось много трещин, он раскололся. Такой наглядный показ решения задачи обеспечивал реализацию целей образовательной области «Физическая культура».
В качестве заключения при решении представленной познавательной задачи детям задавался вопрос: «Кто же сломал камень?».
Организация познавательного развития детей дошкольного возраста путем решения поисковых задач позволяет педагогу систематизировать знания дошкольников из разных образовательных областей, формировать у них умственную активность, развивать познавательный интерес, способность самостоятельно делать выводы.
Для детей старшего дошкольного возраста в связи с возросшими интеллектуальными умениями предоставлялись интеллектуальные задачи («Собери фигуру», «Чудесные превращения» и др.).
Игра «Собери фигуру», цель которой - учить детей анализировать элементарную схему предмета. Детей рассаживали за столики, им говорилось, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Показывали первую картинку - самолет. Картинка устанавливалась так, чтобы дети могли ее видеть все время, пока они складывали. Затем дети получали комплексы фигурок, из которых могли сложить картинку. Дети из своих деталей складывали картинку, а воспитатель наблюдал, соответствует ли эта картинка образцу. Воспитатель отмечал тех, кто сделал задание правильно и быстрее остальных. Затем детям предлагалась следующая картинка. Выполняя условия этой игры, дети научились проводить анализ строения предметов.
Дидактическая задача игры «Чудесные превращения» - учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживались за столиками. Воспитатель говорил, что сейчас они будут играть в игру «Чудесные превращения». Он будет показывать детям разные карточки, а они
должны подумать, на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своем листе бумаги картину. Кто хотел, мог нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки были готовы, дети все вместе рассматривали их и анализировали. Оценивая работы, мы отмечали соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игра повторялась с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение.
Так проводилась система работы над когнитивным компонентом познавательного развития детей дошкольного возраста, методика работы над деятельностным компонентом познавательного развития была представлена следующим образом.
Деятельностный компонент реализовывался через проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.
В процессе формирующего этапа использовались разного вида проекты с детьми старшей группы: комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
В основе проекта лежит исследовательский метод обучения, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать ее, расширяют свой кругозор.
Нами также был разработан и проведен целый ряд опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Среди опытов и экспериментов с живой природой были использованы следующие: «Испарение влаги с листьев растений», «Где лучше расти» и др. В качестве опытов и экспериментов с неживой природой были предложены следующие: «Сухой из воды», «Поможем воде стать чистой» и др.
Например, «Где лучше расти».
Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их.
Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему - не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.
Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.
Опыт «Поможем воде стать чистой».
Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?
Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.
Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:
• грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;
• такую воду нельзя употреблять в пищу;
• ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье...) [2].
Эмоционально-чувственный компонент методики познавательного развития реализовывал-ся через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.
Задачу развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста мы решали средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы. С этой целью был подобран необходимый репертуар, перечень познавательных книг, коллекция репродукций картин, разработаны планы экскурсий и наблюдений в природе.
В ходе непосредственно образовательной деятельности по теме «Времена года» нами был использован следующий репертуар: П.И. Чай-
ковский «Времена года», И. Штраус «Весенние голоса», М. И. Глинка «Жаворонок», А. Вивальди «Времена года». Данное музыкальное сопровождение позволяло эмоционально наполнить образовательный процесс, поддерживать интерес к познавательной информации детей на всем протяжении непосредственно образовательной деятельности.
Также мы использовали репродукции картин И.И. Шишкина, стихотворения А.С. Пушкина о временах года, например: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Уж небо осенью дышало...» и др.
Данные средства позволяли нам наиболее полно развивать эмоциональную отзывчивость детей дошкольного возраста. Создание ситуации
успеха предполагало специально организованную деятельность взрослого, когда ребенок от процесса или результата своей деятельности чувствовал радость, успех.
В целом работа по познавательному развитию детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе проходила с опорой на познавательные возможности детей дошкольного возраста, строилась с учетом принципа интеграции и обеспечивала формирование целостной картины мира детей. Все компоненты методики (когнитивный, деятельност-ный и эмоционально-чувственный) тесно связаны и взаимодополняемы.
Литература
1. Трубайчук Л. В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании / Л. В. Трубайчук, С. В. Проняева. - Челябинск: Искра-Профи, 2013. - 165 с.
2. Микерина А.С. Методика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / А. С. Микерина. - Челябинск: Искра-Профи, 2013. - 106 с.
Микерина Алена Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]
Mikerina Alena S., post-graduate student, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Chelyabinsk State Pedagogical University, е-mail: [email protected]
УДК 373.3.016
© И. Г. Моргунова
К вопросу о типологии уроков технологии в начальной школе
В статье представлен обзор различных подходов к классификации уроков технологии в начальной школе; дан их анализ. Ключевые слова: урок технологии, младшие школьники, классификация уроков, тип урока, структура урока.
I. G. Morgunova
To the question of technology lessons types in primary school
The article presents an overview of different approaches to the classification of technology lessons in primary school; their analysis is given.
Keywords: technology lesson, elementary school pupils, classification of lessons, lesson type, lesson structure.
Вопрос о типах уроков и особенностях их структуры продолжает оставаться одним из проблемных для дидактики современной общеобразовательной школы. Следует признать, что типология уроков окончательно не разработана. Пока нет сколько-нибудь цельного описания, общепризнанной их классификации. Это порождает многообразие и своеобразие подходов к пониманию типов уроков и выбору оснований для их классификации, особенно в частных методиках. А ведь без четкого представления о том, что, по сути, представляет урок каждого типа, каковы особенности его структуры, основ-
ные дидактические цели, специфика применения методов и средств обучения, особенности организации учебной деятельности учащихся и прочее, невозможно выстроить логически стройную систему уроков по разным дисциплинам. Следовательно, разработка типологии уроков в начальной школе - это не чисто теоретическая проблема, а проблема сугубо практическая. Крупный отечественный дидакт Г. Н. Приступа утверждал, что «вопрос о типах уроков - это по сути дела вопрос о процессе овладения учебным материалом. Значит, и тип урока должен определяться этапами и характером (курсив наш)